Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЕХАНИЗМУ ПРИЗНАНИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ ОБЪЕКТАМИ МИГРАЦИОННОЙ АМНИСТИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЕХАНИЗМУ ПРИЗНАНИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ ОБЪЕКТАМИ МИГРАЦИОННОЙ АМНИСТИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ АМНИСТИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИЙ ОТБОРА / МЕХАНИЗМ МИГРАЦИОННОЙ АМНИСТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобанова И. К.

Общественные отношения всегда развиваются динамично и требуют своевременного правового регулирования. Миграционные процессы уже давно перестали быть новым явлением для Российской Федерации и им необходим отлаженный механизм, который бы отвечал всем требованиям информационного общества. В связи с этим автор предлагает нормативно закрепленную модель миграционной амнистии, основанную на принципах уважения национальных интересов, экономической целесообразности, миграционной адаптивности, приоритета культурной индивидуальности, уважении и равенстве. Для разработки механизма миграционной амнистии автор обращается к опыту Дании и по аналогии предлагает собственные критерии отбора потенциальных амнистируемых, полагая что такая модель является достаточно простой и могла бы послужить основой для ее применения в нашем государстве. Изучение опыта зарубежных стран позволяет выделить положительный опыт миграционной политики с целью внедрения и доработки законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR A CRITERIA-BASED APPROACH TO THE MECHANISM FOR RECOGNIZING ILLEGAL MIGRANTS AS OBJECTS OF MIGRATION AMNESTY

Public relations always develop dynamically and require timely legal regulation. Migration processes have long ceased to be a new phenomenon for the Russian Federation and they need a well-established mechanism that would meet all the requirements of the information society. In this regard, the author proposes a normative model of migration amnesty based on the principles of respect for national interests, economic expediency, migration adaptability, priority of cultural identity, respect and equality. To develop a mechanism for migration amnesty, the author refers to the experience of Denmark and, by analogy, offers his own criteria for selecting potential amnesties, believing that such a model is quite simple and could serve as a basis for its application in our country. Studying the experience of foreign countries allows us to highlight the positive experience of migration policy in order to implement and refine the legislation of the Russian Federation in the field of migration.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЕХАНИЗМУ ПРИЗНАНИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ ОБЪЕКТАМИ МИГРАЦИОННОЙ АМНИСТИИ»

11. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. ст. 900.

© Агаркова Н. А.

УДК 351.756(470+489)

И. К. ЛОБАНОВА, адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (г. Уфа)

I. K. LOBANOVA, postgraduate student, Department of Administrative Law of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after VY. Kikot (Ufa)

ВОЗМОЖНОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЕХАНИЗМУ ПРИЗНАНИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ ОБЪЕКТАМИ МИГРАЦИОННОЙ АМНИСТИИ

OPPORTUNITIES FOR A CRITERIA-BASED APPROACH TO THE

MECHANISM FOR RECOGNIZING ILLEGAL MIGRANTS AS OBJECTS

OF MIGRATION AMNESTY

Аннотация. Общественные отношения всегда развиваются динамично и требуют своевременного правового регулирования. Миграционные процессы уже давно перестали быть новым явлением для Российской Федерации и им необходим отлаженный механизм, который бы отвечал всем требованиям информационного общества. В связи с этим автор предлагает нормативно закрепленную модель миграционной амнистии, основанную на принципах уважения национальных интересов, экономической целесообразности, миграционной адаптивности, приоритета культурной индивидуальности, уважении и равенстве. Для разработки механизма миграционной амнистии автор обращается к опыту Дании и по аналогии предлагает собственные критерии отбора потенциальных амнистируемых, полагая что такая модель является достаточно простой и могла бы послужить основой для ее применения в нашем государстве. Изучение опыта зарубежных стран позволяет выделить положительный опыт миграционной политики с целью внедрения и доработки законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

Ключевые слова и словосочетания: нелегальная миграция, миграционная амнистия, легализация, балльная система, критерий отбора, механизм миграционной амнистии.

