4. Джуринский, А.Н. Интернационализация высшего образования: тенденции и проблемы // Вестник высшей школы. - 2002. - № 9.
5. Римашевская, Н.М. Население и глобализация. - М., 2002.
Bibliography
1. Egorshin, A. Vozmozhnihe scenarii (O razvitii vihsshego obrazovaniya v Rossii) // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2000. - № 5.
2. Mestenhauser, J. Reforming the Higher Education Curriculum: Internationalizing the Campus. - Phoenix, Ariz: Orix Press, 1998.
3. Harari, M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus // Occasional Report Series on the Internationalization of Higher Education. Report 1. - Long Beach, Ca: California State University, Center for International Education. -2009.
4. Dzhurinskiyj, A.N. Internacionalizaciya vihsshego obrazovaniya: tendencii i problemih // Vestnik vihssheyj shkolih. - 2002. - № 9.
5. Rimashevskaya, N.M. Naselenie i globalizaciya. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 10.06.13
УДК 159.923
Dmitrieva N. V, Buravtsova N. V. PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF CHARISMATIC PERSONALITIES. This article analyzes the classical and modern psychological concepts devoted to the study of charismatic personality. The types of charismatic personality. Substantiates the view that charisma is an observable and measurable characteristics of the individual, including a specific set of social and psychological qualities. Possibilities of socio-psychological training as a means of developing charisma.
Key words: charisma, charismatic personality, a charismatic leader, a charismatic personality qualities, the ability of charisma.
Н.В. Дмитриева, д-р психол. наук, проф. каф. специальной психологии и психологии личности Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];
Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена анализу классических и современных психологических концепций, посвященных исследованию харизматической личности. Рассмотрены типы харизматической личности. Обоснована точка зрения на харизму как на наблюдаемую и измеряемую характеристику личности, включающей в себя определенный набор социально-психологических качеств. Представлены возможности социально-психологического тренинга как средства развития харизматичности.
Ключевые слова: харизма, харизматичная личность, харизматический лидер, качества харизматической личности, возможности развития харизматичности.
Несмотря на то, что понятие «харизма» сегодня широко используется в политическом, социальном, психологическом и других контекстах, и часто рассматривается в качестве синонима славы, популярности, знаменитости, актуальность его изучения нисколько не снижается. Обусловлено это тем, что в современных условиях практически невозможно добиться успеха в чем-либо не обладая определенными харизматическими качествами. Специалисты в различных областях знаний сходятся во мнении, что с одной стороны, харизма представляет собой конкретный социально-психологический феномен, а, с другой, обладает аурой загадочности, предопределенности, данности свыше.
На сегодняшний день существует большое разнообразие научно-популярной литературы, посвященной объяснению и развитию харизмы, но исследования этого феномена не всегда базируются на общепризнанных методологических основах. Поэтому нами предпринята попытка представить развитие теоретических концепций, так или иначе характеризующих данный феномен.
Как известно, первоначально понятие «харизма» употреблялось исключительно в религиозной сфере, и понималось как «Божья искра, дар свыше». Употребление слова «харизма» («Хар1а^а») мы можем встретить в Новом Завете на греческом языке (Рим. 5:15, 6:23, 12:6-8; 1 Кор. 12:4-11, 12:28-30). В русском варианте Нового Завета харизма характеризуется как дар благодати, получаемый верующими, и употребляется в контексте описания даров Божьих, врученных Святым Духом христианам. Это слово также употребляется для обозначения различных духовных даров, передаваемых в пользу церкви [1].
Наибольший интерес к изучению харизмы появляется во второй половине ХХ века, когда М. Вебер вводит данное понятие в научный оборот, разрабатывая социологическую концепцию харизматического господства; Ж. Блондель, С. Московичи, П. Штомпка, Дж. Л. Ландарм и другие исследователи выявляют направленность поведения харизматической личности, ее отли-
чительные признаки и механизмы проявления харизмы [2]. Г. Лебон, анализируя данный феномен, указывает: харизма или личное обаяние - «это род господства какой-нибудь идеи или дела над умом индивида. Это господство парализует критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Это чувство необъяснимо, оно принадлежит к тому же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнетизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину любого господства» [3, с. 198-199]. При этом харизма, как свойство личности, по мнению М. Вебера, хотя играет новаторскую или революционную роль, строится на эмоциональной основе, недолговечна и с течением времени рути-низируется [4].
