ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ
OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD PEDAGOGICS
Научная статья © Залялиева Д.Р., 2024
УДК 37
ВОЗМОЖНОСТИ КРЕАТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШЕСТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА
Диляра Рустамовна Залялиева
Школа креативного мышления «Aurora Gymnasium» 22909502@gmsil.com
Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей креативной педагогики и определению ее роли в образовательном процессе для формирования квалифицированных специалистов, готовых к работе в эпоху быстрых технологических изменений. В статье исследованы особенности шестого технологического уклада, определены ключевые навыки востребованного специалиста будущего. Обоснованы перспективы внедрения креативной педагогики в обучение школьников, принципы и методы креативной педагогики, способствующие развитию креативности и инновационного мышления школьников. Проанализированы результаты опроса среди старшеклассников о профессиях будущего частной школы г. Казани «Aurora Gymnasium».
Ключевые слова: креативная педагогика, школа креативного мышления, профессии шестого технологического уклада, навыки специалиста будущего
Для цитирования: Залялиева Д.Р. Возможности креативной педагогики в обучении будущих специалистов шестого технологического уклада // Современная наука. 2024. № 2. С. 62-68.
Original article
POSSIBILITIES OF CREATIVE PEDAGOGY IN TRAINING FUTURE SPECIALISTS OF THE SIXTH TECHNOLOGICAL ORDER
Dilyara R. Zalyalieva
School of creative thinking «Aurora Gymnasium» 2909502@gmsil.com
Abstract. The article is devoted to the study of the possibilities of creative pedagogy: technologies, content, forms and methods of creative teaching in educational schools. The article shows that private schools actively promote the ideas of implementing education in a broad sense; the educational process is aimed at the creative and creative development of the individual, and not just at teaching children school disciplines. The role of creative pedagogy in training specialists of the future - specialists of the sixth technological order is shown. The professions of the future-sixth technological order are considered, and the key skills of a sought-after specialist of the future are identified. The results of a survey among high school students about the future professions of the Kazan private school «Aurora Gymnasium» were analyzed.
Keywords: creative pedagogy, school of creative thinking, professions of the sixth technological order, skills of a specialist of the future
For citation: Zalyalieva D.R. Possibilities of creative pedagogy in training future specialists of the sixth technological order // Modern Science. 2024. № 2. P. 62-68.
Необходимость опережающего развития науки и динамичная реализация её достижений объясняется тем, что многие стороны нашей жизни сегодня связаны с развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей и проникновением новых технологий и инноваций во все секторы экономики и социальной сферы.
Современный мир находится на пороге новой эры технологического развития, которая зачастую характеризуется термином «шестой технологический уклад».
Этот уклад предполагает совокупность инноваций и принципиально новых подходов в организации производства и социального устройства, базирующихся на передовых достижениях в таких сферах, как искусственный интеллект, кибер-физические системы, биотехнологии, возобновляемая энергетика, квантовые технологии и пр. Искусственный интеллект развивается настолько
стремительно, что становится ясно, что роботы и машины будут вытеснять человеческий труд.
Шестой технологический уклад, также известный как «новая технологическая революция», основывается на синергии между информационными технологиями, бионикой, новыми материалами и энергетическими системами.
Шестой технологический уклад (от 20302040 гг. до 2080-2090 гг.), как предполагается, будет доминировать в ряде стран мира в течение 5060 лет. Ядро этого уклада составят биотехнологии, космическая техника, тонкая химия. Его характерной чертой является интеграция технологических процессов, что приводит к возникновению инновационных и комплексных решений в различных сферах человеческой деятельности. [4]
Искусственный интеллект и машинное обучение проникают во все аспекты жизни, оснащая системы способностью принимать решения, анализировать большие объемы данных и оптимизировать
процессы без непосредственного человеческого вмешательства. Они открывают новые возможности в таких областях, как логистика, медицина, финансы и производство [1, 2]. Робототехника, включая автономные роботы и дроны, изменяет промышленность и услуги, повышая производительность и открывая новые перспективы для автоматизации задач [15].
