Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В УДАЛЕННОМ ДОСТУПЕ: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ОБРАЗОВАНИЕ В УДАЛЕННОМ ДОСТУПЕ: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ / ПРОКТОРИНГ / ЭЛЕКТРОННО- ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DISTANCE EDUCATION / EDUCATIONAL PLATFORMS / EDUCATIONAL PROCESS / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIGHER SCHOOL / IDENTITY IDENTIFICATION / ONLINE CLASSES / PROCTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е. Е.

Проанализированы проблемы, с которым столкнулись преподаватели в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19, когда взаимодействие с обучающимися осуществлялось только с использованием информационных технологий. Выделены преимущества и недостатки организации учебных занятий с помощью различных образовательных платформ: Zoom, Microsoft Office 365, Skype. Рассмотрены психолого-педагогические барьеры, от которых зависит восприятие учебного материала обучающимися, результативность деятельности преподавателя и студента, в том числе эффективность учебного взаимодействия между ними. Выделены проблемы организации и проведения промежуточной аттестации в удаленном доступе: сложности идентификации личности обучающихся, использование прокторинг-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN REMOTE ACCESS: A TEACHER’S VIEW

The problems faced by teachers in the conditions of forced transition to distance learning due to the pandemic COVID-19 have been analysed, when interaction with students was carried out only with the use of information technologies. The advantages and disadvantages of organizing training sessions using various educational platforms have been highlighted: Zoom, Microsoft Office 365, Skype. Psychological and pedagogical barriers that affect the perception of educational material by students, the performance of the teacher and student, including the effectiveness of educational interaction between them, have been considered. The problems of organizing and conducting intermediate certification in remote access have been emphasized: difficulties in identifying students ‘ identities, and the use of proctoring technologies.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В УДАЛЕННОМ ДОСТУПЕ: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 316.6

Иванова Екатерина Евгеньевна

канд. психол. наук, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», r. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Ivanova Ekaterina

Candidate of Psychological Sciences, Moscow State University for the Humanities, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2020-8-188-193

ОБРАЗОВАНИЕ В УДАЛЕННОМ ДОСТУПЕ: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. Проанализированы проблемы, с которым столкнулись преподаватели в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19, когда взаимодействие с обучающимися осуществлялось только с использованием информационных технологий. Выделены преимущества и недостатки организации учебных занятий с помощью различных образовательных платформ: Zoom, Microsoft Office 365, Skype. Рассмотрены психолого-педагогические барьеры, от которых зависит восприятие учебного материала обучающимися, результативность деятельности преподавателя и студента, в том числе эффективность учебного взаимодействия между ними. Выделены проблемы организации и проведения промежуточной аттестации в удаленном доступе: сложности идентификации личности обучающихся, использование прокторинг-технологий. Ключевые слова: высшая школа, дистанционное образование, идентификация личности, образовательные платформы, образовательный процесс, онлайн-занятия, прокторинг, электронно-информационная образовательная среда.

Цитирование: Иванова Е.Е. Образование в удаленном доступе: взгляд преподавателя//Вестник университета. 2020. № 8. С. 188-193.

EDUCATION IN REMOTE ACCESS: A TEACHER'S VIEW

Abstract. The problems faced by teachers in the conditions of forced transition to distance learning due to the pandemic COVID-19 have been analysed, when interaction with students was carried out only with the use of information technologies. The advantages and disadvantages of organizing training sessions using various educational platforms have been highlighted: Zoom, Microsoft Office 365, Skype. Psychological and pedagogical barriers that affect the perception of educational material by students, the performance of the teacher and student, including the effectiveness of educational interaction between them, have been considered. The problems of organizing and conducting intermediate certification in remote access have been emphasized: difficulties in identifying students ' identities, and the use of proctoring technologies. Keywords: distance education, educational platforms, educational process, electronic information educational environment, higher school, identity identification, online classes, proctoring.

For citation: Ivanova E.E. (2020) Education in remote access: a teacher's view. Vestnik universiteta. I. 8, pp. 188-193. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-8-188-193

Эффективность дистанционного образования всегда вызывала бурные дискуссии среди преподавателей. Одни педагоги считали, что повсеместное внедрение информационных технологий способствует проявлению творческой индивидуальности обучающегося, интенсифицирует его самостоятельную работу, другие -указывали на то, что ничто не может заменить живого общения с педагогом, его ответной реакции на вопросы и ответы студентов [1; 3; 4].

