Научная статья на тему 'Возможности использования регионального математического портала в преподавании математики'

Возможности использования регионального математического портала в преподавании математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ / MATHEMATICAL EDUCATION / TASKS OF MODERN HIGH SCHOOL / INFORMATION ENVIRONMENT / REGIONAL MATHEMATICAL PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавров Петр Николаевич

Автором доказывается целесообразность применения регионального математического портала в процессе преподавания математики. Приводятся результаты эксперимента, осуществленного на базе нескольких муниципальных бюджетных образовательных учреждений — средних и основных общеобразовательных школ Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of the Use of the Regional Mathematical Portal in Teaching Mathematics

The article is concerned with the change of principles of teaching mathematics. The author discusses the applicability of the regional mathematical portal in teaching mathematics. Results of the experiment performed on the basis of several municipal budgetary academic institutions including secondary schools in Nizhny Novgorod region are presented.

Текст научной работы на тему «Возможности использования регионального математического портала в преподавании математики»

№ 1, 2012

УДК 37.016:51

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПОРТАЛА В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

П. Н. Лавров (Газопроводская средняя общеобразовательная школа,

Нижегородская область)

Автором доказывается целесообразность применения регионального математического портала в процессе преподавания математики. Приводятся результаты эксперимента, осуществленного на базе нескольких муниципальных бюджетных образовательных учреждений — средних и основных общеобразовательных школ Нижегородской области.

Ключевые слова: математическое образование; задачи современной школы; информационная среда; региональный математический портал.

В недалеком прошлом нашей страны (вплоть до 70-х гг. XX в.) обучение математике в школе характеризовалось реализацией принципа: иметь немного понятий, но уметь выявлять между ними как можно более глубокие связи. Это достигалось в основном за счет решения большого числа задач возрастающей сложности. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, однообразие в учебно-воспитательной работе составляли основные черты авторитарно-императивной педагогики того времени. Противовесом ей в условиях перестройки общественно-политической жизни стала педагогика сотрудничества. Последние десятилетия XX — начало XXI в. ознаменованы инвертированием принципа: иметь много понятий и выявлять неглубокие связи между ними. Это обстоятельство привело к тому, что можно назвать рецептурным обучением математике, часто бездоказательным. Переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей обнажил противоречия в учебном процессе: между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

До сих пор остро стоит вопрос о соотношении фундаментальных и техноло-

гических компонентов содержания образования в области математики. Содержание учебного предмета «математика» меняется со временем в связи с расширением целей образования, появления новых требований к школьной подготовке, изменением стандартов образования [1]. Большие возможности для быстрой адаптации учебного процесса к изменениям содержания преподаваемого предмета и устранения перечисленных выше противоречий предоставляют современные информационные ресурсы. Они позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания. Электронные образовательные ресурсы являются одной из самых ценных составляющих образовательной информационной среды, поскольку именно в них концентрируется содержание учебного процесса.

Используя традиционные формы обучения, учитель сталкивается с малой эффективностью работы школьников. Он может изменить это положение с помощью организации самостоятельной работы учащихся в информационной среде. В сравнении с традиционными методами возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно ориентированный подход к обучению, способствуют повышению познавательной активности [3].

Электронные информационные ресурсы, содержащие знания рассматрива-

© Лавров П. Н., 2012

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

емой предметной области, направлены на обеспечение потребностей разных учебных групп в прикладных математических знаниях. Наиболее полное отражение содержания предметной области представляет собой цифровое пространство предметных знаний, используемое с целью консультирования, обучения и управления. Современной формой организации многофункциональной информационной среды является образовательный портал, интегрирующий решение задач анализа и передачи знаний с целью их практического использования. В предметной области «Математика» это может быть региональный математический портал (РМП). Функциональные возможности портала определяются применением существующих и развитием новых логических и семантических технологий представления и использования знаний.

Региональный математический портал — это система сбора информации, система формализации математических знаний, опирающаяся на весь накопленный педагогический потенциал образовательных организаций, расположенных в одном из субъектов государства, на коллективный интеллект задействованных в процессе обучения людей, на вычислительные приложения, а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения. В Нижегородской области с участием автора в 2008/09 учебном году был реализован проект «Региональный математический портал» на базе нескольких образовательных учреждений, в рамках которого были созданы модели для различных типов учеников — «сильного», «хорошего», «среднего» и «слабого». Эти модели решают задачу оптимальной дозировки подачи знаний для усвоения учеником в зависимости от его уровня знаний, умений и навыков в данной предметной области.