Особо актуальной является проблема востребованности высококвалифицированных специалистов шестого технологического уклада, а также необходимости внедрения в образовательный процесс деятельностного и практикоориентированного подходов, позволяющих сформировать необходимые компетенции кадров.
Современные психологические исследования подчеркивают важность внутренней мотивации, самостоятельности в обучении и принятии ошибок как естественного элемента учебного процесса.
Педагоги играют ключевую роль в создании условий, при которых креативность процветает. Это требует от учителей способности видеть и поддерживать уникальные способности каждого ученика, а также готовности к инновациям в собственной практике [6, 7].
Малоизученными остаются вопросы виртуализации образовательного процесса, связанные с проблемами индивидуально-личностного восприятия, фальсификацией знаниевой компоненты, адекватной передачей идеологических и культурных смыслов и т.д.
Как отмечено в итоговом документе международного семинара «Образовательный стандарт и качество образования», «современное образование является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества и поэтому оказывается в самом центре проблем, связанных с развитием личности и общества. Отсюда и задача образования - дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов».
В будущем у профессионалов появятся специфические наборы навыков, которые еще часто называют «навыками XXI века». Они позволят специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность [8].
В контексте профессий будущего и соответствующих компетенций специалисты шестого технологического уклада должны обладать глубокими техническими знаниями в определенной области, а также навыками работы с большими данными, системным мышлением и интердисциплинарными компетенциями. Необходимыми качествами являются способность к критическому мышлению, творческий подход к решению проблем, адаптируемость к переменам, умение работать в команде и готовность к непрерывному обучению [14].
Новые профессии появятся во всех сферах человеческой жизни (табл. 1)
Таблица 1
Профессии будущего
№ Профессиональная область Профессии будущего
1. Маркетинг Форсайтеры отслеживают появление новых тенденций в разных отраслях экономики, науке, общественной жизни, политике и культуре и анализируют влияние этих тенденций на клиентские потребности. Часто форсайтеров называют трендвотчерами (trend watcher -человек, наблюдающий за тенденциями). Цифровые маркетологи продвигают продукты и услуги компаний с помощью цифровых каналов взаимодействия с аудиторией. Специалисты этого профиля консультируют компании и предпринимателей по вопросам, связанным с развитием бизнеса в интернет-среде. Повсеместная цифровизации всех сфер жизни сделала технологические инновации неотъемлемой частью электронного бизнеса. Если компания что-то продает или оказывает услуги, значит у нее есть сайт и бизнес-процессы, связанные с интернет-продажами. Нейромаркетологи помогают продавцам понять, как усовершенствовать маркетинговую коммуникацию, чтобы увеличить продажи, а производителям - какие качества нужно изменить в товаре, чтобы он стал популярным.
2. Дизайн Дизайнеры эмоционального опыта управляют воздействием продукта или сервиса на органы чувств человека, чтобы в процессе взаимодействия у пользователя возникали необходимые ощущения и эмоции. Дизайнеры нейронных интерфейсов разрабатывают системы связи, предназначенные для считывания мозговой активности человека и обмена информацией между мозгом и внешними устройствами (компьютерами, нейропротезами, нейрошлемами виртуальной реальности, бытовыми устройствами). Продуктовые дизайнеры разрабатывают концепцию и ключевые характеристики продукта так, чтобы он максимально эффективно решал проблемы пользователей и бизнеса. Специалисты этого профиля занимаются стратегическим проектированием всего жизненного цикла продукта.
3. Финансы Аналитики выручки находят и используют решения, которые заставляют финансовый механизм компании работать эффективнее, обеспечивают системный подход к целевому увеличению дохода за счет целостного процесса планирования продаж. Финтех-эмбеддеры интегрируют принципиально новые финансовые продукты и технологии в основные производственные и коммерческие процессы компании. Они совершают технологический «дизрапт» (дизрапт - подрывные инновации, способные изменить ситуацию таким образом, что старые технологии выходят из конкурентной гонки) в клиентском опыте и принятии решений потребителей и поставщиков финансовых услуг. Архитекторы интегрированной отчетности создают пространство коммуникации для распространения информации о результатах деятельности и потенциале развития компании для различных заинтересованных сторон.
