Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ», ПОДГОТОВЛЕННЫЕ К.С. БАКАНОВЫМ, С.Б. НАУМОВЫМ, П.В. ЛЯХОВЫМ, Е.Д. НИКУЛИНЫМ, М.М. ИСАЕВЫМ, Е.А. ЛОПАРЕВЫМ'

РЕЦЕНЗИЯ НА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ», ПОДГОТОВЛЕННЫЕ К.С. БАКАНОВЫМ, С.Б. НАУМОВЫМ, П.В. ЛЯХОВЫМ, Е.Д. НИКУЛИНЫМ, М.М. ИСАЕВЫМ, Е.А. ЛОПАРЕВЫМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ», ПОДГОТОВЛЕННЫЕ К.С. БАКАНОВЫМ, С.Б. НАУМОВЫМ, П.В. ЛЯХОВЫМ, Е.Д. НИКУЛИНЫМ, М.М. ИСАЕВЫМ, Е.А. ЛОПАРЕВЫМ»

Научная статья © Храпаль Л.Р., Залялиева Д.Р., 2024

УДК 371.37.022:37.026.9

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ

'Лариса Робертовна Храпаль, 2Диляра Рустамовна Залялиева

1ФГБУ «Российская академия образования» 2Школа креативного мышления «Aurora Gymnasium» 1lora.a2005@mail.ru 22909502@gmsil.com

Аннотация. В статье освещены опыт и возможные перспективы внедрения инновационных методик креативного мышления в частных образовательных школах. Обоснованы возможности реализации идеи креативного обучения в традиционной государственной школе и частной образовательной школе, выделены их объективные характеристики: масштаб и характер деятельности. Показана роль технологии креативного обучения в сравнении с традиционными подходами, выявлены показатели креативного мышления. Обозначены профессии будущего - шестого технологического уклада. Обосновано, что именно частные школы могут обеспечить творческий подход и креативность в современном образовании, сменяя репродуктивные технологии на технологии креативного обучения.

Ключевые слова: технология креативного обучения, креативное мышление, школа креативного мышления, профессии шестого технологического уклада

Для цитирования: Храпаль Л.Р., Залялиева Д.Р. Перспективы внедрения инновационных методик креативного мышления в частных школах России // Современная наука. 2024. № 1. С. 54-59.

Original article

PROSPECTS FOR IMPLEMENTING INNOVATIVE METHODS OF CREATIVE TEACHING

IN PRIVATE SCHOOLS IN RUSSIA

'Larisa R. Khrapal, 2Dilyara R. Zalyalieva

1Federal State Budgetary Institution «Russian Academy of Education» 2School of creative thinking «Aurora Gymnasium» 1lora.a2005@mail.ru 22909502@gmsil.com

Abstract. The article is devoted to highlighting the experience and possible prospects for introducing innovative methods of creative thinking in private educational schools. The possibilities of implementing the idea of creative learning in a traditional public school and a private educational school are substantiated, their objective characteristics are highlighted: the scale and nature of the activity. The article shows the role of creative learning technology in comparison with traditional approaches, and identifies indicators of creative thinking. The professions of the future-sixth technological order are indicated. It is substantiated that private schools can provide creative approach and creativity in modern education, replacing reproductive technologies with creative learning technologies.

Keywords: technology of creative learning, creative thinking, school of creative thinking, professions of sixth technological order are indicated

For citation: Khrapal L.R., Zalyalieva D.R. Prospects for implementing innovative methods of creative teaching in private schools in Russia // Modern Science. 2024. № 1. P. 54-59.

В настоящее время образование в России переживает не лучшие времена, а современную систему обучения нельзя назвать совершенной. Педагогической наукой рассмотрен ряд проблем образования, и педагогами выявлено, что необходим поиск современных социальных и педагогических технологий повышения качества образования.

Полагаем, что современное образование ориентировано на выпуск внешне интеллектуально развитой, но внутренне довольно заурядной личности. Хотя российская ментальность, культура и духовный потенциал русского народа позволяют дать обществу тонкую, гуманистически развитую индивидуальность, но, к сожалению, эти качества личности оказываются в свете современных рыночных отношений не очень востребованными.

