УДК 339 92
y^jjy.yz. doi. 10.20310/1819-8813-2019-14-105-88-101
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ БРИКС
КОВАЛЬ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: v.p.koval@yandex.ru
КАРАХАНЯН АДЕЛАИДА АШОТОВНА Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: karaxanyan94@list.ru
В статье рассмотрены приоритетные направления торгово-экономического сотрудничество стран БРИКС на основе анализа проблем и перспектив сотрудничества стран БРИКС. Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти Бразилии, Российской Федерации, Индии, Китая и ЮАР, материалы научно-практических конференций, научные публикации и монографии ведущих ученых-экономистов, данные служб государственной статистики стран БРИКС (включая Росстат), материалы электронных ресурсов Internet, научно-исследовательские материалы, публикации в периодической печати. Образованный в начале нынешнего столетия блок БРИКС, является одним из ключевых акторов на международной арене, что обусловлено объективными причинами - как политическими, так и экономическими. Интеграционные процессы в рамках блока БРИКС происходят по разным направлениям и в разных сферах: информационной безопасности и инноваций, культуры и здравоохранения. Наиболее интенсивно такие процессы протекают в сфере экономики и торговли. Несмотря на то, что международное торгово-экономическое сотрудничество в рамках блока БРИКС успешно развивается, и определены направления по дальнейшему совершенствованию соответствующего взаимодействия между входящими в этот союз государствами, текущее положение дел дает возможность выявить и немало недостатков в этой сфере, которые требуют устранения. Все еще низка доля торговли услугами в торговом обороте между странами, более того, существуют и определенные внешнеторговые барьеры, которые до сих пор не отменены. Кроме того, взаимная торговля между странами-членами БРИКС обладает признаками диспропорциональности. В ближайшее время, после окончательного оформления блока БРИКС как стабильного и динамично совершенствующегося торгового, входящие в него страны станут намного более привлекательны для внешних инвесторов, а их глобальная конкурентоспособность существенно увеличится. Можно ожидать, что блок БРИКС станет крупнейшим глобальным объединением наиболее масштабных развивающихся мировых экономик.
Ключевые слова: БРИКС, международное торгово-экономическое сотрудничество, международная экономическая интеграция, торговый потенциал стран БРИКС, перспективы торгово-экономического сотрудничества
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью и влиянием развивающихся экономик Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в международной экономической интеграции в условиях продолжающегося процесса глобализации. Важным обстоятельством, определяющим актуальность избранной темы, является то, что исследование перспектив развития стран БРИКС имеет особое значение для современной России. Вопросы участия России в многостороннем форуме, ее дву-
сторонних отношений с участниками БРИКС на мировой арене имеет долгосрочный характер. Важно и то, что партнеры России по данному объединению являются крупнейшими государствами с быстро растущей экономикой, обладающие сетью связей с региональными государствами, что важно и для России.
В основу работы легли научные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные теоретическим аспектам изучения экономической
интеграции стран. Значительный вклад в исследование данных вопросов внесли труды Е. Авдокуши-на, Ю. Шишкова, Ю. Борко, М. Максимовой, В. Рыбалкина, В. Колесова и многих других ученых [1-6].
Из зарубежных исследователей неоценимый вклад в рассматриваемую проблематику внесли работы М. Аллэ, К. Мейера, Г. Кремера, В. Репке, Б. Балаша, Р. Шарвена, С. Рольфа, Ю. Ростоу, Г. Мюрдаль, П. Стритен, Ф. Перу, Дж. Пиндер, Я. Тинбергена, М. Арах, Е. Хааза, А. Спинелли, А. Этциони и других исследователей [7-23].
Проблемам и перспективам сотрудничества стран БРИКС также уделяется достаточно внимания. Особый вклад в исследование данной темы внесли Е. Авдокушин, В. Гельбрас, В. Давыдов, Т. Дейч, О. Климовец, Е. Козловский, А. Лукин, Б. Мартынов, В. Никонов, Г. Толорая, А. Островский, И. Рогачев, М. Титаренко и множество других исследователей [1, 24-34]. Среди зарубежных исследователей необходимо выделить Дж. О'Нила, Дж. Киртона, Лю Цинцай, Сунь Тонин, М. Сингха, М. Ганди, А. Дж. Калама, Н. Рао, С. Махапатра, А. Капура, Б. П. Саха [35-45].
Международная экономическая интеграция стала предметом изучения исследователей из различных стран, в том числе Франции и Германии, в конце позапрошлого столетия, и пионерами в этой сфере были такие исследователи, как Р. Шмед, Х. Кельзен, Д. Шиндлер. Этапной вехой в исследовании этого вопроса стали работы немецкого специалиста Карла Шмидта, который в своих трудах, посвященных теории больших пространств, показал, что экономическая динамика обуславливает появление таких более обширных геополитических структур, которые станут отвечать сложившейся ситуации в межгосударственных отношениях и международном праве [46].
Как известно, вышеуказанная теория исходит из того, что любое государство стремится максимизировать свою территорию. Отсюда Шмидт заключает, что так называемое «большое пространство» представляет собой новый вид сверхнациональной структуры, которая опирается как на стратегию, так и на геополитику и идеологию [46].
Стоит отметить, что международная экономическая интеграция успешнее всего протекает в Европе - это и обусловило то, что развитие, как теории, так и практических приложений в данной дисциплине, начиная с 1950-х гг., иллюстрировалось примерами из работы ЕЭС/ЕС. Осмысление причин начала такой интеграции не представляется возможным без осмысления роли государства в ней, так как инициаторами интеграции всегда выступали
власти национальных государств, а не бизнес. Основными выработанными концепциями стали федерализм и функционализм.
Приверженцы теории функционализма полагают, что социальные проблемы на данном этапе развития невозможно решить в рамках одного государства, поэтому и возникает необходимость в сотрудничестве. По их мнению, интеграция происходит поэтапно, и с каждым новым этапом создаются облеченные властью органы все с большим спектром полномочий [47].
Теория федерализма предполагает, что триггером интеграционного процесса является стремление к обеспечению национальной безопасности, а интеграция делает возможным окончание конфронтаци-онных процессов. Наиболее известны работы таких последователей данной теории, как А. Спинелли и С. Пистоне [48].
Современный неофункционалистский подход, который, в частности, можно встретить в работах Эрнста Б. Хааса, предполагает, что интеграция невозможна без соблюдения следующих условий:
- общие интересы в экономике;
- сходные экономические системы;
- взаимозависимость;
- плюрализм в политике;
- наличие стабильных национальных элит [47].
Интеграцию следует начинать оттуда, где она
действительно актуальна, и только потом расширять области ее применения - только так можно стимулировать политические процессы с появлением наднациональных структур [47].
При этом стоит обращать внимание не только на политическую схему интеграции (которая выходит на первый план во всех рассмотренных выше теориях), но и на ее экономический смысл. Б. Баласса в своей работе «Теории экономической интеграции» утверждает: «Мы предполагаем, писал он в работе, определять экономическую интеграцию как процесс и как состояние. Рассматриваемая как процесс, она включает меры, призванные устранить дискриминацию между хозяйственными единицами, относящимися к различным национальным государствам; рассматриваемая как состояние, она может быть представлена как отсутствие форм дискриминации между национальными хозяйствами» [49].
По мнению этого исследователя, экономическая интеграция осуществляется последовательно, проходя следующие стадии:
- формирование зон свободной торговли;
- заключение таможенного союза;
- создание общего рынка;
- заключение экономического союза;
- заключение валютного союза в дополнение к экономическому.
Отечественные исследователи, также стремились осознать теоретически основы такой интеграции. Советские лидеры того времени отмечали, что такая интеграция - это «государственно-монополистическое соглашение финансовой олигархии Западной Европы, которое угрожает жизненным интересам всех народов, делу всеобщего мира, поскольку агрессивные круги империализма используют его в целях укрепления НАТО и форсирования гонки вооружений» [50].
