YAK 372.212.3 ББК 98
O.A. ЗЮЗИНА, C.M. ЗЫРЯНОВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
O.A. ZYUZINA, S.M. ZYRYANOVA
THEORETICAL ASPECTS OF DIFFICULTY IN TEACHING PRESCHOOL CHILDREN SINGING
В статье рассматривается теоретический аспект проблемы обучения пению детей старшего дошкольного возраста. Даётся краткий исторический обзор проблемы массового музыкального воспитания в школах и детских учреждениях в России и за рубежом, анализ разработок выдающихся педагогов и певцов прошлого по вопросам певческого развития детей.
The theoretical aspect of difficulty in teaching preschool children singing is under study in the article. A brief historical overview of the problem of mass music education in schools and childcare centers in Russia and abroad is given. Also the analysis of works of outstanding teachers and singers of the past on children singing development is presented.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, певческое развитие, обучение пению, дети старшего дошкольного возраста, педагогическая мысль, педагог, метод.
Key words: music education, singing development, teaching singing, preschool children, a pedagogical idea, a teacher, a method.
В настоящее время наблюдается тенденция обновления содержания образования, в котором музыкальное воспитание занимает не последнее место, что свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека. Обращение к педагогическому опыту и его переосмысление, анализ педагогических условий развития музыкальных способностей и творческое использование их в современной системе обучения и воспитания, способствуют решению многих педагогических проблем.
Проблема обучения пению волновала педагогов-музыкантов, ссылавшихся на научные данные своего времени во все времена. Это не означает, что добытые прежней наукой факты и методики пения следует отвергать, многое из старого, особенно эффективные методы выдающихся педагогов и певцов, актуальны и сегодня. Знакомство с деятельностью педагогов-вокалистов прошлого и настоящего даёт нам возможность сравнить методические требования, проследить их единство и отметить разногласия во взглядах. Из различных литературных источников нам известно об истории вопроса о детском хоровом пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о методических приёмах в обучении пению. Эта проблема привлекла наше внимание своей актуальностью и легла в основу данной темы.
Уже в XI-XIII веках в Европе существовало множество церковных школ, в Италии и Франции были и музыкальные школы. В Древней Руси детей, начиная с 6-7 лет, обучали пению в монастырских и церковных школах. Уровень музыкального обучения был достаточно высок, но пению обучали весьма ограниченное число наиболее одарённых детей.
Д. Разумовский (1867) указывал на существование частных школ, где пение было одним из основных предметов, и дети обучались там индивидуально. Для данного исторического периода было предпочтительно светлое и нежное звучание голосов мальчиков, которые предназначались для участия в богослужении.
В XV веке «специально обученные люди» в открывшихся частных школах городов Москвы, Новгорода, Пскова занимались по определённой системе. Одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам, было
отчётливое произношение слов. И хотя уровень обучения осуществляли в рамках общеобразовательной школы, он соответствовал уровню уездных и приходских духовных училищ.
Церковные хоры, Придворная певческая капелла и Синодальный хор сыграли неоценимую роль в подготовке регентов, учителей пения. Обучавшиеся в них учителя приобретали общую музыкальную культуру и вырабатывали комплекс вокальных навыков. В этот исторический период возникла Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведений, где готовили учителей музыки. Воспитанник академии, просветитель С. Полоцкий, создал свою систему обучения, в которой уделял большое внимание эстетическому воспитанию.
Во 2-й половине XVII века коренные изменения в методы обучения музыке внёс Н.П. Дилецкий, изложив впервые на русском языке правила певческого обучения детей. В образовательных учреждениях того времени была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции голосового аппарата человека. В первом учебнике по правилам чтения «Псалтыря» были сформулированы основы певческого обучения. И хотя речь там идёт о грамоте, все эти правила переносились на пение. Так, обучение грамоте содействовало воспитанию определённых певческих навыков, таких как выразительное исполнение песни, применение в работе наглядного метода, используя пальцы руки для уяснения расположения нот на нотном стане.
Во второй половине XVIII века огромное влияние на музыкальную культуру оказывала народная песня, являющаяся основой музыкальной культуры. В учебных заведениях того времени преподавали такие музыканты, как Д.С. Бортнянский [5, с. 31], И. Прач и другие. Они высказывали прогрессивные мысли о необходимости обучения пению девочек наряду с мальчиками. При участии этих педагогов подготовка музыкальных кадров проходила на самом высоком профессиональном уровне.
