Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕДИА В ТЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕДИА В ТЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПЕДАГОГИКА / ТЕОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клюсова Полина Сергеевна

Целью статьи является анализ изучения медиаконтента теологического образования в аспекте представленности их ценностных оснований. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме существования религии в условиях цифровизации. В работе рассмотрены спорные точки зрения на статус теологии и теологического образования в современном мире. В статье затрагивается тема существующего ценностного противоречия, которая может быть сформулирована как сосредоточенность религии на внутреннем мире человека с растущей потребностью поиска современных путей выхода в публичное диалоговое пространство. Зачастую медиа позволяют охватить широкую аудиторию, наладить диалог, визуализировать ценности, но вместе с тем одновременно происходят упрощение и сокращение смысловой нагрузки контента. В работе проанализированы концепции ценностных ориентаций, теологического образования и медиаобразования зарубежных и отечественных авторов. В статье обобщены некоторые подходы к анализу теологического контента в пространстве медиа. Автор применяет метод анализа контента по выбранным критериям и выявляет основные общечеловеческие ценности, транслируемые представителями конфессий. В статье приведен анализ взглядов исследователей на сущность проблемы медиаобразования и трудности интерпретации некоторых текстов. Основной проблемой выявлено чрезмерное проявление защитной функции медиаобразования. При этом внимание акцентировано на необходимости развития критического мышления, избирательности и правильности восприятия содержания теологического медиатекста. Принципы медиаобразования позволяют не только транслировать идеи определенной религии, но и выстраивать диалогичные отношения при интерпретации религиозного текста культуры. На основании анализа теорий по теологии, культурологии, медиапедагогике устанавливается, что специализированные религиозные ценности гармонично сочетаются с общечеловеческими мировоззренческими основаниями культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING MEDIA EDUCATION IN THEOLOGICAL EDUCATION: VALUE ASPECT

The purpose of the article is to analyze the study of the media content of theological education in the aspect of the representation of their value dreams. The article is devoted to the current problem of the existence of religion in the conditions of digitalization. The paper considers controversial points of view on the status of theology and theological education in the modern world. The article touches upon the topic of the existing value contradiction, which can be formulated as the concentration of religion on the inner world of a person with a growing need to find modern ways to enter the public dialogue space. Often, media allow you to reach a wide audience, establish a dialogue, visualize values, but at the same time, the semantic load of content is simplified and reduced at the same time. The paper analyzes the concepts of value orientation, theological education and media education of foreign and domestic authors. The article summarizes some approaches to the analysis of theological content in the media space. The author applies the method of content analysis according to the selected criteria and identifies the main universal values broadcast by representatives of faiths. The article analyzes the views of researchers on the essence, problems of media education and difficulties in interpreting some texts. The main problem is the excessive manifestation of the protective function of media education. At the same time, attention is focused on the need to develop critical thinking, selectivity and correctness of perception of the content of the theological media text. The principles of media education make it possible not only to broadcast the ideas of a certain religion, but also to build dialogical relations when interpreting the religious text of culture. Based on the analysis of theories on theology, cultural studies, media pedagogy, it is established that specialized religious values are harmoniously combined with the universal ideological foundations of culture.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕДИА В ТЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ»

DO110.26170/2079-8717_2022_01 _07 ГРНТИ 14.07.01

УДК 37.016:82 ББК Эр+Ч426.86

Код ВАК 13.00.01 (5.8.1)

Клюсова Полина Сергеевна,

кандидат культурологии, Институт общественных наук, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: polinasergeevna1900@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиапедагогика; теология; теологическое образование; медиаобразование; мировые религии; религиозное образование; средства обучения.

АННОТАЦИЯ. Целью статьи является анализ изучения медиаконтента теологического образования в аспекте представленности их ценностных оснований. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме существования религии в условиях цифровизации. В работе рассмотрены спорные точки зрения на статус теологии и теологического образования в современном мире. В статье затрагивается тема существующего ценностного противоречия, которая может быть сформулирована как сосредоточенность религии на внутреннем мире человека с растущей потребностью поиска современных путей выхода в публичное диалоговое пространство. Зачастую медиа позволяют охватить широкую аудиторию, наладить диалог, визуализировать ценности, но вместе с тем одновременно происходят упрощение и сокращение смысловой нагрузки контента. В работе проанализированы концепции ценностных ориентаций, теологического образования и медиаобразования зарубежных и отечественных авторов. В статье обобщены некоторые подходы к анализу теологического контента в пространстве медиа. Автор применяет метод анализа контента по выбранным критериям и выявляет основные общечеловеческие ценности, транслируемые представителями конфессий. В статье приведен анализ взглядов исследователей на сущность проблемы медиаобразования и трудности интерпретации некоторых текстов. Основной проблемой выявлено чрезмерное проявление защитной функции медиаобразования. При этом внимание акцентировано на необходимости развития критического мышления, избирательности и правильности восприятия содержания теологического медиатекста. Принципы медиаобразования позволяют не только транслировать идеи определенной религии, но и выстраивать диалогичные отношения при интерпретации религиозного текста культуры. На основании анализа теорий по теологии, культурологии, медиапедагогике устанавливается, что специализированные религиозные ценности гармонично сочетаются с общечеловеческими мировоззренческими основаниями культуры.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Клюсова, П. С. Возможности использования средств медиа в теологическом образовании: ценностный аспект / П. С. Клюсова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 61-68. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_07.

