Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1237
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубынин Евгений Анатольевич, Космодемьянская Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются направления внедрения и использования средств цифровизации в различных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, правоохранительной. Авторами излагаются возможности использования цифровых технологий в деятельности правоохранительных органов, в частности в раскрытии преступлений и розыске преступников посредством создания и использования справочно-информационных систем; в информационно-аналитическом сопровождении расследования и электронном ведении уголовных дел; использование в решении задач правоохранительных органов комплексов, создаваемых в отдельных гражданских сферах деятельности (биометрическая система Сбербанка, электронные торговые площадки, социальные сети и т.п.). Особое внимание уделено внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на примере различных территорий Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN SOLVING AND INVESTIGATING CRIMES: PRACTICAL ASPECTS

The article considers the directions for the introduction and use of means of digitalization in various spheres of society, such as: economic, social, law enforcement. The authors describe the possibilities of using digital technologies in the activities of law enforcement agencies, particularly, in solving crimes and searching for criminals through the establishment and usage of information referral systems; in information and analytical support of the investigation and electronic monitoring criminal cases; the use in solving the tasks of law enforcement agencies of complexes created in certain civilian areas of activity (the biometric system of Sberbank, electronic trading platforms, social networks, etc.). Particular attention is paid to the implementation of the hardware and software complex «Safe City» by the example of various territories of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 343.985.7

Евгений Анатольевич ДУБЫНИН,

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

[email protected]

Елена Евгеньевна КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ,

доцент кафедры криминалистики Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

[email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

POSSIBILITIES OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN SOLVING AND INVESTIGATING CRIMES: PRACTICAL ASPECTS

В статье рассматриваются направления внедрения и использования средств цифровизации в различных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, правоохранительной. Авторами излагаются возможности использования цифровых технологий в деятельности правоохранительных органов, в частности в раскрытии преступлений и розыске преступников посредством создания и использования справочно-информационных систем; в информационно-аналитическом сопровождении расследования и электронном ведении уголовных дел; использование в решении задач правоохранительных органов комплексов, создаваемых в отдельных гражданских сферах деятельности (биометрическая система Сбербанка, электронные торговые площадки, социальные сети и т.п.). Особое внимание уделено внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на примере различных территорий Российской Федерации.

The article considers the directions for the introduction and use of means of digitalization in various spheres of society, such as: economic, social, law enforcement. The authors describe the possibilities of using digital technologies in the activities of law enforcement agencies, particularly, in solving crimes and searching for criminals through the establishment and usage of information referral systems; in information and analytical support of the investigation and electronic monitoring criminal cases; the use in solving the tasks of law enforcement agencies of complexes created in certain civilian areas of activity (the biometric system of Sberbank, electronic trading platforms, social networks, etc.). Particular attention is paid to the implementation of the hardware and software complex «Safe City» by the example of various territories of the Russian Federation.

Ключевые слова: расследование, раскрытие преступлений, цифровые технологии, средства цифровизации, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

Keywords: investigation, crime solution, digital technologies, means of digitalization, hardware and software complex «Safe city».

В настоящее время во всем мире стремительно развивается цифровизация всех сфер жизни общества. Впереди всех в этом вопросе развивается Китайская народная республика (КНР). Фактически в Китае введен тотальный контроль за гражданами путем повсеместного внедрения искусственного интеллекта (ИИ). Происходит объединение в одном электронном документе (идентификаторе) сведений о гражданине: его паспортные данные, сведения биометрии, данные о местах проживания, работы, учебы и иные экономические, социальные сведения о человеке. В ближайшем будущем планируется сбор сведений о поведении граждан в быту, в семейной жизни и прочих проявлениях в социуме, на основе чего составляется так называемый «рейтинг благонадежности».

Не отстает в цифровизации и правоохранительная деятельность КНР. В печати появились сведения о том, что в Шанхайском народном суде разработан «цифровой прокурор», который на основе анализа уголовного дела может составить обвинение с точностью в 97%. Кроме того, в КНР ведутся эксперименты по использованию так называемых «цифровых судей» [4].

В настоящее время Российская Федерация не столь значительно продвинулась в вопросах цифровизации общества, но определенные шаги предпринимаются. Так, в рамках цифрового развития, использования информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности постановлением Правительства РФ от 2 марта 2019 г. N 234 утверждено «Положение о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Данная программа направлена на достижение целей, целевых показателей и выполнение задач, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Целями данной программы являются создание доступного Интернета, организация связи Бв в крупнейших городах России, за-

щита информации граждан, бизнеса и государства, повышение эффективности основных отраслей экономики, подготовка кадров для работы в цифровой среде, увеличение доли затрат на развитие цифровой экономики в ВВП страны в 3 раза.

