Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы сельского школьника на уроках математики с использованием регионального математического портала'

Организация самостоятельной работы сельского школьника на уроках математики с использованием регионального математического портала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / RURAL SCHOOL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / REGIONAL MATHEMATICS PORTAL / SELF STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавров П. Н.

В статье доказывается потребность взаимосвязи среды и образовательного процесса исследуемые в трудах зарубежных и отечественных педагогов, возможность использования образовательных сред, регионального математического портала, для большей дифференциации процесса преподавания математики при организации самостоятельной деятельности учащихся сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF RURAL PUPILS IN MATHEMATICS LESSONS WITH REGIONALS MATHEMATICAL PORTAL

The paper proves the need for protection and the relationship of the educational process studied in works of foreign and domestic didactic teachers, and the use of educational media, regional mathematical portal for greater differentiation in the teaching of mathematics in the organization of independent work of students in rural schools

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы сельского школьника на уроках математики с использованием регионального математического портала»

Bibliography

1. Chaloyan, V.K Preemstvennostj v philosophia antique et medieval societas. - M., 1968.

2. Baller, Eh.A. Preemstvennostj v razvitii kuljturih. - M., 1969.

3. Godnik, S.M Processus preemstvennostj superius et average scholis. - V., 1981.

4. Preemstvennostj // Magna Soviet encyclopedia. - M., 1975.

5. Preemstvennostj in praesent // Russian paedagogica encyclopedia. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 510 (075,5)

Lavrov P.N. ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF RURAL PUPILS IN MATHEMATICS LESSONS WITH REGIONALS MATHEMATICAL PORTAL. The paper proves the need for protection and the relationship of the educational process studied in works of foreign and domestic didactic teachers, and the use of educational media, regional mathematical portal for greater differentiation in the teaching of mathematics in the organization of independent work of students in rural schools.

Key words: rural school, educational environment, regional mathematics portal, self study.

П.Н. Лавров, аспирант МГУ им. А.П. Огарёва, учитель математики МБОУ Газопроводская СОШ», с. Починки, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПОРТАЛА

В статье доказывается потребность взаимосвязи среды и образовательного процесса исследуемые в трудах зарубежных и отечественных педагогов, возможность использования образовательных сред, регионального математического портала, для большей дифференциации процесса преподавания математики при организации самостоятельной деятельности учащихся сельских школ.

Ключевые слова: сельская школа, образовательная среда, региональный математический портал, самостоятельная работа.

Современная сельская школа является важной и особой образовательной средой. Одним из важных факторов привлекающих внимание общества к сельской школе является необходимость сохранения единого образовательного пространства. Ребята из сельских школ сталкиваются с целым рядом проблем: низкая доступность качественного образования, малой эффективностью самостоятельной работы, обеспечение школьников дополнительными методическими материалами. Не менее значима и другая проблема: во многих деревнях и селах отсутствуют школы, и ребятам приходится ежедневно добираться до ближайшего учебного заведения. Эта особенность негативно сказывается на организации и качестве реализации самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа должна преследовать следующие цели:

1) формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;

2) развитие мышления;

3) поддерживание интереса к деятельности учащихся;

4) развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;

5) регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

На различных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей: на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены на понимание смысла и структуры изучаемых понятий и теорем; на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены, прежде всего, на отработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они направлены уже на отработку быстроты выполняемых действий. Успех любой самостоятельной работы во многом зависит от того, как учитель умеет правильно организовать деятельность учащихся. Проблема совершенствования методов, приемов, способов, организации самостоятельной работы при обучении математике в школе является одной из ведущих тем педагогических исследований. Выбор того или иного метода определяется

рядом факторов: целью урока и его содержанием, составом класса, выработанными у учащихся навыками самостоятельной работы и др. Именно в связи с этим нельзя утверждать, что тот или иной метод самый лучший. Можно говорить, что в данных конкретных условиях работы он наиболее целесообразен.

При оценке выбора того или иного метода в каждом конкретном случае основным критерием является его эффективность в достижении цели обучения - насколько он способствует приобретению учащимися прочных знаний, целям развивающего и воспитывающего обучения. Особую значимость проблемы совершенствования методов организации самостоятельной работы при обучении математике в школе приобрела в связи с совершенствованием математического образования и развитием информационных среды обучения. Исследования в области педагогики свидетельствует о том, что среда признаётся одним из ведущих факторов развития личности. В историческом аспекте представление о значимости средо-вых факторов для развития личности претерпело изменения: от приоритета средовой детерминации развития индивида (1819-й века), в соответствии с которой «мы лишь то, что делают из нас окружающие предметы» (К. Гельвеций), до господства концепции воспитания как «управляемого развития», в котором якобы сведены до минимума все случайные факторы (21-й век) [1]. Воздействие среды на развитие человека рассматривалось как в трудах классиков зарубежной педагогики - К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Р Оуэна, Ж.Ж. Руссо и др., так и в работах отечественных педагогов и общественных деятелей П.Ф. Каптерева, О.Б. Крупениной, Л.Н. Толстого,

B.П. Шульгина и другие. Большое внимание к разработке вопросов взаимосвязи среды и образовательного процесса уделялось в советской педагогике Н.Н. Иорданским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, С.С. Моложавым, А.П. Пинкевичем,

C.Т. Шацким, и другие, а также в более поздних работах Е.А. Аркина, Г.С. Костюка, О.П. Околелова.

