Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
408
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«УМНЫЙ ГОРОД» / БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / SMART CITY / SAFE CITY / PUBLIC SAFETY / INFORMATION TECHNOLOGY / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тарасенко А.А., Болтенкова Ю.В.

Актуальность изучения социальных представлений граждан о безопасности города определяется важностью обеспечения безопасной среды для развития личности и функционирования общества. В современный век информатизации и высоких технологий стратегическим направлением пространственного развития территорий во всем развитом мире считаются инвестиции в территории будущего, в «умные города». В статье рассматривается актуальная проблема влияния информационного пространства на современное состояние общественной безопасности городов России. Процесс приближения городов к предельным значениям показателей надежности и функциональности обуславливает усиление потребности во внедрении передовых технологий с целью повышения безопасности и эффективности функционирования городской экосистемы. Формирование безопасной среды в городах предполагает техническое и технологическое сопровождение. Принятые меры позволят повысить качество жизни граждан, обеспечить комфортное и безопасное проживание в городской среде. На сегодняшний день ведомства правоохранительной направленности владеют достаточным объемом информации и цифровизации, благодаря чему могут обеспечить эффективное и адекватное времени использование этих данных. В статье рассматриваются основные технологии «умного города» для обеспечения общественной безопасности. В результате проведенного исследования в статье предлагается комплекс мер по созданию максимально безопасного и комфортного цифрового пространства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тарасенко А.А., Болтенкова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF URBAN SPACE INFORMATIZATION ON PUBLIC SECURITY

The relevance of studying the social perceptions of citizens about the safety of the city is determined by the importance of providing a safe environment for development of the individual and functioning of society. In the modern age of informatization and high technologies, investment in the territories of the future, in «smart» cities, is considered a strategic direction for spatial development of territories throughout the developed world. The article deals with the actual problem of the influence of the information space on the current state of public security in Russian cities. The process of bringing cities closer to the limits of reliability and functionality indicators leads to an increased need for the implementation of advanced technologies to improve the safety and efficiency of the urban ecosystem. Creating a safe environment in cities requires technical and technological support. The measures taken will improve the quality of life of citizens and ensure comfortable and safe living in the urban environment. To date, law enforcement agencies have enough information and digitalization will be able to ensure effective and time-appropriate use of the data. The article discusses the main technologies of the «smart city» to ensure public safety. As a result of the research, the article offers a set of measures to create the most secure and comfortable digital space in Russia.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

INFLUENCE OF URBAN SPACE INFORMATIZATION ON

PUBLIC SECURITY

УДК 349

А.А. ТАРАСЕ НКО,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) a.a.tarasenko777@yandex.ru

Ю.В. БОЛТЕНКОВА,

кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) boltenkovaY@yandex.ru

ALEXANDER A. TARASENKO,

Candidate of Pedagogical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

YULIA V. BOLTENKOVA,

Candidate of Sociological Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: актуальность изучения социальных представлений граждан о безопасности города определяется важностью обеспечения безопасной среды для развития личности и функционирования общества. В современный век информатизации и высоких технологий стратегическим направлением пространственного развития территорий во всем развитом мире считаются инвестиции в территории будущего, в «умные города». В статье рассматривается актуальная проблема влияния информационного пространства на современное состояние общественной безопасности городов России. Процесс приближения городов к предельным значениям показателей надежности и функциональности обуславливает усиление потребности во внедрении передовых технологий с целью повышения безопасности и эффективности функционирования городской экосистемы. Формирование безопасной среды в городах предполагает техническое и технологическое сопровождение. Принятые меры позволят повысить качество жизни граждан, обеспечить комфортное и безопасное проживание в городской среде.

На сегодняшний день ведомства правоохранительной направленности владеют достаточным объемом информации и цифровизации, благодаря чему могут обеспечить эффективное и адекватное времени использование этих данных.

В статье рассматриваются основные технологии «умного города» для обеспечения общественной безопасности. В результате проведенного исследования в статье предлагается комплекс мер по созданию максимально безопасного и комфортного цифрового пространства в России.

