Возможности координации торговой политики стран БРИКС
Opportunities for BRICS Trade Policy Coordination
Исаченко Татьяна Михайловна
Профессор кафедрs международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева, Московский государственный институт международных отношений МИД России, доктор экономических наук, профессор
Tatiana M. Isachenko
Dr. in Economics, Professor, Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations named after N.N. Liventsev, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Аннотация
Будучи неформальным объединением, БРИКС сформировал повестку дня, включающую в себя широкий спектр вопросов экономического сотрудничества стран-участниц. Одной из сфер, в которых сотрудничество или, как минимум, координация позиций возможна и необходима, является торговая политика как инструмент продвижения торгово-политических интересов стран БРИКС и, одновременно, фактор формирования многополярного мира. Целью настоящей статьи является выявление тех областей, в которых, при всех существующих различиях, возможно согласование интересов и, возможно, представление общей позиций на многосторонних торговых переговорах.
Abstract
As an informal association, BRICS has formed an agenda that includes a wide range of issues of economic cooperation between the member countries. One of the areas in which cooperation, or at least coordination of positions, is possible and necessary is trade policy as a tool to promote the trade and political interests of the BRICS countries and, at the same time, a factor in the formation of a multipolar world. The purpose of this article is to identify areas in which, despite all existing differences, it is possible to harmonize interests and, possibly, represent a common position in multilateral trade negotiations.
Ключевые слова
Торговая политика, ВТО, многосторонняя торговая система, переориентация торговли.
Keywords
Trade policy, WTO, multilateral trading system, trade reorientation.
Общие предпосылки согласования торговой политики стран БРИКС
В последнее время при анализе перспектив и приоритетов внешнеэкономической политики России заметно активизировалось обсуждение экономического сотрудничества в рамках объединения стран БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Состоявший в мае 2024 г. Московский экономический форум уделил важно внимание проблематике сотрудничества стран БРИКС, чему была посвящена специальная сессия. Все эксперты так или иначе отмечали, что объединение так и не приобрело статус официальной международной организации, что придает особую актуальность поиску стратегий интеграции и путей институционализации сотрудничества стран, давно участвующих в работе блока и стран, проявивших интерес к динамично развивающемуся сотрудничеству.
Когда в 2006 г. экономист компании «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) Дж. О’Нил определил 4 страны, представляющие, по его мнению и на тот момент, наиболее динамично развивающиеся экономики мира и по образному выражения своего рода «кирпичики» будущего многополярного мира, трудно было предположить, будет ли развиваться сотрудничество непосредственно между перспективными участниками мирового рынка и какой формат взаимодействия можно будет применить. Тем не менее, идея опережающего развития этих стран заняла прочные позиции в оценке прогнозов экономического развития мира и эксперты компании доказали, что к 2050 г. эти страны должны были, хотя и с разной скоростью, достичь уровня, а в некоторых случаях и обогнать, ведущие промышленно развитые страны (Франция, Италия, Германия, Великобритания, Япония и США). Страны БРИК и присоединившаяся к ним в 2011 г. Южная Африка, (превратив аббревиатуру в БРИКС), потенциально представляли собой крайне важный регион, за счет динамики экономического развития которого по экономическим расчетам тех же экономистов «Голдман Сакс» должно было быть обеспечено 30% роста мировой экономики. [1] Интересно, что в зарубежных источниках литературы, начиная с 2006 года, данная тематика стала крайне популярна. [2] Одним из первых стало выступление Директора Представительства Всемирного банка в России К.Георгиевой в 2006 г., в котором была обозначена роль стран БРИК для мировой экономики и проанализированы демографические, общие экономические, бюджетные и институциональные показатели, а также индикаторы делового климата, инновационной активности и конкурентоспособности.[3] Впоследствии исследования были посвящены возможной экономической интеграции пяти развивающихся стран по образу и подобию других интеграционных блоков и объединений с учетом динамично развивающейся торговли между членами БРИКС [4,5,6]. и политики по привлечению прямых инвестиций (ПИИ)
Несмотря на существенные различия в структуре экономики, а также факторы и темпы экономического развития, протяжении нескольких лет страны БРИКС вели интенсивный политический диалог, который способствовал выработке и продвижению общей позиции по многим актуальным проблемам экономического развития, в том числе стимулированию взаимной торговли, устранение дискриминации в торговле с партнерами по мировому рынку. Уже в ходе саммита Группы 20 в Санкт-Петербурге в 2013 г. страны БРИКС договорились выступать с единых позиций по многим вопросам глобального развития. [7] Поскольку члены альянса БРИКС являются странами с развивающейся экономикой, участие в глобальных процессах подразумевает, прежде всего, расширение регионального влияния, обеспечение доступа к рынкам и ресурсам, секторальное сотрудничество. а также, безусловно, усиление их переговорной силы на многостороннем уровне за счет координации торгово-политических интересов, прежде всего на многосторонних переговорных форумах и площадках. Растущее взаимодействие между этими странами в 2009-2012 гг. и их участие в процессе принятия глобальных решений создавали, как казалось, благоприятные условия даже для возможного заключения соглашения о свободной торговле (ССТ).
