Е.В. Щербакова
возможности использования виртуальных музеев при преподавании курса «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе
в статье анализируются проблемы освоения предметной области «искусство» в условиях образовательных стандартов нового поколения. Автор уделяет внимание недостаткам и преимуществам использования мультимедийных средств обучения, выявляя наиболее наиболее эффективные среди них при изучении дисциплины «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: общеобразовательная дисциплина «Мировая художественная культура», информационные технологии, виртуальный музей.
Поэтапный переход на стандарты второго поколения меняет положение многих предметных областей, а особенно художественно-эстетической, в рамках базисного учебного плана. Образовательная область «Искусство» представлена такими предметами, как «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура». В качестве варианта, обеспечивающего художественно-эстетическое образование в базовом учебном плане с 5-го по 9-й класс, предполагается область «Искусство», которая включает «Музыку» и «ИЗО». При этом в 5-7-х классах на эту область выделено 2 часа в неделю, а в 8-9-м классах - 1 час в неделю [1].
Но может быть предложен и вариант, который предусматривает перераспределение тем внутри предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка»: движение от опыта художественно-творческой деятельности в 5-7 классах к вопросам взаимодействия разных видов искусства и историческим сменам художественных эпох с их мировоззренческими доминантами в 8-9 классах. Что же касается 10-11-х классов, то там предмет МХК является предметом по выбору. В рамках базисного плана предусматривается реализация принципа вариативности, что дает возможность образовательным учреждениям разного типа выстроить траекторию развития художественно-эстетического образования в соответствии с типом
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
школы, концепцией ее развития. Такой план создает условия для мотивированного выбора педагогическим коллективом специализации школы и последующей профилизации образовательного учреждения. В этом случае предмет Мхк может быть включен в учебный план учебного заведения в качестве профильного и соответствующего специализации школы [2].
Данная ситуация представляется противоречивой и неоднозначной, потому что Мхк - это тот предмет, который способствует формированию ценностной сферы молодого поколения, и как раз в тот период, когда особенно важным становится собственный внутренний мир. Ведь главная цель предмета Мхк - заставить учащихся задуматься над идеалами разных эпох, над ценностями, которые веками вырабатывало человечество; понять, что волновало общество в разные исторические эпохи, над какими «вечными проблемами» задумывались люди, обращаясь к ним из поколения в поколение, а не просто обрести знания о шедеврах искусства, которые создало человечество на протяжении своей истории.
Современная концепция преподавания МХК строится на системно-деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетенций, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками.
ключевые компетенции, которые должны сформироваться у учащихся на базе изучения мировой художественной культуры, связаны непосредственно с освоением социокультурного пространства, которое окружает учащегося, и виртуального пространства мирового художественного наследия. На этой основе формируются компетенции, связанные с организацией и проведением личного досуга, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества. компетенции, приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура», в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы, лежащие в основе стандартов нового поколения, ставят учителя перед необходимостью освоения иной, чем раньше, формы планирования учебного материала. Важно учитывать как результативность обучения, так и возможные формы организации предметной внеурочной деятельности. данная форма занятий в учебном плане школы является одним из новшеств стандартов второго поколения. На нее отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по 2 часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия - не продолжение, а углубление базового содержания образования.
Важной составляющей в организации процесса обучения Мхк также является внеучебная самостоятельная работа учащихся в форме развивающего досуга. Это свободная область деятельности, которая не может оставаться вне поля зрения учителя. Здесь учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно-творческой деятельности. Но накопление подобного опыта необходимо совместн с эстетической деятельностью в самых разных областях: литературной (сочинение стихов, написание рассказов, рецензий и т.п.); изобразительной (рисование, лепка, вырезание, составление экспозиций выставок и т.п.); музыкальной (организация музыкальных вечеров, игра на музыкальном инструменте, сочинение музыки и др.); театральной; танцевальной и т.д.
Важно отметить, что при освоении программ по внеучебной деятельности акцент делается на результатах личностного развития, не подлежащих традиционному (стандартному), выраженному в отметках, оцениванию.
