Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СДОТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СДОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СДОТ / МУЛЬТИМЕДИА / СОВРЕМЕННЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Евгений Алексеевич

В статье рассматриваются отдельные аспекты подготовки компетентностных специалистов по дисциплинам юридической направленности в процессе осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования. Применение образовательных технологий на занятиях дает возможность использовать анимацию, изменять и выделять наиболее значимые элементы текста при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Образовательные технологии позволяют успешно решать задачи на различных этапах подачи учебного материала. Так, вспоминая изученный материал, можно привести отдельные компоненты изученной ранее темы, ссылки на данный материал, причем используемые ранее слайды презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа. В материал обобщающего занятия можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Творческое использование информационных технологий позволяет преподавателю разнообразить формы представления материала в дистанционном формате, делая его интересным и доступным для восприятия. При этом эффективность образовательных приемов зависит от мастерства педагога, в связи с чем педагогическая, содержательная сторона занятия является приоритетной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE COURSE OF LECTURES AND PRACTICAL CLASSES USING SDOT

The article deals with some aspects of the training of competent specialists in the disciplines of legal orientation in the process of teaching in educational institutions of higher education. The use of educational technologies in the classroom makes it possible to use animation, change and highlight the most significant elements of the text using color, font, tilt, size. Educational technologies allow you to successfully solve problems at various stages of the presentation of educational material. So, recalling the studied material, you can give individual components of the previously studied topic, links to this material, and the previously used presentation slides can be rearranged for the purpose of comparison or analysis. In the material of the summary lesson, you can include diagrams, tables, and diagrams. The creative use of information technologies allows the teacher to diversify the forms of presentation of the material in a remote format, making it interesting and accessible to perception. At the same time, the effectiveness of educational techniques depends on the skill of the teacher, and therefore the pedagogical, content side of the lesson is a priority.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СДОТ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СДОТ Семенов Евгений Алексеевич, к.ю.н., профессор (e-mail: Semen_evge@mail.ru)

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

В статье рассматриваются отдельные аспекты подготовки компе-тентностных специалистов по дисциплинам юридической направленности в процессе осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования. Применение образовательных технологий на занятиях дает возможность использовать анимацию, изменять и выделять наиболее значимые элементы текста при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Образовательные технологии позволяют успешно решать задачи на различных этапах подачи учебного материала. Так, вспоминая изученный материал, можно привести отдельные компоненты изученной ранее темы, ссылки на данный материал, причем используемые ранее слайды презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа. В материал обобщающего занятия можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Творческое использование информационных технологий позволяет преподавателю разнообразить формы представления материала в дистанционном формате, делая его интересным и доступным для восприятия. При этом эффективность образовательных приемов зависит от мастерства педагога, в связи с чем педагогическая, содержательная сторона занятия является приоритетной.

Ключевые слова: высшее образование, образовательные технологии, СДОТ, мультимедиа, современные дистанционные образовательные программы.

Современные реалии общества в условиях пандемических ограничений позволяют утверждать о целесообразности развития дистанционных технологий при осуществлении образовательной деятельности. То, что год назад казалось делом отдаленной перспективы, в настоящее время рассматривается как уже сложившейся факт.

В кратчайшие сроки преподавательский состав практически всех образовательных организаций в России перестроился на путь интеграции инновационных систем при подготовки компетентностных специалистов. В этой связи актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, а цель которая ставится при подготовке данной публикации состоит в том, чтобы поделиться методическими наработками, в частности, приемами проведения лекционных и практических занятия, которые были апробированы на

МВвиЫаН Ютмг я — Звук д£

га

1 Уголовный процесс ОрЮИ

Ф с1Л1№М«33

Уммтъвд*с

1$ Уг*ат

занятиях с использованием современных дистанционных образовательных программ (СДОТ).

