ствий), существительные (названия объектов моделирования, их частей, геометрических форм, деталей), прилагательные (пространственные характеристики объекта). Планирование последовательности действий, отчет о выполненной работе позволяет формировать у детей умение грамматически правильно строить предложения, развивает связную речь.
Оптимальным началом работы по формированию конструктивной деятельности детей является возраст 3-4 года, в этом возрасте конструирование происходит на вещественном уровне, предлагаются задания на складывание из геометрических фигур, счетных палочек по образцу с постепенным усложнением заданий, привнесением сюжета. Далее возможно использовать прием конструктивного рисования, с использованием рамок с геометрическими прорезями. При выполнения подобного рода заданий, развивается мелкая моторика, логические струк-
Библиографический список
туры (сравнение, анализ, синтез, обобщение), происходит оценка собственной деятельности, т.е. фактически, происходит формирование полноценных учебных действий, что будет способствовать адаптации детей к изменившимся условиям.
Несмотря на то, что современные учебно-методические комплекты по математике для начальной школы не содержат достаточно резервов по формированию конструктивной деятельности, вполне возможно расширить возможности формирования и применения конструктивных умений на уроках математики. В их содержание могут вписаться развивающие игры по системе Никитиных, чертежные работы, решение технических конструкторских задач с применением технических конструкторов, другие виды заданий, способствующие развитию способностей, необходимых для успешного изучения математики.
1. Гурбатова, Е.Р Методика формирования готовности старших дошкольников к обучению математике в школе на основе онтогенетического подхода: автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2008.
2. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей. - М., 1968.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М., 2004.
Bibliography
1. Gurbatova, E.R. Metodika formirovaniya gotovnosti starshikh doshkoljnikov k obucheniyu matematike v shkole na osnove ontogeneticheskogo podkhoda: avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Yaroslavlj, 2008.
2. Kruteckiyj, V. A. Psikhologiya matematicheskikh sposobnosteyj. - M., 1968.
3. Beloshistaya, A.V. Formirovanie i razvitie matematicheskikh sposobnosteyj doshkoljnikov. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 09.12.11
УДК 159.9.072, 37.015.3, 159.923
Fil T.A., Andronnikova O.O. CONSTRUCTION AND APPROBATION OF A «CHARISMATIC SCALE» METTHODOLOGY. Results of a conducted research on construction and approbation of a “Charismatic scale” methodology are presented in this paper. Charismatic scale methodology aims to measure personal charisma. Main approbation and construction steps are described as well as methodology validity and reliability testing results based on two different group samples: academic and managerial personal. 1018 people participated in this research (878 students and 140 members of faculty staff).
Key words: charisma, charismatic personality, charismatic properties, academic charisma, managerial charisma.
Т.А. Филь, аспирант НГПУ, преп. НГИ, г. Новосибирск, E-mail: T.A._Fil@mail.ru;
О.О. Андронникова, канд. психол. наук, зав. каф. НГ И, г. Новосибирск, E-mail: andronnikova_69@mail.ru
КОНСТРУИРОВАНИЕ И АПРОБИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ «ШКАЛА ХАРИЗМАТИЧНОСТИ»
В данной статье представлены результаты проведенного исследования по конструированию и апробированию методики «Шкала харизматичности», направленной на измерение степени харизматичности личности. Отражены основные этапы конструирования и апробации методики, а также данные по ее валидизации и проверки надежности на двух выборках: педагогической и управленческой. В исследовании приняли участие 1018 человек (878 студентов и 140 человек профессорско-преподавательского и руководящего состава института).
Ключевые слова: харизма, харизматическая личность, харизматические качества, педагогическая харизма, управленческая харизма.
Разрабатывая методику «Шкала харизматичности» мы опирались на представления Дж. Конгера и Р. Канунго относительно харизматичности, как предписанном качестве личности, а также на разработанный ими опросник.
Созданная в 1994 году Дж. Конгером и Р Канунго методика С^ [1], предназначена для измерения пяти поведенческих характеристик, рассматриваемых авторами как проявления харизматического лидерства: чувствительность к окружающей среде; чувствительность к потребностям членов организации; видение будущего (образ будущего) и его формулировка; личный риск; поведение, идущее вразрез с традицией. Основой для построения нашей модели также явились веберовское понимание харизматического лидерства и теория харизматического лидера Б. Басса.
Согласно М. Веберу, харизма «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей...» [2]. Таким образом, харизматичность может
оцениваться на основании внешних впечатлений, т.е. является предписанным качеством, основанным на восприятии поведения лидера.