Необходимым условием эффективности занятий по Мхк должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс, что не является простым повышением активности учеников на уроках. Примером может служить проектная деятельность, реализация которой возможна благодаря широкому использованию новых технологий в контексте учебной деятельности как на урочных, так и внеурочных занятиях. Часы, отводимые в школьном учебном плане на проектную деятельность, целесообразно использовать для интеграции информационно-коммуникационных технологий с образовательной областью «Искусство».
Возможность использования компьютерных технологий является обоснованной и необходимой составляющей в контексте учебной деятельности, что влечет за собой применение инновационных форм и методов. Уже сегодня активно внедряются следующие технологии в сфере образования: информационные - использующие компьютер в качестве средства обучения, мультимедийные - при которых компьютер является вспомогательным инструментом, медийные - предполагающие привлечение аудио- и визуальных средств. Во многих школах появились не только хорошо оснащенные компьютерные классы для освоения курса «Информатики», но и персональный компьютер для работы учителя непосредственно в классе, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и множество другой новейшей техники.
Информационные сети близки и интересны современному школьнику. Ввиду этого перед учителем стоит задача организовать обучение так, чтобы учащиеся научились не просто самостоятельно находить, обра-
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
батывать полученную информацию, запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике. Важной составляющей является еще и то, что потенциал современной техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это, в свою очередь, оказывает влияние, прежде всего, на начальный этап процесса усвоения знаний - этап ощущения и восприятия. Полученные таким образом знания обеспечивают в дальнейшем более легкий переход к более высокой ступени обучения - пониманию и теоретическим выводам.
При освоении курса МХК для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные типы источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, а также ресурсы учреждений культуры. Кроме этого, использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Применение технологий, конструирующих виртуальную реальность, расширяет границы познания культурного и исторического наследия мира.
Одной из таких форм является виртуальный музей. Неоспорим тот факт, что он отражает возможности информационных технологий, развитие и проникновение которых характерно для всех сфер жизнедеятельности современного человека, в том числе и образовательной.
Виртуальный музей представляет собой тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, являющийся определенной площадкой для размещения виртуальных выставочных идей. На сегодняшний день можно выделить несколько моделей виртуальных музеев:
- модель «открытого» виртуального музея (open virtual museum) -предполагает доступ ко всем пластам многогранной деятельности музея, которая определяется его спецификой;
- сайт, сделанный по законам музейного проектирования, т.е. имеется сконструированное пространство, в котором размещены экспонаты;
- реальное пространство (зал, комната), в которое помещены электронные изображения музейных предметов;
- мобильный интерактивный микромузей - представляет собой новую коммуникативную модель, которая отображает и обеспечивает обмен информации между человеком и предметами искусства, архитектуры, скульптуры и бытовых предметов, а также воплощает актуальную идею взаимообщения, одновременно обладая тем преимуществом, что не требует много средств.
Следует отметить, что виртуальный музей может быть как «плоским» (напоминающим скорее свой каталог), примером может служить сайт
Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (www.arts-museum.ru), так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами, например, виртуальный музей «Московский Кремль» (kreml.ru).
кроме этого выделяют два типа виртуальных музеев по выстраиванию экспозиций. В виртуальном музее первого типа динамически выстраиваются виртуальные залы с постоянными экспозициями. Пользователю (посетителю залов) предлагается возможность в реальном режиме времени свободного передвижения внутри залов, осмотра их интерьера и наполнения (в том числе экспонатов и их описаний), перехода из одного зала музея во все другие. Другими словами, с помощью специальной компьютерной технологии создается полная иллюзия посещения реального музея в комфортных условиях.
В виртуальном музее второго типа у пользователя есть возможность не только самостоятельно передвигаться по залам благодаря динамическому оснащению, но и предлагается в режиме реального времени самому выбрать из базы данных заинтересовавшие его экспонаты.
