3. Zheltov V.V. Osnovypolitologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004: 544.
4. Grekov F.V. Kratkij istoricheskij ocherk voenno-uchebnyh zavedenij 1700 - 1910 gg. Moskva, 1910.
5. Lopuha A.D., Chernov S.A. Istoriya obrazovaniya ipedagogicheskojmysli. Novosibirsk: NVVKU, 2008.
6. Partijno-politicheskaya rabota v KrasnojArmii. Dokumenty. 1921 - 1929 gg. Pod redakciej M.I. Yasyukova. Moskva: Voenizdat, 1989.
7. Partijno-politicheskaya rabota v Krasnoj Armii. Dokumenty. Iyul' 1929 - maj 1941 g. Pod red. N.I. Smorigo. Moskva: Voenizdat, 1985.
8. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy vospitaniya patriotizma voennyh kadrov. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t, 2001.
9. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva iprava. Moskva: Novyj Yurist, 1998.
10. Kamenev A.I. Istoriya podgotovki oficerskih kadrov vRossii. Moskva: Voenizdat, 1990.
11. Titov Yu.P. Hrestomatiya po istorii gosudarstva iprava Rossii. Moskva: Prospekt, 1999.
12. Pisar'kova L.F., Danilina G.Ya. Istoriya RossiiXVIII-XIX vv. Pod redakciej A.N. Saharova. Moskva: Verbum-M, 2003.
13. Ignat'ev A.A. Pyat'desyat let vstroyu. Moskva: Voenizdat, 1985.
14. Lopuha A.D. Zhiznennye sily patriotizma v sovremennoj Rossii: opyt sociologicheskogo analiza. Moskva: Rusaki, 2000.
15. Davydov D.G., Grabovskij I.V. Otnoshenie rossijskoj molodezhi k voennoj sluzhbe. Voenno-sociologicheskie issledovaniya. 2004; 3 (7): 35 - 48.
16. Voenno-sociologicheskie issledovaniya. Sbornik statej. 3 (19). Moskva: GUVR SC VS RF, 2007.
17. Grigor'ev S.I. Sociokul'turnyj potencial uchaschejsya molodezhi Sibiri nachala XXI veka. Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 2014; 1: 59 - 65.
18. Guslyakova L.G., Govoruhina G.V. Transformaciya smyslozhiznennyh orientacij molodezhi (2003-2013 gody). Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 2014; 1: 51 - 59.
19. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.
20. Butenko A.P. Social'nye voprosy istorii i teorii totalitarizma. Socis. 1998; 6: 18 - 22.
21. Nevirko D.D. Modeli socializacii lichnosti kak funkcional'noe otrazhenie politicheskih rezhimov. Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 1999; 2: 13 - 22.
22. O sovershenstvovanii sistemy vospitatel'noj raboty v VS RF: Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 235 ot 3.06.1995.
23. Anan'ev B.G. O psihologicheskih 'effektah socializacii. Chelovek i obschestvo. 1971; 9: 144 - 150.
24. Parsons T. Sistema koordinat dejstviya i obeschaya teoriya sistem dejstviya: kul'tura, lichnost' i mesto. Amerikanskaya sociologicheskaya mysl'. Moskva: Nauka, 1996: 462 - 478.
25. Nevirko D.D. Osobennosti socializacii lichnosti v avtoritarnyh institutah Rossii 90-h godov (opyt sociologicheskogo analiza specifiki professional'noj podgotovki kadrov organov vnutrennih del). Krasnoyarsk: SibYuI MVD Rossii, 1999.
26. Giddings F.H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. XIV, 1897.
27. Samygin P.S. Deviantnoe povedenie molodezhi. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
28. Kovaleva A.I. Koncepciya socializacii molodezhi: normy, otkloneniya, socializacionnaya traektoriya. Socis. 2003; 1: 109 - 115.
