Научная статья на тему 'Структура идентичности харизматической личности'

Структура идентичности харизматической личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / CHARISMA / CHARISMATIC PERSON / CHARISMATIC PROPERTIES / IDENTITY OF CHARISMATIC PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филь Т. А., Дмитриева Н. В.

В статье представлены содержательные характеристики идентичности харизматической личности, а также материалы эмпирического ис следования, направленного на изучение структуры идентичности личности и специфики ее компонентов в зависимости от статуса идентичности и степени выраженности харизматичности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY STRUCTURE OF CHARISMATIC PERSON

Substantial identity characteristics of charismatic person are described in the paper. Results of empirical research aiming to analyze identity structure and components specifics depending on identity status and charismatic evidences are presented as well.

Текст научной работы на тему «Структура идентичности харизматической личности»

данным, саморазвитие личности обучаемого, обеспечивает максимально полную самореализацию студентами своего творческого потенциала. Использование отдельных средств, изолированных от целостной ситуации выбора, как показателя проявления самостоятельности студента, не может решить такую сложную задачу. Обращение к ситуации выбора, как части процесса становления у студентов готовности к самооценке, дает нам возможность осуществить многовариантный анализ сущностных связей процесса, обеспечивающего проявления личностной самостоятельности студента. В разных типах ситуаций средства обладают разными возможностями и тем самым формируют разные личностные новообразования самостоятельности.

Рассматривая самостоятельность студента как системное свойство личности, мы выделили следующие ее компоненты:

- систему ценностных ориентации как преобразовательное отношение к объекту или субъекту выбора;

- систему потребностно-мотивационных состояний личности студента как ее стремление к самореализации через выбор к самосовершенствованию, если это потребуется для достижения выбранной программы действий;

- систему способностей в самоорганизации и саморегуляции прицеленаправленном достижении выбранной программы.

Анализ научной литературы (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Т.Ю. Марьенко, В.С. Мерлин, И.Л. Науменко, Ю.А. Самарин, Н.О. Яковлева и др.), собственные результаты профессионально-педагогической деятельности позволили нам

ввести в учебно-профессиональный процесс с целью становления у студентов готовности к самооценке следующие основополагающие условия: включение цели и потребности в овладение рациональными принципами и методами самоконтроля и самооценки учащихся в структуре их мотивационной сферы; равномерное планирование самостоятельной работы студентов в рамках изучения социально-экономических дисциплин; использование комплекса многообразных видов самостоятельной деятельности; контроль за качеством выполнения самостоятельной работы, как со стороны преподавателя, так и одногруппников. Включение студентов в самостоятельную практическую деятельность с целью становления у студентов готовности к самооценке обеспечивает глубокое усвоение теоретических знаний; с его помощью формируются потребности в постоянном их пополнении и обновлении; происходит овладение рациональными приемами и методами осуществления самооценки; развивается мыслительная деятельность.

Подводя итоги, отметим, что новизна выделенных педагогических условий заключается в следующем: названные условия не использовались для определенного нами предмета исследования; выявленные условия не были ранее рассмотрены в динамичном комплексе; отличительные особенности каждого представленного нами педагогического условия представлены в их характеристике. Представленный динамичный комплекс педагогических условий обеспечит становление у студентов готовности к самооценке в процессе изучения социально-экономических дисциплин.

Библиографический список

1. Рубцов, В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения [Текст] / В. В. Рубцов. // Вопросы психологии. - 2008.- № 5.

2. Колпакова, Н.Н. Формирование готовности студентов младших курсов к учебно-профессиональной деятельности в вузе.

- М., 2008.

3. Курносова, С.А. Об уровнях сформированности у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения // Развитие профессионального образования на пороге XXI тысячелетия: Материалы межвуз. обл. науч. -практ. конф. 27 апреля 2000. - Челябинск: Изд-во ЧИПУ, 2000.

4. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1984.

5. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Bibliography

1. Zagvyazinskij, V.I., Methodology and technique of pedagogical research. - M.: Pedagogics, 1992.

2. Kolpakova, N.N. Formation of readiness of students of the first years to to professional work in high school. - M., 2008.

3. Kurnosova, S.A. About levels of readiness at pupils of abilities of self-checking and self-appraisal in the conditions of differentiation of training // Vocational training development on threshold XXI of a millenium: Materials of interuniversity regional academic and research conference, on April, 27th 2000.- Chelyabinsk: publisher CHPPU, 2000.

4. Lyaudis, V.J., Formation of educational activity. - M.: publisher The Moscow university, 1999.

5. Platonov, K.K., The short dictionary of system of psychological concepts: The manual. - The second edition, add. [Text] / Platonov K.K. - M.: Hight school, 1984.

6. Rybzov, V.V., Joint educational activity in a context of a problem of a parity of social interactions and training // Psychology questions. - 2008. - № 5.