Прежде чем рассмотреть отдельные методики проведения занятий по дисциплинам юридической направленности, представляется целесообразным рассказать о неком вспомогательный инструменте, используемом нами с целью совершенствования организации процесса получения знаний, умений и навыков в образовательной организации с использованием системы дистанционных образовательных технологий: сообщества в одной из социальных сетей.

В указанном сообществе по каждой теме структурированы методические материалы, включающие презентации, нормативные акты, решения судебных органов, аудиолекции, статьи наиболее авторитетных ученых по рассматриваемой в теме проблематике. Кроме того, в каждом таком «обсуждении», как это именуется по умолчанию в данном интернет ресурсе, могут быть выложены видеосюжеты, а также иная полезная информация для обучающихся при подготовке к занятию. Возможно также отображение заданий, которые обучающиеся должны выполнить к занятию и т.д. Стоит отметить, что эта группа позволяет иметь вкладки с Учебной литературой, иметь вкладки с аудиолекциями, электронный каталог ссылок на информационные ресурсы. Новостная лента постоянно обновляется и актуальная информация доводится до обучающихся.

Кто-то может сказать, что использование такого сервера не целесообразно в виду того, что он не лицензирован, к социальным сетям многие относятся с недоверием. Без сомнения, с такой точкой зрения можно согласиться.

Вместе с тем, за время существования группы не было ни одного обучающегося, который отрицательно оценил данный информационный ресурс. Не всегда удобно, даже в рамках образовательной организации, использовать ее внутренние ресурсы, в связи с этим, размещение готового инструментария для проведения занятий, позволяет открывать интересующие разделы, искать необходимый материал вне зависимости от места и времени. Всем известно, что 90 % обучающихся активно используют социальные сети, как средство общения и поиск информации.

В этой связи данный ресурс имеет большую популярность и посещаемость.

Возвращаясь к заявленной теме, хотел остановиться на двух формах проведения занятий: лекционном и практическом и продемонстрировать как можно объединить и использовать МооШе (или любую другую СДОТ), как среду дистанционного обучения и сообщество в социальных сетях.

В целях формирования лекционного материала необходимо использовать вкладку «лекция», так как это наиболее оптимальная форма для проведения такого рода занятий. Конечно, цели, эффективное формирование компетенций возможно только при проведения такой формы занятий. В условиях дистанционного обучения она повышает познавательную активность обучающихся, используя этот, на первый взгляд, неординарной функционал МооШе. Для реализации указанной цели основные вопросы лекции должны быть построены таким образом, чтобы исключить доступность одного без выполнения другого, то есть после изучения, например, первого вопроса лекции обучающемуся предлагается несколько контрольных вопросов, ответив положительно на которые, он может пройти дальше, к ознакомлению, например со следующим вопросом и так далее до конца лекции.

В структуре самой лекции представлены слайды, видеосюжеты, отдельные картинки, есть ссылка на статистические данные. Если обратиться к лекции по мерам принуждения, то по итогам первого вопроса, в частности, можно сформулировать вопрос о статистических данных количестве заключенных лиц под стражу за 2020 год, количестве домашнего ареста, залога, а также меры пресечения в виде запрета определенных действий. Обучающимся предлагается найти ответ в статистических данных и после правильного ответа записать эти данные в конспект. Таким образом, преподносится не готовый материал в виде статистического материала, а задание, которое должен выполнить сам обучающихся.

Вопросы могут быть разного характера, например, как множественное ответы, так и короткие и числовые ответы.

В структурировании лекции большую помощь оказывает имеющийся материал в группе в социальной сети. Следует отметить, что ссылки на статьи, ссылки на видео, ссылку на иной материал сделать гораздо проще, если они уже структурированы в данной группе. В заключении лекции обучающимся предлагается для ознакомления актуальные статьи по наиболее важным вопросам

некий квест. В поисках правильных ответов студенты обращаются ещё раз к материалу, который содержится в лекции, в научных статьей, в видеосюжетах по изучаемой теме и только после успешного прохождения такого испытания у них отображается лекция как выполненная. Кроме того по итогам прохождения такой лекции программа выставляет оценку обучающемуся, которую можно наблюдать в общих оценках курса. В том случае, если студент не получил оценку по лекции, то можно говорить со стопроцентной уверенностью, что он на ней отсутствовал, либо его присутствие было формальным, следствием чего такую отметку следует сделать в ведомости.