Но с течением времени становилось очевидным, что интеграционные процессы в ЕЭС положительно влияют на экономический рост в странах-участниках, и тогда на первый план вышло противопоставление интеграции в рамках ЕЭС интеграции в рамках СЭВ, которая была названа социалистической. Сопоставление моделей ЕЭС и СЭВ приводило к выводу о том, что интеграция возможна только в случае идентичности социально-экономических систем стран-участников такого процесса [50].
Российский исследователь Ю. В. Шишков, в свою очередь, обозначил суть работы СЭВ как квазиинтеграцию, мотивируя это тем, что в основе СЭВ лежал антирыночный механизм, и материальной заинтересованности в интеграции у стран-участниц не было. Он считает, что аграрные страны или те страны, которые только приступили к индустриализации, также не могут интегрироваться. «Региональная экономическая интеграция становится возможной только после того, как в соответствующем регионе складывается, по меньшей мере, четвертый технологический уклад, а глобализация -только тогда, когда во всех авангардных регионах мира начинает доминировать пятый уклад» [50].
В случае с ЕС исследователи применяют концепцию «концентрических кругов», которая может быть использована и для анализа пространства СНГ и окружающих это пространство стран. Такая схема дает возможность составить несколько классов государств по принципу близости/удаленности их институтов от РФ. В частности, Л. С. Косикова выделяет восемь таких кругов, или группировок [51].
В соответствии с моделью Иваненко, определение границ уже имеющихся или потенциальных торговых блоков возможно, если ввести аналог ньютоновой гравитации, при этом объем торговли двух стран будет пропорционален их ВВП, или «массе», а вот расстояние между странами в квадрате будет обратно пропорционально этому объему. Расстояние измеряется не только в километрах, это еще и разнообразные издержки, и определенные национальные стереотипы по выбору партнера. «Страны, имеющие более высокий объем торговли
находятся в более тесных отношениях между собой (более интегрированы), чем с другими странами» [49].
Из вышеизложенного очевидно, что в настоящий момент не имеется единой теории международной экономической интеграции, которая является универсальной для всех случаев. Разные этапы интеграции предполагают разные схемы, и даже в рамках теории Б. Баласса невозможно объяснить все процессы в рамках ЕС. Слепое копирование моделей ЕС в реалии СНГ потерпело крах потому, что ускоренная интеграция не имела под собой никаких объективных условий, в результате чего возникли не реальные интеграционные, а квазиинтеграционные и псевдоинтеграционные союзы.
БРИКС является группой пяти стран, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Образовано по инициативе России. В настоящее время страны БРИКС играют одну из наиболее важных ролей на международной арене, что обусловлено объективными экономическими причинами.
Учитывая тот факт, что определенные области государства все еще находятся на стадии поиска, они обладают некоторой первозданностью в развитии, что отличает их от множества западных государств. Стоит заметить, что их непосредственное динамичное развитие можно объяснить обширной ресурсной базой: таким образов Российская Федерация считается государством богатым полезными ископаемыми; в то время как в Бразилии хорошо развито сельское хозяйство; Индия обладает достаточно широким рынком недорогостоящих интеллектуальных ресурсов, а также высокопрофессиональной трудовой силой; КНР, имеет огромное количество дешевой трудовой силы.
Значимой является роль некоторых государств БРИКС в международной экономической системе существовала еще до создания данной аббревиатуры. Такие факторы как производительность рабочей силы, а также демография с давних времен играют важное значение в экономической системе любого государства. Суммарный ВВП по ППС стран БРИКС равен четверти от мирового, пять стран -это 30 % территории Земли, 49 % ее населения и 29 % электроэнергии всего мира. Кроме того, страны БРИКС обладают высоким ресурсным потенциалом: это и территории для сельского хозяйствования, и запасы энергоносителей, и экологические запасы (в частности, пресная вода), и леса Амазонии и Сибири (так называемые «легкие Земли»), при этом имеющихся в распоряжении стран-членов БРИКС ресурсов хватит для каждого землянина.
Предполагается, что ВВП стран-членов БРИКС превысит ВВП стран G7 уже в 2032 г., при этом
ВВП КНР сравняется с ВВП США в 2027 г., а станет больше его на 84 % в 2050 г. [52].
Стоит также отметить, что страны, входящие в блок БРИКС, по праву занимают одно из первых мест в мире по развитию так называемой e-commerce, или электронной торговли. Лидирующие позиции в этой области таких компаний, как Alibaba (КНР), «ПетроКосм» (Бразилия), «Индия-Март» (Индия), «Калахари» (ЮАР) свидетельствуют о том, что в наиболее современной с точки зрения технологий торговой сфере страны БРИКС уверенно занимают первое место, обгоняя по этим показателям страны G7, что дает дополнительный триггер роста экономик этих государств [53].
Экономический и политический блок БРИКС возник по многим причинам, среди которых можно выделить:
- невозможность глобального управления в рамках однополярной модели;
- направленность глобальных финансовых институтов на защиту интересов стран «первого мира».
Эти предпосылки заставляют развивающиеся страны искать альтернативы имеющемуся порядку международного регулирования - одной из таких альтернатив и является БРИКС [54]. При этом необходимо понимать, что задачи блока не ограничиваются только экономикой - большинство государств в настоящее время выбирают между присоединением к США и НАТО и последующей возможной утратой идентичности и суверенитета - и усилиями по изменению несправедливого порядка, который есть сейчас. Именно второй вариант и олицетворяют государства-члены БРИКС.
Несмотря на всю разницу между странами-участницами этого блока (Индией, Китаем, РФ, ЮАР и Бразилией), все государства сходятся в следующем:
1. Мировая экономика находится в кризисе, он серьезен и системен, и причины его - в том, что спекулятивные финансы стали превалировать над реальным производством, эмиссия доллара США резко возросла, и кризис мировой экономики решили просто «залить деньгами»;
2. Необходима новая система, которая не будет дискриминационной к разным странам в части доступа к финансам и сбытовым рынкам, при этом государственный и частный сектор будут гармонично сочетаться, и БРИКС станет одним из архитекторов такой системы;
3. Международное сотрудничество, по мнению БРИКС, возможно только при условии отсутствий покушения на суверенитет и культурно-циви-лизационную идентичность его участников;
4. Мировая финансовая система должна быть поливалютной. Это - не только экономическое, но и военно-политическое требование; как известно, все, что может повредить мировой долларовой системе, встречает максимально жесткую реакцию со стороны США, вплоть до прямой военной агрессии;
5. БРИКС - это диалоговый формат для дискуссии по всем важным вопросам; пока что БРИКС не планирует трансформироваться ни в экономический интеграционный, ни тем более в военно-политический блок. Выбор такого формата продиктован тем, что он «развязывает руки» странам-участницам, давая вместе с тем им возможность сотрудничества в тех случаях, когда они действительно в этом заинтересованы [55];
6. В отличие от стран <^7», страны БРИКС куда более разнообразны - они имеют разную историю, на их территории проживают представители самых разных этносов, культур и цивилизаций, исповедующие различные религии. БРИКС можно определить, как уникальную модель полицентрического мира [56]. При этом стоит отметить, что арабские или исламским страны пока в БРИКС не представлены, что дает этому объединению большую тактическую свободу. В то же время вариант вступления в это объединение Индонезии или другой мусульманской или арабской страны исключать нельзя. Такой вариант, как считается, может снизить радикализационный потенциал ислама и минимизировать вариант конфликта исламской и других цивилизаций;
7. БРИКС - это конгломерат стран за пределами так называемого «золотого миллиарда», при этом страны-участницы расположены на всех континентах. Но при этом БРИКС - не блок, а всего лишь государства, на которые не распространяется евроатлантическая «блоковая дисциплина». При этом характерно, что и БРИКС, и ШОС развивают интеграцию в тех регионах, где нет влияния США;
8. БРИКС не имеет жесткой организации; его влияние - это сумма политического веса и экономического потенциала каждого государства-участника. РФ и Китай состоят постоянными членами СБ ООН, все страны БРИКС входят в G20. ЮАР является одним из лидеров в Африке, а Бразилия - в Латинской Америке, две главных силы в Азии персонифицируются в Индии и КНР, а РФ благодаря своей уникальной географической расположенности имеет интересы как в Азии, так и в Европе;
9. Экономическая мощь БРИКС в ближайшее время станет базисом для пересмотра схемы глобального управления, как в экономике, так и в политике; при этом стоит учитывать и то, что трое
стран-членов БРИКС (РФ, КНР, Индия) являются ядерными державами. В связи с этим стоит отметить, что отдельные эксперты в США уже определяют в среднесрочной перспективе БРИКС в качестве угрозы национальным интересам. Но текущий консенсус состоит в том, что БРИКС - это объединение стран значимых, но все еще отстающих от «Первого мира». Стоит отметить, что и отечественная элита, исповедующая так называемый «евро-центризм», придерживается такой же точки зрения, считая, что и РФ, и КНР, и Индия - страны с более низким уровнем цивилизационного развития. Несостоятельность таких утверждений очевидна, но не менее очевидно и то, что ВВП на душу населения в странах БРИКС ниже, чем в странах G7. Поэтому выигрыша гонки за экономическое первенство с «золотым миллиардом» в ближайшее время ждать не стоит;
10. Не менее важно и то, что внешняя политика стран-членов БРИКС отличается от политики США и блока НАТО, которая представляет из себя цепь наступательных и даже агрессивных действий. Страны БРИКС на данном этапе не перехватывают инициативу во внешней политике в мире, придерживаясь следующих базовых правил:
- стратегические проблемы решаются без прямой конфронтации с НАТО и США, но с учетом собственных интересов;
- целью внешней политики должно стать реформирование мировой экономики в целом и финансов в частности;
- доступ к финансам, мировым рынкам должен быть недискриминационным;
- торговый обмен должен осуществляться по справедливым законам [54].