Ключевые слова: «умный город», безопасный город, общественная безопасность, информационные технологии, инфраструктура.

Для цитирования: Тарасенко А.А., Болтенкова Ю.В. Влияние информатизации городского пространства на обеспечение общественной безопасности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 48-53.

Abstract: the relevance of studying the social perceptions of citizens about the safety of the city is determined by the importance of providing a safe environment for development of the individual and functioning of society. In the modern age of informatization and high technologies, investment in the territories of the future, in «smart» cities, is considered a strategic direction for spatial development of territories throughout the developed world. The article deals with the actual problem of the influence of the information space on the current state of public security in Russian cities. The process of bringing cities

closer to the limits of reliability and functionality indicators leads to an increased need for the implementation of advanced technologies to improve the safety and efficiency of the urban ecosystem. Creating a safe environment in cities requires technical and technological support. The measures taken will improve the quality of life of citizens and ensure comfortable and safe living in the urban environment.

To date, law enforcement agencies have enough information and digitalization will be able to ensure effective and time-appropriate use of the data.

The article discusses the main technologies of the «smart city» to ensure public safety. As a result of the research, the article offers a set of measures to create the most secure and comfortable digital space in Russia.

Keywords: smart city, safe city, public safety, information technology, infrastructure.

For citation: Tarasenko A.A., Boltenkova Yu.V. Influence of urban space informatization on public security // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4. P. 48-53.

Возникновение новых угроз и проблем жизнедеятельности человека в эпоху информатизации общества привело к тому, что функциональное предназначение города в настоящий момент также требует переосмысления, а способы организации городского пространства в интересах граждан - соответствующей трансформации. Речь идет о цифровизации окружающего пространства. Все более популярными и востребованными становятся идеи безопасного города, которые ориентированы прежде всего на создание комфортной и безопасной городской среды [1, с. 436].

Специфика угроз, а также необходимость обеспечения общественной безопасности определили, что безопасный город как составляющая концепции «умного города» является совокупностью организационно-технических мероприятий, направленных на формирование эффективных управленческих решений обеспечения безопасности [2]. Информационные технологии позволяют управлять городской инфраструктурой, следить за тем, что происходит в городе, прогнозировать городское развитие и выбирать способы улучшения жизни в городе [3, с. 79]. «Современный умный город - это не просто муниципальное образование с хорошо развитой технологической инфраструктурой, это пространство, в котором жизнь человека обретает новое качество благодаря умным решениям» [4].

В Российской Федерации на сегодняшний день утверждены и реализованы две национальные программы по указанному направлению: национальный проект «Жилье и городская среда» и национальная программа «Цифровая экономика». В рамках указанных программ был разработан проект «Умный город» для цифро-визации городской среды как аналог программы <^таг1СКу», реализованной более чем в 2500 городах по всему миру.

Одним из ярких проектов реализации программы «^тагЮКу» стоит отметить открытие

в 2014 году японского города Фудзисава, строительство которого началось еще в 2010 году компанией Panasonic. Этот город является экспериментальной площадкой по использованию и созданию технологий «умных городов», таких как запуск беспилотных автомобилей, организация интеллектуальных транспортных инфраструктур, использование солнечной энергии, переработка мусора и прочее.

В декабре 2016 года министерствами России и Японии был подготовлен меморандум о сотрудничестве в сфере совершенствования городской среды, в рамках которого были определены пилотные площадки реализации отдельных задач и приоритетные направления сотрудничества в сфере цифровых систем. Уже в декабре 2018 года после совместного подписания документа парламентариями Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации объявило о запуске и начале реализации ведомственного проекта.

Проект «Умный город» направлен на улучшение качества жизни населения, прямое и эффективное взаимодействие власти и общества, повышение конкурентоспособности городов, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Проект базируется на пяти ключевых принципах:

1) ориентация на человека;

2) технологичность городской инфраструктуры;

3) повышение качества управления городскими ресурсами;

4) комфортная и безопасная среда;

5) акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды.