В итоге мы видим, что современная средняя школа поражена формализмом и имеет на выходе

выпускника, неспособного мыслить нестандартно, не имеющего оригинальный взгляд на решение какой-либо проблемы и возможностей реализации своей идеи.

Важно понимать, что критическое мышление формируется в условиях, когда ребенку интересно жить, узнавать новое, но это возможно, когда на него не давят и не ждут от него быстрых результатов.

Возникает вопрос, как же повысить качество образования, как выйти из создавшейся в образовании ситуации, когда оно в течение многих лет кардинально не изменяется, а требования общества уходят далеко вперед.

К сожалению, традиционная государственная школа как система с имеющимися подходами, методами и технологиями управления показала некоторую невосприимчивость к инновациям и нере-формируемость системы образования.

С одной стороны, это обусловлено объективными характеристиками - масштабом и характером деятельности в образовательных учреждениях, с другой стороны, субъективными факторами -истощением человеческого капитала педагогической отрасли.

На современном этапе, как известно, обозначились два направления развития педагогических технологий обучения: традиционное (поддерживающее личность в ее жизнедеятельности) и инновационное, опирающееся на учет реальных перемен в обществе. Перенос центра тяжести образовательного процесса на адаптацию учащихся в быстро меняющемся мире и их способность к преобразованию этого мира означает не только их возможность овладения знаниями, но и умения применять их в процессе собственной творческой деятельности [6, 7].

Поскольку процесс обучения детей в школе в настоящее время связан не только с получением базовых знаний, но и с желанием детей развиваться творчески, то технологии креативного мышления приобретают особое значение для успешной деятельности каждого человека.

Педагоги понимают, что современное поколение должно быть настроено на создание и разработку креативного, инновационного продукта, решение текущей экономической ситуации в стране [4, 8, 9].

Поэтому, на наш взгляд, именно частные школы могут обеспечить творческий подход и креативность в современном образовании, сменяя репродуктивные технологии на технологии креативного обучения.

Более того, в настоящее время мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с информатизацией и автоматизацией производственных процессов. Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада: его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР.

Поэтому сегодня все страны нацелены на развитие и применение наукоёмких, или так называемых «высоких технологий», обеспечивающих выход на принципиально новый уровень развития общества.

Передовыми технологиями будущего являются нанотехнологии, робототехника и материаловедение, тканевая инженерия и пренебрежимое старение, новые виды энергии, биотехнологии и нано-медицина, синтетическая биология и геномика, искусственный интеллект, дополненная реальность и ряд других направлений [3, 5].

А значит, вхождение России в шестой технологический уклад - вопрос достижения высокого уровня благополучия наших людей и развития экономики. Поэтому вопрос обеспечения безопасности и международного статуса России является приоритетным и главным в развитии потенциала нашей страны.

Приоритетная задача России состоит и в том, чтобы вовремя осознать наличие потенциальных угроз в случае технологического отставания в таких направлениях, как генная инженерия, клеточные технологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и др.

Соответственно, у общества, родителей, педагогов и нового поколения детей возникает вопрос о том, какими знаниями, умениями и навыками нуж-

но обладать, чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда.

Каждый родитель, воспитывающий своего ребенка в век трансформации современных технологий, понимает, что мир, в котором начинает жить его ребенок, - мир высочайших скоростей и турбулентности.

Определяя способности и возможности ребенка, родители решают, как правильно помочь ему самоопределиться, как выбрать профессию, популярную на рынке труда. Будущее стремительно роботизируется, технологии внедряются во все области человеческого существования, а через 10 лет, когда дети выйдут на арену профессионального самоопределения, мир технологий будет кардинально другим.

Поэтому, определяя ребенка в частную школу креативного мышления, родители должны понимать, каким профессиям необходимо креативное мышление, для чего оно нужно ребенку в жизни, и чем методики и технологии креативного обучения и мышления отличаются от традиционных.