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено за счет гранта РФФИ 21-011-44091 «Теологическое образование в условиях цифровой культуры».

Klyusova Polina Sergeevna,

Candidate of Culturology, Institute of Social Sciences, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg,

KEYWORDS: media pedagogy; theology; theological education; media education; world religions; religious education; means of education.

ABSTRACT. The purpose of the article is to analyze the study of the media content of theological education in the aspect of the representation of their value dreams. The article is devoted to the current problem of the existence of religion in the conditions of digitalization. The paper considers controversial points of view on the status of theology and theological education in the modern world. The article touches upon the topic of the existing value contradiction, which can be formulated as the concentration of religion on the inner world of a person with a growing need to find modern ways to enter the public dialogue space. Often, media allow you to reach a wide audience, establish a dialogue, visualize values, but at the same time, the semantic load of content is simplified and reduced at the same time. The paper analyzes the concepts of value orientation, theological education and media education of foreign and domestic authors. The article summarizes some approaches to the analysis of theological content in the media space. The author applies the method of content analysis according to the selected criteria and identifies the main universal values broadcast by representatives of faiths. The article analyzes the views of researchers on the essence, problems of media education and difficulties in interpreting some texts. The main problem is the excessive manifestation of the protective function of media education. At the same time, attention is focused on the need to develop critical thinking, selectivity and correctness of perception of the content of the theological media text. The principles of media education make it possible not only to broadcast the ideas of a certain religion, but also to build dialogical relations when interpreting the religious text of culture. Based on the analysis of theories on theology, cultural studies, media pedagogy, it is established that specialized religious values are harmoniously combined with the universal ideological foundations of culture.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕДИА В ТЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

Russia

POSSIBILITIES OF USING MEDIA EDUCATION IN THEOLOGICAL EDUCATION: VALUE ASPECT

© Клюсова П. С., 2022

FOR CITATION: Klyusova, P. S. (2022). Possibilities of Using Media Education in Theological Education: Value Aspect. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 61-68. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_07.

ACKNOWLEDGMENTS: the study was supported by the RFBR grant 21-011-44091 "Theological education in the context of digital culture".

Актуальность исследования и постановка проблемы. Современное общество столкнулось с определенным упадком духовных оснований культуры. Смена социально-культурной и общемировоззренческой парадигмы в конце XX - начале XXI вв. привела к необходимости поиска путей изменения основных подходов в воспитании подрастающего поколения. Исследовательской проблемой становится то, что на уровне общественного сознания формулировка «религиозные ценности» носит узкоспециализированный характер. При более глубоком изучении основ теологии становится понятно, что многие ценности религии становятся базой для регуляции социального поведения большинства обществ. Изучение основ мировоззрения различных конфессий позволяет найти точки соприкосновения для межкультурного диалога и поиска путей устранения радика-лизмами сознания. Средства медиакульту-ры, с одной стороны, позволяют осуществить охват широкой аудитории, визуализировать содержание мировоззрения. С другой стороны, возможны упрощение основ религии, трансляция искаженных смыслов и симуля-кров религиозных ценностей для столь же широкой аудитории. Критерии религиозного текста в глобальном цифровом пространстве становятся условными, могут быть вырваны из контекста (теологического, историко-культурного, этнического).

Цель исследования состоит в анализе цифрового медиаконтента, предложенного в сети Интернет (видеохостинг УоиТиЪе, поисковая система «Яндекс»), в аспекте ценностного содержания теологического образования.

Методы исследования. Примененный в данной статье метод анализа контента осуществлялся по критериям диалогичного отношения человека с окружающим миром. Это позволило выявить противоречие аксиологического плана: религиозные постулаты обращают сознание человека «вовнутрь», в духовный пласт. При этом появляется потребность гармонизации отношений с окружающим миром через диалог, а не через насаждение собственных ценностей. Кроме того, духовный кризис, присущий техногенным цивилизациям, порождает поиск новых актуальных смыслов, что может проявляться в медиапростран-стве в формах игрового виртуального вандализма, представленного в переосмыслении каноничных текстов, зачастую в «игро-

вом» контексте, без умышленного причинения какого-либо вреда.

