УДК 784.6
Аки Мацуи
ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПЕНИЯ КАК ЭКСПРЕССИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТСКИХ ГРУППАХ
Вступление
В работе «Об обучении выразительности на занятиях пения у детей»1 мы, изучая практический опыт по обучению пению детей дошкольного возраста, исследовали возможности и определили значение экспрессивной деятельности в процессе коллективного пения.
Целью настоящей работы является более пристальное рассмотрение значения коллективного пения в экспрессивной деятельности. В настоящее время выпускается много нотных сборников с детскими песнями, где указан возраст детей, для которого сборник предназначен. Кроме того, в детских дошкольных учреждениях (далее ДДУ) Хоккайдо обучение выразительности на занятиях пения проводится в одновозрастных группах. Подобное обучение в группах одного возраста важно с позиции безопасного развития детей, однако, как показали наши предыдущие исследования, благодаря пению в разновозрастных группах младшие дети поют, естественным образом подражая старшим, могут чувствовать характер мелодии по экспрессии старших, даже не понимая полностью смысла слов песни. Кроме этого, этот вид деятельности способствует воспитанию чувства солидарности и сотрудничества, соединяя их души, разделяя радость от сопричастности к общей музыке. В нашем исследовании мы выявили ситуацию, когда один ребенок при исполнении песни перешел на крик, а остальные дети старались именно петь. До настоящего времени в качестве одного из способов обучения пению, направленного на решение проблемы «кричания» песни, Иваса-
© Аки Мацуи, 2015
ки (2008), рассуждая об опыте Синагава Итиро, стремящимся добиться фонации у детей, отметил, что обучение фонации приводит к таким результатам, как исчезновение крика и снятие напряжения в гортани. Однако обучить на занятиях по выразительному пению детей дошкольного возраста фонации очень сложно. В первую очередь, нужно подготовить воспитателей, которые смогут обучать такому пению, а на это потребуется время.
Во время работы в секции 32-й Хоккайдской конференции по музыкальной педагогике детей дошкольного возраста, проходившей в январе 2014 г., где автор выступала с лекцией, от нескольких педагогов из ДДУ, работающих по системе обучения в разновозрастных группах, мы услышали о наличии проблемы «крика» во время обучения пению. Мы посетили занятия в этих ДДУ, и на основе собранного материала попытались раскрыть возможности обучения экспрессивности на занятиях коллективного пения.
Коллективное пение в ДДУ г. Саппоро и близлежащих районов
Методы исследования
Предварительно изучив три ДДУ, работающих по системе разновозрастных детей в одной группе, мы обратились с просьбой посетить обычные занятия по пению в данных ДДУ. Мы посетили в качестве стороннего наблюдателя обычные занятия, и по их окончании взяли интервью у педагогов. В каждом ДДУ в одной группе было 29—30 детей, при этом, количество детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в равных долях, и мальчиков/девочек также в равных долях.
1) Занятие в ДДУ «А», г. Саппоро 6 марта 2014 г.
Объект исследования: группа А, ДДУ «А» г. Саппоро
Занятие проводилось в конце дня и дети пели «Когда я стану первоклассником» (муз. Мадо Митио, сл. Ямамото Дзюнсаку) и «До свидания, наш детский сад» (муз. Синдзава Тосихико, сл. Тори-цуцу Хидео). Педагог не играл на фортепиано и пел естественным голосом (но без напряжения, не «кричащим» голосом), дети также пели естественным голосом. Во время исполнения «До свидания, наш детский сад» были дети, которые еще не выучили эту песню, пели ее только второй раз, но они старались подражать другим детям, прислушиваясь к их голосам.
В уголке чтения есть книжка-песен-ник с картинками. Мы наблюдали, что старшие дети в свободное время берут ее и поют песни, а младшие могут естественным образом их запомнить. Этот песенник представляет собой для каждой группы свою папку с 10-15 песнями, где под словами песен нарисованы иллюстрации. В зависимости от времени года или календарных мероприятий воспитатель обновляет эту папку. В начале учебного года бывает так, что дети еще ведут себя немного беспокойно, но в отличие от детских садов с традиционным делением на группы по возрастам, дети в разновозрастных группах быстрее сдруживаются, и на занятиях по пению старшие и средние дети берут на себя инициативу, что позволяет в любой период года заниматься коллективным пением.
