Научная статья на тему 'Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза'

Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS / MODERN EDUCATION AND EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севенюк Светлана Александровна, Парфенова Татьяна Александровна

При перестройке системы высшего педагогического образования на компетентностной основе приоритетным становится ориентация на такие векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. При этом в качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетенции и компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севенюк Светлана Александровна, Парфенова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN MODERN EDUCATIONAl-SPACE UNIVERSITY

With the restructuring of the system of higher pedagogical education competency-based orientation to become a priority vectors such education as learning, self-determination, self-actualization, socialization and personality development, at the same time as the tools to achieve these goals are the fundamentally new educational constructs: the competence and expertise.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза»

О.А. Максимчик

ПОЛЕ НЕИСТИННОСТИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО...

10. Пузанова О.В. Прагматика и семантика умолчания: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. СПб., 1998. 201 с.

11. Панченко Н.Н. Средства объективации концепта “обман”: на материале английского и русского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Волгоград, 1999. 236 с.

12. Плотникова С.Н. Лингвистические аспекты выражения неискренности в английском языке: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04. Иркутск, 2000. 377 с.

13. Токарева О.С. Семантический потенциал виртуального словесного знака обмана и способы его представления в системе английского глагола: дис. . канд. филол. наук: 10.02.04. Иркутск, 2001. 146 с.

14. Хромова Т.А. Актуализация концепта TRUTH в современном английском языке: дис. ... канд. филол.

наук: 10.02.04. Иркутск, 2002. 194 с.

15. Грайс Г.П. Логика и речевое общение / пер. с англ. В.В. Туровского // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. С. 217-237.

16. Cronin A.J. The Citadel. Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1963. 475 p.

17. Lee H. To Kill a Mocking Bird. New York: Warner Books, 1982. 281 p.

18. Cornwell P. The Last Precinct. London: Warner Books, 2001. 565 p.

19. King S. Gerald’s Game. New York: Penguin Books, 1993. 445 p.

20. Maugham W.S. Maugham. Cakes and Ale (or The Skeleton in the Cupboard). Moscow: Progress Publishers. 1980. 237 p.

© 2013

FIELD OF FALSEHOOD REFLECTED IN MODERN ENGLISH

O.A. Maximtchik, candidate of philological sciences, senior lecturer of the department of «English philology and cross-cultural communication»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: In the paper the semantic field of falsehood is viewed as part of larger functional-semantic field of truth. The author considers that the feature “false reflection of reality” is common to all constituents of the field in question. Having analysed the notion of falsehood specifically reflected in the English language discourse, the author comes to the conclusion that the nature of the phenomenon can only be fully understood and described if both semantic and pragmatic factors are taken into account. The article emphasizes the interrelation of semantic and pragmatic parameters, as well as proper linguistic and extra-linguistic factors, in the appreciation of the constituent elements of the field of falsehood, which are very rich in their structure and meaning. It becomes increasingly important that context is carefully analysed so that a researcher can succeed in revealing new constituents of the field under investigation.

Keywords: concept “truth”, English language and culture, functional-semantic field, field of falsehood, false reflection of reality, speech act, contextual analysis.

УДК 378.14.015.62

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

© 2013

С.А. Севенюк, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Социальная педагогика, психология и педагогика начального образования»

Т.А. Парфенова, старший преподаватель кафедры «Социальная педагогика, психология

и педагогика начального образования»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: При перестройке системы высшего педагогического образования на компетентностной основе приоритетным становится ориентация на такие векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. При этом в качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетенции и компетентности.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность будущих педагогов, современное образовательновоспитательное пространство вуза.

В современном российском образовании происходят качественные изменения, связанные с актуализацией мобильности профессионала. Изменяются модели подготовки современных профессионалов. Приоритет в процессе высшего образования отдается в пользу компетентностного подхода. Реализация компетентностного подхода предполагает формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций. Понятие «компетенция», как отмечает А.В. Хуторской, включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1]. Рассматривая все многообразие современных исследований компетентностного подхода в системе образования, необходимо отметить работы таких ученых, как: А.А. Деркач, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторский, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.

К профессионалам, работающим в образовательной среде, всегда предъявлялись жесткие требования не только к теоретической подготовке, но и к личности самого учителя. Современный педагог должен обладать высокой культурой, быть убежденным патриотом, иметь сформированную систему нравственных ценностей, быть способным к инновационной деятельности и самосовершенствованию. Поэтому формирование социально-психологической компетентности будущего педагога приобретает особую значимость.

Социально-психологическая компетентность предполагает наличие у профессионала таких умений, как: умение ориентироваться в различных социальных ситуациях, умение верно распознавать эмоциональный настрой человека, умение определять особенности личности, умение выбирать адекватные и продуктивные способы взаимодействия с людьми. Данный вид компетентности развивается наилучшим образом в процессе активного общения и совместной деятельности, поэтому важным аспектом становится переориентирование системы подготовки будущих педагогов с теоретической на прикладную.