Article Submitted 10.02.11

УДК 159.923

Т. А. Филь, асп. НГПУ, преп. НГИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];

Н. В. Дмитриева, д-р психол. наук, проф., зав.каф. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены содержательные характеристики идентичности харизматической личности, а также материалы эмпирического исследования, направленного на изучение структуры идентичности личности и специфики ее компонентов в зависимости от статуса идентичности и степени выраженности харизматичности личности.

Ключевые слова: харизма, харизматические качества, харизматическая личность, идентичность харизматической личности.

Вопрос идентичности харизматической личности в отече- прос практики относительно изучения феномена харизмы

ственной психологии остается открытым. Это обусловлено высок, появляющиеся в отечественной литературе публика-

малой разработанностью проблемы. Несмотря на то, что за- ции не дают четкого представления о феномене харизмы, ка-

чествах харизматической личности, условиях, способствующих ее становлению. Наиболее разработанным подходом к изучению харизматичности личности является подход современных западных психологов Дж. Конгера и Р. Канунго [1]. Благодаря операционализации «харизмы» ученые предлагают выделять определенный набор харизматических качеств, от которых зависит степень выраженности харизматичности личности. Опираясь на проведенный нами анализ исследований зарубежных и отечественных работ [1-11], посвященных изучению различных аспектов харизмы, под харизматической личностью мы понимаем личность, обладающую определенным набором личностных характеристик, в силу которых она признается окружающими как необыкновенная и исключительная. К харизматическим качествам, выделенным Дж. Конгером, Р. Канунго, относятся такие, как - чувствительность к потребностям окружающих людей; способность предвидеть дальнейшее развитие событий, будущее; чувствительность к изменениям, происходящим в окружающем мире; способность к личным рискам ради достижения цели; способность к нестандартному поведению, идущему в разрез с традициями [1; 2; 11]. Харизматичность, в свою очередь, является интегральным свойством личности, отражающим вышеперечисленные характеристики, обеспечивающие достижение личностью успеха.

Отдельные аспекты изучения идентичности харизматической личности отражены лишь в единичных исследованиях С.Н. Зинева [4], проведенных в рамках философского анализа. Также вопрос взаимосвязи идентичности и харизматичности встречается в работе Л. Б. Шнейдер [12], посвященной рассмотрению профессионально важных качеств психолога-практика. Согласно мнению Л.Б. Шнейдер, харизматичность является искусственно созданной и выстраивается относительно успеха, а идентичность подлинное качество личности, выстраиваемое относительно «Я-иное». Тем не менее, противопоставляя данные понятия, Л.Б. Шнейдер предполагает, что харизматическая личность может быть идентичной, а человек, достигший идентичности, может обладать харизмой.

По нашему мнению, «харизматичность» и «идентичность» это понятия дополняющие друг друга. Обладать харизматическими качествами может только та личность, которая четко осознает собственную уникальность, неповторимость, целостность, жизненные цели, ценности, т.е. личность со сформированной идентичностью. Чем в большей степени достигнута идентичность, тем выше уровень харизматичности личности. Понятие «харизмы» действительно неотделимо от успеха, как указывает Л. Б. Шнейдер, но, стоит отметить, что успех не является целью для харизматической личности, а есть следствие реализации собственного потенциала.

Таким образом, рассмотрение вопроса идентичности харизматической личности является весьма актуальным, т.к. такое изучение позволит понять природу харизматической

Структура идентичности

личности, углубить знания относительно харизматических качеств, а также условий, необходимых для достижения личностью успеха.

Целью нашей работы стало выявление структурных компонентов идентичности харизматической личности.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что идентичность харизматической личности является сложным психическим образованием, имеющим структуру, специфика которой зависит от статуса идентичности и степени выраженности харизматичности личности.

Методики и организация исследования. Для проверки гипотезы и достижения цели было проведено эмпирическое исследование. На первом этапе осуществлена модификация и апробация методики «Шкала харизматичности» («ШХ»), направленная на измерение управленческой и педагогической харизмы, позволяющая измерять степень выраженности харизматичности личности. На втором этапе проводился отбор личностей с различной степенью выраженности харизматичности. Базами исследования выступали: НОУ ВПО Новосибирский гуманитарный институт (всего 412 человек, из них 369 студентов и 46 человек профессорско-преподавательского и руководящего состава института) и ОГУЗ Государственная Новосибирская областная клиническая больница, отделение консультативно-диагностической поликлиники (всего 170 человек врачебного и сестринского персонала). Из общего количества выборки (582 человека) было отобрано 120 человек с различной степенью выраженности харизматичности (низкая, средняя и высокая степень). На третьем этапе проходило исследование структуры идентичности харизматической личности.

