Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / МУЛЬТИМЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Евгений Алексеевич

В статье рассматриваются отдельные аспекты подготовки и использования мультимедийных презентаций в процессе осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования. Следует отметить, что при подготовке данной публикации не преследовалась цель разрешения всех проблем, касающихся создания и использования мультимедийных презентаций в учебном процессе. В этой области информационных технологий многое остаётся до сих пор не изученным или окончательно не устоявшимся. В то же время данная работа позволит преподавателю, обладающему минимальными знаниями основ компьютерной грамотности, успешно создавать мультимедийные презентации и эффективно использовать их в учебном процессе. Правильно сделанная презентация может привлечь внимание обучающихся, пробудить интерес к процессу обучения и улучшить качество усвоения материала. Применение презентаций на занятиях дает возможность использовать анимацию, изменять и выделять наиболее значимые элементы текста при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Презентации позволяют успешно решать задачи на различных этапах подачи учебного материала. Так, вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем используемые ранее слайды презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа. В презентацию обобщающего занятия можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Творческое использование информационных технологий позволяет преподавателю разнообразить формы представления материала в учебной аудитории, делая его интересным и доступным для восприятия. При этом эффективность мультимедийных презентаций зависит от мастерства педагога, в связи с чем педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций является приоритетной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT AND USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

The article deals with some aspects of the preparation and use of multimedia presentations in the process of pedagogical activity in educational institutions of higher education. It should be noted that when preparing this publication, the goal was not to solve all the problems related to the creation and use of multimedia presentations in the educational process. In this area of information technology, much remains still unexplored or not completely settled. At the same time, this work will allow a teacher with minimal knowledge of the basics of computer literacy to successfully create multimedia presentations and effectively use them in the educational process. A well-made presentation can attract the attention of students, arouse interest in the learning process and improve the quality of learning. The use of presentations in the classroom makes it possible to use animation, change and highlight the most significant elements of the text using color, font, tilt, size. Presentations allow you to successfully solve problems at various stages of the presentation of educational material. So, remembering the studied material, you can give 1-2 slides from the previous presentation, and the previously used presentation slides can be rearranged for the purpose of comparison or analysis. In the presentation of a generalizing lesson, you can include diagrams, tables, and diagrams. Creative use of information technologies allows the teacher to diversify the forms of presentation of the material in the classroom, making it interesting and accessible to perception. At the same time, the effectiveness of multimedia presentations depends on the skill of the teacher, and therefore the pedagogical, meaningful organization of multimedia presentations is a priority.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Семенов Евгений Алексеевич, к.ю.н., профессор (e-mail: Semen_evge@mail.ru)

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

В статье рассматриваются отдельные аспекты подготовки и использования мультимедийных презентаций в процессе осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования. Следует отметить, что при подготовке данной публикации не преследовалась цель разрешения всех проблем, касающихся создания и использования мультимедийных презентаций в учебном процессе. В этой области информационных технологий многое остаётся до сих пор не изученным или окончательно не устоявшимся. В то же время данная работа позволит преподавателю, обладающему минимальными знаниями основ компьютерной грамотности, успешно создавать мультимедийные презентации и эффективно использовать их в учебном процессе. Правильно сделанная презентация может привлечь внимание обучающихся, пробудить интерес к процессу обучения и улучшить качество усвоения материала. Применение презентаций на занятиях дает возможность использовать анимацию, изменять и выделять наиболее значимые элементы текста при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Презентации позволяют успешно решать задачи на различных этапах подачи учебного материала. Так, вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем используемые ранее слайды презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа. В презентацию обобщающего занятия можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Творческое использование информационных технологий позволяет преподавателю разнообразить формы представления материала в учебной аудитории, делая его интересным и доступным для восприятия. При этом эффективность мультимедийных презентаций зависит от мастерства педагога, в связи с чем педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций является приоритетной.

Ключевые слова: презентация, высшее образование, мультимедийные презентации, мультимедиа.

Впервые термин «мультимедиа» появился в 1965 году и активно использовался вплоть до конца семидесятых годов для описания экстравагантных для того времени театрализованных шоу, использующих разные виды и формы представления информации: слайды, кино, видео, аудио фрагменты, световые эффекты и живую музыку. В конце 70 и начале 80-х годов под мультимедиа понимали представления, основанные на статических

или динамических изображениях от нескольких проекторов, сопровождавшихся звуком или живой музыкой.