29. Russo Zh.-Zh. 'Emil'ilio vospitanii. Moskva: Pedagogika, 1987: 205 - 295.
30. Kon I.S. Otkrytie «Ya». Moskva: Politizdat, 1978.
Статья поступила в редакцию 15.03.18
УДК 159.923
Naumova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Fil T.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department, Novosibirsk State University of Economics and Management
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE STUDY OF THE STRUCTURAL COMPONENTS OF THE INDENTITY OF A TEACHER WITH CHARISMA. The current state of the Russian educational system, connected with its modernization, makes new demands on the personal characteristics of the teacher, contributing to the improvement of the quality of education. In this regard, it is important to recognize the teacher's professional qualifications and evaluate them as meaningful. Some of these qualities are charisma and identity. The analysis of existing literature makes it possible to conclude that the development of charisma, and hence the achievement of identity determines not only the quality of life of a single teacher, but also all subjects of the educational process.
Key words: personality, teacher, charisma, identity, identity of charismatic person.
Ю.А. Наумова, канд. психол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Т.А. Филь, канд. психол. наук, зав. каф., Новосибирский государственный университет экономики и управления,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, ОБЛАДАЮЩЕГО ХАРИЗМАТИЧНОСТЬЮ
В статье раскрывается проблема осознания педагогом своих профессиональных качеств и оценка их как значимых. Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований позволил уточнить понятия «харизматичность» личности и «идентичность личности педагога, обладающего харизматичностью». Рассматривается проведенное исследование среди педагогов города Новосибирска. Анализ существующей литературы дает возможность сделать вывод о том, что развитие харизматичности, а значит и достижение идентичности определяет не только качество жизни отдельно взятого педагога, но и всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: личность, педагог, харизматичность, идентичность, идентичность харизматической личности.
Изучение структуры идентичности личности педагога, обладающего харизматичностью, позволяет решать значительное количество психолого-педагогических вопросов, связанных с самореализацией, достижением педагогом успеха во всех значимых для него сферах жизнедеятельности, а также вопросов, связанных с повышением его компетентности и педагогического мастерства. Анализ существующей литературы дает возможность сделать вывод о том, что развитие харизматичности, а значит и достижение идентичности определяет не только качество жизни
отдельно взятого педагога, но и всех субъектов образовательного процесса [1]. К характеристикам харизматичности относят: чувствительность к окружающему миру и потребностям людей; видение будущего; поведение, идущее вразрез с традицией; личные риски [2].
Проанализировав различные концепции структуры идентичности, мы пришли к выводу, что идентичность личности педагога, обладающего харизматичностью, представлена такими компонентами, как: аффективный, мотивационный, поведенческий и
когнитивный. В зависимости от степени выраженности харизма-тичности и статуса идентичности наполняемость каждого компонента будет различной.
С целью выявления личностей, обладающих харизматично-стью, нами был разработан соответствующий диагностический инструментарий. Сконструированная и апробированная нами методика «Шкала харизматичности» направлена на измерение степени выраженности педагогической и управленческой харизмы и позволяет выявлять 3 степени выраженности харизматичности (низкую, среднюю и высокую степень) как педагога, занимающего руководящие должности, так и педагога, непосредственно проводящего учебные занятия. На основе результатов методики «Шкала харизматичности» было проведено эмпирическое исследование по изучению структурных компонентов идентичности личности педагога, обладающего харизматичностью.
В экспериментальной и контрольной группе определялись критерии эффективности программы, которые измерялись до и после проведения тренинговых занятий. Измерение критериев проводилось с помощью тех же методик, которые были использованы для изучения структуры идентичности и харизматичности личности педагога. Изучение влияния тренинговой программы осуществлялось с помощью определения степени однородности экспериментальной и контрольной групп до и после проведения тренинга, а также определением значимости изменений, произошедших за время проведения тренингов в каждой группе.
Разработанная нами теоретическая модель идентичности личности, обладающей харизматичностью, нашла свое эмпирическое подтверждение и в результате проведения факторного анализа была дополнена пятым самореализационным компонентом.