Переход на массовое дистанционное обучение позволил проверить верность и обоснованность обеих точек зрения. В условиях карантина и самоизоляции использовать компьютерные и дистанционные технологии были вынуждены как сторонники, так и противники дистанционного образования.

По мнению главы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фаль-кова, главным требованием в нынешних условиях к университетам в целом и преподавателям в частности

© Иванова Е.Е., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

было сохранение качества образования. Министр отметил, что справиться с этой задачей позволил тот факт, что преподаватели «перешли на практически индивидуальную работу со студентами. При этом ... нагрузка на всех участников образовательного процесса выросла» [7].

Преподаватели вузов смогли иначе посмотреть на содержание материала лекций и практических занятий, проанализировать возможности образовательных ресурсов, с помощью которых осуществлялся образовательный процесс. Пришлось иначе оценить многие приемы и средства активизации познавательной деятельности обучающихся, которые в обычных условиях позволяли сделать процесс изучения учебной дисциплины эффективным и интересным, а в компьютерном и дистанционном обучении использовать их оказалось невозможным.

Результаты проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования, связанного с изучением мнения студентов о качестве дистанционного обучения, представленный на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, указывают, что 72 % опрошенных удовлетворены тем, как организовано дистанционное образование в их вузе [7]. Это общая оценка по всей системе высшего образования, но в каждом вузе имеются свои особенности.

Данные опроса, проведенного среди студентов 1-2 курсов АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (далее - МосГУ), подтверждают эту тенденцию. 48 % обучающихся отметили, что они хорошо адаптировались к новым условиям дистанционного обучения, 63 % - указали, что им «удобно, но сложно» обучаться в дистанционном режиме.

Безусловно, это заслуга педагогического коллектива, которому удалось преодолеть немало организационных и педагогических проблем.

Одной из главных проблем стал вопрос об организации учебных занятий. В первые дни режима самоизоляции, не имея времени на адаптацию к новым условиям, чтобы не нарушать учебный процесс, многие преподаватели ограничивались отправкой заданий на почту студенческих групп и размещением их в электронно-информационной образовательной среде вуза. Студентам необходимо было выполнить задания теоретического и практического характера: ответить на вопросы, составить таблицы, подготовить презентации, сообщения, доклады, решить педагогические задачи и т. д. Выполненные задания студенты направляли на почту преподавателя в указанный срок. Такой опыт оказался полезным, однако, увеличивалось время на проверку присланного материала, качество которого зачастую вызывало сомнения. Некоторые студенты ограничивались материалом, взятым не из рекомендованных учебников и пособий, а из сети «Интернет» (далее - Интернет), не утруждали себя форматированием текста, анализом и синтезом отсылаемой преподавателю информации.

Преподаватель вынужден был тратить время на изложение замечаний по каждому вопросу в электронных письмах, проверять несколько раз присланные работы. Такая методика проведения учебных занятий увеличила трудозатраты преподавателя и студентов, на конкретную тему учебного занятия. 74 % студентов оценили такую форму занятий и контроля как продуктивную с точки зрения подготовки и качества выполнения. Однако не только возрастание трудозатрат преподавателя снижает эффективность такой методики. Почти каждое четвертое из присланных студентами выполненных заданий было идентичным как по содержанию, так и и по форме.

Заслуживает внимание и проблема организации видеоконференций. Для преподавателя было важным решить вопрос о том, какую образовательную платформу выбрать. В ходе проведения онлайн-занятий со студентами МосГУ были апробированы три платформы: Zoom, Microsoft Office 365, Skype.

Достоинствами работы на платформе Zoom являются: возможность воспользоваться бесплатной версией; планировать конференции заблаговременно; наличие зала ожидания, что позволяет собрать всех участников и оперативно осуществить подключение к конференции; возможность записывать лекцию или практическое занятие, осуществлять демонстрацию презентаций и других наглядных материалов.

Бесплатная версия позволяет организовывать конференции до 100 участников, что удобно для чтения лекций в нескольких группах одновременно. Опрос студентов показал, что более 70 % обучающихся положительно отзывались о возможности слушать лекции на данной платформе, их них: 48 % однозначно ответили «да», 22 % - «скорее да, чем нет». 19 % студентов считают, что данная платформа не подходит для организации этих занятий. Связываю это с тем, что бесплатная версия дает возможность создавать конференции длительностью до 40 минут, а это не только усложняет работу по организации занятии, но и заставляет делать перерывы, что негативно сказывается на рабочем темпе и усвоении материала лекции.