Компоненты и функциональные области «Умного города» можно представить как:

1) видеонаблюдение и видеоаналитика; в комплексе система видеонаблюдения и видеоаналитики представляет собой процесс фиксации ряда изображений с его последующим

визуальным автоматизированным контролем и анализом (автоматическое распознавание лиц, государственных номеров);

2) камеры видеофиксации;

3) ситуационные центры, единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС);

4) система 112;

5) интеллектуальные транспортные системы (ИТС).

Одной из ключевых позиций цифровой платформы «Умный город» является система безопасности. Обширная связанная сеть открывает новые возможности для борьбы с проблемами безопасности. АПК «Безопасный город» является первой составляющей проекта «Умный город», вторая составляющая - интеллектуальная транспортная инфраструктура.

Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений. Технологии и цифрови-зация традиционных услуг позволяют жителям использовать свои ресурсы и время более рационально и производительно [5].

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» включает в себя систему автоматизации деятельности ЕДДС, муниципальных служб, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз.

Базовые технологические решения в области умной безопасности для современных городов обеспечивают сбор, хранение и обработку полученных данных, отраслевую и кросс-отраслевую аналитику, технологии предиктивного обнаружения, а также системы, которые позволяют скоординированно реагировать на ситуации, связанные с нарушением безопасности. От фиксации повреждений или правонарушений комплексы безопасности все больше переходят к аналитике в режиме реального времени и предиктивной аналитике [1, с. 438].

Инфраструктура и подсистемы общественной безопасности новых «умных городов» включают в том числе: распознавание и геопозициониро-

вание выстрелов из огнестрельного оружия; прогнозную аналитику для проактивного реагирования; обновление карты криминогенной обстановки в режиме реального времени; биометрические платформы и интеллектуальные средства наблюдения, а также информационный обмен для межведомственного взаимодействия и коллективного реагирования.

В России развитие «умных городов» происходит в основном за счет создания инфраструктуры общественной безопасности (системы видеонаблюдения, особенно на общественном транспорте) и повышения комфорта городской среды, в частности, внедрения бесплатного Wi-Fi-доступа к Интернету в зонах отдыха и на улицах, создания «умных» остановок с оповещением о прибытии транспорта, системы «умных» парковок и т.д. [3].

Полиция использует мобильные технологии, чтобы максимально сократить время реагирования на инциденты, в то время как аналитика данных позволяет использовать модели прогноз-контроля и улучшать планирование анализа угроз. Общественная безопасность в «умном городе» фокусируется на непрерывном и интегрированном мониторинге, в частности, физической и виртуальной безопасности, следовании определенным правилам в работе и управлении, предиктивной аналитике (прогнозировании), снижении рисков и проактивном реагировании и т.д.

Международная консалтинговая компания McKinsey Global Institute (MGI) провела исследование современных городов трех типов, различающихся как устройством существующих инфраструктурных систем, так и исходным уровнем развития, и оценила, как современные решения для «умного города» влияют на различные аспекты качества жизни. Оказалось, что они обеспечили целый ряд положительных результатов: в частности, они позволили снизить смертность на 8-10%, повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации на 20-35%, сократить среднее время в пути на работу и с работы на 15-20%, снизить заболеваемость на 8-15%, а также сократить выбросы парниковых газов на 10-15% [5].

Эффективное функционирование современных безопасных городов и снижение уровня правонарушений - это заслуга как быстрого реагирования диспетчерских служб на сигналы оборудования, так и высокотехнологичного программного обеспечения1. Подчеркнем, что для

1 Гладков А. Безопасный и умный город как источник при-

были [Электронный ресурс]. - URL: https://www.secuteck.ru/ articles/bezopasnyj-i-umnyj-gorod-kak-istochnik-pribyli (дата обращения: 23.09.2020).

сферы общественной безопасности одна лишь «фиксация» наступления какого-либо события, как это делают, например, системы видеонаблюдения, достаточной более не является. «Потери» от уже совершенных преступлений слишком велики вне зависимости от того, был ли впоследствии найден и наказан злоумышленник или этого не произошло.