Гипотеза исследования. Современные медиа-технологии и условия цифрови-зации образования позволяют концептуально расширить применяемые средства и методы обучения.

Вопросами теологии и теологического образования занимались зарубежные и отечественные исследователи: Л. Грин [28], П. Тиллих [32], А. М. Прилуцкий [18], К. Польсков [17].

Основы определения ценностей и ценностных ориентаций изложены в концепциях таких авторов, как: Т. Парсонс [16], М. Рокич [30], В. Б. Ольшанский [13], П. Сорокин [20].

Теория медиаобразования предложена в работах Д. Букингема [27], Л. Мастермана [29], Э. Томан [31], Н. Б. Кирилловой [9], Н. А. Симбирцевой [19], И. В. Челышевой [25], А. В. Федорова [23; 24].

Изложение основного материала исследования. Исследователи М. Л. Ивле-ва, С. Н. Курилов, В. И. Россман отмечают, что содержание значимых религиозных ценностей будет зависеть от социально-демографического статуса группы: «понимание религиозных ценностей и, соответственно, их изучение на смысло-жизненном уровне различается в зависимости от специфики социальных групп» [7, с. 482]. Также авторы утверждают, что необходимо учитывать социокультурные условия социализации молодежи. Именно это будет влиять на контекст воспроизведения тех или иных религиозных установок. М. С. Теплых определяет ценности с трех позиций: «носителем ценностей может выступать сознание индивида, групповое сознание, общественное сознание. Индивидуальная значимость ценности характеризуется наличием личностного смысла в жизни конкретного человека. При групповой значимости ценности обретают социально-историческое значение для сохранения единства и культурной идентичности социальной общности. На общечеловеческом уровне ценностная значимость скрывает собственно человеческий смысл жизни» [21, с. 2].

М. Вебер относит религиозность к действиям социального характера, ценности религии изначально имеют значение для группы лиц, исповедующих ту или иную конфессию, а уже приобретают индивидуальный статус, становясь мотивом действия. Согласно позиции немецкого социолога,

ценности обусловлены «эмоциональными смысловыми связями» и их совокупность определяет мотивы человеческого действия [4]. Д. А. Леонтьев называет ценности «реально действующими регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от отражения в сознании» [11].

Т. Парсонс утверждал, что «религия как культурный феномен не является частью системы поддержания паттерна. Скорее, соответствующей структурой является коллективная организация религиозных ори-ентаций, например, в церквях или в профе-тических движениях» [16, с. 61]. То есть религиозные ориентации и нормы социального поведения взаимообусловлены в рамках конкретного социального института. Ученый подчеркивает значимость тех или иных ценностей не в обобщенном значении, в качестве абстрактной терминологии, а только при анализе определенных социальных групп. Определяя роль теологии в данном процессе, исследователь пишет: «Как структуры такого взаимопроникновения, "теологические школы" или "профетические движения", хотя весьма отличаются от религии как компонента культуры, являются культурными подсистемами общества, имеющими исходно религиозное значение, но при этом связаны взаимопроникновением с церквями или другими формами социальной институционализации религии» [16, с. 61]. М. Рокич предлагает отличать религию от иных ценностных систем: «религиозные, менее религиозные и нерелигиозные люди характеризуются системами ценностей, которые заметно отличаются друг от друга» [30, с. 24].

Для определения классификации ценностей мы обратились к работе А. И. Ларь-кина «Общечеловеческие ценности молодого поколения современной России: проблемы формирования». Автор отмечает, что некоторые общечеловеческие ценности базируются на религиозных постулатах [10, с. 91]. Р. А. Еремина и Е. В. Суворова предложили следующую классификацию ценностей:

«1. Ценности, регулирующие отношение между разными социальными группами и этносами: Толерантность, Равенство, Патриотизм, Гражданственность Национальное достоинство.

2. Ценности, регулирующие отношения между людьми: Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Порядочность, Справедливость.

3. Ценности, определяющие отношение к себе: Здоровье, Свобода, Творчество.

4. Ценности, регулирующие отношение к миру: Истина, Вера, Красота» [6, с. 9].

Упомянутая нами ранее М. С. Теплых к

исключительно религиозным ценностям относит: «Бог, религиозная вера, сакральное, спасение, божественный закон, священное писание, благодать, ритуал, культ, церковь и т. п.» [21, с. 2]. Следует пояснить, что ценности, перечисленные исследователем, будут актуальны для представителей всех конфессий. Их воплощение будет представлено в той или иной форме в религии, так как она понимается как «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (Культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного» [3]. Необходимо формировать понимание о значимости этих ценностей, чтобы у молодежи были развиты способность к межкультурному диалогу, толерантное отношение к сакральным текстам культуры, осознавались базовые границы поведения при общении с представителями различных религий.