Используя традиционные формы обучения, учитель сталкивается с малой эффективностью самостоятельной работы школьников, но существует возможностью изменить это положение с помощью организации самостоятельной работы

учащихся в информационной среде. Применение новых информационных технологий в преподавании математики предполагает обеспечение сельских школьников методическими и учебными материалами нового типа - компьютерными учебниками и компьютеризированными задачниками, применение новых форм контроля и представления знаний, дистанционных систем обучения и воспитания. Обмен и передача знаний в рамках одной сельской школы обычно принимают форму создания баз знаний, обеспечивающих накопление и повторное использование знаний. Передача знаний и опыта между организациями нескольких административных округов формирует математический региональный портал, для ориентации в котором создаются соответствующие инструменты. Для образовательного учреждения эта проблема является особенно актуальной. Ведь смысл обучения заключается в максимально эффективной передаче знаний от преподавателей ученикам. Однако на достаточное общение между ними в стенах учебного заведения зачастую не хватает времени, да и территориальное расположение в некоторых случаях является отрицательным фактором. В таком случае на помощь приходит концепция управления знаниями, которая подразумевает создание общего виртуального пространства для управления знаниями.

Региональный математический портал - это система сбора информации, система формализации знаний, опирающаяся на весь накопленный потенциал знаний образовательных организаций, на коллективный интеллект задействованных в процессе обучения людей, на вычислительные приложения, а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения. Региональный математический портал помогает современной сельской школе решать следующие задачи:

1) предоставление обучаемому всей необходимой информации накопленной в портале в соответствии с принятой технологией обучения и выбранной им последовательности получения учебной информации;

2) подключение обучаемого, в случае необходимости получения дополнительной информации, к специалистам, базам знаний портала и внешним источникам знаний;

3) удаленный доступ к тестирующим, анкетирующим и контролирующим работам;

4) организация совместной и самостоятельной работы обучаемых.

Причем, если ранее решение этих задач требовало специального клиентского программного обеспечения и обеспечивалось в пределах локальной сети образовательной организации, то региональный математический портал имеет свой интерфейс и обеспечивает пользователям единый безопасный персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам, специалистам, приложениям в любое время суток и независимо от их территориального расположения.

Следовательно, учебный процесс можно значительно улучшить, если использовать на уроках математики наряду с традиционными средствами обучения и новые информационные технологии, что позволит дифференцировать процесс обучения, о чем не раз отмечалось М.И. Моро, Г.Ф. Суворовой, A.M. Пышкало, М.И Зайкиным и другими специалистами. «Суть дифференцированного подхода не в облегчении содер-

Библиографический список

жания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания» [2].

Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При помощи регионального математического портала преподаватель может активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им. Другими словами, он может: разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке; совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся; осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. В курсе математики много упражнений направленных на закрепление первичных навыков требуют монотонного повторения пройденного материала. Процесс обучения должен быть не «повторением пройденного», а решением исследовательской проблемы, реализацией собственного проекта с освоением всех необходимых знаний из всех необходимых дисциплин [3]. Множество программ обучения нацелены на механическое запоминание или поверхностное изучение, но такой метод не приведет к желаемым результатам. Между возможностью получить информацию и возможностью применить полученную информацию в реальной жизни и работе - пропасть размером в целый мир. Комплексные знания и возможность применять их в реальной жизни - вот цель обучения. Для повышения интереса при повторении материала целесообразно применять методику свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. В сравнении с традиционными методами, возможности компьютера как средства познавательно - исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно - ориентированный подход к обучению, способствуют повышению познавательной активности [4].

Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Необходимость разработки новых подходов к обучению диктуется неудовлетворенностью общества качеством образования. Гуманизация образования и современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Большие возможности для этого предоставляют современные информационные порталы. Они позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания. Залогом успеха решения задачи большей дифференциации процесса преподавания математики при организации самостоятельной деятельности учащихся сельских школ является радикальное переоснащение всего учебного процесса на базе новейших информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий. Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.

1. Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании. - Волгоград, 2002.

2. Суворова, Г.Ф. Приемы индивидуализации домашних заданий учащихся. // Начальная школа. - 1987. - № 6.

3. ^д^^стый, П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996.

4. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

Bibliography

1. Danil'chuk E.V. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. -Volgograd: Peremena, 2002.

2. Suvorova G.F. Priemy individualizacii domashnih zadanii uchashihsya. Nachal'naya shkola, 1987, № 6.

3. Pudkasustyi P.I., Haidarov Zh.S. Tehnologiya igry v obuchenii i razvitii. - M., 1996.

4. Unt Ishe. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya. - M.: Pedagogika, 1990.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.