Выделим те профессии, обладателям которых необходимо креативное мышление и творческое воображение.

Маркетологи - генерирование новых идей и способность отходить от шаблонов поможет успешно продвигать продукты.

Дизайнеры - в любых видах деятельности им необходимо мыслить творчески: создать привлекательный и удобный сайт, сделать дизайн квартиры или телестудии, создать уникальный ландшафт - для этих и других задач нужны творчество и креативность.

Копирайтеры - создание текстов, рекламы, афиш, сценариев, статей, плакатов - им необходим креатив и творческий подход.

Разработчики программного обеспечения - креативное мышление и творчество помогают находить нестандартные решения.

SMM-менеджеры - генерирование новых идей способствует успешному продвижению аккаунтов и блогов.

PR-специалисты - креативность не просто качество, а необходимый навык.

Инженеры и исследователи - решать сложные задачи и разрабатывать необычные проекты невозможно без креативного мышления.

Инженер данных - принятие ключевых решений на основе данных, применение искусственного интеллекта для автоматизации процессов; данная профессия подразумевает креативность действий и мышления, позволяет создавать модели ML и обучать нейронные сети. Востребованная творческая профессия, средняя заработная плата специалиста начинается от 120 000 рублей.

А1-тренер - обучение технологиям искусственного интеллекта с помощью нейросети ChatGPT: по запросу тренер генерирует текст и программный код, учит писать тексты, на основе которых ней-росеть учится генерировать ответы. Актуальность данной профессии высока на HeadHunter, запрос более 1400 вакансий, средняя заработная плата начинающего специалиста - от 230 000 рублей.

Архитектор виртуальной и дополненной реальности - разработка специалистом особого мира, реальности с помощью технических средств, в который можно погрузиться с помощью специальных

устройств - шлемов или очков. Более 200 вакансий на HeadHunter, средняя заработная плата от 180 000 рублей.

Бизнес-аналитик - изучение ключевых показателей эффективности рабочего процесса, нахождение оптимальных способов повышения качества рабочего процесса с целью сокращения издержек и роста доходности предприятия. Более 1000 вакансий на HeadHunter, средняя заработная плата начинающего специалиста - 200 000 рублей.

Менеджер проектов - создание и организация сайтов, приложений, разработка компьютерных игр и программного обеспечения, корпоративных систем. Очень популярная профессия, более 1000 вакансий на HeadHunter, средняя заработная плата начинающего специалиста - от 90 000 рублей.

Актуальными профессиями нового века технологий также являются специалист по имплантам мозга, разработчик киберпротезов и имплантов, медицинский маркетолог, экоаналитик в добывающих отраслях, биоэтик, игромастер, медиаполицейский, онлайн-терапевт, инженер-генетик, биофармако-

лог, эксперт по персонифицированной медицине, гид в сфере космического туризма, архитектор «зеленых» городов, тайм-менеджер, юрист в сфере беспилотного транспорта, оператор медицинских роботов, инженер беспилотной авиации.

Соответственно, мы отмечаем, что для каждой профессии требуются узкопрофильные навыки, которые еще часто называют «навыками XXI века». Но мир сегодня меняется так стремительно, что обычные знания в работе должны быть подкреплены гибкими навыками, или так называемыми «soft skills», позволяющими работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность. А значит, требуются методики креативного мышления и обучения, которые необходимо создавать, внедрять в образовательный процесс детских садов, школ и высших учебных заведений.

Приведем сравнительный анализ традиционных педагогических методик и методик креативного обучения.

