13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.091.2:378.015.31 ЗИНЧЕНКО В.О.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Луганский государственный педагогический университет Е-mail: metelskay@mail.ru ЯКОВЕНКО Т.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий производства и профессионального образования, Луганский государственный педагогический университет Е-mail: jakovenkot@mail.ru
UDC 378.091.2:378.015.31 ZINCHENKO V.O.
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Luhansk State Pedagogical University Е-mail: metelskay@mail.ru YAKOVENKO T.V.
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Production Technologies and Vocational Education, Luhansk State Pedagogical University Е-mail:jakovenkot@mail.ru
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА DEVELOPINGTHECREATIVEPOTENTIAL OFUNIVERSITYSTUDENTS
В статье описана обоснованная, разработанная и реализованная методика развития креативного потенциала студентов как совокупности форм, методов, приемов и средств обучения. Их целенаправленный выбор, особое сочетание и взаимодействие позволяет создать в университете креативную образовательную среду, направленную на творческое развитие личности будущего специалиста.
Ключевые слова: креативность, креативная компетентность, креативный потенциал, креативная образовательная среда, методика развития креативного потенциала.
The article describes a well-founded, worked out and consummated methodology of the students' creative potential development as a set of forms, methods, techniques and means of teaching. Their deliberate choice, special combination and interaction allow us to found a creative educational environment at the university, aimed at the creative development of the future specialist's personality.
Keywords: creativity, creative competence, creative potential, creative educational environment, methods of creative potential development.
В настоящее время экономики большинства стран мира в своей основе опираются на различные виды моделей экономического роста, стремясь обеспечить долгосрочное социально-экономическое развитие государства и устойчивые позиции на мировых рынках. При этом характерной особенностью становится реализация экономических моделей на основе инноваций, поиска нестандартных, оригинальных и нетрадиционных решений. Такая особенность развития современной экономики позволила исследователям (Б. Гейтс, П. Ромеро, Р. Флорид, H.A. Горелов, В.Л. Иноземцев, М.В. Матецкая, Б.В. Корнейчук, В.В. Громыко и др.) рассматривать ее как «креативную экономику», основанную на дивергентном, творческом мышлении и деятельности [2].
В условиях преодоления различного рода кризисов «креативная экономика становится мощной преобразующей силой, а креативность, творчество и инновации - новой формой человеческого капитала» [7]. По мнению исследователей, в условиях трансформации общественных отношений креативная экономика позволяет раскрыться личностным творческим способностям, предоставляет возможность для успешной реализации новых креативных идей в различных областях.
Очевидно, что на этапе становления креативной экономики работодатели будут заинтересованы в качественно новом содержании подготовки специалистов. Уже сегодня предприятия и организации интересуют не только профессиональные компетенции потенциального работника, но и его личные качества, умение работать в команде, генерировать новые идеи, мобильно реагировать на происходящие изменения и возникающие проблемы. Особенно востребована способность специалиста к решению нестандартных проблем, умению действовать креативно, оригинально, формировать инновационные цели и достигать их.
Мы считаем, что в условиях креативной экономики вместе с изменениями требований работодателей к современным кадрам должна трансформироваться и система профессионального образования, которая подготавливает эти кадры. В связи с этим в Указах Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и «О стратегии национальной безопасности российской Федерации до 2030 года», «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», национальных
© Зинченко В.О., Яковенко Т.В. © Zinchenko V.O., Yakovenko T.V.
проектах «Образование» и «Наука», ряде других документов, определяющих стратегические направления развития экономики и системы образования Российской Федерации, отражены требования по созданию в университетах условий для подготовки творческой личности будущего специалиста, компетентность и личностные качества которого позволяют решать задачи инновационного развития страны.