Тем не менее, при том, что вопросы взаимодействия стран БРИКС всегда находились в центре внимания политиков и экономистов, их сотрудничество все же традиционно рассматривалось сквозь призму политического взаимодействия и выработки общей платформы по ключевым вопросам мирового политического порядка.[1] Экономические аспекты взаимодействия стран БРИКС, а тем более вопросы координации торговой политики, стали предметом внимания относительно недавно и не имеют однозначной оценки, хотя и являются одной из составляющих стратегии по переориентации российской экономики и внешнеэкономических связей. Тенденции мирового экономического развития в 2000-е гг. и национальные внешнеэкономические приоритеты стран БРИКС позволяют утверждать, что существуют серьезные перспективы сотрудничества между странами БРИКС в качестве альтернативы существующим направлениям внешнеэкономической стратегии России. Так, в частности, экономический кризис 2008-2009 гг., еще раз подтвердил актуальность проблемы совершенствования системы внешнеэкономических связей России, как с точки зрения совершенствования структуры внешней торговли, так и с точки зрения оптимизации географических партнеров и поиска наиболее эффективных форм организации внешнеэкономической деятельности и ее регулирования.
Общность и различие торговых интересов
Безусловно, страны БРИКС имеют много общего и в последние годы для них были характерны общие тенденции развития, что создает важные предпосылки для развития торгово-политического сотрудничества и координации внешних позиций. Так, в частности, начиная с середины 2000-х гг. они отличались высокими темпами роста ВВП (см. таблицу 1), однако, следует учитывать, что эти достижения были обеспечены принципиально разными факторами, при этом для России был зафиксирован большой отрыв по многим другим показателям, в том числе по доле в мировой торговле.
Таблица 1
ВВП стран БРИКС
Страна/
годы 2006 2014 2023
% Млрд.долл. США % к 2006 ср-годов темпы роста (2006-2014), % Млрд.долл. США % к 2006 ср-годов темпы роста (2006-2023), % Млрд.
долл. США
Китай 100 2 754,15 382,1 118,2 10 524,24 641,3 111,6 17662,04
Индия 100 949,12 214,8 110,0 2 039,13 376,4 108,1 3572,08
Бразилия 100 1 107,63 221,7 110,5 2 456,06 196,2 104,0 2173,67
Россия 100 1 060,90 193,1 108,6 2 048,84 188,2 103,8 1997,03
ЮАР 100 304,06 125,4 102,9 381,20 124,2 101,3 377,68
Всего БРИКС 100 6 175,86 282,5 113,9 17 449,47 417,5 108,8 25782,50
Источник: составлено автором на основе www.statista.com/statistics/254281/gdp-of-the-bric-countries
В настоящее время на блок БРИКС приходится более 45 % населения планеты и большая доля (почти 36 %) мирового ВВП, что превышает показатель Группы 7 (30 %) с поправкой на паритет покупательной способности (ППС). При этом, современное расширение БРИКС за счет новых стран (Египет, ОАЭ, Иран, Эфиопия) по итогам 2024 г. будет иметь незначительный экономический эффект, а прирост ВВП может составить 4%. [8]
Что касается торговли, то она является одним из основных факторов экономического развития БРИКС. Доля мировой торговли товарами, осуществляемая между 5 членами группировки, выросла с 2002 по 2022 год более чем в два раза - до 40 %. Динамика экспорта и импорта стран БРИКС представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика экспорта стран БРИКС
Страна/годы 2006 2014 2023
% Млрд.долл. США % к 2006 ср-годов темпы роста (2006-2014), % Млрд.долл. США % к 2006 ср-годов темпы роста (2006-2023), % Млрд.долл. США
Китай 100 968,94 241,7 111,7 2 342,29 349,7 107,6 3 388,72
Индия 100 121,20 262,0 112,8 317,54 355,9 107,8 431,41
Бразилия 100 137,57 160,6 106,1 220,92 246,9 105,5 339,67
Россия 100 301,55 165,1 106,5 497,83 141,0 102,0 425,09
ЮАР 100 52,60 176,0 107,3 92,59 210,0 104,5 110,47
Всего БРИКС 100 1 581,86 219,4 110,3 3 471,18 296,8 106,6 4 695,35
Источник: составлено автором на основе данных ITC Trade map, по Индии за 2023 г. — база данных Comtrade (в Trade map нет), по РФ за 2023 г. — из ФТС.