Тем не менее, в психологии до сих пор не существует единого, четко разработанного подхода к пониманию феномена харизмы. И для того чтобы ответить на вопросы откуда и как возникает этот интереснейший и такой сложный для изучения феномен, на наш взгляд, следует проанализировать онтологию психологических подходов к изучению харизматической личности.
В русле психоаналитического подхода интеграция психологических знаний относительно харизматичности наиболее полно представлена в работах З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, где так или иначе осуществляется анализ особенностей выдающихся личностей и представлены попытки объяснения предпочтения массами определенного типа вождя (лидера) и следования его заветам или догмам.
Исследуя социальные процессы и влияние на них психологических особенностей личности, З. Фрейд делает вывод, что харизматический лидер выступает аутоцентрическим звеном в цепи «повелевание - подчинение». Последователи настолько воодушевлены его внешним обликом и манерами, что высказываемые им мысли, воспринимаются массами как собственные. Лидер становится выразителем общей воли масс, объединенных в едином порыве поклонения ему. Главным же связующим звеном в любых типах масс выступает «коллективное либидо».
В качестве примера З. Фрейд рассматривает две разновидности масс: церковь и армию: и в том и в другом случае ярко проявляется «фактор либидо» - любовь к Христу или любовь к военачальнику. В таких массах каждый человек либидинозно связан, с одной стороны, с вождем, а, с другой - с каждым индивидом, составляющим данную массу. Индивиды, составляющие массу «сделали своим идеальным Я один и тот же субъект» и вследствие этого, «в своем Я между собой идентифицировались». «Если порывается связь с вождем, порываются и взаимные связи между массовыми индивидами, масса рассыпается». Идеализация лидера приводит к одинаковой самоидентификации членов массы, и идентификации себя с другими индивидами. «Вождь массы - ее праотец, к которому все преисполнены страхом. Масса хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета. ...Вождь - гипнотизер: применяя свои методы, он будит у субъекта часть его архаического наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям - отношение человека первобытной орды к праотцу» [5].
Таким образом, в контексте классического психоанализа З. Фрейда, харизматический вождь (лидер) является тем, кто способен объединить народ, пробудить в нем глубинное, архаическое, благодаря чему этот народ будет слепо и преданно следовать своему вождю, любить и почитать его. В основе такого подчинения масс вождю лежит либидинозная энергия. При этом Фрейд указывал, что в образе харизматического вождя находят свое место две полярные составляющие: обожествленное имаго Отца (тот, кто выше масс) и образ героя (тот, кто наравне с массами). Лидер, обладающий подобными характеристиками, одновременно и восхищает, и пугает; вызывает стремление безоговорочно ему следовать и повергает в необъяснимый трепет.
Вслед за З. Фрейдом, проблемой лидерства интересовались его последователи. В концепции индивидуальной психологии А. Адлера индивид патологически стремится к властвованию над другими, как к средству компенсации определенных собственных психических и физических недостатков. Воля к власти и подавлению других - более слабых личностей, рассматривается как компенсация комплекса неполноценности, который может как затруднить позитивный рост и развитие личности, так и побудить ее к конструктивным усилиям и достижениям (что как раз и характерно для харизматической личности). А. Адлер отмечал, что практически у всех выдающихся (харизматических) личностей мы можем встретить какое-либо несовершенство, «создается впечатление, что все они встретили значительные препятствия в начале своей жизни, но боролись и справились с ними» [6].