Этимологический анализ понятия «презентация» позволяет заключить (в переводе с лат. Praesentatio), что это представление чего-либо нового. Получается, что мультимедийная презентация - это представление чего-либо нового с использованием мультимедийных технологий4.

Таким образом, средства «мультимедиа» воздействовали сразу на несколько органов человеческих чувств и представляли информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной, что создавало (и создает) более глубокое эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, и принесло успех и популярность этому виду театрализованных представлений .

Мультимедийные презентации позволяют включить обучающихся в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у них интерес к предмету и к процессу обучения. В результате у курсантов и слушателей формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции, существенно расширяется кругозор. Кроме того, мультимедийные презентации можно адаптировать для использования при проведении всех видов занятий, предусмотренных тематическими планами: лекций, семинаров, практических занятий (деловых игр, учений).

Использование презентационных слайдов позволяет разнообразить формы проведения отдельных занятий по различным темам. Они могут применяться для объяснения нового материала, закрепления изученного материала, проверки заданий, выполненных в часы самоподготовки, проверки знаний, получаемых в процессе проведения занятия, и т.д.

Размещение учебных и учебно-методических материалов в форме презентационных программ в компьютерных классах позволяет обучающимся использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы. Посредством мультимедийных презентаций обеспечивается систематизация наглядного материала. Это позволяет сэкономить время и вместе с тем подать такой материал целостно. Кроме того, эффективно сочетая устное изложение с демонстрацией слайдов, преподаватель может лучше контролировать работу аудитории.

Очевидно, что максимально полно реализовать перечисленные выше преимущества мультимедийных презентаций, сделать их эффективными и запоминающимися возможно только при грамотном оформлении и компоновке текстового, графического, видео- и аудиоматериала, элементов управления.

4

Дуарте, Нэнси 8Нёе:о1о§у. Искусство создания выдающихся презентаций / Нэнси Ду-арте. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288 с.

5 МерсерБгцра1 6. Создание надежных и полнофункциональных веб-сайтов, блогов, форумов, порталов и сайтов-сообществ / Мерсер, Дэвид. - М.: Вильямс, 2009. - 272 с.

Существует ряд общепринятых правил по оформлению мультимедийных презентаций, следуя которым можно значительно повысить их наглядность и эффективность:

1. Начинать подготовку презентации следует с выбора единого для всех слайдов стиля оформления: цветовой гаммы, типа и размера используемых шрифтов, вспомогательных графических элементов, фонового рисунка и т.д. Для ускорения процесса разработки презентации рекомендуется использовать так называемые шаблоны - набор правил оформления, который можно быстро применить ко всем слайдам, входящим в состав презентации.

2. Подбор вида и расположения элементов навигации по слайдам презентации. Несмотря на то, что слайды меняются просто при нажатии кнопки мыши, наличие элементов навигации дает возможность нелинейной смены слайдов, быстрого возврата к требуемому слайду по ссылке и просто защиты от перехода к ненужному слайду из-за случайного нажатия кнопок мыши. Рекомендуется привести все элементы управления презентации к единому внешнему виду. Их назначение должно быть интуитивно понятно. При необходимости эти элементы должны дополняться «всплывающими» подсказками. Размер элементов управления следует подбирать с учетом возможного их использования на сенсорных экранах и интерактивных трибунах - они должны быть крупными, с достаточными отступами от других элементов слайда. Действия, производимые элементами управления, должны сохраняться неизменными на протяжении всей презентации и быть предсказуемыми.

3. Очередность слайдов презентации должна соответствовать структуре доклада. Рекомендуется линейное построение презентации, когда навигация осуществляется только вперед на следующий слайд (без возвращений на предыдущие слайды и перескоков на следующие). При необходимости вернуться на определенный слайд лучше продублировать его вместо того, чтобы использовать сложную систему навигации.

4. Необходимо определить, какие стили оформления будут применяться к заголовкам, подзаголовкам, абзацам, сноскам, цитатам и т.д., и строго придерживаться их на протяжении всей презентации. Заголовки слайдов, названия тем занятий и т.п. должны визуально выделяться на фоне основного содержания слайда (это достигается увеличением размера, изменением типа и цвета шрифта и т.п.).