Анализ наблюдений
В ДДУ «А» 8 лет назад была введена система разновозрастных групп, для того чтобы воспитывать у детей осознанное отношение к своему поведению, бережное отношение к разным окружающим людям, а также доброжелательное отношение ко всему у детей младшего возраста. Па занятиях пения нами был отмечен этот же подход, и высоко оценено наличие возможности использовать в свобод-
ное время песенник, чтобы всегда можно было бы при желании что-нибудь спеть. В день посещения ДДУ, перед последним занятием мы видели, как старшие дети вместе с младшими смотрят иллюстрации и читают песенник. Мы считаем, что дети, которые неуверенно себя чувствовали во время пения той или иной песни, таким образом, получают поддержку от старших детей, приобщаются к песням, а дети старшего возраста активно и уверенно обучают младших. Кроме того, когда идет пение без сопровождения фортепиано, без аккомпанемента, дети сами начинают прислушиваться к голосам друг друга, и, как результат, мы не наблюдали детей, поющих «криком».
2) Занятие в ДДУ «В», г. Саппоро 9 июня 2014 г. Группа: В, ДДУ «В», г. Саппоро
В данном ДДУ система разновозрастных групп введена в 2010 г. Однако нам рассказали, что еще до ее введения, во время молитвы дети пели все вместе. Воспитатель на протяжении всех лет ведет одну и ту же группу, в начале учебного года младшие дети немного растеряны, но старшие естественным образом проявляю заботу о младших, поэтому младшие быстро привыкают к жизни в ДДУ. Обучение пению распланировано на год, и воспитатели кладут в папку для родителей ноты песен, чтобы те пели их дома вместе с детьми.
Мы посетили утреннюю молитву, и дети пели буддийские псалмы «Цуцу-марэтэру ватаси» (нотный пример 1) и «Тиисана каго ни» (нотный пример 2). В зале был орган и фортепиано, и пение сопровождалось игрой на органе органиста, работающего в ДДУ.
Молитва сопровождалась игрой на органе, а пение псалмов «Цуцумарэтэру ватаси» и «Тиисана каго ни» - фортепиано. Во время исполнения первого псалма, был один мальчик, который пел «криком», педагог посмотрел на него, и мальчик стал смотреть, как поют дети вокруг, и «подстраивать» свой голос в пении под окружающих детей.
Нотный пример 1. Цуцумарэтэ ватаси
£
■г ^ <1 г
л
№
1—
Л £ 1 Л О 0 4; Т -7 4 Л ■( ь
|гпгсг*[г~з^ I■Ьс*Т=г 1Г Г ?
д. к, 4
о — & ч ф ч- я
Анализ наблюдений
С. С1еа11 (1970) указывает в своем исследовании2, что для более 70% детей высокие ноты в псалмах оказываются слишком высокими. Ёситоми (1983) отмечает3, что диапазон голоса при пении у более 50% детей дошкольного голоса составляет - у детей 4 лет: мальчики -девочки - а#--.а'; у детей 5 лет: мальчики - а-^а1, девочки — В соответствии с этим замечанием мы наблюдали следующее. В обоих приведенных псалмах «Цуцумарэтэру ватаси» и «Тиисана каго ни» во вторых частях было много звуков до и ре второй октавы, их смогли взять дети, у которых поставлен головной голос, а для всех остальных детей эта задача оказалась сложной. Скорее всего, именно по этой причине был мальчик, который перешел на «крик», но он обратил внимание на то, как поют другие дети и смог перестроиться.
Благодаря разновозрастной группе дети смогли выразительно спеть псалмы с высокими нотами, которые сложны для исполнения в одновозрастных группах, и, вероятно, справились с поставленной задачей. Однако, в будущем, необходимо уделить внимание транспони-
рованию песен в соответствии с детским диапазоном голоса.
3) Занятие в ДДУ «С» г. Эбецу
10 июля 2014 г.
Группа: С, ДДУ «С», г. Эбецу
В ДДУ «С» во время занятия дети старшего и среднего возраста сидят впереди на полу в зале, а младшие школьники сидят на стульях сзади. Педагог и поет, и разговаривает естественным голосом, при этом не громко и нерастянуто.