При этом интересно, что в каждой из стран-членов БРИКС есть определенный общественный запрос на трансформацию этого объединения не просто в полюс влияния на мировую экономику и политику, но в базовую конструкцию по устройству мира, в котором ни одно государство не будет иметь возможности навязать другой стране против ее воли принципы политического и экономического устройства. Стоит отметить, что такой общественный запрос на данный момент, по всей вероятности, будет использован только в качестве имиджевого фактора правящими элитами стран-членов БРИКС, а не имплементирован в реальные действия на политической арене.
Все перечисленные аспекты положительно влияют на долговечность БРИКС. В то же время нельзя не отметить, что различная ситуация с религией в каждой из стран и разная динамика экономического развития обуславливают то, что входящие в БРИКС государства по-разному оценивают пути
решения многих задач - как на глобальном, так и на региональном уровнях. Не стоит забывать и о том, что у некоторых из стран-членов БРИКС есть и неурегулированные двусторонние проблемы.
Следует подчеркнуть, что развиваться БРИКС сможет, невзирая на эти препятствия, но они могут существенно влиять на возможности каждого государства в реальной политической практике.
На данный момент БРИКС - это, прежде всего формат для диалога, но на практике взаимодействие между странами-членами БРИКС, равно как и осязаемые результаты в виде четкой структуры объединения, заметны слабо. В то же время контакты регулярно осуществляются не только на уровне саммитов глав государств или глав МИД, но и на министерском уровне, а также на уровне вузов, муниципалитетов и неправительственных общественных объединений, экспертных и бизнес-сообществ.
Но указанные выше факторы (различная ситуация с религией в каждой из стран и разная динамика экономического развития, а также проблемы в отношениях между странами, обусловленные историческим контекстом) существенно затрудняют эффективную кооперацию в рамках БРИКС. Это обусловлено в первую очередь тем, что страны имеют различные интересы как внутри этого формата, так и за его пределами.
Первый и наиболее сильный член БРИКС - это Китай. Один из постулатов политики КНР заключается в том, что уже сейчас ВВП по ППС КНР вышел в мире на первое место [57]. Исходя из этого, власти КНР строят стратегические, а не тактические планы в рамках БРИКС. Основная цель КНР, которая обладает статусом постоянного члена СБ ООН - это лидирующие позиции в переучрежденном мироустройстве. КНР уже стала «мировой фабрикой», а скоро станет и крупнейшим мировым рынком, а ее валюта стала одной из основных резервных. Все это позволяет властям КНР быть одним из основных акторов в установлении новых правил на международных торговом рынке и рынке труда, которые бы учитывали интересы государств так называемого «третьего мира» [58].
Несомненно, основным фактором наиболее выдающихся успехов в Китае выступает его население, численность которого составляет 1,5 млрд. человек. Стоит заметить, что общие макроэкономические показатели достаточно многообещающи. Степень инфляции, а также положение платежного баланса, и, конечно же, размер государственных долгов, уровень инвестиций и готовность к внешним торговым процессам находятся в достаточно стабильном положении, в то время как на микроуровне КНР превышает средние показатели для крупнейших развивающихся государств. Одна из проблем
КНР заключается в ее экспорториентированной политике, что делает государство крайне зависимым от вывоза их собственной продукции.
Вместе с этим КНР настаивает на собственной концепции многополярного мира без гегемонии НАТО или США. БРИКС для КНР - это всего лишь еще один инструмент для усиления своих позиций как в глобальной политике, так и в глобальной экономике. При этом власти КНР не стремятся к ускоренному продвижению своей политической стратегии, рассчитывая без прямой конфронтации с основными глобальными акторами (прежде всего, с США) решать текущие задачи с учетом того, что китайского доминирования опасаются не только в Европе, но и в Азии. В то же время такая тактика «низкого профиля», по мнению некоторых специалистов, будет продолжаться только до того времени, пока КНР не почувствует себя достаточно сильной для прямого диктата [58]. Но нельзя исключать и того, что власти КНР не хотят повторения негативного опыта двух сверхдержав эпохи «холодной войны».
Следующая страна объединения БРИКС - Индия, которая в настоящее время уже не только лидер Южной Азии, но и глобальный игрок; именно так власти этой страны позиционируют ее. И претензии на глобальную роль Индии имеют все основания: стоит упомянуть и о гигантских трудовых ресурсах, и высоких темпах роста экономики, и о том, что Индия вышла на одно из первых мест в мире по поставкам компьютерного ПО. Эти факторы могут в долгосрочной перспективе привести Индию в Тор-3 стран по абсолютному объему ВВП. Динамично развивающаяся экономика стала для Индии базисом для ведения самостоятельной внешней политики как в рамках G20, так и в рамках ШОС. В то же время Индия остается не только одним из лидеров Движения неприсоединения, но и занимает ведущее место в G77, взаимодействуя с развивающимися странами по всему миру.
Индия находится в десятке стран по величине энергетического рынка на мировой арене. Данный факт предполагает высокие возможности в российско-индийском сотрудничестве в топливно-энергетической отрасли. Стоит заметить, что сделка ведущей индийской нефтяной компании «ONGC-Videsh», а также «Роснефть-Сахалин» и «Сахалин-морнефтегаз-Шельф» крупнейший инвестиционный проект индийской организации за границей и наиболее крупной сделкой Российской Федерации по продаже акций зарубежной организации.
Для Индии БРИКС - это инструмент вхождения в СБ ООН в качестве постоянного члена. Стоит отметить, что решение этой задачи весьма непросто - против такого статуса Индии выступают не толь-
ко Пакистан, но и КНР, но приоритетной она для индийских властей останется.
