СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Полторак М. Н. Самосохранительное поведение учащейся молодежи в условиях ценностной трансформации российского общества: методологические проблемы исследования Теория и практика общественного развития.- 2010- № 1 [Электронный ресурс] // 0421000093\0011 ( дата обращения 06.11.2014)
2.Савельева Ж.В. «Здоровье» и «болезни» россиян как социальные конструкции // Власть.- 2009.- № 8.- С.115.
3.Цветкова И.В. Здоровье в контексте проблем качества жизни молодежи// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.- 2009.- №2.- С.274-288.
4. Рагимова О.А. Социальное здоровье молодого поколения// Социально-гуманитарные знания.-2008.- №1.-С.118-126.
5.Королев А.А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть.- 2008.- № 10.- С.94-115.
6.Извекова М.Н. Влияние информационно-коммуникационной среды на становлением молодежи как
социальной группы // Теория и практика общественного развития.- 2010.- № 1.- [Электронный ресурс ]// 0421000093\0013 ( дата обращения 06.11.2014)
7. Верминенко Ю. В. Социологическая интерпретация здоровья// Социальные проблемы 2008, №1 http://socprob.ru/2008/sotsiologicheskaya-interpretatsiya-zdorovya.html
- [Дата обращения 03.10.2014].
8.Любецкий Н.П., Князев А.И. Здоровый образ жизни и духовность // Научно-культурологический журнал.-2007.- № 15 (160).
9.Колесникова И.С. Новации в социологии медицины и здоровья // Социологические исследования. - 2008.-№ 4.
10. Ювенология и ювенальная политика в 21 веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования под ред. Е.Г. Слуцкого. Санкт-Петербург: Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургский ИВЭСЭП, 2004.
THE TEENAGERS ' INTERESTS IN OBTAINING INFORMATION ABOUT HEALTHY LIFESTYLE
© 2015
I.V. Tsvetkova, doctor of philosophy sciences, professor of the chair «History and Philosophy»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Successful adaptation of youth to the conditions of a modern Russian society depends on targeted development system needs and values focused on a healthy lifestyle. Promoting a healthy lifestyle in modern conditions is one of the most pressing problems of socialization of the younger generation. The empirical base for the work results of the survey of adolescents conducted in the monitoring mode in schools Togliatti. This gives the opportunity to compare survey data for several years and to study changes in the structure of sources of information used by students. Until recently the school very effectively fulfill an educational function, promote among students a healthy lifestyle. The author of the article analyzes changes in sources of information about healthy lifestyles on the basis of the results of sociological research conducted in Togliatti. The author notes that these changes are associated with the spread of information technology, the increasing availability of the Internet. This leads to a "crisis" of the enlightenment. The availability and variety of information, the ability to use it at any time reduces the interest of adolescents in obtaining information about a healthy lifestyle. The survey results indicate a decline in values for teenagers information obtained by communication with specialists and medical staff.
Keywords: healthy lifestyle, youth, youth health, awareness, interests, values, sources of information.
УДК 316
РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ РОССИЯН
© 2015
О. В. Шиняева, доктор социологических наук, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Л. Х. Каюмова, аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск (Россия)
Аннотация. Индикаторами становления гражданского общества в современной России, основанного на инициативах «снизу», является состав некоммерческих организаций (НКО), степень интеграции населения вокруг их деятельности, объем и характер социального капитала НКО. Целью данной статьи является определение характера взаимодействия некоммерческих организаций с социальными группами, выявление продуктивных способов коммуникаций для совершенствования структуры гражданского общества. В статье представлен анализ проблемы социальной интеграции в современной России, рассмотрены ее структурные характеристики. С авторских позиций раскрыта роль некоммерческих организаций в укреплении социальной интеграции населения.
Ключевые слова: некоммерческие организации, социальная интеграция населения, гражданское общество, гражданственность, патриотизм.
В современной России процесс социальной интеграции сталкивается с трудностями, обусловленными недоверием граждан, тяготением их к государственному патернализму, отсутствием развитых каналов социальных коммуникаций. Социальная интеграция является индикатором состояния гражданского общества, основанного на инициативах «снизу»; именно количество и состав некоммерческих организаций (НКО) влияют на укрепление сплоченности населения.