К.Г. Юнг вводит в психологию понятие «мана-личность» (мапа-регеопа1Ку), представляющее собой персонифицированный архетипический образ сверхъестественной силы, реализующийся себя в герое или богоподобном бытии. «Мана-личность выступает в качестве доминанты коллективного бессознательного, хорошо известного архетипа могущественного человека, являющегося в виде героя, лидера, руководителя, колдуна, мага, целителя, святого, управителя людей и духов, друга Бога» [7]. Анализируя данное понятие, К.Г. Юнг приходит к заключению, что каждый индивид стремится к отождествлению себя с мана-личностью. Как отмечает Дж. Кэмпбелл, она притягивает к себе, потому что является субъектом, «заряженным чарами внушительной социальной маски» [8]. Т.е. «мана-личность» выступает в качестве аналога харизматической личности.
На идеях К.Г. Юнга построен целый ряд других теорий и типологий харизматических личностей. Так, используя идею архетипов, Й. Штайрер предложил следующие типы харизмы: «Отец», «Герой», «Спаситель» и «Царь».
Образ отца (патерналистская харизма), по мнению Й. Штай-рера, ассоциируется с «деспотичным отцом-господином» или с «отцом-благодетелем». В обществе с преобладающими патриархальными представлениями отец - это прообраз создателя, родителя и неограниченного владыки. В соответствии с типом деспотичного господина он кажется рассудительным, сильным, всезнающим, большим и всемогущим, непоколебимым и надежным. Как «благодетель» он может обращаться со своим окружением благосклонно, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки и прегрешения, а может относиться строго и требовательно, показывая свою власть и карая непокорных. Качества лидера - «отца»: заботливость и участие, господство и твердость, способность к организации и контролю. «Качество отношений между отцом и его окружением, подчеркивает автор, от-
личается особой двусмысленностью, так как об отце можно говорить лишь в том случае, когда одновременно существуют и «дети», повинующиеся ему. Поэтому для этих отношений характерны как чувства благодарности, любви и доверия, так и ненависть, страх и негодование» [9, с. 103].
Архетип героя является наиболее популярным в мире. Он встречается в мифологии различных культур. Он является «юношеской противоположностью» состарившегося отца и олицетворяет то, чем некогда был наделен отец, - стойкость, мужество, отвага. Качества личности, обладающей героической харизмой: незаурядность и независимость, вера в свои силы и преданность делу, господство и твердость. Непобедимый герой «идет своим путем, побеждая врагов, завоевывая восхищение и признательность окружающих и обретая, в конечном счете, бессмертие. Он никому не подчинен, реализует коллективную мечту о власти и свободе, самодостаточен, могуч, силен и грандиозен» [9, с. 105].
«Спаситель» (миссионерская харизма) представляет собой тип новатора, преобразователя, мага-волшебника, превращающего все сущее в лучшее. Он наставляет массы на истинный путь, сокрушает их «своеволие», делает послушным инструментом. В фокусе его влияния - добровольное подчинение масс харизме своей «лучезарной личности», которая так далека от обыденности, что не может быть измерена земными мерками. Качества личности, обладающей такой харизмой: вдохновенность, вера в собственные силы, преданность делу, а также экстраверсия и расчет на эффект. Согласно интерпретации Й. Штайрера, момент «спасения» выражается через понятия «предвидение», «миссия» или «преобразования» и служит эскизом будущего миропорядка, к которому следует стремиться, образцом стратегий принятия решений по преодолению возникающих кризисов.
Архетип «царя» (величественная харизма) автор концепции представляет в виде главного персонажа многих сказок народов Европы. Коронация - заключительный акт сюжета становления героя, благородство происхождения которого не играет существенной роли, а подчеркивается высшее предназначение человека, который может подняться до королевского величия, если всесторонне и полно проявит свои способности. К.Г. Юнг, основатель концепции архетипов, усматривает в фигуре царя-отца архетипическую форму, символизирующую мудрость коллективного подсознательного, признавая в данной фигуре прообраз высшего благоразумия и мудрости. Метафорическая фигура царя соотносится с социальной изначальной формой управления в смысле величия, спокойствия, интроверсии и невозмутимости, которая противостоит формам социальной драматизации. Образ «царя» олицетворяет собой величественную харизму и проявляется в интроверсии, аутентичности, готовности к кооперации и тонкости чувств, а также исключительности и независимости.