Огромное значение для теории вокального обучения имели методические сочинения М.И. Глинки «Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса», которые отличались своей универсальностью и использовались для всех голосов, а также «Полная школа пения» А.В. Варламова. Эти работы наметили два направления в методике обучения сольному пению, которые представляли единую, прогрессивную и своеобразную русскую вокальную школу. В своих работах придавали особое значение слуху, артикуляции, напевности, не допускали форсировки звука, говорили о пении в удобной тесситуре [5, с. 76].
Среди педагогов последней трети XIX века особой известностью пользовались М.А. Балакирев [5, с. 95] и Г.Я. Ломакин [5, с. 91] - основоположники первой бесплатной музыкальной школы для детей из бедных семей; С.В. Смоленский [2, с. 39], поставивший впервые в образование проблему единства обучения и воспитания на уроках пения. Общественные движения этого периода привели к подъёму русской педагогической науки.
В 70-х годах XIX в России в связи с появлением отдельных детских садов происходит разработка вопросов дошкольного музыкального воспитания, этому были посвящены работы педагогов - А.Н. Карасёва, П.П. Мироносицко-го, А.Л. Маслова А.И. Пузыревского и других.
Во многих работах того времени признаётся возможность музыкального развития каждого ребёнка, независимо от его способностей. Особенно убедительно об этом писал А.Н. Карасёв [2, с. 49] в книге «Методика пения». Преимущество его методики заключалось в строгой, продуманной последовательности построения всего процесса обучения, детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у детей.
В 1882 году был написан теоретический труд С.И. Миропольского [2, с. 47] «О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе», в котором были поставлены основные проблемы музыкальной педагогики. В книге было отмечено, что обучение пению следует начинать тогда, когда
происходит формирование детского голоса. Среди многих статей того исторического периода большое внимание обращают на себя статьи профессора А.И. Пузыревского [2, с. 55], в которых он отмечает важность педагогического руководства процессом пения в школе, занятие пением считает особенно важным для успешности всяких музыкальных занятий.
О воспитательном воздействии пения на сознание, память, воображение детей, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие, писал Д.И. Зарин [2, с. 58] в книге «Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом. Год 1-й» (1907). Автор акцентировал внимание на развитие динамики голоса, начиная занятия с развития умения начинать пение вполголоса, высказывал предположения о значении дыхания с точки зрения его влияния на качество звука и чистоту строя.
Прогрессивную идею о главной задаче музыкального воспитания - воспитания интереса к красоте музыки и творческого воображения, высказал
A.Л. Маслов в книге «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» 1913 года [2, с. 63]. Он по-новому осветил отдельные положения, касающиеся вопроса звукообразования. Правильным типом дыхания методист считал диафрагматический тип, указал на комплексный подход в обучении пению.
В первые годы Советской власти снижается общий уровень вокального воспитания детей в связи с тем, что репертуар тех лет провоцировал детей на форсированное пение. Пытаясь решить проблему детского репертуара, известные музыканты, А.Т. Гречанинов, В.С. Калинников, А.К. Лядов, П.Г. Чес-ноков [5, с. 237] создали сборники детских песен [5, с. 128].
Передовые деятели музыкального искусства того периода стремились к созданию единого метода обучения. С этой целью учёными разрабатывались пособия, создавались комиссии, организовывались конференции. И.П. Пономарьковым были написаны пособия, в которых отражались закономерности певческого процесса с учётом возрастных особенностей детей. Благодаря созданию комиссий под руководством В.А. Багадурова, были решены вопросы охраны и воспитания детского голоса. А.Ф. Гребневым была организована первая конференция учёных-вокалистов, на которой решались вопросы изучения физиологии детского голоса.
В период с конца XVIII до начала XX веков внимание зарубежных педагогов-музыкантов обращено на музыкальное развитие детей, и в частности, на развитие и формирование певческих навыков. Методические работы
B. Манфредини [5, с. 53], в которых автор перечисляет и раскрывает ценные методические требования по обучению музыке, указывает на необходимость развития у детей слухового контроля (во время пения не форсировать звук, петь в удобной тесситуре).
Профессорами Парижской консерватории М. Госсек, Керубини, Б. Мен-гоцци были изучены вопросы мутации у детей младшего школьного возраста, сделаны выводы о том, что под умелым руководством данный процесс протекает быстрее и окончание её может наступить скорее. Этим вопросом занимался и исследователь Д. Бетс, который уделял особое внимание вопросу выполнения режима и правил гигиены голоса.
О музыкальном развитии детей в детском саду были написаны работы З. Кодая, К. Форраи, сформулированы принципы музыкального воспитания в детском саду. Критерием оценки музыкального развития ребёнка, по мнению авторов, должны стать красивое, выразительное пение, любовь к пению, и способность импровизировать мелодию.
