Научная статья на тему 'Проблема институализации молодежных некоммерческих организаций'

Проблема институализации молодежных некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / YOUTH NON-PROFIT ORGANIZATIONS / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / POLITICAL ASSOCIATIONS / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И ИНСТИТУТЫ / POLITICAL STRUCTURES AND INSTITUTES / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Батоврин Вадим Алексеевич

Статья посвящена изучению проблем включения молодежных некоммерческих организаций в общественно-политические отношения, использования всех форм и механизмов их социально-политической активизации в целях обеспечения стабильного развития современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Батоврин Вадим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of youth non-profit organizations institutionalization

The article deals with the problem of youth non-profit organizations inclusion in the social and political relations, use of all the forms and mechanisms of their social and political activation in order to provide stable growth of the contemporary Russian society.

Текст научной работы на тему «Проблема институализации молодежных некоммерческих организаций»

В.А. Батоврин1 аспирант Северо-Осетинского государственного университета

Проблема институализации молодежных некоммерческих организаций

В современной политической науке существует несколько подходов к классификации молодежных некоммерческих организаций. Во-первых, это институциональный подход, в основе которого лежит разделение некоммерческих объединений по их организационно-правовой форме. Наиболее полно данный подход представлен в серии федеральных законов, таких как «Закон об общественных объединениях»2, «Закон о

о

некоммерческих организациях»3, «Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях»4.

Во-вторых, деятельностный подход, в рамках которого молодежные НКО классифицируются на основе анализа осуществляемой ими деятельности, ее предмета, средств и методов.

В-третьих, системный подход. В рамках данного подхода, молодежные НКО анализируются как специфические системы, активно взаимодействующие с внешней средой.

В-четвертых, кибернетический подход, на основе которого происходит разделение всех объединений с точки зрения взаимодействия управляющей и управляемый, организации процесса целеполагания и т.д.

1

Батоврин Вадим Алексеевич - Ialik1@mail.ru

2 Федеральный закон об общественных объединениях. Принят Государственной Думой 14 апреля 1995. http://www .^^>^^1/78600

3 Федеральный закон о некоммерческих организациях. Принят Государственной Думой 12 января 1996 И http://www.referent.rU/1/64903

4 Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Принят Государственной Думой 12 января 1996 // http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=64969

В настоящей статье попытаемся более подробно остановиться на предложенных подходах. Анализируя существующие в научной литературе классификации, выделим их сильные и слабые стороны.

В рамках институционального подхода основным критерием для классификации молодежных НКО служит организационно-правовая форма объединения, т.е. его формальная характеристика, зафиксированная в уставе объединения.

Рассматриваемый подход практически не дает информации исследователю, поскольку в явном виде не проводит различий между общественными объединениями и общественно-политическими объединениями, не учитывает характер деятельности последних, их ведущую функцию, социальный состав, формы и способы взаимодействия с политической системой и гражданским обществом. В тоже время он может оказаться полезным при анализе внутренней структуры объединений, поскольку позволяет различать объединения с фиксированным членством и объединения, не имеющие постоянного фиксированного членства.

Перейдем к рассмотрению деятельностного подхода, широко распространенного как в отечественной, так и в западной политической и социологической науке. В рамках данного подхода наиболее распространенной является классификация молодежных НКО по сферам их деятельности. Так, например немецкий ученый Ульрих фон Альман выделяет следующие виды объединений: объединения, действующие в экономической сфере, объединения, действующие в социальной сфере, объединения, действующие в сфере религии, науки и культуры, объединения, действующие в области досуга и отдыха, объединения,

л

действующие в сфере политики1.

1 Выборы и референдумы 1996-1997. Кострома, 1997. С.230.

Ряд отечественных ученых, используя данную классификацию, расширяют ее. Так, авторы книги «Неформальная Россия» к уже указанным видам объединений добавляют: объединения, действующие в сфере экологии; объединения, действующие в сфере национальных отношений; объединения правозащитной направленности1.

Представленная классификация имеет достаточно большой познавательный потенциал. В частности, она позволяет на основе статистических данных (по количеству действующих в той или иной сфере объединений) определять наиболее проблемные сферы жизнедеятельности общества. Нам кажется возможным видоизменить представленную классификацию, за счет деления объединений еще по одному критерию «по характеру политической активности». По этому критерию выделяются:

1. Скрытые молодежные НКО.

