Научная статья на тему 'Современные культурные практики: образовательный и развивающий концепт музейного пространства'

Современные культурные практики: образовательный и развивающий концепт музейного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2246
617
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ / ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА / CULTURAL PRACTICES / MUSEUM SPACE / EDUCATION IN THE MUSEUM / TECHNOLOGIES OF MULTIMEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Екатерина Викторовна

В статье анализируются проблемы совершенствования образовательно-развлекательного концепта музейной сферы наряду с традиционными видами деятельности музея. Автор уделяет внимание использованию мультимедиатехнологий и интерактивных практик, выявляя наиболее эффективные среди них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CULTURAL PRACTICES: EDUCATIONAL AND DEVELOPING CONCEPT OF MUSEUM SPACE

Problems of improvement of an educational and entertaining concept of the museum sphere along with traditional kinds of activity of the museum are analyzed in the article. The author pays attention to the use of multimedia of technologies and interactive practices, revealing the most effective among them.

Текст научной работы на тему «Современные культурные практики: образовательный и развивающий концепт музейного пространства»

Е.В. Щербакова

Современные культурные практики: образовательный и развивающий концепт музейного пространства

В статье анализируются проблемы совершенствования образовательноразвлекательного концепта музейной сферы наряду с традиционными видами деятельности музея. Автор уделяет внимание использованию мультимедиатехнологий и интерактивных практик, выявляя наиболее эффективные среди них. Ключевые слова: культурные практики, музейное пространство, образование в музее, технологии мультимедиа.

Музейная деятельность является частью современных культурных практик, представляющих собой важную составляющую симбиоза творческих/креативных индустрий. «Творческие индустрии - это тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента» [1]. Относительно музейного пространства данное понятие обусловлено необходимостью творческого поиска инновационных видов деятельности музеев, способствую-

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

щих перспективной динамике развития [4]. По мнению И.А. Купцовой, «в развитии современных культурных практик традиционные учреждения культуры: музеи, театры, библиотеки, клубы и дворцы культуры и творчества, способны адаптироваться и представить новые формы работы в современном культурном пространстве» [5].

Сегодня среди специалистов нет единого мнения о том, считать ли музеи полноправными участниками креативных индустрий. При этом несомненным является тот факт, что внедрение культурных практик взаимодействия и развития бизнес-навыков, ключевым компонентом которых являются «творческая и интеллектуальная составляющие», открывают для музеев широкий спектр действий в создании современных и качественных музейных продуктов/проектов [1].

Обращаясь к понятию «культурные практики», можно отметить, что они первоначально возникали как специфические формы коммуникации, или, точнее, совместные виды деятельности. В контексте музейного пространства, применяя данную дефиницию, можно согласиться с мнением М.И. Ильбейкиной, что «современные культурные практики - это прикладные действия, которые музей предпринимает для осуществления своего функционирования в обществе и для общества. В этом смысле музей должен стать тем самым местом, где можно найти ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня» [2].

одним из векторов развития культурных практик музейной сферы становится образовательно-развивающий концепт. Музейное сообщество ставит перед собой задачу стать мощной образовательной институцией наряду с совершенствованием основных традиционных видов деятельности и функций. Согласно определению ICOM (International Council of Museums - Международный совет музеев), ведущая задача образовательного процесса в условиях музейного пространства - «актуализация знаний, происходящих из музея и направленных на развитие и удовлетворение культурных потребностей человека» [3]. Иными словами, музей позиционируется как многофункциональное учреждение культуры с возможностью соединения различных типов образовательных и творческих инициатив. Представляя собой развитую многоступенчатую образовательно-развивающую систему, музей ориентирован на оказание целого спектра востребованных услуг современного общества, трансформируясь в культурно-образовательный и досуговый центр.

