Научная статья на тему 'Возможности использования немецкого опыта НКО в российском школьном образовании'

Возможности использования немецкого опыта НКО в российском школьном образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-PROFI T ORGANIZATIONS / МОЛОДЕЖНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / YOUTH INITIATIVES / ШКОЛА / SCHOOL / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шашкова С. Н., Кондратенко Н. А., Гоголева Е. Н.

В статье проанализирована деятельность некоммерческих организаций (НКО) и показана их социальная значимость для развития молодежных инициатив. Немецкий опыт НКО является одним из способов включения молодого человека в активную общественную деятельность, что способствует укреплению социальных связей между молодежью и обществом. Использование немецкого опыта НКО положительно скажется на развитии молодежных объединений по интересам в образовательных учреждениях РФ. Включение школьников в деятельность НКО будет способствовать не только их успешной социализации, но и формированию системы гражданского общества в России, а также повышению легитимности государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шашкова С. Н., Кондратенко Н. А., Гоголева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования немецкого опыта НКО в российском школьном образовании»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.012 YAK 316.346.32-053.6 ББК 60.542.15

C.H. ШАШКОВА, H.A. КОНДРАТЕНКО, E.H. ГОГОЛЕВА

S.N. SHASHKOVA, N.A. KONDRATENKO, E.N. GOGOLEVA

B03M0XH0CTM MCn0Ab30BAHMfl

HEMEUKOrO 0nbITA HEK0MMEPHECKMX 0PrAHM3AUMM B P0CCMMCK0M 0K0AbH0M 0GPA30BAHMM

THE POSSIBILITIES OF USING THE GERMAN EXPERIENCE OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIAN SCHOOL EDUCATION

В статье проанализирована деятельность некоммерческих организаций (НКО) и показана их социальная значимость для развития молодежных инициатив. Немецкий опыт НКО является одним из способов включения молодого человека в активную общественную деятельность, что способствует укреплению социальных связей между молодежью и обществом. Использование немецкого опыта НКО положительно скажется на развитии молодежных объединений по интересам в образовательных учреждениях РФ. Включение школьников в деятельность НКО будет способствовать не только их успешной социализации, но и формированию системы гражданского общества в России, а также повышению легитимности государственной власти.

In the article the activity of non-profits organizations is analyzed and their importance for development of youth initiatives is shown. The German experience of non-profit organizations is one of the ways of including a young man in social sphere which helps to strengthen social ties between youth and society. The use of the German experience of non-profit organizations will positively influence on the development of youth interest groups in Russian school education. The inclusion of schoolchildren in the activities of non-profit organizations will contribute not only to their successful socialization, but also to form a system of civil society in Russia and also to increase the legitimacy of state power.

Ключевые слова: некоммерческие организации, молодежные инициативы, школа, гражданское общество, молодежь.

Key words: non-profit organizations, youth initiatives, school, civil society, youth.

Введение. В настоящее время социальная действительность в России характеризуется совокупностью социально-политических, экономических, социально-культурных проблем, обусловленных пережитками советской политической системы и административно-командной формой хозяйствования, а также незаконченностью и несвоевременностью современных реформ, которые увеличивают степень энтропии в управлении общественно значимыми процессами и явлениями. Все это в совокупности оказывает влияние на социальное самочувствие россиян, которое можно охарактеризовать как неудовлетворительное у подавляющей части россиян, в том числе и учащейся молодежи.

В нашем исследовании будет актуальным рассматривать, прежде всего, социальное самочувствие молодых людей, которые обучаются в средних школах, т.к. школа является базовым институтом социализации, определяющим дальнейшее будущее молодых россиян. На всем протяжении обучения школа способствует формированию отношений между одноклассниками, взрослыми и детьми, учителем и учеником, а также организует и реализует учебные и внеучебные интересы своих воспитанников. В процессе школьного обучения происходит становление личности человека, формируются представления об общественных ценностях.

Школа, являясь важнейшим социальным институтом, наряду с семьей, формирует самостоятельность. Самостоятельность, понимаемая нами

не только как ответственность за свои поступки и действия, но и как инициативность в оформлении и «продвижении» коллективных интересов молодежи, т.е. создание самими молодыми людьми неких организаций, которые реализуют их интересы, или попросту объединений по интересам. Эти объединения могут касаться как сугубо эгоистических интересов (любимая музыка, личные спортивные достижения, хорошая учеба и т.д.), так и альтруистических (охрана окружающей среды, защита бездомных животных и т.д.). В подобной ситуации задачей школьного руководства является не только поощрение подобных инициатив, но и направление их на решение различных вопросов как локального уровня (проведение различных школьных праздников и мероприятий и т.д.), так и проблем, имеющих общегородское значение.

