8. Yakovenko E. G. Labor Economics [Electronic resource]: textbook. manual for universities / E. G. Yakovenko, N. E. Khristolyubova, V. D. Mostov. - M.: UNITY-DANA, 2012 .-- 319 p.
9. Shichiah R.A., Sychanina S.N., Smolentsev V.M. Strategic analysis. - Krasnodar, 2014.
10. Sholin Yu. A. Increasing labor productivity as one of the key areas of modern economic policy of the Russian Federation / Yu. A. Sholin // Sat. Art. based on the materials of the XII All-Russian Conference of Young Scientists / ed. for issue. A. G. Koshchaev. Krasnodar, 2019 .-- S. 454 - 455.
11. Effective Russia: productivity as the foundation of growth for McKinsey & Company / D. Ba-Katina, Jean-Pascal [et al.] - Business Excellence, No. 2 - 2009.
12. Country statistical profile: Russian Federation 2018/1 OECDiLibrary [Electronic resource]. - Access mode: https://read.oecd-ilibrary.org/economics/country-statistical-profile-russian-federation-2018-1_csp-rus-table-2018-1-en#page1.
13. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: www.gks.ru.
14. Labor productivity in Russia and in the world. Influence on the competitiveness of the economy and standard of living // Analytical Bulletin - 2016 - No. 29 (628).
15. Personnel for the new economy [Electronic resource] - Access mode: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/20/819251 -kadri-ekonomiki
16. Research by MCKINSEY & COMPANY: the main problem of the Russian economy is low labor productivity [Electronic resource]. - Access mode: https://gtmarket.ru/news/state/2009/04/29/1986
17. The history of inflation in Russia. 1991-2018 [Electronic resource]. - Access mode: https://zen.yandex.ru/media/pravo/istoriia-infliacii-v-rossii-19912018-gody-5b0d57131aa80cb78536b76a
18. Business portal Production Management [Electronic resource]. - Access mode: http://www.up-pro.ru/library/production_management/systems/effektive-kuban.html.
19. Project HR-Portal [Electronic resource] - Access mode: https://hr-portal.ru/article/fedor-druzhinin-ah-kuban-dokazhi-chto-dazhe-rzhavym-gvozdem-sumeesh-rasporyaditsya
20. National project "Labor productivity and employment support". - Access mode: http://static.government.ru/media/files/Ki3g5TzKdmVyX2ogBvNTIxH3BQ6YFA
DA.pdf.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10096
М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
M.A. Miroshnichenko - associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;
А.В. Ковтун - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
A.V. Kovtun - student of the Kuban state University, Krasnodar;
А.В. Трипутень - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
A.V. Triputen - undergraduate of the Kuban State University, Krasnodar.
ВОЗМОЖНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ POSSIBILITIES OF THE NATIONAL DATA MANAGEMENT SYSTEM IN THE FORMATION OF INFORMATION SPACE IN DIGITAL SOCIETY
Аннотация. Статья посвящена формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных государственных и муниципальных услуг. Аргументируется, что для этого необходимо разработать и внедрить национальную систему управления данными. Обосновано, что национальная система управления данными - совокупность взаимосвязанных элементов информационно -технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера, обеспечивающая достижение целей и выполнение задач по эффективному управлению государственными данными. Главная задача системы - улучшить качество и доступность для населения государственных, муниципальных и коммерческих услуг. Приведены эффекты, которые ожидаются после интеграции национальной системы управления данными с инфраструктурой электронного правительства. Затронута проблема и приведены меры по информационной безопасности национальной системы управления данными. Обеспечение комплексной информационной безопасности подразумевает осуществление непрерывного контроля и мгновенного реагирования в режиме реального времени за событиями в области кибербезопасности на протяжении полного жизненного цикла хранения и обработки информации в национальной системе управления данными.
Annotation. The Article is devoted to the formation of the information space taking into account the needs of citizens and society in obtaining high-quality state and municipal services. It is argued that this requires the development and implementation of a national data management system. It is proved that the national data management system is a set of interrelated elements of information technology, organizational, methodological, personnel, and regulatory
nature that ensures the achievement of goals and tasks for effective management of state data. The main task of the system is to improve the quality and accessibility of public, municipal and commercial services for the population. The effects that are expected after the integration of the national data management system with the e-government infrastructure are presented. The problem is touched upon and measures for information security of the national data management system are given. Providing comprehensive information security implies continuous monitoring and instant real-time response to cybersecurity events throughout the entire life cycle of information storage and processing in the national data management system.