Annotation. Public relations always develop dynamically and require timely legal regulation. Migration processes have long ceased to be a new phenomenon for the Russian Federation and they need a well-established mechanism that would meet all the requirements of the information society. In this regard, the author proposes a normative model of migration amnesty based on the principles of respect for national interests, economic expediency, migration adaptability, priority of cultural identity, respect and equality. To develop a mechanism for migration amnesty, the author refers to the experience of Denmark and, by analogy, offers his own criteria for selecting potential amnesties, believing that such a model is quite simple and could serve as a basis for its application in our country. Studying the experience of foreign countries allows us to highlight the positive experience of migration policy in order to implement and refine the legislation of the Russian Federation in the field of migration.

Keywords and phrases: illegal migration, immigration amnesty, legalization, point system, the selection criterion, the mechanism of migration amnesty.

Нелегальная миграция - один из глобальных феноменов современной общественной жизни. Практически все регионы мира и многие государства вовлечены в миграционный процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран со смешанными потоками. Роли участников профильных для данной сферы отношений нормативно опре-делены[1, с. 513].

Однако, несмотря на рост масштабов нелегальной миграции и усиление обеспокоенности относительно ее последствий, достоверная информация об этих негативных процессах, необходимая для принятия своевременных решений органами государственного управления, не всегда доступна[2, с. 520].

В связи с этим актуальным представляется вопрос разработки механизма признания нелегальных мигрантов объектами миграционной амнистии [4, с. 263].

Под миграционной амнистией предлагаем понимать административную процедуру по легализации, то есть восстановлению административно-правового статуса мигранта на территории Российской Федерации, которая реализуется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в отношении нормативно-определенных категорий нелегальных мигрантов в целях обеспечения реализации отдельных направлений государственной политики в сфере миграции. Миграционную амнистию следует рассматривать как одно из средств реализации миграционной политики [6, с. 215].

В целях эффективного применения механизма миграционной амнистии необходимо выработать четкие критерии определения объектов миграционной амнистии, среди которых выделяются юридические, социальные, экономические, медицинские и другие группы.

Одним из направлений в рамках реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [7, с. 7] является создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство. Полагаем возможным применить аналогичную балльную систему отбора мигрантов для предоставления им права на миграционную амнистию при соответствии нормативно определенным дифференцированным критериям.

В рассматриваемом контексте балльная система - это форма отбора, согласно которой мигранту может быть предоставлена миграционная амнистия на территории Российской Федерации с целью временного проживания и занятости в зависимости от набранных им условных единиц (баллов), отражающих степень соответствия определенных качеств потенциальных мигрантов ожидаемым государством и обществом определенным юридическим, социальным, экономическим, медицинским критериям.

В итоге право на миграционную амнистию получают те, кто наберет достаточное количество условных единиц (баллов). Перечень проверяемых характеристик и критерии их оценивания должны устанавливаться уполномоченными органами государственной власти.

При этом материальные административно-правовые нормы миграционной амнистии, по нашему мнению, уместно устанавливать на уровне федерального законодательства и постановлений Правительства Российской Федерации, а процессуальную часть, определяющую порядок реализации предлагаемого механизма признания нелегальных мигрантов объектами миграционной амнистии, следует закрепить в нормативных правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации [3, с. 64]. Такое

распределение профильных источников права позволит механизму сохранить свою гибкость в случае возникновения необходимости оперативного изменения качественного или количественного набора критериев оценки мигрантов [5, с. 53].

Заметим, что похожая система востребована во многих странах, например, Японии, Австралии, Канаде, Дании, Великобритании и других.

Для наглядности обратимся к опыту Дании и рассмотрим уже апробированную систему отбора. Критерии оцениваются по балльной шкале. По каждому критерию претенденту присваиваются определенные баллы, чтобы его заявление было рассмотрено - он должен набрать минимальный проходной балл. Ключевыми областями для начисления баллов являются:

- возраст: до 34 лет - 15 баллов; 3540 - 10 баллов;

- образование: заявитель должен иметь квалификацию, эквивалентную датской степени бакалавра (30 баллов), магистра (60 баллов) или кандидата наук (80 баллов);

