Научная статья на тему 'Кейс-метод в современном учебном процессе'

Кейс-метод в современном учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интерактивное обучение / образование / современное обучение / кейс-метод / педагогика. / interactive training / education / modern training / case method / pedagogy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мафтуна Саидова, Бахтиёр Саидов

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами все большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание «фокус-групп», проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название КЕЙС-МЕТОД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case method in a modern educational process

At the present stage of development of education, along with traditional methods and techniques, interactive learning is becoming increasingly popular. In the context of interactive learning, a technology has been developed for conducting interactive lectures, providing for the creation of focus groups, design technologies, trainings, etc. One of these technologies is called CASE-METHOD.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в современном учебном процессе»

Science

through time and space

TBscience se

Жамият ва инновациялар - he

Общество и инновации - i

Society and innovations

Journal home page:

https: //inscience.uz/index.php/socinov/index

Case method in a modern educational process

Maftuna SAIDOVA! Bakhtiyor SAIDOV

Termez State University

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received February 2021

Received in revised form

20 February 2021

Accepted 15 March 2021

Available online

15 April 2021

Keywords:

interactive training,

education,

modern training,

case method,

pedagogy.

At the present stage of development of education, along with

traditional methods and techniques, interactive learning is

becoming increasingly popular. In the context of interactive

learning, a technology has been developed for conducting

interactive lectures, providing for the creation of focus groups,

design technologies, trainings, etc. One of these technologies is

called CASE-METHOD.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International

(CC BY 4.0) license (https: //creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Хозирги укитиш жараёнидаги кейс-методи

АННОТАЦИЯ

Калит сузлар:

интерфаол таълим,

таълим,

замонавий укитиш,

кейс методи,

педагогика.

Таълимни ривожлантиришнинг хозирги боскичида

анъанавий усул ва методлар билан бир каторда интерфаол

таълим тобора оммалашиб бормокда. Интерфаол таълим

шароитида “фокус-гурухлар” дизайн технологиялари,

тренинглар ва бошкаларни яратишни таъминлайдиган

интерфаол маърузалар Утказиш технологияси ишлаб

чикилди. Ушбу технологиялардан бири КЕЙС-МЕТОД деб

номланади.

1 4-course student of the Faculty of Music, Termez State University, Termez, Uzbekistan.

E-mail: [email protected].

2Senior Lecturer, Termez State University, Termez, Uzbekistan

E-mail: [email protected]

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

Кейс-метод в современном учебном процессе

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова: На современном этапе развития образования наряду с

вание обучение, традиционными методами и приемами все большую

образование,

р популярность приобретает интерактивное обучение.

современное обучение,

кейс-метод, В контексте интерактивного обучения разработана

педагогика. технология проведения интерактивных лекций,

предусматривающая создание «фокус-групп», проектные

технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий

получила название КЕЙС-МЕТОД.

Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале ХХ в.

В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине,

юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-

образовании. В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение

в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике,

бизнес-образовании.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской

школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых

программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что

невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи

лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими

предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе

подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах,

влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным

элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели

Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению,

публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для

преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех

ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях [1].

Метод кейсов Также может иметь несколько источников (видов

информационной базы): социальная жизнь со всем обилием трудностей и

достоверных фактов, образование, определяющее задачи, цели и методы обучения,

наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие

методик, литература художественной и публицистической направленности,

статистические и другие данные. Чаще всего кейс-метод осуществляется в

аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из

самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий,

методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач.

Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать

всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

латинского сази$ - запутанный необычный случай; а также от английского сазе -

портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.

Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо

выявляют проблему и пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из

сложной ситуации, когда проблема обозначена.

321

|5аепсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

Формулировка кейс-задания проходит в несколько последовательных этапов:

1. Определяется цель создания кейса. Целью будет тот результат, к которому

стремиться компания. Это может быть совершенствование какой-либо системы или

процесса управления, внедрение новой технологии в управление персоналом,

повышение эффективности работы разных категорий персонала и т.д.

2. Выявить реальную ситуацию или организацию, которая соответствует

поставленной цели. Т.е. необходимо идентифицировать конкретные случаи, с

которыми сталкивалась организация в рассматриваемой области.

3. Собрать необходимую информацию для кейса. Источниками информации

могут выступать: сеть интернет, печатные издания и публикации, журнальные

статьи, статистические сводки. Так же еще одним важным источником получения

информации является сама организация, которая может предоставить открытые

данные.