Пока системы видеонаблюдения пытаются обосновать необходимость затрат на создание и поддержание своей работы, в это время существует огромный резерв незадействованных возможностей. Речь идет о предиктивных моделях анализа данных, которыми уже сейчас располагают правоохранительные органы, но которые преимущественно не задействованы для эффективного решения задач прогнозирования ситуации в сфере общественной безопасности. Главной задачей предиктивной аналитики является определение вероятности совершения преступлений в определенном месте и в определенное время и затем предотвращение наступления негативного события путем проак-тивного реагирования - обеспечения присутствия сил охраны правопорядка в нужном месте2. Также глубокий анализ данных позволяет выявить сложные и скрытые взаимосвязи и сделать ключевые выводы, недоступные обычному человеку. На основе новых данных и включения в анализ старых данных могут быть заново пересмотрены и раскрыты старые преступления. Это особенно важно в случае расследования серийных преступлений.

В аппаратно-программный комплекс также входит единая система мониторинга дворовых территорий «Безопасный двор». В рамках данной системы может быть реализовано предоставление подъездного доступа к Интернету, система контроля доступа во двор и в подъезд, т.е. возможность открытия или закрытия дверей, шлагбаумов при помощи мобильных приложений телефона.

Наиболее отличной от остальных систем аппаратно-программного комплекса представляется система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В рамках цифровой трансформации данная система сможет составлять отчеты для различных органов исполнительной власти, автоматически определять номер и доступную информацию о позвонившем, а также определять его местоположение, используя систему «ГЛОНАСС».

2 «Умный» город и безопасность [Электронный ресурс]. - URL: https://fsa3d.com/2020/03/19/smart-city-and-safety-19/ (дата обращения: 23.09.2020).

Концепция безопасных и «умных» городов на базе российского программного обеспечения уже успешно реализуется по всей территории России, а также в Китае, Италии и Бельгии. Мировой опыт на примере Китая показывает, как далеко можно распространить информационные технологии. Так, с 2017 года там работает система социального кредита, в рамках которой на основе множества параметров о гражданине оценивается и его социальный рейтинг, определяющий доступ к ряду услуг. Одним из источников просчета параметров являются данные с камер видеонаблюдения, которые фиксируют соблюдение Правил дорожного движения, обнаруживают разыскиваемых преступников или людей с запретом на посещение массовых мероприятий [6]. В этой связи очень удобно обеспечивать поиск уклоняющихся граждан. В Бельгии в настоящее время реализовано три безопасных города под управлением ПО Еосо|1ех, в которых суммарно установлено 400 1Р-камер.

В России субъектами с наибольшим уровнем цифровизации являются города Москва, Пермь, Тюмень, Санкт-Петербург и др. Так, благодаря функционированию системы «Фиксация нарушений Правил дорожного движения и контроль оплаты штрафов» в Санкт-Петербурге заметно снижается количество очагов аварийности и повышается культура вождения у водителей [6]. В Перми установлено около 800 камер. Согласно официальным данным ГУ МВД России по Пермскому краю, за 2018 г. произошло значительное снижение уровня правонарушений: уличной преступности - на 6,9%; грабежей - на 17,6%; разбойных нападений - на 38,2%; количества зарегистрированных уличных убийств -на 50%3.

В Тюмени установлено 1730 камер. Благодаря системе «Безопасный город» в 2017 г. было пресечено 1718 административных правонарушений: 1327 - распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции; 332 - нарушение запрета курения; 53 - появление в общественных местах в состоянии опьянения; 6 - мелкое хулиганство4.

«Безопасный город» направлен на совершенствование систем контроля, в том числе и на территории города Белгорода. Белгород включен в список городов-пилотов по реализации

3 Гладков А. Безопасный и умный город как источник прибыли [Электронный ресурс]. - URL: https://www.secuteck.ru/ articles/bezopasnyj-i-umnyj-gorod-kak-istochnik-pribyli (дата обращения: 23.09.2020).

4 Гладков А. Безопасный и умный город как источник при-

были [Электронный ресурс]. - URL: https://www.secuteck.ru/ articles/bezopasnyj-i-umnyj-gorod-kak-istochnik-pribyli (дата обращения: 23.09.2020).

проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», в связи с чем 14 июня 2019 года подписано трехстороннее соглашение между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Белгородской областью и городским округом «Город Белгород».

Тенденции развития АПК «Безопасный город» и цифровизации в Белгороде можно оценивать как положительные. По данным отчета о реализации Стратегии социально-экономического развития города Белгорода на период до 2025 года, в 2019 году Белгород вошел в топ-10 крупных городов России по цифровизации. По Ю-индек-су по итогам 2019 года Белгород занял 8-е место среди 63 крупных городов с населением от 250 тыс. до 1 млн жителей5.

В городе действует система автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения с применением камер видеонаблюдения высокой четкости, установленных с учетом данных об аварийности и потенциальной опасности нарушения Правил дорожного движения. В 2019 году установлено 120 камер, что позволило улучшить пропускную способность на дорогах и повысить безопасность дорожного движения.

В 2019 году правоохранительными органами в адрес ЕДДС МКУ «Управление ГОЧС Белгорода» было направлено 250 запросов на предоставление архивной информации и для оперативной работы в режиме реального времени на базе городской системы видеонаблюдения. Также на базе одного из учебных заведений города была апробирована интеллектуальная система видеонаблюдения с функцией распознавания лиц при организации контрольно-пропускного режима. Прошла испытание система фиксации пересечения границы условно обозначенной зоны на примере предотвращения организации «стихийных свалок», выхода на лед, а также купания в необорудованных местах.

В Белгороде действует электронная энциклопедия Службы 112, в которой объединены данные справочников ЕДДС, инструкций и алгоритмов действий. При анализе программы по ее составляющим мы видим, что ее реализация открывает новые возможности для работы правоохранительных органов. Соблюдение

5 Отчет о реализации Стратегии социально-экономического развития города Белгорода на период до 2025 года за 2019 год [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/570805436 (дата обращения: 23.09.2020).

технических требований к видеооборудованию позволит при необходимости извлекать изображения достаточного качества для проведения портретных экспертиз, при внесении алгоритмов присчитывания возможных вариантов событий видеоряда, передаваемого в режиме реального времени, позволит правоохранительным органам быстрее реагировать на возможные правонарушения, а при использовании моделей противоправного поведения, аккумулированных криминологической наукой, - предупреждать возможные преступления.

При возможности использования криминалистических и оперативных учетов и программного сопоставления с изображениями, подаваемыми с камер в режиме реального времени или из архива, осуществление поиска разыскиваемых лиц, идентификация лиц, представляющих оперативный интерес, и других групп граждан упростится. Стоит отметить, что в январе 2019 года компания «М.Видео-Эльдорадо» опубликовала отчет, в котором говорится, что за 2018 год 60% приобретенных смартфонов на российском рынке, то есть порядка 18 млн штук, имеют возможность биометрической аутентификации, при этом активное распространение, а именно + 36% в год, получает биометрия6.

Таким образом, мы можем заключить, что система «Умный город» при детальном рассмотрении действительно является современным и нужным компонентом городской среды, она содержит в себе потенциал, позволяющий повысить качество жизни граждан, обеспечить комфортное и безопасное проживание в городской среде. На сегодняшний день ведомства правоохранительной направленности владеют достаточными объемами информации и циф-ровизации, благодаря чему смогут обеспечить эффективное и адекватное времени использование этих данных.

Использование преимуществ цифровизации в современном городе помогает обеспечить экономический рост и благосостояние общества в целом, однако вместе с тем может нести существенную угрозу неприкосновенности личной жизни отдельных людей. Именно поэтому активному использованию инновационных технологий должно предшествовать тщательное исследование возможностей и рисков, которые скрываются за цифровизацией.

6 Аналитика «М.Видео-Эльдорадо»: доля китайских брендов смартфонов достигла 60% [Электронный ресурс]. - URL: https://invest.mvideo.ru/press/news/news2240.shtml (дата обращения: 23.09.2020).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2020' 4

Литература

1. Павлов А.А. «Безопасные» аспекты «умного города»: внедрение и использование // Социальная инженерия: как социология меняет мир: сборник материалов IX международной социологической Грушинской конференции, 20-21 марта 2019 г. / отв. ред. А.В. Кулешова. - Москва: АО «ВЦИОМ», 2019. С. 436-439.