Еще одной страной, чьи интересы необходимо изучить, выступает Бразилия. Бразилия - одно из самых развитых в экономическом плане государств Латинской Америки. Стоит отметить, что заинтересованность в подобном формате Бразилия проявила еще в 2003 г., став инициатором диалога ИБАС (Индия + Бразилия + ЮАР), за три года до того, как в 2006 году в Нью-Йорке прошла первая встреча министров иностранных дел стран-членов БРИКС, от которой ведет свою историю БРИКС. ИБАС был интересен для Бразилии прежде всего возможностью решения проблем в акватории южной половины Атлантического океана, что позже переросло в интерес к более масштабному объединению. [59]
Говоря об отношении бразильских властей к БРИКС, следует помнить о том, что после ультрадинамичного периода развития в 2000-е гг. экономика этой страны в настоящее время имеет все необходимое для самодостаточного развития промышленности во всех сферах, включая передачу информации и телекоммуникацию. В то же время объем сельскохозяйственной продукции, вырабатываемой в стране, достаточен для обеспечения пищей миллиарда человек.
Большой потенциал как в сфере ресурсов, так и в сфере природных запасов, а также динамично растущее производство (и промышленное, и сельскохозяйственное) являются достаточным основанием для того, чтобы Бразилия претендовала на роль глобального игрока в мировой политике и мировой экономике. Государство показывает отличные показатели в добыче полезных ископаемых. Вместе с тем, благодаря собственному производству в государстве может обеспечиваться примерно 90 % внутреннего спроса на продукцию промышленного характера. На оборудование и машины спрос удовлетворен больше чем на 80 %. Необходимо отметить, что целый перечень конкурентоспособной бразильской продукции то (автобусы, воздушные суда, грузовики, автомобили, тракторы, а также дорожно-строительные автомашины, энергетическое оборудование, электронная и электробытовая техника и т. д.) поставляется на международный рынок.
ЮАР с начала 1990-х гг. стремилась занять достойное место в различных союзах развивающихся стран, в частности, в уже упоминавшемся выше ИБАС. ЮАР также стремится использовать БРИКС для того, чтобы стать постоянным членом СБ ООН и таким образом зафиксировать свой статус страны-лидера Африки. Но наряду и со стратегическими задачами рассматриваются и менее масштабные - в
частности, такие, как строительство железной дороги из Каира в Кейптаун, которая свяжет север континента с югом, по новейшим инновационным технологиям [60].
Для политической элиты ЮАР участие в БРИКС, также является проектом по изменению глобальной финансовой и экономической системы, которая считается несправедливой. Стоит также отметить, что в общественном мнении ЮАР высок запрос на антиглобализм, что не может не давать дополнительного стимула элите страны для более активного взаимодействия в рамках БРИКС.
Особый интерес представляют интересы России в сотрудничестве со странами БРИКС. Так, для РФ БРИКС является выгодным проектом - прежде всего потому, что такой формат позволяет обсуждать на авторитетной площадке экономические и политические проблемы, а также проблемы глобального управления, а в перспективе эта площадка может стать местом не только для диалога, но и для координации усилий стран-участниц, обладающих немалым глобальным потенциалом.
Необходимо отметить, что Россия уделяет особое внимание международному взаимодействию, что отражено в Концепции внешней политики Российской Федерации [61]. Это лишний раз подтверждает приоритетное значение взаимодействия со странами БРИКС для России. Принятие Стратегии экономического партнерства БРИКС в свою очередь говорит о заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве всех участников.
Взаимодействие в рамках БРИКС происходит в сфере экономики, культуры, здравоохранения, информационной безопасности, инноваций, торговли, таможенному сотрудничеству и по многим другим направлениям. «Россия выступает за углубление партнерства БРИКС в политической, экономической, гуманитарной и других сферах. Вместе с коллегами готовы и далее способствовать демократизации и укреплению здоровых начал в мировых делах на прочной основе международного права». При этом в некоторых случаях участники объединения рассчитывают на проведение реформ с целью отстаивания своих интересов на международной арене, что возможно благодаря консолидации позиций государств. Но уделяется внимание и внутренним проблемам, совместное решение которых обеспечит обмен имеющимся опытом и компетенциями. Речь идет о вопросах малого и среднего бизнеса, проблемах энергетики, борьбе с эпидемиями [62].
Первоочередная проблема Российской Федерации в настоящий момент заключается в демографической проблеме. Экономическое будущее Российской Федерации в настоящий момент под вопросом в связи с возможным сокращением социума, кото-
рый связан с повышенной степенью смертности. Вместе, по мнению большинства иностранных специалистов, Российская Федерация имеет серьезную зависимость от внутренних ресурсов государства (природный газ, а также нефть), сидит на «нефтяной игле». Безусловно, огромнейшая база нефтяных ресурсов имеет важное значение в экономической системе государства, тем не менее, в то время как цены на сырье будут падать, и продавать эту же нефть будет необходимо по наиболее сниженным ценам, экономическая система становится крайне уязвима. В связи с этим, для реализации полного потенциала Российской Федерации, которая является участником группы БРИКС, необходимо выйти за границы энергетического сектора и сформировать условия для совершенствования организаций в иных сферах. Учитывая данные факторы, можно сказать о том, что в настоящий момент Российская Федерация обладает одной из наилучших национальных технологических стратегий в мире, и, конечно же, достаточным интеллектуальным потенциалом для ее осуществления. Традиционно сильнейшая подготовка социума к точным наукам, в том числе к математике, дает возможность интегрировать новейшие технологии, а также формировать новейшие, инновационные способы их использования.
Достаточно важным направлением как для стран «пятерки», так и для всего мира, является сфера военной безопасности. Формат международного союза позволяет решать имеющиеся конфликты между участниками, что приводит к возможности продолжать торгово-экономическое сотрудничество. Этот вопрос выходит и за рамки объединения в сторону имеющихся международных конфликтов, участие в решении которых имеет значение для государств БРИКС. Но более значима роль союза как экономического партнерства, которое позволяет развиваться участникам, а в будущем еще и дружественным странам. Это подтверждается созданием Банка Развития, а также подписанием ряда соглашений в 2017 г. в области технико-экономического сотрудничества [63].
Кроме того, в настоящей внешнеполитической ситуации, когда страны НАТО и ЕС наложили на Россию санкции, формат БРИКС выступает еще и в роли альтернативы для западного мира, наглядно демонстрируя «восточный поворот» внешней политики России. Но не следует забывать, что излишняя активность в проведении такого «восточного поворота» в сочетании с активизацией кооперации в рамках формата БРИКС, может негативно сказаться в будущем на потенциальной свободе маневра РФ во внешней политике. Стоит также учитывать и то, что определенная часть российской элиты страшит-
ся «поворота на глобальный Восток и глобальный Юг», полагая, что будущее РФ - в кооперации с близкой по цивилизационным особенностям Западной Европой [64].
Основной и самый сложнейший вопрос в настоящий момент - это институционализация БРИКС. Налицо сильнейшее противостояние этому, тем не менее именно Российской Федерации, которая является движущей силе в формировании идеологии БРИКС, необходимо поставить и продвигать вопрос о формировании некоторых координирующих органов на государственном уровне. Важным является формирование в БРИКС связей в многостороннем и двустороннем формате. В том числе, в области научно-технического сотрудничества, в котором Российская Федерация смогла бы привнести свой вклад в сфере космической области, авиастроения, а также энергетики. Следует отдать приоритет государствам БРИКС и во внешней экономической деятельности.
Учитывая роли каждого из государств БРИКС в своем, зачастую достаточно обширном регионе мира, возможно, было бы подумать и о формировании сети взаимосвязанных региональных интеграционных объединений на четырех континентах. Учитывая то, что на членство в БРИКС настроены Турция, Индонезия, Мексика. Думают об этом также и Иран, Египет, и, конечно же, Нигерия и Южная Корея. Стоит отметить, что прием некоторых из них мог бы возвысить значение БРИКС, но навряд ли необходимо торопиться. Следует разобраться в действующем формате, который пребывает еще «во младенчестве», для начала стремящимся возможно предоставить статус «партнера по диалогу».