Гражданское общество требует достаточного уровня общественного доверия, социальной солидарности вокруг актуальных проблем и способов их решения. В социуме с высоким уровнем доверия граждане готовы откликаться на разные общественные вызовы [1].
Напротив, в обществах со слабым уровнем солидарных связей интеграция вокруг социально значимых идей не выходит за пределы семьи, родственников, друзей, корпораций. Гражданское общество несводимо к совокупности общественных и некоммерческих организаций; оно значительно «богаче» как в смысле проявления гражданской активности, так и с позиции выстраивания разнообразных форм взаимодействия с государственными структурами [2].
В ходе анализа развития гражданского общества в России нами выделена следующая проблема: низкий уровень социального доверия и слабые коммуникации НКО с другими субъектами способствуют интеграции дезинтеграции граждан, их дальнейшей разобщенности
и дифференциации. Цель статьи: определить роль некоммерческих организаций в укреплении социальной интеграции россиян.
Анализ построен на основе обобщения результатов всероссийских исследований, а также данных комплексного социологического авторского исследования, включающего опрос лидеров некоммерческих организаций (п = 100, 2013г.); интервью представителей органов власти, бизнеса, СМИ (п = 40, 2014г.); массовый опрос населения Ульяновской области (п = 1230, 2013-2014гг.). Проблема исследуется с позиций коммуникативного подхода, который позволяет изучить процесс интеграции социальных субъектов, влияющих на развитие гражданского общества; раскрывает каналы сетевого взаимодействия некоммерческих организаций.
Существенный вклад в изучение социальной интеграции населения внесли социологи Ф. Гиддингс (зависимость степени сплоченности от ментальности нации), Я. Древновски (методология измерения общественного благосостояния), Э. Дюркгейм (соотношение уровня криминализации общества и уровня социальной солидарности), Г. Зиммель (функции группового сплочения в результате конфликта), Л. Козер (степень социальной сплоченности и конфликт), Р. Раддай (эволюция сплоченности общества), А. Сен (концепция благосостояния и качества жизни («подход потенциальных возможностей»), К. Шмитт (государство как форма холистской политической сплоченности нации), Т. Эткинс (показатели социальной интеграции в странах Европы).
В России данная проблема стала активно изучаться с конца ХХ века в связи с быстро нарастающей дифференциацией российского общества в условиях усиления экономического, территориального, информационного неравенств. Решение проблемы социальной интеграции представлено в трудах Г. Авциновой (социальная сплоченность российского общества), М. Николаева (проблемы дезинтеграции россиян), В. Роик (социальная отчужденность как фактор дезинтеграции). Теоретические предпосылки к социологической разработке темы социальной интеграции, пониманию путей формирования солидарного общества в современной России заложены в работах Л. Ионина, В. Радаева, А. Филиппова, О. Шкаратана, В. Ярской и др.
Г. Спенсер в своей социологической теории трактует интеграцию как переход от простого к сложному [3], а Э. Гидденс как упорядоченное взаимодействие между индивидами, коллективными образованиями, основанное на отношениях относительной автономии и зависимости между участниками интеракции [4]. Упорядоченность в качестве основы интеграции рассматривает Ч. Миллс, указывая на важность социального контроля в достижении целостности общества. П. Бурдье считал, что «нет ничего более универсального и объединяющего, чем трудности, которые необходимо преодолевать индивидам» [6].
В целом социальная интеграция сводится, во-первых, к объединению людей на основе существования общих ценностей и взаимозависимости, а во-вторых, к возникновению межличностных связей, практик взаимодействия, взаимной адаптации между социальными группами и интегрированными индивидами [8]. При этом уровень интеграции, с точки зрения теории солидарности, определяется степенью испытываемого индивидом чувства принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений [9].
Солидарность трактуется как единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей; совместная ответственность и взаимное согласие, что во многом свойственно и социальной интеграции [10].
