Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
АБРАМОВ Олег Николаевич и другие ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ...
V7TK" 78 ¿1 -ПОЛ. Í7S ©2021 Контент доступен по лнпеюин СС BY-NC 4.0
•УД1^ J /0.4-.UU4- |(сс) кУ<$) | TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0001 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ZOOM ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 788701 SPIN: 5569-0033 ResearcherID: AAH-7090-2019 ORCID: 0000-0003-3081-2213
АБРАМОВ Олег Николаевич, кандидат технических наук, доцент Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected])
AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 552980 SPIN: 9176-6390 ResearcherID: J-3277-2017 ORCID: 0000-0002-9928-9451 ScopusID: 57191840566
БУЛАЕВА Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Переход образовательных организаций на дистанционное обучение определили перед преподавателями необходимость внедрения в свою деятельность разнообразных сервисы для дальнейшего обучения студентов. Благодаря своим функциональным преимуществам, Zoom предоставляет возможность преподавателям проводить онлайн - занятия эффективно. Zoom обладает программным обеспечением, которое позволяет реализовывать взаимодействие посредством организации видеоконференций, чатов, семинаров. Zoom обладает рядом достоинств, которые делают его незаменимым помощником в дистанционном обучении. Цель статьи заключается в описании возможностей образовательной платформы Zoom в процессе дистанционного обучения. В статье раскрыта роль платформы Zoom в организации дистанционного обучения. Zoom представляет собой информационную платформу, которая была создана для проведения видеоконференций, вебинаров, дистанционного обучения. Онлайн-платформа приобрела высокую популярность в организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. Описан опыт проведения онлайн-занятий на платформе Zoom. Преподаватели высших учебных заведения для повышения эффективности дистанционного обучения в Zoom использовали технологию проблемного вопроса, технологию веб-квеста, технологию критического мышления. Реализация дистанционного обучения на платформе Zoom положительно влияет на организацию образовательного процесса в современном мире. Использование платформы Zoom позволяет воспроизводить демонстрацию экрана, переключаться с одной видеоконференции на другую, передавать информацию с помощью чата.
Ключевые слова: дистанционное обучение, Zoom, студенты, платформа, сервис, онлайн-занятия, презентации, демонстрация экрана, видеоконференции, чат.
ZOOM EDUCATIONAL PLATFORM FEATURES FOR DISTANCE LEARNING
© The Author(s) 2021
ABRAMOV Oleg Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor Tyumen Higher Military Engineering Command School named Marshal Engineering
Troops A.I. Proshlyakova (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) BULAEvA Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: e-mail:[email protected]) Abstract. The transition of educational organizations to distance learning has determined the need for teachers to introduce a variety of services for further training of students in their activities. Thanks to its functional advantages, Zoom provides an opportunity for teachers to conduct online classes effectively. Zoom has software that allows you to implement interaction through the organization of video conferences, chats, seminars. Zoom has a number of advantages that make it an indispensable assistant in distance learning. The purpose of the article is to describe the possibilities of the Zoom educational platform in the process of distance learning. The article reveals the role of the Zoom platform in the organization of distance learning. Zoom is an information platform that was created for video conferences, webinars, and distance learning. The online service has become very popular in the organization of the educational process in the context of distance learning. The experience of conducting online classes on the Zoom platform is described. The high school teachers to improve the effectiveness of distance learning in Zoom used the technology issue, the technology web-quest, a technology of critical thinking. ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 13
ABRAMOV Oleg Nikolaevich and other
ZOOM EDUCATIONAL PLATFORM FEATURES...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
The implementation of distance learning on the Zoom platform has a positive impact on the organization of the educational process in the modern world. Zoom has advantages that increase its importance in the learning process.
Keywords: distance learning, Zoom, students, platform, service, online classes, presentations, screen demonstrations, video conferences, chat.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Переход образовательных организаций на дистанционное обучение поставил перед преподавателями определенные сложности. Педагогам необходимо было принимать быстрые решения для эффективной организации образовательного процесса [1]. Преподаватели активно начали внедрять в свою деятельность разнообразные сервисы для обучения студентов. Преимущественно в образовательной деятельности начали использоваться информационные площадки YouTube, учи.ру, Zoom. Данные сервисы позволили в процессе дистанционного обучения оперативно предоставлять обучающимся учебную информацию, проводить семинарские занятия [2]. Из большого количества возможных информационных ресурсов педагогам необходимо было выбрать удобный и оптимальный вариант для реализации процесса обучения в информационном пространстве.