Таблица 1

Характеристики Традиционные педагогические методики Методики креативного обучения

Особенности методики Авторитарная методика требований. Учение оторвано от жизнедеятельности и творчества ученика. Отсутствуют условия для раскрытия творческого потенциала и креативности ученика. Фронтальный урок, лекция или семинар Креативная методика обучения. Направлена на развитие креативного мышления, а также важнейших гибких навыков, необходимых для достижения счастливой и успешной жизни учеников

Основополагающий характер обучения Систематический характер и принудительность процесса обучения, шаблонное построение образовательного процесса. Однообразие, авторитаризм учителя, регламентация процесса деятельности. Централизация контроля, ориентация процесса обучения на уровень среднего ученика. Недостаток такого обучения в постулате: «школа убивает таланты!» Создание безопасного образовательного пространства для свободы, творчества и самореализации детей, родителей и педагогов посредством внедрения инновационных методик и технологий креативного мышления. Формирование культурного, интеллектуального и созидательного общества

Методы передачи и усвоения знаний Сообщение готовых знаний, вербальное изложение учебного материала, репродуктивное воспроизведение Использование проектного и исследовательского методов обучения

Принципы обучения Гражданственности, научности, фундаментальности и прикладной направленности, преемственности, воспитывающего обучения, последовательности и систематичности обучения, единства группового и индивидуального обучения Гуманистический и инновационно-исследовательский принципы обучения с возможностью программирования результата образовательного процесса с помощью использования креативных методов и средств обучения. Принципы гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, принципы системы Монтес-сори (индивидуальные траектории обучения, круги, проектный формат)

Подача материала Неоправданная сложность учебного материала, завышенные требования, системная подача учебного материала. Нерациональное распределение времени урока. Основной акцент на усвоение материала учитель дает за счет домашних заданий Решение проблемных ситуаций, активизация учебно-познавательной (самостоятельной) деятельности, выполнение творческих заданий и заданий исследовательского характера

Способы обучения Наглядный и иллюстративный способы обучения. Педагог основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания Упор на сильные академические знания создается за счёт вовлеченности всех учеников в процесс обучения, развития интереса к предмету, к личности учителя, к общей цели: полюбить учёбу, научиться учиться на протяжении всей жизни, искать и находить знания, информацию, стать конкурентоспособным и уникальным человеком

Позиция учителя Учитель-командир, надзиратель, учитель всегда прав Учитель-соратник, помощник, друг, вдохновитель, психолог

Позиция ученика Ученик-подчиненный, ученик «должен и обязан», бездуховный «винтик» Ученик - активный, идейный, творческий, креативный, самостоятельный, открытый и талантливый

Сравнительный анализ традиционных педагогических методик и методик креативного обучения

Взаимодействие учителя и ученика Слабая обратная связь, усредненный подход. Монологическое, субъект-объектное взаимодействие учителя и ученика Субъект-субъектное, диалектическое равноправное сотрудничество. Дети учатся взаимодействию, выстраиванию своих границ, умению заявлять о своих потребностях, умению вербализовать свои цели и мечты, формированию гибких навыков, решению конфликтов, учатся находить друзей

Деятельность педагога Единообразие, фронтальность в учебном процессе. Учитель озадачен передачей знаний, умений, навыков через поиск наиболее эффективных вариантов изложения нового материала Педагог открывает для детей что-то новое, учит получать удовольствие от обучения. Развитие креативного мышления, создание психологической обстановки и психологической поддержки в процессе учёбы, организация насыщенной школьной жизни, мероприятий

Деятельность ученика Объект педагогического воздействия Активный участник педагогического процесса, «ин-новатор»

Подходы к обучению Фронтальность обучения, массовое обучение Индивидуальный подход, при реализации которого учитываются индивидуальные особенности ученика, обеспечивается индивидуальный план обучения

Организация учебного процесса Учащиеся изолированы от общения друг с другом, у детей отсутствует самостоятельность Креативная среда обучения. Командное обучение, работа в группах, индивидуально-дифференцированный подход к обучению, распределение деятельности детей по индивидуальному образовательному маршруту

Подача учебного материала учителем Постоянное эмоциональное воздействие учителя на учеников, подача материала систематическая, однообразная Использование множества источников информации для образования, принципы творчества, свобода идей