Для первого уровня харизматичности (низкая степень выраженности харизматичности) характерно повышение частоты встречаемости 2 и 3 уровня идентичности и падение частоты встречаемости уровня идентичности 4 и 5. Для второго уровня харизматичности (средняя степень выраженности харизматич-ности) характерна высокая частота встречаемости 3 уровня идентичности. Для третьего уровня харизматичности (высокая степень выраженности харизматичности) характерна низкая частота встречаемости уровня идентичности 1, 2, 3, высокая частота встречаемости 4 уровня идентичности и низкая 5 уровня идентичности.
Таким образом, можно утверждать, что низкой степени выраженности харизматичности соответствуют статусы диффузной идентичности и мораторий, средней степени выраженности харизматичности - мораторий, высокой степени выраженности харизматичности достигнутая позитивная идентичность.
С целью выявления особенностей сочетания статуса идентичности и индивидуально-психологических качеств личности педагога в зависимости от степени выраженности харизматично-сти нами был проведен корреляционный анализ по критерию Тау Кендалла. Критерий Тау Кендалла используется в случае, если повторяемость значений в табличных данных составляет более 10% от общих результатов. Корреляционный анализ также позволит увидеть специфику структурной модели личности педагога с разной степенью выраженности харизматичности и разными статусами идентичности.
В низкохаризматической выборке педагогов с диффузной идентичностью наблюдается 18 взаимосвязей, из них 6 положительных и 12 отрицательных. Данные взаимосвязи указывают, что педагоги с низкой степенью выраженности харизматичности и статусом диффузной идентичности не способны понять другого на основе сопереживания, не чувствительны к потребностям и мотивам учеников и коллег, а также к оценкам и чужому мнению. Длительные, основанные на взаимном уважении отношения для них не характерны. Они склонны сомневаться в себе, обвинять себя во всех неудачах, малотерпимы, недоверчивы, нерешительны, не берут на себя ответственность, легко сдаются и соглашаются. Отмечаются затруднения в выражении собственных мыслей.
Положительная взаимосвязь достигнутой идентичности и высокой степени выраженности харизматичности с перечисленными параметрами показывает, что для данной выборки педагогов характерны решительность, самодисциплинированность, знание того, к чему стремиться и, что следует делать. Достижение идентичности как системы ценностей и убеждений реализуется у таких педагогов в сфере работы, семьи, отношении с окружающими, а также большое значение такие личности уделяют своему внутреннему миру. При этом педагоги, обладающие
высокой степенью выраженности харизматичности и достигнутой идентичностью, характеризуются как амбициозные, стремящиеся к достижению успеха, оптимистичные, с разнообразными интересами, жизнерадостные, уверенные в себе, с позитивным самовосприятием, считающие себя талантливыми, интересными людьми, удовлетворенные складывающимися жизненными обстоятельствами, независимые, разносторонние, с хорошими речевыми способностями, стремящиеся к комфорту.
Педагоги, обладающие высокой степенью выраженности харизматичности и достигнутой идентичностью, имеют высокий уровень эмпатичности. Интересуются и реагируют на внутренние потребности, мотивы и переживания как своих коллег, так и учеников, проницательны и восприимчивы к новым идеям. Для таких личностей характерна способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Занимая руководящие должности в учебных заведениях, эффективно решают поставленные задачи в условиях дефицита исходной информации. Опираясь на свои эмпатические способности и интуицию, мобилизуют подчиненных к их выполнению, отмечая при этом значимость каждого. Принимая решение, ориентируются на ценности окружающих, а не на абстрактную логику, учитывая, как это решение скажется на людях.
Педагоги с достигнутой идентичностью и высокими показателями харизматичности трудолюбивы, любят работать в обстановке, поощряющей свободу и личную инициативу, при этом стараются четко планировать свою деятельность, ориентируются на результат. Они стремятся к личным успехам, отличаются ясным умом и интеллектуальностью.