Апробация Zoom при проведении практических занятий показала, что онлайн-занятия способствуют повышению активности обучающихся, но для преподавателя очень важно уложиться при обсуждении выполненных заданий, материалов одного или двух вопросов семинара в определенный временной отрезок.

Продолжительность конференций в 40 минут, заложенная в бесплатную версию, требует длительной подготовки к занятиям: для 2-часового занятия необходимо организовать, как минимум, 4 конференции (3 актуальных и 1 запасную, на случай, если произойдет технический сбой), коды конференций заранее разослать студентам. Следует отметить и тот факт, что процесс подключения также требовал затрат времени, а это значит, что на контактную работу оставалось около 30 минут. Таким образом, при использовании бесплатной версии платформы Zoom 25 % учебного времени тратилось на организацию учебного занятия.

Вынужденные перерывы, связанные с подключением к следующей конференции позволяли, с одной стороны, студентам отвлечься, отдохнуть, переключиться с одного материла на другой, но с другой стороны, требовалось время, чтобы настроиться и включиться в обсуждение следующих вопросов. На рисунке 1 показано, как студенты оценивают эффективность бесплатной версии платформы Zoom.

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Оценка студентами возможности использования бесплатной версии платформы Zoom при проведении учебных занятий

66 % студентов считают, что эта платформа подходит для проведения практических занятий, 34 % дают отрицательную оценку.

Выше перечисленных сложностей можно избежать, используя платформу Microsoft Office 365. Главным преимуществом данной платформы является возможность централизованного создания команд (учебных групп), отсутствие ограничения по времени занятия. При этом нужно отметить большую трудоемкость предварительной работы цифрового ассистента по адаптации стандартного приложения Teams к конкретной учебной дисциплине, группе, лекционному потоку [5].

Следующей проблемой использования компьютерных и дистанционных технологией стала необходимость преодоления ряда психолого-педагогических барьеров, от которых зависит результативность деятельности педагога и обучающихся. Прежде всего, это вопросы восприятия учебного материала и осуществление обратной связи.

Современные студенты, особенно 1 и 2 курсов, относятся к так называемому поколению 2, имеющему психологические особенности, которые нельзя не учитывать при организации онлайн занятий

Психологи часто называют мышление представителей этого поколения «клиповым», отмечают, что они сложно воспринимают большие объемы информации, примером которых является академическая лекция, что им не интересны длинные пространные рассуждения и речи, от которых они быстро устают, что их восприятие нацелено на емкий, запоминающийся зрительный образ. Предпочитают информацию фрагментарную, сжатую, лаконичную [2].

Учитывая эти психологические особенности, в рамках дистанционного образования удалось сделать упор на краткие конференции, сопровождающиеся презентациями, небольшими комментариями, активными обсуждениями, что, по мнению студентов, облегчило изучения отдельных, особенно «академичных» тем учебных курсов.

Однако, за легкостью восприятия, доступностью, простотой и наглядностью учебного материала было важно не потерять значимую для формирования отдельных компетенций научную информацию. Потому для выполнения в ходе самостоятельной работы давались задания, связанные с анализом учебной информации, что приводило к увеличению учебной нагрузки, которое отметили 70 % студентов, участвовавших в опросе.

59 % обучающихся отмечали, что преподаватели, учитывая технические проблемы некоторых студентов, пытались осуществлять индивидуализированный процесс конструирования учебных материалов, что естественно требовало гораздо больше времени на выполнение заданий. 59 % студентов отметили увеличение объема материалов, необходимых для рассмотрения учебных вопросов и выполнения заданий практических занятий.

Стремясь сделать обучение эффективным, учитывая в большинстве случаев невозможность оперативной обратной связи, преподаватели отсылали студентов к учебникам и учебным пособиям, размещенным в ЭБС университета, на образовательной платформе Юрайт, что требовало от обучающихся высокой степени самоорганизации.

Многие студенты отмечали, что это давало «свободу в обучении», возможность вернуться и проработать материал еще раз. Однако отсутствие оперативной обратной связи с преподавателем, которая есть в аудитории, усложняло выполнение практических заданий, что отметили 74 % студентов.

