Научная статья на тему 'Возможности методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения'

Возможности методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1592
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атмахова Людмила Николаевна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с неэффективной организацией методической работы в дошкольных образовательных учреждениях; предлагается модель методической службы как одна из форм методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.210 ББК Ч411.41

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Л. Н. Атмахова

Ключевые слова: дошкольное образование; дошкольное образовательное учреждение; методическая работа; методическая служба; профессиональная компетентность педагога.

Резюме: В статье рассмотрены проблемы, связанные с неэффективной организацией методической работы в дошкольных образовательных учреждениях; предлагается модель методической службы как одна из форм методической работы.

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране. В настоящее время ожидания государства связаны с тем, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Изучение ресурсов, способных обеспечить конструктивное развитие российской системы образования, позволяет назвать кадровый потенциал одним из важнейших в этом процессе.

Не случайно в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного конкурентоспособного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

При этом в анализе современного состояния образовательной системы, представленном в «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг.» как зона риска выделена отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалифика-

ции, не позволяющая осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что установка на «разработку и экспериментальную апробацию моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой»1 может и должна стать одним из актуальных направлений образовательной политики в процессе развития российского образования.

Проблема адекватной подготовки педагогических кадров напрямую связана с разработкой соответствующего содержания. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в теории подготовки и переподготовки специалистов становится сегодня компетентностный подход (В. И. Байденко, А. С. Белкин, Л. В. Занин и Н. П. Меньшикова, Э. Ф. Зеер, В. С. Леднев и Н. Д. Никандров, И. П. Смирнов, К. М. Ушаков, Н. Н. Хридина, А. В. Хуторской и др.). Однако одни авторы профессиональную компетентность педагогов отождествляют с «педагогическим мастерством», «квалификацией», «профессионализмом»

( В. Г. Пищулин, И. П. Смирнов и др.), другие эти понятия разводят ( В. И. Байденко, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, В. А. Кальней, Е. В. Ткаченко, С. Б. Ши-шов и др.).

Мы определяем профессиональную компетентность педагогов, на основании анализа различных точек зрения, как интегральную характеристику, включающую когнитивный, деятельностный и профессионально-личностный компоненты, определяемую готовностью и способностью педагога выполнять в непосредственной деятельности профессионально-педагогические функции.

Между тем следует учитывать, что ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенденцией последнего десятилетия. А в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги-практики с более чем двадцатилетним стажем работы, чья профессиональная подготовка не вполне отвечает установкам «компетентностного подхода».

Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде.

Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров и являющаяся одним из условий эффективного развития профессиональной компетентности.

Методическая работа представляет собой целостную системную деятельность учреждения, основанную на достижениях современной науки и практики, направленную на развитие когнитивной, деятельностной и личностной составляющих профессиональной компетентности педагогов, и в ко-

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

нечном итоге способствует повышению качества и эффективности педагогического процесса и положительной динамике развития воспитанников.

Методическая работа была и остается важной составной частью педагогического процесса любого образовательного учреждения, однако осуществление методической работы для части образовательных учреждений сопряжено с определенными трудностями, связанными с несоответствием общей концепции развития образовательного учреждения планам методической работы на год [2], эпизодичностью ее осуществления вместо целенаправленности и системности [3], однообразием форм работы с педагогами [1], недостаточной мотивацией на совершенствование профессионального мастерства, препятствующей развитию профессиональной компетентности [6] и др.

Таким образом, организация методической работы, которая сегодня малорезультативна и представлена в основном в форме методических кабинетов, требует поиска новых форм и содержания, соответствующего ожиданиям общества, системы дошкольного образования, педагогов и т. д. Не случайно в последнее время именно «служба» как форма организации той или иной деятельности (психологической, консалтинговой и пр.) становится наиболее эффективной и действенной в современных условиях.

Методическая служба представляет собой самостоятельное структурное подразделение, которое функционирует во взаимосвязи трех основных управленческих уровней - стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом; целенаправленно осуществляет подготовку педагогов через совершенствование когнитивной, деятельностной и профессионально-личностной составляющих профессиональной компетентности; учитывает в содержании подготовки как ожидания конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные возможности педагогов.