2. Дуленко В.А., Пестриков В.А. Анализ подходов к обеспечению безопасности на городских территориальных объектах в рамках реализации концепции «безопасный город» // Вестник ВЭГУ. 2011. № 4 (54). С. 22-27.

3. Кабанова И.Е. Проблемы создания инфраструктуры обеспечения общественной безопасности в «умных городах» через механизмы публично-частного партнерства и риски партнеров // Власть Закона. 2020. № 1 (41). С. 78-84.

4. Зотов В.Б. «Умный город»: методология построения системы // Муниципальная академия. 2020. № 3. С. 3-11.

5. Вотцель Д., Кузнецова Е. Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан? [Электронный ресурс] II McKinsey Center for Government. 2018. - URL: https:IIdocplayer.ruI86207977-Mckinsey-center-for-government-tehnologii-umnyh-gorodov-chto-vliyaet-na-vybor-gorozhan.html (дата обращения: 21.09.2020).

6. Ардатовский М.И. Применение концепции «Умного города» для обеспечения общественной безопасности // Сквозные технологии цифровой экономики: сборник статей. - Санкт-Петербург, 2019. С. 61-68.

7. Милькина И.В., Запольнов С.П., Начевский М.В. Цифровые технологии на страже общественного порядка и безопасности умных городов // Муниципальная академия. 2019. № 2. С. 124-132.

8. Садыков Р.М. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения на уровне территориальных образований // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 5 (386). С. 980-994.

References

1. Pavlov A.A. "Bezopasnye" aspekty "umnogo goroda": vnedrenie i ispol'zovanie // Sotsial'naya inzheneriya: kak sotsiologiya menyaet mir: sbornik materialov IX mezhdunarodnoi sotsiologicheskoi Grushinskoi konferentsii, 20-21 marta 2019 g. / otv. red. A.V. Kuleshova. - Moskva: AO «VTsIOM», 2019. S. 436-439.

2. Dulenko V.A., Pestrikov V.A. Analiz podkhodov k obespecheniyu bezopasnosti na gorodskikh territorial'nykh ob»ektakh v ramkakh realizatsii kontseptsii "bezopasnyi gorod" // Vestnik VEGU. 2011. № 4 (54). S. 22-27.

3. Kabanova I.E. Problemy sozdaniya infrastruktury obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti v "umnykh gorodakh" cherez mekhanizmy publichno-chastnogo partnerstva i riski partnerov // Vlast' Zakona. 2020. № 1 (41). S. 78-84.

4. Zotov V.B. "Umnyi gorod": metodologiya postroeniya sistemy // Munitsipal'naya akademiya. 2020. № 3. S. 3-11.

5. Vottsel' D., Kuznetsova E. Tekhnologii umnykh gorodov: chto vliyaet na vybor gorozhan? [Elektronnyi resurs]

// McKinsey Center for Government. 2018. - URL: https:IIdocplayer.ruI86207977-Mckinsey-center-for-government-tehnologii-umnyh-gorodov-chto-vliyaet-na-vybor-gorozhan.html (data obrashcheniya: 21.09.2020).

6. Ardatovskii M.I. Primenenie kontseptsii "Umnogo goroda" dlya obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti // Skvoznye tekhnologii tsifrovoi ekonomiki: sbornik statei. - Sankt-Peterburg, 2019. S. 61-68.

7. Mil'kina I.V., Zapol'nov S.P., Nachevskii M.V. Tsifrovye tekhnologii na strazhe obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti umnykh gorodov // Munitsipal'naya akademiya. 2019. № 2. S. 124-132.

8. Sadykov R.M. Obespechenie bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya na urovne territorial'nykh obrazovanii // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2020. T. 16. № 5 (386). S. 980-994.

(статья сдана в редакцию 28.10.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.