С увеличением степени выраженности харизматичности и достижением идентичности у педагогов в исследуемой выборке отмечается снижение робости, застенчивости, дистанцирования от людей, ситуация общения для них не является источником стресса, повышается уверенность в себе, в своих силах, предприимчивость. Появляется стремление выделиться среди других, продемонстировать свою индивидуальность, независимость. Свои цели, ценности, убеждения педагоги данной выборки рассматривают как личностно значимые, обеспечивающие чувство смысла жизни.
Снижается беспокойство по поводу состояния собственного здоровья, особенно если это связано с достижением общей цели или совместной деятельностью в педагогическом коллективе. Сомнение в своих способностях, отвлекаемость, желание бросить работу, если что-то не получается, перерастает в целеустремлённость, самодисциплину и организованность, появляется мотивация, настойчивость и способность правильно организовать свою деятельность в условиях, когда цели и средства их достижения ясно определены (рис. 1).
Результаты нашего эмпирического исследования показали, что между статусом идентичности и степенью выраженности харизматичности существует взаимосвязь. Мы полагаем, что наличие характеристик харизматичности способствует достижению позитивной идентичности личности педагога. Для проверки данного утверждения нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого было доказательство возможности развития идентичности посредством повышения степени выраженности харизматичности педагога. С этой целью нами была разработана специальная тренинговая программа, направленная на формирование идентичности личности педагога посредством развития характеристик харизматичности.
При разработке программы мы исходили из результатов теоретического исследования идентичности личности, обладающей харизматичностью [3], а также эмпирических данных о структурных компонентах и индивидуально-психологических качествах личности педагога, обладающего разными статусами идентичности и степенью выраженности харизматичности.
Методологической базой тренинговой программы явились гуманистический, когнитивно-поведенческий и гештальт подходы. Гуманистический подход позволяет решать вопросы аутентичности, что способствует усилению чувства самоидентичности, развитию сензитивности личности. Когнитивно-поведенческий подход позволяет выделять неэффективные и апробировать новые виды поведения путем поиска искажений в мышлении и обучения альтернативному восприятию своей жизни. Гештальт-подход ориентирован на осознавание и позволяет устранять неэффективные механизмы взаимодействия со средой.
Необходимость построения программы с позиций нескольких подходов объясняется сложностью и многоаспектностью (наличие пяти структурных компонентов, имеющих свои специ-
Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи высокой степени выраженности харизматичности и статуса достигнутой идентичности с индивидуально-психологическими характеристиками личности педагога
фические особенности в зависимости от степени выраженности харизматичности личности педагога) изучаемого феномена. Возможность использования нескольких подходов в рамках одной тренинговой программы обосновывается положениями интегра-тивной психологии и психотерапии, позволяющей в одной работе сочетать различные подходы, где в зависимости от задач работы будут использоваться те или иные методы и приемы [4].
Основой разработанной программы стали системный и интегративный подходы, позволяющие рассматривать идентичность личности педагога, обладающего харизматичностью, как единое целое, состоящее из разных взаимосвязанных элементов. Таким образом, основной целью тренинга является формирование идентичности посредством развития харизматичности личности педагога.
Разработанная программа включает в себя несколько содержательных блоков с упражнениями и играми, направленными на развитие компонентов идентичности личности педагога, обладающего харизматичностью.
1 блок. Формирование аффективного компонента идентичности Развитие эмпатических способностей личности: сочувствовать, сопереживать, понимать внутренний мир человека, прогнозировать и эффективно воздействовать на поведение. Повышение уровня самопринятия и самоконтроля.
2 блок. Формирование мотивационного компонента идентичности. Развитие лидерских способностей: отработка навыков постановки цели и мотивирования окружающих на их достижение, повышение уровня ответственности за выполняемые задачи, формирование готовности и способности брать на себя решение проблемы.
Библиографический список
3 блок. Формирование поведенческого компонента идентичности. Готовность к личным рискам, проявление нестандартного поведения, самостоятельность действий, контроль выполняемых действий.
4 блок. Формирование когнитивного компонента идентичности. Отработка умений эффективно решать поставленные задачи, используя творческий подход. Создание проекта будущего и его достижение.