Б. Бассом [3] был предложен «Многофакторный опросник по лидерству», в котором «харизма» является одной из субшкал показателя «трансформационное лидерство». В качестве основных элементов измерения харизмы Б. Басс выделил: создание проекта или образа будущего (цель, программа деятельности, результаты и ожидания, вокруг которых происходит объединение членов группы); чувство призванности; заразительная гордость (infectious pride) - нами понимается как чувство собственного достоинства (сознание личной силы, обучение подобным способностям других и развитие у них талантов); доверие и уважение со стороны подчиненных (достигаются благодаря последовательности, ответственности, надежности и настойчивости руководителя) [3]. В методике Б. Басса также выделены такие субшкалы, как «вдохновенное лидерство» и «интеллектуальное возбуждение». Согласно точки зрения Дж. Конгера и Р Канунго данные показатели являются составляющими именно харизмати-
ческого лидерства. Таким образом, Дж. Конгер и Р. Канунго расширили понимание харизматического лидерства Б. Басса, предполагая наличие у ха-ризматиков ряда свойств, таких как: способность прогнозировать будущее, чувствовать окружающую среду, вдохновлять подчиненных к действиям, вести за собой, способность к личным рискам ради достижения цели организации.
В своем исследовании мы опираемся на предположение о том, что харизматичность это характеристика не только лидера, но личности как таковой. В зависимости от того в какой сфере проявляется феномен «харизмы», ученые сегодня выделяют харизму актерскую, академическую, педагогическую, управленческую и т.д. [4-9]. Особо стоит отметить такой феномен как педагогическая харизма или харизма академическая. У. Кларк [9], исследуя феномен харизмы в образовательном пространстве, пользовался термином «академическая харизма». Отечественные ученые И.В. Бестужев-Лада [4], Т.И. Петракова [5] используют термин «педагогическая харизма». Разработанная нами версия опросника «Шкала харизматичности» («ШХ») включает в себя измерение двух типов харизмы - управленческой харизмы и педагогической.
Процесс создания методики «Шкала харизматичности»
Конструирование и апробирование нашей версии методики «Шкала харизматичности» осуществлялась в два этапа. Первоначально был осуществлен анализ вопросов шкалы Конгера-Канунго (С^), на основе чего нами была составлена собственная версия опросника из 27 вопросов, описывающих характеристики харизматичности личности; пункты были прямыми и обратными (инвертированными). Утверждения группировались в 5 субшкал, аналогичных субшкалам опросника Конгера-Ка-нунго с добавлением шкалы «Общей харизматичности». Методика имеет два варианта: вариант для измерения педагогической харизмы и вариант для измерения управленческой харизмы. Целесообразность конструирования варианта опросника, направленного на измерение управленческой харизмы объясняется функциональной нагрузкой педагога, вклю-
Корреляционная матрица диагностических показателей методики «Шкала харизматичности» по критерию т-Кенделла
Таблица 1
Параметры Х ЧПД ВБ ЧОС ЛР ПВТ
Х 1,00 0,81 0,82 0,76 0,69 0,75
ЧПД 0,81 1,00 0,69 0,68 0,62 0,60
ВБ 0,82 0,69 1,00 0,66 0,64 0,67
ЧОС 0,76 0,68 0,66 1,00 0,61 0,62
ЛР 0,69 0,62 0,64 0,61 1,00 0,57
ПВТ 0,75 0,60 0,67 0,62 0,57 1,00
Примечание: Х - Общий показатель харизматичности; ЧПД - Чувствительность к потребностям других; ВБ - Видение будущего; ЧОС - Чувствительность к окружающей среде; ЛР - Личный риск; ПВТ - Поведение в разрез с традициями.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции т-Кендалла показателей опросника «Шкала харизматичности» и методик CPI, MBTI, «Личностная и социальная идентичность», УЭС, МИЛИ