Однако сегодня система высшего образования сосредоточила свое внимание на практико-ориентированной подготовке специалистов, максимальному вовлечению работодателей в этот процесс [4]. С точки зрения В.О. Зинченко (соавтора данной статьи) и О.М. Россомахиной практико-ориентированное обучение можно рассматривать как «процесс квазипрофессиональной учебно-познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических умений и навыков, их апробации и проецирования в опыт самостоятельного решения выпускником различных по сложности задач профессиональной деятельности» [1]. Исходя из этого, в рамках практико-ориентированного обучения акцент делается на креативную компетентность студентов университета. Мы считаем, что для успешного ее формирования необходимо, в первую очередь, в процессе профессиональной подготовки развить креативный потенциал будущих специалистов.
Прежде, чем перейти к рассмотрению подходов к развитию креативного потенциала студентов университета, необходимо определиться с базовыми дефинициями.
Проведенный контент-анализ дефиниции «профессиональная компетентность» показал, что большинство российских и зарубежных ученых (В.И. Байденко, В.С. Безрукова, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Ф. Зябкина, Е.Я. Коган, Л.З. Тархан, О.А. Ульянина, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, Т.И. Шамова и др.) рассматривают профессиональную компетентность через призму определенной профессиональной деятельности, определяя ее как интеграцию знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, способностей и готовности к выполнению определенного круга профессиональных задачи. При этом в качестве одной из составляющих профессиональной компетентности выступает креативная компетентность.
И.С. Бекешева, И. Е. Брякова, Л.Р. Вотякова, Р.У Давлетова, К.Г. Кречетников, Н.А. Пахтусова, Е.Н. Пономарева, А.Г. Шумовская и другие ученые в своих научных исследованиях, посвященных формированию креативной компетентности студентов, акцентируют внимание на том, что сущность данной дефиниции связана со способностью личности к творчеству, с принятием чего-то нового и нестандартного.
В нашем исследовании под креативной компетентностью специалиста понимают интегративное личностное качество, выраженное совокупностью знаний, умений и навыков, а также креативных способностей, позволяющих эффективно выполнять профессионально-
творческую деятельность успешно развивая свой креативный потенциал.
Креативный потенциал личности исследован в достаточной мере, о чем свидетельствуют наработки Е.Е. Адакина, М.В. Войтенко, Э.Ф. Зеера, Е.П. Ильина, В.Н. Кормаковой, Н.Б. Лаврентьевой, Л.С. Поповой, А.Г. Редькина, А.И. Санниковой, О.Г. Степановой и других ученых.
При этом исследователи по-разному трактуют феномен «креативный (творческий) потенциал». В нашем исследовании мы рассматриваем креативный потенциал как «интегративное системное качество личности будущего специалиста, которое включает креативность и мотивацию к творческой деятельности при условии высокого уровня их развития и взаимосвязи, готовность к творческой профессиональной деятельности, к изменениям, отказу от стереотипов, нахождению оригинальных решений сложных педагогических проблем в ситуации неопределенности» [6].
Анализируя научные источники, нами была выявлена проблема исследования, которая состоит в необходимости создания методики развития креативного потенциала будущих специалистов, а также уточнена цель исследования - проверка эффективности данной методики.
Решение проблемы усложняется рядом объективных и субъективных факторов. К объективным факторам мы относим недостаточную материально-техническую базу для реализации креативных технологий и недостаточную профессиональную готовность педагогов университета к развитию креативного потенциала личности студентов. К субъективным факторам - использование в основном внешней мотивации в процессе профессиональной подготовки студентов; фрагментарные представления о специфике профессионального творчества; неудовлетворительный уровень развития личностных креативных качеств; отсутствие объективной самооценки студентами своего креативного потенциала; низкий уровень готовности к рефлексии собственной деятельности.
В связи с этим предполагаем, что эффективной реализации методики развития креативного потенциала будет способствовать создание в вузе креативной образовательной среды.
Методологической основой исследования стали ведущие положения системного, синергетического, личностно-ориентированного, компетентностного, ак-меологического, деятельностного, креативного и средо-вого методологических подходов; концепции развития креативного потенциала студентов и диагностики креативного потенциала личности, особенности подготовки студентов университета на основе новых требований.
Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретических - анализ, синтез, систематизация и обобщение психологической, педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме развития креативного потенциала студентов в процессе их профессиональной подготовки, теоретическое
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
моделирование с целью построения структуры и содержания методической системы, способствующей развитию креативного потенциала личности; эмпирических - диагностические (наблюдение, опрос, экспертная оценка и самооценка, тестирование) для определения сформированности креативного потенциала студентов, педагогический эксперимент, мониторинг, позволяющий отследить динамику развития креативного потенциала на различных этапах опытно-экспериментальной работы.
Основным диагностическим аппаратом для определения уровня развития креативного потенциала студентов являлись: тест на определение креативного потенциала личности (автор Н.Ф. Вишнякова); тест на выявление творческих способностей (автор Х. Зиверт); тест на определение вербальной креативности (автор S.A. Mednick); опросник креативности (автор D. Johnson, в редакции Е.Е. Туник); методика «Изучение мотивационного профиля личности (авторы Ш. Ричи и П. Мартин); методика «Диагностики личности на мотивацию к успеху» (автор Т. Элерс); методика «Мотивация профессиональной деятельности» (автор К. Замфик, адаптирована А.А. Реаном). Данные методы психолого-педагогической диагностики были выбраны в соответствии с их возможностями изучить все компоненты креативного потенциала студентов университета, тем самым обеспечивая комплексность диагностического подхода в процессе педагогического эксперимента.
Для проверки эффективности разработанной методики развития креативного потенциала будущих специалистов в период 2017-2020 годов был проведен педагогический эксперимент, состоящий из кон-
Критерии, показатели и методики диагностики
статирующего, формирующего и контрольного этапов научно-педагогического поиска. В педагогическом эксперименте приняли участие 1232 студента Луганского государственного педагогического университета (по 616 студентов в экспериментальной и контрольной группах), что позволило получить статистически значимые результаты исследования.
На констатирующем этапе эксперимента был произведен анализ состояния процесса профессиональной подготовки студентов в вузе с целью выявления и идентификации факторов, которые негативно влияют на развитие креативного потенциала студентов. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что традиционный, фронтальный подход к обучению студентов в вузе, является негативным фактором развития креативного потенциала обучающихся, так как недостаточно учитываются качества личности каждого студента, его базовый личностный потенциал, опыт учебной и профессиональной деятельности, а это способствует обезличиванию образовательного процесса. Выявлено недостаточное использование в процессе профессиональной подготовки ролевых игр, ситуативных заданий, тренингов, кейсов, проектов различной сложности, дискуссий и других активных и интерактивных форм, методов и средств обучения.
Также на данном этапе педагогического эксперимента была проведена оценка креативного потенциала студентов с помощью комплекса подобранных методик по каждому из критериев (табл. 1).
Результаты проделанной работы выявили базовый уровень развития креативного потенциала студентов в экспериментальной и контрольной группах (рисунок 1).
Таблица 1.
уровня развития креативного потенциала студентов
Критерии Диагностируемый показатель Методика
Креативные качества творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность и эмпатия, чувство юмора, творческое отношение к профессии Тест «Креативный потенциал» (Н.Ф. Вишнякова)
вербальная креативность Тест вербальной креативности (S.A. Mednick)
Творческие способности находчивость, способность комбинировать, визуальная креативность, свобода ассоциаций, нестандартность мышления Тест на определение творческих способностей (Х. Зиверт)
творческое самовыражение Опростник креативности Джонсона (D. Johnson), адаптированный Туник
Мотивация к творческой профессиональной деятельности потребность быть креативным, открытым для новых идей; потребность в разнообразии, переменах; мотивация на самосовершенствование Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)
потребность в достижении успеха Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс)
Рис. 1. Распределение респондентов контрольной и экспериментальных групп по базовому уровню развития креативного потенциала студентов (%).