Целесообразность введения основ теологии в систему образования обосновывает П. Тиллих, христианский философ и теолог. Он пишет, что, с одной стороны, вопрос о необходимости присутствия религии в системе культуры связан с лидирующим мировоззрением. Соответственно, «религия характерна для особой стадии человеческого развития (мифологической стадии), но ей нет места на научной стадии, в которой мы живем» [32, с. 4]. С другой стороны, религия рассматривается им как особый способ познания мира, который «сопровождает каждую деятельность человека и каждую функцию духовной жизни человека» [32, с. 7]. Таким образом подтверждается, что независимо от стадии научно-технического процесса именно религия вбирает и разевает базовые ценностные основания гармоничного функционирования общества.

Л. Грин в работе «Давайте займемся теологией» (Let's Do Theology) формулирует метод изучения теологии в контексте. Он называет его «контекстуальная теология», предполагая, что теология не только проистекает из контекста, но и формирует его из потребностей, актуальных для конкретных социальных групп: «Теология от корней и до корней, которая на самом деле проистекает из контекста, в котором она создана и воплощена... И именно потому, что теология настолько укоренилась в культуре и традициях местности, что она резонирует там с ощущениями места, времени и людей и ведет их к новым захватывающим возможностям» [28, с. 2]. При обозначенной актуальности теологического образования необходимо обозначить и проблемы, с которыми оно столкнулось на современном

этапе развития культуры. В зарубежных источниках, в часности в работе Б. Отта «Понимание и развитие теологического образования», кризис теологического образования связан с вызовами глобальной цивилизации: «либерализация (свободный рынок), информационные технологии (интернет) и мобильность» [15, с. 1]. В связи с этим теологическое образование «вынуждено мыслить в терминах рыночного управления, а эти институты, как правило, функционировали в основном под управлением традиции» [15, с. 6].

Как обозначено нами ранее в работе «Медиаконтент теологического образования», существуют споры о статусе теологии и теологического образования. Так, А. М. Прилуцкий в работе «Религиоведение и теология: проблемы границы (к вопросу об интеграции теологии в систему высшего образования в современной России)» связывает теологию с мировоззренческими основаниями конкретной культуры: «Хотя теология и является более поздней формой выражения религиозного знания, возникающей на фундаменте мифологии, переход от мифологии в теологию связан не столько с трансформацией формы религии, сколько с общим развитием культуры общества» [18, с. 97]. К. О. Польсков, российский религиозный деятель и православный религиовед, расширяет определение теологии: «комплекс наук, которые с точки зрения религиозного опыта изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями» [17, с. 20-21].

В связи с обозначенной выше актуальностью развития теологического образования в ценностном аспекте необходимо обратить внимание на его связь с медиаобра-зованием. Н. Б. Кириллова рассматривает медиаобразование в качестве средства социализации личности. Особенный интерес в контексте нашего исследования представляет предложенная ею модель этической теории медиаобразования. Н. Б. Кириллова пишет: «медиа способны формировать определенные этические принципы аудитории. Из этого вытекает главная проблема этического медиаобразования: приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения» [9, с. 433]. С этой позицией согласуются и модели, предложенные

А. В. Федоровым: «образовательно-информационные модели; воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа), опирающиеся в основном на этическую, религиозную, идеологическую, экологическую, протекционистскую и др. теории медиаобразования; социокультурные модели (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т. д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразова-ния и теорию развития критического мышления» [24, с. 52].

Д. Букингем описывает возможности медиаобразования следующим образом: «практика в области медиаобразования предполагает сочетание практического творческого производства и критического мышления» [27]. В аспекте анализа ценностных оснований средства массовой информации имеют встроенные ценности, поскольку они несут подтекст о том, что важно для тех, кто конструирует медиа [27]. Озвучивая принципы медиаобразования, Л. Ма-стерман подчеркивает, что оно призвано защитить подрастающее поколение от искаженных смыслов и манипуляций. При этом автор формулирует основные проблемы, которые снижали эффективность применения медиаобразования [29, с. 7]. Следует отметить, что причины тесно связаны и зависят друг от друга:

1. «Защитный механизм медиаобразования». Призван не научить анализировать источники информации, а устранить неприемлемый контент в процессе занятия.

2. «Преобладание оценочной парадигмы». Материалы отбираются и оцениваются по принципу «хороший» / «плохой». На наш взгляд, в некоторых случаях суждение осуществляется педагогом, а не обучающимися, что связывает с первой проблемой.

3. «Сомнение в целесообразности применения эстетического критерия к медиа-материалам». При погружении в контекст теологического образования применение принципов эстетики возможно в ракурсе сопоставления категорий эстетики «возвышенное» / «низменное» и «прекрасное» / «безобразное» без применения оценочных суждений.