Конечно, как и в любом форме проведения занятия, положительных и отрицательных сторон не лишена и такая форма проведения занятий. Положительные аспекты уже были названы. Теперь отрицательные: наиболее подготовленные или любознательные обучающиеся находят ответ и посредством мессенджеров передают ответ уже своим одногруппникам, которые вносят правильный ответ от своего имени. Есть недостатки при коротких ответах, так как программа воспринимает и пробелы и опечатки и прописные буквы.

Для того чтобы нивелировать такую передачу информации, повысить эффективность формирования компетенций каждого обучающегося необходимо индивидуализировать задания. Каким образом это может быть реализовано, проанализируем на примере проведения практических занятий.

Практические занятия - метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у курсантов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и компетенция. В связи с этим вопросы, сколько нужно задач и какого типа, как их расположить во времени в изучаемом курсе, какими заданиями их подкрепить и многое другое в организации обучения далеко не праздные. Отбирая систему задач для практического занятия, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

В частности мы постарались индивидуализировать занятие задания для каждого из обучающихся, чтобы они не имели возможности у кого-то скопировать эту информацию или передать свое решение другим. Для этих целей, используя группу в социальных сетях, была создана вкладка уголовные дела в которой

—• Л - г Евгении Семенов

ОЫЛО 0 У ГО- ■ . Тм- Макеты уголовных дел для работы Нв семинарах И Практических Занятиях, в том числе при дистанционном

* обучении

ловных дел в электрон- Робота с макетом уголовного дсла.с1осх

ЦОД Ни ОДНО уГО™ ^ Таблица Обстоятельства. подлежащие доказыванию, йосх

ДСЛО повторяет- ^ Таблица по обстоятельствам, подлежащим доказывание ло несовершеннолетним.сйэск

ся, все имеют свое уникальное содержание, по-

Ответить

этому для того чтобы выполнить задание обучающемуся нужно самостоятельно всё проанализировать и написать ответ, который будет правильным только для этого данного уголовного дела. Такие задания могут быть сформулированы не зависимо от темы и отличаться будут только описанием заданий.

В частности, по теме «Доказательства и доказывание» мы предлагаем для заполнения таблицу, в которой необходимо найти доказательств и их классифицировать. Так как по данной теме предусмотрено два практические занятия, то на втором занятии обучающиеся заполняют таблицу, в которой необходимо определить обстоятельства, входящие в предмет доказывания. По теме «Меры принуждения» уже другое задание, по этой теме необходимо найти меры принуждения и записать основания, условия, обстоятельства, которые учитываются при избрании меры пресечения. Для студентов, которые изучают особые производства, в частности, производство по делам несовершеннолетних, в отношении отдельных категорий лиц, в отношении лиц, которые нуждаются в психиатрическом лечении дополнительными условиями является субъект преследования в зависимости от темы. Так, например, если это несовершеннолетний, задание заключается в выяснении, что входит в предмет доказывания по делам несовершеннолетних.

При проведении практических занятий, безусловно, следует использовать видеосвязь, с помощью Видеоконференции можно обсуждать решение задач, осуществлять подготовку докладов, обсуждать дискуссионные вопросы темы, а также подводить итоги и проверять выполненные обучающимися задания.

Кроме того, если структурировать оригинальные видеосюжеты, достаточные для ра-

Л-

|Л!