Показатели Х ЧПД ВБ ЧОС ЛР ПВТ
Опросник CPI
Доминирование 0,57 0,5 0,46 0,52 0,17 0,53
Способность к статусу 0,65 0,63 0,44 0,63 0,49 0,61
Общительность 0,63 0,49 0,55 0,59 0,17 0,63
Социальное присутствие 0,75 0,66 0,58 0,72 0,26 0,7
Самопринятие 0,64 0,63 0,45 0,57 0,39 0,57
Независимость 0,41 0,37 0,35 0,34 0,11 0,37
Эмпатия 0,77 0,7 0,52 0,75 0,36 0,72
Ответственность 0,43 0,4 0,36 0,39 0,13 0,41
Социализация 0,67 0,55 0,64 0,58 0,07 0,63
Самоконтроль 0,45 0,47 0,31 0,41 0,2 0,41
Хорошее впечатление 0,53 0,45 0,47 0,45 0,09 0,56
Обычность -0,01 -0,1 0,2 -0,06 -0,44 -0,01
Чувство благополучия 0,54 0,56 0,29 0,55 0,38 0,46
Толерантность 0,51 0,48 0,32 0,52 0,29 0,47
Достижение через подчинение 0,31 0,24 0,23 0,3 0,16 0,23
Достижение через независимость 0,54 0,47 0,49 0,5 0,11 0,5
Интеллект. эффективность 0,62 0,59 0,44 0,58 0,27 0,58
Психологический склад ума 0,44 0,37 0,39 0,42 0,08 0,42
Г ибкость 0,35 0,37 0,16 0,36 0,24 0,31
Женственность / мужественность 0,03 0,05 -0,03 0,09 0,03 0,01
Интернальность / экстернальность -0,09 -0,02 -0,1 -0,12 0,01 -0,09
Нормативность / делинквентность 0,01 -0,03 0,05 0,01 -0,05 -0,01
Самореализация / Эго-интеграция 0,27 0,29 0,18 0,23 0,11 0,29
Управленческий потенциал 0,6 0,56 0,45 0,55 0,22 0,57
Трудолюбие 0,44 0,43 0,34 0,39 0,11 0,42
Творческая натура, креативность 0,37 0,33 0,29 0,32 0,13 0,41
Лидерство 0,78 0,66 0,65 0,7 0,42 0,77
Дружелюбие 0,3 0,27 0,3 0,27 0,02 0,31
Качество полицейского 0,5 0,35 0,54 0,42 0,02 0,49
Рациональность, прагматизм 0,43 0,47 0,26 0,41 0,24 0,38
Маскулинность 0,52 0,49 0,47 0,44 0,12 0,5
Фемининность -0,3 -0,28 -0,3 -0,17 -0,04 -0,31
Тревожность -0,2 -0,32 -0,01 -0,25 -0,43 -0,15
Нарциссизм 0,55 0,39 0,48 0,51 0,13 0,6
Социальная желательность 0,6 0,47 0,54 0,54 0,11 0,6
Тенденция согласия -0,09 -0,13 -0,08 -0,02 -0,05 -0,15
Мотивация лидерства и достижения 0,69 0,54 0,58 0,64 0,38 0,7
Опросник MBTI
Экстраверт 0,45 0,38 0,39 0,4 0,03 0,46
Интроверт -0,46 -0,42 -0,4 -0,42 -0,08 -0,45
Сенсорный -0,32 -0,32 -0,17 -0,32 -0,16 -0,31
Интуитивный 0,48 0,5 0,2 0,53 0,4 0,39
Мыслительный -0,4 -0,34 -0,31 -0,45 -0,15 -0,44
Чувствующий 0,38 0,33 0,26 0,42 0,21 0,39
Решающий 0,29 0,2 0,22 0,26 0,15 0,29
Воспринимающий -0,31 -0,24 -0,24 -0,29 -0,14 -0,32
Опросник «Личностная и социальная идентичность»
Работа 0,44 0,42 0,29 0,42 0,26 0,45
Матер. положение 0,43 0,45 0,26 0,42 0,34 0,41
Внутренний мир 0,39 0,37 0,19 0,4 0,27 0,36
Здоровье 0,18 0,12 0,05 0,24 0,17 0,2
Семья 0,4 0,41 0,25 0,47 0,33 0,38
Отношения с окружающими 0,59 0,53 0,44 0,59 0,19 0,58
Будущее 0,27 0,25 0,08 0,29 0,31 0,23
Я и общество 0,35 0,36 0,18 0,33 0,21 0,3
Методика УЭС
Рациональный канал эмпатии 0,35 0,37 0,25 0,38 0,19 0,28
Эмоциональный канал эмпатии 0,37 0,35 0,18 0,42 0,24 0,35
Интуитивный канал эмпатии 0,4 0,33 0,21 0,43 0,31 0,35
Установки, способствующие эмпатии 0,59 0,5 0,49 0,56 0,11 0,61
Проникающая способность в эмпатии 0,55 0,54 0,33 0,59 0,25 0,48
Идентификация 0,47 0,44 0,35 0,5 0,25 0,45
Общий уровень эмпатии 0,54 0,51 0,36 0,57 0,26 0,5
Методика МИЛИ
Коэффициент идентичности 0,34 0,34 0,21 0,39 0,2 0,3
Примечание: Х - Общий показатель харизматичности; ЧПД - Чувствительность к потребностям других; ВБ - Видение будущего; ЧОС - Чувствительность к окружающей среде; ЛР - Личный риск; ПВТ - Поведение в разрез с традициями.