Уточним некоторые позиции применительно к разрабатываемой нами модели методической службы как структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения, призванной решать проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Уровни Структурные компоненты

Стратегический НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тактический Инвариантный компонент Вариативный компонент

Предметно-педагогические циклы Методические секции Творческая мастерская Научно- исследова- тельский коллектив

Информационно- аналитический Экспертная комиссия

Модель методической службы повышения квалификации педагогов ДОУ

На стратегическом уровне определяется основное (годовое) направление деятельности и разрабатываются основные пути развития всех структурных звеньев методической службы. Стратегический уровень представлен научно-методическим советом, который утверждает общую концепцию и программу развития методической службы; разрабатывает стратегию преобразования методической работы в научно-методическую и намечает план действий по реализации этой стратегии; обеспечивает деятельность всех подотчетных структурных подразделений; устанавливает внешние связи учреждения с иными образовательными учреждениями разных типов и видов; разрабатывает основные направления содержания деятельности; определяет и утверждает наиболее эффективные формы организации деятельности.

Содержание деятельности методической службы планируется в соответствии со спецификой педагогической работы педагогов с детьми в сфере дошкольного образования. Из этого следует, что основные направления деятельности методической службы строятся на основе анализа образовательной ситуации в системе дошкольного образования.

По мнению В. А. Беляевой, К. Ю. Белой, В. П. Дубровой, П. Н. Лосева, А. А. Майер и др., наиболее актуальными направлениями в содержании деятельности методической службы являются: 1) изучение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, проблем, интересов; 2) совершенствование уровня психолого-педагогических

и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессионально-ценностных ориентаций; 3) информирование педагогических работников о достижениях педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения; 4) создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности педагогов.

Тактический уровень представляет взаимодействие инвариантной и вариативной составляющих методической службы. Необходимость в таком взаимодействии обусловлена следующим: инвариантная составляющая включает рассмотрение вопросов «цикличного» характера и представлена предметно-педагогическими циклами, а также методическими секциями.

Вариативная же составляющая является более гибкой, отвечающей на актуальные запросы, ожидания, проблемы, решение которых может быть найдено в деятельности творческой мастерской и научно-исследовательском коллективе. Вариативная и инвариантная составляющие на тактическом уровне являются тем звеном, который непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне научно-методическим советом.

Предметно-педагогические циклы как компонент тактического уровня методической службы основаны на определенных содержательных циклах. «Толковый словарь» Ожегова определяет цикл как совокупность явлений, про-

цессов, составляющих кругооборот в течение известного промежутка времени. В данном случае предлагаются циклы лекций по определенным актуальным проблемам системы дошкольного образования. Предметно-педагогические циклы состоят из объединений педагогов различных специальностей: воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по физической культуре и др.

Основная деятельность предметно-педагогических циклов направлена на освоение, усвоение и приращение общекультурных и психолого-педагогических знаний по основам правовой, экологической, социальной культуры, актуальным проблемам дошкольной и детской психологии и нормативных требований к профессиональной деятельности педагогов ДОУ. Достаточно большое значение отводится рассмотрению вопросов, связанных с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм в создании условий для организации образовательной деятельности учреждения. Рассматриваются вопросы по реализации основных направлений развития личности ребенка дошкольного возраста в соответствии с требованиями, указанными в ГОСах системы дошкольного образования: здоровье и физическое развитие детей; познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. В организации деятельности предметно-педагогических циклов используются разнообразные формы работы с педагогами: лекции, теоретические семинары, консультации, работа с литературой и документами и пр., при помощи которых совершенствуется когнитивный компонент профессиональной компетентности.

Методические секции как компонент тактического уровня методической службы - это объединения педагогов, участвующих в совершенствовании методических умений (деятельностного компонента профессиональной компетентности) по содержательным вопросам основных направлений развития детей дошкольного возраста.

Основным направлением деятельности методических секций является знакомство и овладение методами, методическими средствами и организационными формами взаимодействия педагога с детьми.

Отличительной чертой методических секций является включенность всех субъектов образовательной деятельности методической службы (педагогов, руководителей дошкольных образовательных учреждений, родителей) в совместную деятельность по передаче и освоению методических умений, практического опыта.

Практический опыт методической деятельности показывает эффективность именно таких профессиональных объединений, в которых педагог может получить методическую помощь не только от старшего воспитателя (методиста), но и самостоятельно проанализировать данную ситуацию в собственной практической деятельности.

Вариативная составляющая тактического уровня методической службы представлена такими компонентами, как творческие мастерские и научно-

исследовательские группы. Эти структурные подразделения динамичны по своему содержанию и являются внутренними формами организации работы с педагогами (не обязательными для всех педагогов), однако, как показывает практика, потребность в них возникает у педагогов, чья деятельность и ожидания выходят за рамки привычных и традиционных форм - предметно-педагогических циклов и методических секций.

Творческая мастерская - это особый компонент вариативной составляющей тактического уровня методической службы, объединяющий педагогов в такие виды занятий, как мастер-классы, открытые просмотры передового опыта с взаимо- и самоанализом и пр.

