Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОСОБЫЙ ТИП ДИСКУРСА'

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОСОБЫЙ ТИП ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
403
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / ТЕОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТ ТЕОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демина Д. А.

В статье рассматривается выделение теологического дискурса в особый тип дискурса. Разделяются теологический и религиозный типы дискурса. В своих размышлениях автор опирается на исследования в области философии, теологии, религиоведения, лингвистики и приходит к выводу, что теологический дискурс относится к научному дискурсу, однако обладает своими особыми чертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL DISCOURSE AS A SPECIAL TYPE OF DISCOURSE

The article aims to distinguishg theological discourse as a special type of discourse. First of all, the author divides the theological and religious types of discourse. In his reflections, the author relies on research in the field of philosophy, theology, religious studies, linguistics and comes to the conclusion that theological discourse refers to scientific discourse, but has its own special features.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОСОБЫЙ ТИП ДИСКУРСА»

УДК 81.139 + 008

DOI 10.52070/2542-2197_2021_8_850_212 Д. А. Демина

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой второго иностранного языка Московского государственного лингвистического университета dasha_k@mail.ru

теологический дискурс как особый тип дискурса

В статье рассматривается выделение теологического дискурса в особый тип дискурса. Разделяются теологический и религиозный типы дискурса. В своих размышлениях автор опирается на исследования в области философии, теологии, религиоведения, лингвистики и приходит к выводу, что теологический дискурс относится к научному дискурсу, однако обладает своими особыми чертами. Ключевые слова: религиозный дискурс; теологический дискурс; научный дискурс; теология; предмет теологии.

D. A. Demina

PhD (Pedagogy), Head of the Department of the Second Foreign Language of the Maurice Thorez Institute of Foreign Languages, Moscow State Linguistic University dasha_k@mail.ru

THEOLOGICAL DISCOURSE AS A SPECIAL TYPE OF DISCOURSE

The article aims to distinguishg theological discourse as a special type of discourse. First of all, the author divides the theological and religious types of discourse. In his reflections, the author relies on research in the field of philosophy, theology, religious studies, linguistics and comes to the conclusion that theological discourse refers to scientific discourse, but has its own special features.

Key words: religious discourse; theological discourse; scientific discourse; theology; subject of theology.

Введение

В последние несколько лет в России активно обсуждается вопрос о месте теологии в науке и обществе. Этот вопрос вызывает бурные дискуссии: можно ли и должно ли признать теологию как науку; могут ли заниматься исследованиями в области теологии люди, не принадлежащие к соответствующей конфессии; можно ли допускать

к теологическим изысканиям недуховных лиц; обладает ли теология своим предметом, своими методами, собственным терминологическим аппаратом?

Мы хотели бы посмотреть на вопрос о месте теологии в науке и обществе с лингвистической точки зрения и определиться с понятием «теологический дискурс». На наш взгляд теологический дискурс обладает своими уникальными чертами и должен быть четко выделен как тип дискурса. Для этого необходимо отграничить его от религиозного дискурса и описать его особенности в рамках научного дискур-са.Чтобы можно было выделить теологический дискурс как особую семиотическую систему, дать определение понятию «теологический дискурс», выделить жанры этого типа дискурса, обозначить его участников, необходимо обратиться к исследованиям в различных областях и изучить, какое место они отводят теологии и теологическому дискурсу, рассмотреть спорные моменты, отобрать наиболее логичную и убедительную аргументацию в пользу одной или другой точки зрения.

В первую очередь мы обратились к дебатам относительно внесения теологии в перечень специальностей ВАКа и открытия диссертационного совета по теологии - это позволит нам сделать выводы, можно ли рассматривать теологию как науку. Далее мы обратились к исследованиям в области лингвистики, чтобы посмотреть, какое место отводит теологическому дискурсу лингвистика. Затем, так как мы относим теологический дискурс к научным типам дискурса, мы выделяем особые черты теологического дискурса в рамках дискурса научного, в том числе сравниваем теологию с религиоведением как наиболее близкой наукой.