В сложившихся в настоящее время геополитических условиях Российская Федерация одним из своих приоритетов во внешней политике считает дальнейшее наращивание и интенсификацию контактов по линии БРИКС, причем не только по линии Министерства иностранных дел, но и по линии Россотрудничества - именно об этом говорится в официально утвержденной государственной программе под названием «Об основных итогах деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации в 2017 г. и задачах на среднесрочную перспективу».
Текущая ситуация показывает, что лучшая политика для России - одновременное сотрудничество и с глобальным Западом, и с глобальным Востоком. Это - и в интересах географического расположения страны, и в интересах ее цивилизационных и культурных традиций. Подобная многовекторность в долгосрочной перспективе может существенно облегчить задачу по модернизации экономики РФ.
Присутствие политической мотивации к совершенствованию сотрудничества по разным на-
правлениям не поменяло прежнее наличие тенденции преобладания центробежных трендов над центростремительными на пути к увеличению взаимного товарооборота.
Относительно более высокие темпы увеличения товарооборота между участницами БРИКС (за исключением Китая) отражают определенные положительные тенденции в динамике взаимной торговли. Страны ориентированы на расширение торговых связей с теми контрагентами по БРИКС, с которыми у них еще не сформирован потенциал сотрудничества. Вполне возможно ожидать поступательного сближения долей государств - партнеров по БРИКС (кроме Китая) в совокупном товарообороте государств - участников трансрегионального формата и преодоления имеющейся асимметрии и дисбаланса внешнеторговых связей при продолжении данной тенденции в долгосрочной перспективе.
На данный момент государствами-членами БРИКС заключены следующие преференциальные соглашения с интеграционными сообществами:
- КНР - с Южноафриканским таможенным союзом;
- Индия - с Южноафриканским таможенным союзом, МЕРКОСУР, Таможенным союзом и ЕА-ЭС.
Кроме того, существует так называемое «трансконтинентальное соглашение» о преференциальной торговле между Южноафриканским таможенным союзом и объединяющим страны Латинской Америки интеграционным союзом МЕР-КОСУР, а также двустороннее соглашение о преференциальной торговле КНР - Индия [65].
Ввиду расположения на разных этапах согласования и распространения на разное количество товарных позиций, эти соглашения являются неоднородными по характеру.
Количественной оценке и математическому моделированию возможных эффектов от формирования многостороннего интеграционного объединения посвящены работы многих ученых, особенно в Индии. Итоги исследований демонстрируют возможные выгоды от сокращения торговых барьеров в результате осуществления интеграционного сценария, однако предполагается неодинаковый эффект для различных государств - участников формата [66].
Высокие транзакционные затраты тормозят совершенствование трансрегиональной торговли. Наиболее высокие позиции в рейтинге международной торговли среди стран БРИКС занимает Китай: 96-я позиция при 170-м месте у России [67]. Относительно низкая стоимость внешнеторговых сделок - затрат при пограничном и таможенном контроле - в ЮАР и Индии Максимально низкие позиции по стоимости совершения экспортных опе-
раций занимает Россия. Так, затраты на пограничный контроль в Китае достигают 368 долл. США, и 104 долл. США на оформление документов, а в нашей стране - 1125 и 500 долл. США соответственно [67].
Активное использование нетарифных ограничений, в том числе и в отношении партнеров по БРИКС, протекционистские тенденции во внешнеторговой политике негативно сказываются на динамике двусторонних торговых потоков [68]. Бразилия и Китай наиболее часто применяют нетарифные ограничения во внешней торговле. Бразилия применяет технические барьеры в отношении импорта инструментов с высоким потенциалом риска и медицинских аппаратов из Индии, а также ужесточает фитосанитарные и санитарные стандарты к рыбе и морепродуктам из Китая из-за несоблюдения Китаем стандартов рыболовства и качества морепродуктов.
Россией в целях безопасности были введены санитарные и фитосанитарные меры на импорт мясной продукции из Бразилии в 2014 г., аналогичная защитная мера была произведена том же году на импорт свинины из ЮАР. Также, на импорт стальной продукции из Китая были введены антидемпинговые меры.
В целях расширения торгового сотрудничества между странами БРИКС следует достичь следующих целей:
- консультации и обмен информацией о макроэкономической и торговой политике;
- поощрение торговых и инвестиционных связей между странами БРИКС с уделением особого внимания содействию доступу на рынки товаров и услуг между странами БРИКС и поддержке индустриальной взаимодополняемости, устойчивого развития и всестороннего роста;
- упрощение и повышение эффективности административных процедур для облегчения и ускорения взаимной торговли и инвестиций;
- повышение прозрачности торгового и инвестиционного климата в рамках международных обязательств и национального законодательства;
- создание благоприятных условий для развития взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС в целях диверсификации производства и экспорта.
Таким образом, исследование современного состояния экономического сотрудничества выявляет присутствие значительных недостатков в имеющейся модели взаимодействия, среди которых следующие: низкий уровень торговли услугами, сохранение сравнительно высоких внешнеторговых барьеров и неоднородное развитие взаимной торговли между государствами БРИКС. Одновременно нель-
зя не отметить наличие существенных резервов для сокращения диспропорций и роста эффективности экономического взаимодействия в рамках объединения.
Формирование в условиях БРИКС стабильного и динамично совершенствующегося торгового блока увеличит инвестиционную привлекательность и мировую конкурентоспособность государств-членов. Вместе с этим, укрепление внешнеторгового взаимодействия «пятерки» станет существенной мотивацией для привлечения к сотрудничеству с БРИКС других крупных развивающихся государств. В конечном итоге, осуществление планомерной работы по совершенствованию взаимной торговли может трансформировать неформальный «клуб» БРИКС в крепкое объединение крупнейших развивающихся мировых экономик, способное в конъюнктуре формирования трансконтинентальных интеграционных объединений (в первую очередь, Транстихоокеанского и Трансатлантического парт-нерств) гарантировать многополярность международной экономики.
Литература
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономии-ческие отношения. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
2. Шишков Ю. В. Национальное государство: становление, развитие, закат. Что дальше? М., ИМЭМО РАН, 2011.
3. Борко Ю. А. От европейской идеи - к единой Европе. М.: Деловая Лит., 2003.
4. Максимова М. М. В XXI век со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и междунар. отношения. 1998. № 10.
5. Rybalkin V. E. et al. International economic relations - M.: UNITY-Dana. 2005.
6. Колесов В. П. Мировая экономика. Экономика стран и регионов. М.: Издательство Юрайт, 2015.
7. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. М.: ТЕИС, 2003.
8. Meyer K., Peng M. W. International business. Cengage Learning, 2016.
9. Cremer R. D. Chinese business schools and the future of management in the post-crisis era: Responsibility and opportunity // Chinese Management Studies. 2010. Т. 4. №. 1.
10. Репке В. Коренные вопросы хозяйственного порядка // Теория хозяйственного порядка. Фрайбургская школа и немецкий неолиберализм. М.: Экономика, 2002.
11. Balassa B. The structure of protection in developing countries. 1971. №. 382.3.
12. Шарвэн Р. На пути к постдемократии? Le Temps des cerises, Pantin, 2006.
13. Rolf S. Locating the state: Uneven and combined development, the states system and the political //Theoretical Engagements in Geopolitical Economy. Emerald Group Publishing Limited, 2015.
14. Rostow W.W. The World Economy: History and Prospect. 1978.
15. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира» М.: Прогресс, 1972.
16. Стритен П. Интеграция, взаимозависимость и глобализация //Финансы и развитие. 2001. №. 2.
17. Перру Ф. Экономическое пространство: теория и приложения // Пространственная экономика. 2007. № 2.
18. Пиндер Д., Шишков Ю. Евросоюз и Россия: перспективы партнерства. Ком. «Россия в объед. Европе», 2003.
