Научная статья на тему 'Миграционная амнистия как мера противодействия незаконной миграции в Российской Федерации'

Миграционная амнистия как мера противодействия незаконной миграции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
930
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЕ МИГРАНТЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ АМНИСТИЯ / ILLEGAL MIGRANTS / LEGALIZATION / MIGRATION AMNESTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смашникова Татьяна Борисовна

Рассматривается возможность легализации незаконных мигрантов в Российской Федерации путем проведения миграционной амнистии. Предлагаются основные направления разработки административно-правового регламента проведения миграционной амнистии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION AMNESTY AS THE MEASURE OF THE COUNTERACTION OF THE ILLEGAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

It is considered to legalize illegal migrants in The Russian Federation by means of migration amnesty. Main directions of the development of the administrative order of realization of the migration amnesty are offered.

Текст научной работы на тему «Миграционная амнистия как мера противодействия незаконной миграции в Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 17 (308).

Право. Вып. 37. С. 37-40.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Т. Б. Смашникова

МИГРАЦИОННАЯ АМНИСТИЯ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается возможность легализации незаконных мигрантов в Российской Федерации путем проведения миграционной амнистии. Предлагаются основные направления разработки административно-правового регламента проведения миграционной амнистии.

Ключевые слова: незаконные мигранты, легализация, миграционная амнистия.

Государственная миграционная политика РФ предполагает эффективное управление миграционными процессами для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны. Для государств, принимающих значительное количество мигрантов, к которым относится Россия, сохраняют актуальность проблемы борьбы с незаконной миграцией, незаконной занятостью, нарушениями национального миграционного законодательства. Для эффективного противодействия этим явлениям разрабатываются и применяются разнообразные государственные меры: совершенствование средств пограничного контроля и миграционного учета мигрантов, контроль за соблюдением миграционных режимов пребывания и проживания, административное принуждение в случае нарушения норм миграционного законодательства.

Особое место в ряду таких мер могла бы занимать специальная программа легализации в виде миграционной амнистии иностранных граждан, незаконно находящихся в РФ, предоставляющая возможность указанным лицам получить легальный статус без применения к ним жестких санкций за совершенные нарушения миграционного законодательства.

По общему правилу, институт легализации мигрантов представляет собой совокупность административно-правовых норм, обеспечивающих реализацию иностранным гражданином права выступать в правоотношениях под юрисдикцией РФ в качестве иностранного физического лица. Таким образом, легализованный мигрант — это иностранный гражданин (или лицо без гражданства), пребывающий или проживающий на территории РФ на законных основаниях, соблюдающий процедуры, установленные миграционными правилами РФ, и в соответствии с этим наделенный законными правами высту-

пать стороной в правоотношениях под юрисдикцией РФ в статусе иностранного гражданина. При отсутствии признания за иностранным гражданином права участвовать в правоотношениях под юрисдикцией РФ он оказывается в административно-правовом статусе незаконного мигранта, или мигранта, незаконно пребывающего на территории РФ1.

Сложившаяся в России миграционная ситуация, являясь следствием сложной социально-экономической и политической обстановки в соседних государствах, характеризуется динамичностью и рядом негативных моментов как с соблюдением порядка пересечения государственной границы РФ, так и с несовершенством правового регулирования пребывания и трудоустройства на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства или мигрантов.

В России не существует достоверных оценок масштабов незаконной миграции. В 2010 г. некоторые эксперты утверждали, что численность незаконных иммигрантов превышала

5 млн человек2. Первый заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ М. Тюркин тогда же указывал, что количество незаконных мигрантов в России — от 3 до 3,5 млн человек3. «Объемы нелегальной миграции в РФ составляют от 3 до 5 миллионов человек»,— сообщила на пресс-конференции 15 октября 2012 г. заместитель руководителя ФМС РФ Е. Егорова4. Ранее глава ФМС РФ К. Ромодановский выступил с предложением запретить нарушителям миграционного законодательства въезд в Россию на три года, поясняя, что такие меры могут быть применены к тем, кто нарушает сроки пребывания на территории РФ и не представляет оправдательных документов.