Основные направления деятельности творческих мастерских заключаются в повышении профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим опытом.

Результатом работы творческих мастерских являются такие виды продукции, как модифицированные образовательные программы (разных видов), организация предзащиты авторских программ, издание методических сборников материалов, посвященных конкретному психолого-педагогическому направлению, педагогические разработки (методических рекомендаций, педагогических пособий и др.); учебно-методические пособия; дидактический материал для занятий; положения о творческих конкурсах и др.

Следующей формой вариативной составляющей тактического уровня является научно-исследовательский коллектив (НИК), который создается для решения проблем научно-методического плана (например, изучения проблем развития детей с раннего возраста, разработки основных требований для педагогов в подготовке ребенка к школе, разработки методических материалов по формам совместной деятельности ДОУ и родителей и т. д.) под руководством руководителя или старшего воспитателя.

Основные направления деятельности НИКа - это обновление и углубление теоретических и методических знаний в соответствии с индивидуальной траекторией профессионального развития педагога.

В модель методической службы на информационно-аналитическом уровне методической службы входит экспертная комиссия. Организация деятельности экспертной комиссии прежде всего обусловлена двумя обстоятельствами: необходимостью отслеживать качество и эффективность проводимых методической службой форм работы с педагогами, а также необходимостью иметь систематизированную информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне (научно-методическом совете). Основные направления деятельности экспертной комиссии заключаются в следующем: 1) организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов любого структурного подразделения методической службы на «входе» и «выходе»; 2) учет и рекомендации по количественному и качественному составу педагогических коллективов; 3) изучение особенностей содержания дея-

тельности методической службы; 4) сравнение эффективности различных форм работы с педагогами; 5) оценка качества профессионально-педагогической работы педагогов по таким показателям, как учебные материалы, формы, методы, приемы и средства обучения; 6) качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов деятельности методической службы.

Результаты деятельности методической службы контролируются и анализируются экспертной комиссией и доводятся до сведения всего коллектива ДОУ на научно-методическом совете. Научно-методический совет принимает решение об эффективности (неэффективности) деятельности методической службы и планирует свою дальнейшую деятельность в соответствии с потребностями педагогов, образовательного учреждения и образовательной ситуацией в системе дошкольного образования.

Главными ориентирами результативности деятельности данной модели методической службы является рост профессиональной компетентности каждого педагога и интеграционных возможностей отдельных групп педагогов профессиональных объединений. Результаты деятельности методической службы следует рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива учреждения, качества организации воспитательно-образовательного процесса уровня развития детей.

Продуктивность характеристик данной модели методической службы ДОУ определяется адекватным соответствием основных требований, выдвигаемых к ДОУ, поскольку данная модель: 1) ставит цель создать условия для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов; 2) опирается на системно-деятельностный, мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования деятельности учреждения; 3) отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др. (что находит отражение в методических секциях, творческих мастерских, НИКах и т. п.); 4) ориентирована на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, на наш взгляд, составляет основу профессиональной компетентности педагогов ДОУ; 5) реализуется в соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом); 6) строит свою работу с опорой на нормативные документы федерального и регионального уровней (работа научно-методического совета на стратегическом уровне и экспертной комиссии на информационно-аналитическом уровне); 7) учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории педагогов в развитии профессиональной компетентности, реализующиеся через различные компоненты тактического уровня (предметно-педагогические циклы, методические секции, творческие мастерские и т. д.) и содержание (психолого-педагогическое, методическое, научноисследовательское) педагогической деятельности.

Данная модель методической службы прошла апробацию в процессе опытно-поисковой работы на базе МОУ дополнительного образования взрослых «Центр повышения квалификации специалистов в области образования “Развивающее обучение”» Верх-Иссетского района Екатеринбурга. В исследовании принимали участи педагоги дошкольных образовательных учреждений Екатеринбурга. В процессе организации структурных и содержательных компонентов методической службы была выявлена положительная динамика в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Осмысление итогов проведенного исследования позволяет утверждать, что методическая служба является эффективным условием развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

С учетом вышесказанного мы полагаем, что данная модель методической службы может быть использована для создания самостоятельного структурного подразделения центров повышения квалификации педагогов или являться основой для организации методической службы в дошкольных образовательных учреждениях.

Литература

1. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гуманитарный изд. центр, 2001. - 160 с.

2. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. - М.: АТС, 2003. - 393 с.

3. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во. 2004. - 176 с.

3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: Творческий центр, 2004. - 96 с.

4. Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003. - 95 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень МО РФ. 2002. - № 2. - С. 2-32.

6. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. -М.: Творческий центр, 2005. - 156 с.

7. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002.- С. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.