Споры о возможности внесения теологии в перечень ВАКа

В 2015 году появляется паспорт теологии как научной специальности ВАКа, через год был создан диссертационный совет по этой специальности, еще через год в совете была защищена первая кандидатская диссертация. Таким образом теология заняла свое официальное место среди других признанных наук. Речь идет о современной России, во многих других странах теология уже много лет признана в качестве официальной науки (в Германии, Швейцарии, Австрии, Франции и др.), а в дореволюционной России теология (богословие) также занимала неоспоримое место в научной системе: «Богословие

рассматривалось не только как составляющая системы научного знания, но и как самостоятельная научная область» [прот. Николай Емельянов 2012, с. 17].

Однако факт признания теологии официальной наукой вызвал множество возражений со стороны представителей общественности и нетеологических наук. В свете этого теологии пришлось защищать свой статус. В первую очередь, против признания теологии в качестве науки выступают представители естественных наук: в 2007 году (тогда Всемирным русским народным собором было предложено внести теологию в перечень научных специальностей ВАКа) было написано «письмо десяти академиков», адресованное Президенту РФ В. В. Путину. Среди прочего, авторы письма выражали свою озабоченность тем, что теология может быть включена в список специальностей ВАКа. При этом авторы письма объясняли свое мнение тем, что «любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой» [Открытое письмо ... 2007]. Все авторы письма были представителями естественных наук.

Чуть позже, в октябре 2007 года, была опубликована Резолюция № 1580/2007 Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в которой говорилось об опасности «подменить науку верованием» в свете защиты идей эволюционизма против креационизма (это один из острейших спорных вопросов между представителями естественных наук и теологии)1. В ответ на «письмо десяти академиков» было написано «письмо других академиков» (1 ноября 2007 года), в котором авторы, среди прочего, упоминали о том, что существует разница в методологии естественных и гуманитарных наук, что «целый ряд гуманитарных наук, отнюдь не оперирует одними лишь фактами и доказательствами»2.

В 2008 году было написано обращение 227 докторов и кандидатов наук к Президенту РФ, в котором, в частности, утверждалось, что «теология - это отдельная отрасль науки, никак не входящая в противоречие с другими науками, как гуманитарными, так и естественными»3.

1 URL: https://razumru.ru/humanism/joumal/47/resolution.htm (дата обращения: 07.04.2021).

2 URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=681 (дата обращения: 07.04.2021).

3 URL: http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=documents&div=716 (дата обращения: 07.04.2021).

На сегодняшний день теология в России является официально признанной наукой, однако недовольство оппонентов не утихает. Разногласия о статусе теологии есть и в среде самих ученых-теологов.

Так Ж.-К. Ларше различает богословие (автор рассматривает понятия богословие и теология как синонимичные, что с нашей точки зрения абсолютно оправдано семантически, однако это мнение разделяют не все ученые единогласно) [Ларше 2012]) мистическое (доступное только избранным познание «самой божественной энергии, сообщаемой человеку от Отца через Сына в Духе Святом», оно «превосходи разум и не может быть обозначено ни понятиями, ни построениями, выражаемыми в словах») и богословие как естественное созерцание, «то есть познание Бога, исходя из Его появлений в творении» [Ларше 2012, с. 120]. Мистическое богословие - удел избранных. Говорить о признании мистического богословия традиционной наукой не приходится, так как его методы не соответствуют общепринятым современным научным методам.

Естественное богословие, в свою очередь, разделяется на катехизическое, апологетическое и доксологическое. Катехизическое богословие - первоначальная форма богословия, которая представляет собой наставления в христианской духовной жизни для оглашенных (людей, готовящихся к крещению), членов Церкви, а также людей, интересующихся вопросами веры и жизнью Церкви. Изначально заниматься катехизаторством мог только епископ, затем часть клира, мирянам каноны не разрешали проповедовать в церкви и публично преподавать вне храма. Такое ограничение также не позволит рассматривать теологию как классическую науку.

