Е. Л. Рябикова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К. Д. Ушинский
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни, как самостоятельно добывать знания, которые необходимы в будущем.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат. Этому во многом способствует использование учителем в своей работе технологии музейной педагогики.
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Использование музейной педагогики на основе компетентностного подхода позволяет приобщать детей к музейной культуре с раннего возраста, развивает личностные и творческие способности, приобщает к различным формам коммуникации. Я применяю в своей работе единую систему «урок - внеурочная работа». Являясь руководителем школьного музея и кружка «Активисты школьного музея», я соединяю в своей работе внеурочную и урочную формы деятельности. И это помогает мне в создании многоступенчатой системы образования и воспитания ребят.
В плане практической значимости развитие творческих способностей осуществляет взаимодействие, когда знания уже не являются просто знаниями, а носят практическую направленность. Сегодня много говорится о клиповом мышлении современных подростков, при котором окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Внешне это проявляется в том,
что человек не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к анализу. Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Другая сторона клипового мышления - ослабление чувства сопереживания, ответственности. В некоторых странах, где стали осознавать опасность клипового мышления, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредоточивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Обращение к музейным экспонатам на уроке как раз и учит видеть общее в частном и частное в общих серийных предметах, таким образом, происходит комбинирование уникального и распространённого. Ученики учатся абстрагированию: каждый предмет отсылает к широкой группе подобных ему предметов. Это, без сомнения, найдёт практическое применение в будущем: уметь выделить уникальное в том, что кажется обычным, быть готовым к различным формам коммуникации. Музейная педагогика направлена на реализацию творческих способностей, которые желательно развивать в интересах личности ребёнка.
В настоящее время музейная педагогика осуществляет свои задачи с опорой на методологические подходы, которые считаются общепризнанными в педагогике: личностный, деятельностный, диалогический (коммуникативный), культурологический, системный, средовой, компетентностный.
Использование технологии музейной педагогики дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это, урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов урок-виртуальная экскурсия. Я расскажу о некоторых видах уроков, которые использую в своей практике.
Виртуальные экскурсии можно использовать на уроках литературы, когда мы ведем разговор о биографии писателя, знакомимся с его творчеством в целом, а также на уроках развития речи по русскому языку. Эти экскурсии носят характер наглядности и обеспечивают видеоряд к той информации, которую мы хотим сообщить ученикам.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Здесь педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Подготовка экскурсии осуществляется по определенному плану:
1. Определяется цель экскурсии.
2. Выбирается объект изучения.
3. Поиск интернет-ресурсов об изучаемом объекте.
4. Формулируются проблемы.
5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке.
6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов).
7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки. Нужно помнить, что дети воспринимают информацию
эффективно только первые 15-20 минут, после чего следует спад внимания. Поэтому первая половина урока-экскурсии должна быть более насыщенной, тогда как во вторую можно внести элемент игры, творческой работы или двигательной разрядки. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы. Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости от типа, темы и целей урока завершающий этап может быть разным. Лучшим финалом можно считать открытый финал, когда возникнет много вопросов и на них нет однозначного ответа, финал, обращенный к сердцу каждого ученика.
Урок в музее предполагает работу с экспозициями школьного музея. Например, на уроке русского языка в 6-м классе по теме «Устаревшие слова» можно обратиться к экспозиции «Русская изба». Урок построен в игровой форме путешествия во времени. А сформулировать тему урока помогает такой экспонат, как лапти. Посещение музея помогает ребятам очутиться в крестьянской избе и поработать с экспонатами музея, составляющими предметы её быта: прялка, веретено, кринка и т. д. Ребята выступают и в роли исследователей, проводя атрибуцию экспонатов, связанных с темой урока.
Урок-описание музейного экспоната проводится, например, в 5-м классе на уроке развития речи «Описание предмета». На урок принесен платок, выполненный в технике балахнинского кружевоплетения. Урок начинается с рассказа учителя о нашем промысле - кружевоплетении. А фотографии известных балахнинских кружевниц помогают ребятам создать образ человека-творца. Учащимся даётся задание сделать небольшой письменный портрет мастерицы кружевоплетения. А затем ребята внимательно рассматривают все элементы платка: растительный орнамент, клюневый край, фактуру ниток. Видно, что такое изделие ребята видят впервые. Поразили ребят и коклюшки с барабаном. А с каким удовольствием ребята слушали стук коклюшек, закрыв при этом глаза. Это элемент здоровьесберегающих технологий. В результате ребята почувствовали себя историками, занимающимися изучением истории родного края.