Однако в реальности существуют множество причин, которые мешают молодому поколению оформлять свои интересы. Это связано с недостаточным развитием в российском обществе на всех социальных уровнях, с одной стороны общегражданской идентичности, а с другой - солидарности между различными социальными группами. Сегодня в российском обществе сформировались две модели гражданских идентичностей в молодежной среде в зависимости от условий жизни: «модель стабильности», отражающая процесс неопределенных идентификаций, и «модель риска» с доминирующей тенденцией деформации правового и патриотического сознания [5, с. 147]. При этом большинство молодых людей не обладают достаточным уровнем знаний об основных государственных и гражданских институтах, часто демонстрируют низкую степень заинтересованности в политико-правовой области, круг их интересов ограничивается лишь сферой быта и развлечений. Следует сказать, что в общем такая обстановка сложилась на всей территории страны. Не вызывает сомнений тот факт, что сложившееся положение требует корректировки. Возможно, было бы целесообразным обратиться к опыту социальных организаций в Германии для решения этой проблемы, поскольку данная страна демонстрирует использование разнообразного опыта молодежных инициатив для решения целого комплекса социальных проблем.

Цель статьи состоит в изучении опыта организации некоммерческих организаций (далее НКО) в ФРГ с точки зрения возможности его применения для решения актуальных проблем молодежных сообществ в современной российской школе.

Методология. В основе исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся на анализе проблем функционирования НКО и его роли в развитии молодежных инициатив. Авторами использовались институциональный и структурно-функциональные подходы, согласно которым НКО анализируется в качестве социального института, т.к. авторы пытались выяснить, насколько его функционирование в определенных рамках соответствует или не соответствует тем или иным современным потребностям общества; применялись также общенаучные методы анализа и обобщения; методы сравнительного и системного анализа. В качестве эмпирического метода исследования использовался вторичный анализ результатов социологического исследования.

Результаты и их обсуждение. Некоммерческие организации в Германии занимают область между рынком и государством и включают в себя совокупность союзов, обществ, корпораций и объединений. На сегодняшний день подобные организации являются важным актором во внутриполитической и внешнеполитической деятельности немецкого государства.

Деятельность НКО в Германии, состоящая из различных союзов и объединений, чрезвычайно разнообразна. Каждый четвертый немец является членом спортивного союза. Свыше двух миллионов человек считают себя членами певческих объединений. В союзах встречаются коллекционеры антиквариата и почтовых марок, собаководы и члены патриотических организаций, участники исторических объединений, мелкие садоводы и радиолюбители. Особое положение занимают союзы, представляющие материальные

интересы своих членов, поскольку они преследуют другие цели. Это, прежде всего, большие союзы наемных рабочих и работодателей, которые выражают профессиональные, экономические или социальные интересы своих членов.

Таким образом, НКО характеризуется широким полем союзов, обществ, корпораций и объединений. Основная цель функционирования данного сектора - это производство социальных благ (товаров и услуг), в том числе благотворительность. Данные организации сопровождают граждан Германии от самого рождения (немецкое общество гинекологии и акушерства) до смерти (союз немецких кладбищенских работников). Общественные объединения можно наблюдать повсюду: они предлагают, информируют, защищают, обещают, влияют, поддерживают, жалуются и приветствуют.

Немецкий социолог Гюнтер Бюшгес так характеризует данное понятие: «В организации или в тесном контакте с ней индивид проводит большую часть своей жизни - в качестве ее члена, клиента или покупателя. В организации он рождается, воспитывается, формируется, получает образование, опыт, перевоспитывается. Организация его обеспечивает, поддерживает, защищает и контролирует. В организации он получает профессию и выполняет свою работу, зарабатывает на жизнь и делает карьеру (или нет). В организации он узнает, что одинаково значимым являются сотрудничество и конфликт, статус и престиж, господство и зависимость, социальная и классовая принадлежность» [6, s. 5]. В рамках подобных организаций устанавливаются тесные коммуникативные связи между людьми, которые разделяют схожие увлечения и интересы. В результате, следуя терминологии немецкого социолога Ф. Тенниса, образуется «Гемайншафт» (община, сообщество) - сложное образование, характеризующееся такими признаками, как наличие определенной социальной структуры, формирование чувства принадлежности к общине (сообществу) или «духа общины» (сообщества), жизнедеятельность, осуществляемая в рамках одной географической местности [8].