Учебная деятельность ученика Самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель. Пассивная деятельность учащихся, речевая деятельность неактивная, репродуктивно-воспроизводящий вид деятельности Творческий, самоорганизующийся ученик учится мыслить нестандартно, находить выход из любой ситуации, искать несколько решений, мыслить позитивно, учиться использовать свой потенциал на 100%

Техническое обеспечение Доска, наглядные таблицы, указка и мел, кинофильмы и диафильмы Инновационные интерактивные системы обучения

Планируемые результаты обучения Передача ЗУН, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, поступлению в ВУЗы Креативная личность, готовая к творческому процессу и эффективным действиям в нестандартных ситуациях, к преобразованию

Оценивание деятельности учащихся Дефектная система оценивания: пятибалльная оценка знаний. Оценка является мерой давления и принуждения, орудием власти учителя над учеником Отсутствие балльной системы. Учитель дает педагогические характеристики каждому ученику. Разрабатывается план педагогических действий с учеником (работа с самооценкой, самоанализ, работа с психологом и родителями)

Следовательно, вышеперечисленные педагогические методики ориентируют учебный процесс на формирование способности к мышлению и являются эффективными в трансляции педагогами знаний, умений и навыков.

Но методики креативного обучения ориентированы на формирование креативного мышления личности, готовой к творческому процессу и эффективным действиям в нестандартных ситуациях, способной к анализу и формулированию собственных выводов. «Креативные технологии позволяют не только развивать познавательные способности, но и вести постоянный мониторинг с целью коррекции» [2].

Впервые о креативности и креативном мышлении высказался член Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд (Joy Paul Guilford).

Являясь профессором психологии, в разработанной им уникальной концепции креативности, он выделил два типа креативного мышления: дивергенцию и конвергенцию.

П. Гилфорд считает, что «конвергентное мышление важно человеку для оптимального решения проблемы, состоящей из нескольких условий, а дивергентное мышление работает сразу в нескольких направлениях, используя его, можно найти несколько решений одной задачи» [1].

Большинство людей пользуются в основном конвергентным мышлением, например, в школе: рассуждая определённым образом и используя для решения задачи известный набор действий. Дивергентное же мышление применяется при мозговых штурмах, когда предлагаются самые оригинальные решения задач.

Креативное мышление - это способность личности применять нестандартные подходы в решении проблем и сложных ситуаций. Люди с развитым креативным мышлением легко отходят от шаблонов, уверены в себе, имеют свое, отличное от других людей мнение и понимают, что у проблемы могут быть разнообразные варианты решения.

Креативное мышление сочетает в себе творчество, логику, интеллект и воображение и характеризуется такими показателями, как: умение сформулировать проблему; умение создавать и генерировать творческие, уникальные идеи;

способность обозначить и углубить идею; способность предвидеть нестандартные варианты решения задачи.

Важно понимать, чем креативное мышление отличается от «творческого», поскольку многие специалисты в области педагогики и психологии не видят принципиальных отличий. Но, рассматривая происхождение терминов, можно увидеть отличия.

Понятие «креативность» произошло от латинского «creo» (создавать, творить). Творчество - это создание новых предметов искусства, а креативность - это генерирование инноваций, новых идей и продуктов.

Известными методиками определения уровня развития креативного мышления являются тест креативности Торренса (автор Элис Пол Торренс, американский психолог, профессор педагогической психологии. Именно он впервые предложил систему оценки уровня развития креативности человека); опросник психолога Джерома Брунера, состоящий из 75 вопросов.

Интересна методика определения уровня креативности Гарварда. Он разработал тест измерения уровней дивергентного мышления, в котором креативность мышления определяется способностью испытуемого назвать 10 существительных, максимально отличающихся по значению друг от друга. На основе названных слов алгоритм определит уровень креативности личности.

Инноватором в области внедрения педагогических технологий креативного обучения является Д.Р. Залялиева, основатель частной школы креативного мышления «Aurora Gymnasium» (республика Татарстан, г. Казань).