Вместе с тем, анализ публикаций свидетельствует о
недостаточной разработанности проблемы социальной интеграции в российском контексте; отсутствуют фундаментальные исследования проблемы, которые важны для разработки концепции сплочения российского общества, выявления роли некоммерческих организаций в укреплении социально-интеграционных процессов с учетом уникальности России и ее регионов.
Социальная интеграция выступает начальным этапом формирования солидарного общества, что обусловливает ее социетальную ценность. Процесс интеграции населения в солидарное общество представляет собой объединение в единое целое разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проблема улучшения качества отношений в рейтинге социальных проблем России встает на тот же уровень, что и проблема улучшения качества жизни.
Существует три уровня, на которых формируются отношения доверия и социальная интеграция: уровень коллектива (трудовой ассоциации); местное сообщество; региональное и национальное общество. На каждом из этих уровней процесс формирования солидарного общества требует решения специфических задач:
- уровень коллектива (трудовой ассоциации, учебного коллектива) - на этом уровне должна решаться задача формирования благоприятного внутреннего климата, социально ориентированной корпоративной культуры. В свою очередь, сотрудники коллектива сознают меру ответственности за результаты общей деятельности;
- уровень местного сообщества - на этом уровне формируется модель развития муниципальных образований, для которой характерна ориентация на долговременные цели и традиции; развитие человеческого потенциала; активное участие населения в решении местных проблем, в принятии управленческих решений по принципиальным вопросам;
- уровень региона и общества в целом - на этом уровне складывается система доверительных отношений между государством и институтами гражданского общества, опирающаяся на следующие принципы: обеспечение участия граждан в управлении и обсуждении принципиальных проблем; поддержка общественных организаций и инициатив (решение широкого круга вопросов при участии общественных формирований); опора на интеллектуальную элиту - интеллигенцию; развитие каналов информирования населения и выражения общественного мнения (средства массовой коммуникации; публикация результатов социологических опросов населения; регулярное проведение массовых мероприятий - форумов, акций, выставок; диалог представительных органов власти и населения).
Мы провели инициативные исследования, чтобы выявить взгляд экспертов, членов НКО и широких слоев населения на роль некоммерческого сектора в укреплении социальной интеграции населения. Теоретическими основами интерпретации результатов исследования стали следующие идеи:
1) процессуальными аспектами консолидации общества являются процессы социальной интеграции, инклюзии и солидаризации граждан;
2) социальная интеграция относится к одному из сквозных процессов, которые реализуются посредством и на основе объединения людей.
Уровень гражданственности и патриотизма является одними из важных показателей социальной интеграции населения. В той или иной степени патриотами страны и региона себя признают три четверти населения (76%); чаще к патриотам себя относят люди средней и старшей возрастных групп; профессионалы с высшим образованием и ученой степенью (Таблица 1).
Очевидно, что в качестве группы риска выступает молодое поколение россиян. Это связано с низким влиянием некоммерческих организаций, общественных объединений на молодежь.
Таблица 1 - Личная гражданственность и патриотизм (в процентах от числа опрошенных, п=1230)
Пол Воз раст Образование
„ -с X
я а ш
с с а Щ с а ь
г
Я см О о со >•
Я - патриот 40 44 33 36 29 46 50 33 42 46 50
Я, скорее, -
патриот, чем не
патриот 36 28 41 30 45 36 28 32 36 35 37
Я, скорее, - не
патриот, чем
патриот 12 3 19 11 6 5 20 6 8 6
Я - не патриот 3 6 3 5 5 2 5 б 4 4 0
Затрудняюсь
ответть 13 10 10 10 10 10 12 9 12 7 7
Все руководители НКО в качестве проблем, которые препятствуют их контактам с населением, отмечают материальные проблемы. Фандрайзинг - получение материальной поддержки от коммерческих и государственных структур - часто является единственно возможным способом привлечения средств для реализации проектов НКО; однако, немногие руководители НКО, по их собственному признанию, имеют навыки грамотного налаживания партнерского фандрайзинга (таблицу 2). «Мы умеем только просить, не всегда точно представляя, что можем предложить взамен» (из интервью руководителей НКО). В особо трудном положении оказались организации, которые работают в «неприоритетных» сферах - культура, помощь инвалидам, профилактика социальных болезней (таблицу 2). Хотя именно культурные фонды и социальные партнерства реализуют идеи, способные объединить население и представителей третьего сектора, органов власти и бизнеса.