Для определения статуса личностной идентичности использовалась методика Л. Б. Шнейдер (МИЛИ); для определения наиболее важных сфер достижения идентичности личности методика «Личностная и социальная идентичность» А. Урбанович; калифорнийский психологический опросник (CPI), направленный на определение индивидуальных особенностей личностных характеристик; типологический опросник Майерс-Бриггс (MBTI) для выявления базисных предпочтений личности; диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Результаты. С целью проверки гипотетической модели идентичности харизматической личности, построенной на основе теоретического анализа литературы по изучению структуры идентичности личности [12; 13; 14], состоящей из аффективного, когнитивного, поведенческого, мотивационного компонентов, нами был проведен факторный анализ. По результатам факторного анализа было установлено, что идентичность харизматической личности включает в себя 5 компонентов, каждый из которых имеет определенное содержание (таблица 1).

Таблица 1

личности

Название фактора Содержание фактора

F1 (44,45%) «Аффективный компонент» Положительный полюс: Шкалы опросника «ШХ»: «Общий уровень харизматичности» (0,64), «ЧПД - чувствительность к потребностям членов организации» (0,61), «ЧОС - чувствительность к окружающей среде» (0,71) Шкалы опросника MBTI: «Экстраверт» (0,51), «Интуитивный» (0,74), «Чувствующий» (0,73) Шкала методики «ЛиСи»: «Отношения с окружающими» (0,69) Шкалы методики В. В. Бойко: «Рациональный канал эмпатии» (0,58), «Эмоциональный канал эмпатии» (0,86), «Интуитивный канал эмпатии» (0,74), «Установки эмпатии» (0,83), «Проникающая способность эмпатии» (0,67), «Идентичность в эмпатии» (0,64), «Общий уровень эмпатии» (0,91) Методика МИЛИ: «Коэффициент идентичности» (0,58) Шкалы методики CPI: «Самопринятие» (0,66), «Эмпатия» (0,59), «Самоконтроль» (0,90), «Чувство благополучия» (0,68) Отрицательный полюс: Шкалы методики MBTI: «Интроверт» (-0,53), «Сенсорный» (-0,58), «Мыслительный» (-0,73)

F2 (8,62%) «Мотивационный компонент» Положительный полюс: Шкалы методики CPI: «Способность к статусу» (0,65), «Социальное присутствие» (0,74) «Независимость» (0,79), «Ответственность» (0,82), «Социализация» (0,67), «Хорошее впечатление» (0,82), «Толерантность» (0,66), «Психологический склад ума» (0,62), «Гибкость» (0,50), «Управленческий потенциал» (0,8), «Трудолюбие» (0,72), «Лидерство» (0,6), «Дружелюбие» (0,75), «Рациональность» (0,89), «Маскулинность» (0,7), «Мотивация лидерства и достижения» (0,58) Отрицательный полюс: Шкала опросника CPI: «Тенденция согласия» (-0,57)

F3 (5,69%) «Поведенческий компонент» Положительный полюс: Шкалы опросника «ШХ»: «ЛР - личный риск» (0,59), «ПВТ - поведение, идущее в разрез с традицией» (0,57) Шкалы методики CPI: «Доминирование» (0,51), «Достижение через независимость» (0,5), «Качество полицейского» (0,64), «Нарциссизм» (0,52) Отрицательный полюс: Шкалы опросника CPI: «Обычность» (-0,79), «Социальная желательность» (-0,52), «Тревожность» (-0,5)

F4 (5,34) «Когнитивный компонент» Положительный полюс: Шкалы опросника «ШХ»: «ВБ - видение будущего и его формулировка» (0,56) Шкала методики MBTI: «Решающий» (0,58) Шкалы опросника CPI_m: «Нормативность\Делинквентность» (0,56), «Интеллектуальная эффективность» (0,66), «Творческая натура, креативность» (0,55) Отрицательный полюс: Шкала методики MBTI: «Воспринимающий» (-0,6) Шкала опросника CPI: «Женственность\Мужественность» (-0,51)

F5 (4,9%) «Компонент самореализации» Положительный полюс: Шкалы методики «ЛиСи»: «Моя работа» (0,63), «Мое материальное положение» (0,78), «Мой внутренний мир» (0,82), «Моя семья» (0,64), «Мое будущее» (0,64), «Я и общество, в котором живу» (0,51) Шкалы опросника CPI: «Общительность» (0,52) и «Самореализация» (0,60) Отрицательный полюс: Шкала методики «ЛиСи»: «Мое здоровье» (-0,78),

Аффективный компонент объясняет 44,45 % от общей изменчивости, что может быть связано со значительным влиянием эмпатических способностей на процесс достижения идентичности. Аффективный компонент представляет собой длительные ориентации личности, связанные с отношением к жизни вообще, делу, к себе и окружению в частности. Он включает в себя следующие содержательные элементы: положительное восприятие себя и выполняемой жизненной задачи; ориентация на окружающий мир и чувствительность к окружающей среде; эмпатические способности личности, позволяющие чувствовать потребности окружающих людей.