Интегрированный урок с использованием музейных материалов. Например, по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» на уроке используется макет русской избы. Это помогает лучше понять отношение русского человека к своему дому, в котором главное место отводилось печи и столу. Стол - символ гостеприимства и хлебосольства, место сбора семьи. Даже в семье дяди Левонтия он играет такую роль. И действительно, путь к родной земле у русского человека начинался от стола в родном доме, под который он сначала сам «ходил пешком», а потом незаметно вырастает, напитанный теплом родного дома. Бабушка рассказчика не разрешает ему «таскаться с кусками хлеба»: «...ешь за столом - иначе будет худо». Это дань уважения столу - не мебели, а своеобразному «члену семьи». Так перед нами раскрывается мудрость, честность, трудолюбие бабушки и забота её о внуке. Недаром в конце рассказа пряник конём появился именно на столе.
В определении составных частей дома всё было продумано: окно(око), наличники (лицо), причелина (чело). Но всё же лицо дома - это окна. Окна в доме Катерины Петровны были с любовью украшены и занавесками, и веточками и ягодами рябины. Левонтий же бил стёкла в окнах дома, ругался, плакал, когда бывал пьян. Демонстрация музейных экспонатов помогает донести до ребят основные мысли рассказа и характеры героев.
Урок-защита проекта. В качестве примера такого урока можно привести урок по созданию музея наречий. С помощью метода «мозгового штурма» мы с ребятами
выяснили, что этимология многих наречий сложна. Написание многих наречий не поддается правилам, но их можно сгруппировать по определённым признакам, что поможет запомнить их правильное написание. Выяснили, какими справочниками и словарями можно пользоваться. В ходе работы ребята разделились на 7 команд. Каждая составила презентацию и текст экскурсии, с которым выступали перед товарищами. Представление проекта проходило в виде экскурсии по залам музея наречий: «Первые наречия и их потомки», «Вымершие наречия», «Древние наречия», «Странные наречия», «Наречия-однолюбы», «Современные наречия», «Кривые зеркала». Результат работы - путеводитель по музею (справочник по написанию наречий).
Все виды уроков, приведённые мной, показывают, что на уроках, на которых используется технология музейной педагогики, формируются все ключевые компетенции учащихся.
В процессе формирования учебно-познавательной компетенции задача заключается не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. Для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения интереса к учению на каждом этапе урока я употребляю различные методы, формы и виды работы: схемы-опоры, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса, я использую следующие приемы:
• создание ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся;
• изучение нового материала с опорой на старые знания (из школьной программы или жизни);
• создание положительного эмоционального настроя;
• рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали нового на занятии?» и т. д.);
• использование презентаций, игровых и соревновательных форм.
В процессе обучения учащимся предоставляется право выбора: выполнять задания разной степени сложности, совместно планировать содержание деятельности на последующих занятиях. Учащиеся включаются в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, взаимопомощь, коллективный поиск решения проблемы. Использование элементов метода проекта позволяет создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Все это помогает мне развивать у ребят интерес к обучению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь своим товарищам, тренировать память, мышление, внимание, воображение, добиваться хороших результатов.
Для формирования и развития информационных компетенций подбираются различные задания (загадки, загадки с подвохом, ребусы, шифровки, анаграммы и т. д.), даются задания на дом по подбору дополнительных материалов по изученной теме. Учащиеся сами подбирают интересные задания, используя следующие источники информации: книги, энциклопедии, интернет-ресурсы и т. п. Они не только научились находить информацию к занятиям и урокам, но и правильно систематизировать её, исходя из поставленной задачи.
Говоря о коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что занятия в музее «Искорки памяти», а также уроки с использованием технологии музейной педагогики позволяют детям развивать следующие навыки:
• владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе и т. п.);
• умение работать в группе, искать и находить компромиссы, принимать единое решение (работа над совместным заданием).
Ценностно-смысловые компетенции особенно эффективно развиваются при решении нестандартных задач, мини-исследований. Хороший результат даёт создание проблемных поисковых ситуаций на уроке.
Музейный урок всегда формирует общекультурные и социально-трудовые компетенции, так как основан на историческом, краеведческом и литературном материале.