К общенациональным организациям некоммерческого сектора Германии относятся шесть больших объединений, которые состоят из множества входящих в них организаций, выполняющих конкретную социальную работу на территории всей страны. Это католическое объединение «Каритас», «Ди-акония евангелистской церкви», Организация помощи рабочим, «Красный крест», благотворительное объединение «Паритет» и Центр социальной помощи евреям. Различия между ними определяются, прежде всего, идеологией, т.к. формирование этих организаций происходило в различных социокультурных условиях. Эти организации стремятся донести до общества свои идеи и ценности, помимо этого оказывая конкретные социальные услуги.

Таким образом, НКО - организационная инфраструктура гражданского общества, являющаяся важной отраслью немецкой экономики. Один лишь неоплачиваемый труд в организациях по затраченному на него времени соответствует полной занятости более миллиона человек. Последние исследования свидетельствуют о том, что каждый третий гражданин Германии (34%) старше 14 лет в той или иной форме трудится на общественных началах, затрачивая на это в среднем по 5 часов в неделю, в основном в организациях «третьего сектора» (80%) [7]. В качестве движущей силы подобной деятельности на общественных началах является чувство солидарности, которое выступает важным условием существования гражданского общества. Некоммерческую деятельность можно рассматривать как один из способов включения индивида в общественно полезный труд, что способствует развитию и укреплению социальных связей, оптимизации процесса социализации и интеграции населения.

Отметим, что НКО активно привлекает к себе молодежь, поскольку это позволяет действенно решать молодежные проблемы, активизировать молодежную активность в общественных, государственных вопросах, а также в самоуправленческой деятельности на основе сложившейся национальной культуры, а передача части функций общественному сектору позволяет раз-

грузить государственные структуры и развивать «демократию участия». Расширяя круг участников, организации некоммерческого сектора увеличивают свои информационные и энергетические ресурсы: каждый из участников привносит свою, только ему доступную информацию и свой социальный ресурс (знание, квалификацию, усердие). Именно поэтому решение социальных проблем становится гибкими и комплексными, снижается влияние бюрократизированных структур, расширяется сеть формальных и неформальных коммуникаций. Интересно рассмотреть опыт некоторых молодежных организаций для решения важных социальных проблем.

Германия - страна, в которой традиционно присутствует большое количество мигрантов. Поэтому одним из направлений молодежных инициатив выступает поддержка и объединение вновь прибывшей молодежи. Русскоязычная диаспора - одна из самых больших в Германии, поэтому во всех крупных городах существуют множество объединений и клубов для адаптации детей и молодежи, а также популяризации русского языка. Одна из самых авторитетных организаций на этом поприще - JunOst e.V. (Verband der russischsprachigen Jugend in Deutschland). JunOst стала организацией, которая не разделяет мигрантов на разные группы, а объединяет их через общие возможности, проблемы и ожидания. Недавно прибывшие в Германию молодые люди получают поддержку и советы от тех, кто живет в стране уже какое-то время. Посредством этого мигранты не только быстрее обустраиваются, но и преодолевают проблемы, связанные с социализацией в незнакомой стране, и получают возможность принимать участие в различных мероприятиях.

Сейчас JunOst имеет разветвленную структуру, представленную 25 молодежными клубами с около 15 000 участников. С 2003 года она входит в состав федерального объединения djo-Deutsche Jugends in Europa и участвует в проектах относительно миграции и социальной вовлеченности молодежи, выступает посредником в вопросах молодежного обмена. В рамках данной организации особое внимание уделяется культурной деятельности. Посредством организации театральных, танцевальных и музыкальных кружков, происходит формирование самоидентификации молодых людей в новом культурном пространстве.

Особый интерес представляют организации, занимающиеся внеучеб-ной деятельностью немецких школьников. Так, спортивный, культурный и интеграционный центр VIKA e.V - Sport-, Kultur- und Integrationszentrum -специализируется на развитии дополнительного образования детей, начиная с трехлетнего возраста, уделяет особое внимание развитию социальных и коммуникативных компетенций и талантов детей. Для молодежи и студентов центр предлагает межкультурные вечера и ежегодные международные студенческие фестивали [4].