Что касается импорта, то динамика практически дублирует уже отмеченные тренды.
Таблица 3
Динамика импорта стран БРИКС
Страна/
годы 2006 2014 2023
% Млрд.долл. США % к 2006 ср-годов темпы роста (2006-2014), % Млрд.долл. США % к 2006 ср-годов темпы роста (2006-2023), % Млрд.долл. США
Китай 100 791,46 247,5 112,0 1 959,23 323,4 107,1 2 559,32
Индия 100 178,21 257,8 112,6 459,37 377,2 108,1 672,14
Бразилия 100 97,03 248,1 112,0 240,76 248,2 105,5 240,83
Россия 100 137,81 208,0 109,6 286,65 206,8 104,4 285,06 Russian Federation 4 12 21
ЮАР 100 68,47 145,8 104,8 99,79 156,5 102,7 107,17 4 12 21
Всего БРИКС 100 1 272,99 239,3 111,5 3 045,81 303,6 106,8 3 864,52
Источник: составлено автором на основе данных ITC Trade map, по Индии за 2023 г. — база данных Comtrade (в Trade map нет), по РФ за 2023 г. — из ФТС.
Как видно из приведенных выше данных для всех стран БРИКС с первого года существования блока характерно крайне динамичное развитие. Введение первых экономических санкций в отношении России не оказало серьезного влияния на позиции нашей страны и она оставалась активным участником мировой торговли практически до современного этапа развития.
В настоящее время все чаще возникает вопрос, может ли БРИКС служить альтернативным и перспективным направлением формирования торгово-политических альянсов, в том числе и для России, смогут ли эти страны выработать общую позицию по ключевым вопросам глобальной экономики и реформе многосторонней системы регулирования. следующие проблемы, не позволяющие в настоящее время говорить о возможностях развития интеграционных процессов и анализа стран БРИКС как потенциальных участников экономического блока. При общности многих интересов и характерных черт экономического развития то же время существуют некоторые проблемы, на основе анализа которых можно сделать вывод о значительной разнице в экономических моделях стран БРИКС, а, следовательно, исключают возможности глубоких интеграционных процессов и выработки единой торговой политики участников блока.
Взаимная торговля стран БРИКС не позволяет говорить об их взаимодополняемости. Во товарообороте стран БРИКС и даже БРИКС+ преобладают США, ЕС и Китай, а также региональные партнеры (для Бразилии – МЕРКОСУР, для ЮАР – страны Африки южнее Сахары, для Индии – страны АСЕАН). Кроме этого, все страны БРИКС, кроме Китая, имеют недостаточно дифференцированную структуру внешней торговли, Россия, Бразилия и ЮАР могут считаться поставщиками ресурсов для постоянно растущего промышленного производства Китая, при постоянно растущей роли Китая как поставщика промышленных и потребительских товаров, а также импортера сырьевых товаров. Подобная структура становится ключевым фактором развития сотрудничества.
Институционализация взаимодействия стран БРИКС в како-либо форме, даже в формате соглашения о свободной торговле (ССТ), крайне затруднительна. Отдельные участники БРИКС и БРИКС+ имеют ССТ между собой и/или с третьими странами (такие, как Совет сотрудничества стран Персидского залива и Панарабская зона свободной торговли, МЕРКОСУР). Формирование зоны свободной торговли (ЗСТ), которая бы включала в себя все 10 стран невозможно, поскольку уже в рамках других блоков страны БРИКС не продемонстрировали готовности к объединению усилий или условия членства в других блоках не позволяют этого. Даже последствия снижения тарифов в различных секторах будут разными для членов БРИКС поскольку эти страны имеют сравнительные преимущества в секторах экономики.
