Научная статья на тему 'Возможности мониторинга социально-психологической компетентности студента в вузе'

Возможности мониторинга социально-психологической компетентности студента в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / COMPETENCE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Е. И.

В статье рассмотрены аспекты компетентностного подхода в образовании. Приводятся результаты мониторинга когнитивного, мотивационного, личностного и социального компонентов социально-психологической компетентности студента за четыре года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE: MONITORING POSSIBILITIES

Some aspects of a competence approach in education are considered in the paper. Monitoring data of intellectual, motivational, personal and social components of social and psychological competence of students during four years of study are given as well.

Текст научной работы на тему «Возможности мониторинга социально-психологической компетентности студента в вузе»

УДК 159.9.07

ВОЗМОЖНОСТИ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ

© 2010 Е.И.Колесникова

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 16.11.2009

В статье рассмотрены аспекты компетентностного подхода в образовании. Приводятся результаты мониторинга когнитивного, мотивационного, личностного и социального компонентов социально-психологической компетентности студента за четыре года обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход, социально-психологическая компетентность, мониторинг.

Вхождение России в Болонский процесс предполагает разумную гармонизацию основных идей, подходов и традиций российского высшего образования с общеевропейскими. Данный процесс интеграции России в европейское и мировое образовательное пространство сопровождается возникновением новых подходов к подготовке человека и специалиста к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в условиях глобализации. Одним из таких подходов является компетентностный подход. Советом Европы были выражены рекомендации относительно необходимости формирования пяти базовых компетентностей у современных специалистов, которые для успешного выполнения своих функций должны обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных социальных качеств и умений, обеспечивающих плодотворную работу в команде разнопрофильных специалистов. В связи с этим возникает необходимость в конструировании образовательных стандартов нового типа, в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня должны быть выражены в виде перечней компетенций и перевода образовательных стандартов с языка знаний на язык компетентностей.

Сама по себе идея компетентностного подхода широко используется в педагогике, психологии и акмеологии (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Ю.Г.Татур, В.Д.Шадриков, Н.Хомский, Дж.Равен, и др.). Достаточно большое количество исследований посвящено различным аспектам профессиональной подготовки студентов, разработке компетентностной модели будущих специалистов и алгоритмов измерения и оценки

компонентов компетентности. Уточним при этом, что основанный на компетенции подход, прежде всего, подчеркивает практическую, действенную сторону. Тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», которое включает собственно личностные (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый и с гуманистическими ценностями образования.

Согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», понятие компетентности «включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.»1. При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. Важен ответ и на вопрос - каковы основания для выделения различных видов компетенций / компетентностей, сколько таких компе-тентностей, какие из них ключевые. Большинство классификаций в том или ином виде включают в себя две группы компетенций: ключевые (инвариантные к любому виду деятельности) и специальные (содержание которых обусловлено спецификой будущей профессиональной деятельности студента). Очевидно, что ключевые компетенции - самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Они являются по сути социальными, отражая особенности взаимодействия, общения, применения информационных технологий2.

Колесникова Екатерина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры политологии, социологии и права. Е-mail: KolesnikovaEI@yandex. т

1 Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: 2001. - С. 14.

2 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Материалы методологического семи-

Вышеизложенное позволяет утверждать, что одной из ключевых в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимой предпосылкой его социально-психологической готовности к деятельности в предметном поле данной специальности является социально-психологическая компетентность студента, которая позволяет людям вступать во взаимодействие с другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями и обществом в целом. Однако до сих пор недостаточно четко определено содержание этого вида компетентности и, соответственно, по методикам измерения его компонентов. Мало представлены работы мониторингового характера, в том числе, и по исследованию социально-психологического компонента подготовки специалистов.

Нами в данной работе содержание социально-психологической компетентности студента как будущего специалиста понимается как обладание субъектом данной профессиональной деятельности социально-психологическими способностями и качествами, определенной информацией в сфере социально-психологического знания, а также умениями и навыками, позволяющими осуществлять правильное социально-психологическое обеспечение взаимодействия с клиентами и коллегами в процессе выполнения профессиональных функций. Таким образом, мы имеем четырехкомпонентную структуру социально-психологической компетентности, состоящую из когнитивного, мотивационного, личностного и социального компонентов.