Однако, во-первых, это одно из мнений, а во-вторых, сам Ж.-К. Ларше выделяет область теологии, которая отвечает требованиям, предъявляемым к научным дисциплинам. Апологетическая форма богословия защищает веру. Эта форма богословия опирается на рациональное мышление, на законы формальной логики, на точную терминологию (при этом используются философские понятия), ясное и четкое изложение мысли и последовательное опровержение логических построений оппонентов. Эта форма богословия во многом строится на взаимодействии с нехристианским миром, поэтому она выбирает в качестве инструмента общения правила собеседника (строгую терминологию, научное доказательство). Третья форма

естественного богословия - богословие доксологическое (славословия). Эта форма встречается в некоторых трудах Отцов Церкви, в которых авторы выражали свой опыт познания Божественных энергий в особой поэтической форме, а также в литургических текстах. Эта форма богословия тесно связана с духовным опытом и молитвой [Ларше 2012].

На современном этапе теология официально признана научной дисциплиной, однако до сих пор с этим не хотят смиряться некоторые представители научного мира.

Теологический дискурс в лингвистике

Дискурсивные исследования в области лингвистики отражают структуру картины мира социума. Изучив актуальные научные исследования в области лингвистики, посвященные типам дискурса, оперирующим религиозной лексикой (Е. Е. Анисимова, Е. В. Бобырева, Г. В. Булавина, В. Ю. Лебедев, О. А. Прохватилова, Е. С. Стрельникова, Ю. В. Романченко, М. В. Слутина), мы убедились в актуальности темы, однако также можно заметить, что на данный момент нет единого понимания термина «теологический дискурс». Часто его смешивают с религиозным дискурсом или ставят знак равенства между этими двумя понятиями. Так, В. Ю. Лебедев определяет теологический дискурс как дискурс, в котором речь идет о Боге. Лебедев выделяет четыре разновидности теологического дискурса: 1) библейский, 2) рациональный (исследование утверждений о Боге, в богословской культуре), 3) догматический (провозглашает догмы веры), 4) ритуальный, или литургический [цит. по: Анисимовой 2019, с. 19].

С. В. Булавина разделяет религиозную лексику (основные христианские понятия, большей частью из Библии) и церковную (связана с материальной стороной жизни Церкви) [Булавина 2003]. О. А. Про-хватилова и Е. С. Стрельникова различают сакральную лексику (базируется на понятии «вера») и богослужебную лексику (связана с ритуалами) [Прохватилова, Стрельникова 2006]. Е. В. Бобырева противопоставляет религиозный и научный виды дискурса, считая, что они противостоят друг другу [Бобырева 2007]. Автор аргументирует свою позицию тем, что «всякая религия строится на вере, поэтому противостоит научности как апробированной и доказанной истине»

[там же, с. 13]. Еще одно различие между религиозным и научным дискурсом Е. В. Бобырева видит в том, что «центральными понятиями научного дискурса являются абсолютная истина, знание, центральные концепты религиозного дискурса - «Бог» и «вера» [Бобырева 2007]. Мы не можем согласиться с утверждением, что истина не входит в кон-цептосферу религиозного (или теологического) дискурса, - вся познавательная деятельность человека стремится к истине.

Н. А. Демина употребляет понятия религиозного и теологического типов дискурса. Однако автор не разделяет эти типы. С точки зрения Деминой, «неотъемлемыми составляющими религиозного дискурса являются религиозное чувство, откровение, мистический опыт, несводимы к системе рационально обоснованных утверждений» [Демина 2020, с. 158]. Автор рассматривает теологический дискурс как институциональный дискурс, в основе которого лежит взаимодействие в рамках института. С точки зрения автора, предмет теологического дискурса - «прежде всего, экзистенциальные вопросы о сущности и смысле человеческой жизни» [Демина 2020, с. 159]. Далее Н. А. Демина приводит цитату С. Г. Бариновой, в которой речь идет о вере. Таким образом, Н. А. Демина относит понятие веры к теологическому дискурсу. В своих работах она многократно употребляет понятие «религиозный дискурс», никак не отделяя его от дискурса теологического.