- бонус за образование в ведущем университете в соответствии мировым рейтингом THES-QS World Ranking: топ 100 (15 баллов), топ 200 (10 баллов) и топ 400 (5 баллов);

- бонус за образование по специальности из иммиграционного списка Positive List - 10 баллов;

- опыт работы за последние 5 лет: 1-2 года (10 баллов), 3-5 лет (5 баллов);

- языковые навыки: максимум 40 баллов. Баллы начисляются за уровень по языковому экзамену на знание датского, шведского или норвежского языков. Получить баллы можно только за один из скандинавских языков. Уровни не датских языков должны быть эквиваленты четырем датским уровням (PraveiDansk 1, ProveiDansk 2 и т. д.), эти соответствия определяют специалисты. Должны быть предоставлены документальные доказа-

тельства о пройденном языке;

- адаптивность: в этой категории максимум 15 баллов. Баллы начисляются тем кандидатам, которые либо учились, либо работали в стране, входящей в Европейский Союз/Европейскую экономическую зону. Однако баллы могут быть заявлены либо за опыт работы, либо за образовательную квалификацию.

Следует подчеркнуть, что балльная система должна обладать свойством гибкости и иметь способность изменяться согласно потребностям и целям государства, а «проходной балл» должен варьироваться в зависимости от количественных параметров миграционной амнистии.

Считаем целесообразным определить следующие критерии начисления баллов, необходимые для подачи заявления мигрантом на получение миграционной амнистии в Российской Федерации. За основу можно взять проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2015 года [8, с. 2]. Отметим, что в нашем случае отсутствует максимальный балл, так как это не экзамен, а заявление, которое заполняет нелегальный мигрант. Для того чтобы оно было рассмотрено, потенциальному амнистируемому необходимо набрать минимальное количество баллов - 55.

Детально рассмотрим критерии и баллы за каждый из них:

1. Возраст:

- до 25 лет - 5 баллов;

- от 25 до 29 лет - 15 баллов;

- от 30 до 34 лет - 10 баллов;

- от 35 до 39 лет - 8 баллов;

- от 40 до 44 лет - 7 баллов;

- от 45 до 49 лет - 5 баллов.

Такое распределение баллов представляется нам оптимальным, так как согласно официальным эмпирическим данным, опубликованным в 2020 году Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат) [9, с. 19], с 2011 года численность рабочей силы преобладает в возрастной группе от 25 до 29

лет. На втором месте трудоспособные от 30-34 лет и так далее соответственно.

Наличие максимального количества баллов для возрастной категории от 25 до 29 лет обусловлено в том числе возможностью потенциального демографического прироста населения России, так как с большой степенью вероятности указанные лица будут претендовать на получение российского гражданства.

2. Образование:

- ниже основного общего образования - 0 баллов;

- среднее общее образование - 10 баллов;

- среднее профессиональное или высшее образование (бакалавриат) - 15 баллов;

- высшее образование - специалитет/ магистратура - 20 баллов;

- наличие ученой степени (кандидат/ доктор) - 25 баллов.

3. Подтверждение о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:

- документом, подтверждающим владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации - 20 баллов;

- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года -20 баллов;

- документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года - 20 баллов.

Такие меры считаем целесообразными так же, как и при обращении мигранта за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, согласно

положениям статьи 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [10, с. 15].

4. Стаж работы по специальности в Российской Федерации:

- отсутствует - 0 баллов;

- менее трех лет - 5 баллов;

- от 3 до 5 лет - 10 баллов;

- свыше 5 лет - 15 баллов.

5. Среднее профессиональное или высшее образование, полученное в России (в том числе продолжающееся):

- да - 5 баллов;

- нет - 0 баллов.

6. Медицинское обеспечение:

- договор или полис добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с российским законодательством - 5 баллов;

- документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией, ВИЧ-инфекции, а также инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих - 10 баллов.

Аналогичные требования предъявляются к иностранным гражданам, которые претендуют на получение патента в Российской Федерации.

7. Наличие близких родственников -граждан Российской Федерации (супруг, супруга, родители, дети, супруг (супруга) детей, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки):

- да - 5 баллов;

- нет - 0 баллов.