Н1 [ВТ

—^н

ЯШВ Рь^еязир ыэ практикум ^гзл-юкй А.Б..г*зо: ЕЙ 12КБ ЕЯ йфлрЬота .ЦРРЛэс* Ьа 531 ю Ответить Евгетай Саши 12 ш 3019 а 1406 2. По вваиаеыхю Алаеаа а уби#сгаг

II ^ 1 1 к; 1 |

а.Повйаиаеы* щ Аиииьевой - наркотики

боты кажлдого члена группы, то на их основе можно составлять материалы проверки, различные процессуальные документы, в том числе о производстве следственных действий и, самое главное, индивидуальный подход позволит качественно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по дисциплине.

В заключение следует сделать вывод о том, что и дистанционные образовательные технологии при ответственном подходе преподавателя к структурировании заданий или материалов лекции, напоминающих электронный учебник, позволяют сформировать у обучающихся заложенные образовательными программами компетенции, подготовить высококвалифицированных специалистов в той области, которые они выбрали. Надеюсь, что предложенные идеи и методы проведения занятий будут полезны для осуществления образовательной деятельности.

Список литературы

1. Дуарте, Нэнси Slide:ology. Искусство создания выдающихся презентаций / Нэнси Дуарте. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288 с.

2. МерсерОгира1 6. Создание надежных и полнофункциональных веб-сайтов, блогов, форумов, порталов и сайтов-сообществ / Мерсер, Дэвид. - М.: Вильямс, 2009. - 272 с.

3. Семенов Е.А. Особенности использования тестовых заданий с применением компьютерных технологий // В сборнике: «Образование. Наука. Карьера». Сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 77-81.

4. Котенко Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография. Москва: Проспект, 2013. С. 28.

5. Семенов Е.А. Особенности разработки и использования мультимедийных презентаций при преподавании дисциплин в образовательных организациях высшего образования // Сборник научных статей Международной научно-методической конференции «Образование. Наука. Карьера». В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. Курск, 24 января 2018 г. 2018. С. 106-112. »

6. Ветрова О.А. Методика преподавания дисциплины «Правоохранительные органы» у курсантов, обучающих по специальности 40.05.02 правоохранительная деятельность» // Сборник научных статей Международной научно-методической конференции «Образование. Наука. Карьера». В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. Курск, 24 января 2018 г. 2018. С. 171-176.

7. Ветрова О. А. Особенности правового статуса иностранного гражданина, отбывшего наказание в виде лишения свободы // В сборнике: «Уголовная политика на современном этапе: состояние, тенденции, перспективы». Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 22-30.

8. Кириченко Ю.Н. Роль паспортных аппаратов советской милиции по розыску лиц, потерявших связь с родными и близкими в годы Великой Отечественной войны. //Черные дыры в Российском законодательстве. 2009. № 2. С. 157-160.

9. Ветрова О.А. Методика проведения практического занятия по теме «Суды общей юрисдикции» по дисциплине «Правоохранительные органы» с использованием учебно-полигонного комплекса // В сборнике: «Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития». (к 15-летию юридического факультета Курского государственного университета) : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 91-93.

10. Ветрова О. А. Методика использования на занятиях по дисциплине «Правоохранительные органы» аудиовизуальных средств обучения // В сборнике: «Образование.

Наука. Карьера». сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 29-32.

11. Гришина Е.Б. Лекция как эффективный метод обучения по дисциплине «Прокурорский надзор» // В сборнике: Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития. (к 15-летию юридического факультета Курского государственного университета) : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 93-97.

12. Обидина Л.Б. Организация и проведение практических занятий по прокурорскому надзору со студентами-заочниками // В сборнике: Научно-методические проблемы совершенствования вузовской подготовки юристов. 1999. С. 43-49.

13. Гришина Е.Б. Методические рекомендации написания лекций в учебном процессе // В сборнике: «Образование. Наука. Карьера». Сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 182-185.

14. Бирюков С.Ю. Методика проведения лекционного занятия // В сборнике: Совершенствование высшего юридического образования: новые цели, стандарты, технологии. сборник научных трудов. М-во внутренних дел Российской Федерации, Волгоградская акад. ; [редкол.: Ю. С. Чичерин (отв. ред.) и др.]. Волгоград, 2009. С. 38-42.