Мотивационный компонент (объясняет 8,62 % дисперсии) представлен обоснованием выбора того или иного действия, выделением факторов, обуславливающих этот выбор, умением выстраивать четкие цели перед собой и другими и добиваться их. Содержательными элементами данного компонента являются: независимость; ответственность; важность социального присутствия; способность к статусу; доминирование; способность к лидерству; маскулинность; рациональность; интеллектуальная эффективность; гибкость; толерантность; способность производить хорошее впечатление; трудолюбие; дружелюбие.

Поведенческий компонент (объясняет 5,69 % общей изменчивости) включает в себя конкретные действия, осознание, контроль и саморегуляцию собственных действий. Данный компонент представлен такими качествами личности, как: способность и готовность к высоким личным рискам ради блага общества (организации); поведение, идущее в разрез с социальными стереотипами, т.е. совершение поступков, воспринимаемых как героические или экстраординарные; умение принимать независимые решения, контролировать их выполнение; нарциссические проявления.

Когнитивный компонент (объясняет 5,34 % дисперсии) представлен знаниями, умениями личности. Включает в себя такие качества, как: умение сосредотачивать внимание на самом главном; создавать проект будущего (образ будущего); способность нестандартно мыслить; умение находить способ решения проблемы в условиях ограниченности информации.

Компонент самореализации (объясняет 4,9 % общей изменчивости) рассматривается как составляющая структуры идентичности харизматической личности в связи с важностью выделения сфер достижения идентичности. Значимыми сферами достижения идентичности являются: внутренний мир; материальное благополучие; семья и семейные ценности; профессиональная деятельность; уверенность в будущем; значимость взаимоотношений с окружающим миром, с кругом людей, с которыми личность себя идентифицирует. При этом стоит отметить, что, чем выше статус идентичности, тем меньше внимания харизматическая личность уделяет собственному здоровью.

Полученные результаты изучения структуры идентичности харизматической личности сопоставимы с выделенными Дж. Конгером и Р. Канунго качествами харизматической личности. Исследуемые параметры образуют факторную модель идентичности харизматической личности, включающую в себя аффективный, мотивационный, поведенческий, когнитивный компоненты и, дополнительно выделенный в ходе эмпирической проверки, самореализационный компонент.

Выделенные структурные компоненты идентичности тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое. В тоже время статус идентичности и степень выраженности харизматичности личности определяются специфическим набором переменных.

С целью проверки значимости связей между степенью выраженности харизматичности и статусом идентичности, был использован критерий %2 - Пирсона, по результатам которого было определено наличие связей между данными явлениями: высокохаризматическая личность характеризуется достигнутой идентичностью, статусом идентичности среднехаризматической личности является мораторий, низкохаризматическая личность имеет статус мораторий или диффузной идентичности.

Выявление специфики содержательных компонентов структурной модели личности с разной степенью выраженности харизматичности и разными статусами идентичности проводилось с помощью корреляционного анализа по критерию Тау Кендалла (таблицы 2-6). Анализ специфики содержатель-

ных характеристик аффективного компонента идентичности позволяет выявить следующие особенности (таблица 2):

1) Низкохаризматичная личность с диффузной идентичностью - аффективный компонент идентичности представлен одной прямой и тремя обратными связями, указывающими на слабое развитие эмпатических способностей личности.

2) Низкохаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - компонент представлен пятью положительными и двумя отрицательными связями, указывающими на стремление к развитию эмпатических способностей с целью разрешения кризиса и установления на этой основе прочных связей с окружающими людьми.

Таблица 2

Содержательные характеристики аффективного компонента идентичности личности с разной степенью выраженности харизматичности

Низкохаризма-тичная личности - диффузная идентичность Низкохаризматичная личность - статус идентичности мораторий Среднехаризматичная личности - статус идентичности мораторий Высокохаризматичная личность - достигнутая идентичность