Некоторую путаницу в разграничение понятий религиозного и теологического дискурсов вносит и новое, активно развивающееся направление в лингвистике, - теолингвистика. К кругу проблем, которыми занимается теолингвистика относятся: описание языка религиозной коммуникации, язык проповедей, проблемы перевода религиозных текстов, язык Библии, молитвы и др. А. К. Гадомский определяет теолингвистику как «науку, возникшую на стыке языка и религии, исследующую проявления религии, которые закрепились и отразились в языке» [Гадомский 2004, с. 167]. Путаница возникает уже на уровне словообразования: «теолингвистика» исследует проявления «религии».

Е. Е. Анисимова под религиозным дискурсом предлагает понимать «совокупность коммуникативных действий, событий, текстов, относящихся к предметной области «религия», целью которых является: общение человека с Богом; взаимодействие верующих для сохранения, передачи религиозного знания, организации внутрицерковной

жизни; поддержание отношений церкви с обществом и распространение веры среди неверующих» [Анисимова 2019, с. 14]. Данное определение мы находим наиболее точным для понятия «религиозный дискурс», однако «теологический дискурс» в этом случае остается за рамками исследования.

В. И. Карасик относит религиозный дискурс к институциональному дискурсу. Согласно Карасику, религиозный дискурс обслуживает речевое взаимодействие внутри института Церкви (религиозной организации, объединенной общностью верований и обрядностью) [Кара-сик 2004]. Теологический дискурс находится на стыке религиозного и научного видов дискурса, в рамках классификации Карасика теологический дискурс, скорее, следовало бы отнести к религиозному виду дискурса, однако, с нашей точки зрения, в теологическом дискурсе другие участники (некоторыми исследованиями в области теологии могут успешно заниматься не члены Церкви, как и участие в теологическом дискурсе не требует конфессиональной принадлежности. Так и наоборот, не все члены Церкви способны вести дискурс теологический), у религиозного и теологического дискурса разные цели, стратегии, жанры (частично пересекающиеся). Религиозный и теологический виды дискурса взаимосвязаны, но это не один вид дискурса.

Ю. В. Романченко рассматривает теологический дискурс «как (особый) вариант религиозного дискурса» [Романченко 2008, с. 3]. Она считает, что теологический дискурс обслуживает «коммуникацию между теологами / нетеологами и теологами / теологами» и он представлен «двумя основными видами: популярно-теологическим и теоретико-теологическим дискурсом» [там же, с. 4]. Согласно автору «целью теологического дискурса является разъяснение христианского вероучения и убеждение реципиента в его истинности через толкование Священного Писания и размышления о Боге» [там же, с. 7]. При этом популярно-теологический дискурс - донесение религиозных истин до нетеологов, а теоретико-теологический дискурс -общение между специалистами-теологами.

Теоретико-теологический дискурс являет собой научное по форме рассуждение о символичном мире Божественного и к его основным принципам организации относятся догматизм, научная авторитетность и рациональная аргументативность [Романченко 2008, с. 7]. При том, что Романченко определяет теологический дискурс как особый

вид религиозного дискурса, который исследователь определяет как разновидность институционального дискурса, «организованного вокруг ключевого концепта - веры как доверительного союза человека с Богом» [Романченко 2008, с. 8]. Согласно Ю. В. Романченко, к участникам коммуникации относятся теологи (имеют специальное образование) и нетеологи (верующие, которых автор объединяет в рамках категории «религиозная вера» [там же, с. 10]. Нам кажется нелогичным исключить из данного дискурса нетеологов, которые, однако, не являются членами Церкви, которые, владея терминологическим аппаратом теологии, могут стать равноправными участниками дискурса.