Таблица 2 - Способы привлечения внимания широкой общественности к деятельности НКО (в % от числа опрошенных; 2014 г.; п=100)
Всего Организаци онно-правовая форма ооъединения
- 0 1 £ I 3 к Ё
к я Е к = £ II ю С = с 11 1 1 § а ¡1 §- 1 5 Е * = — >-. —1 И Пскомсрч. СОЦИб партнерство 1 1 1 § ? Е 3 §• ЕЬ I Ц л 15 г (2 5 1- § р. Г 1 1 1 I н а
Волонтеры 31 36 46 25 24 31 28 32
Партнерский фандрайзинг 7 7 8 4 4 8 8 8
Интернет- 38 46 36 34 33 45 34 40
коммуникации
Печатные СМИ 39 50 34 34 44 44 34 40
Привлечение 39 52 36 38 48 42 22 40
знакомых
Специальные 42 57 38 42 49 46 26 44
мероприятия
Публичные акции 16 18 16 15 14 17 14 16
Адресная 20 30 20 12 28 24 12 22
деятельность
Большинство руководителей и активистов организаций, наращивая свое влияние на население, пытаются выстраивать отношения с органами власти. В качестве трудностей они отмечают формализованность работы чиновников, преобладание в их деятельности демонстративно-показательного подхода. По мнению руководителей НКО, наблюдаются положительные тенденции в развитии сектора, связанные с увеличением количества социальных проектов, поддержанных из регионального бюджета на основе выигранных конкурсов во время гражданских форумов. Одновременно слабо развиваются партнерские отношения и коалиции внутри некоммерческого сектора по решению выявленных проблем; каждая организация тянет «финансовое одеяло» на себя. Это свидетельствует о недостаточно развитом социальном партнерстве НКО.
В ходе интервьюирования экспертов (специалистов бизнеса, СМИ, органов власти, общественных организаций) на вопрос «Можно ли решить социально значимые проблемы за счет увеличения социальных связей НКО или более значимой является официальная поддержка государством?» мнения экспертов разделились. Представители органов власти и НКО отдали приоритет официальной поддержке со стороны государства: «Более значимой является поддержка государством структур гражданского общества»; «без этого в нашей стране сложно решать вопросы социальной интеграции».
Представители бизнес-структур и СМИ, напротив, считают, что именно социальный капитал НКО позволит расширить возможности некоммерческих организаций, повысить уровень доверия к их деятельности: «Чтобы быть по-настоящему независимыми общественным объединениям стоит опираться на свои силы, контакты, опыт»; «социальные проблемы НКО эффективнее решать, опираясь на широкие связи и поддержку». Осознание необходимости социального капитала для продвижения организации пришло из личного опыта этих структур, более интегрированных в рыночные отношения.
Необходимость усиления роли некоммерческих организаций в поддержании патриотического настроя населения, которое является основой жизнеспособности государства, требует обновления арсенала средств и способов работы НКО. Некоммерческие организации многое могут изменить к лучшему в стране и регионах, особенно в социальной сфере, в жизни обычных людей. Наиболее приоритетными формами коммуникации НКО являются специальные мероприятия (42%), распространение информации через знакомых (39%), публикации в печатных СМИ (39%), Интернет ресурсы (38%). Это объяснимо доступностью данных способов взаимодействия НКО с населением.
Необходимо отметить, что в последние годы третий сектор стал активнее использовать Интернет-коммуникации. Более трети НКО (38%) отмечают в качестве приоритетного источника информирования об их деятельности Web-сайт. Этот источник коммуникации отличается невысокими материальными затратами, что подходит для некоммерческих организаций. Стоит отметить необходимость внимательного использования Интернет ресурсов: есть опасность создания особого пространства, формирующего фрагментарное сознание, которое не способствует осознанной интеграции населения вокруг социальных проблем.