Аффективный компонент Положительный полюс: Шкала методики «ЛиСи»: «Отношения с окружающими» (0,79) Отрицательный полюс: Шкала методики «ШХ»: «ЧПД -чувствительность к потребностям членов организации» (-0,85) Шкала методики В. В. Бойко: «Идентичность в эмпатии» (-0,78) Шкала методики CPI: «Самоприня-тие» (-0,85) Положительный полюс: Шкалы опросника МВТ1: «Экстраверт» (0,56), «Интуитивный» (0,54) Шкала методики «ЛиСи»: «Отношения с окружающими» (0,74) Шкалы методики В. В. Бойко: «Рациональный канал эмпатии» (0,70), «Общий уровень эмпатии» (0,51) Отрицательный полюс: Шкала опросника «ШХ»: «ЧПД - чувствительность к потребностям членов организации» (-0,75) Шкала методики МВТ1: «Интроверт» (-0,54) Положительный полюс: Шкалы опросника «ШХ»: «Общий уровень харизматичности» (0,49), «ЧПД - чувствительность к потребностям членов организации» (0,69) Шкалы опросника MBTI: «Интуитивный» (0,32) Шкала методики «ЛиСи»: «Отношения с окружающими» (0,48) Шкалы методики В. В. Бойко: «Установки эмпатии» (0,69), «Общий уровень эмпатии» (0,31) Шкалы методики CPI: «Эмпатия» (0,20) Отрицательный полюс: Шкалы методики MBTI: «Сенсорный» (-0,97), «Мыслительный» (-0,84) Положительный полюс: Шкалы опросника «ШХ»: «Общий уровень харизматичности» (0,74), «ЧПД -чувствительность к потребностям членов организации» (0,82), «ЧОС - чувствительность к окружающей среде» (0,70) Шкалы опросника MBTI: «Экстраверт» (0,65), «Интуитивный» (0,62), «Чувствующий» (0,64) Шкала методики «ЛиСи»: «Отношения с окружающими» (0,66) Шкалы методики В. В. Бойко: «Эмоциональный канал эмпатии» (0,69), «Интуитивный канал эмпатии» (0,76), «Проникающая способность эмпатии» (0,65), «Идентичность в эмпатии» (0,73), «Общий уровень эмпатии» (0,96) Шкалы методики CPI: «Самопринятие» (0,75), «Эмпатия» (0,67), «Самоконтроль» (0,79), «Чувство благополучия» (0,86) Отрицательный полюс: Шкала методики MBTI: «Интроверт» (-0,59)

3) Среднехаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - компонент имеет 7 положительных и 2 отрицательных связи, отражающих направленность личности на установление отношений с окружающими на основе эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

4) Высокохаризматичная личность с достигнутой идентичностью - аффективный компонент представлен 16 положи-

тельными связями и одной отрицательной, отражающими такие качества, как: ярко выраженные эмпатические способности личности, позволяющие чувствовать потребности окружающих людей; положительное восприятие себя и выполняемой жизненной задачи, чувство благополучия; развитые интуитивные способности.

Таблица 3

Содержательные характеристики мотивационного компонента идентичности личности с разной степенью выраженности харизматичности

Низкохаризматичная личности - диффузная идентичность Низкохаризматичная личность - статус идентичности мораторий Среднехаризма-тичная личности - статус идентичности мораторий Высокохаризматичная личность -достигнутая идентичность

Мотивационный компонент Положительный полюс: Шкалы методики CPI: «Социальное присутствие» (0,77) «Социализация» (0,83) Отрицательный полюс: Шкала опросника CPI: «Ответственность» (0,93), «Толерантность» (0,85) «Гибкость»(-0,77) , «Дружелюбие» (-0,72) Положительный полюс: Шкалы методики CPI: «Мотивация лидерства и достижения» (0,65), «Тенденция согласия» (0,69) Отрицательный полюс: Шкалы опросника CPI: «Хорошее впечатление» (-0,56), «Гибкость» (-0,64), «Управленческий потенциал» (0,65), «Трудолюбие» (-0,64) Положительный полюс: Шкалы методики CPI: «Независимость» (0,84), «Социализация» (0,60), «Рациональность» (0,77), «Мотивация лидерства и достижения» (0,53) Положительный полюс: Шкалы методики CPI: «Способность к статусу» (0,74), «Социальное присутствие» (0,98), «Ответственность» (0,77), «Хорошее впечатление» (0,75), «Толерантность» (0,98), «Психологический склад ума» (0,84), «Управленческий потенциал» (0,85), «Лидерство» (0,85), «Дружелюбие» (0,67), «Маскулинность» (0,94), «Мотивация лидерства и достижения» (0,62)

Специфика мотивационного компонента идентичности (таблица 3):

1) Низкохаризматичная личность с диффузной идентичностью - компонент представлен двумя прямыми и четырьмя обратными связями, указывающими на неспособность брать на себя ответственность, высокую ригидность, неумение ставить перед собой и другими четкие цели.

2) Низкохаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - компонент имеет две положительные и четыре отрицательные связи, указывающие, с одной стороны, на желание управлять окружающими, мотивировать их на определенные действия. С другой, неумение ясно видеть и формулировать цели, особенно в условиях ограниченной информации.

3) Среднехаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - четыре положительные связи, указываю-

щие на склонность личности следовать установленным правилам, но при необходимости отстаивать собственную точку зрения и добиваться только тех целей, которые имеют высокую степень реализации.

4) Высокохаризматичная личность с достигнутой идентичностью - компонент представлен 11 положительными связями, отражающими высокие управленческие и лидерские способности личности, готовность и способность занимать руководящие должности.

Специфика поведенческого компонента идентичности (таблица 4):

1) Низкохаризматичная личность с диффузной идентичностью - одна прямая связь. Отсутствие сформированных ценностей, убеждений, неумение выстраивать длительные социальные контакты приводит к чувству психологического дискомфорта, нерешительному поведению.