Являясь альтернативной площадкой образования, музей открывает возможности для внешкольной и внеаудиторной работы с учащимися и студентами [6]. Образовательно-развивающий потенциал музея позволяет реализовывать практико-ориентированный и системно-деятельностный

подходы, являющиеся приоритетными в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Музей как образовательно-развивающий ресурс становится основным проводником между теоретическими областями знания и их прикладной значимостью. В этом случае сотрудничество музеев и образовательных учреждений приобретают партнерский характер. Интегрируя образовательные и развивающие функции, музейное сообщество выполняет одну из главных своих задач, совпадающей с целью компетентностного подхода нового образовательного стандарта, - целостное формирование личности.

Современные школьники - это поколение века информационных технологий, обладающее уверенными навыками обращения с различными техническими устройствами и гаджетами. Завладеть вниманием данной целевой аудитории в рамках образовательных программ в музейном пространстве непросто. Важную роль играют формы и методы содержания образовательно-развивающего концепта. Использование новых языков коммуникации и медиаресурсов позволяют найти компромиссные решения обработки, интерпретации, презентации и трансляции информации.

Рассмотрим подробнее современные формы и приемы образовательных программ музейного пространства образовательно-развивающего концепта. Самыми распространенными из них являются образовательные программы и проекты (в основном - долгосрочные), ориентированные на постоянную (массовую) аудиторию музея. Это экскурсии, лекции, путешествия. Так, например, большинство московских музеев осуществляют программу по проекту «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!», ставшей с 2008 г. ежегодной образовательно-развивающей доминантой музейной сферы. Объединяющим фактором межмузейной серии игровых путеводителей является сквозная тема для всех участников (музеев) проекта. Путешествие начинается с любого музея при наличии паспорта и карты путешественника. посетители имеют возможность пройти по трем образовательно-развивающим маршрутам. В 2011 г. была введена параллельная программа различных детских и семейных мероприятий, занятий и мастер-классов. Отметим, что имеющиеся в музеях мультимедиа технологии и интерактивные практики делают данный проект наиболее информативным.

Следующей формой выступают образовательные программы музея, как разовые, так и долгосрочные, ориентированные на привлечение новых посетителей в музей и расширение целевых аудиторий. Так, в практике музейно-выставочного центра «Находка» Приморского края образовательный проект «Музей на роликах» сплотил школьников и студентов, участников технических и дизайнерских студий, представителей различных молодежных субкультур посредством создания в рамках программы виде-

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

ороликов и сюжетов об истории города. Прием позволяет развивать самостоятельно-поисковые компетенции, а также коммуникационные навыки.

Другим приемом образовательно-развивающего концепта является развитие социально-ориентированных образовательных программ и проектов для аудиторий с особыми потребностями и запросами. Интересен опыт Пермской государственной художественной галереи в проекте «Журавль в руке», в процессе которого люди третьего возраста, пенсионеры, вступали в волонтерское музейное движение, впоследствии клуб. Они проходили обучение на базе музейных коллекций. Получив навыки проведения экскурсий, занятий, а также по изготовлению изделий народного промысла, люди пожилого возраста имели возможность создать собственные программы, благодаря которым происходило привлечение посетителей в галерею, в том числе и детской аудитории.

Партнерские образовательные программы и проекты музея, разработанные во взаимодействии с учреждениями сферы образования (детскими садами, школами, специальными учебными заведениями, вузами) обладают уникальной возможностью совмещения познавательных и практических компетенций, благодаря их реализации как внутри музея, так и вне. Примером подобной практики являются музейные уроки, позволяющие не только закрепить, но и углубить знания учащихся по отдельным темам. Музейный предмет здесь выступает не только как иллюстрация, но и как источник для изучения («Один учебный день в музее», Музей Мирового океана, г. Калининград; «Ученые - детям», Музей занимательных наук «Экспериментаниум», г. Москва и др.).

Проекты, представляющие детские экспозиции и игровые выставки, образовательные пространства, интерактивные площадки, созданные для проведения образовательных программ, представляют собой еще один пласт образовательно-развивающего концепта в музейном пространстве. Примером является проект Исторического музея «Строим Покровский собор вместе». В рамках программы дети становятся участниками специальной экскурсии, в процессе которой они строят своими руками масштабную модель Собора Василия Блаженного. Игровая форма образовательной программы предполагает развитие познавательно-исследовательских компетенций. Другой прием используется в программе «Виштынецкие сокровища гномов» (Виштынецкий эколого-исторический музей, Калининградская обл.). Важным аспектом является создание атмосферы, в данном случае - это подземная мастерская гномов, куда попадают участники программы. Детям предлагается своими руками обработать камень. В результате самые обычные камни на глазах обретают историю и имя, становятся музейными экспонатами, которые участники смогут хранить у себя дома.