Это объединения, для которых включение в сферу политики является одним из механизмов осуществления основного интереса, ради которого объединение было создано. Основная цель такого объединения лежит вне политики, но невозможность осуществления этой цели (например, из-за недостаточности ресурсов или отсутствия необходимым правовых актов) толкает объединение к использованию в качестве дополнительного ресурса политической власти. Иногда включение объединения в политику происходит естественным путем, когда сфера его интересов пересекается, например, с интересами государства. Так экологи Северной Осетии, выступая против деятельности завода «Электроцинк», столкнулись с противодействием государства, после чего активно занялись политической деятельностью, пытаясь провести своих депутатов в Думы самых разных уровней. Такие скрытые молодежные НКО мы будем называть естественными. Объединения, которые

Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах. Под ред. В. Березовский, Н. Кротов. М., 1990. С, 382.

создаются с политическими целями, обычно «сверху» (например, политическими движениями, партиями и т.д.), но в качестве основной цели декларируют решение каких - либо общественных проблем, являются, на наш взгляд, скрытыми искусственными молодежными НКО. Основное отличие их от естественных в том, что они инициируются не отдельными гражданами, а чаще всего политическими, государственными или муниципальными структурами (здесь важно провести различие между термином «инициирование НКО» и «учреждение НКО». Первый предполагает некоторые усилия по «продвижению» идеи о необходимости создания объединения, материальной и информационной поддержке его учредителей и т.д. Второй же термин характеризует процесс юридического учреждения объединения, которое может осуществляться либо физическими лицами, либо юридическими - другими общественными объединениям). Соответственно, та цель, которая заявлена в уставе таких объединений, не является личностью значимой для ее членов, обычно она лишь «ширма» для реализации политического интереса, а так же для продвижения лидеров объединения во власть. К скрытым искусственным объединениям относятся все молодежные организации, создаваемые политическими движениями и партиями в последнее время, такие как «Молодая гвардия», «НАШИ», «Союз коммунистической молодежи» и т.д.

Таким образом, классификация молодежных НКО по сфере их основной деятельности может быть применена для "скрытых" общественно-политических объединений, при этом из перечня основных сфер необходимо исключить политическую, т.к. объединение, действующее в политической сфере, совпадает по своим характеристикам с политическими партиями, которые в свою очередь не являются предметом нашего анализа.

Кроме всего вышеперечисленного, молодежные НКО могут быть разделены с точки зрения масштаба их деятельности. В данном случае выделяются: местные молодежные НКО; региональные молодежные НКО; межрегиональные молодежные НКО; общероссийские молодежные НКО,

Следующим подходом, который может быть использован при создании классификации молодежных НКО, является системный подход. В рамках данного подхода нас, прежде всего, будет интересовать внутренняя структура объединения, а так же его взаимоотношения с окружающей социальной средой.

Одним из критериев классификации, а рамках системного подхода, может служить разделение объединений по особенностям внутренней организации. В данном случае уместным будет сослаться на концепцию Л.И. Пригожина и его работу «Современная социология организаций»1, в которой автор анализирует сущность организаций (в том числе и общественно-политических), процесс управления ими, а так же динамику их развития. Многие идеи, предлагаемые автором, успешно могут быть применены к исследованию современных молодежных НКО. В частности, представляется интересной мысль о существовании в любой социальной организации трехуровневой структуры отношений между ее субъектами, включающей в себя формальные отношения, внеформальные отношения и социально-психологические отношения.

Еще одна грань системного подхода к классификации молодежных НКО - это взаимоотношения с окружающей социальной средой и политической системой общества. Традиционным здесь является подход, делящий объединения по отношению к существующему политическому строю на: консервативные, реформаторские, революционные и контрреволюционные. Наиболее развернутую систему

1

Пригожин А.И. Современная социология организации. М.. 1995. С.296.