Процесс реализации образования в школе предполагает ежедневное пополнение знаний и совершенствование приемов работы учителя в области инновационных педагогических технологий. В этом ракурсе социальнопсихологическая компетентность будущего педагога предполагает наличие умения строить перспективные и организационные планы самостоятельной и совместной деятельности, в том числе учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной, умений разрабатывать технологию, выбирать оптимальные средства и методы ее реализации, умения организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи учащихся [2].

Л.А.Лепихова так описывает исследуемое нами понятие: социально-психологическая компетентность

- это развитая специальная способность, обеспечивающая условия для конструктивного и бесконфликтного поведения субъекта деятельности в любых социальных ситуациях и создающая предпосылки для правильных выборов во всех сферах жизнедеятельности. Задатками этой способности являются ряд свойств структуры личности от базовых (лабильность, подвижность, динамичность, активность, эмоциональность, подвижность - ригидность) до социально-психологических (социальные представления, социальная перцепция, социальный интеллект, эмпатия, антиципация, социально-психологическая гибкость). В своей статье Л.А.Лепихова отмечает значимость уровня развитости социально-психологической компетентности для осуществления деятельностей, основанных на взаимоотношениях и организационных деятельностей, т. к. позволяет формировать конструктивные коллективные умонастроения на успешность в деле, избегание отказов, конфликтных эпизодов, авторитарного давления и, в целом, деструктивных социально-психологических явлений. Личность с развитой социально-психологической компетентностью способна так строить взаимодействия и взаимоотношения, что непроизвольно создается атмосфера единства, заинтересованности, направленности на взаимопонимание и сотрудничество [3].

Социально-психологическая компетентность педагога, как отмечает И.А. Погодина, позволяет на основе знания индивидуально-психологических особенностей учащихся и с учетом социальной ситуации их развития, реализовать личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Социально-психологическую компетентность образуют следующие компоненты: проявление в деятельности педагога определенного набора личностных качеств (вера в силы и возможности учащихся, интерес к внутреннему миру учащихся, не-идеологизированное мышление, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе), способность обеспечивать мотивацию учебной деятельности (умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, умение превращать учебную задачу в личностно значимую), информационная компетентность (компетентность в предмете и методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности), опыт разработки программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений (умение разработать образовательную программу, умение принимать решения в различных педагогических ситуациях), умение организовывать учебную деятельность (компетентность в установлении субъект-субъектных отношений, компетентность в педагогическом оценивании, компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса) [4].

Модель социально-психологической компетентности будущего педагога включает в себя четыре компонента: когнитивный, мотивационный, личностный,

социальный. Когнитивный компонент включает в себя особенности психических познавательных процессов, особенности когнитивных стилей, стилей познавательного отношения к миру, а также уровень интеллекта. Мотивационный компонент в структуре социальнопсихологической компетентности отвечает за наличие у студента понимания смысла педагогической деятельности и своего места в ней, наличие активной гражданской позиции, сформированного патриотизма, а также нравственно-эстетического кругозора. Личностный компонент данной модели является отражением психограммы учителя, так как содержит весь перечень социально-психологических характеристик, необходимых для успешной реализации педагогической деятельности. Социальный компонент предполагает наличие сформированных коммуникативных умений, а именно: умения общаться, умения разрешать конфликты, умения определять эмоции других людей, умения взаимодействовать в коллективе.

Процесс формирования представленной модели социально-психологической компетентности предполагает создание определенной образовательно-воспитательной системы вуза. Эмпирическое исследование по созданию такой системы проходит на базе факультета начального образования ФБГОУ ВПО «Поволжской государственной социально-гуманитарной академии». Образовательно-воспитательная система вуза, направленная на формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов, предполагает использование инновационных образовательных технологий, технологий критического мышления, обеспечение многообразия видов деятельности студентов при выполнении самостоятельной работы, осуществление индивидуальной психологической поддержки, ориентир на активные методы обучения, взаимодействие с потенциальными работодателями при организации педагогических практик, создание индивидуальных образовательных траекторий, расширенную воспитательную работу вуза, направленную на развитие патриота с активной гражданской позицией и на воспитание нравственности.

Для того, чтобы сформировался специалист с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности, следует строить подготовку педагога в соответствии со структурой личности. Для этого в учебных планах, рабочих учебных программах и непосредственно в процессе обучения следует отражать основные жизненные и профессиональные ситуации, ценности общества, результаты, способствующие формированию компетентности, основой которой является личный опыт, профессионально важные качества и другие показатели образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений. При этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентированную роль. Обусловлено это, прежде всего, тем, что обычное знание предназначено для запоминания или воспроизведения, в лучшем случае - для получения другого знания логическим или эмпирическим путём, а обучить компетентности студента нельзя. Таковым он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязанием, эстетическому вкусу и нравственным ориентирам.