Сначала у детей спросили, какую песню они хотят спеть, и спели «Сампо» (сл. Накагава Риэко, муз. Хисаиси Дзё). Был ребенок, который вначале пел песню монотонно, не обращая внимания на интервалы, но в процессе пения он старался подстроиться. Затем группа стала петь песню своего детского сада. В группе были младшие дети, которые до этого пели эту песню только два раза. Эта песня довольно сложная, в ней присутсвуют хлопки ладошами, сопровождаемые возгласами «Хай» и «Ой». Младшие дети пели, смотря на лица старших и средних детей, и подражали им. Затем дети перешли в зал, и стали тренировать парадное шествие. Обычно эти тренировки прохо-
дят в одновозрастных группах, но бывают и разновозрастные групповые занятия. Парадное шествие - вид деятельности для старших детей.
Анализ наблюдений
Наибольший интерес вызвал тот факт, что при исполнении сложной песни, младшие дети, кто хорошо не выучил еще эту песню, пели, смотря па лица старших и средних детей, и чрезвычайно старались запомнить песню. Дети пели эту песню, с удовольствием хлопая в ладоши и выкрикивая возгласы, и мы также наблюдали особенность 3-хлетних детей, на которую указывала в своей работе Ямакава (2007)4. Она заключается в том, что дети поют, чувствуя построение музыкальной фразы с мест, которые их больше всего заинтересовали или которые проще запомнить. Мы также наблюдали детей, у которых повышалось желание участвовать в этом виде деятельности с того места, которое у них получалось, даже если это была не совсем знакомая песня. Кроме этого, в данном ДДУ уделяют большое внимание занятиям в одновозрастных группах, и с помощью выступлений на параде строят отношения активного участия и желания участвовать между разновозрастными детьми.
Общие выводы
Итак, мы посетили занятия по коллективному пению в трех ДДУ г. Саппоро и близлежащих городов, которые работают по системе разновозрастных групп, и нашей задачей было выяснить и осмыслить значение коллективного пения в системе воспитания детей в разновозрастных группах. В каждом из ДДУ почти не наблюдалось случаев, которые весьма распространены в ДДУ с одновозрастными группами, когда дети «кричат», а не поют песню. Даже если кто-то из детей в какой-то момент вдруг переходил на повышенные тона голоса, он прислушивался к голосу окружающих детей, замечал, что его собственный голос звучит по-другому и старался петь так, как все.
Ямакава (2007) в своей работе указывает, что дети подстраиваются друг под
друга во взятии дыхания, темпе, проявляя тем самым интерес и радость в совместном пении, и этот возраст можно считать одной из ключевых вех формирования песенной деятельности5. Соглашаясь с этим выводом, мы считаем, что, начиная с 3-хлетнего возраста и старше, в результате постоянных занятий коллективным пением, в которых участвуют дети и педагоги, у детей появляется ощущение радости и удовольствия именно от того, что исполняя песню, они поют созвучно другим детям.
Вместе с тем, Мидзусаки (2012) указывает на то, что причины крика чаще кроются не в самих детях, а в педагогах. Соглашаясь с этим высказыванием, заметим, что «кричащее» пение не исчезнет, если на занятиях по пению как экспрессивной деятельности педагоги не будут думать о «кричащем» голосе как о противоестественном или не будут делать соответствующие желаемому результату замечания.
Самое важное - осознание педагогами качества голоса и их работа с детьми, направленная на достижение этого качества. В настоящем исследовании на основании экспрессивной деятельности на занятиях по пению в разновозрастных группах с осознанием проблемы голоса педагогами и соответствующей работой с детьми нами были выявлены следующие результаты.
1) В ДДУ «А» дети смотрят иллюстрированные песенники, младшие дети еще не умеют читать, а старшие, привыкнув к книжке, уже могут ее прочесть вместе. Когда дети разучивают новую песню, старшие быстрее запоминают и «вытягивают» младших. Вследствие этого, не было младших детей, которые бы пели, принудительно заучивая текст.
2) В ДДУ «В» высокие ноты, которые сложно петь детям младшего возраста, старшие дети поют мягким естественным голосом. Поэтому младшие стараются подражать старшим и не надрывают голос, пытаясь взять верхние звуки.
3) Педагоги ДДУ с разновозрастными группами обучения ведут свою группу на протяжении 3 лет, поэтому они могут раз-
работать для каждого ребенка индивидуальный план, включающий различные виды деятельности. В ДДУ «С» дети старшего возраста могут петь пока сложные для них произведения для развития их музыкальных способностей, а младшие дети участвуют в экспрессивной деятельности на занятиях по пению, подражая старшим детям начиная с тех мест произведения, которые они могут исполнить.