Развитие когнитивных способностей традиционно является наиважнейшей целью педагогического процесса, однако среди исследователей нет единства по оценке когнитивной сферы студентов: исследуются особенности от психических познавательных процессов до когнитивных стилей и даже стили познавательного отношения к миру. Мы, как и большинство исследователей, когнитивный компонент будем оценивать по уровню интеллекта и его структуры. Мотивационный компонент предполагает наличие у студента профессиональных ценностей и идеалов, мотивации, понимание смысла этой деятельности и своего места в ней, гражданской позиции и нравственно-эстетического кругозора. Эта сфера личности может быть описана совокупностью отдельных мотивов, ценностей, потребностей, установок. Личностный - наличие социально-психологических характеристик, необходимых для успешного взаимодействия, перечень которых разрабатывается в ходе психологического анализа про-

нара «РОССИЯ в Болонском процессе: проблемы, задачи». - М.: 2004. - С.14.

фессиональной деятельности и выражается в психограмме. В последнее время более перспективным считается учитывать в построении психограммы психологические качества специалиста в соответствии с его «психологической структурой деятельности» (В.Д.Шадриков). Социальный компонент выражается в умении общаться и работать в системе межличностных отношений, разрешать конфликты, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Этот компонент мы оцениваем по структуре межличностных отношений в студенческой группе.

Методика. Основным методом был выбран метод тестирования с применением методик: для оценки когнитивного компонента проводилась диагностика общего интеллекта (Rv) с помощью Прогрессивных стандартных матриц Дж.Равена, мотивационный компонент оценивался по методике удовлетворенности основных потребностей (ипсативная форма) и Морфологическим тестом жизненных ценностей (МТЖЦ). Диагностика личностного компонента проводилась по методике многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16 PF, форма С). Структура межличностных отношений измерялась методикой социометрии (непараметрическая форма без ограничения выбо-ров)3. Мониторинг социально-психологической компетентности студентов проводился на инженерных факультетах СГАСУ. Выборку составили 8 студенческих групп студентов 2004 года зачисления, т.е. студенты проходили тестирование дважды - на 1 и 4 курсе обучения в вузе. В данной работе приводятся результаты изучения динамики когнитивного, мотивационного, личностного и социального компонентов в учебных группах, в которых изменение состава не превышало 20% от первоначального. Всего в исследовании принимали участие 168 человек, из них 80 девушек.

Результаты исследования. Результаты оценки когнитивного, мотивационного, личностного и социального компонентов социально-психологической компетентности студентов (СПК) сразу после зачисления в вуз сопоставлялись с результатами на 4 курсе, вычислялись средние показатели. Статистическая значимость изменений оценивалась с помощью ^критерия Стьюдента. В таб. 1 приводятся характерные изменения выраженности компонентов для части выборки.

3 Геник Е.А., Капцов А.В., Карпушина Л.В., Кичигин В.И., Колесникова Е.И., Чаденкова О.А. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования. - Самара: 2003.

Таб. 1. Изменения выраженности когнитивного (Rv) и личностного (Р.Кеттелл, 16 PF, форма С) компонентов СПК студентов за четыре года обучения в вузе

2004 2008 2004 2008 2004 2008 2004 2008

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

^ 115 117 115 117 118 122 118 119

А 6 5 6 5 6 6 5 6

В 5 5 7 5 6 6 6 6

С 4 5 4 4 5 5 5 6

Е 7 8 7 8 7 9 7 8

F 5 5 5 5 5 5 5 5

G 5 6 6 6 5 5 5 6

Н 6 4 5 5 6 6 6 6

I 5 5 4 5 5 4 4 4

Ь 8 8 8 9 8 8 9 7

М 4 4 4 5 4 4 4 5

N 7 7 7 6 7 7 7 7

О 6 6 7 8 6 7 6 7

01 4 3 3 3 4 4 4 4

02 6 5 6 5 5 6 6 6

оз 7 8 7 8 7 8 6 8

04 5 5 6 6 5 5 5 5

Результаты мониторинга когнитивной сферы показывают, что общий уровень интеллектуального развития студентов имеет показатели выше среднего при наблюдаемой тенденции к развитию. То есть, за время обучения в вузе у студентов происходит развитие общих способностей к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и решение новых жизненных задач.