Мигранты, не имеющие возможности получить разрешение на работу, временное проживание

или постоянное жительство из-за отсутствия необходимых документов или неисполненных миграционных формальностей, вынуждены скрывать свое положение и пополняют ряды незаконных мигрантов.

В узком смысле термин «легализация» означает переход на легальное положение5. В широком смысле легализация — это разновидность иммиграционной политики, называемая также гражданской или миграционной амнистией, которая означает предоставление государством права на жительство лицу с иностранным гражданством или без гражданства, незаконно проживающему на его территории. Ключевой элемент этого определения заключается в том факте, что право жительства предоставляется, когда иностранец уже незаконно находится на территории данного государства, и именно это характеризует фактическую ситуацию, которая должна быть легализована6. В большинстве государств незаконными мигрантами (также называемыми недокументированными, незарегистрированными или нелегальными) считаются лица, въехавшие в страну легально, но позже утратившие законный статус (студенты, временные рабочие, лица, которым отказано в убежище, туристы), или лица, попавшие в страну нелегально, путем тайного пересечения границы или с помощью поддельных документов. В любом случае незаконные мигранты не имеют юридического права проживать в том государстве, куда они приехали.

России необходимо решить две ключевые задачи: максимально сократить незаконный сектор миграции (возможно, путем проведения процедур депортации нежелательных мигрантов из РФ и легализации части трудовых мигрантов) и сформировать систему избирательной иммиграции, благоприятствующей определенным миграционным потокам (иностранцам — выпускникам российских вузов, квалифицированным специалистам, молодым семьям, выходцам из государств бывшего СССР, преимущественно европейской части), необходимым РФ для решения экономических и демографических проблем.

Законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ установлено, что законно находящимся в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства считается лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное прожива-

ние, либо визу и/или миграционную карту, либо иные предусмотренные международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России7.

По существующим правовым правилам пребывания и проживания на территории РФ самостоятельное изменение иностранным гражданином своего правового статуса или незаконное его установление является нарушением миграционного законодательства и грозит применением мер административного воздействия вплоть до выдворения иммигранта из страны согласно ст. 18.8, 18.10, 18.11 и 18.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП)8. Количество подобных нарушений велико, что не в последнюю очередь обусловлено наличием в РФ большого количества незаконных мигрантов. Однако уменьшить число таких нарушений только с помощью мер административного принуждения крайне сложно. Положительных тенденций в этом направлении можно было бы достичь, применяя наряду с мерами административной ответственности легализацию части иностранных граждан, которые противоправно самостоятельно изменили свой иммиграционный статус.

В России миграционная амнистия не объявлялась, однако эта процедура является эффективным способом, применяемым зарубежными государствами, который приводит к многократному и быстрому сокращению количества незаконных мигрантов на территории принимающего государства.

Автором предлагаются следующие условия проведения возможной миграционной амнистии в РФ:

1. Мигранты, претендующие на получение законного статуса, не должны иметь существенных проблем с российским законодательством: быть судимыми или находиться под следствием, иметь серьезные административные правонарушения. При этом не должно рассматриваться в качестве правонарушения нарушение правил регистрации по месту пребывания.

2. Определение: а) продолжительности времени, в течение которого амнистируемое лицо должно находиться на территории страны (пребывать в РФ); б) непосредственного срока (временного периода) проведения амнистии.

3. Возможность применения различных льгот при проведении миграционной амнистии: в за-

висимости от категории мигрантов (преимущество — молодым людям с российским профессиональным образованием или перспективными квалификациями, знанием русского языка, близким к российскому менталитетом), ценза оседлости, страны прибытия и т. д.

4. Определение возможности не только приобретения законного статуса пребывания (проживания) мигранта в РФ, но и возможности получения мигрантом гражданства РФ.

Программа амнистии могла бы быть направлена как на бывших граждан СССР, считающих себя русскими, которые после распада Союза не смогли получить гражданство РФ и имеют гражданство других государств СНГ или статус лиц без гражданства, так и на граждан из дальнего зарубежья, которые проживают в России по 15-20 лет9.