При этом, хотя старшие дети способны брать высокие ноты, все же существуют их ограничения в голосе, поэтому необходимо выбирать репертуар с учетом их ограничений. Исследование Такэока (1986), в ходе которого были изучены 800 детей ДДУ, показало, что мальчикам младшего возраста затруднительно брать высокие ноты, и лишь 3% из них могут спеть до второй октавы. Среди мальчиков старшего возраста лишь 33% процента могут спеть до второй октавы. Девочки младшего возраста: этот показа-
тель составляет 42%, а у старшего -52%, т.е. особого роста не наблюдается7. В этой связи представляется особенно важным выбор репертуара и методика обучения. Педагоги должны научить детей наиболее подходящей для них манере исполнения, а младшие дети смогут получить хороший стимул, если будут исполнять песни, слушая красивые голоса старших ребят, и стараться достичь более высокого уровня в исполнении.
Итак, в ходе данного исследования, мы пришли к выводу, что экспрессивная деятельность на занятиях по пению в разновозрастных группах, ведет не только к преодолению «кричания» песни, но и имеет ряд других положительных эффектов. В настоящем исследовании мы рассмотрели экспрессивную деятельность в процессе обучения пению детей в стабильном возрасте, но в дальнейшем представляется интересным продолжить исследование у детей переходного возраста.
Примечания
1 Мацуи Аки «Об обучении выразительности на
занятиях пения у детей», «Сборник научных трудов Университета Отани Саппоро», 2013, № 43, с. 101-110.
См. также: Ивасаки Ёити «К вопросу о фонации у детей: опыт Синагава Сабуро» / «Сборник научных трудов Педагогического университета Фукуока», 2008, № 57 - б, с. 1-9.
2 С. Cleall (1970) «Voice Production in Choral technique» (Novello), с. 105-148.
3 Ёситоми Кацунобу «Исследование возможного диапазона голоса при пении у детей: по материалам репертуара» / «Сборник научных трудов педагогического факультета Университета Эхимэ, часть 1: педагогические науки», 1983, № 29, с. 262.
4 Ямакава Нацуко «Исследование методики обучения пению в младших классах начальной школы: акцент на песенный опыт периода младенчества» / «Сборник научных публикаций кафедры педагогики аспирантуры университета Сига», 2007, № 10, с. 46.
5 Там же, с. 47.
6 Мидзусаки Макото «Методика обучения детей музыке: стремясь к красивому пению», 2012, Токио, «Фукуро», изд. второе, с. 13-14.
7 Такэока Матико «Развитие голоса у детей: про-
блемы обучения пению и смысл пения по результатам исследования» / «Сборник научных трудов женского колледжа Фудзи», 1986, № 21, с. 200.
Литература
1. Симура Ёко. Песенные способности у детей и исследование обучения пению, (ч. 2) // Научные труды университета Сайтама: педагогический факультет (педагогика). - 1981. - Т. 30.
2. Нориока Ёсико. Причины и факторы фальшивого пения высоких нот у детей // Сборник научных трудов педагогического факультета Университета Сига. - 1992. - № 42.
3. Кадзи Рэйко, Кобаяси Наоми, Ситику Ханаэ, Мияно Момоко. О методике обучения пению
детей дошкольного возраста: диапазон голоса во время самостоятельного пения // Сборник исследований факультета педагогики университета Тиба. - 2006. - № 54.
4. Сато Маюми. Обзор учебных пособий для занятий по пению с детьми дошкольного возраста // Сборник научных трудов женского колледжа Сэйрэй. - 2008. - № 36.
5. Канда Такако. Педагогическое значение воспитания в разновозрастных группах и иссле-
дования роли воспитателей в этом процессе Сборник // Сборник научных трудов педагогического факультета университета Хиросаки. -2008. - № 100.
6. Цурума Дзюнко, Сугияма Хироко. Занятия по пению в ДДУ префектуры Мияги // Сборник научных трудов Университета Сёкэй гакуин. -2011. - № 61-62.
Referenses
l.Simura Eko. Pesennye sposobnosti u detei i issledovanie obucheniia peniiu, (ch. 2) [Singing abilities of children and study of singing teaching (pt. 2)] Nauchnye trudy universiteta Saitama: pedagogicheskii fakul'tet (pedagogika) [Scientific works of Saitama university: Pedagogical faculty (Pedagogics)]. 1981, Vol. 30.