Биоэкономисты осуществляют разработку и внедрение экономических моделей и решений по применению биотехнологий в различных отраслях, включая сельское хозяйство, медицину и промышленность, развивая тем самым экономику и способствуя повышению качества жизни людей. Нейрореабилитологи занимаются реабилитацией людей с психическими расстройствами и черепно-мозговыми травмами. Они помогают найти и натренировать здоровые нейроны, которые приходят на замену погибшим в результате травм и заболеваний головного мозга. Биоинформатики анализируют экспериментальные медико-биологические данные, разрабатывают и применяют на практике вычислительные методы для решения различных задач. Например, таких как генетическая диагностика заболеваний, предсказание функции генов и зашифрованных в них белков, конструирование лекарственных препаратов, построение моделей происхождения видов.
4. Здоровье
5. Информационные технологии Инженеры-робототехники создают и развивают робототехнические системы, которые используют в медицине, промышленности, научных исследованиях, образовании, военных технологиях, быту, маркетинге и развлечениях. Архитекторы мультиоблачных решений разрабатывают и внедряют облачную инфраструктуру и вычислительную стратегию компании. Инженеры виртуальной реальности (Ув) и/или дополненной (Лв) реальности занимаются разработкой технического оборудования и программного обеспечения для транслирования виртуального мира.
Актуальным становится вопрос о том, как должно меняться образование, чтобы соответствовать этим требованиям, а также какие образовательные стратегии и педагогические подходы должны быть внедрены для подготовки молодежи к грядущим технологическим вызовам.
В условиях столь динамичных трансформаций ключевую роль начинает играть образование, способное не только передать учащимся существующие знания, но и развить их способность творчески мыслить и решать нестандартные задачи [6, 9].
На первый план выходит креативная педагогика, технологии креативного мышления, ведь именно креативность, умение мыслить нешаблонно, принимать нестандартные решения, быть гибким в постоянно меняющемся мире - это и есть важнейший навык для будущего, в обучении специалистов будущего - специалистов шестого технологического уклада.
Креативная педагогика, акцентирующая внимание на развитии оригинального мышления, готовности к экспериментам и способности генерировать новые идеи, становится необходимым инструментом подготовки будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности в условиях шестого технологического уклада [4, 10].
Адаптация педагогических систем к требованиям шестого технологического уклада представляется одним из приоритетных направлений развития современного образования. Основными требованиями к образованию в этих условиях являются умение учащихся быстро адаптироваться к изменениям, развитие творческих и аналитических навыков, умение работать в мультидисциплинарных командах и глубокое понимание принципов, лежащих в основе новейших технологий.
Эффективная подготовка школьников и будущих специалистов, способных работать в рамках шестого технологического уклада, требует от педагогики переосмысления традиционных подходов к обучению и внедрения новых стратегий.
1. Проектно-ориентированное обучение.
Проектно-ориентированное обучение представляет собой методику, ставящую акцент на решении реальных задач и проблем через разработку и реализацию проектов. Этот подход стимулирует у учащихся развитие критического мышления, уме-
ние работать в команде и применять теоретические знания на практике.
2. Интердисциплинарный подход.
Интеграция различных дисциплин облегчает
понимание сложных систем и технологических процессов, характерных для шестого технологического уклада. Учащимся предоставляется возможность увидеть взаимосвязи между отдельными науками и развить способность к системному анализу.
3. Обучение навыкам XXI века.
Акцент на социокультурных навыках (коммуникация, сотрудничество, эмоциональный интеллект), навыках критического мышления, креативности, умении решать сложные задачи и цифровой грамотности является критически важным. Обучение должно быть направлено на формирование гибкости мышления и способности эффективно адаптироваться к новым условиям и технологиям.
4. Непрерывное образование и самообучение.
Важность приобретения навыков самообучения
и саморефлексии в рамках пожизненного образования. Образовательные институты должны помогать учащимся формировать индивидуальные траектории обучения и поддерживать мотивацию к постоянному обновлению и расширению своих знаний и компетенций.
5. Учебная среда, ориентированная на инновации.
Создание среды, которая нацелена на инновации и мотивирует учащихся работать над собственными идеями и проектами, способствует формированию предпринимательских навыков и желания принимать участие в научно-исследовательской работе.