Педагоги школы отмечают, что дети «Aurora Gymnasium» очень разные, смелые, креативные, готовые отстаивать свою точку зрения. Дети учатся любить свои ошибки, находить их и анализировать.

Педагог истории мировой и художественной культуры Светлана Кузнецова отмечает: «...У педагогов нашей школы огромная свобода выбора методов и технологий преподавания. Даже нетворческие предметы мы наполняем творчеством. Мы часто устраиваем общешкольные квизы, геймифи-кации, дебаты, мозговые штурмы, игровые методики, флешмобы, арт-выставки, а стены нашей школы оформлены работами учеников».

Педагог гимназии, Юлия Жукова, 23 года, отмечает: «Наша школа разительно отличается уровнем свободы, разнообразием школьной жизни. Педагоги считают важным развивать у детей гибкие навыки («soft skills»), а учебу делать еще более комфортной, интересной и нестрессовой».

Мы убеждены, что, используя технологии креативного обучения, возможно развивать все три типа интеллекта школьников, давая им полноценное образование для жизни: IQ (Intelligence Quotient) -обычный (формальный) интеллект, который измеряют тестами на способность применять логику и анализировать; EQ (Emotional Quotient) - эмоциональный интеллект; VQ (Vitality Quotient) - коэффициент жизненной энергии, а также развитие интуиции (рис. 1).

Рисунок 1- Виды интеллекта

По нашему мнению, интеллект и креативность являются главными качествами изобретения инноваций в различных сферах деятельности.

Мы определяем, что педагогическая технология креативного обучения решает следующие основные задачи:

реализация творческих способностей личности; формирование способности к достижению личностью четких и диагностируемых целей;

обновление содержания, методов и форм креативной образовательной среды школы;

формирование креативного мышления, умения работать в команде, ставить цели и достигать их.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы обосновали показатели креативности мышления школьников:

способность к обнаружению, постановке и решению проблем;

ориентация на различные творческие импровизации, творческий поиск в деятельности;

возможность действовать в креативной среде обучения, преобразовывать ее;

склонность к проектной и исследовательской деятельности, инновациям;

самостоятельность в решении проблем и оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, гибкость);

осознание личностью своих творческих способностей.

Соответственно, необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческой активности обучающихся в любом виде их деятельности.

Авторы обосновали перспективы внедрения инновационных методик креативного мышления в частных школах России, которые являются явными, значимыми и выражаются в следующем:

1. Частные школы более гибкие и оперативно реагируют на запросы рынка, дают современному поколению «инструменты нешаблонного мышления», «мягкие» навыки и креативное мышление, необходимые для успешной карьеры.

2. Заданный обществом «тренд на обучение в течение всей жизни» актуален как никогда и акцентирован не только на получение базовых знаний учащимися, но и на их адаптацию в быстро меняющемся мире и их способность к преобразованию этого мира.

3. Возникновение поколения новых отраслей, специальностей и профессий шестого технологического уклада требует наличия у современной молодежи амбиций и готовности к созданию и разработке креативного, инновационного продукта, влияющего на текущую экономическую ситуацию в стране.

4. Частные школы России вырвались вперед на освоение педагогических технологий и готовы к изменению условий, механизмов и ресурсов, обеспечивающих творческий подход и креативность педагогов, способных создавать и осваивать технологии креативного мышления; имеют возможность привлекать лучших и более квалифицированных педагогов.

Таким образом, авторами показаны перспективы и актуальность проблемы внедрения инновационных методик креативного мышления в частных школах России. Мы убеждены, что педагогические технологии и методики креативного обучения мо-

гут обширно применяться в учебных заведениях различного уровня, они оказывают эффективное воздействие на атмосферу в школе, вызывают у учащихся интерес к знаниям, вносят техническую смекалку и стремление искать, исследовать, творить и создавать новое!

Список источников

1. Гилфорд Дж. П. Природа человеческого интеллекта. Нью-Йорк: Мак Гроу-Хилл, 1967.

2. Лисовенко Н.В. Креативная педагогическая технология - основа успешности модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 83. С. 56-60.