5. Количество информации, представленной на слайде, должно быть достаточным для заполнения всей его площади, но не чрезмерным, поскольку перегруженность информацией влечет притупление внимания обучающихся и снижение их познавательной активности. При этом основной текст слайда не должен быть слишком мелким. В случае, если текст не помещается на один слайд, следует не уменьшать размер шрифта, а разбить текст и разместить его на нескольких слайдах.

6. Рекомендуется ограничить число используемых цветовых комбинаций на слайде и выбирать такие сочетания, которые не вызывают дискомфорта у зрителя (например, крайне плохо будет восприниматься красный текст на зеленом фоне). Необходимо также учитывать, что некоторые демонстрационные устройства (например, проектор) имеют более узкий цветовой диапазон, нежели монитор компьютера, и поэтому не смогут корректно передать все оттенки цветов, используемых в презентации. Желательно заблаговременно проверить разработанную презентацию на том оборудовании и в тех условиях освещенности, которые будут иметь место при демонстрации.

Приведенные рекомендации нельзя считать исчерпывающими. Вместе с тем следование указанным правилам позволит неопытному разработчику презентации избежать многих типичных ошибок.

При подготовке мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы обучения, требования, диктуемые индивидуально-психологическими особенностями восприятия и запоминания информации, а с другой - максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства современных информационных технологий. Предпочтение следует отдавать дидактическим и познавательным целям, так как средства информационных технологий - это только средство реализации дидактических задач.

Предлагаем следующий алгоритм подготовки мультимедийной презентации:

1. Постановка задач для презентации.

2. Определение структуры и содержания презентации.

3. Выбор программы разработки презентаций.

4. Выбор способа создания новой презентации.

Определение задач презентации позволит разработчику более точно представить себе внешний облик будущего цифрового продукта, избежать некоторых ошибок компоновки и оформления презентации и, в конечном счете, обеспечить наилучшую наглядность и запоминаемость подаваемого с ее помощью учебного материала.

Использование мультимедийных презентационных технологий в учебном процессе необходимо для решения следующих задач:

- систематизации и структурного изложения учебного материала (цели, основания, условия, порядок и др.);

- осуществления различных видов группировки учебного материала (по типам, видам);

- представления в мультимедийной форме информационных материалов (таблиц, видеофрагментов, аудиозаписей и др.);

- визуализации изучаемых процессов и взаимосвязей между объектами (сопоставление и противопоставление материала с целью выявления общих и отличительных черт);

- объяснения в динамике принципов действия сложных процессов;

- наглядного представления цифровых данных в диаграммах;

- последовательного выделения и анализа основных признаков с целью формирования понятия;

- обобщения результатов изучения теоретического материала.

Задача выбора программы для создания презентации перед российским пользователем, как правило, не стоит, она всегда решается в пользу MS PowerPoint. Но причина здесь не в исключительных качествах данного программного продукта, а в том, что зачастую пользователи просто не знают о существовании альтернатив.

В любом случае необходимо заблаговременно проверить работоспособность презентации на том оборудовании (ноутбук, компьютер), на котором планируется ее официально представлять.

При создании презентации необходимо решить задачу обеспечения информационной насыщенности материала при максимальной простоте организации учебного процесса. При решении данной задачи следует учитывать два обстоятельства.

С одной стороны, следует стремиться в максимальной степени использовать положительный потенциал, заложенный в новых технологиях. Так, благодаря использованию презентаций, сложный теоретический материал представляется в доступной форме. При построении сценария лекции информационные объекты трансформируются в визуальную форму представления. При этом реализуется подход к подаче материала: «то, что курсант должен усвоить, он должен увидеть». В этих целях эффективно использование различных технологий, позволяющих создать и воплотить образ, способствующий раскрытию сущности изучаемого вопроса.