19. Тинберген Я. Пересмотр международного экономического порядка. [3-й доклад Римскому клубу]. М.: Прогресс, 1980.
20. Арах М. Европейский Союз ведение политического объединения. М., 1998.
21. Хааз Е. Когда знание это сила: три модели изменения в международных организациях. Berkeley: University Press, 1990.
22. Спинелли А., Росси Э. Манифест Вентотене // Европейский альманах. 1990.
23. Этциони А., Иноземцев В. Л. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004.
24. Гельбрас В.Г. Экономика КНР. Важнейшие этапы развития 1949-2007. Курс лекций. МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки. М.: Гуманитарий, 2007.
25. Давыдов В., Бобровников В., Теперман В. Феномен финансовой глобализации. М.: Институт Лат. Америки РАН, 2000.
26. Дейч Т. Л. «Большая игра»: Китай и США на африканских сырьевых рынках // Азия и Африка сегодня. 2010. №. 8.
27. Климовец О. В. Конкурентные преимущества стран-экспортеров нефти в условиях волатильности цен на углеводороды //Международный журнал экспериментального образования. 2015. №. 3-3.
28. Козловский Е. А., Комаров М. А., Макрушин Р. Н. Возможности сотрудничества БРИКС в области Топливно-энергетического комплекса (ТЭК) //Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. Т. 7. №. 2.
29. Лукин А. В. Россия и Китай в РИК и БРИКС // Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации/Отв. редакторы Л. С. Окунева, А. А. Орлов. М.: МГИМО-Университет. 2012.
30. Мартынов Б. Бразилия в формате БРИКС // Свободная мысль. 2012. №. 11-12. С. 19-28.
31. Никонов В. А., Толорая Г. Д. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. М.: РУДН, 2013.
32. Островский А. В. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР): опыт сравнительного анализа экономического развития // Россия и Китай: новый вектор развития социально-экономического сотрудничества. 2013.
33. Рогачев И. А. Россия и Китай в системе международных отношений // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В. А. Никонова, Г. Д. Толорая. М.: РУДН, 2013.
34. Титаренко М., Петровский В. Россия, Китай и новый мировой порядок // Международная жизнь. 2015. №. 3.
35. O'Neill J. Building better global economic BRICs. 2001 //Goldman Sachs, Global Economics Paper. 2013.
36. Киртон Д. Д. Анализ причин успешности саммитов БРИКС //Вестник международных организаций. 2015. Т. 10. №. 2.
37. Лю Цинцай Современная внешняя политика Китая и китайско-российские отношения // Проблемы Дальнего Востока. 2004. №5.
38. Сунь Тонин Успехи, проблемы и политика в научно-техническом сотрудничестве между Китаем и Россией. Проблемы, состояние и перспективы российско-китайского сотрудничества. М. 2008.
39. Singh M. Prime Minister's Statement at the Plenary Session of the Fourth BRICS Summit. 29 mar. 2012 // Disponivel em:. Acesso em. 2012. Т. 20.
40. Переписка Л. Н. Толстого с М. К. Ганди Публ. А. Сергеенко // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.: Изд-во АН СССР, 1939. Кн. II.
41. Kalam A. P. J. A., Rajan Y. S. India 2020: A vision for the new millennium. Penguin Books India, 2002.
42. Rao N. M., Naikwadi I. M. Global Financial Meltdown and Its Impact On The Indian Financial System //Indian Journal Of Finance. 2009. Т. 3. №. 8.
43. Mahapatra S. Reinventing the third world: cultural dynamics & economic power //Journal of Third World Studies. 2014. Т. 31. №. 1.
44. Kapur A. Regional Security Structures in Asia, Routledge Curzon, London and N.Y. Bhagwati D. 2003.
45. Ganesh I. et al. An efficient MgAl2O4 spinel additive for improved slag erosion and penetration resistance of high-Al2O3 and MgOC refractories // Ceramics international. 2002. Т. 28. №. 3.
46. Международная экономическая интеграция: М.: Экономистъ, 2014.
47. Пурсиайнен К. Теории интеграции и рамки отношений ЕС РФ. URL: http://www.recep.ru-filesdocuments.
48. Пурсиайнен К. От слов к делу (теории интеграции и отношения ЕС РФ). URL: http:// www.innovativ.co.uk/ventotene/federalism/federalism.htm
49. Мантусов В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. М.: ЮНИТИ, 2012.
50. Шишков Ю. В. Регионализация и глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимодополнение // МЭМо. 2008. № 8.
51. Косикова Л. С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/kalendar.php
52. Давыдов В. М. Перспективы БРИКС и некоторые вопросы формирования многополярного мира.
Материалы доклада на общем собрании Отделения общественных наук // ИЛА РАН. URL: http://www.ilaran.ru/?n=495
53. Гусарова С. А. Развитие электронной торговли в странах БРИКС // Экономические науки. 2017. № 11(156).
54. Толорая Г. Д. Россия и БРИКС. Перспективы и возможности // Стратегия России. 2015. № 5.
55. БРИК как новая форма многовекторной дипломатии // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 1.
56. Виноградов А. В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В. А. Никонова, Г. Д. Толорая. М.: РУДН, 2013.
57. Официальный сайт Международного валютного фонда. URL: www.imf.com
58. Лю Вэй, Су Цзянь. Китайская экономика в поисках прорыва / Пер. с кит. Карповой Т. К., Кочми-ной С. А. М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2017.
59. Вергун А. Н. Сотрудничество стран БРИКС как новый формат интеграционного процесса // Вестник МГИМО. 2013. № 5 (32).
60. Александрова Е. Н., Орлов В. И. Роль и перспективы развития стран БРИКС в глобальной экономике // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8.
61. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher-/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
62. Путин В. В. БРИКС к новым горизонтам стратегического партйрства. URL: http://kremlin.ru-/events/president/news/55487
63. Толорая Г. Д., Горбачева В. О. БРИКС: будет ли будущее светлым? URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/briks-budet-li-budushchee-svetlym/?sphrase_id=6432975
64. Михайлов Н. Н. Страны БРИКС и межцивилизационный диалог // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В. А. Никонова, Г. Д. Толорая. М.: РУДН, 2013.
65. Trade Agreements. Department: Trade and Industry. Republic of South Africa. URL: http://thedti.gov.za/-trade_investment/ited_trade_agreement.jsp
66. Sharma S., Kallummal M. A GTAP analysis of the proposed BRICS free trade agreement. Working Draft. Submitted to15th Annual Conference on Global Economic Analysis "New Challenges for Global Trade and Sustainable Development". Geneva, Switzerland, 2012. URL: https://gtap.-agecon.purdue.edu/resources/download/5989.pdf.
67. World Bank WITS system. URL: http://wits.worldbank.org/
68. World Trade Organization. Non-Tariff Barriers Database. URL: https://i-tip.wto.org/goods/Forms/Member-View.aspx? data=default
References
1. Avdokushin E. F. Mezhdunarodnye ekonomi-cheskiye otnosheniya [International economic relations]. M.: IVTS «Marketing», 1999.
2. Shishkov Yu. V. Natsional'noye gosudarstvo: stanovleniye, razvitiye, zakat. Chto dal'she? [National state: formation, development, decline. What's next?] M.: IMEMO RAN, 2011.
3. Borko Yu. A. Ot evropejskoj idei - k edinoj Evrope [From the European idea - to uniform Europe]. M. : Delovaya Lit., 2003.
4. Maksimova M. M. V XXI vek so starymi i novymi global'nymi problemami [In the XXI century with old and new global problems] // Mirovaya ekonomika i mezhdunar. otnosheniya. 1998. № 10.
5. Rybalkin V. E. et al. International economic relations. M.: UNITY-Dana. 2005.
6. Kolesov V. P. Mirovaya ekonomika. Ekonomika stran i regionov [World economy. Economy of the countries and regions]. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2015.