В основе спортивного образования молодежи - физическое развитие молодых граждан, укрепление здоровья, а также развитие молодежного спорта. Число членов Немецкой спортивной молодежи составляет 9 миллионов человек. Иначе говоря, каждый третий молодой немец в возрасте до 27 лет состоит в одном из спортивных объединений (на уровне общины, района, города) и активно занимается спортом. Эффективность деятельности спортивных молодежных организаций следует признать высокой, поскольку молодежь Германии отличается хорошим здоровьем (доля имеющих хронические заболевания среди молодых немцев незначительна), а средняя продолжительность жизни в Германии - около 80 лет [7].

Особое внимание уделяется детям-инвалидам, детям из неполных и социально неблагополучных семей, сиротам, детям с девиантным поведением. На национальном уровне данным направлением работы с молодежью занимается Федеральное рабочее объединение «Молодежная строительная организация». Социальные работники, педагоги помогают им в приобретении профессии и трудоустройстве, а также дальнейшем профессиональном развитии [3, c. 32-34].

Государственные органы также заинтересованы в сотрудничестве с организациями «третьего сектора». Являясь исполнителями социальной работы, они освобождают государство от необходимости создавать собственные учреждения и предоставлять социальные услуги. Причем негосударственные организации имеют независимые источники дохода. Таким образом, государству выгоднее финансировать «общественно полезные» программы организаций, чем тратить огромные суммы на создание социальных служб. Также, находясь ближе к практике, к конкретным интересам населения, организации выполняют социальную работу качественно лучше, чем государственные учреждения.

Итак, НКО Германии является организационной инфраструктурой гражданского общества. Увеличение числа членов организаций «третьего сектора» свидетельствует о том, что он прочно вошел в жизнь общества. По мнению Х. Анхайера, некоммерческие организации во многих областях предоставляют косвенные свидетельства способности общества к самоорганизации и инновациям: новое преимущественно возникает там, где государство не проявляет должной активности [1, с. 23].

Развитие гражданского общества в России, и ее движение по пути демократии невозможно без развития сети некоммерческих организаций. Истинное демократическое представительство в управлении делами общества не может не быть функциональным, выражающим самые разные интересы каждой ассоциации граждан и личности отдельного человека. Каждый гражданин должен иметь целый ряд возможностей представлять свои интересы посредством участия в жизни ассоциации и общества в целом. В наибольшей степени для этого подходят НКО, которые обеспечивают рядовому гражданину постоянное участие в решении социальных проблем и предоставляют наилучшие возможности понимания им своего места в управлении общественными делами.

Формирование структур гражданского общества, а также оформление интересов граждан следует начинать со школьников, т.к. они более восприимчивы к инновациям и быстрее к ним адаптируются. За молодежью - будущее, через некоторое время современные подростки станут влиятельными людьми, которые на собственном опыте будут знать, как организационно оформлять свои интересы, ориентируя последующие поколения на такое поведение. Это во многом может способствовать развитию гражданского общества в России. К тому же школьная жизнь - это «микросоциум» с такими же проблемами, как и в реальной жизни. Включение школьной молодежи в решение важных социальных проблем - один из важнейших этапов социализации детей.

Однако историческое развитие сектора НКО в России протекает совершенно по-другому, в отличие от Германии. Можно констатировать, что в настоящее время этот сектор экономики России находится в состоянии стагнации. Это связано, прежде всего, со сращиванием подобных организаций с местными администрациями, имея при этом постоянную финансовую поддержку. Данная ситуация проявляется и в школьных учреждениях, где любые школьные инициативы «облачаются» в административную деятельность, т.е. осуществляются и контролируются со стороны органов школьного управления.

В этой связи развитие «третьего сектора» посредством стимулирования школьных инициатив предполагает формирование у детей системы определенных ориентаций, включающей в себя следующие компоненты:

1) познавательный - наличие знаний о правовой основе организации общества, общественно-политических событиях, представления о легитимных и нелегитимных способах воздействия на общественно-политическую жизнь и т.д.;

2) коннотативный - умение рефлексировать относительно полученных знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

3) аксиологический - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на собственную, принятие и уважение правовых основ государства и общества в целом;

4) поведенческий - желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям, ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Выводы. Таким образом, развитие «третьего сектора» непосредственно связано с формированием гражданской идентичности российских школьников. Развитие организаций по интересам в молодежной среде будет способствовать трансформации образа российского общества как внутри страны, так и за ее пределами. Только в таком случае у молодого поколения может сформироваться чувство социальной ответственности, а их индивидуальное и коллективное поведение обретает подлинно гражданский, социально-легитимный характер. К тому же это будет способствовать становлению таких интегративных качеств личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие когнитивную основу свободного жизненного выбора личности [2, с. 113].