Эти стратегии и подходы требуют инвестиций в образовательную среду, подготовку педагогов, разработку учебных программ и оценочных систем, которые могли бы лучше соответствовать задачам современного образования и потребностям общества и экономики, находящимся на пороге шестого технологического уклада.
Креативная педагогика представляет собой современный образовательный подход, направленный на развитие креативности и инновационного мышления у учащихся.
В контексте образования креативность можно определить как способность человека генерировать новые идеи или концепции или находить новые ас-
социации между уже известными идеями и понятиями [11, 12].
Психологические и педагогические аспекты креативности включают понимание того, что креативность - это не только природный талант, но и навык, который можно развивать и улучшать [13]. Эта способность критически важна для успеха в быстро меняющемся мире, где одним из ключевых ресурсов становится инновационность.
Авторами предлагаются примеры креативных технологий и методик школы креативного мышления «Aurora Gymnasium» (Республика Татарстан, г. Казань), которые внедряются в школе более трех лет:
1. Дизайн-мышление (design thinking). Этот процесс включает этапы эмпатии, определения проблемы, идеации, прототипирования и тестирования. Дизайн-мышление можно применять к решению как школьных задач, так и сложных социальных проблем.
2. Творческие задания и проекты. Предоставление возможности учащимся разработать собственные проекты или изучить темы на основе собственных интересов может значительно увеличить их мотивацию и креативность.
3. Ролевые игры и симуляции. Имитация реальных ситуаций или исторических событий позволяет учащимся более глубоко понять контент и развить эмпатию, а также коммуникативные навыки.
4. Использование цифровых технологий. Интеграция мультимедиа, компьютерных игр и социальных сетей в учебный процесс может обогатить обучение и сделать его более интерактивным и динамичным.
Реализация идей креативной педагогики в школе креативного мышления «Aurora Gymnasium» - это не только применение новых методов обучения, но и создание культуры, в которой вознаграждается
инициативность, инновационность и непрерывное обучение.
Это может потребовать времени и усилий, но возможные выгоды для учащихся (критическое мышление, способность к инновациям и личностное развитие) делают эти усилия оправданными. Креативная педагогика становится все более популярной в школах по всему миру, поскольку образовательные учреждения стремятся подготовить учащихся к жизни и работе в 21 веке.
Отмечаем, что школы, применяющие проек-тно-ориентированное обучение (PBL), демонстрируют высокую вовлеченность учащихся и улучшение показателей творческого мышления, а учебные заведения, создающие инновационные творческие пространства (например, мейкерспейсы), способствуют развитию практических навыков и предпринимательской инициативы.
Сообщество профессиональных педагогов школы креативного мышления «Aurora Gymnasium» предлагает в своей практике всем педагогам применять авторские успешные кейсы.
Поскольку основным девизом школы является «развитие талантов, креативности и творческих способностей детей, способных создавать лучшие проекты в России!», данные кейсы являются успешными примерами реализации идей креативной педагогики школой «Aurora Gymnasium» благодаря целостному подходу к обновлению педагогами учебных программ и методик обучения [3].
Разработанные педагогами гимназии кейсы способствуют формированию у учащихся навыков, необходимых для успешной адаптации к динамично меняющемуся миру, стимулируют их творческий, интеллектуальный и личностный рост, а также готовят к активному и осознанному участию в общественной жизни.
Авторские кейсы от педагогов школы креативного мышления «Aurora Gymnasium»
Таблица 2
№
Подходы и принципы обучения
Характеристика
Примеры методов и кейсов
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению
Разработанные педагогами гимназии кейсы основываются на учете уникальных интересов, талантов и обучающих потребностей каждого учащегося, что позволяет максимально реализовать потенциал каждого школьника и поддержать его в поиске индивидуального образовательного пути
Адаптированные учебные планы, позволяющие учащимся изучать предметы в соответствии с их интересами и темпами обучения. Организация выборочных курсов для глубокого погружения в интересующие учащихся предметы.