Погружаясь в ценностный теологический аспект медиаобразования, А. В. Федоров ставит на первый план решение следующих задач:

- обретение аудиторией (учащимися)

теологических, историко-теоретических знаний;

- формирование избирательного (с точки зрения теологической теории ме-диаобразования) отношения к медийному репертуару;

- развитие религиозной перцепции (религиозное восприятие медиатекстов разных видов и жанров);

- обучение критическому размышлению над прочитанным / услышанным / увиденным, соотнесению содержания ме-диатекстов разных видов и жанров с основами вероисповедания и окружающей жизнью [23, с. 63-64].

В данной статье мы рассмотрели медиа-материалы, которые могут быть рассмотрены в качестве ресурсов в образовательном процессе. Целевой аудиторией данных ме-диаресурсов в образовательном процессе могут выступать преподаватели курсов культурологии, религиоведения и основ теологии. А также ими могут воспользоваться студенты в рамках подготовки к мероприятиям текущего контроля (семинарским занятиям) и они могут выступать в качестве дополнительных источников при самостоятельной работе. Изучение данных продуктов медиасреды позволит ознакомиться с различными конфессиями. Источ-никовой базой послужили материалы видеохостинга YouTube по двум поисковым запросам: «религия» и «религиозные ценности». В выбранном интернет-ресурсе предложены публикации ознакомительного плана, обзорные ролики, интервью.

При введении ключевого слова «религия» мы получили результаты, раскрывающие базовые элементы религии как феномена культуры: объяснения по типу «Зачем нужна религия?» (Третьяков В. «Что делать? Религия и церковь как краеугольные камни современной цивилизации» [22]), демонстрация взаимодействия между представителями конфессий («Что священники думают об исламе» [26], «В чем разница между католичеством и протестантизмом» [5] и др.), попытки ведения полемики между атеистами (представителями науки) и верующими («Бог - это антинаучно» [1], «Нобелевские лауреаты о Боге» [12]). Видеоматериалы могут быть оформлены в качестве диалога, дискуссии с возможностью высказать мнение по поставленному вопросу, аргументируя свою точку зрения. Либо они представлены как тематически визуализированная историческая справка. Или это могут быть фрагменты каких-либо других выступлений, интервью и публикаций. В визуальном ряде, сопровождающем справочную информацию, важна знаково-семиотическая составляющая. Например,

для репрезентации христианства могут быть выбраны изображения храмов, крестов, святых, Иисуса Христа, Богоматери. Для других конфессий также находится актуальный репрезентативный ряд.

При введении запроса «религиозные ценности» выведено больше образовательного контента (лекции, интервью), понимающего религию как часть философии.

Применяя критерии классификаций ценностей, рассмотренных ранее, обучающиеся смогут выявлять схожие и отличные черты в различных религиозных направлениях. Исследование визуального ряда также углубит представление о ценностных ориентациях. Анализ ценностных оснований при отборе медиаконтента проводился на основании классификации, предложенной Р. А. Ереминой и Е. В. Суворовой. Следует пояснить, что нами не рассматривались пояснения к ценностям, а заимствованы лишь их наименования: «Ценности, регулирующие отношение между разными социальными группами и этносами», «Ценности, регулирующие отношения между людьми», «Ценности, определяющие отношение к себе», «Ценности, регулирующие отношение к миру».

Обратившись к некоторым видеоматериалам, мы пришли к выводу, что предложенная классификация ценностей в медиа условна. Например, из видео, представляющего фрагмент выступления ректора РХГА Д. К. Богатырева «О смысловых векторах образования РХГА», следует, что духовный опыт, принимаемый человеком, может быть применен по отношению к себе, к другим и к миру. Важным является и то, что ценности, заложенные в религии, могут служить смыслообразующим началом в человеческом поведении [2]. Другое видео содержит обращение американского врача и буддистского монаха Барри Керзин под заглавием «Базовые ценности религиозной культуры и светская этика» [8]. В данном интервью рассматривается ценность отношений между людьми в аспекте оказания медицинской помощи и сострадания. При соотношении с критериями классификации эта тема перекликается с отношением к себе и к миру. Автор поясняет, что в религиозной жизни ценным будет погружение во внутренний мир. По мнению доктора Кер-зин, религия помогает ощутить ценность настоящего момента, жизни не в прошлом или будущем.

Ценностные ориентации в образовательном контенте также воплощены не только в содержании вербального компонента видео, но и в визуальной составляющей, сопровождающей текст. Например, все представители конфессии облачены в соот-

ветствующую религии одежду. Это позволяет узнавать и отличать одну религию от другой. Если видео сопровождается презентационными визуальными материалами, то они также сосредоточены на ценностной тематике.