Все страны БРИКС реализуют различные программы экономического развития, т.к. все страны имеют различные приоритеты и направления совершенствования экономики. Это в значительной степени объясняет отсутствие взаимных цепочек стоимости, направленных на стимулирование сотрудничества в передовых технологиях (искусственный интеллект, цифровизация и чистая энергия), что могло бы способствовать получению собственных технологий, снижению зависимости и способности генерировать интеллектуальную собственность и внедрять альтернативные технические стандарты.
Общая экономическая ситуация в странах БРИКС остается нестабильной, все страны в значительной степени зависят от внешней среды и реагируют на изменения конъюнктуры на внешних рынках. Именно по этой причине страны БРИКС и БРИКС+ в различной степени заинтересованы в углублении сотрудничества в целом. Как уже отмечалось выше, активизация участия России и особый интерес к данному блоку объясняется необходимостью переориентации вектора сотрудничества на фоне глубоких противоречий с бывшими традиционными партнерами. Активное участие Китая в финансировании проектов в рамках БРИКС также неоднозначно воспринимается другими участниками и не всегда является позитивным фактором.
При том, что для большинства стран БРИКС существуют оптимистичные сценарии развития, однако их реализация зависит от эффективности национальной экономической политики, в том числе внешнеэкономической стратегии и обеспечения устойчивых позиций для своих производителей на глобальных рынках. Страны БРИКС занимают крайне различные позиции в международных экономических организациях и многосторонней торговой системе. Так, в частности, все партнеры России по БРИКС являются членами ВТО, однако, многие позиции стран в системе политических и экономических межгосударственных отношений различаются.
Глубокому согласованию и продвижению взаимного сотрудничества в некоторой степени препятствует ментальность и отсутствие общей деловой культуры, что осложняет подход к решению многих социально-экономических проблем. Кроме того, в странах БРИКС крайне дифференцированы демографические показатели, что также влияет на формирование экономической политики и ее приоритеты;
Состоявшееся расширение БРИКС, а также присоединение новых стран в перспективе, безусловно, будет способствовать росту экономического и политического влияния группировки на мировой арене, однако вместе с тем, приведет к большему разнообразию интересов и сложностям в координации политики.
Основные пути и формы согласования торговой политики
Несмотря на все обозначенные выше проблемы и противоречия, сотрудничество между странами БРИКС в расширенном составе должно быть выведено на новый уровень, который предполагает усиление роли этих стран в многосторонней торговой системе и разрешении противоречий, возникших на крупнейшей мировой переговорной площадке – ВТО. Для этого у стран уже имеется опыт, который нужно расширять и совершенствовать применительно к задачам и целям многостороннего торгового регулирования. Так, например, в рамках БРИКС на протяжении многих лет действует Рабочая группа по цифровой экономике и создана основа для развития сотрудничества в сфере торговли профессиональными и деловыми услугами.
Современные трансформации в системе международных отношений лишь усилили актуальность сотрудничества стран БРИКС. Эти изменения оказали и продолжают оказывать масштабное воздействие и на внешнеполитическую стратегию каждой из стран. Так, изменившаяся внешняя среда, традиционно определявшая политические механизмы международного сотрудничества стран БРИКС, политизация международного экономического сотрудничества обусловили важность взаимного сотрудничества в условиях расширяющего санкционного давления в виде прямых и вторичных санкций. Кроме того, важное значение имеет тот факт, присоединившиеся в 2024 г. такие важные партнеры России, как ОАЭ, Иран, Эфиопия, Египет , уже имеют устойчивые торгово-экономические отношения с Танзанией и другими странами Восточной Африки. Каждая из этих стран может рассматриваться вкачестве потенциальных партнеров России (ЕАЭС) по ССТ, с некоторыми из них (Иран, Египет).
Таким образом, анализ проблем и перспектив торгово-политического сотрудничества стран БРИКС является особенно актуальным в условиях современного развития системы международных отношений. Эта задача нашла отражение в материалах 15 саммита БРИКС, где было отмечено, что блок представляет собой атрибут альтернативного мирового порядка, вызов глобальному управлению под руководством США за счет снижения зависимости от доллара США, создания новых институтов и расширения, при условии эффективного использования ресурсов своих членов. Это отмечается и в Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 г. [9], где обозначена необходимость:
- диверсификации торгового сотрудничества стран БРИКС в целях развития новых моделей производства, переориентации рынков и увеличения товарооборота внутри блока;
- продолжения изучения возможностей для развития торгово-экономического сотрудничества между странами блока в сферах, в рамках которых страны БРИКС достигли совместных договорённостей и результатов;
- осуществления деятельности, направленной на снижение барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;
- содействие эффективной интеграции компаний стран БРИКС в глобальные и региональные цепочки добавленной стоимости;
- повышение взаимосвязанности цепочек поставок путем выявления «узких мест» в региональных цепочках с целью обеспечения их более эффективного и четкого функционирования и др.