4. Подготовить первичный вариант пакета заданий с найденным материалом.

На этом этапе осуществляется создание макетов задания, компоновка и

редактирование материала, определяется презентационная форма кейса (видео,

аудио, печатная и др.).

5.На этом этапе необходимо получить разрешение организации за

публикацию содержащихся в кейсе сведений о рассматриваемой организации.

6. Провести апробацию кейса с привлечением широкой аудитории и обсудить

задания с коллегами, результатом чего должна быть их экспертная оценка. Эта

оценка способствует выявлению недостатков подготовленного материала, что

позволяет его улучшить.

7. Разработать рекомендации по использованию кейса. На этом этапе

необходимо сформулировать основные задачи, которые необходимо решить, и

вопросы для ведения обсуждений кейса. Также необходимо четко описать действия

обучающихся в процессе решения кейса. Соблюдение представленного выше

алгоритма разработки задания крайне необходимо, ведь здесь работает принцип

«какой вопрос, такой ответ», т.е. чтобы найти решение какой-либо проблемы, важно

отразить именно те ее элементы, которые могут повлиять на дальнейших ход

решения. Правильно сформулированные условия позволят лучше разобраться в

ситуации, а, следовательно, решить ее наиболее лучим способом.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках

экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа

большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии

предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного

ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут

соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим

учебный процесс относятся:

— метод инцидента;

— метод разбора деловой корреспонденции;

— метод ситуационного анализа.

Реализация кейса: само название метода говорит о том, что для разбора будет

представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо

художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все

необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая

322

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - $ос1еу апа тпоуаНопз

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и

описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений

между ними. Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный,

социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они

не могли изначально уловить даже намеки на поставленную проблему. В ряде

случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных

проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько

качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Выделяют 3 цели педагогической деятельности в кейс-методов с учащимися:

1. Подведение учащихся к пониманию ценности образования,

государственных гарантий на доступность и бесплатность образования,

взаимосвязи права на образование и обязанности получить общее среднее

образование;

2. Развитие умения: организовать своих знаний и упорядочить их, создавать

свои собственные приемы обучения, принимать самостоятельные решения и

выдвигать собственные идеи; отстаивать свои права.

3. Воспитательные: способность брать на себя ответственно; толерантность в

восприятии качеств и черт характера окружающих.

Напоследок возьмем один пример из предлогов современного русского языка.

«Предлоги весьма частотны, и, к сожалению, их употребление в речи

сопровождается своеобразными, причем достаточно устойчивыми, ошибками» [5].

Предлоги в и на относятся к самым частотным словам в русском языке.

Усвоение их необходимо уже на начальном этапе обучения. Правила их

употребления не всегда просты, ср.: ехать в автобусе - на автобусе, написать на

телеграмме - в телеграмме, одеть на костюм - в костюм, жить нареке - в реке.

Вышеуказанном примеры можно использовать кейс - методы для описания

ситуации, а также выявление двойственных употребление предлогов.

Реализация современных требований к профессиональной подготовке

будущих специалистов предполагает достижение интегрированною конечного

результата образования, в качестве которого может рассматриваться

сформированность у выпускников профессиональной компетентности как

единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности

к решению больших групп задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Геринг Д. Исследование ситуаций: принципы и практика. - Кембридж:

Кембридж юниверсити пресс, - 2007.

2. Долгоруков А. Метод сазе-56иду как современная технология профессионально-

ориентированного обучения. - ЦВ: ВИр:/ /млиг.еуоКоупесазе/сазе.биау Пат.

3. Камалов У.А. Оптативные предложения в русском и узбекском языках //

Молодой ученый. - 2020. — №. 47. - С. 449-452.

4. Камалов У.А. Речевое общение и проблемы лингводидактики //Актуальные

научные исследования в современном мире. - 2018. - №. 4-8. - С. 85-88.

5. Камалов У.А. Колебания в употреблении предлогов в и на с конкретными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

существительными //Актуальные научные исследования в современном мире. -

2017. - № 2-7. - С. 69-72.

328

о

fiScience Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations

ным Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

6. Саидов Б.М. Анализ проблемы использования игры в воспитании и

обучении детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -

2019. - №. 3. - С. 102-104.

7. Саидов Б.М. Синонимичные средства выражения временных отношений в

художественном стиле речи // Педагогическое образование и наука. - 2020. — №. 1.

- С. 141-143.

8. Muhamadiyev T.U. The impoliteness strategies finding in internet user //

Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2020. РР. 61-64.

324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.