Важным и нужным стало, по мнению 63 % студентов, использование электронно-информационной образовательной среды МосГУ, на которой размещены электронные курсы, планы практических занятий. Возможность использовать тесты, размещенные на платформе «Электронное образование МосГУ» для контроля и самоконтроля, позволяло получить оперативную оценку результатов обучения, так необходимую обучающимся в условиях отсутствия непосредственного контакта с преподавателем.

Следующей не менее важной стала проблема осуществления контроля за качеством усвоения материала, а также активной работой студента на лекционном и семинарском занятии. На первый взгляд это вопрос решался легко: достаточно включить камеру и микрофон. Однако, часто студенты утверждали, что качество Интернета не позволяет использовать видеокамеру и микрофон, либо они отсутствуют или неисправны. Для того чтобы понимать, что студент присутствует на занятии, а не отвлекается на домашние дела, приходилось чаще организовывать спонтанные перекрестные опросы.

Наличие аудио- и видеосвязи при проведении промежуточной аттестации, которая требует не просто присутствия, но и идентификации личности обучающегося было необходимым. В этом случае жалобы студентов на неисправность камеры или микрофона не принимались. Обучающихся, которые часто посещают занятия, преподаватели знают в лицо, а вот «прогульщикам» требовалось предъявить студенческий билет, чтобы не оставалось сомнений в том, что зачет сдает именно тот студент, который числится в списке группы. Но и это не было самым сложным. Сложность вызывала сама процедура принятия зачета.

В установленное расписанием время для проведения зачета все студенты входят в «зал ожидания» конференции. Преподаватель, являющийся организатором, подключает к конференции по одному или несколько участников. На столе преподавателя разложены конверты с билетами, вопросами к зачету или экзамену. Студент указывает конверт, который он выбирает. Преподаватель дает возможность студенту записать вопросы билета или подключает демонстрацию экрана. Как и в учебной аудитории студенту предоставляется возможность готовиться, преподаватель следит за каждым его движением, а это значит, что отключать камеру или микрофон при подготовке к зачету студент не имеет права.

Так же как в аудитории любая замеченная шпаргалка означает прекращение процедуры промежуточной аттестации, в условиях удаленного доступа все преднамеренные или непреднамеренные сбои в связи, возникающие в период подготовки или ответа студента, дают право преподавателю прекратить прием зачета или экзамена.

В связи с вынужденной обязательностью дистанционного обучения появилась необходимость создания сервисов онлайн-прокторинга, при которых наблюдатель (проктор) идентифицирует личность абитуриента или студента, разъясняет правила экзамена, оценивает поведение сдающего и следит за тем, чтобы человек не совершал нарушений.

Однако педагоги не всегда могут воспользоваться этими сервисами и тут на помощь приходят знания психологии, которые позволяют преподавателю самому стать проктором. Перечислим, на что в таких случаях следует обращать внимание.

1. Освещение комнаты. Комната, в которой находится студент, должна быть достаточно освещена, чтобы можно было без проблем осуществить идентификацию личности, прочитать фамилию, имя, отчество и разглядеть фотографию на студенческом билете [8].

2. На экране должны быть видны лицо, руки и рабочее место студента.

3. Глаза, которые не зря называют «зеркалом души». Перевод взгляда в сторону на длительное время может указывать на то, что студент пытается воспользоваться конспектом, или открывает на мониторе дополнительные вкладки с необходимым материалом, или стоящие на подставке учебники или конспекты.

4. Голова не в естественном положении.

5. Студент нервно смотрит в разные стороны.

6. Посещение комнаты, в которой сидит студент, вторым человеком, который, несомненно, «зашел на минутку» [6].

7. Отсутствие сдающего на экране монитора. Как при очной сдаче экзамена или зачета студенту не разрешается покидать аудиторию, так и при сдаче онлайн-экзамена недопустимо исчезать из кадра.

8. Сидеть в наушниках, пользоваться Apple Watch.

9. Самый действенный способ объективной оценки знаний на онлайн-зачете или онлайн-экзамене - общение со студентом, в ходе которого не только формальные показатели знаний: даты, понятия, классификация, но и умение рассуждать логически, выстраивать свой ответ.