Таблица 4

Содержательные характеристики поведенческого компонента идентичности личности с разной степенью выраженности харизматичности

Низкохаризма-тичная личности - диффузная идентичность Низкохаризма-тичная личность - статус идентичности мораторий Среднехаризматич-ная личности - статус идентичности мораторий Высокохаризматичная личность -достигнутая идентичность

1 оп омк 1 ё Й к £ е « е в о с Положительный полюс: Шкалы методики CPI: «Тревожность» (0,75) Отрицательный полюс: Шкала опросника CPI: «Достижение через независимость» (0,51) Положительный полюс: Шкала опросника «ШХ»: «ЛР - личный риск» (0,68) Шкалы методики CPI: «Нарциссизм» (0,56), «Социальная желательность» (0,51) Положительный полюс: Шкалы опросника «ШХ»: «ЛР - личный риск» (0,65), «ПВТ - поведение, идущее в разрез с традицией» (0,70) Шкалы методики CPI: «Доминирование» (0,98), «Достижение через независимость» (0,98), «Качество полицейского» (0,93) Отрицательный полюс: Шкала опросника CPI: «Обычность» (-0,95)

2) Низкохаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - компонент представлен одной отрицательной связью, указывающей на неспособность рисковать ради достижения цели и эффективно работать в условиях недостаточно четких требований.

3) Среднехаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - три положительные связи, отражающие направленность личности на социально одобряемое поведение, при этом, чтобы получить признание окружающих, такая личность готова к личным рискам при условии достижения цели организации.

4) Высокохаризматичная личность с достигнутой идентичностью - 5 положительных связей и одна отрицательная.

Данные связи указывают на способность личности к независимому, властному поведению, как правило, направленному на достижение общественно значимых результатов, ради которых они склонны к личным рискам и нестандартному поведению.

Специфика содержательных характеристик когнитивного компонента (таблица 5):

1) Низкохаризматичная личность с диффузной идентичностью - содержательные характеристики когнитивного компонента (одна прямая и две обратные связи) указывают на желание следовать заданным шаблонам при принятии решения, неспособность привносить в жизнь новые, нестандартные решения.

Таблица 5

Содержательные характеристики когнитивного компонента идентичности личности с разной степенью выраженности харизматичности

Низкохаризматичная личности -диффузная идентичность Низкохаризма-тичная личность - статус идентичности мораторий Среднехаризма-тичная личности -статус идентичности мораторий Высокохаризматичная личность - достигнутая идентичность

Когнитивный компонент Положительный полюс: Шкалы опросника CPI: «Норматив-ность\Делинквентность» (0,75) Отрицательный полюс: Шкала методики MBTI: «Решающий» (-0,78) Шкала опросника CPI: «Творческая натура, креативность» (-0,75) Отрицательный полюс: Шкала опросника CPI: «Творческая натура, креативность» (-0,55) Отрицательный полюс: Шкала методики MBTI: «Воспринимающий» (-0,35) Шкала опросника CPI: «Женствен-ность\Мужественно сть» (-0,41) Положительный полюс: Шкалы опросника «ШХ»: «ВБ -видение будущего и его формулировка» (0,61) Шкала методики МВТ1: «Решающий» (0,82) Шкалы опросника СР1_т: «Интеллектуальная эффективность» (0,68), «Творческая натура, креативность» (0,75)

2) Низкохаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - когнитивный компонент, характеризующийся одной отрицательной связью, определяется отсутствием способности личности нестандартно мыслить и принимать решения в условиях ограниченности информации.

3) Среднехаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - компонент имеет две отрицательные связи, характеризующие личность следующим образом: принимая решения, строго следуют им, стремятся оценивать и критиковать окружающих, не склонны воспринимать информацию, противоречащую их решениям.

4) Высокохаризматичная личность с достигнутой идентичностью - компонент представлен четырьмя положительными связями, которые отражают высокую интеллектуальную эффективность личности, умение предвидеть дальнейшее

развитие событий и принимать нестандартные решения в сложных, кризисных ситуациях.

Специфика содержательных характеристик компонента самореализации (таблица 6):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Низкохаризматичная личность с диффузной идентичностью - одна положительная и три отрицательных связи, отражающие стремление личности определить дальнейшее направление своей жизни, при этом профессиональная сфера и внутренний мир не воспринимаются как значимые сферы самореализации.

2) Низкохаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - одна положительная и три отрицательных связи, указывающие на стремление личности к налаживанию отношений с окружающими людьми и трудностями самореализации в сфере здоровья и работы.