предлагает Э. Гиденс, ссылаясь в своей работе на Д. Аберлема. Он приводит следующую классификацию общественных движений, которая, безусловно, может быть перенесена и на молодежные НКО: трансформативные движения. Направлены на радикальные перемены в обществе. В достижении своих целей могут использовать насильственные методы; реформативные движения. Нацелены на изменение отдельных сторон общественной жизни, устранение разнообразных неравенств между людьми; движения «спасения». Ставят своей целью освобождение людей от «греховных» форм жизни, формируя определенное мировоззрение и общественное мнение; альтернативные движения. Предусматривают частичные изменения индивидуального стиля жизни людей. Так же формируют мировоззрение и картины мира у людей, через это, влияя на общественную жизнь и политическую систему общества»1.

Представленная в рамках системного подхода классификация, на наш взгляд, практически не затрагивает особенностей влияния молодежных НКО на политическую систему, его форм и способов. Этот недостаток призвана устранить типология молодежных НКО, предлагаемая ниже. Влияние молодежного НКО на политическую систему осуществляется по двум основным каналам: непосредственное влияние на политические структуры, с целью воздействия на подготовку, принятие и реализацию политического решения и опосредованное влияние через формирование общественного мнения.

К объединениям, непосредственно влияющим на политические структуры и институты, относятся:

«Парламентские» молодежные НКО - объединения, которые, в первую очередь, ориентированы на включение своих членов в органы

политической системы (Думы всех уровней, органы местного

Каменский А.Б. Взгляд в историю местного самоуправления // ПОЛИС. № 5, 2000. С.24. 172

самоуправления, бюрократические структуры и т.д.). На сегодняшний день, в России, с принятием нового закона о партиях, к парламентским НКО будут относиться не только политические партии. Степень влияния подобных объединений зависит от представительства данного объединения в структурах власти, а так же от готовности членов объединения выражать единую позицию по разнообразным вопросам общественной жизни.

«Группы давления» - объединения, не включенные в политическую систему непосредственно, но оказывающие влияние на ее структуры посредством давления на отдельных политиков, чиновников и т.д. На сегодняшний день в России не существует институциональных рамок действия подобных объединений. Степень влияния на политическую систему зависит от профессионализма членов объединения, от наличия доступа к информационным каналам политической системы и т.д.

К объединениям, влияющим на политическую систему через формирование общественного мнения, можно отнести:

НКО - массовые - объединения, имеющие широкую поддержку в обществе, большое количество членов, участвующих не только во внутренней жизни объединения, но и в общественных и общественно-политических акциях. Степень влияния на политические институты зависит от двух показателей: во-первых, от количества активных членов объединения, во-вторых, от «коэффициента мобильности» этих членов, под которым понимается отношение общего количества членов объединения к количеству членов, которые могут быть привлечены к какой-либо общественной акции в ограниченный промежуток времени (например, за одни сутки).

НКО - ассоциации лидеров общественного мнения - небольшие по количеству членов объединения, состоящие из людей имеющих определенное влияние на общественное мнение. Степень влияния на

институты политической системы зависит от внутренней сплоченности объединения, от наличия общего понимания целей влияния на власть, от близкой социальной принадлежности членов объединения.

НКО - инкубаторы - объединения, не оказывающие видимого влияния на политическую систему в кратковременном периоде. Оказывают влияние на политические и общественные институты в долговременном аспекте через формирование у молодых людей определенного мировоззрения и жизненных установок. Здесь уместно сослаться на Г.Г. Почепцова1, который считает, что поменять нормы общества нельзя через изменение норм отдельного человека. Это можно сделать, только осуществив введение в общественную жизнь групп с новыми ценностями и нормами. Сегодня к таким объединениям можно отнести все молодежные объединения, имеющие жесткую идеологическую составляющую, например объединения типа РНЕ, разнообразные тоталитарные секты и др.

Предложенная типология позволяет, изучая современные политические процессы, анализировать роль и влияние молодежных НКО на политическую систему общества.

Еще одним подходом к классификации НКО является кибернетический подход. В рамках данного подхода мы можем проанализировать особенности процесса целеполагания, управляющей и управляемой подсистем объединения. Так в частности, одним из вариантов классификации, которая предлагается в рамках кибернетического подхода, является классификация, позволяющая анализировать реакцию управляемой системы на любое воздействие со стороны управляющей. Данная классификация предложена Фладом и Джексоном и подразделяет все социальные системы (в том числе и молодежные НКО) на: унитарные (характеризуются высокой степенью

Почепцов Г.Г. Психология войны. М., 2000. С.47.