Персонализированные задания и проекты, способствующие развитию индивидуальных талантов и способностей
Проблемно-ориентированное обучение
Подразумевает акцент на исследовании и решении реальных проблем, встречающихся в жизни, науке или обществе. Задача школьников - находить решения, опираясь на критическое мышление и доступные знания
Анализ реальных случаев из практики и нахождение путей решения. Тематические исследовательские проекты, направленные на изучение конкретных проблемных вопросов
Проектный метод
Это комплексный подход, при котором учащиеся планируют, разрабатывают и реализуют проекты, часто связанные с реальными вопросами и требующие комплексной работы
Междисциплинарные проекты, где нужно сочетать знания по различным предметам для достижения цели.
Командные проекты с распределением ролей, которые развивают навыки командной работы и лидерства
4. Игровые технологии и симуляции Игры и симуляционные упражнения помогают в увлекательной форме усваивать сложные концепции и навыки Эдукативные компьютерные игры, направленные на освоение конкретных учебных предметов. Ролевые игры, моделирующие различные социальные, экономические или политические процессы
5. Интердисциплинарный подход Обучение осуществляется на пересечении нескольких дисциплин, что позволяет ученикам видеть взаимосвязь между различными сферами знаний и развивать комплексный взгляд на проблематику Тематические модули, включающие элементы науки, технологий, инженерии, искусства и математики ^ТЕАМ-образование). Интегрированные уроки, на которых одна тема изучается через призму нескольких предметов одновременно
Предлагаем кейсы для педагогов, разработчиков образовательных программ для школы «Aurora Gymnasium», а также кейсы для политиков в области образования.
Кейсы для педагогов:
1. Активизировать использование креативных и инновационных техник обучения в классе.
2. Развивать свои навыки через непрерывное профессиональное образование и экспериментирование с новыми методами и подходами.
Кейсы для разработчиков образовательных программ:
1. Включать в учебные планы модули, развивающие креативное мышление и цифровую грамотность.
2. Стимулировать проектно-ориентированное обучение и практические задания, связанные с реальными задачами и проблемами.
Кейсы для политиков в области образования:
1. Обеспечивать финансовую и инфраструктурную поддержку школам и учителям для внедрения креативных методик.
2. Создавать стандарты и оценочные инструменты, которые поощряют инновации и креативность, а не ограничивают их.
Исследование роли и методов креативной педагогики в выборе профессий будущего учащихся школы креативного мышления «Aurora Gymnasium» позволило выявить значимость подготовки учащихся к текущим и будущим вызовам, особенно в свете перехода к шестому технологическому укладу.
Проведенный авторами опрос среди школьников о том, знают ли они профессии будущего и определились ли они с выбором профессии, показал, что все же большинство учеников знают о том, что такое «профессии будущего» (67%,) 30% - не знают, 3% - затруднились ответить. Однако в процессе опроса не все учащиеся смогли назвать эти профессии (рис. 1, 2).
Опрос школьников: «знаете ли вы профессии будущего?»
Опрос школьников: «определились ли вы с выбором профессии?»
Рисунок 1 - Опрос школьников: «знаете ли вы профессии будущего?»
Рисунок 2 - Опрос школьников: «определились ли вы с выбором профессии?»
Но мы отмечаем, что большинство школьников имеют относительно четкое представление о специалисте будущего: это человек, хорошо владеющий навыками сферы 1Т, с развитыми не только профессиональными, но и личностными качествами, которые позволяют ему легко адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
На вопрос о том, определились ли Вы с выбором профессии, 27 % опрошенных ответили «да», 27% - «нет», 46% находились в процессе выбора.
Таким образом, ученики понимают, что профессии будущего требуют от современных школьников гибких навыков, высокой адаптивности, уверенности в себе и смелости, умения выбирать и отвечать за свой выбор. Поэтому педагогический состав школы «Aurora Gymnasium» стремится развивать креативное мышление школьников, не только включая в школьную программу предметы, способствующие развитию этих качеств и навыков, но и перестраивая процесс обучения в соответствии
с требованиями нового времени, а именно технологий и методов креативного обучения.
Соответственно, идеи креативной педагогики активно развиваются в школе «Aurora Gymnasium» и нацелены на создание эффективной образовательной среды, способствующей развитию творческих, исследовательских и инновационных способностей учащихся.