На основном, формирующем этапе эксперимента, в образовательном процессе университета для развития креативного потенциала у студентов нами была реализована специально разработанная методика, рассматриваемая как совокупность методов, приемов и форм организации учебной деятельности студентов, нацеленной на решение конкретных образовательных задач. Такой задачей в нашем исследовании является развитие креативного потенциала студентов.
Фактически вместе с разработкой и реализацией методики развития креативного потенциала у будущих специалистов мы формируем в вузе креативную образовательную среду, которая позволяет трансформировать студента из объекта в субъект учебного процесса, обеспечивая развитие его мотивации к самообразованию. Это возможно посредством использования методов и средств обучения, образовательных технологий, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности студента, способствующие формированию его способности к творческому решению учебно-профессиональных задач и определению путей собственного развития в профессии, а также за счет увеличения объема самостоятельной работы поискового и творческого характера,
Особенностью креативной образовательной среды является совокупность методов, форм и средств обучения, направленных на овладение студентами сущности и особенностей организации творческой профессиональной деятельности, развития креативной личности; формирования ценностных представлений, приоритетов и мотивов творческой профессиональной деятельности, успешной самореализации в ней.
В соответствии с этим, при обосновании и разра-
ботке методики по развитию креативного потенциала студентов мы считали необходимым решить следующие задачи:
- формирование ценностной ориентации у студентов на творческую учебно-познавательную деятельность;
- преодоление барьеров на пути развития креативного потенциала студентов;
- ориентация на разработку индивидуальной траектории освоения студентами способов креативных проявлений в будущей профессиональной деятельности;
- формирование у студентов положительной мотивации к самореализации в творчестве;
- развитие креативного мышления студентов;
- формирование навыков самопознания и самооценки собственного креативного потенциала.
В соответствии с этими задачами мы внесли коррективы в образовательный процесс. Для усиления мотивации на творческую учебно-познавательную деятельность, активизации и стимулирования развития профессионально значимых творческих качеств студентов использовался специально подобранный дидактический инструментарий. В частности, на лекционных занятиях использовался метод проблемного изложения и разнообразные приемы активизации, в частности дискуссия и визуализация путем использования фрагментов кино- и видеофильмов по соответствующей проблематике, также опорных конспектов, опорных схем, таблиц, интеллект-карт и др.). На практических и лабораторных занятиях для развития у студентов гибкости, оригинальности, творческого мышления, получения опыта самостоятельной творческой деятельности использовались беседа (частично-поисковая, эвристи-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
ческая, беседа-дискуссия), наблюдение и анализ педагогического процесса; анализ учебных ситуаций и занятия в целом; освоение передового педагогического опыта; задействовались такие интенсивные формы и методы обучения, как: имитация, ролевая игра, дискуссия, сократическая беседа, мозговой штурм, кейс-метод, а также приемы создания проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, требующих сопоставления, творческого мышления, алгоритмы решения изобретательских задач и т.д. В процессе экспериментальной работы использовался психолого-педагогический тренинг, направленный на формирование и развитие креативных качеств и творческих способностей личности студента. В самостоятельной внеаудиторной работе студентов приоритет отдавался самостоятельному изучению научно-методической литературы, обработке публикаций профессиональной периодики, комментированию ответов однокурсников.
Особое место было отведено реализации проекта креативного развития. Данный проект был направлен на формирование умений анализировать и творчески осмысливать перспективы профессионального развития, применять креативные способности, знания и умения для решения профессиональных проблем, избегать стереотипов в решении проблемы; развитие установки на творческое саморазвитие, инновационность, коммуникативность, креативность, творческое и профессиональное сотрудничество. Внедрение проекта предусматривало взаимодействие всех участников образовательного процесса вуза, построение его на научной основе.
Среди таких проектов наибольшую продуктивность в развитии креативного потенциала имели: «Решение профессиональных задач методом анализа конкретных ситуаций», «Психологические основы применения креативных технологий», «Технология проектной деятельности», «Игровые креативные технологии», «Решение профессиональных задач с помощью ТРИЗ», «Тренинг креативности», «Имидж-стриминг» и др. Все это способствовало формированию познавательных способностей, необходимых для становления творческих качеств личности, стимулировало профессиональное мышления студентов.