3. Пермяков А.Ф., Храпаль Л.Р. Идеи уникального научного проекта «Андроидная педагогика» в условиях развития робототехнического направления в научной и образовательной системах России // Высшее образование сегодня. 2016. № 10. С. 10-16.

4. Пермяков А.Ф., Храпаль Л.Р. Андроидная педагогика как инновационное направление современной педагогической науки // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 208-211.

5. Хайбуллин Р.Р., Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р. и др. Стратегия создания интеллектуально-мотиваци-онной образовательной среды в общеобразовательном учреждении // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 1. С. 358-362.

6. Храпаль Л.Р. Из опыта проектирования компе-тентностно-ориентированного содержания учебных курсов экологической направленности в условиях реализации ФГОС СПО // Вестник НЦБЖД. 2015. № 1(23). С. 80-88.

7. Храпаль Л.Р., Наумова Э.В. Этноориентирован-ное языковое образование в школе и вузе на основе кейс-метода // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5(100). С. 26-35.

8. Храпаль Л.Р., Ахметшина Г.Х., Замалетдино-ва З.И. и др. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 164-168.

9. Zamaletdinova S.I., Akhmetshina G.K., Khrapal L.R. Student's civil identity formation in multicultural educational space of school and tertiary institution // Review of European Studies. 2015. T. 7. № 5. C. 193-199.

References

1. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: Mac Graw-Hill, 1967.

2. Lisovenko N.V. Creative pedagogical technology is the basis for the success of modernization of education // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. № S3. P. 56-60.

3. Permyakov A.F., Khrapal L.R. Ideas of a unique scientific project «Android pedagogy» in the context of the development of robotics in the scientific and educational systems of Russia // Higher Education Today. 2016. № 10. P. 10-16.

4. Permyakov A.F., Khrapal L.R. Android pedagogy as an innovative direction of modern pedagogical science // Success of modern science and education. 2016. Vol. 1. № 11. P. 208-211.

5. Khaibullin R.R., Mukhutdinova T.Z., Khrapal L.R. et al. Strategy for creating an intellectual and motivational educational environment in a general education institution // Vestnik of the Kazan National Research Technological University. 2013. Vol. 16. № 1. P. 358-362.

6. Khrapal L.R. From the experience of designing competency-oriented content of educational courses with an environmental focus in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education // Vestnik of the Scientific Center of Safety Research. 2015. № 1(23). P. 80-88.

7. Khrapal L.R., Naumova E.V. Ethnic-oriented language education in school and university based on the case method // Kazan Pedagogical Journal. 2013. № 5(100). P. 26-35.

8. Khrapal L.R., Akhmetshina G.Kh., Zamaletdinova Z.I. et al. Conceptual model of patriotic education of students as a condition for the formation of civil identity in a multicultural educational environment // Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2015. № 1(50). P. 164-168.

9. Zamaletdinova S.I., Akhmetshina G.K., Khrapal L.R. Student's civil identity formation in multicultural educational space of school and tertiary institution // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 5. P. 193-199.

Информация об авторах

Л.Р. Храпаль - доктор педагогических наук, профессор отделения общего среднего образования ФГБУ «Российская академия

образования», профессор Российской академии естествознания

Д.Р. Залялиева - директор школы креативного мышления «Aurora Gymnasium»

Контакты: ул. Япеева, д. 5, Казань, Россия, 420111

Information about the authors

L.R. Khrapal - Doctor ofSciences in Pedagogy, Professor of the Department of General Secondary Education of the Russian Academy of Education, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences

D.R. Zalyalieva - Director of the school of creative thinking «Aurora Gymnasium» Contacts: ul. Yapeeva, d. 5, Kazan, Russia, 420111

Статья поступила в редакцию 11.04.2024; одобрена после рецензирования 18.04.2024; принята к публикации 22.04.2024. The article was submitted 11.04.2024; approved after reviewing 18.04.2024; accepted for publication 22.04.2024.

- ПЕДАГОГИКА --59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.