7. Alle M. Globalizatsiya: razrusheniye uslovij zanyatosti i ekonomicheskogo rosta. Empiricheskaya ochevidnost' [Globalization: destruction of conditions of employment and economic growth. Empirical evidence]. M.: TEIS, 2003.
8. Meyer K., Peng M. W. International business. Cengage Learning, 2016.
9. Cremer R. D. Chinese business schools and the future of management in the post-crisis era: Responsibility and opportunity // Chinese Management Studies. 2010. T. 4. №. 1.
10. Ryopke V. Korennye voprosy khozyajstvennogo poryadka [Radical questions of an economic order] // Teoriya khozyajstvennogo poryadka. Frajburgskaya shkola i nemetskij neoliberalizm. M.: Ekonomika, 2002.
11. Balassa B. The structure of protection in developing countries. 1971. №. 382.3.
12. Sharven R. Na puti k postdemokratii? [On the way to post-democracy?] Le Temps des cerises, Pantin, 2006.
13. Rolf S. Locating the state: Uneven and combined development, the states system and the political // Theoretical Engagements in Geopolitical Economy. Emerald Group Publishing Limited, 2015.
14. Rostow W.W. The World Economy: History and Prospect. 1978.
15. Myurdal' G. Sovremennye problemy «tretyego mira» [Modern problems of «third world»]. M.: Progress, 1972.
16. Striten P. Integratsiya, vzaimozavisimost' i globalizatsiya [Integration, interdependence and globalization] //Finansy i razvitiye. 2001. №. 2.
17. Perru F. Ekonomicheskoye prostranstvo: teoriya i prilozheniya [Economic space: theory and applications] // Prostranstvennaya ekonomika. 2007. № 2.
18. Pinder D., Shishkov Yu. Evrosoyuz i Rossiya: perspektivy partnerstva [European Union and Russia: prospects of partnership]. Kom. «Rossiya v ob"yed. Evrope», 2003.
19. Tinbergen Ya. Peresmotr mezhdunarodnogo ekonomicheskogo poryadka [Revision of the international
economic order]. [3-j doklad Rimskomu klubu]. M.: Progress, 1980.
20. Arakh M. Evropejskij Soyuz vedeniye politicheskogo ob"yedineniya [European Union conducting political association]. M., 1998.
21. Khaaz E. Kogda znaniye eto sila: tri modeli izmeneniya v mezhdunarodnykh organizatsiyakh [When knowledge is force: three models of change in the international organizations]. Berkeley: University Press, 1990.
22. Spinelli A., Rossi E. Manifest Ventotene [Manifesto Ventotene] // Evropejskij al'manakh. 1990.
23. Ettsioni A., Inozemtsev V. L. Ot imperii k soobshchestvu: novyj podkhod k mezhdunarodnym otnosheniyam [From the empire to community: new approach to the international relations]. M.: Ladomir, 2004.
24. Gel'bras V.G. Ekonomika KNR. Vazhnejshiye etapy razvitiya 1949-2007. Kurs lektsij. MGU im. M. V. Lomonosova, Institut stran Azii i Afriki [Economy of the People's Republic of China. The most important stages of development 1949-2007. Course of lectures. Lomonosov Moscow State University, Institute of the countries of Asia and Africa]. M.: Gumanitarij, 2007.
25. Davydov V., Bobrovnikov V., Teperman V. Fenomen finansovoj globalizatsii [Phenomenon of financial globalization]. M.: Institut Lat. Ameriki RAN, 2000.
26. Dejch T. L. «Bol'shaya igra»: Kitaj i SShA na afrikanskikh syr'yevykh rynkakh [«Big game»: China and the USA at the African commodity markets] // Aziya i Afrika segodnya. 2010. №. 8.
27. Klimovets O. V. Konkurentnye preimushchestva stran-eksporterov nefti v usloviyakh volatil'nosti tsen na uglevodorody [Competitive advantages of the export countries of oil in the conditions of volatility of the prices of hydrocarbons] // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015. №. 3-3.
28. Kozlovskij E. A., Komarov M. A., Makrushin R. N. Vozmozhnosti sotrudnichestva BRIKS v oblasti Toplivno-energeticheskogo kompleksa (TEK) [Possibilities of cooperation of BRICS in the Fuel and Energy Complex (FEC)] // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsij: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika. 2012. T. 7. № 2.
29. Lukin A. V. Rossiya i Kitaj v RIK i BRIKS [Russia and China in RIC and BRICS] // Voskhodyashchiye gosudarstva-giganty BRIKS: rol' v mirovoj politike, strategii modernizatsii / Otv. redaktory L. S. Okuneva, A. A. Orlov. M.: MGIMO-Universitet. 2012.
30. Martynov B. Braziliya v formate BRIKS [Brazil in a format of BRICS] // Svobodnaya mysl'. 2012. №. 11-12. S. 19-28.
31. Nikonov V. A., Toloraya G. D. Strategiya Rossii v BRIKS: tseli i instrument [The strategy of Russia in BRICS: purposes and tools] // Strategiya Rossii v BRIKS: tseli i instrumenty: sb. statej / pod red. V. A. Nikonova, G. D. Toloraya. M.: RUDN, 2013.
32. Ostrovskij A. V. Strany BRIKS (Braziliya, Rossiya, Indiya, Kitaj, YuAR): opyt sravnitel'nogo analiza ekonomicheskogo razvitiya [BRICS countries (Brazil, Russia, India, China, Republic of South Africa): experience of comparative analysis of economic development] // Rossiya i Kitaj:
novyj vektor razvitiya sotsial'no-ekonomicheskogo sotrudnichestva. 2013.
33. Rogachev I. A. Rossiya i Kitaj v sisteme mezhdunarodnykh otnoshenij [Russia and China in the system of the international relations] // Strategiya Rossii v BRIKS: tseli i instrumenty: sb. statej / pod red. V. A. Nikonova, G. D. Toloraya. M.: RUDN, 2013.
34. Titarenko M., Petrovskij V. Rossiya, Kitaj i novyj mirovoj poryadok [Russia, China and new world order] // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2015. №. 3.
35. O'Neill J. Building better global economic BRICs. 2001 // Goldman Sachs, Global Economics Paper. 2013.
36. Kirton D. D. Analiz prichin uspeshnosti sammitov BRIKS [Analysis of the reasons of success of the BRICS Summits] // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsij. 2015. T. 10. №. 2.
37. Lyu Tsintsaj Sovremennaya vneshnyaya politika Kitaya i kitajsko-rossijskiye otnosheniya [Modern foreign policy of China and Chinese-Russian relations] // Problemy Dal'nego Vostoka. 2004. №5.
38. Sun' Tonin Uspekhi, problemy i politika v nauchno-tekhnicheskom sotrudnichestve mezhdu Kitaem i Rossiej. Problemy, sostoyanye i perspektivy rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva [Progress, problems and policy in scientific and technical cooperation between China and Russia. Problems, state and prospects of the Russian-Chinese cooperation]. M. 2008.
39. Singh M. Prime Minister's Statement at the Plenary Session of the Fourth BRICS Summit. 29 mar. 2012 // Disponivel em. Acesso em. 2012. T. 20.
40. Perepiska L. N. Tolstogo s M. K. Gandi Publ. A. Sergeenko [L.N. Tolstoy's correspondence with M. K. Gandhi Publ. by A. Sergeenko] // L. N. Tolstoj / AN SSSR. In-t rus. lit. (Pushkin. Dom). M.: Izd-vo AN SSSR, 1939. Kn. II.
41. Kalam A. P. J. A., Rajan Y. S. India 2020: A vision for the new millennium. Penguin Books India, 2002.
42. Rao N. M., Naikwadi I. M. Global Financial Meltdown and Its Impact on the Indian Financial System // Indian Journal of Finance. 2009. T. 3. №. 8.