С другой стороны, достаточно важным фактором является удобство использования информационных технологий в учебном процессе. Одной из причин, вследствие которой преподаватели неохотно используют мультимедийное сопровождение, является потеря мобильности, возникающая из-за необходимости излагать материал согласно расположенным слайдам. Эта проблема решается разными способами. Так, широкие возможности дает использование гиперссылок. Суть технологии гипертекста состоит в том, что текст структурируется, т.е. в нем выделяются слова ссылки. При активизации ссылки (например, с помощью щелчка мышью) совершается переход на фрагмент текста, заданный в ссылке. Лекция может иметь несколько уровней. В любой момент преподаватель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации. Это позволяет ему оперативно определять объем информации, подаваемой на лекции, определять уровень ее проблемности.

Структура мультимедийного сопровождения представляет собой некий гипертекст. Содержание презентации выстроено линейно, вместе с тем, оно может иметь несколько уровней. В зависимости от времени, которым располагает лектор, он самостоятельно дозирует объем мультимедийного сопровождения.

Каждый учебный вопрос имеет центральный слайд. На центральном слайде с названием учебного вопроса в отдельных блоках обозначаются разделы, которые предполагается осветить в ходе лекции. Количество и название разделов преподаватель определяет самостоятельно, в зависимости от содержания вопроса. Демонстрация центрального слайда сопровождается комментарием преподавателя следующего содержания: «В ходе рассмотрения первого вопроса мы акцентируем внимание на следующих разделах: ... ».

Представленный сценарий не исключает использования и иного подхода. В частности, преподаватель может и не обозначать все разделы, а раскрывать их последовательно.

Рассмотрение вопроса начинается с первого раздела, для этого следует обратиться к гиперссылке и на экране вывести слайд с содержанием первого раздела. С этой целью на центральном слайде следует навести курсор на первый раздел и нажать на него левой кнопкой мыши. Продолжая обращаться к гиперссылке, можно погрузиться на следующий уровень и раскрыть содержание рассматриваемого раздела. При этом преподаватель может в любой момент прекратить дальнейшее погружение в содержание раздела и перейти к следующему разделу, для этого следует дать команду завершить показ слайдов.

После рассмотрения содержания первого раздела автоматически появляется центральный слайд (с указанием всех разделов). Вновь обратившись к гиперссылке, следует перейти к рассмотрению содержания второго раздела. Используя гиперссылку, можно погрузиться на последующие уровни и более глубоко раскрыть содержание вопроса. Подобный подход сохранен при рассмотрении всех вопросов лекции. Применение указанной технологии при конструировании мультимедийной презентации позволяет успешно использовать ее при проведении семинарских и практических занятий.

Реальные результаты самостоятельной разработки презентаций, наблюдаемые в последние годы, показывают, что одного только наличия мощных многофункциональных программ явно недостаточно для получения достойного продукта - презентации для образовательного процесса. И это зачастую справедливо даже тогда, когда презентацию готовит не дилетант, а специалист, глубоко разбирающийся в рассматриваемом вопросе. В чем же причина?

Причина видится в том, что даже у хорошего в своей области специалиста нет навыков в разработке наглядных учебных материалов. Старая практика применения готовых, серийно выпускаемых наглядных учебных материалов (плакатов, макетов, моделей и т.д.) обусловила практически полную отстранённость преподавателя от процесса их изготовления, а внешняя простота и законченность готовых изделий создала обманчивую иллюзию того, что сделать наглядный учебный материал совсем просто (ведь обо всех неудачных вариантах эскизов и образцов, а также об их недостатках знают лишь сами разработчики).

Таким образом, необходимо обозначить ряд проблем, возникающих в процессе создания электронной презентации. При этом следует помнить, что речь идёт лишь о презентациях, разрабатываемых для применения в учебном процессе (при чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий).

Первая проблема, которая бросается в глаза - низкая информативность слайдов презентации. Непродуманное цветовое оформление - слишком яркий цветовой набор, быстро утомляющий глаза; отсутствие ориентации цветовой схемы на людей, имеющих дефекты цветового зрения6.

Вторая проблема - чрезмерное заполнение презентации элементами оформления, в т.ч. графическими объектами и формами, анимацией, звуковыми эффектами. Третья проблема связана с интерактивными презентациями. От обычного набора слайдов они отличаются тем, что имеют элементы управления.