Важной предпосылкой эффективного взаимодействия является тот факт, что с первых дней существования БРИКС его участники осуществляют интенсивный политический диалог, который вполне может стать основой для продвижению общей позиции по многим актуальным проблемам экономического развития, включая новые аспекты многосторонней повестки дня торговых переговоров (цифровая торговля, экологические инструменты торговой политики и экологический протекционизм). Между отдельными странами БРИКС уже установлен диалог по этим вопросам:
Форум IBSA: Индия, Бразилия, ЮАР: обсуждение реформы глобального управления, переговоры по ВТО, изменение климата;
BASIC: Бразилия, ЮАР, Индия, Китай: климатическая повестка дня и углеродные выбросы;
ШОС: Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Пакистан, Иран, Индия: достижение общих целей обеспечения справедливости мирового порядка.
С учетом этого опыта, можно утверждать, что с точки зрения развития сотрудничества стран БРИКС в сфере торговой политики существуют значительные перспективы. При этом, следует учитывать, что торговая политика является одной из важнейших сфер сотрудничества, поскольку ее реализация и применение конкретного инструментария отражает экономические, социальные и политические проблемы страны или региона, вовлечение страны в международное экономические сотрудничество, а участие в разработке правил – политические позиции в мире.
Координация торговой политики стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) может осуществляется через различные механизмы сотрудничества, такие как саммиты, министерские встречи и рабочие группы. Основные цели координации торговой политики в рамках БРИКС включают укрепление торговых отношений между участниками, согласование позиций по международной торговле, а также содействие развитию экономического сотрудничества в регионе. Кроме того, страны БРИКС также работают над совместными инициативами в сфере торговли, инвестиций и экономического развития. Важным преимуществом для согласования целей и задач в сфере торговой политики является участие стран в ВТО. Все страны БРИКС имеют различный опыт участия в многосторонней торговой системе:
• Бразилия является одним из основателей и на протяжении 30 лет существования Организации выступает за более справедливые торговые правила и защиту интересов развивающихся стран.
• Россия, присоединившаяся с 2012 г. после длительных переговоров и принятия обязательств приведению национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО постоянно активизирует свою позицию и активно выступает по многим вопросам современной повестки дня, в том числе по вопросам реформы Организации.
• Один из активных участников многосторонних торговых переговоров по крайне острым и болезненным вопросам (сельское хозяйство, фармацевтическая промышленность и услуги, в том числе внутреннее регулирование) является Индия. Следует подчеркнуть, что итоги последних министерских конференций ВТО отчетливо продемонстрировали способность Индии настойчиво продвигать свои интересы, во многом коррелирующие с интересами других развивающихся стран, и занимать независимую позицию.
• Являясь относительно новым участником многосторонних торговых переговоров (с 2001 г.), Китай как вторая экономика мира и один из крупнейших экспортеров и импортеров товаров и услуг, стал наиболее частым объектом разбирательств в рамках МРС, что означает, во-первых, наличие важного опыта, а во-вторых, заинтересованность в сохранении этого механизма, наряду с Индией, Россией и Бразилией. Так, в частности, Китай и Бразилия уже приняли участие в создании альтернативных механизмов разрешения споров (МРС) в условиях кризиса апелляционного органа ВТО: в начале 2020 г. было анонсировано заключение Многостороннего временного соглашения об апелляции и арбитраже (Multiparty Interim Appeal Arbitration Arrangement), которое стало своего рода зеркальным дублированием апелляционного механизма ВТО и носит временный характер.
• ЮАР, участвующая в работе ВТО с первых дней существования Организации, активно продвигает интересы развивающихся стран и выступая за более справедливые торговые правила для стран Африки.