2.Norioka Esiko. Prichiny i faktory fal'shivogo peniia vysokikh not u detei [Reasons and factors of children's off-pitch singing of high notes] Sbornik nauchnykh trudov pedagogicheskogo fakul'teta Universiteta Siga [Collection of research papers of the Pedagogical faculty of Shiga University]. 1992, No. 42.
3.Kadzi Reiko, Kobaiasi Naomi, Sitiku Khanae, Miiano Momoko. O metodike obucheniia peniiu detei doshkol'nogo vozrasta: diapazon golosa vo vremia samostoiatel'nogo peniia [On the methods of teaching children of preschool age to sing] Sbornik issledovanii fakul'teta pedagogiki universiteta Tiba [Collection of research papers of the Pedagogical faculty of Chiba University]. 2006, No. 54.
4. Sato Maiumi. Obzor uchebnykh posobii dlia zaniatii po peniiu s det'mi doshkol'nogo vozrasta [Review of singing classes textbooks for children of preschool age] Sbornik nauchnykh trudov zhenskogo kolledzha Seirei [Collection of research papers of Seirei Women's College]. 2008, No. 36.
5.Kanda Takako. Pedagogicheskoe znachenie vospitaniia v raznovozrastnykh gruppakh i issledovaniia roli vospitatelei v etom protsesse [Pedagogical meaning of education in mixed age groups and study of teacher's role in this process] Sbornik nauchnykh trudov pedagogicheskogo fakul'teta universiteta Khirosaki [Collection of research papers of the Pedagogical faculty of Hirosaki University]. 2008, No. 100.
6. Tsuruma Dziunko, Sugiiama Khiroko. Zaniatiia po peniiu v DDU prefektury Miiagi [Singing classes in Miyagi prefecture kindergarten] Sbornik nauchnykh trudov Universiteta [Collection of research papers of Seikei Gakuen University]. 2011, No. 61-62.
Возможности коллективного пения как экспрессивной деятельности: на примере занятий по пению в разновозрастных детских труппах
Работа посвящена значению коллективного пения в разновозрастных группах детских учреждений. Мацуи (2013) отмечает, что при пении в группе дети младшего возраста внезапно начинали копировать поведение и мимику своих старших товарищей, что способствовало пониманию песни, несмотря на то, что дети не знали смысл всех слов. В исследовании также отмечается, что пение в группе способствовало появлению чувства сплоченности и единения, а также помогло детям лучше взаимодействовать друг с другом.
Исследование привело автора к попытке воспроизвести вышеупомянутый положительный результат в детсадовских разновозрастных группах. Автор наблюдал за коллективным пением детей на занятиях в четырех детсадах по собственному выбору. Ни на одном из посещенных занятий дети не кричали во время пения. Лишь один ребенок, певший слишком громко,
The collective singing as expressive activity: practice singing in different age groups of children
This paper discusses the significance of collective singing in mixed age childcare. Matsui (2013) reports that, when singing in a group, younger children spontaneously modeled themselves after their older peers and, by observing the facial expressions of the older children, were able to understand the song despite their inability to understand the meaning of all the lyrics. The study also reports that singing in a group promoted a sense of sharing that seemed to lead to a feeling of togetherness and to help them cooperate with each other.
This study prompted the author to investigate if the aforementioned positive effects could be replicated in kindergartens specializing in mixed age childcare. The author observed children's collective singing in regular classes of four kindergartens chosen by the author. In none of the classes visited were children shouting while singing, except that one child,
услышал и скорректировал свой голос в тон с остальными. Пение в группах не только отвлекает детей от крика, но также способствует появлению других положительных результатов. Данные наблюдения показали значимость группового пения в разновозрастных группах детских учреждений и подтвердили открытия предыдущего исследования (Мацуи, 2013).
Ключевые слова: воспитание детей в смешанных возрастных группах, экспрессивная деятельность при хоровом пении, крик, диапазон голоса, обучение пению.
when singing in a group, sang too loudly but noticed his loudness and adjusted his tone to that of his peers. Collective singing seemed not only to keep children from shouting, but also to produce other positive effects. These observations substantiated the significance of collective singing in mixed age childcare and confirmed the findings of the previous study (Matsui, 2013).
Keywords: mixed age childcare, collective singing as an expressive activity, a shouting-like loud voice, vocal range, teaching of singing.
Мацуи Аки - преподаватель факультета Aki Matsui - Lecturer of the Department of воспитания и раннего образования Универси- Education and Early Childhood Education, тета Саппоро Отани. Sapporo Otani University.