Кроме этого можно использовать комплекс таких стимулов, как:

1. Поиск “педагогического идеала”. Эту деятельность можно организовать на семинарских и практических занятиях, целью которых будет восприятие, осмысление новой информации тактических и стратегических задач обучения; упрочение полученных знаний, формирование авторской позиции, выработка личного отношения к изучаемой проблеме. Достижению этой цели будет способствовать чтение и обсуждение широкого круга

научной литературы, периодичность печати, написание сочинений (например, на темы: “Размышление о настоящем учителе, воспитателе”, “Мой любимый педагог”, “Я - будущий педагог, воспитатель” и т.п.), сбор материала об инновационных образовательных учреждениях, возглавляемых мастерами педагогического труда, о педагогических системах, реализовать которые способны творчески мыслящие, высококомпетентностные специалисты.

2. Эффект результативности, достигаемый при органичном включении студентов в поисковую деятельность, приобретающую субъективный инновационный характер. В данном случае возможна ориентация студентов не только на усвоение научно-педагогической информации в соответствии с ФГОС, но и на творческое применение полученных знаний на практике. При этом студентам можно предложить выполнение специальных творческо-поисковых заданий разного типа, побуждающих их к исследовательской деятельности по проверке результативности внедрения новой педагогической информации в образовательный процесс; применение нестандартных методов и приемов обучения и воспитания детей; анализ учебных планов, программ и учебников с позиции требований педагогических инноваций; использование новых информационных технологий; реализацию новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Выполнение подобного рода форм и методов учебной работы позволяет расширить профессиональный кругозор студентов, погрузиться в творческую лабораторию педагога, осмыслить свой практический опыт, сформировать умение вступать в профессиональный диалог с мастерами педагогического труда, сформулировать педагогические идеи относительно переустройства профессионального образования и, главное, сформировать ценностное отношение к педагогической профессии и осознать свою субъективную позицию.

Объектом исследования является процесс формирования социально-психологической компетентности будущих педагогов. Предметом исследования является формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в условиях специально организованного образовательно-воспитательного пространства вуза. Для диагностики сформированности социально-психологической компетентности будущих педагогов нами использовался следующий пакет методик: тест «Прогрессивные стандартные матрицы» Дж.Равена, тест аксиологической направленности личности (АНЛ), методика многофакторного исследования личности Р.Кеттела, методика социометрии (непараметрическая форма). Все методики были отобраны с учетом компонентов, входящих в структуру модели социально-психологической личности будущего педагога. В качестве метода обработки данных нами применялся непараметрический статистический критерий Q-критерий Розенбаума, а также пакет статистических программ

Statistica 6.0 для среды Windows. В исследовании были задействованы 120 студентов факультета начального образования ФБГОУ вПО «ПГСГА» 3, 4 и 5 курсов.

В результате проведенного нами экспериментального исследования мы получили контрольные диагностические данные, которые свидетельствуют об оптимизации процесса формирования социально-психологической компетентности будущих педагогов посредствам включения их в специально организованное образовательно-воспитательное пространство вуза. Контрольный диагностический этап исследования показал высокую готовность студентов к саморазвитию, хорошо сформированные коммуникативные навыки, умение ладить с коллективом, умение разрешать конфликты, умение оценивать эмоционально-психологическое состояние субъектов педагогического процесса. Большинство студентов продемонстрировали высокую социально-положительную мотивированность в выборе собственной профессии. Все студенты проявили высокий уровень дисциплинированности и самостоятельности. Высокий процент количества студентов показали выраженность в сформированности критического мышления.

Таким образом, мы можем говорить о результативности специально организованного образовательно-воспитательного пространства вуза в целях формированиях социально-психологической компетентности будущих педагогов. Учитывая, что в настоящее время проблема формирования компетентности современного педагога остается актуальной, работа над совершенствованием образовательно-воспитательного пространства вуза продолжается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

2. Графская Т.А. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Режим доступа: Й1р:/Ягеерареге. ra/18/psihologopedagogicheskaya-kompetentnost-uchitelya789667.586003.list1.html

3. Лепихова Л.А. Социально-психологическая ком-

петентность в межличностных выборах. Режим доступа: http://apd.dn.ua/articles/socialno-psihologicheskaya-

kompetentnost-v-mezhlichnostnyh-vyborah.html

4. Погодина И.А. Содержание социально-психологической компетентности педагога современного многопрофильного лицея. // Ярославский педагогический вестник. №4 (61). 2009. С. 155-158. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2009_4g/37.pdf

5. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Знание, 2002. 89 с.

6. Колесникова Е. И. Самооценка в структуре социально-психологической компетентности студента вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7samootsenka-v-strukture-sotsialno-psihologicheskoy-kompetentnosti-studenta-vuza

FORMATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN MODERN EDUCATIONAl-SPACE UNIVERSITY

© 2013

S.A. Sevenyuk candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of “Social pedagogy, psychology and pedagogy of primary education”

T.A. Parfenova, a senior lecturer of the department of “Social pedagogy, psychology and pedagogy of primary education”

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: With the restructuring of the system of higher pedagogical education competency-based orientation to become a priority vectors such education as learning, self-determination, self-actualization, socialization and personality development, at the same time as the tools to achieve these goals are the fundamentally new educational constructs: the competence and expertise.

Keywords: social and psychological competence of future teachers, modern education and educational space of the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.