Виртуальные музеи обладают рядом дополнительных возможностей, обусловленных информационными технологиями. Посетитель виртуального музея может детально познакомиться с теми экспонатами (из фондов реального музея), которые в реальном музее ему недоступны, т.к. отсутствуют в постоянной экспозиции, размещены в хранилищах и т.д. Здесь он может прочитать антикварные книги, прослушать уникальные пластинки и посмотреть фильмы из архивной фильмотеки. Посетитель виртуального музея имеет возможность детально изучить изображения полотен, скульптур, хранящихся под стеклом или за ограждением. Виртуальный музей открывает доступ к редким частным коллекциям, собраниям, артефактам, которые представлены для общего использования с разной степенью анонимности собственника: анонимно, полуанонимно (т.е. открыты для обсуждения под псевдонимами), неанонимно и т.д.
Одним из направлений развития музейной деятельности является разработка виртуальных музеев, оригиналы которых в настоящее время не существуют, или которые ранее существовали, но со временем полностью или частично разрушены. Это дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. Во многих странах идет работа по созданию базы данных культурного наследия человечества, которая, к примеру, в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном виртуальном культурном центре. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Вирту-
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
альный карфаген и т.д., знакомство с которыми переносит зрителя на тысячи лет назад.
Содержание виртуальных музеев делает возможным их использование в обучении наряду или вместо привычного учебника. Ввиду этого, информационные ресурсы и средства виртуальных музеев могут быть использованы в качестве формы урока (интернет-урок) и при подготовке к уроку.
«Виртуальные экскурсии» - это еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (порой лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам реального музея. В большинстве случаев такие экскурсии напоминают показы слайдов. Наиболее крупные музеи создают виртуальные экскурсии, напоминающие реальное посещение музея. Возможность совершать прогулки по залам музея в виртуальном пространстве превращаются в увлекательное путешествие. круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную архитектурную среду. Виртуальное путешествие интригует, рождает желание проверить впечатления в живом общении с музеем, что способствует повышению познавательности посетителя. Виртуальные экспозиции по-разному соотносятся с реальным музейным пространством. Музей может создавать свое виртуальное отражение, копируя существующие реалии, также электронная экспозиция может не совпадать с реальной, а дополнять ее. Создание интерактивных элементов позволяет имитировать передвижение по залам реального музея, что свидетельствует о серьезном развитии технологий разработки виртуальных экспозиций.
Урок - виртуальная экскурсия является уроком, который организован с помощью средств виртуальных музеев и предназначен для развития творческих способностей учащихся. Например, для урока-экскурсии по Московскому кремлю и для самостоятельной подготовки к краткой презентации можно использовать следующие сайты виртуальных музеев: http://artclassic.edu.ru, http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php, www.moscowkremlin.ru. Кроме этого, экскурсия может быть организована и как этап закрепления изученного материала.
Некоторые музеи предлагают возможность дистанционного осмотра своих залов. Правда, при этом для детального знакомства с отдельными произведениями приходится выходить из программы просмотра данного зала и искать это произведение на других страницах сайта. Поэтому прежде, чем начинать виртуальную экскурсию на занятии МХК, учителю необходимо тщательно подготовиться. Возможно, некоторые изображе-
ния необходимо заранее сохранить на свой компьютер. Некоторые сайты предлагают экскурсии уже в готовом вид, например, сайт музея «кижи» (kizhi.karelia.ru). В других случаях преподаватель после знакомства с материалами сайта сам составляет план экскурсии.
Следует отметить, что когда речь идет об использовании средств виртуальных музеев в образовательном процессе, обязательно нужно учитывать возраст детей. Так, для учащихся 10-11 классов недостаточно работы по одному сайту виртуального музея. Им необходимо давать перечень сайтов виртуальных музеев, которые можно использовать на уроках, например, экскурсия по собору святого Павла в Лондоне (http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm); виртуальная Европа (http://europa.km.ru); экскурсия по первобытной культуре (http:// vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.htmI); портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России (http://www. museum.ru).