Что касается правоохранительной деятельности, то необходимо отметить, что цифровизация правоохранительных органов осуществляется в направлении создания и использования справочно-информационных систем в целях раскрытия преступлений и розыска лиц, представляющих в основном оперативный интерес, а также оружия и предметов преступного посягательства. Среди них можно назвать следующие наиболее активно используемые автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС): АИПС «Сейф», АИПС «Картотека», АИПС «Розыск номерных вещей», АИПС «Розыск оружия», а также автоматизированную дактилоскопическую идентификационную систему (АДИС) «Папилон» и автоматизированные базы данных (АБД) «Регион».

Кроме этого в целях повышения эффективности процесса расследования преступлений разрабатываются и внедряются системы, облегчающие процесс предварительного расследования и обеспечивающие информационно-аналитическое сопровождение на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, а именно автоматизированные рабочие места (АРМ) дознавателя, следователя, руководителя. Однако следует отметить, что из-за недостаточного финансирования внедрение АРМ в деятельность органов расследования ведется низкими темпами.

На наш взгляд, для цифровизации процесса расследования преступлений недостаточно создания отдельных вспомогательных систем и ресурсов. Для этого требуется совершенствование законодательной базы в области правоохранительной деятельности, в том числе в области уголовного процесса. На первом этапе - при производстве следственных действий, а далее - в части электронного ведения уголовного дела и представления его в таком виде в суд, тем более что это фактически воз-

можно на текущий момент при повсеместном внедрении АРМ.

Плюсы такого подхода очевидны. Во-первых, формирование электронного уголовного дела позволит более эффективно осуществлять процесс расследования, что будет проявляться в сокращении времени расследования, возможности проведения отдельных следственных действий удаленно с использованием систем видеоконференцсвязи (например, допросов, проверок показаний на месте и др.), в оперативном взаимодействии с оперативно-следственными подразделениями правоохранительных органов, а также прокуратурой и судом. Во-вторых, у прокуроров появится возможность электронного надзора за ходом предварительного расследования, что напрямую будет обеспечивать законность процессуальной деятельности и практически исключит фальсификацию доказательств. И, наконец, формирование электронного дела позволит более эффективно осуществлять судебный контроль.

Гарантией достоверности содержащихся в деле электронных документов должна явиться специально разработанная защищенная программа и цифровые электронные подписи лиц, вовлекаемых в процесс расследования.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется активное внедрение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - АПК «Безопасный город»). Концепция построения и развития АПК «Безопасный город» была подготовлена и утверждена во исполнение утвержденной Указом Президента РФ от 27 мая 2014 г. N Пр-1175 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 2446-р «Об утверждении концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение

этих задач, путем внедрения на базе области, города/района (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских для их оперативного взаимодействия [5].

Иными словами, сущность АПК «Безопасный город» заключается в обеспечении безопасности населения на уровнях от федерального до муниципального, а также на конкретных отдельных объектах. Система включает в себя различные подсистемы, такие как система 112, видеонаблюдение, видеоаналитика, распознавание (в том числе и биометрическое) и обнаружение, геоинформационная система, фото и видеофиксация, датчики охраны [5] и другие комплексы средств автоматизации.

Несмотря на имеющуюся критику отдельных правозащитников, АПК «Безопасный город» внедряется и используется в ряде субъектов Российской Федерации в режиме постоянной либо опытной эксплуатации.

Так, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга, «системой видеонаблюдения охвачены все 18 районов города. Для комплексного мониторинга состояния безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, обеспечения необходимого уровня защищенности социальных объектов и взаимодействия с экстренными оперативными службами в случае различных экстренных ситуаций создана автоматизированная система «Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности». Она также входит в состав АПК «Безопасный город».

В системе зарегистрированы практически все учреждения социальной инфраструктуры города: школы, детские сады, поликлиники и т.п. На конец 2021 года учтены более 6,2 тысячи объектов (более 1 тысячи объектов учреждений здравоохранения, более 3 тысяч объектов образовательных учреждений, по-

рядка 500 объектов социальной защиты населения, около 1,7 тысяч объектов учреждений культуры, спорта, молодёжной политики, органов государственной власти и т.д.)1.

В городскую систему видеонаблюдения также интегрированы камеры сторонних систем видеонаблюдения различных социально важных объектов. В настоящее время количество источников видеоизображения сторонних систем, интегрированных с городской системой видеонаблюдения, непрерывно возрастает, это аэропорт «Пулково» - 38, СПб ГКУ «МФЦ», ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад», ГУП «Петербургский метрополитен» и др.).

Одним из самых масштабных комплексных инфраструктурных проектов является «Умный двор». Главная его задача - сделать дворы и парадные максимально безопасными для жителей. Проект предусматривает создание единой комплексной системы мониторинга, обеспечивающей безопасность и контроль ситуации на дворовых территориях. В рамках проекта предусмотрена комплексная модернизация домофонной инфраструктуры парадных многоквартирных домов и размещение на входах в парадные современных устройств мониторинга2.