Ключевые слова: информационное пространство, государственные и муниципальные услуги, национальная система управления данными.
Keywords: information space, state and municipal services, national data management system.
Для формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных государственных и муниципальных услуг необходимо разработать и внедрить национальную систему управления данными (НСУД), которая позволит установить единые стандарты качества электронных услуг. Национальная система управления данными - совокупность взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера, обеспечивающая достижение целей и выполнение задач по эффективному управлению государственными данными.
В настоящее время концепция создания национальной системы управления данными уже утверждена. Главная задача системы - улучшить качество и доступность для населения государственных, муниципальных и коммерческих услуг. Планируется, что в конце марта 2020 года начнется эксперимент по апробации основных подходов к созданию НСУД на основе данных, предоставляемых органами государственной власти. В эксперименте будут участвовать Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, ФНС, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при Правительстве России, Центральная избирательная комиссия, Банк России, банки и страховые организации, а также региональные власти [6].
В данном случае речь идет о создании «умной» платформы, которая систематизирует информацию из множества госсистем, реестров и баз данных. По данным Минкомсвязи, таких информационных ресурсов сейчас насчитывается более восьмисот. В системе НСУД планируется объединить информацию из Федерального регистра населения, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра недвижимости, реестра транспортных средств, базы данных о паспортах граждан России, Пенсионного фонда и других структур. Сейчас эти сведения рассредоточены по разным базам данных. Чтобы собрать бумаги для продажи дачи, квартиры или автомобиля, нужно потратить немало времени и сил. Если это касается бумажных документов, нужно заполнить несколько бланков, часто требуется личное присутствие. Кроме того, сведения, которые располагаются сейчас в государственных ресурсах, обновляются недостаточно быстро и не всегда отражают реальную ситуацию.
В национальной системе управления данными в едином формате будут представлены данные, которые сосредоточены в государственных информационных ресурсах, определены источники юридически значимых сведений, постоянно будет контролироваться их достоверность, актуальность и непротиворечивость, тем самым ускориться обмен информацией между государственными структурами. В 2022 году в России должна заработать национальная система управления данными, но планируется, что подготовительная работа будет завершена до конца 2020 года. Совместно с центральным избирательным комитетом будет апробирован механизм электронного голосования. В сентябре 2020 года планируется провести эксперимент в единый день голосования, оценить эффективность разработанных инструментов, для того чтобы их впоследствии использовать.
В части государственных данных создаваемой национальной системы управления данными выделили следующие задачи:
- определить стандарты обмена и хранения государственных данных, включая требования к качеству данных;
- создать единые условия доступа и обеспечить предоставление государственных данных в объеме потребностей рынка для применения в прикладных областях;
- создать стандарты разметки данных в различных областях;
- сформировать политику формирования, доступа и распространения датасетов, в том числе для исследований;
- сформировать общедоступные и постоянно обновляемые частные и государственные датасеты для исследований в области искусственного интеллекта.
Вопросы, связанные с расширением аналитических возможностей человека при разработке и принятии управленческих решений, привели к созданию специальных интеллектуальных систем, которые увеличивают возможности интеллектуальной деятельности человека в процессах принятия решений. Благодаря применению таких систем произошел качественный скачок в развитии управленческих технологий. Развитие компьютерных технологий позволило автоматизировать информационные системы в сфере управленческой деятельности. Назначение таких систем довольно разнообразно. Существуют простейшие системы массового применения, предоставляющие доступ к экспертной информации для специалистов менее высокой квалификации. И есть
довольно сложные системы, предназначенные для решения нестандартных проблем с использованием коллективной экспертизы, требующей более детального профессионального анализа и прогнозирования.
Исходя из назначения и предоставляемых функций конечному пользователю, выделяют три вида интеллектуальных систем:
- экспертные системы;
- системы поддержки принятия решений;
- автоматизированные системы экспертного оценивания.