кроме этого, сегодня в интернете появилось много сайтов, специализирующихся на виртуальных путешествиях, например, путешествия в Петергоф, Звенигород, Париж, Берлин, Прагу, в Крым, по Волге (http:// www.kulichki.com/travel); в Непал (http://achadidi3.narod.ru); по Южной Индии (http://www.indias.ru), по Израилю (http://www.isratour.ru); виртуальные путешествия по странам мира (http://www.travellinks.ru/Virtual_ journey; http://eurotour.narod.ru/index.html; http://www.virtualfreesites.com/ world.travel.html). Данные путешествия могут быть использованы и для проведения внеклассных мероприятий по МХК.
В ходе таких занятий учащиеся «путешествуют» по местам, изученным на уроке. Подобные формы организации деятельности обучающихся обладают большим потенциалом в реализации принципа наглядности, что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки учеников.
Следует отметить, что ресурсы виртуальных музеев могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов учитель может привлечь учеников к работе по сбору информационного материала, разбив их на определенные тематические группы и определив точное задание. Творческие задания с использованием средств виртуальных музеев помогают развитию многих общеучебных навыков: отбора материала в соответствии с темой и целью, сравнительно-сопоставительного анализа, группировки материала, публичной презентации результата работы, а также способствует актуализации знаний, расширению культурного пространства ученика.
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Важно отметить, что виртуальный музей, являясь синтезированной формой современного образовательного пространства, обладает рядом преимуществ, но в тоже время несет в себе определенные ограничения.
Неотъемлемым преимуществом виртуального музея является возможность сохранять ценную архивную информацию, которая изначально хранится на бумажных или магнитных носителях и со временем может быть утрачена. Важной составляющей является постоянная обратная связь с посетителями сайта, простота навигации по сайту музея, доступность шедевров мирового искусства, продолжительность осмотра и изучение коллекций которого возможна для любого пользователя сети Интернет. Этот аспект является социально значимым для лиц с ограниченными возможностями, а также для жителей удаленных регионов нашей страны и зарубежья. Задача виртуального музея - способствовать формированию системы художественных и духовных ценностей личности.
Безусловно, виртуальные музеи являются инновационным музейным продуктом, создание которого невозможно без совокупной деятельности специалистов ряда отраслей, научных сотрудников, фотографов, дизайнеров, менеджеров и др. одним из спорных вопросов в профессиональном музейном сообществе на сегодняшний день в является оптимизация объединения новых технологий и традиционных социокультурных форм деятельности музея, а также достижение равновесного соотношения электронного формата музея и его реальных культурных практик. Такой подход в культурной практике музейной среды, а именно деятельность виртуальных музеев, несет в себе, с одной стороны, благоприятную образовательную функцию, а с другой - умаляет достоинства традиционных функций музеев.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение в образовательный процесс ресурсов и средств виртуальных музеев открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий - весьма интересное и творческое дело. Интерес к представленным таким образом материалам и эффективность восприятия предлагаемой ими информации намного превосходят возможности любых традиционных наглядных пособий. Но стоит отметить, что данные средства виртуальных музеев можно использовать на любом уроке МХК как одно из методических средств, не заменяя контакт учителя и ученика. главным недостатком виртуальных музеев является то, что его виртуальные экспонаты, как правило, трудно признать оригиналами и легко подвергнуть копированию. Есть мнение, что виртуальный музей - это профанация, поскольку там, где нет подлинного музейного предмета, не может быть музея.
Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов в преподавании курса МХК в средней (общей) школе является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, т.к. опора только на традиционный урок не дает учителю достигнуть той эффективности, которая возможна при комплексном применении и оптимальном сочетании всего спектра современных методов и форм организации обучения.
Библиографический список
1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году». URL: 1отз.га>й^/шеге_937_ rekomendat.doc (дата обращения: 13.06.2012).
2. Фоминова М.А., Климова Т.А., Кочерова Е.А. Особенности преподавания предметов образовательной области «Искусство» в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения // Вестник Московского образования. 2011. № 13.
педагогика и психология