В продолжение развития темы «Безопасного города» следует отметить, что в регионах страны разрабатываются мобильные приложения «Безопасный город». Например, мобильное приложение «Безопасный Санкт-Петербург» предоставляет всем пользователям доступ к городской системе видеонаблюдения. В приложении пользователь может найти ближайшую видеокамеру к месту события и увидеть ее обзор, направить заявку на сохранение видеоархива, передать видео с места происшествия в городскую систему видеонаблюдения и многое другое3.

Внедрение биометрической системы распознавания в АПК «Безопасный город» является приоритетным направлением в развитии данного комплекса. Распознавание строится

на нейросетевом алгоритме, который анализирует доступную часть лица, а не сопоставляет расположение ключевых точек. Система используется для охраны общественного порядка в местах массового скопления людей. Данная система показала положительный опыт по выявлению нарушителей карантина в условиях пандемии СОУГО-19, в частности в 2020 г. в Сахалинской области. А по данным ГУ МВД России по г. Москве, в 2020 г. система городского видеонаблюдения - правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город» - позволила раскрыть 5085 преступлений, из них 40 убийств, 516 грабежей, 129 случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 2713 краж. В настоящее время в Москве работают более 189 тысяч камер. Система не только позволяет раскрывать преступления различной степени тяжести, но и способствует профилактике правонарушений4.

Весьма показателен пример использования АПК «Безопасный город» в г. Москве при раскрытии громкого заказанного убийства криминального авторитета - вора в законе Али Гейдарова (Альберта Рыжего), совершенного М. Султановым 12 апреля 2021 г. [3] Убийство произошло в одном из спортивных комплексов Москвы. Султанов М., готовясь к убийству, в течение длительного времени посещал этот спортивный комплекс, совместно с погибшим криминальным авторитетом занимался на спортивных тренажерах, чем усыпил его бдительность. Воспользовавшись отсутствием телохранителя, Султанов М. несколько раз выстрелил в жертву из пистолета и, произведя контрольный выстрел в голову, покинул спортивный комплекс. От спортивного комплекса Султанов М. уехал на рейсовом автобусе. В автобусе, купив у одного из пассажиров куртку, переоделся, а затем пересел на такси. Несмотря на принятые Султановым М. меры «конспирации», связанные с переодеванием и многочисленными сменами транспортных средств, его поимка стала возможна благодаря системам видеонаблю-

1 ШЬ

2 ШЬ

3 ШЬ

4 ШЬ

https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_information/napravlenie-deyatelnosti-komiteta/bezopasnyj-gorod/. https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_kalinin/bezopasnost/bezopasnyj-gorod/. http://spb112.ru/static/gmc/mobileapp/. https://77.мвд.рф/news/item/22825421.

дения, установленным на улицах города и в общественном транспорте.

В Красноярске с 2013 г. используется комплекс КАС «Безопасный город». Данный комплекс менее функционален, чем АПК «Безопасный город», используемые в других мегаполисах страны, и отличается от них своей автономностью, т.е. работает в замкнутом контуре, только на прием информации без привлечения услуг сторонних организаций типа операторов сотовой связи. За 2021 г. в Красноярске благодаря этому комплексу были раскрыты около 50 преступлений, зафиксированы более 4000 правонарушений, из них порядка 900 дорожно-транспортных. География применения системы КАС «Безопасный город» постоянно расширяется, а ее возможности совершенствуются.

Одним из ярких примеров использования КАС «Безопасный город» является раскрытие дерзкого нападения на инкассаторов в г. Красноярске [2]. 30 мая 2020 г. в 8 часов 20 минут у отделения «Сбербанка» два человека в масках и плащах с применением огнестрельного оружия напали на инкассатора, забрали сумку с деньгами и на подъехавшем автомобиле марки «Жигули» скрылись с места происшествия. Обстоятельства совершения преступления были зафиксированы камерой видеонаблюдения. В процессе розыска преступников и автомобиля по видеокамерам был отслежен маршрут их передвижения как перед, так и после совершения преступления. В итоге трое преступников были задержаны.

С учетом стратегии, направленной на цифровизацию и напрямую затрагивающей все стороны деятельности общества, полагаем, что при расследовании преступлений необходимо не только опираться на системы, разрабатываемые для правоохранительных органов, но и использовать комплексы, создаваемые для нужд в отдельных гражданских сферах деятельности. Например, информация, представляющая интерес для органов расследования, может содержаться в базах данных различных организаций, как государственных, так и коммерческих, таких как гостиницы, транспортные узлы, таможенные органы, пункты пограничного контроля, банки и

пр., а также системах видеонаблюдения граждан. Это позволит обнаружить определенных лиц, зафиксировать их действия, пути и способы их перемещения и перемещения похищенного имущества и, таким образом, понять развитие определенного события.