8. Наличие на территории Российской Федерации жилья в собственности:

- да - 10 баллов;

- нет - 0 баллов.

9. Наличие фактов привлечения к уголовной или административной ответственности:

- нахождение в состоянии административной наказуемости, за исключени-

ем правонарушений, предусмотренных отдельными статьями главы 18 КоАП РФ - (-15) баллов;

- наличие погашенной судимости -(-20) баллов;

- наличие непогашенной судимости -(-50) баллов.

Обратим особое внимание на количество баллов, которые, в отличие от других категорий, являются отрицательными. На наш взгляд, такой подход при отборе потенциальных амнистируемых поможет стимулировать иностранных граждан не совершать административные правонарушения и преступления, и тем самым мы сможем добиться наиболее качественного отбора достойных кандидатов.

10. Материальное обеспечение:

- наличие денежных средств, обеспечивающих проживание в течении одного года на момент подачи заявления, - 20 баллов;

- наличие денежных средств, обеспечивающих проживание в течении шести

месяцев на момент подачи заявления, -10 баллов.

Подтверждением материального состояния мигранта могут быть справки из банков о состоянии счетов, а также декларация по налогу на прибыль.

В заключение отметим, что в качестве преимуществ балльной системы отбора потенциальных амнистируемых следует рассматривать её прозрачность, объективность, эффективность и гибкость, под которой мы понимаем возможность оперативного изменения содержания критериев в целях реализации экономической и миграционной политики, направленной на увеличение объема и качества человеческого капитала в стране.

Кроме того, цифровизация этого процесса позволит сэкономить финансовые и трудовые ресурсы, избежать лишних издержек и упростит процесс подачи заявления в электронном виде. Однако эта позиция требует научного осмысления и детальной проработки в рамках отдельного исследования.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Административное право: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Зубач [и др.]; под общей редакцией А. В. Зубача. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 513 с.

2. Административное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. В. Зубач [и др.]; под общей редакцией А. В. Зубача. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 520 с.

3. Административный процесс. Волкова В.В., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д., Хахалева Е.В., Зырянов С.М., Петрушкина А.В., Маркина Э.В., Василенко Г.Н., Хадисов Г.Х., Шурухнова Д.Н., Бондарь И.В., Бондарь Е.О., Агафонов С.И., Поникаров В.А., Павлова Л.В., Сенатова Е.В. // Москва, 2020. (5-е издание, переработанное и дополненное) 64 с.

4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. 800 с.

5. Василенко Г. Н. К вопросу о влиянии «миграционной амнистии» на состояние административной деликтности. // В сборнике: Правовые и организационные проблемы обеспечения миграционных процессов. Международная научно-практическая конференция. 2020. С. 53.

6. Прудникова Т. А. Опыт зарубежных стран по регулированию миграционных процессов // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 215.

7. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -2025 годы :Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 15.01.2021).

8. О балльной системе отбора иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации :проект постановления

141

Правительства Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=39144 (дата обращения: 15.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Статистический сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России» 2020 // [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2EfrJGVJ/Rab_sila_2020.pdf (дата обращения: 30.01.2021).

10. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 30.01.2021).

© Лобанова И. К.

УДК 342.924.03-49.5(470)

А. Н. ФРОЛОВ, доцент кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, (г. Ворсма)

A. N. FROLOV, Associate Professor of the Department of Professional Activity of Employees of Public Order Protection Units of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (G. Vorsma)

Р. Н. САМОЙЛЮК, начальник международного межведомственного центра по подготовке и переподготовке специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук (г. Домодедово)

R. N. SAMOYLYUK, Candidate of Law, Head of the International Interdepartmental Center for Training and Retraining of Specialists in Combating Terrorism and Extremism of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Domodedovo)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

CURRENT ISSUES OF ADMINISTRATIVE COERCION IN THE MECHANISM

OF ENSURING NATIONAL SECURITY

Аннотация. При решении исследовательских задач по изучению административного принуждения в механизме обеспечения национальной безопасности необходимо должное методологическое обеспечение. Методология направлена на совершенствование познавательного процесса, что дает возможности и создает условия, позволяющие правильно сформировать предмет

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.