Немаловажный вклад в музыкальное развитие детей всех возрастов внёс К. Орф, автор пособия «Шульверк». В основу пособия легла методика обучения детей творческому музицированию через игру на детских музыкальных инструментах. Педагог ставил певческий голос наряду с музыкальными инструментами, используемыми в работе с детьми, считал пение первой и элементарной формой музыкальных проявлений.
О музыкальном воспитании в детском саду писал К.Н. Вентцель, создатель модели «идеальный детский сад». Ученый предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцы, игра на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребёнка. На теории свободного воспитания были основаны последующие работы педагогов В.М. Бехтерева, С.М. Майкапара, М.Х. Свен-тицкой и др.
Немаловажный вклад в создание новой системы воспитания в детских садах внесли О.А. Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Д.Л. Локшин, Н.Д. Орлова, М.А. Руммер, В.Н. Шацкая и др. Благодаря им были разработаны методические основы музыкально-эстетического воспитания детей, изучен детский голос и методы его развития, разработана система подготовки педагогов-музыкантов. В этот период было написано ряд научных работ: А.А. Сергеев «Воспитание детского голоса» (1950); М.А. Румер «Методика преподавания пения в школе» (1952); В.А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса» (1953); «Начальные приёмы развития детского голоса» (1954); Е.М. Ма-линина «Вокальное воспитание детей» (1967); В.К. Белобородова «Развитие музыкального слуха учащихся» (1956). Все эти работы были основаны на научно-педагогических наблюдениях и подкреплены практическими разработками.
Актуальные теоретические и методические вопросы явились предметом исследования и рассмотрения Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Н.А. Мет-лова. Впоследствии Н.А. Метловым была написана исследовательская работа «Обучение пению детей старшей группы детского сада», в которой он определил особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей [3, с. 18]. На основе многолетних исследований автор приходит к выводу, что обучение детей пению должно начинаться с примарных звуков, научно доказал вредность пения детьми песен из репертуара взрослых.
Большую научную разработку проблемы развития детского голоса проводил фониатор И.И. Левадов совместно с педагогами-вокалистами С.И. Гим-мельфарб и Е.М. Малининой. Впоследствии учёными были выработаны основные принципы обучения детей пению: развивать у детей звонкость, серебристость звучания, индивидуальный тембр голоса, овладевая головным резонатором; постепенно развивать переход от фальцетного к смешанному звучанию, в зависимости от возрастных особенностей; работать над правильной артикуляцией, свободным ненапряжённым дыханием; развивать эмоциональную выразительность и технически правильное воспроизведение.
Большую роль в становлении детского вокального воспитания сыграли исследования педагогов, музыкантов, фониаторов в 50-х годах XX века. Е.И. Алмазов, Н.Д. Орлова, Д.Л. Локшин утверждали, что начинать правильное развитие слуха и голоса следует как можно раньше, постепенно воспитывать любовь к музыке, уберегать от напряжения голосовые органы. Были исследованы проблемы слуха, определены причины плохой интонации у детей и методы её устранения; изучены возрастные изменения дыхательных движений во время пения в переходный период; освящены вопросы мутации у мальчиков и девочек. Эксперименты были подкреплены ларингоскопическими обследованиями голосового аппарата воспитанников, с применением стробоскопа, звукозаписи, пнеймографии.
Т.Н. Овчинникова [5, с. 255] в своей работе доказала, что детский организм находится в бурном развитии и голос требует индивидуального подхода и наблюдения. Вокальное воспитание детей предусматривает и развитие интеллекта, поэтому в работе над произведениями необходимо уделять внимание выразительности, ясности произношения, эмоциональной окраске голоса.
В этот исторический период был написан фундаментальный труд Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», в котором автор проанализировал и сделал выводы по классификации музыкальных способностей, раскрыл понятие «природные задатки». К природным задаткам, в процессе которых развиваются способности к звуковысотному различению и воспроизведению, автор отнёс пение, ритмические движения и слушание музыки. Высказанные положения учёного имеют большое значение для изучения процесса музыкального развития детей дошкольного возраста, они дают возможность вести дальнейшую разработку проблемы, отталкиваясь от установленных автором положений.
Акустические исследования были проведены в 60-х годах В.П. Морозовой, А.М. Развариной, Д.Д. Юрченко, физиологические исследования проводила М.П. Блинова. Исследователь выявил причины снижения музыкального слуха, восприятия, памяти из-за нерационального использования механической музыки. Были сделаны выводы о том, что музыкальное воспитание может осуществляться только в неразрывной связи с обучением, когда слух и голос развиваются в благоприятных условиях.