Мы видим, что в лингвистической науке нет четкого разграничения между теологическим и религиозным дискурсом: смешиваются области теологического дискурса и религиозного дискурса (В. Ю. Лебедев), противопоставляется церковная и религиозная (С. В. Булави-на), сакральная и богослужебная1 (О. А. Прохватилова, Е. С. Стрельникова) лексика, религиозный и научный дискурс (Е. В. Бобырева). Для того чтобы разграничить эти понятия, обратимся к понятиям «религия», «религиоведение», «теология».

Предмет изучения теологии. Особенности теологического дискурса в рамках научного дискурса

Несмотря на широкое употребление понятия «религия», нет единого определения этого понятия, также есть расхождения и в этимологическом толковании понятия: 1. происхождение слова от relegere (лат.) - перечитывать, тщательно обдумывать, откладывать в сторону. Предполагается, что люди отделяют вопросы, связанные с высшими силами, от вопросов бытовых и скрупулезно их обдумывают. Эта точка зрения восходит к Цицерону; 2. происхождение слова от reeligere (лат.) - воссоединять. Согласно этой точке зрения (которая восходит к Блаженному Августину) религия возрождает ту связь человека и Бога, которая у него было до грехопадения; 3. происхождение слова от rigaelre (лат.) - соединять. Это толкование (восходящее к Лактацию) наиболее распространено в настоящее время: религия - учение о связи человека и Бога. С точки зрения христианской

1 Такое разделение, с нашей точки зрения, не оставляет места лексике именно теологической, научной.

теологии дать определение понятию «религия» невозможно, так как Бог бесконечен, а дать определение - значит, обозначить границы.

Религия, ее возникновение, развитие и существование различных религий, их компоненты, значение в истории и жизни общества, культуры является предметом изучения религиоведения. При этом религиоведение изучает религию с внерелигиозной точки зрения: изучает религиозное поведение человека, религиозные тексты, институты, общины. Основные направления в области религиоведческих исследований - история, философия, феноменология, психология и социология религии.

Достаточно часто, исходя из словообразования понятия «теология» (от греч. Бог и слово - учение о Боге), считают, что предмет теологии абсолютно ясен и не требует комментариев, однако всё не так просто. Определить предмет теологии как Бог не совсем верно, так как Бог непознаваем. Иногда говорят, что теология - учение о проявлениях Божественных энергий. Согласно Фоме Аквинату, теология -наука о Боге и всех вещах в их отношении к Богу, по Аристотелю теология - наука о высшем, существующем самостоятельно и неподвижном, сущем. Сегодня предметом теологии считают Бога, но и веру Церковную. К. М. Антонов пишет, что теология изучает веру Церкви «в ее систематическом, практическом и историческом аспектах» [Антонов 2012, с. 76]. Таким образом, теология имеет конкретный, вполне земной, предмет изучения.

Хотя К. М. Антонов считает, что лишь небольшая часть трудов христианских богословов XX века на сегодня может быть признана научной, он говорит о том, что богословие является «сложной многоуровневой системой познавательных практики дисциплин, различные элементы которой имеют различное отношение к современной гуманитарной науке и ее стандартам» [там же, с. 75] (речь идет о формальных признаках, которые позволяют признать какую-либо дисциплину научной специальностью и включить ее в номенклатуру ВАК). При этом нельзя забывать, что критерии, по которым какую-то дисциплину можно признать научной или не признать, разработаны учеными и являются условностью, которая может меняться со временем.

Антонов различает два уровня теологии:

1) теологию как вероучение конкретной церковной общины (на этом уровне к теологии не применяются научные требования);

2) совокупность образовательных структур и научных исследований.