Таким образом, пПравильно сделанная презентация может привлечь внимание обучающихся, пробудить интерес к процессу обучения и улучшить качество усвоения материала. Применение презентаций на занятиях дает возможность использовать анимацию, изменять и выделять наиболее значимые элементы текста при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Презентации позволяют успешно решать задачи на различных этапах подачи учебного материала. Так, вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем используемые ранее слайды презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа. В презентацию обобщающего занятия можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Творческое использование информационных технологий позволяет преподавателю разнообразить формы представления материала в учебной аудитории, делая его интересным и доступным для восприятия. При этом эффективность мультимедийных презентаций зависит от мастерства педагога, в связи с чем педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной.

Учитывая все положительные моменты использования мультимедийного сопровождения в учебном процессе, не следует злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной с визуальными эффектами, так как это может привести к снижению качества восприятия презентации в целом.

Список литературы

1. Дуарте, Нэнси 8Нёе:о1о§у. Искусство создания выдающихся презентаций / Нэнси Дуарте. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288 с.

2. МерсерБгцра1 6. Создание надежных и полнофункциональных веб-сайтов, бло-гов, форумов, порталов и сайтов-сообществ / Мерсер, Дэвид. - М.: Вильямс, 2009. - 272 с.

6 Ревич Ю. Удобно ли использовать удобство пользования? // Компьютерра. 2007. № 45 (713). С. 36-41.

3. Семенов Е.А. Особенности использования тестовых заданий с применением компьютерных технологий // В сборнике: «Образование. Наука. Карьера». Сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 77-81.

4. Котенко Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография. Москва: Проспект, 2013. С. 28.

5. Семенов Е.А. Особенности разработки и использования мультимедийных презентаций при преподавании дисциплин в образовательных организациях высшего образования // Сборник научных статей Международной научно-методической конференции «Образование. Наука. Карьера». В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. Курск, 24 января 2018 г. 2018. С. 106-112. »

6. Ветрова О.А. Методика преподавания дисциплины «Правоохранительные органы» у курсантов, обучающих по специальности 40.05.02 правоохранительная деятельность» // Сборник научных статей Международной научно-методической конференции «Образование. Наука. Карьера». В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. Курск, 24 января 2018 г. 2018. С. 171-176.

7. Ветрова О. А. Особенности правового статуса иностранного гражданина, отбывшего наказание в виде лишения свободы // В сборнике: «Уголовная политика на современном этапе: состояние, тенденции, перспективы». Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 22-30.

8. Кириченко Ю.Н. Роль паспортных аппаратов советской милиции по розыску лиц, потерявших связь с родными и близкими в годы Великой Отечественной войны. //Черные дыры в Российском законодательстве. 2009. № 2. С. 157-160.

9. Ветрова О.А. Методика проведения практического занятия по теме «Суды общей юрисдикции» по дисциплине «Правоохранительные органы» с использованием учебно-полигонного комплекса // В сборнике: «Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития». (к 15-летию юридического факультета Курского государственного университета) : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 91-93.

10. Ветрова О. А. Методика использования на занятиях по дисциплине «Правоохранительные органы» аудиовизуальных средств обучения // В сборнике: «Образование. Наука. Карьера». сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 29-32.

11. Гришина Е.Б. Лекция как эффективный метод обучения по дисциплине «Прокурорский надзор» // В сборнике: Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития. (к 15-летию юридического факультета Курского государственного университета) : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 93-97.

12. Обидина Л.Б. Организация и проведение практических занятий по прокурорскому надзору со студентами-заочниками // В сборнике: Научно-методические проблемы совершенствования вузовской подготовки юристов. 1999. С. 43-49.

13. Гришина Е. Б. Методические рекомендации написания лекций в учебном процессе // В сборнике: «Образование. Наука. Карьера». Сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 182-185.

14. Бирюков С.Ю. Методика проведения лекционного занятия // В сборнике: Совершенствование высшего юридического образования: новые цели, стандарты, технологии. сборник научных трудов. М-во внутренних дел Российской Федерации, Волгоградская акад. ; [редкол.: Ю. С. Чичерин (отв. ред.) и др.]. Волгоград, 2009. С. 38-42.

15. Кириченко Ю.Н., Кухарев Ю.С. Ответственность по новому законодательству, за проживание без регистрации и нарушение её правил, умышленную порчу и незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации - паспорта, а также представление ложных сведений для его получения //Известия

Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2014. № 1. С. 51-58

16. Кириченко Ю.Н. Переход права в результате сделок с земельными участками //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 2 (15). С. 47-52.