Таблица 6

Содержательные характеристики самореализационного компонента идентичности личности с разной степенью выраженности харизматичности

Низкохаризматичная личности - диффузная идентичность Низкохаризматичная личность - статус идентичности мораторий Среднехаризматич-ная личности - статус идентичности мораторий Высокохаризматичная личность - достигнутая идентичность

Самореализационный компонент Положительный полюс: Шкалы методики «ЛиСи»: «Мое будущее» (0,83) Отрицательный полюс: Шкалы методики «ЛиСи»: «Моя работа» (-0,78), «Мой внутренний мир» (-0,92) Шкала опросника CPI: «Общительность» (-0,78) Положительный полюс: Шкалы методики «ЛиСи»: «Я и общество, в котором живу» (0,71) Отрицательный полюс: Шкалы методики «ЛиСи»: «Моя работа» (-0,74), «Мое здоровье» (-0,53), Шкала опросника CPI: «Самореализация» (-0,78) Положительный полюс: Шкалы методики «ЛиСи»: «Моя работа» (0,43), «Мое материальное положение» (0,55), «Мое будущее» (0,52) Шкалы опросника CPI: «Общительность» (0,22), «Самореализация» (0,65) Положительный полюс: Шкалы методики «ЛиСи»: «Моя работа» (0,79), «Мой внутренний мир» (0,59), «Моя семья» (0,72), «Я и общество, в котором живу» (0,67) Шкала опросника CPI: «Самореализация» (0,85) Отрицательный полюс: «Мое здоровье» (-0,67)

3) Среднехаризматичная личность со статусом идентичности мораторий - представлен пятью положительными связями, отражающими стремление личности к достижению идентичности в сфере работы, материального благосостояния, что способствует росту уверенности личности в будущем.

4) Высокохаризматичная личность с достигнутой идентичностью - компонент, представленный пятью положительными и одной отрицательной связью, отражает такие важные сферы самореализации личности, как: профессиональная деятельность, семья, внутренний мир, общественная деятельность. При этом высокая общественная направленность сочетается со снижением внимания к собственному здоровью.

Таким образом, полученные результаты показывают, что компоненты идентичности харизматической личности характеризуются различным содержанием и силой корреляционных связей, что указывает на специфические особенности структуры в зависимости от статуса идентичности и степени выраженности харизматичности.

Итак, в результате теоретического и эмпирического исследования проблемы сделаны следующие выводы:

1. Идентичность харизматической личности является сложным психическим динамическим образованием, включающим определенный набор харизматических качеств, с которыми личность себя отождествляет.

2. Структура идентичности харизматической представлена аффективным, мотивационным, поведенческим, когнитивным и самореализационным компонентами. Аффективный компонент является системообразующим в структуре идентичности, что обусловлено влиянием эмпатических способностей харизматической личности на процесс достижения идентичности.

3. Существует взаимосвязь между статусом идентичности и степенью выраженности харизматичности личности. Высокохаризматическая личность характеризуется достигну-

той идентичностью, среднехаризматическая личность - статусом идентичности мораторий, низкохаризматическая личность имеет статус диффузной идентичности и мораторий.

4. В зависимости от степени выраженности харизматичности и статуса идентичности структурные компоненты имеют свой специфический набор индивидуальнопсихологических качеств личности:

• Низкохаризматичная личность (диффузная идентичность) характеризуется низким уровнем развития эмпатиче-ских способностей, неумением ставить четкие цели, ригидностью мышления, отсутствием четкого представления о направлении самореализации.

• Низкохаризматичная личность (мораторий) характеризуется стремлением к развитию эмпатических способностей с целью утверждения себя в социуме, неспособностью принимать самостоятельные решения в условиях ограниченности информации и брать на себя ответственность. Сферой разрешения кризиса идентичности считают окружающее их общество.

• Среднехаризматичная личность (мораторий) обладает высоким уровнем развития эмпатических способностей, направленностью на социально одобряемое поведение, ригидностью мышления при принятии решения. Значимыми сферами самореализации определяют профессиональную сфера, сферу материального благосостояния, что способствует повышению уверенности личности в будущем.

• Высокохаризматичная личность (достигнутая идентичность) характеризуется ярко выраженными эмпатическими способностями, положительным восприятием себя и мира, высоким развитием лидерских способностей, способностью к нестандартному поведению и личным рискам, высокой интеллектуальной эффективностью и способностью предвидеть будущее развитие событий. Сферами, в которых личность

успешно реализует себя и испытывает чувство достигнутой этом, чем выше направленность личности на общественную и

идентичности, являются: профессиональная деятельность, профессиональную деятельность, семью, тем меньше такая

семья, внутренний мир, общественная деятельность. Но при личности уделяет внимания собственному здоровью.

Библиографический список

1. Conger, J. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership / J.A. Conger, R.N. Kanun-

go, S. Menon, P. Mathur // Canadian journal of administrative sciences. - 1997. - Vol. 14. - № 3.

2. Bass, B.M. Current developments in transformational leadership: Research and application. The Psychologist-Manager Journal. - 1999. - № 3.1.