Саморазвитию студентов способствовало проведение занятий в форме тренингов, имеющих опору на групповой эффект и обеспечивающих обратную связь студентов с преподавателем.
Тренинг в совокупности с методом дискуссии, деловой игрой, практикумом по анализу реальных профессионально-педагогических ситуаций и другими интенсивными методами групповой работы является одной из эффективных форм обучения, способствующих повышению креативного потенциала личности.
Мы согласны с А.В. Тутолминым [5] в том, что особую роль в тренингах играет метод моделирования ситуаций с использованием приемов интриги, несправедливой оценки, которые способствуют развитию и самосовершенствованию не только креативных уме-
ний и навыков студентов, но и критического мышления, рефлексии, проницательности, креативности и коммуникабельности.
Среди средств развития креативного потенциала студентов особое место отводилось ситуационной задаче «Шпаргалка», основанной на технологии создания опорного конспекта, комплекса ассоциативных символов. Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина считают основным принципам, применяемыми при разработке «Шпаргалки» является: «ассоциативность, смысловой аспект, структурность, автономность структурных компонентов, лаконичность и др.» [2]. Таким образом, студент в процессе изучения текста по профессиональным дисциплинам готовит не просто «шпаргалку», а «опору» по изученному материалу, которая может быть странной - главное, чтобы она способствовала восстановлению в памяти изучаемой информации путем использования рисунков-символов, разных шрифтов, цвета и др., которые вызывали бы определенные ассоциации. Главное условие при разработке «шпаргалки» - она должна охватывать учебный материал конкретного модуля, быть понятной как самому студенту, так и одногруппникам, преподавателю, но при этом не быть примитивной, размещаясь на листе формата А-4. Работа со «шпаргалкой» позволяет не только систематизировать знания по программному материалу, но и способствует развитию у студентов таких креативных качеств, как творческое мышление, оригинальность, воображение и т.д.
Особое внимание в процессе развития креативного потенциала студентов уделялось разработке и реализации креативно-ориентированных заданий, направленных на решение как стандартных, так и нестандартных задач, предусматривающих нахождение студентом способа решения с обязательным использованием профессиональных знаний, умений и сформированного ранее опыта. Студенты, выполняя данные задания, учатся подбирать информацию из разных профессиональных дисциплин; применять креативные стратегии и здравый смысл; демонстрировать готовность использовать свои профессиональные знания и умения в незнакомых ситуациях; идти на обдуманный риск; выявлять исследовательские умения; оценивать свои действия и решения и т.д.
Результатом формирующего этапа педагогического эксперимента стало усиление мотивации к креативной деятельности, развитие и совершенствование профессионально значимых креативных качеств личности, творческих способностей студентов. На практике это проявлялось в активном применении и реализации будущими специалистами собственного креативного потенциала в овладении профессией, приобретении первичного опыта профессионально-творческой деятельности и постепенного вхождения в профессиональное сообщество. В конце формирующего этапа педагогического эксперимента нами была проведена диагностика уровня развития креативного потенциала у студентов экспериментальной и контрольной группы.
При этом использовался сформированный на констатирующем этапе эксперимента комплекс диагностических методик.
На контрольном этапе нами были выявлены количественные и качественные изменения в уровне развития креативного потенциала у участников эксперимента (рис. 2).
Рисунок 2 наглядно демонстрирует существенные сдвиги по всем уровням, которые произошли в экспериментальной группе при проведении педагогического эксперимента. Приведенная диаграмма иллюстрирует изменения и в контрольной группе, но они незначительны.
Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе, где была реализована разработанная методика, наблюдается устойчивая тенденция к росту числа студентов, имеющих высокий уровень развития креативного потенциала, при этом в контрольной группе наблюдаются незначительные изменения.