К экспертным относят системы массового использования, которые выполняют задачи консультанта (помощь в решении задач) и эксперта (непосредственного исполнителя задачи). В таких системах содержится большой объём информации и накопленных знаний. Знания детально структурированы и логично организованы для доступа и вывода интересующей информации при конкретных запросах, поступающих от пользователей. При выводе информации экспертные системы отображают диагноз ситуации и рекомендации, которые по своему качеству соответствуют уровню высоквалифицированных экспертов. Иначе говоря, экспертные системы - это система знаний и накопленного опыта. Экспертные системы - это эффективный инструмент помощи менеджеру при анализе обоснованности и качества принимаемых им управленческих решений.
Системы поддержки принятия решений (СПСР) предназначены для информационного сопровождения лиц ответственных за принятие управленческих решений и представляют из себя реализованные на компьютере интерактивные системы, которые обеспечивают упрощенный доступ к информации, используемой при выработке альтернатив при разработке решений. Обычно СПСР используют в нестандартных и слабоструктурированных проблемах. К ключевым принципам применения СПСР относят:
- обеспечение менеджмента компании информацией в максимально возможном объеме;
- функции моментального поиска интересующей информации;
- генерация и поиск альтернативных вариантов решения проблемы;
- модернизация и улучшение самой системы за счет наращивания ее возможностей.
Информационные системы обработки знаний систематизируют и накапливают в своей базе информацию и знания, которые необходимы широкому спектру специалистов. Эти знания помогают инженерам, ученым, специалистам гуманитарного профиля разрабатывать новые продукты и услуги.
Так востребованными при работе с большими данными основными продуктами НСУД являются:
- федеративная модель данных, которая в свою очередь представляет собой объединение моделей данных органов власти, моделей данных предметных областей и корреляционных моделей высокого уровня достоверности;
- каталог моделей данных;
- каталог источников данных, реестры видов данных метаданных.
Инфраструктура электронного правительства - это инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций [3, с. 7]. НСУД - совокупность правовых, управленческих, методологических и информационно-технологических механизмов, обеспечивающих:
- нормативное и организационное регулирование управления данными, а также контроль реализации соответствующих мероприятий;
- определение и реализация совокупности методов и способов финансового обеспечения деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования НСУД;
- формирование принципов, правил и процессов управления государственными данными;
- формирование онтологии данных, включая разработку семантической модели, описания состава, взаимосвязей сущностей, мета-описаний и форматов, владельцев данных на различных уровнях;
- создание и функционирование ИТ-инфраструктуры, реализующей внедрение и обеспечение мониторинга и контроля реализации единых требований к управлению данными, создание информационных продуктов.
Произойдет интеграция национальной системы управления данными с инфраструктурой электронного правительства, при этом от создания НСУД ожидаются следующие эффекты:
- сокращение сроков оказание государственных услуг не менее чем на 15% за счет внедрения единых требований к управлению данными и дополнительно не менее чем на 15% при реализации исполнения сквозных процессов предоставления госуслуг в режиме онлайн;
- повышение удобства граждан благодаря снижению количества документов личного хранения за счет придания юридической значимости данным в государственных реестрах и, как следствие, сокращения количества запросов сведений;
- сокращение расходов не менее чем на 10% на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем, использующихся для предоставления госуслуг и исполнении госфункций, благодаря внедрению единых требований к управлению данными и отказу от «сложных» интеграций участников взаимодействия;
- увеличение скорости и качества принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления благодаря использованию инструментов «больших данных» и технологий машинного обучения на основе метаописания сущностей государственного управления (гражданин, юридическое лицо и т.д.) и за счет обеспечения связности данных в различных информационных системах;
- увеличение возможностей для развития цифровой экономики благодаря созданию электронной площадки-концентратора и обеспечению доступа посредством НСУД к информационно-технологическим государственным сервисам как на возмездной, так и безвозмездной основе;
- повышение возможностей для реализации частно-государственного партнерства за счет реализации различных моделей взаимодействия бизнеса и государства в рамках формирования, накопления базы «больших» государственных данных [3, с. 21];
- увеличение поступлений в государственный бюджет за счет предоставления доступа к сервисам государственных данных для коммерческих участников на возмездной основе;
- сокращение расходов федерального бюджета на реализацию государственных инвестиционных проектов за счет улучшения процессов прогнозирования, планирования, мониторинга проектной деятельности посредством использования связанных массивов данных.