3. Shils, E. Charisma, order, status // American sociological review. - 1965. - Vol. XXX.

4. Зинев, С.Н. Харизматическая личность: идентификация и манифестация в трансформирующемся мире: дис. ... канд. философ. наук. -Ставрополь., 2005.

5. Кравченко, В.П. Харизматическая личность: многообразие понимания: монография. - СПб., 2005.

6. Сосланд, А. Харизматичная личность в психотерапии [Э/р]. - URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books /sosla01/index.htm

7. Филь, Т.А. Структура харизматической личности педагога // Тенденции развития Российской системы профессионального образования в условиях глобализации: Сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции 9 - 10 декабря 2009 г. / под науч.ред. М.А. Петровой, Н.Н. Савиной. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. - Ч. 1.

8. Филь, Т.А. Теоретическое исследование структурных компонентов харизматической личности // Вестник ТГПУ. - Томск. - 2009. - Вып. 5 (83).

9. Фреик, Н.В. Политическая харизма: обзор зарубежных концепций создать [Э/р]. - URL: http://www.sociologi.ru

10. Швецова, Н.А. Феномен харизмы в современном религиозном сознании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2006. - Т. 12. - № 7.

11. Энкельманн, Н. Харизма. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни / пер. с нем. - М.: ЗАО «Интерэксперт», 2005.

12. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. - М.: МОСУ, 2001.

13. Антонова, Н.А. О профессиональной идентичности и ее диагностике [Э/р]. - URL: http://www.nbuv. gov.ua/portal/Soc_ Gum/ Gnvp/2 010_3_SV/40.pdf

14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.

Bibliography

1. Conger, J. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership / J.A. Conger, R. N. Kanun-go, S. Menon, P. Mathur // Canadian journal of administrative sciences/ - 1997. - Vol. 14. - № 3.

2. Bass, B.M. Current developments in transformational leadership: Research and application. The Psychologist-Manager Journal. 1999. - № 3.1.

3. Shils, E. Charisma, order, status // American sociological review. 1965. Vol. XXX.

4. Zinev, S.N. Charismatic person: identification and demonstration in the transformed world: PhD diss. - Stavropol., 2005.

5. Kravchenko, V.P. The charismatic person: variety of understanding. - SPb., 2005.

6. Sosland, A. Charismatic person in psychotherapy. URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/sosla01/index.htm

7. Fil, T.A. Structure of a charismatic person of the teacher // Tendencies of progress of the Russian system of vocational training in conditions of globalization: the Collection of proceedings on materials of the International s/p conference, 2009. - Part 1,

8. Fil, T.A. Theoretic research into the structural constituents of a charismatic personality // Vestnik TGPU. - Tomsk. - 2009. - Vol. 5 (83).

9. Freik, N.V. Political charisma: the review of foreign concepts to create URL: http://www.sociologi.ru

10. Shvetsova, N.A. Fenomen of charisma in modern religious consciousness // The Bulletin of the Kostroma state university it. N.A. Nekrasov. A set: Philosophy. Political science. Cultural science. - 2006. - Vol. 12 - 7.

11. Enkelmann, Nicolaus B. Charisma. Features of Personality as a Means for Gaining Success in Professional and Personal Life/Translated from German - M.: “Interekspert” Joint Stock Society, 2005.

12. Shneyder, L. B. Professional identity: the Monography. - М., 2001.

13. Antonova, N.A. About professional identity and its diagnostics URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal /Soc_ Gum/Gnvp/2010_3_SV/40.pdf

14. Ericson, E.H. Identity: youth and crisis. - M., 2006.

Article Submitted 10.02.11

УДК 37.062.2

А.В. Тимакин, соискательМПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ НОВОГО ШКОЛЬНОГО СТАНДАРТА В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В работе показаны особенности изменения содержания понятия "здоровый образ жизни" старшеклассника в рамках последних планируемых изменениях в стандартах среднего образования. Обозначаются роли педагога и психолога в воспитании здорового образа жизни старшеклассника. Соотносится предлагаемая образовательная инициатива и психологическая теория потребностей А. Маслоу.

Ключевые слова: воспитание здорового образа жизни; потребность; социализация; потребительская позиция; знания.

Великие педагоги прошлого включали нормы здорового образа жизни в правила нравственного поведения детей и рассматривали их как важную характеристику индивидуального стиля жизни, поддерживающего здоровье (Я.А. Комен-ский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци).

В русской педагогике В.Г. Белинский и А.И. Герцен создали революционно-демократическое направление. Все стороны воспитания они связывали с одной целью — подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г. Белинский задачами физического воспитания определял охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем уста-

новления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и условие естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Н.Г. Чернышевский указывал на важность и необходимость физического и духовного развития человека. Задачей физического воспитания он определял всемерное развитие физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.