Для проведения процедуры легализации незаконных мигрантов в виде миграционной амнистии автор предлагает разработать административно-правовой регламент, предусматривающий:

1) определение реального (фактического) положения каждого отдельного незаконного мигранта;

2) уточнение и классификацию совершенных мигрантом правонарушений в сфере миграционного законодательства;

3) определение дифференцированных размеров штрафов как вида административного наказания по конкретным фактам совершенных правонарушений;

4) процедуру получения мигрантом законного статуса пребывания, проживания, гражданства РФ.

Для законодательного закрепления процедуры легализации в виде миграционной амнистии необходимо четко определить:

- категории незаконных мигрантов, на которых амнистия может быть распространена;

- конкретные перечни и виды правонарушений миграционного законодательства, понеся административную ответственность за которые мигрант может быть амнистирован (меры ответственности должны соотноситься с фактором вины (умысел или небрежность) мигранта, совершившего или совершающего правонарушение, при этом должны учитываться совокупность совершенных правонарушений, их повторность и систематичность). Одновременно

необходимо предусмотреть невозможность легализации путем миграционной амнистии мигрантов, въезд которым или пребывание которых на территории РФ были ограничены или запрещены.

После проведения процедуры миграционной амнистии иммиграцию в РФ предлагается ограничить как по общим основаниям (судимость, опасные болезни, участие в экстремистских организациях, участие в шпионской деятельности против РФ и т. п.), так и по основаниям, которые могут изменяться в зависимости от социальноэкономического и политического положения, сложившегося на территории РФ в определенный момент времени.

Миграционное законодательство, совершенствуясь, должно предусматривать: а) принципы квотирования въезда иммигрантов из определенных стран (например, упрощение въезда и получения законного статуса мигрантами из Беларуси, Украины, Прибалтики и усложнение въезда мигрантам из других стран); б) принципы, связанные с перспективами культурной адаптации иммигрантов (ограничение въезда в РФ лиц, плохо владеющих русским языком, введение теста по русскому языку не только для принимающих гражданство РФ); в) принципы зонирования территории РФ для преимущественного приема трудовых мигрантов (ограничение места жительства определенными территориальными зонами с сохранением свободы перемещения в рамках этих зон); г) принципы профессиональной специализации мигрантов10.

Российская Федерация должна быть максимально привлекательной для мигрантов, присутствие которых на территории государства полезно и необходимо (молодые перспективные образованные люди, занимающиеся научной деятельностью) или желательно для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.

Примечания

1 Соболев, И. Легализация иностранных граждан в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.

2Джуда, Б. Россия иммигрантская: демографический кризис или этнический? // Рос. газ.— Федер. вып. 2010. № 5326 (247). 1 нояб.

3 Смольякова, Т. Входной билет для нелегала // Рос. газ. 2011. 14 янв.

4 ФМС оценила число нелегальных мигрантов в России в 3-5 млн человек [Электронный ресурс] // РИА — Новости : сайт. URL: http://ria.ru/ society/20121015/902613691.html#ixzz2Kg86uWGn

5 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 2001.

6 Специальные программы легализации иммигрантов: мировой опыт : сб. ст. / под ред. Г. Витковской, А. Рубцовой; Междунар. орг. по миграции: Бюро МОМ в России; Бюро по демократ. ин-там и правам человека ОБСЕ. М. : Пилот, 2006.

7 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : правовой сайт.

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=LAW;n=148582

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По состоянию на 10 октября 2010 г. : комментарий последних изменений. М. : Юрайт, 2010. С. 220.

9 Голик, Ю. В. Основные направления противодействия нелегальной миграции в Российской Федерации на современном этапе / Ю. В. Голик, Т. Н. Балашова, З. В. Балашов и др. // О-во и право : науч.-практ. журн. (Краснодар). 2008. № 1 (19). С. 18.

10 Савельев, А. Н. Современная миграция: власть, законодательство, политика // Рус. мир. 2003. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.