чающей в себя организацию и управление образовательным процессом. На втором этапе проверялись надежность и валидность «ШХ», были рассчитаны нормативные показатели для обследуемой выборки.
Выборка состояла из 878 студентов и 140 человек профессорско-преподавательского и руководящего состава НОУ ВПО Новосибирского гуманитарного института. Исследование осуществлялось на добровольных началах, анонимно, в групповой форме и основывалось на принципах экспертной оценки.
В процессе апробации мы получили данные относительно содержательной и конструктной валидности. Все подсчеты проводились с помощью компьютерных программ Psychometric Expert 5, Statistica 6.0.
Валидность методики «Шкала харизматичности»
Валидность по содержанию или содержательная валидность заложена в тест уже при подборе заданий методики «Шкала харизматичности», что характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста в области исследования харизматичности личности.
Результаты интеркорреляций между отдельными показателями (таблица 1) демонстрируют, что между всеми субшкалами методики существует значимая положительная взаимосвязь от 0,57 до 0,82 - это позволяет говорить о наличии единого психологического конструкта лежащего в основе методики (харизматичности), что также подтверждает достаточную конструктную валидность.
Конвергентная валидность определялась с помощью вычисления коэффициента корреляции t-Кенделла со шкалами методики «ШХ» c методикой CPI, методики «ШХ» c методикой Майерс-Бриггс (MBTI), методики «ШХ» c методикой Урбанович «Личностная и социальная идентичность» (ЛиСи), методики «ШХ» c методикой «УЭС» В.В. Бойко, методики «ШХ» c методикой Шнейдер «МИЛИ». Основанием выбора данных методик является то, что представленные методики измеряют личностные характеристики, наиболее отражающие лидерские и харизматические тенденции, описанные Б. Бассом, Дж. Конгером, Р. Канунго, Н. Энкельман-ном и др. [2; 1; 10].
Анализ взаимосвязей между данными методики «ШХ» и результатами методик CPI, Майерс-Бриггс (MBTI), Урбанович «Личностная и социальная идентичность», «УЭС» В.В. Бойко, Шнейдер «МИЛИ» (таблица 2), подтверждают конвергентную валидность исследуемой методики. Выявленная взаимосвязь конст-
руктов методики «ШХ» с признаками других методик, свидетельствует об измерении именно тех параметров, которые исследует методика.
Надежность методики «Шкала харизматичности»
С целью проверки надежности и возможности методики «ШХ» различать личностей, обладающих и не обладающих харизматичностью, был использован сравнительный анализ, т.к. если методика «ШХ» действительно измеряет харизматичность личности, то должна быть в состоянии находить различия между личностями, которые были идентифицированы экспертной оценкой как обладающие харизматичностью или не обладающие харизматичностью. Экспертами выступили студенты и преподаватели ВУЗа, руководящий состав и сотрудники института.
В ходе исследования, экспертами произведено ранжирование списка преподавателей и списка руководителей, позволяющих определить степень выраженности соответственно педагогической и управленческой харизмы. Поскольку харизма это предписанное качество, т.е. основанное на восприятии поведения личности, то ранжирование проводилось согласно субъективным представлениям экспертов относительно харизматичности личности по 5 градациям, где 1 - качества харизматичности отсутствуют, а 5 - качества харизматичности ярко выражены. После чего при помощи методики «ШХ» эксперты оценили степень выраженности харизмы каждого из списка преподавателей и руководителей. В дальнейшем для сравнения выраженности степени харизматичности по результатам ранжирования и методике «ШХ» применялся однофакторный дисперсионный анализ.
Таблица 3
Результаты однофакторного дисперсионного анализа
Параметры F p
Градации харизматичности 8,97 0,0001
По результатам расчетов однофакторного дисперсионного анализа (p=0,0001) можно заключить, что существуют значимые различия между градациями харизматичности по параметру «Харизматичность» (таблица 3). Для того, чтобы выяснить какие наблюдаются различия был применен критерий по парного сравнения Фишера (LSD), таблица 4.