Например, возможно использование ресурсов созданной экосистемы (SberX) Сбербанка, в том числе биометрической системы, которая осуществляет ведение структурированной картотеки фотоизображений и сопутствующей информации и ведет поиск в картотеке по фотоизображению и сопутствующей информации, при этом ввод данных в картотеку может быть осуществлен из любых источников (фотоизображения, видеофайлы, фотокамеры, сканеры, веб-камеры).

В настоящее время жизнь общества немыслима без сети Интернет. Интернет-ресурсы позволяют мгновенно получать любую информацию, осуществлять сделки, общаться, работать, учиться и многое-многое другое, в том числе и совершать преступления. При этом те же самые интернет- ресурсы позволяют находить и использовать информацию, представляющую оперативный интерес в раскрытии и расследовании ряда преступлений. Возвращаясь к АПК «Безопасный город», следует сказать, что данный комплекс, подключенный к сети Интернет, несомненно, повышает эффективность в сборе и обработке информации.

Определенный оперативный интерес представляют социальные сети, такие как «ВКонтакте», Facebook, поисковые системы - Google, Yandex и др., различного рода интернет-сервисы и интернет-площадки - Avito, Drom, Joula и т.д. Социальные сети позволяют получить информацию об определенных пользователях на (в) их фотовидеоизображениях, описаниях, увлечениях, местах пребывания, проживания, интересах, деятельности, связях, а также информацию о событии преступления и о его отдельных сторонах, судьбу предметов посягательства и много другое.

Также необходимо отметить, что большим подспорьем в раскрытии преступлений и доказывании отдельных фактов является телефония. Уже является общеизвестным, что приложения, устанавливаемые в смартфонах,

позволяют получить вышеуказанную информацию. В целях борьбы с террористическими проявлениями в Российской Федерации в 2016 г. был принят пакет «Яровой-Озерова», состоящий из двух федеральных законов: от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Согласно данному пакету законов на операторов сотовой связи и компании интернет-провайдеров возлагается обязанность в течение шести месяцев хранить текстовые и голосовые сообщения, видеофотофайлы и прочую электронную информацию своих абонентов.

Примером совсем недавнего успешного использования таких технологий может

служить «установление двух школьников, которых подозревают в рассылке угроз о минировании ряда объектов в г. Красноярске. Правоохранительные органы вычислили школьников через почту, с которой они отправляли угрозы...» [1].

Следует согласиться с авторами в том, что «сегодня необходимо использовать цифровые следы в интересах раскрытия и расследования преступлений и установления истины по делу. Однако такое желание, возможность и конкретная реализация этой возможности -разные составляющие различающейся практики расследования преступлений правоохранительными органами» [6].

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что возможности использования цифровых технологий в раскрытии и расследовании преступлений в настоящее время постоянно расширяются, однако это требует наряду с серьезным финансовым обеспечением данного процесса также наличия специализированных подразделений и подготовленных специалистов в них для использования уголовно-релевантной информации и повышения, таким образом, качества раскрытия и расследования преступлений.

Библиографический список

1. Двух российских школьников арестовали по делу о «минировании» // Новости от 23.01.2022. - URL: https://lenta.ru/news/2022/01/23/minirov/.

2. Слишком наследили: как задержали подозреваемых в нападении на инкассаторов в Красноярске // «Комсомольская правда» от 08.07.2020. - URL: https://www.krsk.kp.ru/ daily/27140/4231962/.

3. Убийство вора в законе Альберта Рыжего: киллер дал первые показания // Новости от 16.04.2021. - URL: https://yandex.ru/video/preview/7text.

4. Шанхайский народный суд разработал прокурора на основе ИИ // Новости от 27.12.2021. - URL: https://rg.ru/2021/12/27/shanhajskij-narodnyj-sud-razrabotal-prokurora-na-osnove-ii.html

5. Шкляревский, Б. АПК «Безопасный город». Перспективы развития, проблемы технологии, выработка решений защиты и эксплуатации / Б. Шкляревский, Э. Максудов // Infocom.uz. 02.09.2017. - URL: http://infocom.uz/2017/09/02/apk-bezopasnyj-gorod-perspektivy-razvitiya-problemy-texnologii-vyrabotka-reshenij-zashhity-i-ekspluatacii/.

6. Яковлев, А.Н. Цифровая криминалистика и её значение для расследования преступлений в современном информационном обществе / А.Н. Яковлев // Цифровая криминалистика и право. - URL: https://www.eforensics.ru/publ/eforensics/significance_of_eforensics/1-1-0-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.