В этот период проводятся исследования в области пения детей дошкольного возраста. Исследователь А.Д. Войнова в диссертационной работе «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников» рассмотрела пение как средство воспитания и развития детей [1]. В работе автор установила зависимость развития навыка чистого интонирования от воспитания мелодического слуха и развития певческого голоса. В исследовании обоснованы пути и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста правильной передаче мелодии.
Большой вклад в разработку вопросов теории эстетического воспитания, содержания и методов музыкального обучения и воспитания был внесён Н.А. Ветлугиной. Автор исследовал характер взаимосвязи музыкального воспитания и развития ребёнка, условия формирования детского творчества в процессе разнообразной музыкальной деятельности. Результаты исследований возрастных и индивидуальных проявлений музыкальности в процессе обучения пению позволило учёному создать свою систему приёмов развития слуха и голоса, основные задачи которой заключаются в развитии музыкально-слуховых дифференцировок, произвольного пения мелодических ходов, наглядных представлений о знаковых обозначениях высотных и ритмических соотношений, что нашло отражение в сборнике «Музыкальный букварь» (1961).
В 80-х годах XX века отмечается интенсивное развитие теории музыкально-эстетического воспитания. В этой области проводится ряд исследований, посвящённых наглядным средствам и методам формирования музыкального восприятия, при этом используется метод моделирования музыкальных явлений (Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина, С.М. Шоломович). Возможности развития слуха и голоса у плохо интонирующих и низко поющих детей в процессе обучения пению изучала Р.Т. Зинич, которая создала систему певческих упражнений для преодоления этих недочётов.
В настоящее время разрабатываются новые методики вокального воспитания детей, основанные на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов и его последователи. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания детей своей главной задачей ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. Автор даёт характеристику певческого аппарата, отмечая, что это двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией. Особенностью данной методики является система специальных упражнений, начинающихся с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Такую систему исследователь назвал «минимальным шагом программы».
Продолжая традиции Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянов создаёт «Фо-нопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение и среди профессионалов-вокалистов, и среди простых любителей пения. Данный метод предназначен для достижения на разных уровнях обучения следующих целей: устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции; развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой, певческого вибрато и управления его частотой и амплитудой, особой формы рта, глотки, положения языка, принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношения согласных. Все приёмы и упражнения, созданные автором, были найдены, отобраны, составлены и описаны по критериям алгоритмизации, цель которых - научить развивать свой голос и голоса учеников с минимальной вероятностью ошибочных действий.
Существует ещё одно направление вокально-хоровой работы с детьми, теоретическим и методическим лидером которого, является Г.П. Стулова. Она указывает на то, что для воспитания всесторонне развитой личности, необходимо овладеть всеми богатствами тембрового, интонационного и динамического звучания голоса на основе правильного функционирования голосового аппарата в пении. Следовательно, проблема эффективной постановки голоса у начинающих певцов является актуальной и требует специального исследования. Взаимосвязанность речевого и певческого интонирования и артикулирования обусловливает обращение к богатому теоретическому и методическому опыту русской вокальной школы.
Резонансная теория искусства пения, автором которого является В.П. Морозов (2001), основана на научно-экспериментальном доказательстве ведущей роли резонаторной системы голосового аппарата. Данная теория объясняет возможность достижения при минимальных физических напряжениях органов голосообразования большой силы певческого голоса, красоты тембра, звонкости и полетности звука, и др. Основные методологические принципы вполне применимы и к вокальному обучению детей, с учётом возраста и особенностей детской психики [4].
С течением времени педагоги, хормейстеры, врачи-фониаторы пришли к выводу, что невозможно подходить однобоко к решению вопросов о звучании детского голоса и его развитии. Различные современные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что позволяет сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса. Необходимо отметить, что методики Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянова, Г.П. Стуловой находят широкое применение в процессе обучения пению. Ведущие педагоги-хормейстеры находят практическое применение методических разработок данных авторов и, опираясь на личный опыт и полученные результаты, пытаются создать свою идеальную модель детского хора.
В нашем веке пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов XX века дали нам возможность проследить за развитием проблемы обучения пению детей дошкольного и младшего школьного возраста и сделать определённые выводы о состоянии интересующего вопроса в современности.
Литература
1. Войнова, А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников [Текст] / А.Д. Войнова. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 138 с.
2. Из истории музыкального воспитания : хрестоматия [Текст] / сост. О.А. Апраскина. - М. : Просвещение, 1990. - 207 с.
3. Метлов, Н.А. Музыка - детям : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада [Текст] / Н.А. Метлов. - М. : Просвещение, 1985. -144 с.
4. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В.П. Морозов. - М. : ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. - 496 с.
5. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / К.Ф. Никольская-Береговская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с.