В результате применения попарного сравнения по критерию Фишера было установлено отсутствие значимых различий между 2, 3 и 4 градацией, что позволило сократить рассматриваемые градации харизматичности до 3. Таким образом, можно установить, что существуют 3 степени выраженности харизматичности - низкая, средняя и высокая степень выраженности.
По результатам дисперсионного анализа можно заключить: 1) методика «ШХ» позволяет различать личностей, обладающих
Таблица 4
Результаты по парного сравнения по критерию Фишера (LSD)
Градации харизматичности Средние значения харизматичности
{1} 59,82 {2} 73,21 {3} 80,84 {4} 80,78 {5} 96,93
1 0,011 0,001 0,013 0,001
2 0,011 0,089 0,333 0,001
3 0,001 0,089 0,993 0,019
4 0,013 0,333 0,993 0,085
б 0,001 0,001 0,019 0,085
Таблица б
Ретестовая надежность методики «I1IX» по критерию -Кенделла
Параметры Кол-во испытуемых т -Kendall Уровень значимости (p)
Х (1 тестирование) & Х (2 тестирование) 63 0,25 0,003
ЧПД (1 тестирование) & ЧПД (2 тестирование) 63 0,18 0,035
ВБ (1 тестирование) & ВБ (2 тестирование) 63 0,20 0,015
ЧОС (1 тестирование) & ЧОС (2 тестирование) 63 0,17 0,041
ЛР (1 тестирование) & ЛР (2 тестирование) 63 0,20 0,018
ПВТ (1 тестирование) & ПВТ (2 тестирование) 63 0,30 0,001
Примечание: УХ - Общий уровень харизматичности; ЧПД - Чувствительность к потребностям других; ВБ - Видение будущего; ЧОС - Чувствительность к окружающей среде; ЛР -Личный риск; ПВТ - Поведение в разрез с традициями.
Таблица 6
Синхронная надежность отдельных пунктов методики «IX»
а тк н у П OI Z ЧПД - Чувствительность к потребностям других № Пункта ВБ - Видение будущего а тк н у П OI Z ЧОС - Чувствительность к окружающей среде а тк н у П OI Z ЛР - Личный риск а тк н у П OI ~Z. ПВТ - Поведение в разрез с традициями
1 0,68 2 0,77 4 0,69 7 0,82 3 0,71
б 0,77 6 0,79 б 0,81 10 0,79 з 0,80
11 0,77 9 0,74 12 0,89 26 0,82 14 0,82
13 0,73 19 0,64 1б 0,86 18 0,76
16 0,63 20 0,81 21 0,80
17 0,76 27 0,80 23 0,72
22 0,7б
24 0,69
2б 0,81
Таблица 7
Дискриминативность шкал методики «IX»
№ Пункта л т с о 1 X ёЕ 01 > тр ид в ■ ОН Что П > с У У * № Пункта ВБ - Видение будущего № Пункта н ч: Т о н а ис S s уа Т S. о * О о У * № Пункта ЛР - Личный риск № Пункта ПВР - Поведение в разрез с традициями
1 0,12 2 0,23 4 0,19 7 0,б4 3 0,б9
5 0,б7 6 0,бб б 0,б8 10 0,48 з 0,61
11 0,39 9 0,4 12 0,42 26 0,19 14 0,46
13 0,бб 19 0,46 1б 0,49 18 0,б2
16 0,4б 20 0,3б 21 0,37
17 0,б1 27 0,б8 23 0,46
22 0,42
24 0,4
25 0,4б
Ср. значения по шкале 0,43 0,42 0,42 0,40 0,б0
равновероятностную представленность как проявление признаков, так и их отсутствие (грЬ варьируется от 0,14 до 0,65), среднее значение индекса дискриминации отдельных пунктов составляет 0,35 (таблица 8).
и не обладающих харизматичностью; 2) значимых различий между оценками экспертов и значениями методики «ШХ» не наблюдается, что подтверждает ее надежность; 3) выявленные различия позволяют 5 градаций сократить до 3 градаций (низкая, средняя и высокая степень выраженности харизматичности).
Для определения ретестовой надежности проводилась методика повторного тестирования на выборке студентов в количестве 63 человек для оценки 17 преподавателей.