Развитие цифровых платформ и сервисов в коллаборации с ведущими российскими технологическими партнерами позволяет форсировать развитие предприятий и быстрее сократить отставание в отраслях. Стратегическое партнерство в сфере инновационного формирования индустриального интернета в России будет способствовать повышению производительности труда, выполнению программы «Цифровая экономика» и улучшению жизни общества [5].
Изменится жизненная ситуация предоставления государственных услуг, например: при рождении ребенка. В идеале получим: ноль личных визитов, ноль бумажных документов. В итоге: все данные будут представлены в цифровом профиле, на руки гражданин будет получать одну электронную карту для использования в терминалах услуг, потеря которой - легко устранимая неприятность.
Проанализируем как изменится ситуация предоставления государственных услуг для бизнеса. В настоящее время взаимодействие банка с владельцами данных происходит на основании бумажных или электронных запросов. Время получения ответа - до 30 дней. В ходе реализации программы Цифровая экономика для бизнеса изменится структура предоставления государственных услуг. Взаимодействие банка с владельцами данных будет происходить через централизованное «единое окно» НСУД. Это позволит банку упростить процесс взаимодействия с органами власти и сократить время получения сведений. Клиенты банка смогут оперативно получить финансовые услуги и не тратить время на сбор большого количества документов.
Актуальной остается проблема информационной безопасности НСУД.
Многоуровневая схема защиты информации и объектов инфраструктуры с применением комплексных решений по кибербезопасности предоставляет возможность минимизации рисков и исключения экономических издержек на устранение последствий кибератак [4, с. 141]. Правильная организация состояния информационной защищенности данных призвана с помощью превентивных мер предотвращать возникающие риски, а не ликвидировать их негативные последствия. Принятие предупредительных мер лежит в основе решения задач систем информационной безопасности, заключающихся в обеспечении защищенного режима хранения документированной информации, защите передаваемых по каналам связи данных, разграничении прав доступа к определенным категориям документов, резервном копировании и послеаварийном восстановлении работоспособности информационных систем в НСУД в случае программно-аппаратных сбоев.
Комплексная защита информационных ресурсов в НСУД требует проведения на постоянной основе аудита информационной безопасности, представляющего собой эффективный инструмент для получения объективной оценки о текущем уровне защищенности от предполагаемых киберугроз. Сопровождение такой системы включает в себя регулярное обновление антивирусного программного обеспечения, актуализацию средств защиты информации, круглосуточный мониторинг для прогнозирования моделей нарушителя и оперативной нейтрализации идентифицированных угроз, поддержание в актуальном состоянии и разработку новых нормативных документов в сфере защиты информации. НСУД должна обеспечивать требуемый уровень информационной безопасности данных, выполняя установленные требования действующего законодательства в сфере защиты информации [2, с. 127].
Развитие НСУД должно быть направлено на снижение влияния человеческого фактора в процессе устранения инцидентов кибербезопасности, а также на совершенствование механизмов для проведения аудита работы пользователей в режиме реального времени с возможностью оказания управляющих воздействий в целях предотвращения неправомерного доступа к охраняемым данным. Средства защиты информации, интегрированные в архитектуру НСУД, предусматривает обеспечение сохранности и подлинности документов, безопасного персонифицированного доступа и протоколирования действий [4, с. 140].
Концепция НСУД построена на идее автоматизации делопроизводственных процессов с помощью внедрения информационной системы, что способствует повышению исполнительской дисциплины работников посредством автоматизированных средств контроля работы с электронными документами и ускорению прохождения документопотоков по оптимальным маршрутам движения. Защищенность НСУД непосредственно зависит от их архитектуры и встроенных программных средств по защите информации, что позволит гарантировать достоверность документов и исключить вероятность их фальсификации [1].