В то же время, нельзя не обратить внимания на проблему, обусловленную мужским происхождением представленных ар-хетипических образов. К сожалению, в современных научных исследованиях практически отсутствуют работы, посвященные анализу женских архетипических образов. Их краткий анализ представлен лишь в работе Г. Моргана, описавшего такие женские образы как «большая мать», «амазонка», «дочь», «Жанна Д'Арк» [10].
Особое место в ряду психоаналитических теорий, взаимодополняющих знания о феномене харизматичности личности занимает теория авторитарной личности Э. Фромма. Исследуя психологию современного ему человека, он писал, что в результате распада патриархально-семейных связей, усиления влияния массовой культуры, в условиях страдания от невыносимого чувства свободы, одиночества, затерянности в сложных социальных образованиях, возникает особый тип личности - авторитарная личность. Негативные чувства обостряют в ней инстинкт самосохранения и жажду самоутверждения.
Потребность личности отказаться от собственной независимости, слить свое «Я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду (по выражению Э. Фромма - «поклонение Абсолюту») становится способом преодоления ограниченности индивидуального существования. «Человек любой эпохи и любой культуры сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть одиночество, как достичь единения, как выйти за пределы своей отдельной жизни и обрести воссоединение» [11, с. 378].
Личность самоутверждается посредством идентификации себя с авторитетом толпы, группы, нации, с харизматическим лидером или религиозным институтом. Результат такой идентификации - обретение личностью утраченного чувства самодостаточности, а ее формы проявляются в стремлениях к подчинению и господству или, используя формулировку Э. Фромма - в мазохистских и садистских тенденциях.
Ключевой характеристикой харизматического вождя Э. Фромм называл мощное стремление к удовлетворению им своих садо-мазохистских влечений: вождями и представителями «элиты» движет стремление к власти над массами, что позволяет им обеспечить грандиозность своей личности. В свою очередь активность масс основана на глубоком чувстве бессилия: индивид верит власти, пока данная власть сильна и способна повелевать.
Несколько иной подход представлен в теории транзактного анализа Э. Берна. Структуру личности, где Взрослый - представляет собой фрейдовское Эго, Родитель - Суперэго, а Ребенок - Ид, автор теории применяет к эволюции человеческой цивилизации. При этом в качестве социального ребенка, рассматривается общество, «плебс», не способный к самостоятельному развитию, и уповающий на разумную волю правителя - лидера или вождя, олицетворяющего социального родителя [12]. Следовательно, данный подход к харизматическому лидерству анализирует и объясняет иррациональность масс в выборе вождя в критических ситуациях.
Интересными являются и современные концепции, опирающиеся на бихевиоральный подход и разрабатывающиеся в рамках теории трансформационного лидерства. Данные концепции отвечают на вопрос, какие же «выдающиеся качества» позволяют человеку стать вдохновителем других.
Наиболее разработанной в методологическом плане является концепция, согласно которой харизматичность может рассматриваться как реально существующая, измеряемая на основе экспертной оценки, характеристика личности. В результате проведенных исследований был выделен определенный набор качеств, измеряя которые можно выявить степень выраженности харизматичности личности.
Данная концепция стала основой для создания Дж. Конгером и Р Канунго «Шкалы харизматического лидерства», строящейся на измерении таких параметров харизматического лидерства как:
- чувствительность к окружающей обстановке;
- чувствительность к потребностям членов организации;
- критика существующего положения вещей, образ будущего и его формулировка;
- личные риски;
- поведение, идущее вразрез с традицией [13].
Б. Бассом разработан «Многофакторный опросник лидерства», одним из измеряемых параметров которого выступает харизма. В качестве основных элементов измерения харизмы автор выделяет:
- создание проекта или образа будущего (цель, программа деятельности, результаты и ожидания, вокруг которых объединяются последователи лидера);
- чувство призванности;
- заразительная гордость (infectious pride) - чувство собственного достоинства (сознание личной силы, обучение подобным способностям других и развитие у них талантов);
- доверие и уважение со стороны подчиненных (как следствие ответственности, последовательности, надежности и настойчивости лидера) [14].