Выводы. Исследование ценностного аспекта средств медиа в теологическом образовании позволило сформулировать следующие выводы:

- несмотря на то, что исследования в области теологии выявляют специальные ценности (Бог, вера, культ, дух и др.), они сочетаются с общечеловеческими ценностями (знание, человек, красота, здоровье, долг, справедливость);

- современные медиаресурсы позволяют охватывать широкую аудиторию для ознакомления с ценностями определенных конфессий;

- в рамках медиа размываются границы между категориями «светское» / «религиозное» / «научное»;

- медиа становятся не только дискуссионной площадкой, но и позволяют в рамках одного продукта объединять различные религии;

- представляется возможность использовать аудиовизуальные средства для презентации мировоззренческих оснований, что облегчает их восприятие и интерпретацию;

- существование проблем медиаобра-зования заключается в гипертрофирован-ности защитной функции медиаобразова-ния и не ограничивается только зарубежным опытом;

- медиа позволяют выстраивать диалогичные отношения на различных уровнях: между людьми, миром и с самим собой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бог - это антинаучно? Атеист против верующего | Противостояние | Секреты. - URL: https: //youtu.be/MQCTgdGuqSY (дата обращения: 27.12.2021). - Текст : электронный.

2. Богатырев, Д. К. Религии, ценности, культура: знать, чтобы понимать мир? / Д. К. Богатырев. -URL: https: //youtu.be/P7Y-7srIvwA (дата обращения: 20.12.2021). - Текст : электронный.

3. Большая советская энциклопедия. Т. 21. Проба - Ременсы. - М., 1975. - 640 с.

4. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/vebobr/o4.php (дата обращения: 20.12.2021). - Текст : электронный.

5. В чем разница между католиками и протестантами. - URL: https://youtu.be/yfHggN-U4P8 (дата обращения: 20.12.2021). - Текст : электронный.

6. Еремина, Р. А. Исследование общечеловеческих ценностей у воспитанников детского дома-школы / Р. А. Еремина, Е. В. Суворова / / Учебный эксперимент в образовании. - 2010. - № 1. - С. 8-13.

7. Ивлева, М. Л. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования / М. Л. Ивлева, С. Н. Курилов, В. И. Россман // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2018. - Т. 18, № 3. - С. 481-493.

8. Керзин, Б. Базовые ценности религиозной культуры и светская этика / Б. Керзин. - URL: https: //youtu.be/eU2GUWZz4Y0 (дата обращения: 25.12.2021). - Текст : электронный.

9. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика / Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект ; Культура, 2008. - 496 с.

10. Ларькин, А. И. Общечеловеческие ценности молодого поколения современной России: проблемы их формирования / А. И. Ларькин / / Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 24. - С. 90-96.

11. Леонтьев, Д. А. Ценности и ценностные представления / Д. А. Леонтьев. - Текст : электронный // Библиотека учебной и научной литературы. - URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/leontiev_diarests/ (дата обращения: 20.12.2021).

12. Нобелевские лауреаты о Боге. - URL: https://youtu.be/zSg9hjy5tyM (дата обращения: 20.12.2021). -Текст : электронный.

13. Ольшанский, Д. Б. Лакан и Теология: Идея Бога в психоаналитической теории Лакана / Д. Б. Ольшанский. - URL: http://olshansky.sitecity.ru/ltext_1509015110.phtml?p_ident=ltext_1509015110.p_ 0306210904 (дата обращения: 11.02.2022). - Текст : электронный.

14. Основные социологические понятия // Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. - М. : Прогресс, 1990.

15. Отт, Б. Понимание и развитие теологического образования / Б. Отт. - Лондон : Издательство Лэн-гхэм, 2016. - 474 c.

16. Парсонс, Т. Социальные системы / Т. Парсонс // Вопросы социальной теории. - 2008. - Т. II, вып. 1 (2). - С. 38-71.

17. Польсков, К. Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России / К. Польсков. - Текст : электронный // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2006. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teologiya-i-religiovedenie-v-kontekste-vozrozhdeniya-gumanitarnoy-nauki-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 12.08.2021).

18. Прилуцкий, A. М. Религиоведение и теология: проблемы границы (к вопросу об интеграции теологии в систему высшего образования современной России) / А. М. Прилуцкий. - Текст : электронный // ИТС. - 2006. - № 2. - С. 96-101. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiovedenie-i-teologiya-problemy-granitsy-k-voprosu-ob-integratsii-teologii-v-sistemu-vysshego-obrazovaniya-sovremennoy-rossii (дата обращения: 11.08.2021).

19. Симбирцева, Н. А. Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования / Н. А. Симбирцева // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 5. - С. 21-26. - DOI: 10.26170/Р018-05-03.

20. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.