Таким образом, повсеместное распространение процессов цифровизации обусловило необходимость повышения уровня защищенности данных в НСУД, представляющего собой совокупность взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно -правового характера, обеспечивающая достижение целей и выполнение задач по эффективному управлению государственными данными. Внедренная НСУД должна постоянно модернизироваться по мере дальнейшего развития цифровых технологий в сфере кибербезопасности. Обеспечение комплексной информационной безопасности подразумевает осуществление непрерывного контроля и мгновенное реагирования в режиме реального времени за событиями в области кибербезопасности на протяжении полного жизненного цикла хранения и обработки информации в НСУД. Подобные меры необходимы для минимизации рисков утечки конфиденциальных данных и связанных с ними убытками для граждан, компаний и государства. Приведены эффекты, которые ожидаются от интеграции национальной системы управления данными с инфраструктурой электронного правительства. Данная интеграция будет способствовать формированию информационного пространства для получения качественных электронных государственных и муниципальных услуг.
Источники:
1. База знаний цифровой экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data-economy.ru/dataed (дата обращения: 16.03.2020).
2. Емельянов Н.А. Исследование угроз и проектирование модели разграничения прав доступа для систем электронного документооборота // Молодой ученый. - 2017. № 22. - С. 126-130. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch_156_ch2_1 .pdf (дата обращения: 17.03.2020).
3. Мирошниченко А.А., Мирошниченко М.А. Электронное правительство. Предоставление государственных и муниципальных услуг. Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 034700 (46.03.02) «Документоведение и архивоведение» / Под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар. 2014. - 240 c.
4. Мирошниченко М.А., Бондаренко А.А., Пиналова Е.В. Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности систем электронного документооборота в рамках цифровой трансформации // Вестник Академии знаний: научный журнал. 2020. - № 36 (1). - С. 137 - 142.
5. Мирошниченко М.А., Мирошниченко А.А., Науменко А.А. Стратегическое партнерство в сфере инновационного формирования индустриального интернета в России. Вестник Академии знаний: научный журнал. / 2019. - № 34 (5), - С. 165 - 170.
6. Начало эксперимента по использованию НСУД и созданию цифрового профиля запланировано на май. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-rassia.ru/nachalo-eksperimen1a-po-ispolzovaniyu-nsud-i-sozdaniyu-tsifrovogo-profilya-zaplanirovano-na-maj.html (дата обращения: 16.03.2020).
Sources:
1. Baza znanij cifrovoj ekonomiki. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://data-economy.ru/dataed (data obrash-cheniya: 16.03.2020).
2. Emel'yanov N.A. Issledovanie ugroz i proektirovanie modeli razgranicheniya prav dostupa dlya sistem elektronnogo dokumentooborota // Molodoj uchenyj. - 2017. № 22. - S. 126-130. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://moluch_156_ch2_1.pdf (data obrashcheniya: 17.03.2020).
3. Miroshnichenko A.A., Miroshnichenko M.A. Elektronnoe pravitel'stvo. Predostavlenie gosudarstvennyh i munici-pal'nyh uslug. Uchebn. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu 034700 (46.03.02) «Dokumentovedenie i arhivovedenie» / Pod red. V.V. Ermolenko. Krasnodar. 2014. - 240 c.
4. Miroshnichenko M.A., Bondarenko A.A., Pinalova E.V. Aktual'nye problemy obespecheniya informacionnoj be-zopasnosti sistem elektronnogo dokumentooborota v ramkah cifrovoj transformacii // Vestnik Akademii znanij: nauchnyj zhurnal. 2020. - № 36 (1). - S. 137 - 142.
5. Miroshnichenko M.A., Miroshnichenko A.A., Naumenko A.A. Strategicheskoe partnerstvo v sfere innovacionnogo formirovaniya industrial'nogo interneta v Rossii. Vestnik Akademii znanij: nauchnyj zhurnal. / 2019. - № 34 (5), - S. 165 - 170.
6. Nachalo eksperimenta po ispol'zovaniyu NSUD i sozdaniyu cifrovogo profilya zaplanirovano na maj. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://d-russia.ru/nachalo-eksperimenta-po-ispolzovaniyu-nsud-i-sozdaniyu-tsifrovogo-profilya-zaplanirovano-na-maj.html (data obrashcheniya: 16.03.2020).