В личностном компоненте прослеживаются тенденции, характеризующие в целом контингент абитуриентов, поступающих в СГАСУ, выявленные предыдущими нашими исследованиями. Повышенная подозрительность (фактор L+), приземленность мышления (фактор М-), консерватизм (фактор 01") характерны для студентов и не изменяются во время обучения в вузе. Среди значимых изменений, происходящих со студентами, отметим возросшую доминантность и самоуверенность (фактор Е+) и больший самоконтроль эмоций поведения (фактор 03+). Отмеченные черты личности относятся к профессионально важным качествам строительной отрасли, можно сказать, что этап адаптации в вузе прошел в целом успешно и студент начинает задумываться о самореализации.

Существенных изменений в средних значениях потребностей не отмечается, за исключением возросшей удовлетворенности в эмоциональном общении. Видимо, к 4 курсу студенты научились находить среди окружающих людей тех, общение с которыми приносит удовольствие. В системе мотивов и жизненных ценностей

снижается ценность сферы образования, а повышается значимость семейной сферы. Это вполне объяснимо, так как обучение в вузе практически закончено, и большинство студентов задумываются о будущем, о создании семьи. Кроме того, отмечается повышение уровня ценности духовной удовлетворенности и ценности психической активности, т.е. в качестве регуляторов поведения студенты выбирают себе моральное удовлетворение и рефлексию результатов своей работы, что свидетельствует о возрастающей личностной зрелости. Вместе с тем повышается ценность собственной индивидуальности, что можно объяснить усиливающимися индивидуалистическими тенденциями в обществе, преобладающими над интегративными. Видимо, сказывается и возрастание доли индивидуальной учебной работы к старшим курсам.

Социометрическое измерение структуры группы показывает, что все студенческие группы находятся на низком уровне развития (сплоченность группы не превышает 0,1-0,15 при низком уровне экспансивности). Большинство студентов сгруппированы по диадам-триадам, но в целом отмечается разобщенность группы. Низким был и остается коэффициент адекватности социометрических выборов (0 -0,33). Коэффициент устойчивости микрогрупп очень высок (0,75 - 0,99), т.е. если у студента была затруднена адаптация и по каким-то причинам он оказался среди «изолированных» или «отвергаемых», без специально проводимых

мероприятий ему практически невозможно повысить свой статус в группе.

Выводы.

1. Результаты мониторинга социально-психологической компетентности студентов в данном исследовании показывают положительную динамику когнитивного, мотивационного и личностного компонентов: за время обучения в вузе у студента возрастает уровень общего интеллектуального развития, он становится более уверен в себе. Однако студенческая группа не предоставляет достаточного социального опыта для развития навыков межличностного взаимодействия, поэтому необходима целенаправленная работа и повышенное внимание к групповым / микрогрупповым процессам.

2. Внедрение регулярных мониторинговых исследований в образовательный процесс вуза дает возможность разработки и осуществления индивидуальных программ для развития у студентов соответствующих личностных и социально-психологических характеристик. Но при

этом возникает вопрос о соответствующей социально-психологической подготовленности преподавателей.

3. Затрагивая вопросы экспертизы образовательного процесса в вузе, отметим необходимость измерения СПК наряду со специальными компетенциями, определяемых педагогическим тестированием (академическая успешность).

4. Проведение мониторинговых исследований дает возможность повышения качества подготовки специалистов с учетом анализа сфор-мированности тех или иных ключевых компе-тентностей. При этом для эффективной организации коррекции образовательного процесса желательно ежегодное проведение подобных исследований.

5. Результаты, полученные в ходе мониторинга, могут быть использованы для выявления детерминант академической успешности и развития личности студента в вузе.

STUDENTS' SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE: MONITORING POSSIBILITIES

© 2010 E.LKolesnikova

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

Some aspects of a competence approach in education are considered in the paper. Monitoring data of intellectual, motivational, personal and social components of social and psychological competence of students during four years of study are given as well.

Key words: competence, social and psychological competence, monitoring.

o

Kolesnikova Ekaterina Ivanovna, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor of the Department of political science, sociology and law. Е-mail: KolesnikovaEI@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.