21. Теплых, М. С. Религиозные ценности в системе русской культуры / М. С. Теплых. - Текст : электронный // Мир науки. Социология, филология, культурология - 2017. - № 4. - URL: https://sfk-mn.ru/PDF/10SFK417.pdf (дата обращения: 25.12.2021).

22. Третьяков, В. Что делать? Религия и церковь как краеугольные камни современной цивилизации / В. Третьяков. - URL: https://youtu.be/2Ig5obuUi-k (дата обращения: 20.12.2021). - Текст : электронный.

23. Федоров, А. В. Светская и теологическая медиа образовательные модели / А. В. Федоров. - Текст : электронный // Медиаобразование. - 2012. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svetskaya-i-teologicheskaya-mediaobrazovatelnye-modeli (дата обращения: 21.08.2021).

24. Федоров, А. В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей / А. В. Федоров, И. В. Че-лышева. - Текст : электронный // Медиаобразование. - 2007. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelnyy-analiz-mediaobrazovatelnyh-modeley (дата обращения: 21.08.2021).

25. Челышева, И. В. Методика медиобразования в школе и вузе / И. В. Челышева. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 544 с.

26. Что священники думают об исламе. - URL: https://youtu.be/FtcY3-x7pOQ (дата обращения: 20.12.2021). - Текст : электронный.

27. Buckingham, D. Media education: Literacy, learning and contemporary culture / D. Buckingham. - John Wiley & Sons, 2013. - 232 p.

28. Green, L. Let's do Theology / L. Green. - London : Mowbray, 1990. - 158 p.

29. Masterman, L. The media education revolution / L. Masterman // Canadian Journal of Educational Communication. - 1993. - Vol. 22, No. 1. - P. 5-14.

30. Rokeach, M. Part II. Religious values and social compassion / M. Rokeach // Review of Religious Research. - 1969. - P. 24-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Thoman, E. Skills and strategies for media education / E. Thoman // Educational Leadership. - 1999. -Vol. 56. - P. 50-54.

32. Tillich, P. Theology of culture. Vol. 124. - New York : Oxford University Press, 1959. - 213 p. REFERENCES

1. Bog — eto antinauchno? Ateist protiv veruyushchego | Protivostoyanie | Sekrety [Is God Anti-Scientific? Atheist vs. Believer / Confrontation | Secrets]. URL: https://youtu.be/MQCTgdGuqSY (mode of access: 27.12.2021).

2. Bogatyrev, D. K. Religii, tsennosti, kul'tura: znat', chtoby ponimat' mir? [Religions, Values, Culture: to Know in Order to Understand the World?]. URL: https://youtu.be/P7Y-7srIvwA (mode of access: 20.12.2021).

3. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. T. 21. Proba — Remensy [Great Soviet Encyclopedia. Vol. 21. Sample - Remensi]. (1975). Moscow. 640 p.

4. Veber, M. Izbrannoe. Obraz obshchestva [Favourites. The Image of Society]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/04.php (mode of access: 20.12.2021).

5. V chem raznitsa mezhdu katolikami i protestantami [What is the Difference between Catholics and Protestants]. URL: https://youtu.be/yfHggN-U4P8 (mode of access: 20.12.2021).

6. Eremina, R. A., Suvorova, E. V. (2010). Issledovanie obshchechelovecheskikh tsennostei u vospitannikov detskogo doma-shkoly [The Study of Universal Values among the Children of the Orphanage-School]. In Uchebnyi eksperiment v obrazovanii, pp. 8-13.

7. Ivleva, M. L., Kurilov, S. N., Rossman, V. I. (2018). Religioznye tsennosti glazami molodezhi: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya [Religious Values through the Eyes of Youth: the Experience of Sociological Research]. In Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. Vol. 18. No. 3, pp. 481-493.

8. Kerzin, B. Bazovye tsennosti religioznoi kul'tury i svetskaya etika [Basic Values of Religious Culture and Secular Ethics]. URL: https://youtu.be/eU2GUWZz4Y0 (mode of access: 25.12.2021).

9. Kirillova, N. B. (2008). Mediakul'tura: teoriya, istoriya, praktika [Media Culture: Theory, History, Practice]. Moscow, Akademicheskii proekt, Kukl'tura. 496 p.

10. Lar'kin, A. I. (2011). Obshchechelovecheskie tsennosti molodogo pokoleniya sovremennoi Rossii: prob-lemy ikh formirovaniya [Universal Values of the Young Generation of Modern Russia: Problems of Their Formation]. In Sborniki konferentsii NITS Sotsiosfera. No. 24, pp. 90-96.

11. Leont'ev, D. A. Tsennosti i tsennostnye predstavleniya [Values and Value Representations]. In Biblioteka uchebnoi nauchnoi literatury. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/leontiev_diarests/ (mode of access: 20.12.2021).