согласия относительно целей, ценностей, установок. Все принимают участие в принятии решений); плюралистические (интересы и ценности могут различаться, но согласие все же достижимо за счет компромиссов и выработки приемлемых решений, принимаемых всеми участниками); объединения, построенные по принципу принуждения (интересы, цели, ценности и установки различны, что нередко приводит к конфликтам, в результате чего одна часть системы навязывает свои решения другой части).

Предлагаемая классификация позволяет анализировать сплоченность молодежных объединений, выделять

жестко-централизованные и более демократические объединения.

Можно констатировать, что все рассматриваемые варианты классификаций молодежных НКО могут быть использованы при изучении конкретных объединений, действующих на территории РФ.

Первым структурным блоком молодежного НКО является общность людей в него входящих. Это - все люди, так или иначе, связанные с объединением и участвующие (эпизодически или постоянно) в его деятельности. Этот элемент объединения является важнейшим, поскольку при отсутствии людей, связанных общим интересом и включенных в совместную деятельность по решению какой - либо проблемы, а так же осознающих некое духовное единство, вряд ли можно говорить о существовании общественного объединения. При анализе данного блока идеальной является модель Дюверже1, адаптированная к особенностям функционирования скрытого молодежного общественно-политического объединения. Исходя из этого, всю общность людей, составляющих молодежное общественно-политическое объединение, мы можем представить в виде трех уровневой структуры,

Дюверже М. Партийная политика и группы давления. Сравнительное введение // Социально-гуманитарное знание. 2000. №4. С.56-58.

элементы которой идентифицируются в зависимости от степени интенсивности участия в деятельности объединения.

1.Лица, симпатизирующие объединению. К ним относятся все те, кто знает об объединении, периодически участвует в его жизни, присутствует на акциях, митингах, участвует в программах.

2.Члены объединения. Являются постоянными участниками и организаторами деятельности объединения. Знают и разделяют основные цели объединения, используют символику объединения. Принимают активное участие в распространении идей объединения.

3.Активисты. К ним относятся все члены объединения, занимающие выборные должности в объединении (исполнительные, контрольно-ревизионные органы и т.д.), а так же руководители отдельных программ, акций, отделов и т.п. Второй по значимости структурный блок молодежного общественно-политического объединения назван нами "система управления объединением". Он так же состоит из нескольких подсистем, выстроенных в определенной иерархии. В данном случае удачным будет использование модели структуры социальной

л

организации, предложенной А.И. Пригожиным и описанной нами ранее1.

Во-первых, это формальная организационная структура. В своей сущности она является одинаковой для всех объединений и включает в себя: высший руководящий орган (конференция, съезд, общее собрание), принимающий основные решения, касающиеся жизнедеятельности объединения; постоянно действующий коллегиальный орган (или органы), осуществляющий оперативное управление деятельностью объединения; контрольно-ревизионные органы, осуществляющие контроль за соблюдением устава, порядком и правильностью доходов, расходов, использованием средств и имущества объединения.

Пригожин А И. Современная социология организации. М., 1995. С. 107.

Во-вторых, внеформальная организационная структура, появляющаяся наряду с формальной и призванная оптимизировать деятельность объединения. Внеформальная структура в каждом отдельном объединении имеет особую форму и степень выраженности. В частности, она может проявляться в появлении органов, не предусмотренных уставом, возникающих спонтанно, но так или иначе ориентированных на решение основных задач объединения. Так, например, в Общероссийской общественной организации «Молодая Гвардия», наряду с Координационным советом, являющимся формально зафиксированным коллегиальным органом, куда входят все председатели региональных отделений, в ходе деятельности, стихийно возникли Межрегиональные Координационные советы, включающие в себя руководителей региональных отделений. Данный орган, не зафиксированный в уставных документах, является показателем существования и развития внеформальной структуры в Общероссийской общественной организации «Молодая Гвардия».

В-третьих, социально-психологическая структура. Формируется на основе личных предпочтений и психологической близости членов молодежного общественно-политического объединения. Играет значительную роль в деятельности объединения, но практически не поддается анализу исследователя, находящегося в позиции внешнего наблюдателя, находящегося в позиции внешнего наблюдателя.