Региональный математический портал помогает современной школе решать следующие задачи:

1) предоставления обучаемому всей необходимой информации, накопленной в

портале, в соответствии с принятой технологией обучения и выбранной им последовательностью получения учебной информации;

2) автоматизации и оптимизации учебного процесса;

3) подключения обучаемого в случае необходимости получения им дополнительной информации к тьютерам (специалистам), базам данных портала и внешним источникам знаний;

4) удаленного доступа к тренировоч-но-тестирующим, анкетирующим и контролирующим работам;

5) организации совместной и самостоятельной работы обучаемых;

6) передачи знаний и опыта между организациями и педагогическим составом школ нескольких административных округов.

Ранее решение перечисленных задач требовало специального клиентского программного обеспечения и осуществлялось в пределах локальной сети образовательной организации. РМП имеет свой интерфейс и обеспечивает пользователям единый безопасный персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам, тьютерам, виртуальным лабораториям, тренажерам в любое время суток и независимо от их территориального расположения.

Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование познавательной деятельности учащихся. При помощи РМП преподаватель может активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им. Другими словами, он может: разнообразить методы обучения за счет широкого внедрения элементов самостоятельной работы учащихся на уроке; совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков школьников; осуществлять индивидуальный подход. Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. В курсе математики много таких упражнений, которые направлены на закрепление первичных навыков и требуют монотонного повторения пройденного материала. Процесс обучения должен быть не «повторением пройденного»,

111!111Й1И1!Ш № 1,

а решением исследовательской проблемы, реализацией собственного проекта с освоением всех необходимых знаний из всех необходимых дисциплин.

На протяжении 2008—2011 гг. нами на базе четырех муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области: Ильинской ООШ (с. Ильин-ское), Лицея № 1 г. Лукоянов, Газопро-водской СОШ с. Починки и Наруксов-ской СОШ (с. Наруксово) — проводился педагогический эксперимент с целью повышения уровня математического образования. В нем приняли участие 582 учащихся 8—11 классов и 13 учителей. В ходе эксперимента были обнаружены основные причины недостаточного уровня усвоения математического материала, которые заключались в непонимании терминов и процессов; несинхронности восприятия учебного материала; ограниченности объема усвоения новых понятий за определенный промежуток времени; неумелом использовании дидактических приемов и форм самостоятельной, индивидуальной, групповой и коллективной работы учащихся.

Использование регионального математического портала позволило повысить качество преподавания математики. Этот вывод основан на результатах входных, текущих и итоговых контролирующих работ учащихся за время проведения эксперимента. Были выявлены положительные тенденции в усвоении школьного курса математики. Информационная компетентность учащихся и умение применять полученные математические знания при решении различных задач значительно возросли. Повысился уровень их познавательной активности, мотивации, самостоятельной деятельности при изучении математики. У многих школьников наблюдалось развитие пространственного воображения за счет возможности динамического деформирования образов. Использование регионального математического портала изменило к лучшему межличностные отношения между учениками, а также между учителями и учащимися.

Математическое образование — один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития государства. Не случайно годы расцвета отечественной математической школы стали годами космического приоритета нашей страны. Именно тогда была построена система математического образования, достижения которой признаны во всем мире. На сегодняшний день преподавание математики у нас пока еще находится на высоком уровне. Компьютерные технологии нашли применение практически во всех сферах учебного процесса, в том числе в преподвании математики. Однако следует помнить, что их, как и любой другой предмет, который нас окружает, можно использовать как во благо, так и во вред. Несмотря на огромную положительную роль, которую могут сыграть информационные образовательные технологии, их стихийное, не оправданное потребностями учебного процесса использование вкупе с недостаточной компетенцией учителей несет в себе опасность негативного влияния на процесс и результат деятельности учащихся в дидактическом, развивающем и здоровьесберегающем аспектах. Информатизация образования, бесспорно, является ключевым направлением реализации современной образовательной парадигмы. Однако только взвешенное и продуманное привлечение коммуникативных, мультимедийных и других средств, предоставляемых информационными технологиями, превращает информационную образовательную среду в эффективное средство обучения [2].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики / Ю. М. Колягин [и др.] — Москва : Просвещение, 1997. — 480 с.

2. Моисеев, В. Б. Элементы информационнообразовательной среды высшего учебного заведения / В. Б. Моисеев. — Ульяновск : УлГТУ, 2002. — 153 с.

3. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — Москва : Педагогика, 1990. — 162 с.

Поступила 12.10.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.