успешно реализует себя и испытывает чувство достигнутой этом, чем выше направленность личности на общественную и
идентичности, являются: профессиональная деятельность, профессиональную деятельность, семью, тем меньше такая
семья, внутренний мир, общественная деятельность. Но при личности уделяет внимания собственному здоровью.
Библиографический список
1. Conger, J. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership / J.A. Conger, R.N. Kanun-
go, S. Menon, P. Mathur // Canadian journal of administrative sciences. - 1997. - Vol. 14. - № 3.
2. Bass, B.M. Current developments in transformational leadership: Research and application. The Psychologist-Manager Journal. - 1999. - № 3.1.
3. Shils, E. Charisma, order, status // American sociological review. - 1965. - Vol. XXX.
4. Зинев, С.Н. Харизматическая личность: идентификация и манифестация в трансформирующемся мире: дис. ... канд. философ. наук. -Ставрополь., 2005.
5. Кравченко, В.П. Харизматическая личность: многообразие понимания: монография. - СПб., 2005.
6. Сосланд, А. Харизматичная личность в психотерапии [Э/р]. - URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books /sosla01/index.htm
7. Филь, Т.А. Структура харизматической личности педагога // Тенденции развития Российской системы профессионального образования в условиях глобализации: Сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции 9 - 10 декабря 2009 г. / под науч.ред. М.А. Петровой, Н.Н. Савиной. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. - Ч. 1.
8. Филь, Т.А. Теоретическое исследование структурных компонентов харизматической личности // Вестник ТГПУ. - Томск. - 2009. - Вып. 5 (83).
9. Фреик, Н.В. Политическая харизма: обзор зарубежных концепций создать [Э/р]. - URL: http://www.sociologi.ru
10. Швецова, Н.А. Феномен харизмы в современном религиозном сознании // Вестник Костромского государственного университета им.
Н.А. Некрасова. - 2006. - Т. 12. - № 7.
11. Энкельманн, Н. Харизма. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни / пер. с нем. - М.: ЗАО «Интерэксперт», 2005.
12. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. - М.: МОСУ, 2001.
13. Антонова, Н.А. О профессиональной идентичности и ее диагностике [Э/р]. - URL: http://www.nbuv. gov.ua/portal/Soc_ Gum/ Gnvp/2 010_3_SV/40.pdf
14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.
Bibliography
1. Conger, J. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership / J.A. Conger, R. N. Kanungo, S. Menon, P. Mathur // Canadian journal of administrative sciences/ - 1997. - Vol. 14. - № 3.
2. Bass, B.M. Current developments in transformational leadership: Research and application. The Psychologist-Manager Journal. 1999. - № 3.1.
3. Shils, E. Charisma, order, status // American sociological review. 1965. Vol. XXX.
4. Zinev, S.N. Charismatic person: identification and demonstration in the transformed world: PhD diss. - Stavropol., 2005.
5. Kravchenko, V.P. The charismatic person: variety of understanding. - SPb., 2005.
6. Sosland, A. Charismatic person in psychotherapy. URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/sosla01/index.htm
7. Fil, T.A. Structure of a charismatic person of the teacher // Tendencies of progress of the Russian system of vocational training in conditions of globalization: the Collection of proceedings on materials of the International s/p conference, 2009. - Part 1,
8. Fil, T.A. Theoretic research into the structural constituents of a charismatic personality // Vestnik TGPU. - Tomsk. - 2009. - Vol. 5 (83).
9. Freik, N.V. Political charisma: the review of foreign concepts to create URL: http://www.sociologi.ru
10. Shvetsova, N.A. Fenomen of charisma in modern religious consciousness // The Bulletin of the Kostroma state university it. N.A. Nekrasov. A set: Philosophy. Political science. Cultural science. - 2006. - Vol. 12 - 7.
11. Enkelmann, Nicolaus B. Charisma. Features of Personality as a Means for Gaining Success in Professional and Personal Life/Translated from German - M.: “Interekspert” Joint Stock Society, 2005.
12. Shneyder, L. B. Professional identity: the Monography. - М., 2001.
13. Antonova, N.A. About professional identity and its diagnostics URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal /Soc_ Gum/Gnvp/2010_3_SV/40.pdf
14. Ericson, E.H. Identity: youth and crisis. - M., 2006.
Article Submitted 10.02.11
УДК 37.062.2
А.В. Тимакин, соискательМПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ НОВОГО ШКОЛЬНОГО СТАНДАРТА В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В работе показаны особенности изменения содержания понятия "здоровый образ жизни" старшеклассника в рамках последних планируемых изменениях в стандартах среднего образования. Обозначаются роли педагога и психолога в воспитании здорового образа жизни старшеклассника. Соотносится предлагаемая образовательная инициатива и психологическая теория потребностей А. Маслоу.
Ключевые слова: воспитание здорового образа жизни; потребность; социализация; потребительская позиция; знания.
Великие педагоги прошлого включали нормы здорового образа жизни в правила нравственного поведения детей и рассматривали их как важную характеристику индивидуального стиля жизни, поддерживающего здоровье (Я.А. Комен-ский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци).
В русской педагогике В.Г. Белинский и А.И. Герцен создали революционно-демократическое направление. Все стороны воспитания они связывали с одной целью — подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г. Белинский задачами физического воспитания определял охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем уста-
новления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и условие естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.
В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Н.Г. Чернышевский указывал на важность и необходимость физического и духовного развития человека. Задачей физического воспитания он определял всемерное развитие физиче-
ских сил и укрепление здоровья воспитанников. Видное место отводил ежедневным физическим упражнениям, закаливанию организма, которые рассматривал положительно и с точки зрения воспитания воли.
А.Н. Добролюбов оценивал физическое воспитание с точки зрения развития и укрепления физических сил и здоровья человека, а также как одно из условий успешного развития сил духовных: "...только при наличии здорового организма, здоровых органов чувств, нервной системы и мозга, являющегося носителем психических функций, может вполне нормально протекать духовное развитие детей...".
Но в результате важнейших медико-биологических открытий, развития философских и психологических наук произошло значительное переосмысление категории "здоровья". Оно трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе социальном, нежели биологическом
Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин).
Подростковый возраст, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, - это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. Изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему школьного образования.
Наиболее универсальной характеристикой школьного возраста является переход от инфантильной формы бытия человека к взрослой. Жизнь взрослого человека принципиально отличается от жизни детей и подростков способностью самостоятельно принимать решения и нести за них личную ответственность. Именно фактом перехода от одной универсальной формы бытия к другой можно объяснить популярность идеи конфликтно-кризисного характера подросткового возраста, нашедшей свое особое распространение в европейской психологии в начале ХХ-го столетия.
Правда, уже в тот период стали появляться исследования, которые указывали, что острые кризисные явления отрочества во многом определяются культурным контекстом, традициями воспитания и характером отношения взрослых к подрастающему поколению. Тем не менее, для европейской культуры первой половины XX века характерно отчетливое доминирование идеи абсолютизации конфликтно-кризисного характера подросткового возраста.
Старшеклассники, по сравнению с младшими подростками и детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях - сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности старшеклассника, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.
В начале 80-х годов ХХ века все чаще высказывались мнения о многовариантности процесса психического развития в периоде отрочества. При этом подчеркивалось, что открыто конфликтный характер поведения в подростковый период может рассматриваться лишь как не самый распространенный и далеко необязательный вариант развития психики.
Результаты многочисленных исследований последнего времени свидетельствуют о том, что уже для учеников старших классов нетипичны такие явления, как личностные кризисы, разрушение прежней Я-концепции, склонность к отказу от сформированной ранее системы ценностей и установок. Для многих старшеклассников характерна устойчивая привязанность к родителям, отсутствие стремления к излишней самостоятельности в ментальном и поведенческом планах. Разумеется, разговоры о гармоничном характере возраста не исключают наличия известных трудностей данного периода, способных приводить к определенной эмоциональной нестабильности личности. Тем не менее, указанная эмоциональная неустойчивость не может рассматриваться в качестве причины различных форм социальной дезадаптации.
К сказанному можно добавить, что для отечественной культуры в целом и для науки в частности, характерно доминирование представления о конфликтно-кризисном характере протекания подросткового возраста [1].
Исследуя вопрос воспитания здорового образа жизни старшеклассников, следует обозначить суть психологического и педагогического воздействия педагога и психолога в школе, в учебном процессе.
И психолог, и педагог преследуют одну и ту же цель — помочь ребенку не потеряться в жизни и стать личностью, но при этом каждый из них имеет дело со своим кругом задач. Проблема личности — пожалуй, самая важная проблема психологии, так как меняются времена и моды, формы и методы обучения, содержание учебных предметов и их количество, но всегда стоит задача вхождения ребенка в общество.
Известный психолог-гуманист прошлого века Э. Фромм писал о том, что человек не способен выбирать между тем, чтобы иметь или не иметь идеалы; но он свободен выбирать между различными идеалами, между служением власти, разрушению или же разуму и любви. От родителей, педагогов, психологов, в значительной степени зависит, окажутся ли наши дети в состоянии выбрать второе и стать Личностями.
Чтобы психологическая помощь оказалась эффективной, с одной стороны, очевидно, что она должна быть профессиональной, а с другой — совершенно необходимо, чтобы она была принята тем, кому адресована. Соответственно, от психолога требуется умение оказать психологическую помощь, а от ребенка, его родителя или учителя — способность ею воспользоваться. И профессиональное бессилие психолога, и психологическая безграмотность общества в равной степени обусловливают неуспешность мероприятия [2].
Л.С. Выготский видел принципиальную разницу между педагогическим, то есть методическим, подходом к учебному процессу и собственно психологическим. По этому поводу он писал: "задачей педологического анализа педагогического процесса является не освещение шаг за шагом акта обучения, а анализ тех процессов внутреннего развития, которые пробуждаются и вызываются к жизни школьным обучением и от которых зависит эффективность или неэффективность процессов школьного обучения. Задача педологического анализа и состоит в том, чтобы показать для каждого предмета и для каждого отрезка обучения, что делается в голове ребенка в процессе обучения" [3].
Но не следует думать, что роль педагога сводится к грамотному преподаванию предмета в рамках преподнесения знаний научного характера, а психолог помогает школьнику принять и предмет и учителя его ведущего.
Школа сегодня является важнейшим звеном социализации молодого поколения. Однако качество и эффективность такого процесса снижены из-за дисбаланса целей и задач деятельности педагогов, психологов, родителей, самих учеников. Через школу проходит подавляющее большинство людей, и на этом этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. А последнее, складывается как из базового биологического адекватного состояния активности, так и из социального понимания и принятия смысла всех процессов развития общества, в том числе и образовательного процесса. Осмысление и приня-
тие логически больше развито у старшеклассников. Однако нестабильность правовой и административной системы, ставящая в школе педагогов и психологов по сути ниже уровня школьников, даёт последним проявлять гедонистические действия в самых негативных смыслах.
Типичное явление в старших выпускных классах, когда ученики, зная, что учитель им не поставит "двойку", потому что этот плохой показатель отразится как на учителе так и на школе, но не на ученике, просто не прикладывает сколь нибудь значимых усилий для обучения, предпочитая сиюминутные развлечения, мол, "тройку и так поставят, а мне и хватит этого". Отсюда логично следует снижение психологического восприятия инстинкта выживания, для которого требуется созидательная деятельность, а не чистой воды потребительская позиция.
Современная школа смещает акценты в сторону упрощения образования, тем самым создавая условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение как на физическом, так и на духовном уровне.
Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки во всех смыслах, и современному молодому человеку приходится учиться всестороннему здоровью!
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а приобретает свои черты в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Здоровым быть никого насильно не заставишь. Л. Н. Толстой писал, что смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих, превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни.
Главное препятствие распространению здорового образ жизни - это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости.
Можно выделить четыре группы условий негативного отношения людей к призывам вести здоровый образ жизни.
Первая группа характеризуется индивидуальными особенностями конкретного человека (системой его жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характером информированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья).
Вторая группа условий связана с особенностями общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния).
Третья группа условий определяется особенностями местного окружения - социального, этнического, демографического, экологического, географического и т.д. Сюда же можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек (прежде всего семья).
Четвертая группа условий, определяющих отношение человека к агитации за ЗОЖ, связана с самой агитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит не только от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания.
От педагога требуется солидная эрудиция, поскольку воспитание здорового образа жизни человека - это область знаний со своими законами, принципами и, к сожалению, своими ошибками, формирующаяся на стыке многих наук: биологии, экологии, психологии, этики, социологии, философии, медицинских и др.наук. Это понятно, ибо здоровье -многофакторная функция. По этому и развитие института здорового образа жизни явление многоплановое и комплексное.
В силу ряда причин эффективность учителя выше эффективности врача при воспитании здорового образа жизни школьника, особенно при развитии его духовного, физического, социального, психического и нравственного слагаемых здоровья. Важно, чтобы каждый педагог и школьник знал
концепцию здоровья общества, знал и претворял в жизнь концепцию здоровья индивида.
Выше мы уже упоминали о нестабильности правовой и административной системы, ухудшающей условия воспитания здорового образа жизни школьника вплоть до инстинктивного уровня. Яркий пример последних больше административных нежели психолого-педагогических попыток приобщения к здоровому образу жизни старшеклассников.
Речь в данном случае идет о стандарте общего школьного образования, который в обязательном порядке вводится с 2020 года (в порядке эксперимента его внедрят в некоторые школы уже с 2013 года), и у подавляющего большинства педагогов других ассоциаций, кроме как с вредительством он не вызывает. Проект стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). Согласно стандарту, учащиеся 10-х и 11х классов будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать, обязательными же станут четыре дисциплины: курс "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта.
По мнению Министра образования РФ А.А. Фурсенко выбор четырех обязательных предметов не выглядит странным. "Это не главные предметы, а базовые, - сказал он. - Они связаны со здоровьем и безопасностью, которые важны при изучении любого предмета" [4].
Здесь следует сделать маленькое отступление и вспомнить, что одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается психическая активность человека и направляет его деятельность на какой-либо объект; силы, которые движут человеком при выборе той или иной модели поведения, того или иного способа действия.
Потребности - субъективные явления, возникающие, когда индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источником активности человека и побуждают его к деятельности в отношении объекта нужды.
Абрахам Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций человека - наивысшим уровнем психологического проявления.
Соотнеся "базовые" школьные предметы по А.А. Фурсенко с базовыми потребностями по А. Маслоу, можно увидеть предел психологического развития здорового образа жизни, здорового пути человека:
Потребности Новая
школьная база Потребность в самоактуализации ???
(развитие собственной личности)
Эстетические потребности (гармония, порядок, красота)
Познавательные потребности (знать, уметь, понимать)
Потребность в уважении (почитание)
???
???
Потребность в потребности и любви (принадлежность к общности)
подготовка некоего
индивидуального
проекта.
(компетентность,
признание)
курс "Россия в мире"
Потребность в безопасности основы
(чувствовать себя защищенным) безопасности
жизнедеятельности
(ОБЖ)
Физиологические потребности Физкультура
(голод, жажда, половое влечение)
Как видно из этого небольшого сравнения, психологические потребности в развитии собственной личности, в гармонии, красоте и познании остаются за бортом педагогического процесса.
В Стандарте указано: "Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся." [5].
Принципы построения системы выводят государственный язык РФ за рамки обязательных предметов, то есть ученики по желанию смогут закончить школу со знаниями на уровне до 10 класса. А те, кто не захочет оказаться в таком положении, встанут перед дилеммой: совмещать русский и литературу -значит, лишить себя возможности изучать также алгебру или геометрию, придется пожертвовать чем-то одним. И наоборот, алгебра и геометрия, вместе взятые, ставят крест на одновременном изучении русского языка и литературы.
Исходя из вышеозначенного, старшеклассник при всем своем желании не сможет изучать более семи дисциплин. И тем не менее, в Стандарте прописано, что "содержание учебных предметов, курсов в части, формируемой участниками образовательного процесса, должно способствовать развитию личности (курсив мой - А.Т.) обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальных способностей, включая способность к самостоятельной познавательной деятельности; углублению, расширению, специализации систематических знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствованию имеющегося или приобретение нового опыта познавательной, продуктивной деятельности; профессиональной ориентации обучающихся."
Однако, в описанных образовательных условиях происходит резкое снижение уровня осознания старшеклассниками своего образа жизни адекватно устоявшимся сейчас оценкам образа жизни как "здорового". Происходит подмена содержания этого понятия в ущерб качеству природной и социальной структуры индивида. Если еще по сию пору понятие "здоровый образ жизни" подразумевает солидную созидательнотворческую компоненту с уверенной и динамично развиваю-
Библиографический список
щейся жизненной позицией, то с внедрением новой системы образования понятие "здоровый образ жизни" будет подразумевать уже внушительную потребительскую компоненту с регрессией жизненных ценностей.
Психолого-педагогическая цепочка взаимодействия знаний и поведения прослеживается следующим образом. Знания подразумевают их применение; применение означает их понимание; понимание означает размышление; размышление значит разумные сомнения и поиск; поиск означает желание творчества; творчество влечет за собой созидание; созидание поднимает человека на новый уровень самореализации.
Теперь достаточно сократить исходную точку "знания" как вслед за этим по принципу домино начнут уменьшаться в количестве и качестве следующие звенья цепи. Сейчас же основной путь устранения будущих дефектов в этой цепочке заключен в многообразии форм интеграции основных социальных институтов, направленных на координацию всех усилий и создание специальных социально-педагогических условий с целью более успешного воспитания социальных навыков, здорового образа жизни в качественном и насыщенном содержании у подрастающего поколения.
Наиболее серьезным фактором и сложным препятствием на этом пути является у значительной части молодежи психологический феномен, который в американской литературе обознается как кризис идентичности: это понятие обозначает потерю чувства самого себя, невозможность (или затрудненность) приспособиться к собственной роли в изменяющемся обществе. Кризис идентичности в наших сегодняшних социальных условиях определяется разрывом между требованиями имеющихся общественных и экономических отношений [6].
Не существует социального механизма воспитания нездорового образа жизни. Это часть процессов социализации, передачи от поколения к поколению морально-этических и культурных ценностей. Образ жизни в значительной мере зависит от отношения индивида к конкретным лицам - носителям определенных ценностных ориентаций. Так, например, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель - потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения.
Вспомним упомянутое нами давление, оказываемое несовершенной административно-правовой системой в области образования, изменение созидательной позиции индивида на потребительское, и можем сделать вывод о том, что задачей современных психологов и педагогов в школе станет не решение психологических и учебных проблем старшеклассника, а противостояние по сути принудительному формированию ограниченной личности. Педагогам и психологам придется либо активней и жестче вливаться в семейный процесс социализации подростка и личностного его роста, либо расписаться в собственном бессилии и отступить. К сожалению, в этом случае принцип домино неотвратим.
1. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.
2. Степанова, М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии. - 2002. - № 1,6. -http://www.voppsy.ru/tr.htm (17.01.2011)
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
4. Антонова, И. Фурсенко вдруг услышал учителей. Газета "Сегодня.ру" 02.02.11 г. [Э/р]: http://www.segodnia.ru
/index.php?pgid=2&partid= 1 &newsid= 13384
5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Министерство Образования и науки РФ. [Э/р]: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/pr_ooo.pdf
6. Лекомцев, В.Т. Медико-социальные аспекты наркологической ситуации / В.Т. Лекомцев, В.А. Щеклеин, В.Н. Савельев, И.А. Уваров, А.С. Иванов // Клинические и социальные аспекты наркологии: Материалы межрег. науч.-практ. конф., посв. 25-летию нарк. службы Удмуртской Республики и Международному Году психического здоровья, 2002.
Bibliography
1. Management on abusing preventive maintenance by psychoactive substances by minors and youth / Under scientific edition L.M. Shipitsinoy и L.S. Shpileni. - SPb., 2003.
2. Stepanova, M.A. Psychology in formation: psihologo-pedagogical interaction // Psychology Questions. - 2002. - № 1,6. - Electronic resource http://www.voppsy.ru/tr.htm (17.01.2011)
3. Vygotsky, L.S. Pedagogical psychology. M.: Pedagogics, 1991.
4. Antonova, I. Fursenko has suddenly heard teachers. The newspaper "Segodnya.ru" 02.02.11.
Electronic resource http ://www. segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid= 1 &newsid= 13384
5. The project of the Federal state educational standard of the average (full) general education. The Ministry of Education and Science of Russian Federation. Electronic resource: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/pr_ooo.pdf
6. Lekomtsev, V.T. Mediko-social aspects of a narcological situation / V.T. Lekomtsev, V.A. Scheklein, V.N. Savel'ev, I.A. Uvarov, A.S. Ivanov // Clinical and social aspects of narcology: Materials of the inter-regional scientifically-practical conference devoted to the 25 anniversary of narcological service of the Udmurt Republic and the International Year of mental health, 2002.