5 блок. Формирование самореализационного компонента идентичности. Повышение уровня саморефлексии, выделение направлений развития собственной личности, определения наиболее приоритетных областей самореализации (работа, семья, здоровье, материальное положение, внутренний мир, отношения с окружающими).
В экспериментальной и контрольной группе определялись критерии эффективности программы, которые измерялись до и после проведения тренинговых занятий. Измерение критериев проводилось с помощью тех же методик, которые были использованы для изучения структуры идентичности и хариз-матичности личности педагога. Изучение влияния тренинговой программы осуществлялось с помощью определения степени однородности экспериментальной и контрольной групп до и после проведения тренинга, а также определением значимости изменений, произошедших за время проведения тренингов в каждой группе.
Дальнейшее исследование идентичности личности педагога, обладающего харизматичностью, позволит оптимизировать процесс повышения компетентности педагога, а, следовательно, и качества образовательного процесса.
1. Андреева Н.Ю. Модель профессионального выгорания как дисгармоничной идентичности. Объединённый научный журнал. 2009; 15.
2. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007.
3. Антонова Н.В. Личностная идентичность педагога и особенности его общения. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1995.
4. Захарова Е.А., Коваль М.В. Харизма, как средство достижения успеха. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001; Т. 23; № 4: 32 - 33.
5. Энкельманн Н. Харизма. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни. Перевод с немецкого. Москва: ЗАО «Интерэксперт», 2005.
References
1. Andreeva N.Yu. Model' professional'nogo vygoraniya kak disgarmonichnoj identichnosti. Ob'edinennyjnauchnyjzhurnal. 2009; 15.
2. Shnejder L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnostiki. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2007.
3. Antonova N.V. Lichnostnaya identichnost' pedagoga i osobennosti ego obscheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.
4. Zaharova E.A., Koval' M.V. Harizma, kak sredstvo dostizheniya uspeha. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2001; T. 23; № 4: 32 - 33.
5. 'Enkel'mann N. Harizma. Lichnostnye kachestva dostizheniya uspeha vprofessional'nojilichnojzhizni. Perevod s nemeckogo. Moskva: ZAO «Inter'ekspert», 2005.
Статья поступила в редакцию 07.03.18
УДК 37.022
Grushko G.I., Cand. of Art History, senior lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia),
E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF THE PATRIOTIC EDUCATION AND TRAINING IN SYSTEM OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION. The article examines a problem of patriotic education and training in the postmodern era. The value of the evolutionary synergetic approach is substantiated and the possibility of its application in the system of musical and pedagogical education is comprehended. In the light of the ideas and methods of synergetics patriotic education is open, non-equilibrium, non-linear system, which is influenced by the system of musical and pedagogical education. It is considered as a phenomenon (structure) and process in their inseparable integrity, which is characteristic of self-organizing systems of different origins. However, changing and updating, the system of patriotic education begins to influence the system of musical and pedagogical education and, thereby, to improve it. An important role in the patriotic education and training of future professional musicians is played by "a contact" with the creativity of fellow countrymen -"geniuses of the place", as well as educational and concert activities focused on a holistic approach. In this case, it is possible to approach the understanding of the unity of the world and the unity of knowledge about it.
Key words: evolutionary-synergetic approach, open system, musical-pedagogical education, patriotic education, patriotism.
Г.И. Грушко, канд. искусств., доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж,
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье исследуется проблема патриотического воспитания и обучения в эпоху Постмодернизма. Обосновывается значение эволюционно-синергетического подхода и осмысливается возможность его применения в системе музыкально-педагогического образования. В свете идей и методов синергетики патриотическое воспитание представляется открытой, неравновесной, нелинейной системой, которая испытывает влияние системы музыкально-педагогического образования. Она рассматривается как явление (структура) и процесс в их неразрывной целостности, что свойственно самоорганизующимся системам самого различного происхождения. Однако, изменяясь и обновляясь, система патриотического воспитания начинает оказывать влияние на саму систему музыкально-педагогического образования и, тем самым, совершенствовать ее. Большую роль в деле патриотического воспитания и обучения будущих музыкантов-профессионалов играет «соприкосновение» с творчеством земляков - «гениев места», а также учебная и концертная деятельность, ориентированная на целостный подход. В таком случае, появляется возможность приблизиться к пониманию единства мира и единства знания о нем.