Таким образом, участвуя в работе всех органов и комитетов ВТО, все страны БРИКС имеют уникальную возможность координировать свою позицию по многим сохраняющим актуальность по сей день вопросам повестки Доха – раунда и последующих министерских конференций.[11] Всех их объединяет стремление к обеспечению справедливых правил торговли, учитывающих интересы развивающихся стран, и барьеров для доступа на мировые рынки. Кроме того, страны БРИКС поддерживают идею сохранения многосторонней системы и противостояния протекционистским мерам, которые могут нанести ущерб мировой экономике. На сегодняшний день можно утверждать, что определенные перспективы координации переговорных усилий и, как следствие, выработки согласованной переговорной позиции, могут существовать по таким вопросам, как:
1. реформа механизма разрешения споров ВТО;
2. формирование третейских групп и апелляционного органа;
3. вопросы регулирования интеллектуальной собственности;
4. применение «зеленых» субсидий [10];
5. техническое регулирование;
6. использование мер защиты внутреннего рынка («триады» защитных мер).
Безусловно, выявление оптимальных путей согласования своих позиций и их продвижение в рамках ВТО не только в собственных интересах, но и с учетом интересов всех групп развивающихся стран, крайне важно. Изучая возможности координации позиций, следует учитывать, что отсутствие формального статуса БРИКС в данном случае не является препятствием, поскольку в рамках ВТО традиционно распространена практика формирования «групп по интересам», выступающих с единой позицией по ключевым вопросам повестки дня. Помимо ВТО, координация отдельных вопросов торговой политики возможна рамках других международных организаций, в частности Всемирного банка (инвестиции) и экологические соглашения и организации [12] для продвижения своих интересов и борьбы с несправедливой торговой политикой.
При этом, координация торговой политики может получить и определенную институционализацию при отсутствии статуса блока БРИКС в целом. Так, было бы целесообразно:
1. Создание альтернативных торговых блоков, отражающих интересы и потребности стран БРИКС и открытых для участия других стран. Примером может служить ВРЭП.
2. Заключение двусторонних и плюрилатеральных торговых соглашений, направленных на расширение торговли и инвестиций между участниками БРИКС. Примером может служить ССТ между ЕАЭС и Ираном, ЕАЭС и Египтом, а также инвестиционное соглашение нового типа, подписанное между ЕС и Китаем. [12]
3. Совместное противодействие протекционизму и необоснованным торговым ограничениям, в частности оспаривание наиболее дискриминационных механизмов, применяемых развитыми странами. К одним из таких ограничений относится пограничный корректирующий углеродный налог ЕС, представляющий инструмент дискриминации в гораздо большей степени, нежели инструмент экологической защиты. [14]. Можно предполагать, что в ближайшей перспективе экологический протекционизм может стать одной из важнейших форм защиты национальных производителей, что существенно осложнит позиции стран БРИКС и потребует особого внимания.
4. Совместное развитие инфраструктуры и технологий: сотрудничество в области развития инфраструктуры и технологий, что относится к компетенции ГАТС и ТРИПС с целью укрепления позиций стран блока.
Помимо согласованного участия в международных структурах, для стран БРИКС важна последовательная либерализация взаимных связей. Стратегия сотрудничества со странами -БРИКС до 2025 г. также предусматривает:
- обмен лучшими практиками и развитие сотрудничества в сфере защиты прав интеллектуальной собственности;
- развитие технического сотрудничества (в области технического регулирования, стандартизации, метрологии), достижение совместимости оценки соответствия и аккредитации;
- достижение согласованности в сфере регулирования электронной торговли;
- укрепление таможенного сотрудничества, изучение функциональной совместимости национальных механизмов «единого окна», противодействие практикам занижения цен;[9]
- учет потребностей устойчивого развития в формировании стратегии в отношении торговли и инвестиций, включая приоритеты и цели государственной политики всех членов. Участие в достижении целей устойчивого развития важно для усиления политического влияния стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран.