Компетенции личностного самосовершенствования формируются в связи с применением таких видов деятельности: найдите «Четвёртое лишнее», выпишите из словаря, найдите в словаре толкование слова. Это упражнения, требующие определённых волевых усилий и навыков самоконтроля. В результате воспитываются такие ценнейшие качества, как самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Таким образом, использование элементов музейной педагогики делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Музейная педагогика помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, о которых расскажет каждый экспонат музея. Музейная педагогика - это интеграция музея в систему образования. Обращение к музейной педагогике помогает формировать потребность во взаимодействии с памятниками культуры, понимание исторических эпох; развивать способность к эстетическому созерцанию, умение видеть прекрасное; развивать способность к сопереживанию; формировать уважение к другим культурам, их понимание. Помогает развитию гражданского и патриотического самосознания.
Я работаю по русскому языку по УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. по литературе - по УМК В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Н. В. Беляевой, которые переработаны в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования. В учебниках реализуется идея интегрированного обучения языку и речи, предполагается формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, привлекается большой объём сведений культурологического характера. Я попробовала, используя музейную педагогику, выстроить систему по использованию краеведческого материала на уроках русского языка и литературы. Считаю, что это поможет заинтересовать ребят, привьёт им чувство любви к родному краю и своей семье. Тем более, что краеведческий материал широко используется в УМК, только он посвящён не нашей малой родине. Например, описание жостовского подноса прекрасно дополняется описанием изделий наших балахнинских кружевниц. Систему занятий я постаралась выстроить в соответствии с календарно-тематическим планированием и с психологическими особенностями данного возраста. Музейные уроки проводятся 1-2 раза в месяц.
В качестве примера я представляю календарно-тематическое планирование музейных уроков русского языка и литературы в 5-м классе.
Русский язык
№ Тема Краеведческий материал Тип урока Срок проведения
1 Урок развития речи по Предметы быта Урок с Октябрь
картине А. Пластова экспозиции «Русская использова-
«Летом» изба» (короб, туесок, лукошко) нием музейных материалов
2 Определение. Упражнение Рассказ о Урок-защита Ноябрь
190 о берестяной грамоте древнерусской школе проекта
3 Урок развития речи Рассказ о развитии Виртуальное Ноябрь
«Письмо» конверта и письма путешествие
4 Урок развития речи Рассказ о Виртуальная Декабрь
«Повествование» музыкальных шкатулках экскурсия
5 Урок развития речи «Описание предмета» Описание изделий балахнинских Урок-описание музейного Декабрь
кружевниц экспоната
6 Имена существительные Легенды названия Урок-защита Февраль
собственные и города Балахны. проекта
нарицательные
7 Имя прилагательное как Рассказ о Виртуальное Март
часть речи. Ю. А. Гагарине путешествие
Упражнение 571
8 Будущее время. Упражнение 666 (Р/р Школа будущего) История нашей школы Урок в музее Апрель
Литература
№ Тема Краеведческий материал Тип урока Срок проведения
1 Сказка «Царевна-лягушка» Женские промыслы Балахны Интегрированный урок с ис- Сентябрь
пользованием
музейных мате-
риалов
2 В. А. Жуковский «Спящая царевна» Предметы экспозиции «Русская изба» (веретено, прялка, рубель, валёк) Урок с использованием музейных экспонатов Октябрь
3 Н. А. Некрасов «Русские женщины» Экспонаты экспозиции «Русская изба» Урок с использованием музей- Декабрь
ных экспонатов
4 И. А. Бунин «Косцы» Экспонаты экспозиции «Русская изба» (коса, тесло, топор) Урок с использованием музейных экспонатов Январь
5 Стихи С. А. Есенина Экскурсия «Русская изба» Интегрированный урок с Февраль
использовани-ем
музейных
материалов
6 В. П. Астафьев «Васюткино озеро» Обращение к картинам, изображающим Сибирь Виртуальная экскурсия Март
7 Великая Отечественная война в истории моей семьи Обращение к биографическим материалам семей обучающихся Защита проекта Апрель
Использование музейной педагогики на уроках не только помогает развивать творческие способности учеников, формировать все ключевые компетенции, но и успешно борется с клиповым сознанием современных подростков, ведь главным объектом музейной педагогики является музейный предмет. А работа с предметом ведётся в цепочке предмет - группа предметов - экскурсия. Это развивает у ребёнка внимание - речь - слушание. А значит, учит самостоятельно выстраивать образную систему, способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира, а также формирует ключевые компетенции, которые пригодятся в жизни.
На уроках с использованием технологии музейной педагогики формируются ключевые компетенции, поэтому каждому обучающему предоставляется возможность стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.
Закончить рассказ о своём опыте работы мне хотелось бы словами Конфуция: «Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!»