По данным таблицы 5 можно отметить, что все взаимосвязи между 1 и 2 тестированием являются значимыми, умеренными (уровень р < 0,05), это свидетельствует о том, что ретестовая надежность составляет отдельно по шкалам от 0,17 до 0,30, а положительная взаимосвязь означает, что повторяемость ответов является достоверной и неизменной по знаку
Для исследования одномоментной (синхронной) надежности теста рассчитывался коэффициент избирательности (ф-Пирсона). Анализ коэффициента синхронной надежности (таблица 6) - от 0,63 до 0,82 позволяет говорить, что методика является внутренне гомогенной - большинство пунктов имеют тесную взаимосвязь с суммарным показателем, и нет ни одной отрицательной корреляционной связи.
Таким образом, результаты проверки внутренней, внешней надежности демонстрируют высокую надежность методики «ШХ», что отражает ее точность как измерительного инструмента.
Оценка дискриминативнос-ти теста оцени-валась с помощью коэффициента 5-Фергюсона (в программе «Psychometric Expert 5»), принимающего значения от 0 до 1, причем чем ближе к 1, тем выше дискриминативность. Полученный коэффициент Фергюсона 5 = 0,61 демонстрирует удовлетворительную дискриминативность теста в целом. Так результаты таблицы 7 отражают равновероятностную представленность как проявление признаков, так и их отсутствие (значение ? варьируется от 0,12 до 0,61), при этом среднее значение по каждой шкале составляет от 0,40 до 0,50.
Дискриминативность отдельных пунктов методики предполагала вычисление индекса дискриминации (rpb). Анализ индексов дискриминации отдельных пунктов свидетельствует о хорошей дискриминации большинства пунктов. Так результаты таблицы 8 отражают
Таким образом, как видно из представленного выше материала, проведенный анализ методики «ШХ» подтверждает надежность и валидность теста, отличающуюся умеренной диск-риминативностью. Поэтому данная методика позволяет иссле-
Таблица 8
Дискриминативность отдельных пунктов ко всему тесту методики «ШХ»
Пункт вопроса грЬ Пункт вопроса грЬ Пункт вопроса грЬ Пункт вопроса грЬ
1 0,14 8 0,65 15 0,50 22 0,35
2 0,25 9 0,42 16 0,29 23 0,46
3 0,45 10 0,15 17 0,35 24 0,35
4 0,16 11 0,41 18 0,41 25 0,38
5 0,30 12 0,44 19 0,29 26 0,22
6 0,37 13 0,29 20 0,34 27 0,29
7 0,27 14 0,47 21 0,37
Таблица 9
Результаты сравнения групп студентов и преподавателей по параметрам методики «ШХ»
Ср. знач. по студентам Ср знач. по преп. ^аіие Р УаМ<^ N УаМ<^ N
УХ vs. УХ 5 6 -1,34 0,18 878 140
ЧПД vs. ЧПД 5 6 -1,19 0,06 878 140
ВБ vs. ВБ 5 6 -1,06 0,29 878 140
ЧОС vs. ЧОС 5 6 -1,36 0,17 878 140
ЛР vs. ЛР 5 5 -0,90 0,37 878 140
ПВТ vs. ПВТ 6 6 -0,34 0,73 878 140
довать показатели харизматичности личности, являясь надежным психометрическим инструментом.
Стандартизация процедуры проведения диагностики, обработки результатов, тестовых норм и интерпретации результатов
Условия проведения. Методика предназначена для экспертной оценки «Уровня харизматичности» педагогов и руководителей. Количество испытуемых должно составлять не менее 10 человек. Производится анонимно как коллективно, так и индивидуально.
Описание методики. Методика представляет собой бланк-опросник состоящий из 27 вопросов (утверждений), определяющих 6 шкал: Х - Общий показатель харизматичности; ЧПД - Чувствительность к потребностям других; ВБ - Видение будущего; ЧОС - Чувствительность к окружающей среде; ЛР - Личный риск; ПВТ - Поведение, идущее в разрез с традициями.
Инструкция. «Этот опросник описывает, как Вы воспринимаете стиль взаимодействия личности с окружающими людьми и миром личности. Речь идет именно о вашем мнении, поэтому здесь нет «правильных» или «не правильных» ответов. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и ответьте согласно вашему первому впечатлению.