Ключевые слова: эволюционно-синергетический подход, открытая система, музыкально-педагогическое образование, патриотическое воспитание, патриот.
В эпоху Постмодернизма кардинально изменяется сознание человечества. В новом ракурсе и с иных позиций осмысливаются многие явления и процессы современной действительности. Наряду с традиционными формируются нетрадиционные подходы, приоритетное значение среди которых, приобретает эволюцион-но-синергетический подход. С его помощью исследуется «бытие» и «становление» систем материального и нематериального происхождения, которые подвержены влиянию внешней среды и балансируют на грани хаоса. В процессе развития они адаптируются к внешним условиям своего существования, поэтому получают название - открытые, неравновесные, нелинейные системы, или, самоорганизующиеся целостности.
Эволюционно-синергетический подход оказывается «востребованным» в самых различных сферах научного знания, в науках о природе, культуре и искусстве. С его помощью можно осмыслить проблемы системы современного образования: в свете идей и методов синергетики моделировать образовательные процессы, проектировать содержание учебных дисциплин, разрабатывать учебные Программы (Е. Князева, С. Курдюмов, В. Буданов, М. Каган, Г. Малинецкий, К. Делокаров, М. Федорова, О. Мелехова, Е. Солодова, В. Курейчик, В. Писаренко, Б. Муку-шев, В. Игнатова, А. Мухина, С. Якушева, А. Галимянов, В. Про-кин, Н. Вагабова, А. Копыльцов, В. Шепелева).
Система образования эпохи Постмодернизма, как любая другая открытая система, отличается способностью к самоорганизации. Она реагирует на внешние воздействия и постоянно изменяет «траекторию» своего развития. В настоящее время, прерогативной становится ее направленность на формирование единого научно-образовательного пространства, поскольку наука для нее, по мнению ряда специалистов, является «инно-
вационным резервом». В таком случае, проблемы современной системы образования можно осмыслить с позиций эволюцион-но-синергетической парадигмы, а не какой-либо другой.
Аналогичные процессы протекают в системе музыкально-педагогического образования, но с меньшей интенсивностью. По мысли А. Денисова, сохранение традиций и педагогического опыта, конечно, является одной из важнейших задач, хотя путь развития этой системы двойственный, с одной стороны, - «значительные перспективы и потенциальные возможности», а с другой, очевидная «противоречивость и конфликтность» образовательных тактик и стратегий. Однако эта система сможет создать условия для «самореализации в широком плане» [1]. Ясно одно: система музыкально-педагогического образования находится в стадии изменения и обновления, поскольку развивается в контексте динамики культуры эпохи Постмодернизма, следовательно, в контексте эволюционно-синергетической парадигмы. Эволю-ционно-синергетический подход, хотя с запозданием, оказывается «востребованным» и в системе музыкально-педагогического образования (Д. Варламов, Л. Дьячкова, А. Клюев, А. Кобляков, С. Филатов-Бекман, Т. Корнелюк, Л. Лобова, Г. Грушко).
Вместе с тем, повсеместно утверждается мнение о возможности «возрождения» в системе образования «истинного» патриотизма, а также о поиске соответствующих подходов, противостоящих экстремизму. Сегодня, наряду с инновационными процессами, явственно активизируются процессы, призванные формировать у обучающейся молодёжи патриотические чувства, взгляды и убеждения, что подвергается осмыслению.
Неслучайно, в ряде исследований главенствует мысль о необходимости воспитания обучающейся молодёжи в духе «истинного» патриотизма: определяются цели и задачи патриоти-