Рассмотрим практические направления деятельности школы креативного мышления «Aurora Gymnasium»:
1. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Одним из способов реализации креативной педагогики является поощрение школьников к самостоятельным исследованиям и открытиям.
Примеры практик:
научные ярмарки и конкурсы, где учащиеся представляют свои исследовательские проекты;
организация школьных лабораторий, где школьники могут проводить эксперименты и практические исследования по привлекательным для них направлениям;
работа над долгосрочными проектами, которые требуют глубокой проработки исследовательской темы.
2. Организация креативного пространства для обучения. Создание в школе специально оборудованных зон, стимулирующих творческий подход и сотрудничество, является важным элементом креативной педагогики.
Примеры практик:
классы с гибкой расстановкой мебели, которые можно легко трансформировать для различных видов деятельности;
интерактивные доски и технологии для совместной работы над проектами;
мастерские и ателье для занятий искусством, робототехникой и другими креативными направлениями.
3. Инновационные образовательные проекты и программы. Школам необходимо разрабатывать образовательные программы, которые отвечали бы требованиям современного динамично меняющегося мира и стимулировали креативное мышление.
Примеры практик:
внедрение курсов по программированию, 3D-моделированию и другим цифровым навыкам;
развитие предпринимательских навыков через специальные курсы и клубы.
4. Партнерство со специалистами из отраслей шестого технологического уклада. Сотрудничество со специалистами из различных сфер может обогатить учебный процесс, предоставив учащимся возможность учиться у практиков и лучше понять требования и перспективы нового технологического уклада.
Примеры практик:
«тенирование» (job shadowing), когда ученики проводят время на рабочем месте специалиста, познавая особенности профессии на практике.
менторство и практические занятия со специалистами из бизнеса, науки, инженерии и искусства;
контакт с университетами и научными лабораториями, проекты совместно с учеными и студентами.
Таким образом, креативная педагогика оказывает глубокое влияние на формирование будущих профессионалов, способствуя развитию необходи-
мых им компетенций и навыков. Развивая способности к инновациям, критическому анализу и решению сложных проблем, школьники, обученные в духе креативной педагогики, будут лучше подготовлены к успешной карьере в любой отрасли.
Список источников
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Храпаль Л.Р. и др. Информационная безопасность современного профессионального образования: проблемы, угрозы, пути, решения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 55.
2. Абрамова С.В., Балицкая И.В., Бояров Е.Н. и др. Современные подходы к подготовке специалистов в поликультурном метаобразовательном пространстве. Южно-Сахалинск, 2020.
3. Залялиева Д.Р. Креативность педагога как фактор успешности формирования личности школьника 21 века // Modem science. 2024. № 5-2. С. 24-30.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р., Худакова Л.В. и др. Проектирование содержания инновационных учебных курсов на основе модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании // В мире научных открытий. 2014. № 5-1 (53). С. 415-424.
5. Пермяков А.Ф., Храпаль Л.Р. Идеи уникального научного проекта «Андроидная педагогика» в условиях развития робототехнического направления в научной и образовательной системах России // Высшее образование сегодня. 2016. № 10. С. 10-17.
6. Пермяков А.Ф., Храпаль Л.Р. Андроидная педагогика как инновационное направление современной педагогической науки // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 208-211.
7. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2011.
8. Храпаль Л.Р. Современные научные подходы к организации эффективного экологообразовательного процесса в системе непрерывного экологического образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 14. С. 334-338.
9. Хайбуллин Р.Р., Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р. и др. Стратегия создания интеллектуально-мотиваци-онной образовательной среды в общеобразовательном учреждении // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 1. С. 358-362.
10. Храпаль Л.Р., Наумова Э.В. Этноориентиро-ванное языковое образование в школе и вузе на основе кейс-метода // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5(100). С. 26-35.
11. Храпаль Л.Р., Залялиева Д.Р. Опыт развития креативного мышления обучающихся частной школы // Высшее образование сегодня. 2024. № 2. С. 100-105.
12. Храпаль Л.Р., Залялиева Д.Р. Частные и государственные школы: тенденции, возможности и перспективы креативного обучения // Modem science. 2024. № 3-1. С. 27-33.