И если для первой «характерно специфическое сочетание рефлексии и исповедания: мышления в пространстве Церкви уясняющего положение человека в отношении к Богу и миру, и проясняющего возвещения истин церковной веры, указывающих человеку путь ко спасению во Христе», то вторая четко и точно с помощью «определенного набора процедур» [Антонов 2012, с. 76] решает конкретные научные проблемы.

Теологию упрекают в догматизме, в том, что вся теологическая мысль подчинена церковной доктрине, однако это не совсем справедливое утверждение. Как и у любой науки, у теологии есть аксиомы, на которые она опирается, однако догматы и канон являются не аксиомами, а предметом изучения.

Таким образом, религиоведение изучает реальную религиозную деятельность, реальные проявления религиозности. Теология же изучает норму, а не конкретные проявления церковной жизни. Религиоведение рассматривает объекты изучения с точки зрения их места в развитии религиозной традиции и истории религии, теология же соотносит объект и его проявления с нормой церковного сознания, с ролью объекта в церковной жизни. Теология изучает веру Церкви изнутри, религиоведение же изучает роль Церкви и ее учения в жизни общества. При этом религиоведение и теология пересекаются в областях своих исследований: библеистика, патрология, история Церкви входят в область интересов как теологии, так и религиоведения, т. е. частично совпадают объекты изучения данных наук.

Теологии часто ставят в упрек отсутствие собственной методологии. Теология, действительно, активно пользуется методологическим инструментарием других наук: прежде всего философии, истории, лингвистики, социологии и др. Однако это общая ситуация для гуманитарных наук.

На пути всеобщего признания теологии как науки стоит вопрос о ее конфессиональной принадлежности, что, по мнению многих, противоречит идее светского государства, а также объективности научного знания. Однако во многих областях теологического знания не предполагается конфессиональная принадлежность, - например, библеистика, патрология, история Церкви. Исследования в данных

областях ведутся учеными разных конфессий, а также учеными без какой-либо конфессиональной принадлежности. Также можно провести аналогию с философией. Здесь тоже есть философия Платона, Аристотеля, Декарта, Канта и т. п. Можно быть приверженцем какой-либо одной философии, нельзя быть платоником и марксистом одновременно.

Мы разделяем мнение М. О. Орлова, Д. Н. Плохова, К. Ю. Петровой, которые приходят к выводу, что «теология вполне может функционировать в варианте строгой научной дисциплины, и именно в таком виде она может полноценно войти в систему гуманитарного знания» [Орлов, Плохов, Петрова 2019].

Заключение

Опираясь на предмет изучения теологии как науки, мы предлагаем разделить теологический и религиозный типы дискурса, выделить теологический вид дискурса как самостоятельный тип дискурса, который относится к дискурсу научному, однако обладает своим терминологическим аппаратом, стратегиями, кругом участников, жанрами. И если религиозный дискурс включает в себя область веры и обряда, то дискурс теологический охватывает вероучение и апологетику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFRENCES

Анисимова Е. Е. Религиозный дискурс: функциональный и антропологический аспекты: монография. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019. [Anisimova, E. E. (2019). Religioznyj diskurs: funkcional'nyj i antropologicheskij aspekty (Religious discourse: functional and antopological aspekts). Moscow. FGBOU VO MGLU. (In Russ.]. Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии, 2012. Вып. 6. [Antonov, K. M. (2012). Teology as a scientific specialty. Philosophical issues, 6. (In Russ.)]. URL: http://vphil.ru/in-dex.php?id=555&option=com_content&task=view (дата обращения: 07.04.2021).

Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: на материале православного вероучения: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2007. [Bobyreva, E. V. (2007). Religioznyj diskurs: cennosti, zhanry, strategii: na materiale pravoslavnogo veroucheniya (Religious discourse: Values, genres, strategies: bases on the Orthodox Faith): abstract of Senior Doctorate in Philology. (In Russ.)].