Вам даны список вопросов и бланк ответов, в котором перечислены имена представителей руководящего состава организации (ведущих у вас преподавателей). Прочитав вопрос, на-
против каждой фамилии поставьте в бланке ответов: а - полностью не согласны с утверждением относительно данного руководителя (преподавателя); б - скорее не согласны с утверждением относительно данного руководителя (преподавателя); в - частично подходит это утверждение для данного руководителя (преподавателя); г - скорее подходит утверждение для данного руководителя (преподавателя); д - полностью подходит утверждение для данного руководителя (преподавателя)».
Обработка результатов. Согласно обозначенной градации ответов в инструкции, обработка результатов осуществляется с помощью начисления баллов следующим образом: за ответ а - баллов не начисляется, за б - 1 балл; за в - 2 балла; за г - 3 балла; за д - 4 балла, после чего подсчитывается общий результат по каждой шкале, который переводится в стандартную оценку -стены.
Интерпретация результатов. Всего для оценки предлагается шесть шкал, представляющих харизматичность личности, пять интегральных показателя и суммарный показатель по всей методике. По выраженности каждой шкалы (3 градации: низкая, средняя, высокая степень) дается соответствующая интерпретация.
Стандартизация норм. С целью стандартизации тестовых норм производился перевод «сырых» баллов методики «ШХ» в стандартные оценки. Проверка нормальности распределения первичных оценок осуществлялась с помощью критерия согласия Колмогорова-Смирнова, результаты применения которого к полученным данным свидетельствуют, что эмпирическое распределение по всем шкалам приближено к нормальному виду (р > 0,05).
Нелинейное преобразование «сырых» баллов проводится посредством z-преобразования первичных оценок, а затем трансформации z-оценок в шкалу стенов.
Для того чтобы проверить правомочность использования единых норм по возрасту необходимо сравнить результаты исследования по методике «ШХ» в группах студентов (сотрудников) и преподавателей (руководителей). Для этого возможно использовать параметрический ^критерий Стьюдента для независимых групп, т.к. данные представлены в стандартных оценках (стенах) и имеют нормальное распределение (таблица 9).
По результатам таблицы 9 (с использованием ^критерия Стьюдента для независимых групп), можно заключить, что исследуемые параметры методики «ШХ» в выборках студентов (персонал) и преподавателей (руководители) не отличаются
Таблица 10
Перевод первичных оценок теста в шкалу стенов (выборка, N = 1018)
Оценка в стенах
Параметры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Х <41 42 - 52 53 - 62 63 - 72 73 - 82 83 - 93 94 - 103 104 - 113 114 - 124 >125
ЧПД <11 12 - 15 16 - 18 19 - 22 23 - 25 26 - 29 30 - 32 33 - 36 37 - 39 >40
ВБ <8 9 - 11 12 - 14 15 - 17 18 - 19 20 - 22 23 - 25 26 - 28 29 - 31 >32
ЧОС <4 5 - 6 7 - 8 9 10 - 11 12 - 13 14 - 15 16 17 - 18 >19
ЛР <5 6 7 8 9 10 11 12 13 >14
ПВТ <3 4 - 6 7 - 9 10 - 12 13 - 15 16 - 18 19 - 21 22 - 24 25 - 27 >28
между собой. Таким образом, возможно использовать единые нормы для всех возрастов (от 18 до 60 лет).
Ниже приводится таблица стандартизации, перевода первичных оценок теста в шкалу стенов (таблица 10). Преобразования осуществлялись с помощью компьютерной программы «Psychometric Expert 5».
Все значения стенов распределены между тремя интерпретационными зонами, позволяющими разделить испытуемых по степени харизматичности. Зона 1 (значения от 1 до 3 стенов) -низкая степень выраженности признака; зона 2 (значения от 4
до 7 стенов) - средняя степень выраженности признака; зона 3 (значения от 8 до 10 стенов) - высокая степень выраженности признака. В зависимости от результатов находящихся в той или иной зоне дается соответствующая интерпретация.
Таким образом, разработанная и апробированная методика «ШХ» («Шкала харизматичности») является валидным, надежным и стандартизированным инструментом, предназначенным для измерения степени выраженности харизматичности личности педагога и руководителя.
Библиографический список
1. Conger, J., Kanungo, R., Menon, S., Mathur, P. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership // Canadian journal of administrative sciences. - 1997. - Vol. 14. - № 3.
2. Weber, M. Economy and society. Ed. by G. Roth and C. Wittich. Berkeley etc.: univ. of California Press, 1978. - Vol. 1-2.
3. Bass, B. M. Bass and Stogdill's handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. 3rd ed. - N.Y., L., etc: The Free Press, 1990.