Н.Б. Энкельманном выделены следующие характеристики харизматичной личности:
- индивидуальная магнетически притягательная сила;
- воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи;
- отождествление себя с выполняемой работой;
- уверенность в своих силах;
- умение сосредотачивать свое внимание на самом главном;
- коммуникабельность и способность устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения;
- умение мотивировать себя и других;
- способность находить к людям правильный подход; умение ставить перед собой и другими четкие цели;
- обаяние, активность и энергичность;
- умение принимать решения и служить образцом для подражания;
- положительное восприятие жизни [15].
Е.В. Сидоренко считает, что к базовым составляющим харизмы относятся: психосексуальная привлекательность; интеллект выше среднего уровня; социально приемлемая маргиналь-ность личности; наличие экстремального жизненного опыта [16].
Содержательная сторона харизматической личности, считает С.Н. Зинев, определяется уникальным сочетанием внутри-личностных качеств (успешности, целенаправленности, или те-леологичности, креативности в деятельностной активности, интеллектуальности и внешнего вида) и внеличностных показателей (наличие адептов, команды, последователей) [17].
А. Сосланд, исследующий особенности искусственно сформированной харизмы считает, что в ее основе - умение производить впечатление обладания харизматическими свойствами, и определяет ряд поведенческих особенностей ее носителей:
- постоянная готовность к бою (харизматическая личность всегда востребована там, где нужно поднимать кого-либо на битву, при этом вопрос о том, что первично - открытая агрессия или защитная позиция, не представляется автору существенным);
- новаторский жизненный стиль, так утрата «новизны» чревата для ее носителя утратой харизмы;
- определенный сексуально-мистический имидж.
Суммируя все свойства харизмы, А. Сосланд выводит ее
стержневую характеристику - трансгрессивность, благодаря которой создается особое энергетическое поле, куда притягивается все, кто имел хотя бы малейший контакт с харизматической личностью [18].
Рассматривая данные психологические концепции, способствующие расширению сферы исследования данного феномена, следует сказать, что понятия «харизматический лидер» и «харизматическая личность» не являются тождественными. Понятие «харизматическая личность» более широкое по своему смысловому наполнению. Тем не менее, многие концепции харизматического лидерства применимы к изучению харизматической личности, т.к. именно харизма, в большей степени, позволяет человеку стать лидером. Харизматическая личность
- это личность, обладающая определенным набором качеств харизматичности, в силу которых она признается окружающими как необыкновенная и исключительная.
Проведенные нами исследования модели идентичности харизматической личности [19], доказывают, что она включает в себя ряд компонентов, каждый из которых имеет определенное содержание:
- аффективный компонент представляет собой длительные ориентации личности, связанные с отношением к жизни вообще, делу, к себе и окружению в частности и включает в себя положительное восприятие себя и выполняемой жизненной задачи, ориентацию на окружающий мир и чувствительность к окружающей среде, эмпатические способности личности, позволяющие чувствовать потребности окружающих;
- мотивационный компонент представлен обоснованием выбора того или иного действия, выделением факторов, обуславливающих этот выбор, умением выстраивать четкие цели (перед собой и другими) и добиваться их; его содержательными элементами являются: независимость, ответственность, важность социального присутствия и способность к статусу, доминирование; способность к лидерству, рациональность и интеллектуальная эффективность, толерантность, способность производить хорошее впечатление, трудолюбие, дружелюбие;
- поведенческий компонент включает в себя конкретные действия, осознание, контроль и саморегуляцию собственных действий и представлен такими качествами личности как способность и готовность к высоким личным рискам ради блага общества, поведение, идущее в разрез с социальными стереотипами (совершение поступков, воспринимаемых как героические или экстраординарные), умение принимать независимые решения, контролировать их выполнение, определенные нар-циссические проявления;
- когнитивный компонент представлен знаниями, умениями личности и включает такие качества как умение сосредотачивать внимание на самом главном, создавать проект (образ) будущего, способность нестандартно мыслить, умение находить способ решения проблемы в условиях дефицита информации;
- компонент самореализации как составляющая структуры идентичности харизматической личности включает в себя: богатый внутренний мир, ориентацию на профессиональную деятельность и материальное благополучие, значимость семейных ценностей и взаимоотношений с окружающим миром, уверенность в будущем.