Представляется, что все это не осуществимо без поддержки государства. Государственные органы всех уровней должны понять всю необходимость развития школьных инициатив как фактора развития гражданского общества в современной России. Однако сильное влияние государственного дискурса не должно сдерживать самоорганизационный потенциал школьников, и государственное и школьное администрирование не должно навязывать определенные формы активности во избежание отторжения подобной деятельности у детей. Только в этом случае можно добиться позитивных результатов.

Литература

1. Анхайер Х. Гражданское общество и «третий сектор» // Deutschland. 2000. № 5. С. 22-23.

2. Гоголева Е.Н. Особенности формирования гражданской идентичности современной российской молодежи // Инновационные технологии в формировании молодежного потенциала современного общества: материалы Все-рос. науч.-практ. конф., 21-22 окт. 2010 г.: в 2 ч. Ч. I. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. C. 112-114.

3. Русскоязычная Германия: молодежные и детские организации [Электронный ресурс]. URL: https://selfmadetrip.com/russkoyazyichnaya-germaniya-molodezhnyie-i-detskie-organizatsii/ (дата обращения: 13.04.2019).

4. Чамкаева Е.П. Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф., г. Пермь, январь 2013 г. Пермь: Меркурий, 2013. С. 32-36. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3231/ (дата обращения: 13.04.2019).

5. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 230 с. URL: http://znanium.com/catalog/ product/514998 (дата обращения: 16.04.2019).

6. Alemann von U. Was sind Verbände? // Informationen. 1996. № 4. P. 3-10.

7. Kondratenko N., Gogoleva E., Kudinova I., SHashkova S., Kudinova V. German social organisations work: implementations experience in Russian educational institutions (Web of science) 13th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, Spain, 11-13 March, 2019 (INTED-2019). URL: https://library.iated.org/view/K0NDRATENK02019GER.

8. Tönnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Leipzig: Creative Media Partners, LLC, 330 p.

References

1. Anheier H. Civil society and «third sector» [Deutschland]. 2000, N 5, S. 22-23.

2. Gogoleva E.N. Features of the formation of the civic identity of modern Russian youth, Innovatsionnyye tekhnologii v formirovanii molodezhnogo potentsiala sovremennogo obshchestva: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Ufa, 21-22 oktyabrya 2010 g.: v 2-kh chastyakh. Chast' I. [Innovative technologies in the formation of the youth potential of modern society: Materials of the All-Russian scientific-practical conference on October 21-22, 2010: in 2 parts. Part I]. Ufa: ISEI UC RAS, 2010. pp. 112-114 (in Russian).

3. Russian-speaking Germany: youth and children's organizations. Available at: https://selfmadetrip.com/russkoyazyichnaya-germaniya-molodezhnyie-i-detskLe-organizatsii/ (Accessed 13 April 2019).

4. Chamkaeva E.P Analysis of the activities of youth organizations in the context of the youth policy of the Federal Republic of Germany. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III Mezhdunar. nauch. konf., g. Perm', yanvar' 2013 g. [Problems and prospects of development of education: materials of the III International. scientific conf. (Perm, January 2013)]. Perm: Mercury, 2013. pp. 32-36. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3231/ (Accessed 13 April 2019).

5. Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Williams K. Molodezh' v obshchestve riska [Youth in the risk society]. Moscow: Yur.Norma, SIC INFRA-M, 2015. 230 p. Available at: http://znanium.com/catalog/product/514998 (Accessed 16 April 2019).

6. Alemann von U. Was sind Verbände? Informationen. 1996, N 4, S. 3-10.

7. Kondratenko N., Gogoleva E., Kudinova I., Shashkova S., Kudinova V German social organisations work: implementations experience in Russian educational institutions (Web of science) 13th International Technology, Education and Development Conference. Valencia, Spain - 11-13 March, 2019 (INTED2019). Available at: https://library.iated.org/view/K0NDRATENK02019GER.

8. Tönnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Leipzig: Creative Media Partners, LLC, 330 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.