Особое значение страны БРИКС имеют для России, которая переживает сложный этап экономического развития, что непосредственно связано с изменением приоритетов участия в мировой торговле. Для нашей страны БРИКС+ стали рынками для переориентации «выпавшей» торговли, прежде всего с ЕС. В свою очередь, Евросоюз также в значительной степени переориентировал свой экспорт и импорт в Россию и из России на эти страны, частично обходя ограничения, частично заполнив «выпавший» экспорт. При этом, как уже упоминалось выше, вторичные санкции не позволяют этим странам активно наращивать связи с Россией, что усиливает актуальность оптимизации регулирования взаимных связей. Углубление санкционного давления в еще большей степени будет способствовать наращиванию сотрудничества с данной группой стран. В результате происходящих изменений вероятна переориентации торговли на страны и группы стран, не участвующие в соответствующих ограничительных мерах, большинство «классических» членов БРИКС (Китай, Индию, Бразилию и ЮАР), в «новые» члены БРИКС при сценариях их неприсоединения к ограничительным мерам США и ЕС. В качестве примера усиления давления можно привести готовящийся в США проект, увязывающий закупку зерновых культур в России и помощь институтов развития (No Russian Agricultural Act) , что является крайне болезненной проблемой для многих развивающихся стран, испытывающих недостаток продовольствия. В случае вступления законопроекта в силу наиболее существенное перераспределение «выпадающих» экспортных поставок российской пшеницы и прочих злаков также возможно в пользу «новых» членов БРИКС при этом в российском экспорте риса перераспределение поставок может сопровождаться не ростом доли «новых» членов БРИКС, а партнёров по ЕАЭС и стран ближнего зарубежья.
Отдельные страны БРИКС+ имеют важное значение как рынки для переориентации торговли промышленными товарами. В этом отношении важно ССТ между ЕАЭС и Ираном, в котором либерализация взаимной торговли затрагивает на промышленные товары при преобладании агропродовольственных товаров в современной структуре взаимной торговли.
Заключение
Проанализировав предпосылки, условия и направления сотрудничества стран БРИКС, можно сделать следующие выводы.
Для сотрудничества стран БРИКС в широком формате существуют благоприятные экономические и политические предпосылки. При всех существующих различиях в уровне экономического развития, степени и формате участия в международных процессах, существует широкий круг вопросов, представляющих общий интерес. Отсутствие формализации статуса БРИКС не влияет на возможности и не является причиной отказа от сотрудничества в торгово-политической сфере. Мировой опыт, опыт участия в работе международных организаций позволяет находить оптимальные формы согласования интересов в плюрилатеральном и двустороннем формате.
Для России, изначально выступавшей за активизацию сотрудничества стран БРИКС по всем возможным направлениям, важность рынков стран БРИКС и взаимодействие со странами блока в торговле и торговой политике имеет крайне важное значение. Посредством углубления сотрудничества в группировке страна может укрепить свои позиции в многосторонней торговой системе и сформировать альтернативу для компенсации утраченных в силу политического противостояния рынков.
Сотрудничество в торгово-политической сфере важно для укрепления позиций всех стран БРИКС, представляющих не только национальные интересы, но и интересы других развивающихся стран. Только при условии согласования своих позиций и интересов в торговой политике страны БРИКС смогут реализовать амбиции по представлению Глобального Юга.
Библиографический список
1. Исаченко Т.М. Страны БРИКС во внешнеэкономической стратегии России: поиск альтернатив. / Международная жизнь. – 2011 - №11. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/564
2. Sperlich Y. A review of the BRICS literature. URL: https://www.researchgate.net/publication/296704651_A_review_of_the_BRICS_literature
3. Georgieva K. BRIC Countries in Comparative perspective. St.Petersburg, 2006. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/147270-1109938296415/20939460/Kristalina-Georgieva-BRICs.pdf
4. Chatterjee, B., P. C. Jena, S. Singh Intra-BRICS trade and Its Implications for India. Discussion Paper.CUTS International, 2014. URL: https://www.cuts-citee.org/pdf/Intra-BRICS_Trade_and_its_Implications_for_India.pdf
5. Sharma S. K., Kallummal M.A GTAP Analysis of the Proposed BRICS Free Trade Agreement, Conference papers 332245, Purdue University, Center for Global Trade Analysis, Global Trade Analysis Project, 2012 URL: https://ideas.repec.org/p/ags/pugtwp/332245.html
6. Mlachila M.,Takebe M. FDI from BRICs to LICs: Emerging Growth Driver? IMF Working Papers. Volume/Issue: Volume 2011: Issue 178 URL: DOI: https://doi.org/10.5089/9781462311309.001 ISBN: 9781462311309
7. Ревизорский М. Группа семи/восьми – Группа двадцати: БРИКС: новая триада в глобальном управлении. // Вестник международных организаций -2015 - №10 - стр.29-48
8. The BRICS Wealth Report: Challenging the Global Economic Order. Henley&Parners, 2024. URL: https://www.henleyglobal.com/newsroom/press-releases/brics-wealth-report-2024#:~:text=The%20BRICS%20bloc%20now%20represents,purchasing%20power%20parity%20(PPP).
9. Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 г. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf
10. Исаченко Т.М., Ильягуева Б.З. Опыт применения инструментов «зеленой» промышленной политики.//Российский внешнеэкономический вестник. – 2019 - №7 – стр. 34-48
11. Медведкова И. А., Трудаева Т. А. Кризис Доха, итоги Найроби, перспективы Буэнос-Айреса. // Горизонты экономики – 2017 - № 1 – стр. 49-56.
12. Близнецкая Е. Анализ климатических инициатив России в БРИКС . 2024 URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/analiz-klimaticheskikh-initsiativ-rossii-v-briks/
13. Исаченко Т.М., Медведкова И.А., Крючков Р.В. (2022) Всеобъемлющее инвестиционное соглашение между ЕС и КНР: проблемы заключения и поиск баланса интересов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. Т. 38. Вып. 1. С. 26–64. URL: https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.102
14. Новая парадигма развития международных экономических отношений: вызовы и перспективы для России. Под общей ред. Исаченко Т.М., Ревенко Л.С. / М. – МГИМО – Университет, 2022 – стр. 223-231
References
1. Isachenko T.M. Strany BRIKS vo vneshnejekonomicheskoj strategii Rossii: poisk al'ternativ. / Mezhdunarodnaja zhizn'. – 2011 - №11. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/564
2. Sperlich Y. A review of the BRICS literature. URL: https://www.researchgate.net/publication/296704651_A_review_of_the_BRICS_literature
3. Georgieva K. BRIC Countries in Comparative perspective. St.Petersburg, 2006. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/147270-1109938296415/20939460/Kristalina-Georgieva-BRICs.pdf
4. Chatterjee, B., P. C. Jena, S. Singh Intra-BRICS trade and Its Implications for India. Discussion Paper.CUTS International, 2014. URL: https://www.cuts-citee.org/pdf/Intra-BRICS_Trade_and_its_Implications_for_India.pdf
5. Sharma S. K., Kallummal M.A GTAP Analysis of the Proposed BRICS Free Trade Agreement, Conference papers 332245, Purdue University, Center for Global Trade Analysis, Global Trade Analysis Project, 2012 URL: https://ideas.repec.org/p/ags/pugtwp/332245.html
6. Mlachila M.,Takebe M. FDI from BRICs to LICs: Emerging Growth Driver? IMF Working Papers. Volume/Issue: Volume 2011: Issue 178 URL: DOI: https://doi.org/10.5089/9781462311309.001 ISBN: 9781462311309
7. Revizorskij M. Gruppa semi/vos'mi – Gruppa dvadcati: BRIKS: novaja triada v global'nom upravlenii. // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij -2015 - №10 - str.29-48
8. The BRICS Wealth Report: Challenging the Global Economic Order. Henley&Parners, 2024. URL: https://www.henleyglobal.com/newsroom/press-releases/brics-wealth-report-2024#:~:text=The%20BRICS%20bloc%20now%20represents,purchasing%20power%20parity%20(PPP).
9. Strategija jekonomicheskogo partnerstva BRIKS do 2025 g. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf
10. Isachenko T.M., Il'jagueva B.Z. Opyt primenenija instrumentov «zelenoj» promyshlennoj politiki.//Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. – 2019 - №7 – str. 34-48
11. Medvedkova I. A., Trudaeva T. A. Krizis Doha, itogi Najrobi, perspektivy Bujenos-Ajresa. // Gorizonty jekonomiki – 2017 - № 1 – str. 49-56.
12. Blizneckaja E. Analiz klimaticheskih iniciativ Rossii v BRIKS . 2024 URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/analiz-klimaticheskikh-initsiativ-rossii-v-briks/
13. Isachenko T.M., Medvedkova I.A., Krjuchkov R.V. (2022) Vseob#emljushhee investicionnoe soglashenie mezhdu ES i KNR: problemy zakljuchenija i poisk balansa interesov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Jekonomika. T. 38. Vyp. 1. S. 26–64. URL: https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.102
14. Novaja paradigma razvitija mezhdunarodnyh jekonomicheskih otnoshenij: vyzovy i perspektivy dlja Rossii. Pod obshhej red. Isachenko T.M., Revenko L.S. / M. – MGIMO – Universitet, 2022 – str. 223-231
Контактная информация/Contact information
ФГАОУВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Russian Ministry of Foreign Affairs, 76, Vernadsky Avenue, 119454 Moscow, Russia
Исаченко Татьяна Михайловна / Tatiana M. Isachenko