Булавина С. В. Русские устойчивые словосочетания, содержащие церковно-религиозную лексику: дис. ...канд. филол. наук. Воронеж, 2003. [Bulavina, S. B. (2003). Russkie ustojchivye slovosochetaniya, soderzhashchie cerkovno-religioznuyu leksiku (Russian stable phrases containing church-religious vocabulary): PhD in Philology. Voronezh. (In Russ.)].

Гадомский А. К. О лакунах в системе лингвистической науки: проблема взаимодействия языка и религии // Культура народов Причерноморья. 2004. Т. 1, Вып. 49. С. 164-167. [Gadomskiy, A. K. (2004). O lakunah v sisteme lingvisticheskoj nauki: problema vzaimodejstviya yazyka i religii (On lacunae in the system of linguistic science: the problem of interaction between language and religion. Culture of the peoples of the Black Sea region), 49, 164-167. (In Russ.)].

Демина Н. А. К вопросу о специфике теологического дискурса // Эпоха науки Вып. 23. 2020. С. 158-162. [Demina, N. A. (2020). On the issue of the specifics of theological discourse. Age of Science, 23, 158-162. (In Russ.)].

прот. Николай Емельянов. Богословие в системе научного знания (по материалам дискуссии о высшем духовном образовании в 1905-1906 гг.) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2(45). С.7-19. [archpriest Nikolaj Emelyanov. (2012). Bogoslovie v sisteme nauchnogo znaniya (po materialam diskussii o vysshem duhovnom obrazovanii v 1905-1906 gg. (Theology in the system of scientific knowledge (based on the materials of the discussion on higher spiritual education in 1905-1906). Vestnik of St. Tikhon Orthodox Humanitarian University, 2(45), 7-19. (In Russ.)].

КарасикВ. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. [Karasik V. I. (2004). Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs (Language circle: personality, concepts, discourse). Moscow: Gnozis. (In Russ.)].

Ларше Ж.-К. Что такое богословие? // Вестник ПСТГУ I : Богословие. Философия. 2012. Вып. 3(41). С. 117-131. [J. C. Larchet. (2012). What is Theology? Vestnik of St. Tikhon Orthodox Humanitarian University, Theology. Philosophy, 3(41), 117-131. (In Russ.)].

Орлов М. О., Плохов Д. Н., Петрова К. Ю. Теология в системе гуманитарных наук: особенности предмета и методологии. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Санкт-Петербург, Т. 20. No 4. 2019. С. 313-323. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teologiya-v-sisteme-gumanitarnyh-nauk-osobennosti-predmeta-i-metodologii (дата обращения: 07.04.2021). [Orlov, M. O., Plohov, D. N., Petrova, K. Y. (2019). Teologiya v sisteme gumanitarnyh nauk: osobennosti predmeta i metodologii (Theology in the system of humanities: characteristics of the subject and methodology). Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities. St. Peterburg. (In Russ.)].

Открытое письмо десяти академиков РАН Президенту Российской Федерации В. В. Путину // Наука в Сибири. 2007. Вып. 28-29 (2613-2614). URL: Наука в Сибири (nsc.ru) (дата обращения: 07.04.2021). [Open letter of ten academicians of the Russian Academy of Sciences to the President of the Russian Federation V V Putin. (2007). Science in Siberien, 28-29 (26132614). (In Russ.)].

Прохватилова О. А., Стрельникова Е. С. Стилистика русского языка. Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2006. [Prohvatilova, O. A., Strel'nikova, E. S. (2006). Stilistika russkogo yazyka (Stylistics of the Russian language). Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House. (In Russ.)].

Романченко Ю. В. Лингвопракматический аспект немецкоязычного теологического дискурса: автореф. ... канд. филол. наук. М., 2008. [Roman-chenko, Yu. V (2008). Lingvoprakmaticheskij aspekt nemeckoyazychnogo teologicheskogo diskursa (Linguopractical aspect of German-language theological discourse): abstract of PhD in Philology. Moscow. (In Russ.)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.