17. Яшина Т.В. Теоретические аспекты методики прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания таможенных органов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 15. С. 207-210.

18. Поздеева О.С О методике проведения лекционных и групповых занятий с приглашением сотрудников органов внутренних дел // Правоохранительные органы: теория и практика. 2014. № 2. С. 70-73.

19. Кириченко Ю.Н., Медведев А.В. Историко-правовой анализ паспортного законодательства СССР в преддверье Великой Отечественной войны \\ Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. Т. 1. № 5 (62). С. 125-130.

20. Тен А.Л. Методика ведения лекционных занятий по курсу административного права // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2009. № 13. С. 12-14.

21. Проблема развития сетевых технологий в образовании/ Малянова А.Р.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.20-23

22. Приемы, используемые педагогом для мотивации познавательной активности/ Муравейникова Е.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 24-25

23. Особенности профессионального становления личности студента в процессе обучения/ Небавова Т.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 26-29

24. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

25. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27

26. Опыт применения технологии игрового и имитационного моделирования/ Са-вельникова Ж.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.2831

27. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения/ Суворова М.О.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 32-36

Semenov Evgeny A., Ph. D. in law, Professor (e-mail: Semen_evge@mail.ru)

Oryol law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov FEATURES OF DEVELOPMENT AND USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

The article deals with some aspects of the preparation and use of multimedia presentations in the process of pedagogical activity in educational institutions of higher education. It should be noted that when preparing this publication, the goal was not to solve all the problems related to the creation and use of multimedia presentations in the educational process. In this area of information technology, much remains still unexplored or not completely settled. At the same time, this work will allow a teacher with minimal knowledge of the basics of computer literacy to successfully create multimedia presentations and effectively use them in the educational process. A well-made presentation can attract the attention of students, arouse interest in the learning process and improve the quality of learning. The use of presentations in the classroom makes it possible to use animation, change and highlight the most significant elements

of the text using color, font, tilt, size. Presentations allow you to successfully solve problems at various stages of the presentation of educational material. So, remembering the studied material, you can give 1-2 slides from the previous presentation, and the previously used presentation slides can be rearranged for the purpose of comparison or analysis. In the presentation of a generalizing lesson, you can include diagrams, tables, and diagrams. Creative use of information technologies allows the teacher to diversify the forms of presentation of the material in the classroom, making it interesting and accessible to perception. At the same time, the effectiveness of multimedia presentations depends on the skill of the teacher, and therefore the pedagogical, meaningful organization of multimedia presentations is a priority. Keywords: presentation, higher education, multimedia presentations, multimedia.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Сычева Эвелина Владимировна, к.э.н., доцент (evelina_sycheva@mail.ru) Санкт-Петербургский университет государственной ротивопожарной службы МЧС России Санкт-Петербург, Россия

В статье предлагается к рассмотрению анализ уровня развития образования и общества России в сравнении с зарубежными странами. Обозначена актуальность инновационного развития. В качестве методологической основы исследования представлена динамика изменений показателей инновационного развития человеческого капитала и науки в системе Global Innovation Index. Определены сильные и слабые стороны инновационного развития сферы образования в России и намечены приоритетные направления дальнейшего развития.

Ключевые слова: образование, развитие общества, человеческий капитал, инновационное развитие.

В эпоху глобализации, в ХХ1 веке одними из ключевых и наиболее перспективных мер социально-экономического развития являются инновационные технологии. Внедрение инновационных технологий затрагивает все сферы человеческой деятельности и приводит к значительным изменениям не только глобального рынка, современного промышленного производства, экономики, но и сферы образования и развития общества [1].

Одним из главных ориентиров в образовательной среде на сегодняшний день являются инновации, которые повышают конкурентоспособность выпускников, способных эффективно использовать интеллектуальный капитал в профессиональной деятельности [2].

На сегодняшний день инновации в сфере образования, научные исследования и разработки — важная часть политических амбиций в большинстве развитых и развивающихся странах.

Наглядное представление о сопоставлении уровня инновационной деятельности с уровнем социально-экономического развития дают инноваци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.