12. Nobelevskie laureaty o Boge [Nobel Laureates about God]. URL: https://youtu.be/zSg9hjy5tyM (mode of access: 20.12.2021).

13. Ol'shansky, D. B. Lakan i Teologiya: Ideya Boga v psikhoanaliticheskoi teorii Lakana [Lacan and Theology: The Idea of God in Lacan's Psychoanalytic Theory]. URL: http://olshansky.sitecity.ru/ltext_ 1509015110.phtml?p_ident=ltext_1509015110.p_0306210904 (mode of access: 11.02.2022).

14. Osnovnye sotsiologicheskie ponyatiya [Basic Sociological Concepts]. (1990). In Davydova, Yu. N., Gaid-enko, P. P. (Eds.). Izbrannye proizvedeniya. Moscow, Progress.

15. Ott, B. (2016). Ponimanie i razvitie teologicheskogo obrazovaniya [Understanding and Development of Theological Education]. Izdatel'stvo Lenghem. 474 p.

16. Parsons, T. (2008). Sotsial'nye sistemy [Social Systems]. In Voprosy sotsial'noi teorii. Vol. II. Issue 1 (2), pp. 38-71.

17. Pol'skov, K. (2006). Teologiya i religiovedenie v kontekste vozrozhdeniya gumanitarnoi nauki v sov-remennoi Rossii [Theology and Religious Studies in the Context of the Revival of the Humanities in Modern Russia]. In Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teologiya-i-religiovedenie-v-kontekste-vozrozhdeniya-gumanitarnoy-nauki-v-sovremennoy-rossii (mode of access:: 12.08.2021).

18. Prilutsky, A. M. (2006). Religiovedenie i teologiya: problemy granitsy (k voprosu ob integratsii teologii v sistemu vysshego obrazovaniya sovremennoi Rossii) [Religious Studies and theology: Problems of the Border (on the Integration of Theology into the System Of Higher Education Modern Russia)]. In ITS. No. 2, pp. 96-101. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/religiovedenie -i-teologiya-problemy-granitsy-k-voprosu-ob-integratsii-teologii-v-sistemu-vysshego-obrazovaniya-sovremennoy-rossii (mode of access: 11.08.2021).

19. Simbirtseva, N. A. (2018). Mediapedagogika kak prioritetnoe napravlenie sovremennogo obrazovaniya [Media Pedagogy as a Priority Area of Modern Education]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 5, pp. 21-26. DOI: 10.26170/po18-05-03.

20. Sorokin, P. (1992). Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat. 543 p.

21. Teplykh, M. S. (2017). Religioznye tsennosti v sisteme russkoi kul'tury [Religious Values in the System of Russian Culture]. In Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul'turologiya. No. 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/10SFK417.pdf (mode of access: 25.12.2021).

22. Tret'yakov, V. Chto delat'? Religiya i tserkov' kak kraeugol'nye kamni sovremennoi tsivilizatsii [What to Do? Religion and the Church as Cornerstones of Modern Civilization]. URL: https://youtu.be/2Ig5obuUi-k (mode of access: 20.12.2021).

23. Fedorov, A. V. (2012). Svetskaya i teologicheskaya mediaobrazovatel'nye modeli [Secular and Theological Media Educational Models]. In Mediaobrazovanie. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svetskaya-i-teologicheskaya-mediaobrazovatelnye-modeli (mode of access: 21.08.2021).

24. Fedorov, A. V., Chelysheva, I. V. (2007). Sravnitel'nyi analiz mediaobrazovatel'nykh modelei [Comparative Analysis of Media Educational Models]. In Mediaobrazovanie. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelnyy-analiz-mediaobrazovatelnyh-modeley (mode of access: 21.08.2021).

25. Chelysheva, I. V. (2013). Metodika mediobrazovaniya v shkole i vuze [Methods of Media Education at School and University]. Moscow, Direkt-Media. 544 p.

26. Chto svyashchenniki dumayut ob islame [What Do Priests Think about Islam]. URL: https://youtu.be/FtcY3-x7pOQ (mode of access: 20.12.2021).

27. Buckingham, D. (2013). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. John Wiley & Sons. 232 p.

28. Green, L. (1990). Let's do Theology. London, Mowbray. 158 p.

29. Masterman, L. (1993). The Media Education Revolution. In Canadian Journal of Educational Communication. Vol. 22. No. 1, pp. 5-14.

30. Rokeach, M. (1969). Part II. Religious Values and Social Compassion. In Review of Religious Research,

pp. 24-39.

31. Thoman, E. (1999). Skills and Strategies for Media Education. In Educational Leadership. Vol. 56,

pp. 50-54.

32. Tillich, P. (1959). Theology of Culture. Vol. 124. New York, Oxford University Press. 213 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.