43. Mahapatra S. Reinventing the third world: cultural dynamics & economic power // Journal of Third World Studies. 2014. T. 31. №. 1.
44. Kapur A. Regional Security Structures in Asia, Routledge Curzon, London and N.Y. Bhagwati D. 2003.
45. Ganesh I. et al. An efficient MgAl2O4 spinel additive for improved slag erosion and penetration resistance of high-Al2O3 and MgOC refractories // Ceramics international. 2002. T. 28. №. 3.
46. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya [International economic integration]. M.: Ekonomist, 2014.
47. Pursiajnen K. Teorii integratsii i ramki otnoshenij ES RF [Theories of integration and frame of the relations of the EU - the RF]. URL: http://www.recep.rufilesdocuments.
48. Pursiajnen K. Ot slov k delu (teorii integratsii i otnosheniya ES RF) [From words to business (the theory of integration and the relation of the EU - the RF)]. URL: http:// www.innovativ.co.uk/ventotene/federalism/federalism.htm.
49. Mantusov V. B. Mezhdunarodnaya ekonomi-cheskaya integratsiya v sovremennykh mirokhozyajstvennykh
otnosheniyakh [The international economic integration in the modern world economic relations]. M.: YuNITI, 2012.
50. Shishkov Yu.V. Regionalizatsiya i globalizatsiya mirovoj ekonomiki: al'ternativa ili vzaimodopolneniye [Re-gionalization and globalization of world economy: alternative or complementarity] // MEMo. 2008. № 8.
51. Kosikova L. S. Integratsionnye proekty Rossii na postsovetskom prostranstve: idei i praktika [Integration projects of Russia in the former Soviet Union: ideas and practice]. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/kalendar.php.
52. Davydov V. M. Perspektivy BRIKS i nekotoiye voprosy formirovaniya mnogopolyarnogo mira. Materialy doklada na obshchem sobranii Otdeleniya obshchestvennykh nauk [Prospects of BRICS and some questions of formation of the multipolar world. Report materials at a general meeting of Office of social sciences] // ILA RAN. URL: http://www.ilaran.ru/?n=495
53. Gusarova S.A. Razvitiye elektronnoj torgovli v stranakh BRIKS [Development of electronic trading in BRICS countries] // Ekonomicheskiye nauki. 2017. № 11(156).
54. Toloraya G. D. Rossiya i BRIKS. Perspektivy i vozmozhnosti [Russia and BRICS. Prospects and opportunities] // Strategiya Rossii. 2015. № 5.
55. BRIK kak novaya forma mnogovektornoj diplomatii [BRIC as new form of multivector diplomacy] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2010. № 1.
56. Vinogradov A. V. Dialogovyj format BRIKS i ego rol' v stanovlenii mnogopolyarnogo mira [Dialogue format of BRICS and its role in formation of the multipolar world] // Strategiya Rossii v BRIKS: tseli i instrumenty: sb. statej / pod red. V. A. Nikonova, G. D. Toloraya. M.: RUDN, 2013.
57. Ofitsial'nyj sajt Mezhdunarodnogo valyutnogo fonda [Official website of the International Monetary Fund]. URL: www.imf.com
58. Lyu Vehj, Su Tszyan'. Kitajskaya ekonomika v poiskakh proryva [The Chinese economy in search of break] / Per. s kit. Karpovoj T. K., Kochminoj S. A. M.: OOO Mezhdunarodnaya izdatel'skaya kompaniya «Shans», 2017.
59. Vergun A. N. Sotrudnichestvo stran BRIKS kak novyj format integratsionnogo protsessa [Cooperation of the
BRICS countries as new format of integration process] // Vestnik MGIMO. 2013. № 5 (32).
60. Aleksandrova E. N., Orlov V. I. Rol' i perspektivy razvitiya stran BRIKS v global'noj ekonomike [Role and the prospects of development of the BRICS countries in global economy] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 8.
61. Kontseptsiya vneshnej politiki Rossijskoj Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federatsii V. V.Putinym 30 noyabrya 2016 g.) [The concept of foreign policy of the Russian Federation (it is approved by the President of the Russian Federation V. V. Putin on November 30, 2016)]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_pub-lisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
62. Putin V. V. BRIKS k novym gorizontam strategi-cheskogo partnyorstva [BRICS to the new horizons of strategic partnership]. URL: http://kremlin.ru/even-ts/presi-dent/news/55487
63. Toloraya G. D., Gorbachyova V. O. BRIKS: budet li budushcheye svetlym? [BRICS: whether there will be a future light?] URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/briks-budet-li-budushchee-svetlym-/?sphrase_id=6432975
64. Mikhajlov N. N. Strany BRIKS i mezh-tsivilizatsionnyj dialog [BRICS countries and intercivilization dialogue] // Strategiya Rossii v BRIKS: tseli i instrumenty: sb. statej / pod red. V. A. Nikonova, G. D. Toloraya. M.: RUDN, 2013.
65. Trade Agreements. Department: Trade and Industry. Republic of South Africa. URL: http://thedti.gov.za/trade_-investment/ited_trade_agreement.j sp
66. Sharma S., Kallummal M. A GTAP analysis of the proposed BRICS free trade agreement. Working Draft. Submitted to15th Annual Conference on Global Economic Analysis «New Challenges for Global Trade and Sustainable Development». Geneva, Switzerland, 2012. URL: https://gtap.agecon.purdue.edu/resources/download/5989.pdf.
67. World Bank WITS system. URL: http://wits.worldbank.org/
68. World Trade Organization. Non-Tariff Barriers Database. URL: https://i-tip.wto.org/goods/Forms/Member-View.aspx? data=default
* * *
PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRADE AND ECONOMIC COOPERATION OF THE BRICS STATES
KOVAL VASILY PETROVICH
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: v.p.koval@yandex.ru
KARAKHANYAN ADELAIDA ASHOTOVNA
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: karaxanyan94@list.ru
In article authors considered the priority directions of trade and economic cooperation of the BRICS countries on the basis of the analysis of problems and the prospects of cooperation of the BRICS countries. Legislative also normative legal acts of public authorities of Brazil, the Russian Federation, India, China and the Republic of South
Africa, materials of scientific and practical conferences, scientific publications and monographs by the leading scientists-economists, data of services of the state statistics of the countries of BRICS (including Rosstat), materials of the electronic Internet resources, research materials, publications in periodicals formed information basis of a research. The block of BRICS formed at the beginning of this century is one of key actors on the international scene that is caused by the objective reasons - both political, and economic. Integration processes within the block of BRICS happen in the different directions and in different spheres: information security and innovations, culture and health care. Such processes most intensively proceed in the sphere of economy and trade. In spite of the fact that the international trade and economic cooperation within the block of BRICS successfully develops, and further improvement of the corresponding interaction between the states entering into this union determine the directions, the current situation gives the chance to reveal and many shortcomings of this sphere, which demand elimination. The share of trade in services in a trade turnover between the countries is still low, moreover, there are also certain foreign trade barriers which are still not cancelled. Besides, mutual trade between countries- members of BRICS has signs of dispropor-tionality. In the nearest future, after final design of the block of BRICS as stable and dynamically improved trade, the countries entering it will become much more attractive to external investors, and their global competitiveness will significantly increase. It is possible to expect that the block of BRICS will become the largest global association of the most large-scale developing world economy.
Key words: BRICS, international trade and economic cooperation, international economic integration, trade capacity of the BRICS countries, prospect of trade and economic cooperation
Об авторах:
Коваль Василий Петрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посланника 2-го класса, г. Москва
Караханян Аделаида Ашотовна, студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
About the authors:
Koval Vasily Petrovich, Candidate of Law , Associate Professor of the Foreign Regional Studies and International Cooperation Department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Diplomatic Rank of the Plenipotentiary Envoy of the 2nd Class, Moscow
Karakhanyan Adelaida Ashotovna, Student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow