Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / компьютерные презентации / каналы восприятия информации / information technologies / computer presentations / channels of information perception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рехлова Анжела Вячеславовна, Бамбурова Елена Анатольевна

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки выпускников вузов, в том числе и по иностранному языку. В информационном обществе и образование становится информационным. Использование средств реализации информационных технологий преподавателями и курсантами позволяет повысить степень обученности курсантов, с учетом их индивидуальных особенностей восприятия учебного материала. В статье приведены типы компьютерных презентаций. Наряду с заданиями для аудиторной работы, воздействующих сразу на несколько каналов восприятия информации, также рассматриваются и задания компьютерных презентаций для самостоятельной работы, позволяющие эффективно адаптировать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Курсант самостоятельно выбирает темп работы, объём и форму предъявляемого материала, что способствует повышению эффективности его восприятия и запоминания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рехлова Анжела Вячеславовна, Бамбурова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of this article is due to the need to improve the quality of professional training of university graduates, including in a foreign language. In the information society, education also becomes informational. The use of information technology implementation tools by teachers and cadets makes it possible to increase the cadets training effectiveness, based on their individual characteristics of their educational material perception. The article describes the types of computer presentations. Along with tasks for classroom work that affect several channels of information perception at once, tasks of computer presentations for independent work are also considered, which make it possible to effectively adapt educational material, taking into account the individual characteristics of students. The cadet independently chooses the pace of work, the volume and form of the presented material, which helps to increase the efficiency of its perception and memorization.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Рехлова Анжела Вячеславовна

Филиал Военного Учебно-Научного Центра Военно-Воздушных Сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань);

преподаватель Бамбурова Елена Анатольевна

Филиал Военного Учебно-Научного Центра Военно-Воздушных Сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки выпускников вузов, в том числе и по иностранному языку. В информационном обществе и образование становится информационным. Использование средств реализации информационных технологий преподавателями и курсантами позволяет повысить степень обученности курсантов, с учетом их индивидуальных особенностей восприятия учебного материала. В статье приведены типы компьютерных презентаций. Наряду с заданиями для аудиторной работы, воздействующих сразу на несколько каналов восприятия информации, также рассматриваются и задания компьютерных презентаций для самостоятельной работы, позволяющие эффективно адаптировать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Курсант самостоятельно выбирает темп работы, объём и форму предъявляемого материала, что способствует повышению эффективности его восприятия и запоминания.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные презентации, каналы восприятия информации.

Annotation. The relevance of this article is due to the need to improve the quality of professional training of university graduates, including in a foreign language. In the information society, education also becomes informational. The use of information technology implementation tools by teachers and cadets makes it possible to increase the cadets training effectiveness, based on their individual characteristics of their educational material perception. The article describes the types of computer presentations. Along with tasks for classroom work that affect several channels of information perception at once, tasks of computer presentations for independent work are also considered, which make it possible to effectively adapt educational material, taking into account the individual characteristics of students. The cadet independently chooses the pace of work, the volume and form of the presented material, which helps to increase the efficiency of its perception and memorization.

Key words: information technologies, computer presentations, channels of information perception.

Введение. Как известно, термин «информационные технологии» впервые появился в 1958 году в статье американских учёных Ливитта и Уислера, посвященной хранению и передаче информации, а так же образованию глобального информационного пространства.

Процесс информатизации общества влечёт за собой изменения в стратегии образования. В информационном обществе и образование должно быть информационным. При этом, наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися на «бумажных» (учебники, книги, таблицы) и «пленочных» (аудиокассеты, фотографии, учебные фильмы) носителях, возникли новые информационные технологии, в основе которых лежат электронные средства информации. Это компьютеры и аудиовизуальные электронные средства (видео, телевидение и др.). Компьютеры используются в сочетании с различными «периферийными» устройствами (дисплеями, принтерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками). Новые информационные технологии не вытесняют традиционные - количество информации на «бумажных» и «пленочных» носителях продолжает расти. Складывается многоуровневая система представления информации, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии.

Анализ литературы показал, что вопрос развития информационных технологий в образовании продолжает оставаться одним их наиболее актуальных в современной педагогике.

Изложение основного материала статьи. История развития информационных технологий в образовании отражена в работах Е.И. Петуховой, А.Г. Рубан, В.В. Шишкова, Г.Б. Яргулинойи др. В своих работах авторы анализируют становление информационного общества и выделяют стадии развития информационных технологий в образовании [5, 7, 9, 10].

Педагогические возможности информационных технологий описаны в работах таких учёных как В.П. Беспалько, Е.С. Полат и многих других [1, 4]. Так И.Г. Захарова определяет информационную образовательную технологию как педагогическую технологию, использующую специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [3]. В.А. Чистяков делит информационные образовательные технологии на два типа: рецептивно-образовательные и интерактивно-образовательные. Рецептивно-образовательные технологии - технологии одностороннего порядка, направленные только на приём обучающимся различного материала (электронные учебники, видео материалы и т.п.). Интерактивно-образовательные технологии являются инструментом продуктивной познавательной деятельности [8].

Одной из интерактивных образовательных технологий является технология мультимедиа, средством которой являются компьютерные презентации, основанные на интеграции текста, звука, графики, анимации и видео.

Интенсивное включение компьютеров и аудиовизуальных средств в процесс обучения успешно проходит на занятиях по авиационному английскому языку. Согласно программе по дисциплине «Авиационный английский язык» по направлению подготовки (специальности) 25.05.04. «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» целью освоения учебной дисциплины является формирование у курсантов профессионально-коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления профессиональной деятельности по избранной специальности с использованием английского языка.

Компьютер используется преподавателем ещё на этапе подготовки к занятию для поиска и отбора информации, тиражирования дидактического материала и создания презентаций. Презентация - это один из эффективных способов предъявления учебного материала. Презентации можно разделить на несколько видов в зависимости от поставленной цели обучения. Основных групп две, это - печатные презентации и электронные презентации. Мы коснёмся вопроса использования электронных презентаций при обучении авиационному английскому языку.

В учебном процессе электронную презентацию можно использовать на различных видах и этапах занятий в зависимости от цели, поставленной преподавателем. Презентации создаются как для показа на большом экране (для группы курсантов в аудитории во время занятия), так и как вспомогательный учебный материал, предназначенный для индивидуальной работы курсантов на занятиях по английскому языку и в часы самостоятельной подготовки.

Компьютерные презентации в зависимости от формата исполнения (Power Point, P.D.F.) отличаются динамикой, полноценной анимацией, оригинальной подачей информации, возможностью добавления звука. На занятиях по иностранному языку, в частности,авиационному английскому, используются презентации разных типов:

- презентации в формате Power Point, который позволяет вносить в неё видео - и аудиофайлы на уровне «слайд- шоу»;

- видеопрезентации, позволяющие просматривать небольшие учебные фильмы;

- мультимедийные (интерактивные) презентации, где можно соединить звук, видеофайл и анимацию.

Известно, что задача преподавателя состоит в том, что бы учебный материал осваивался обучающимися прочно, с лёгкостью и психологическим комфортом. Одной из причин неэффективного усвоения учебного материала является то, что преподаватель не всегда учитывает каналы восприятия обучающимся информации и способы её хранения.

Экспериментально установлено, что 81% курсантов имеют в одинаковой мере развитые каналы восприятия информации, остальные курсанты так называемые «трансляторы» (по М. Гриндеру [2] - это люди, отдающие предпочтение одной модальности). Из «трансляторов» 11% - аудиалы,10% - кинестетики, 7% - визуалы, и 6% - дигиталы. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других. Так, аудиалам легче выполнять задания связанные с различными видами аудирования, просмотром видео. Легко воспринимая речь собеседника на слух, они успешны в разыгрывании ролей и дискуссиях. Виды деятельности на занятиях предпочтительные для кинестетиков - это разыгрывание ролей, работа в малых группах с переменным составом, работа с компьютерными программами, создание схем. Визуалы предпочитают чтение, письменные задания, просмотр видео, работа с интерактивной доской, работа с картами и схемами, диктанты. Дигиталам легче даются выполнение грамматических упражнений, работа со справочной литературой, словарями, таблицами, схемами, создание таблиц, схем. Если подача материала на занятии совпадает с их ведущим каналом восприятия информации, то они прекрасно его усваивают, если же подача материала с их каналом восприятия не совпадает, то образовывается некоторый пробел в знаниях [6].

Выводимые на большой экран с помощью мультимедийного проектора компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание курсантов на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образцы в виде иллюстраций, схем; воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую и эмоциональную, через воздействие на разные каналы восприятия информации. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет преподаватель. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.

Рассмотрим воздействие на различные каналы восприятия информации на примере компьютерной презентации для занятий по авиационному английскому языку по теме «Метеорологические сообщения».

На первом слайде предлагается соединить принятые метеорологические сокращения (ove, bkn, Z, САУОКи др.) с их расшифровками (overcast, broken, Zulu, ceiling and visibility OK).

Второй слайд предлагает указать лишнее слово в каждой строке.

Например: snow rain ice hail

Поскольку метеосводка в авиации имеет строгий, фиксированный порядок передачи информации, в следующем задании предлагается восстановить порядок метеорологического сообщения.

Далее идёт ряд слайдов содержащих задания, связанные с обучением навыку аудирования:

1. Из представленных четырех вариантов метео информации выберете услышанную.

2. Прочитать метеосводку, прослушать и исправить в ней ошибки.

3. Прослушать метеосводку и заполнить таблицу, содержащую основные элементы авиационной сводки погоды.

4. Записать метеосводку на слух без опоры.

Подача материала в приведённой выше презентации построена с учетом воздействия на все каналы восприятия курсантов и содержит виды деятельности предпочтительные для разных групп обучающихся.

Важнейшей особенностью мультимедиа-технологии является интерактивность - способность пользователя влиять на работу информационного средства. Она особенно ценна при самостоятельной работе курсантов за компьютером. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Курсант сам выбирает темп работы и объём предъявляемого материала, что способствует повышению эффективности его восприятия и запоминания. В таком режиме курсант работает с обучающей или контролирующей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации.

Ниже приведён пример заданий презентации, работать с которой курсант может самостоятельнопо усмотрению преподавателя, как на занятии, так и в часы самостоятельной подготовки:

1 слайд - прослушайте слова и выберите вариант перевода;

2 слайд - укажите фразы из списка, которые, по вашему мнению, принадлежат пилоту определенного борта;

3 слайд - прослушайте диалог и заполните пропуски недостающими словами;

4 слайд - расставьте фразы летчика и диспетчера в правильном порядке;

5 слайд - прослушайте текст радиопереговоров, выберите вопрос и ответьте на него;

6 слайд - прослушайте команду диспетчера и выберите нужный ответ.

Выводы. Практика показала, что достоинствами занятий с использованием компьютерных презентаций являются:

- возможность представить учебный материал, расположенный в определённом порядке, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, не перегруженной текстом;

- сокращение времени обучения;

- создание больших возможностей по организации самостоятельной работы курсантов;

- более прочное и качественное усвоение знаний;

- возможность использования мультимедийных презентаций на любом этапе изучения темы, на любом этапе занятия.

Итак, презентации, как наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, формировать у

обучаемых навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение курсантами знаний, повышают интерес к предмету. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах занятия, что позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закрепления, позволяет правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие ошибки, ускорять процесс выполнения заданий.

Однако при подготовке занятия по авиационному английскому языку необходимо помнить, что при всей неоспоримой привлекательности использования современных информационных технологий не следует отводить слишком много времени на работу с презентациями, так как это ведёт к уменьшению межличностных контактов и противоречит коллективной форме обучения.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М., 2002. - 260 с.

2. Гриндер, М. НЛП в педагогике/ М. Гриндер, Л. Лойд. - М.: Институт гуманитарных исследований, 2001. - 307 с.

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2001.-271 с.

5. Петухова, Е.И. Информационные технологии в образовании / Е.И. Петухова // Успехи современного естествознания. -2013.-№ 10.-С. 80-81

6. Рехлова, A.B. Дифференциация обучения на занятиях по иностранному языку / A.B. Рехлова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - № 52. - Том 10. - С. 138-140

7. Рубан, А.Г. История развития информационных технологий и информационно-коммуникационной среды / А.Г. Рубан // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 3-4. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15212 (дата обращения: 07.05.2023)

8. Чистяков, В.А. Понятие «Информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами» / В.А. Чистяков // Научный журнал КубГАУ. -2014. - №97. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-informatsionno-obrazovatelnye-tehnologii-i-ih-klassifikatsiya-pO" sposobu-vzaimodeystviya-uchaschihsya-s-informatsionno (дата обращения: 08.05.2023).

9. Шашков, В.В. История развития информационных технологий в образовании / В.В. Шашков // Вестник науки. -2018. -№9 (9).-Том 3.-С. 58-60

10. Яргулина, Г.Б. История информатизации отечественной системы образования во второй половине XX - начале XXI вв.: автореферат дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Яргулина Гульнара Буляковна. - Уфа, 2006. - 28 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ШКОЛА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье актуализирована проблема освоения и грамотного применения цифровых ресурсов, формирования особой - цифровой - культуры, которая, становится сегодня одной из составляющих цифровой компетентности не только педагога, но и всех субъектов образования, обеспечивающих достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС. Обозначены проблемы, затрудняющие успешность применения цифрового контента, в том числе связанные с низким уровнем знаний в области медиадидактики. Предложены характеристики цифровой компетентности педагога. Представлены возможные проблемы использования медиаинструментов в организации комфортной цифровой социально-образовательной среды. Обоснована необходимость разработки и внедрения программы развития общеобразовательной школы как центра развития цифровой культуры субъектов образовательных отношений, представлены цели данной программы, задачи и этапы реализации.

Ключевые слова: цифровая социально-образовательная среда; медиадидактика; цифровая компетентность педагога; школа как центр развития цифровой культуры.

Annotation. The article actualizes the problem of mastering and competent use of digital resources, the formation of a special digital culture, which today becomes one of the components of the digital competence not only of the teacher, but also of all subjects of education, ensuring the achievement of the planned results in accordance with the Federal State Educational Standard. The problems hindering the success of the use of digital content, including those associated with a low level of knowledge in the field of media didactics, are identified. The characteristics of the digital competence of the teacher are proposed. Possible problems of using media tools in the organization of a comfortable digital socio-educational environment are presented. The necessity of developing and implementing a program for the development of a secondary school as a center for the development of digital culture of subjects of educational relations is substantiated, the goals of this program, tasks and stages of implementation are presented.

Key words: digital socio-educational environment; media didactics; digital competence of a teacher; school as a center for the development of digital culture.

Введение. Создание единого цифрового информационного пространства взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, овладение ими цифровой культурой субъекта социально-образовательной среды является актуальным направлением развития школы. Взаимодействуя с обучающимися и их родителями, специалистами дополнительного образования, центров досуга и культуры, иными субъектами социума, сообщество педагогов становится носителем цифрового опыта образования. Качеством подготовки педагогического сообщества к построению эффективных коммуникаций с использованием цифровых инструментов определяет комфортность цифрового образовательного пространства в целом, а также является индикатором удовлетворенности данным контентом каждого из субъектов цифрового взаимодействия, а, следовательно, и индикатором реализации образовательных задач. Все это обусловливает необходимость разработки особой программы работы школы, направленной на формирование цифровой культуры всех ее субъектов.

Изложение основного материала статьи. Стремительное развитие цифровых ресурсов, информационных технологий, социальных сервисов и средств связи, а также активное внедрение их в современное образование актуализирует необходимость формирования и развития цифровой культуры субъектов образования. Современные векторы развития образования отражают важность воспитания поколения, способного грамотно воспринимать, оценивать и применять цифровую информацию [1; 2]. Обучающиеся и их родители должны владеть необходимыми знаниями о законах звукозрительного восприятия, межкультурной коммуникации, понятием инфо-этики и быть готовыми к безопасному общению в цифровой среде, которая должна стать гарантом их успешного сотрудничества.

Информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии, цифровые инструменты, цифра в образовании, цифровые ресурсы, электронное обучение... Данные формулировки уже давно никого не удивляют, они плотно вошли в нашу жизнь и не имеют сегодня даже возрастных рамок.

Однако приходится признать, что, применяя подобные формулировки, далеко не каждый понимает, о чем конкретно идет речь. Например, дистанционное обучение (ошибочно) связывается только с использованием дистанционных технологий, а те, в свою очередь, считаются (ошибочно) только технологиями с использованием ПК (персонального компьютера). Как и интерактивные технологии, которые большая часть взрослого населения (включая, разумеется,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.