Article Submitted 14.02.11
УДК 373.1.02: 372.8
Т.В. Маколкина, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В данной статье рассматривается формирование логических умений при обучении математики в 5-6 классах с позиций компетентностного подхода, а также раскрывается содержание понятия логической компетенции.
Ключевые слова: логические умения, логическая компетенция, логическая грамотность.
Интеллектуальное развитие учащихся, привитие им культуры мышления становится одной из важнейших задач обучения математике в 5-6 классах. Актуальность проблемы развития мышления школьников обусловлена сегодняшними потребностями трех основных сфер общественной жизни: науки, производства, образования. На сегодняшний день обществу требуется всесторонне, в том числе, интеллектуально развитый выпускник школы. Это связано с такими современными тенденциями и общественными явлениями, как математизация наук, информатизация общества, увеличение объема информации и связанное с этим обострение необходимости логической обработки информации. Эти цели не могут быть достигнуты без решения более узкой, но не менее важной задачи логического развития, в частности, формирования логических умений учащихся.
В связи с изменившимся заказом общества, от выпускника сегодня требуется не только усвоение определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В новых образовательных стандартах определены также важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Налицо социально значимая проблема построения такой системы обучения, которая обеспечивала бы выпускника этими качествами. Осмысление такого заказа в рамках педагогической науки привело к разработке компетентностной парадигмы образования. По мнению многих ведущих исследователей компетентностного подхода (В.А. Болотов [1], И.А. Зимняя [2], О.Е. Лебедев [3], А.В. Хуторской [4]), основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций у обучаемых, в процессе формирования которых происходит интеллектуальное развитие личности. В связи с этим формирование логических умений мы рассматриваем с позиций компетентностного подхода.
По мнению большинства указанных авторов, компетент-ностный подход проектирует на основе ключевых компетенций целостную компетентностную систему образования.
Современное обучение, в частности математике, реализует модель компетентностного образования, в основу которого
положено формирование ключевых образовательных компетенций. В условиях при обучении математике логические умения должны быть направлены не только на овладение учебным предметом. Ученик также должен приобрести опыт применения этих умений в собственной деятельности: учебной, коммуникативной, социальной.
С этих позиций в качестве одной из образовательных компетенций мы считаем целесообразным выделить логическую компетенцию, на основе которой необходимо рассматривать формирование логических умений в 5-6 классах при обучении математике. Под логической компетенцией будем понимать заданное требование к образовательной подготовке ученика, интегрирующее логические умения, опыт деятельности по отношению к ним, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Мы установили, что логическая компетенция является результатом интеграции ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Так как, во-первых, логическая компетенция включает в себя компоненты каждой из ключевых компетенций. Во-вторых, логическая компетенция имеет черты общепредметной компетенции, так как культура мышления формируется в различных учебных предметах. Формирование логического мышления учащихся проходит сквозной линией через все предметы. В-третьих, формирование логических умений, входящих в состав этой компетенции, происходит с помощью учебного предмета «математика» и способствует его лучшему усвоению. Поэтому логическую компетенцию можно отнести к предметной компетенции.
Основу логической компетенции составляют логические умения, которые необходимо формировать на уроках математики начиная с 5 класса.
С одной стороны, обучение математике с опорой на специально сформированные логические умения способствует более глубокому и прочному усвоению предметного материала. С другой стороны, формирование логических умений с помощью учебного предмета «математика» способствует общелогическому развитию учащихся, которое необходимо для дальнейшего обучения, межличностных отношений в социуме и разрешения проблем, возникающих в жизни.
Целесообразность формирования логических умений, определяющих логическую компетенцию, в курсе математики начиная с 5 класса вызвана потребностями как самого курса математики, так и других дисциплин. Курс математики 5-6 классов по сравнению с начальными классами требует более