Иной характер образовательно-развивающего концепта представляют проекты, где музейным продуктом выступают образовательные музейные издания (путеводители, книги для чтения, рабочие тетради, методические материалы и др.). Например, мультимедиаинсталляция «Интерактивная книга», во время просмотра которой изменяются как картинки, так и текст. Такая книга была создана благодаря применению технологии 3D-видео-мэппинга, системы верхней проекции компьютерной анимации. Это существенный шаг на пути модернизации музейного пространства, призванный сделать музей более современным, дружелюбным и открытым новейшим веяниям, достойно представляющим историю и культуру на карте страны и мира. Таких необычных книг в мире три, и одна из них представлена в России - в Музее истории Екатеринбурга. Фокусируясь на истории планировочных решений раннего Екатеринбурга и его последующих трансформациях, на страницах объемного фолианта представлена эволюция города XVIII-XXI вв. Управлять интерактивной книгой можно с помощью простых касаний пальцев.

Неотъемлемой формой образовательно-развивающего концепта современного музейного пространства являются мультимедиатехнологии и интерактивные практики свободного взаимодействия с музейной средой, где посетителю предлагают стать «соучастником» многоуровневой коммуникации музея. Музейные проекты и программы, реализуемые в Интернете, информационные программы для сенсорных киосков, мультимедийные образовательные программы, программы на сайтах, приложения для iPhone, iPad и Android, виртуальные лекции стали повседневным атрибутом культурной практики музеев. Например, программа дистанционного обучения Русского музея «Цифровой газон культуры» направлена на формирование образовательного курса в цифровом пространстве через мультимедийные образовательные программы о русском искусстве. Главная особенность курса - сочетание виртуальных ресурсов и логики дистанционного обучения. Другой опыт применения медиаресурсов предлагает Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. В проекте «Мультимедийно-информационно-экспозиционный комплекс» ключевыми компонентами будут мультимедийные сенсорные экраны и плазменные панели практически во всех залах. На них посетители смогут увидеть фрагменты этнографических фильмов, послушать традиционную музыку народов мира. Система даст возможность получить подробную информацию о многих экспонатах, например, оказаться внутри старинного кувшина, узнать значение рисунков на нем и выяснить, откуда он прибыл в Россию.

Активное использование информационных коммуникаций, мультимедиа и интерактивных технологий в контексте образовательно-развивающего

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

концепта музейного пространства наряду с традиционными видами деятельности открывает широкий потенциал и технологичность деятельности музеев и дает импульс к динамике и перспективному движению в данной области.

Таким образом, в культурной практике музейного сообщества в контексте образовательно-развивающего концепта разработка и реализация инновационных типов образовательных программ и проектов способствует расширению общественной значимости и доступности музеев, развитию новых навыков и знаний о наследии в удобной для посетителей форме, укрепляя при этом роль музеев в сфере образования и современном социокультурном пространстве.

Библиографический список

1. Зеленцова Е.В. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований // Інститут розвитку міст «Мкта України». URL: http// www. mista.in/ua/actual/1(дата обращения: 15.03.2014).

2. Ильбейкина М.И. Современные музейные практики: 2000-2012 гг. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/107-8403 (дата обращения: 15.03.2014).

3. Ключевые понятия музеологии / Сост. A. Desvallees, F. Mairesse; Пер. Уряд-никовой А.В. М., 2012.

4. Купцова И.А. Культурная политика и потенциал самоорганизации российской провинции // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 3. С. 87-103.

5. Купцова И.А. Социокультурные издержки развития и творческий потенциал современной русской провинции // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. № 2 (40). С. 75-84.

6. Щербакова Е.В. Возможности использования виртуальных музеев при преподавании курса «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.