При этом системообразующим в структуре идентичности выступает аффективный компонент, что обусловлено влиянием эмпатических способностей харизматической личности на процесс достижения идентичности [19, с. 220-221].
На наш взгляд, к характеристикам харизматической личности следует отнести:
- большую убежденность в истинности собственных идей;
- уверенность в себе;
- наличие энергии, энтузиазма и экспрессивности;
- великолепные ораторские навыки;
- моделирование роли харизматической личности [20].
Представленное в данной статье социально-психологическое исследование харизматичности дает представление о ней как наблюдаемой и измеряемой характеристике личности, включающей в себя определенный набор личностных качеств. А, следовательно, мы приходим к обоснованию возможностей развития харизматичности посредством развития конкретных личностных характеристик.
Если рассматривать социально-психологический тренинг как средство развития таких характеристик, то в качестве его задач будут выступать:
- формирование и развитие представлений о себе как о харизматичной личности;
- развитие и совершенствование ораторского мастерства, включающего навыки убеждающего выступления, словесной импровизации, концентрации речи на интересах слушателей, развитие эмоциональной и интонационной выразительности и артистизма;
- вырабатывание действенных навыков внушения, заражения, формирования импульса к подражанию;
- формирование яркой личностной индивидуальности, уникальности и самобытности, и способность к их проявлению в самых разнообразных ситуациях;
- развитие умений принимать решения и служить образцом для подражания;
Библиографический список
- выработка навыков превращать любой акт общения со слушателями в совместное «действо» или даже «шоу»;
- активное моделирование роли и формирование имиджа харизматичной личности.
Цель подобного тренинга не обучить умению производить впечатление человека, одаренного харизматическими свойствами. Напротив, ориентируясь на факторы, определяющие феномен харизмы, помочь участникам распознать в себе, проявить, выработать, развить имеющиеся у каждого человека харизматические задатки.
Действительно, истоки харизматических способностей в большей степени лежат в иррациональной, а не в рациональной сфере. Тем не менее, харизму можно определить и как способность особым образом строить свои отношения с окружающими. Эта способность выражается в умении завоевывать симпатию и доверие окружающих людей, воодушевлять их и побуждать к проявлению активности, вызывать у них готовность к оказанию помощи в достижении значимых целей.
Анализ психологических концепций харизматической личности показывает: не встречаются стопроцентно харизматические или абсолютно нехаризматические личности. Есть те, кто в полной мере осознал и развил в себе все вышеперечисленные качества, и те, кто сделал это недостаточно или не сделал совсем. Опыт показывает, что харизматичность действительно может успешно развиваться. А данные качества личности в современном обществе востребованы не только политическими лидерами. Руководитель, преподаватель, психолог, спортсмен, общественный деятель, врач, продавец - это далеко не полный перечень видов деятельности, для которой данные характеристики могут послужить залогом успешности и дальнейшего личностного развития.
Личность, обладающая качествами харизматичности, способна чувствовать окружающий мир, видеть свое место в этом мире, изменятся вместе с меняющимся миром, при этом оставаясь собой и реализуя собственный потенциал. Таким образом, развитие харизматичности имеет большое значение в вопросах самоопределения личности, достижения ею целостности, а значит в вопросе становления идентичности. Благодаря этому возможно достижение чувства благополучия личностью в значимых сферах жизнедеятельности.
1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие: руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М., 2001.
2. Социологический словарь / под ред. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер; перевод И. Ясавеева. - М., 2004.
3. Лебон, Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.
4. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie. - Tubingen, 1980.
5. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я. - М., 2008.
6. Адлер, А. Наука жить / пер. с нем. А.А. Юдина. - Киев, 1997.
7. Юнг, К.Г. Человек и его символы. - М., 2012.
8. Кэмпбелл, Дж. Мифы, в которых нам жить. - М., 1997.
9. Штайрер, Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 4.
10. Morgan, G. Image of organization. - Beverly Hills, 1986.
11. Фромм, Э. Бегство от свободы. - М., 2007.
12. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М., 2000.
13. Conger, J. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership / J. Conger, R. Kanungo,
S. Menon, P. Mathur // Canadian journal of administrative sciences, 1997. - Vol. 14. - № 3.
14. Bass, B.M. Bass and Stogdill's handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. - N.Y., 1990.
15. Энкельманн, Н. Харизма. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни / пер. с нем. - М., 2005.
16. Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб., 2003.
17. Зинев, С.Н. Феномен харизматической личности: основные теоретические концепции // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Межвузовской научно-практич. конф. - Ставрополь, 2003.
18. Сосланд, А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. - М., 1999.
19. Филь, Т.А. Структура идентичности харизматической личности // Т.А. Филь, Н.В. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 1.
20. Буравцова, Н.В. Современные психотехнологии влияния и убеждения. - Новосибирск, 2010.
Bibliography
1. Averkiyj (Taushev), arkhiep. Chetveroevangelie: rukovodstvo k izucheniyu Svyathennogo Pisaniya Novogo Zaveta. - M., 2001.
2. Sociologicheskiyj slovarj / pod red. N. Aberkrombi, S. Khill, B. Terner; perevod I. Yasaveeva. - M., 2004.
3. Lebon, G. Psikhologiya narodov i mass. - SPb., 1995.
4. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie. - Tubingen, 1980.
5. Freyjd, Z. Psikhologiya mass i analiz chelovecheskogo Ya. - M., 2008.
6. Adler, A. Nauka zhitj / per. s nem. A.A. Yudina. - Kiev, 1997.
7. Yung, K.G. Chelovek i ego simvolih. - M., 2012.
8. Kehmpbell, Dzh. Mifih, v kotorihkh nam zhitj. - M., 1997.
9. Shtayjrer, Yj. Kharizma rukovoditelya i upravlencheskie arkhetipih // Problemih teorii i praktiki upravleniya. - 2001. - № 4.
10. Morgan, G. Image of organization. - Beverly Hills, 1986.
11. Fromm, Eh. Begstvo ot svobodih. - M., 2007.
12. Bern, Eh. Igrih, v kotorihe igrayut lyudi: psikhologiya chelovecheskikh vzaimootnosheniyj. Lyudi, kotorihe igrayut v igrih: psikhologiya chelovecheskoyj sudjbih. - M., 2000.
13. Conger, J. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership / J. Conger, R. Kanungo,
S. Menon, P. Mathur // Canadian journal of administrative sciences, 1997. - Vol. 14. - № 3.
14. Bass, B.M. Bass and Stogdill's handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. - N.Y., 1990.
15. Ehnkeljmann, N. Kharizma. Lichnostnihe kachestva dostizheniya uspekha v professionaljnoyj i lichnoyj zhizni / per. s nem. - M., 2005.
16. Sidorenko, E. V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu. - SPb., 2003.
17. Zinev, S.N. Fenomen kharizmaticheskoyj lichnosti: osnovnihe teoreticheskie koncepcii // Aktualjnihe problemih guma-nitarnihkh nauk: materialih Mezhvuzovskoyj nauchno-praktich. konf. - Stavropolj, 2003.
18. Sosland, A. Fundamentaljnaya struktura psikhoterapevticheskogo metoda, ili kak sozdatj svoyu shkolu v psikhoterapii. - M., 1999.
19. Filj, T.A. Struktura identichnosti kharizmaticheskoyj lichnosti // T.A. Filj, N.V. Dmitrieva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. -2011. - № 1.
20. Buravcova, N.V. Sovremennihe psikhotekhnologii vliyaniya i ubezhdeniya. - Novosibirsk, 2010.
Статья отправлена в редакцию 20.06.13
УДК 37.01
Egorova Y.A. THE PROBLEM OF GOALS CONCORDANCE BY THE SUBJECTS OF EDUCATION AND APPROACHES TO ITS SOLUTION. The article analyzes the problem of goals concordance in the education system. Two types of goals concordance such as managerial and didactic, as well as corresponding them five aspects of goals concordance are allocated and analyzed. The results of diagnostic of the real condition of goals concordance of the subjects of education system are adduced. Approaches to solution of the problem of goals concordance, conditions and principles of goals concordance are revealed and described.