Благодаря своим функциональным преимуществам, Zoom предоставляет возможность преподавателям проводить онлайн - занятия эффективно [3]. Zoom обладает программным обеспечением, которое позволяет реали-зовывать взаимодействие посредством организации видеоконференций, чатов, семинаров. Педагог, организуя видеоконференцию, может включать и выключать видео, запрашивать студентов включить звуковое сопровождение [4]. В Zoom собрано большое количество функций, которые помогают организовать эффективный процесс обучения. Zoom обладает рядом достоинств, которые делают его незаменимым помощником в дистанционном обучении.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Формат дистанционного обучения является инновационным. Мнения экспертов в этой области расходятся, поскольку существуют разные точки зрения, касательно внедрения дистанционного обучения в жизнедеятельность. Компания Zoom опубликовала данные о том, что в марте 2020 года количество пользователей данной платформы превысило 200 млн, когда на декабрь 2019 года было зафиксировано всего 10 млн [5]. Динамика участников онлайн-платфор-мы Zoom говорит о росте его популярности.
Пиперски А. утверждает, что переход к дистанционному обучению должен обеспечить проведение занятий наравне с учебными занятиями в аудиториях. Он размышляет о том, какие изменения можно внести в прежний процесс обучения для развития образовательной системы [6]. Дистанционное обучение, по мнению Пиперски А., ставит проблему синхронности, потому что существует потребность одновременного присутствия студентов на онлайн-платформе.
Ахмедов Э. высказывает мнение о том, что для успешного дистанционного обучения необходимо создание единой платформы [7]. По его мнению, каждый педагог для себя должен определить информационный ресурс, на котором он будет работать.
Елисеева К.П. представляет дистанционное обучение как взаимодействие обучающихся с педагогом в виртуальном пространстве [8]. Период дистанционного обучения несет в себе потребность студентов задавать вопросы по изучаемому материалу, чувствовать обратную связь от педагога.
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в описании возможностей образовательной платформы Zoom в процессе дистанционного обучения.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть роль платформы Zoom в организации дистанционного обучения;
- раскрыть технологии и приемы, используемые на онлайн-занятиях на платформе Zoom.
Используемые методы, методики и технологии. В статье проведен анализ материалов научно-исследовательской деятельности педагогов университетов, изучены методические материалы, осуществлена систематизация данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Zoom представляет собой информационную платформу, которая была создана для проведения видеоконференций, вебинаров, дистанционного обучения. Zoom приобрел высокую популярность в организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения [9].
Использование платформы Zoom приобрело широкое распространение, поскольку показало высокое качество соединения [10]. Такое преимущество является приоритетным, поскольку качественная связь позволяет одновременно присутствовать на занятии большому количеству студентов, без перебоев. Еще одним важным преимуществом платформы Zoom является возможность персонального общения с каждым студентом. Например, преподаватель может задать вопрос конкретному студенту, отключая при этом микрофон других участников.
Программное обеспечение платформы Zoom позволяет осуществлять демонстрацию экрана, что может заменить показ презентации или раздаточный материал в аудитории [11]. Демонстрируя видеоролик, графики по изучаемому материалу, преподаватель делает учебное занятие более информативным. С внедрением информационных ресурсов у преподавателя все так же есть возможность использовать доску, которая всегда была главным инструментом в процессе обучения, только в онлайн режиме [12]. Встроенный чат также предоставляет возможность студентам оперативно акцентировать внимание на возникающих сложностях. С помощью чата можно обмениваться файлами, отправлять домашние задание и быстро предоставлять студентам полученные баллы.
Преподаватель во время онлайн занятия может беспрепятственно выходить из видеоконференции с одной группы и присоединиться к другой. Такая возможность необходима для предоставления разным студентам индивидуальных заданий [13]. Разным группам студентам можно предложить задания в соответствии с их умственными способностями. Эффективно такое деление во время проведения зачетов, контрольных работ и экзаменов.
Платформа Zoom позволяет проводить мероприятия, на которых студенты могут присутствовать без временных затрат. Однако в Zoom существует ограничение по времени, которое составляет 40 минут. Студенты и преподаватели могут с любых устройств заходить в видео-чат или конференцию (смартфон, ноутбук, планшет) [14]. Возможности онлайн-платформы Zoom позволяют записывать видеодемонстрацию, которую в последующем можно использовать для уточнения необходимой информации.
Указанные возможности платформы Zoom позволяют эффективно организовывать образовательный процесс в доступном формате.
Для повышения эффективности дистанционного обучения в Zoom можно использовать технологию проблемного вопроса. Студентам предлагаются проблемы, которые студенты в процессе учебного занятия решают
14
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
АБРАМОВ Олег Николаевич и другие ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ...
совместно с педагогом с использованием учебных материалов [15-22]. С помощью такой технологии преподаватель повышает не только общие компетенции, но и профессиональные.
В современных реалиях критическое мышление набирает все большую популярность, поскольку позволяет студентам сформировать собственные идеи и убеждения. Дистанционное обучение на платформе Zoom позволяет обучающимся выражать собственное мнение, которое вполне может не совпадать с другим. Педагог задает вопрос студентам, а они, используя имеющиеся ресурсы, пытаются найти истину [23].