13. Храпаль Л.Р., Залялиева Д.Р. Перспективы внедрения инновационных методик креативного мышления в частных школах России // Современная наука. 2024. № 1. С. 54-59.
14. Храпаль Л.Р. Из опыта проектирования компе-тентностно-ориентированного содержания учебных курсов экологической направленности в условиях реализации ФГОС СПО // Вестник НЦБЖД. 2015. № 1(23). С. 80-88.
15. Zamaletdinova S.I., Akhmetshina G.K., Khrapal L.R. Student's civil identity formation in multicultural educational space of school and tertiary institution // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 5. P. 193-199.
ГИКА --67
References
1. Abramova S.V., Boyarov E.N., Khrapal L.R. et al. Information security of modern professional education: problems, threats, ways, solutions // Modern problems of science and education. 2020. № 6. P. 55.
2. Abramova S.V., Balitskaya I.V., Boyarov E.N. et al. Modern approaches to training specialists in a multicultural meta-educational space. Yuzhno-Sakhalinsk, 2020.
3. Zalyalieva D.R. Teacher's creativity as a factor in the successful formation of the personality of a 21st century student // Modern science. 2024. № 5-2. P. 24-30.
4. Mukhametzyanova F.Sh., Khrapal L.R., Khudakova L.V. et al. Designing the content of innovative training courses based on the modular-competency approach in vocational education // In the world of scientific discoveries. 2014. № 5-1 (53). P. 415-424.
5. Permyakov A.F., Khrapal L.R. Ideas of a unique scientific project «Android pedagogy» in the context of the development of robotics in the scientific and educational systems of Russia // Higher education today. 2016. № 10. P. 10-17.
6. Permyakov A.F., Khrapal L.R. Android pedagogy as an innovative direction of modern pedagogical science // Advances in modern science and education. 2016. Vol. 1. № 11. P. 208-211.
7. Khrapal L.R. Modernization of environmental education at a university in the context of Russian sociocultural dynamics: abstract of thesis. dis. ... Doctor of Sciences in Pedagogy. Ural State Pedagogical University. Ekaterinburg, 2011.
8. Khrapal L.R. Modern scientific approaches to organizing an effective environmental education process
in the system of continuous environmental education // Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2010. № 14. P. 334-338.
9. Khaibullin R.R., Mukhutdinova T.Z., Khrapal L.R. et al. Strategy for creating an intellectual and motivational educational environment in a general education institution // Bulletin of the Kazan Technological University. 2013. Vol. 16. № 1. P. 358-362.
10. Khrapal L.R., Naumova E.V. Ethnic-oriented language education in school and university based on the case method // Kazan Pedagogical Journal. 2013. № 5(100). P. 26-35.
11. Khrapal L.R., Zalyalieva D.R. Experience in developing creative thinking among private school students // Higher Education Today. 2024. № 2. P. 100-105.
12. Khrapal L.R., Zalyalieva D.R. Private and public schools: trends, opportunities and prospects for creative learning // Modern science. 2024. № 3-1. P. 27-33.
13. Khrapal L.R., Zalyalieva D.R. Prospects for implementing innovative methods of creative teaching in private schools in Russia // Modern Science. 2024. № 1. P. 54-59.
14. Khrapal L.R. From the experience of designing competency-oriented content of environmental training courses in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education // Bulletin of the Scientific Center of Safety Research. 2015. № 1(23). P. 80-88.
15. Zamaletdinova S.I., Akhmetshina G.K., Khrapal L.R. Student's civil identity formation in multicultural educational space of school and tertiary institution // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 5. P. 193-199.
Информация об авторе
Д.Р. Залялиева - директор школы креативного мышления «Aurora Gymnasium» Контакты: ул. Япеева, д. 5, Казань, Россия, 420111
Information about the author
D.R. Zalyalieva - Director of the school of creative thinking «Aurora Gymnasium» Contacts: ul. Yapeeva, d. 5, Kazan, Russia, 420111
Статья поступила в редакцию 10.06.2024; одобрена после рецензирования 17.06.2024; принята к публикации 24.06.2024. The article was submitted 10.06.2024; approved after reviewing 17.06.2024; accepted for publication 24.06.2024.