4. Бестужев-Лада, И.В. К школе XXI века: размышления социолога. - М., 1988.
5. Петракова, Т.И. Гуманизм педагога как условие результативности духовно-нравственного воспитания [Э/р]. - Р/д: http://www.verav.ru/ common/mpublic.php?num=13
6. Филь, Т.А. Педагогическая харизма // Роль преподавателя вуза в формировании личности специалиста-гуманитария: материалы региональной межвузовской научно-теоретической конф. - Новосибирск, 2008.
7. Филь, Т.А. Структура харизматической личности педагога // Тенденции развития Российской системы профессионального образования в условиях глобализации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конф. 9 - 10 декабря 2009 г. / под науч.ред. М.А. Петровой, Н.Н. Савиной. - Новосибирск, 2009. - Ч. 1.
8. Филь, Т.А. Теоретическое исследование структурных компонентов харизматической личности // Вестник ТГПУ. - 2009. - Вып. 5 (83).
9. Clark, W. Academic Charisma and the Origins of the Research University. - Chicago; London, 2006.
10. Энкельманн, Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. - М., 2005.
Bibliography
1. Conger, J., Kanungo, R., Menon, S., Mathur, P. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership // Canadian journal of administrative sciences. - 1997. - Vol. 14. - № 3.
2. Weber, M. Economy and society. Ed. by G. Roth and C. Wittich. Berkeley etc.: univ. of California Press, 1978. - Vol. 1-2.
3. Bass, B. M. Bass and Stogdill's handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. 3rd ed. - N.Y., L., etc: The Free Press, 1990.
4. Bestuzhev-Lada, I.V. K shkole XXI veka: razmihshleniya sociologa. - M., 1988.
5. Petrakova, T.I. Gumanizm pedagoga kak uslovie rezuljtativnosti dukhovno-nravstvennogo vospitaniya [Eh/r]. - R/d: http://www.verav.ru/common/ mpublic.php?num=13
6. Filj, T.A. Pedagogicheskaya kharizma // Rolj prepodavatelya vuza v formirovanii lichnosti specialista-gumanitariya: materialih regionaljnoyj mezhvuzovskoyj nauchno-teoreticheskoyj konf. - Novosibirsk, 2008.
7. Filj, T.A. Struktura kharizmaticheskoyj lichnosti pedagoga // Tendencii razvitiya Rossiyjskoyj sistemih professionaljnogo obrazovaniya v usloviyakh globalizacii: sbornik nauchnihkh trudov po materialam Mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. 9 - 10 dekabrya 2009 g. / pod nauch.red. M.A. Petrovoyj, N.N. Savinoyj. - Novosibirsk, 2009. - Ch. 1.
8. Filj, T.A. Teoreticheskoe issledovanie strukturnihkh komponentov kharizmaticheskoyj lichnosti // Vestnik TGPU. - 2009. - Vihp. 5 (83).
9. Clark, W. Academic Charisma and the Origins of the Research University. - Chicago; London, 2006.
10. Ehnkeljmann, B. Kharizma. Lichnostnihe kachestva kak sredstvo dostizheniya uspekha v professionaljnoyj i lichnoyj zhizni. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 31.01.12
УДК 371.011
Grebenshchikova A. У FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF AN INTERPRETER: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL STRATEGY. The paper considers the problem of formation of informational competence of perspective interpreters in terms of the methodological base of research, explains the rationale of the use of competence-based approach as a theoretical and methodological strategy.
Key words: professional competence of an interpreter, informational competence of an interpreter, the methodological basis of research, the competence approach
А.В. Гребенщикова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка
Челябинского государственного университета, г. Челябинск, E-mail: aleksa151@gmail.com
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРЕВОДЧИКОВ: Т ЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
В статье рассматривается проблема формирования информационной компетентности будущих переводчиков с позиций методологической базы исследования, дается обоснование использования компетентностного подхода как теоретико-методологичес-кой стратегии исследования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность переводчика, информационная компетентность переводчика, методологическая основа исследования, компетентностный подход.
Текущим результатом процесса модернизации образования в России является смещение акцентов с традиционной знание-вой парадигмы на компетентностную парадигму, которые, не будучи противопоставлены друг другу, обеспечивают современному образованию практико-ориентированную направленность,
существенно расширяя его содержание личностными составляющими. Реализация компетентностного подхода в образовании способствует достижению его основной цели - подготовке конкурентоспособного и квалифицированного специалиста надлежащего уровня и профиля, который свободно владеет своей про-