Очень важно использовать на образовательной платформе наглядные средства, что способствует лучшему усвоению студентами учебного материала. При демонстрации на экране нескольких вариантов ответа студентам легче будет сделать правильный выбор.
Использование веб-квестов в дистанционном обучении на платформе Zoom позволяют студентам в режиме виртуального времени решать поставленные задачи. Данный метод поможет студентам развить навыки самостоятельного поиска информации, определить пути преодоления проблемной ситуации. В процессе дистанционного обучения студенты взаимодействуют друг с другом, воспитывают ответственность за результаты своей деятельности.
Для эффективной реализации дистанционного обучения необходимо выполнить некоторые требования:
1. Четко определить структуру учебного занятия, которое будет изменяться только в зависимости от формата обучения [24].
2. Высокая скорость в интернет всеми субъектами образовательного процесса.
3. Наличие наглядных пособий для вовлечения студентов в процесс обучения.
В последнее время Zoom всё чаще и активнее используется в дистанционном обучении, поскольку все представленные в нем возможности направлены на повышение эффективности образовательного процесса. Педагог, ориентируясь на запросы современности, выстраивает учебное занятие в соответствии с особенностями конкретной учебной группы. Главное, правильно составить план занятия, чтобы студенты непрерывно участвовали в процессе обучения.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье была раскрыта роль платформы Zoom в организации дистанционного обучения, раскрыты технологии и приемы проведения онлайн-занятий на платформе Zoom.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Реализация дистанционного обучения на платформе Zoom положительно влияет на организацию образовательного процесса в современном мире. Zoom обладает рядом преимуществ, которые повышают его значимость в процессе обучения. Zoom является образовательной платформой, которая позволяет осуществлять образовательной процесс в Интернет-пространстве. Использование данной информационной платформы позволяет проводить учебные занятия с высокой эффективностью.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Свою популярность платформа Zoom приобрела сравнительно недавно, поэтому необходимо в дальнейшем изучать его применение в процессе обучения, разрабатывать конкретные методы и инструменты работы на данной платформе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Бахарев Н.П., Кулагина Ю.А., Лаптева А.В., Кириллова И.К. Технологии мультимедиа в профессиональном образовании. Amazonia Investiga. 2020. Т. 9. № 26. С. 391-398.
2. Markova, S.M., Zanfir, L.N., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V., Tsyplakova, S.A. (2019). Department of educational process in conditions of implementation of interactive training of future engineers. Amazonia Investiga, 8 (18), 450-460.
3. Ivanova, N. L., Korostelev, A. A. (2019). The impact of competitive
approach on students'motivation in sport. Amazonia Investiga, 8 (18), 483490.
4. Илятенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.
5. Чулюков В.А., Сидорова О.А., Дубов В.М. Новые технологии эффективного вовлечения обучающихся в процесс обучения // Современное педагогическое образование. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/novye-tehnologii-effektivnogo-vovlecheniya-obuchayuschihsya-v-protsess-obucheniya (дата обращения: 09.10.2020).
6. Худякова А.В. Технологический подход к проектированию образовательного веб-квеста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskiy-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovatelnogo-veb-kvesta (дата обращения:
09.10.2020).
7. Самсонов В.С., Насанова Б.Б. Информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов СПО //Вестник БГУ. 2012. №SB.
8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.
9. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2.
10. Голодок Д.А., Алексеев В.М. Преимущества дистанционного обучения // Инновационная наука. 2016. №11-2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/preimuschestva-distantsionnogo-obucheniya-1 (дата обращения: 13.01.2021).
11. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. №9-1 (87). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/eschyo-raz-o-distantsionnom-obuchenii-organizatsiya-i-obespechenie-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 13.01.2021).
12. Гилязова О.С. Молодежь и интернет-коммуникации: социальный аспект. В сборнике: Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования Материалы XVI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Редакционная коллегия: Е.В. Грунт, Г.Б. Кораблева, А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, А.В. Стартинова. 2013. С. 1211-1218.
13. Дубинина Д.А. Информационная образовательная платформа вуза // StudNet. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionnaya-obrazovatelnaya-platforma-vuza (дата обращения:
13.01.2021).
14. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.
15. Гилязова О.С. Дистанционное образование для российской молодежи: возможности и ограничения. В сборнике: Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм Сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции. 2015. С. 116-121
16. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние COVID-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.
17. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коростелев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий // Балтийский гуманитарный журнал.
2019. Т. 8. № 2 (27). С. 21-24.
18. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.
19. Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Сорокина Н.И. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42.
20. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 163-168.
21. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.
22. Павличева Е.Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50-55.
23. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Использование инструментов электронной образовательной среды в высшей школе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 5-2. С. 131-135.
24. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
Статья поступила в редакцию 20.01.2021
Статья принята к публикации 27.08.2021__
15
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008