Несмотря на большое количество дискуссионных проблем, возникающих вокруг эффективности дистанционного образования, нужно отметить один факт. Ситуация вынужденного перехода на дистанционное обучение позволило преподавателям стать ближе со своими студентами. Многие из них стали не просто помощниками, цифровыми ассистентами, но зачастую становились инициаторами использования новых платформ, технологий, раскрывали возможности различных образовательных сервисов.

Библиографический список

1. Батколина, В. В. Информационные технологии в образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. -№ 3 (81). - С. 63-65.

2. Катан, Л. М. Влияние психологических и личностных особенностей студентов поколения Z на обучение иностранному языку // Изучение и преподавание русской словесности в эпоху языковой глобализации: Материалы докладов и сообщений XXIII международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 30 марта 2018 г. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 465-472.

3. Подымова, Л. С., Головятенко, Т. А. Организационно-педагогические условия цифровизации информационно-образовательной среды вуза // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Елец, 27 ноября 2019 г. - М.: Российский новый университет, 2019. - С. 91-96.

4. Ситаров, В. А., Шутенко, А. И. Современные информационные технологий как основа повышения качества дистанционного обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-11. - С. 194-202.

5. Шабанов, Г. А. Пять уроков пандемии // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 7. - С. 11-18.

6. Как не нужно сдавать дистанционный экзамен // Newtonew [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newtonew. com/higher/kak-ne-nuzhno-sdavat-distancionnyy-ekzamen (дата обращения: 30.06.2020).

7. Студенты оценили качество дистанционного обучения // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2622 (дата обращения: 30.06.2020).

8. Что такое прокторинг и чем полезен на экзаменах, тестировании и в обучении // Финансовая Академия «Актив» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finacademy.net/materials/article/proktoring (дата обращения: 30.06.2020).

References

1. Batkolina V. V Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education]. Distantsionnoe i virtuaTnoe obuchenie, 2014, no. 3 (81), pp. 63-65.

2. Katan L. M. Vliyanie psikhologicheskikh i lichnostnykh osobennostei studentov pokoleniya Z na obuchenie inostrannomu yazyku [Influence ofpsychological and personal characteristics of students of generation Z on foreign language teaching]. Izuchenie i prepodavanie russkoi slovesnosti v epokhu yazykovoi globalizatsii: Materialy dokladov i soobshchenii XXIII mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 30 marta 2018 g. [Studying and teaching Russian literature in the era of language globalization: Materials of reports and messages of the XXIII International Scientific and Methodological Conference, Saint Petersburg, March 30, 2018]. St. Petersburg, 2018. Pp. 465-472.

3. Podymova L. S., Golovyatenko T. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya tsifrovizatsii informatsionno-obrazovateFnoi sredy vuza [Organizational and pedagogical conditions for digitalization of the information and educational environment of the University]. Protsessy tsifrovizatsii v sovremennom sotsiume: tendentsii i perspektivy razvitiya. Sbornik dokladov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Elets, 27 noyabrya 2019 g. [Digitalization processes in modern society: trends and development prospects. Collection of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Elets, November 27, 2019], Moscow, Rossiiskii novyi universitet, 2019. Pp. 91-96.

4. Sitarov V A., Shutenko A. I. Sovremennye informatsionnye tekhnologii kak osnova povysheniya kachestva distantsionnogo obu-cheniya v vuze [Modern information technologies as a basis for improving the quality of distance learning at the University]. Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2017, no. 57-11, pp. 194-202.

5. Shabanov G. A. Pyat urokov pandemii [Five lessons from the pandemic]. Vysshee obrazovanie segodnya, 2020, no. 7, pp. 11-18.

6. Kak ne nuzhno sdavat distantsionnyi ekzamen [How not to take the distance exam]. Newtonew. Available at: https://newtonew. com/higher/kak-ne-nuzhno-sdavat-distancionnyy-ekzamen (accessed 30.06.2020).

7. Studenty otsenili kachestvo distantsionnogo obucheniya [Students rated the quality of distance learning]. OfitsiaFnyi sait Min-isterstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii [Official website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2622 (accessed 30.06.2020).

8. Chto takoe proktoring i chem polezen na ekzamenakh, testirovanii i v obuchenii [What is proctoring and what is useful in examinations, testing, and training]. Finansovaya Akademiya "Aktiv" [Financial Academy "Aktiv"]. Available at: https://finacademy. net/materials/article/proktoring (accessed 30.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.