Для доказательства достоверности различия в уровнях развития креативного потенциала студентов экспериментальной и контрольной групп нами применены методы математической статистики с использованием электронных таблиц Excel, а также критериев Колмогорова-Смирнова, Лиллиефорса, Шапиро-Уилка, /-Стьюдента, Пирсона %2.
Для оценки статистической значимости различий между результатами в контрольной и экспериментальной группах использовались непараметрические критерии: критерий Вилкоксона (Wilcoxon Matched Pairs
Test); критерий знаков (Sign Test) - для оценки различий между связанными группами; критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U Test) - для сравнение экспериментальной и контрольной групп.
Полученные значения подтверждают эффективность разработанной нами методики развития креативного потенциала у студентов посредством создания в вузе креативной образовательной среды.
Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы развития креативного потенциала студентов, разработки с этой целью специальной методики на основе интеграции традиционных и инновационных подходов к организации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, обеспечивающей свободное и творческое развитие личности. Реализация методики предполагает создание в университете креативной образовательной среды, позволяющей расширить возможности для творческого роста и самосовершенствования, развития креативного потенциала личности обучающихся.
Однако реализация предложенной нами методики, как и создание в университете креативной образовательной среды требует активной и компетентной работы преподавателей. В свете этого считаем важным организацию повышения квалификации педагогов с целью овладения и продуктивного использования ими различных креативных технологий обучения. Указанное выбрано нами направлением дальнейших исследований по повышению эффективности развития креативного потенциала у будущих специалистов.
ЕГ (конст этап) КГ(форм. этап) ЭГ (конст этап) ЭГ (форм, этап)
Рис. 2. Распределение респондентов контрольной и экспериментальных групп по уровням развития креативного потенциала.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Зинченко В.О., Россомахина О.М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 151-156.
2. Касаткина Н.С., Немудрая Е.Ю., Шкитина Н.С., Циулина М.В. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 43-48.
3. Пилипенко Е.Н., Жумагали Ы. Креативная экономика: некоторые аспекты теории и казахстанской практики // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2020. № 1 (32) С. 23-29.
4. Савицкая Е.В. Формы взаимодействия вузов и предприятий // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 14-1. С. 713-717.
5. Тутолмин А.В. Креативные техники развития творческой личности будущего учителя // Наука, образование, общество. 2015. № 2(4). С. 84-98. DOI 10.17117/no.2015.02.084.
6. Яковенко Т.В. Исследование эффективности методической системы развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37). С. 35-43.
7. Creative Economy Report 2013 by UNESCO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unesco.org/culture/pdf/ creative-economy-report-2013.pdf. (дата обращения: 15.08.2021)
References
1. Zinchenko V.O., Rossomahina O.M. Methodological basis of practice-oriented education at the university // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. Vol. 26, № 1, Pp. 151-156.
2. Kasatkina N.S., NemudrayaE.Y., ShkitinaN.S., TsiulinaM.V. A situational task as a means of preparing a future teacher for interaction with students // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No. 9. Pp. 43-48.
3. Pilipenko E.N., Zhumagali Y. Creative economy: some aspects of theory and kazakhstani practice // Vestnik of the Moscow University named after S.Yu. Witte.Series 1. Economics and management.2020. No. 1 (32), Pp. 23-29.
4. SavitskayaE.V. Forms of interaction between universities and enterprises // Russia: trends and development prospects. 2019. No. 14-1. Pp. 713-717.
5. Tutolmin A.V. Creative techniques for the development of the creative personality of the future teacher // Science, education, society. 2015. No. 2 (4). Pp. 84-98. DOI 10.17117 / no.2015.02.084.
6. Yakovenko T.V. Study of the effectiveness of the methodological system for the development of the creative potential of future teachers of vocational training // Professional Education in Russia and Abroad. 2020. No. 1 (37). Pp. 35-43.
7. Creative Economy Report 2013 by UNESCO. [Electronic resource]. Available at: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf. (date of access: 15.08.2021)