Данная система управления является характерной для всех молодежных НКО, независимо от уровня их деятельности (местные, региональные, межрегиональные, общероссийские).

Следующий структурный блок НКО - ресурсы объединения. Он так же имеет свою внутреннюю иерархическую структуру.

1.Человеческие ресурсы. Данный вид ресурсов может быть охарактеризован на основе трех показателей: количество участников

объединения. Чем больше участников состоит в общественно-политическом объединении, тем выше показатель, характеризующий человеческие ресурсы конкретного объединения; активность участников объединения (количество участников, включенных в деятельности объединения, принимающих участие во всех мероприятиях и акциях; количество формальных участников объединения (написавших заявление об участии в деятельности объединения); мобильность участников объединения. Чем больше участников из формально существующих удается привлечь к тому или иному мероприятию за определенный промежуток времени (мы считаем оптимальным временной промежуток равный одним суткам), тем выше коэффициент мобильности участников объединения и выше качество человеческих ресурсов.

2. Интеллектуальные ресурсы. Данный вид ресурсов характеризуется через способность участников объединения к генерированию новых идей, владение современными технологиями управления, стратегического планирования, привлечения ресурсов и т.д.

3. Политические ресурсы. Наличие данного вида ресурсов описывается через существование у объединения специфических каналов реализации основного интереса участников, таких как возможность прямого и эффективного воздействия на власть, на разработку, принятие и осуществление политических решений, участие в распределении бюджетных средств разнообразных фондов и т.д.

4.Информационные ресурсы. Характеризуются через наличие оперативного доступа к самой разнообразной информации (официальной, конфиденциальной и полуконфиденциальной), а так же через наличие собственных средств массовой информации или же возможностей беспрепятственных публикаций материалов о деятельности объединения в целом.

5.Материально - технические ресурсы. Данный вид ресурсов включает в себя наличие денежных средств, помещений, орг. техники и других видов материально-технического обеспечения деятельности, находящихся в собственности (или арендуемых) молодежного общественно-политического объединения.

Еще один структурный блок - это деятельность общественно-политического объединения, В деятельностном блоке можно выделить следующие виды деятельности:

1 Деятельность, направленная на решение уставных задач. Основной вид деятельности объединения, глазным содержанием которой является реализация целей и задач, зафиксированных в уставных документах.

2.Деятельность, направленная на поддержание жизнедеятельности объединения.

К ней относится: привлечение новых членов; информирование общественности о деятельности объединения и формирование положительного образа молодежного общественно-политического объединения в глазах общества; привлечение ресурсов для осуществления деятельности; установление контактов с другими объединениями и государством; разрешение внутренних конфликтов и противоречий1.

Наконец, завершающий структурный блок - идеологический. Он включает в себя: символику объединения (флаг, значок, гимн, форма одежды и т.д.); идеологию, как некую систему ценностей и представлений о роли и месте объединения в современном обществе, о его миссии; «кодекс поведения» членов объединения, как воплощение основных идеологических ценностей и представлений.

1

Вятр Е. Социология политических отношений. -М.: Прогресс. 1979. С.141

Такова на наш взгляд структура молодежного НКО. Главной ее характеристикой является комплексность, в связи с чем, нам кажется, что она представляет не только теоретический интерес, но и вполне может быть применена при анализе развития конкретных молодежных объединений.

Батоврин В.А. Проблема институционализации молодежных некоммерческих организаций. Статья посвящена изучению проблем включения молодежных некоммерческих организаций в общественно-политические отношения, использования всех форм и механизмов их социально-политической активизации в целях обеспечения стабильного развития современного российского общества.

Ключевые слова: молодежные некоммерческие организации, институционализация, общественно-политические объединения, политический процесс, типология, политическая система, политические структуры и институты, российское общество.

Batovrln V.A. The problem of youth non-profit organizations institutionalization.

The article deals with the problem of youth non-profit organizations inclusion in the social and political relations, use of all the forms and mechanisms of their social and political activation in order to provide stable growth of the contemporary Russian society.

Key words: youth non-profit organizations, institutionalization, political associations, political process, typology, political system, political structures and institutes, Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.