15. Кириченко Ю.Н., Кухарев Ю.С. Ответственность по новому законодательству, за проживание без регистрации и нарушение её правил, умышленную порчу и незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации - паспорта, а также представление ложных сведений для его получения //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2014. № 1. С. 51-58

16. Кириченко Ю.Н. Переход права в результате сделок с земельными участками //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 2 (15). С. 47-52.

17. Яшина Т.В. Теоретические аспекты методики прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания таможенных органов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 15. С. 207-210.

18. Поздеева О. С О методике проведения лекционных и групповых занятий с приглашением сотрудников органов внутренних дел // Правоохранительные органы: теория и практика. 2014. № 2. С. 70-73.

19. Кириченко Ю.Н., Медведев А.В. Историко-правовой анализ паспортного законодательства СССР в преддверье Великой Отечественной войны \\ Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. Т. 1. № 5 (62). С. 125-130.

20. Тен А.Л. Методика ведения лекционных занятий по курсу административного права // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2009. № 13. С. 12-14.

Semenov Evgeny A., Ph. D., Professor (e-mail: Semen_evge@mail.ru)

Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE COURSE OF LECTURES AND PRACTICAL CLASSES USING SDOT

The article deals with some aspects of the training of competent specialists in the disciplines of legal orientation in the process of teaching in educational institutions of higher education. The use of educational technologies in the classroom makes it possible to use animation, change and highlight the most significant elements of the text using color, font, tilt, size. Educational technologies allow you to successfully solve problems at various stages of the presentation of educational material. So, recalling the studied material, you can give individual components of the previously studied topic, links to this material, and the previously used

presentation slides can be rearranged for the purpose of comparison or analysis. In the material of the summary lesson, you can include diagrams, tables, and diagrams. The creative use of information technologies allows the teacher to diversify the forms of presentation of the material in a remote format, making it interesting and accessible to perception. At the same time, the effectiveness of educational techniques depends on the skill of the teacher, and therefore the pedagogical, content side of the lesson is a priority.

Keywords: higher education, educational technologies, SDOT, multimedia, modern distance education programs.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ: ЭТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Синьковская Ирина Георгиевна, к.социол.н., доцент (e-mail: iranet.73@mail.ru) Сибирский государственный университет науки и технологий имени академикаМ.Ф. Решетнева, г.Красноярск, Россия Малимонов Игорь Васильевич, старший преподаватель (e-mail: igonet70@mail.ru) Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, Россия

Целью данной работы являлось представление данных исследования о сформированности доступной среды для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Объясняется необходимость разработки и активного внедрения программы инклюзивного образования, создания вузами безбарьерной социальной среды. Описываются выделенные эмпирические индикаторы исследования. Показаны результаты проведенного исследования, фиксирующие наличие недостаточной адаптации пространства вуза к потребностям студентов с инвалидностью из-за барьеров, проявляющихся в организации образовательного процесса. В заключении отмечается целесообразность реализации мероприятий в вузе, направленных на формирование навыков самостоятельности, развитие коммуникационных способностей, а также повышение общеобразовательного и общекультурного уровня всех участников образовательного вузовского процесса.

Ключевые слова: обучающиеся с инвалидностью, студенты, доступная образовательная среда вуза, инклюзивное образование, этика поведения.

Введение. За последние несколько лет отмечается увеличение общей численности показателей уровня распространенности инвалидности среди населения мира. Такая тенденция фиксируется и в России, и в Красноярском крае. Так, по данным регионального отделения Пенсионного Фонда в Красноярском крае на 01.01.2019 г. состояло на учете 193 934 инвалидов, в том числе взрослых - 180 808 человек, детей-инвалидов - 13 126 человек, а в 2018 г. - 189 397 человек, в том числе взрослых - 176 524 человек, детей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.