Key words: education, goal, goals concordance, the problem of goals concordance, the subject of goal-setting, the state, a society, a leader, an educator, a student, a parent, an approach, condition, a principle.
Ю.А. Егорова, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала
Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Чистополь, E-mail: yulija_е[email protected]
ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ
В статье анализируется проблема согласования целей в системе образования. Выделены и рассмотрены два типа согласования целей: управленческий и дидактический, а также соответствующие им пять аспектов согласования целей. Приведены результаты диагностики реального состояния согласованности целей субъектов системы образования. Выявлены и описаны подходы к решению проблемы согласования целей, условия и принципы согласования целей.
Ключевые слова: образование, цель, согласование целей, проблема согласования целей, субъект це-леполагания, государство, общество, руководитель, педагог, обучающийся, родитель, подход, условие, принцип.
Проблема согласования целей играет важную роль в теории и практике образования. Основная причина кризиса современного образования заключается в разбалансировании его целей (Т.А. Арташкина) [1, с. 36]. Следовательно, согласование целей субъектами образования выступает одним из условий развития как системы образования, так и образовательного учреждения.
От степени согласованности целей деятельности субъектов образовательного процесса зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Согласованность целей педагога и учащихся - одно из важных условий эффективности педагогического процесса в развитии его участников [2, с. 58].
С учетом отнесения к категории субъектов образовательного целеполагания государства, общества, руководителя, педагога, обучающегося и родителя, анализ специальной литературы позволил установить наличие двух базовых типов согласования целей в теории и практике образования: управленческого и дидактического. Этим типам соответствуют пять аспектов согласования целей.
1. Согласование целей в диаде «управленец-управленец»: цели образования федерального уровня и цели образования регионального, муниципального, учрежденческого уровней. Существует государственный заказ как потребность государства в некоторых образовательных услугах, производимых с вполне определенными качественными показателями, и существуют нормативные документы, в которых зафиксирован этот государственный заказ и определены способы его реализации. Государственный заказ всегда имеет нормативную модальность, а потому обязателен для исполнения [1, с. 115]. Программы модернизации образования, осуществляемые государством, следует отнести к государственному социальному заказу. Пакет нор-
мативных документов, регулирующих такие программы, является формой реализации этого заказа [1, с. 114].
2. Согласование целей в диаде «управленцы-подчиненные»: цели, заданные управленцами (федеральными, региональными, муниципальными органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений) и цели педагогов, учащихся, родителей.
Предстоящая деятельность образовательного учреждения определяется необходимостью обеспечения принятия цели всеми участниками педагогического процесса: коллективом учителей (педагогов), учащихся (воспитанников) и их родителей и др. Этот аспект, по мнению, В.Г. Гладких, представляет наибольшую трудность для руководителя. Его конечный результат сводится к достижению баланса интересов, потребностей, ценностей руководителей и учеников, руководителей и учителей, руководителей и родителей, учителей и учащихся, учителей и родителей и т.д. Обеспечение единства цели всех участников педагогического процесса - центральная задача руководителя [3, с. 180].
О необходимости согласования целей внутри вуза пишет Н.В. Коноплина, считающая, что при анализе целей вуза нужно рассмотреть вопрос о том, соответствуют ли целевые ориентации подразделений вуза (факультетов и кафедр) общевузовским целям. Существует ли здесь единство понимания и единство целевых установок. Может оказаться, что между декларируемыми целями и теми, которые реально определяют действия подразделений, существует несоответствие. Выявить его часто сложно, но руководством вуза должно быть сделано заключение о степени согласованности общеинститутских целей и реальных целевых ориентаций подразделений [4, с. 157, 158]. Различия в целях могут существовать, например, из-за разного понимания роли тех или иных аспектов подготовки выпускника.