К комплексу условий, который возможно рассматривать в качестве рекомендаций по формированию социальной интеграции россиян, следует отнести: государственную социальную политику, ориентированную на интеграцию членов общества (разработка и реализация концепций, программ, технологий социокультурной, образовательной и иной интеграции в отношении всех членов общества, независимо от уровня их психофизического развития, этнической, религиозной и гендерной принадлежности, социально-экономического статуса); социальную поддержку через НКО социально дезадаптированных категорий населения, оказавшихся в социально опасном положении; создание доступной окружающей среды для немобильных групп населения и формирование толерантного отношения к ним в обществе; конструирование информационного пространства третьего сектора с целью транслирования идей интеграции, сплочения общества, формирования «патриотического», гражданского менталитета.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что в современном российском обществе некоммерческие организации оказывают влияние на формирование социальной идентичности, обеспечивая оптимальное сочетание рациональных и ценностно-ориентационных личностных мотивов, индивидуальных и общественных интересов населения. Однако эта роль
ограничена конкретными сферами жизни (досуг, благоустройство домов и микрорайонов).
Мы рассматриваем понятие социальной интеграции как процесс системного включения населения в конструктивные отношения посредством некоммерческих организаций с целью решения социально-значимых проблем. В рамках данного включения возможно формирование общих интересов, ценностей, которые составят фундамент социально-интеграционных процессов, формирования солидарного общества.
Особенности гражданского сознания в современной России дают основания утверждать, что у населения не формируется должный уровень идентификации себя и своих интересов с обществом; это, в свою очередь, имеет следствием возникновение потребительского отношения к обществу, без развитого чувства социальной ответственности и гражданственности.
Необходима ориентация социальной политики не только на удовлетворение потребностей людей, содействие в достижении их терминальных и инструментальных целей, решение насущных проблем, но и формирование «сплачивающего» социокультурного пространства, толерантности, «патриотической» ментальности, повышение уровня индивидуальной и национальной культуры, развитие гражданской активности и ответственности, информационных представлений о приоритетной значимости постматериальных ценностей в жизни человека.
Некоммерческим организациям необходимо развивать вертикальные отношения, основанные на иерархической структуре российского общества, а также горизонтальные связи внутри третьего сектора, которые позволят объединить представителей разных слоев и классов вокруг значимых региональных и национальных идей в социальные сети, скрепленные гражданскими обязательствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гаджиев, К. С. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России /К. С. Гаджиев. - М.: Знак, 2008. - 176 с.
2. Красин, Ю.А. Становление гражданского общества. Российская головоломка / Ю. А. Красин// Полис.
- 2012. - № 2. - С. 36-39.
3. Спенсер, Г. Основные начала / Г. Спенсер. - СПб.
- 1898. - 707 с.
4. Giddens, A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis / A. Giddens. - L.: Macmillan Press, 1979. - 294 p.
5. Сорокин, П. А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия / П. А. Сорокин // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч.: [пер. с англ.,фр., нем., ит.] / сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - Ч. 2. - С. 136-155.
6. Бурдье, П. Опыт рефлексивной социологии / П. Бурдье // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч.: [пер. с англ., фр., нем., ит.] / сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. - М: Книжный дом «Университет», 2002.
- Ч. 2. - С. 373-429.
7. Парсонс, Т. Функциональная теория измерения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
- С. 474-476.
8. Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии: моногр. / М. В. Алешина, И. В. Бабаян, Д. В. Зайцев и др.; под ред.Д. В. Зайцева, В. Н. Ярской. - М.: СГТУ, 2010. - 132 с.
9. Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.
10. Роик, В. По пути социальной сплоченности: Новый компас социальной политики / В. Роик // Социальное партнерство. - 2009. - № 3. URL: http:// www.oilru.com/sp/24/999/.
THE ROLE OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN STRENGTHENING SOCIAL INTEGRATION OF RUSSIANS
© 2015
O.V. Shinyaeva, doctor of sociological sciences, professor, head of sub-department of political sciences, sociology and public relations L.Kh. Kaiumova, postgraduate student
Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk (Russia)
Abstract. Indicators of civil society in modern Russia, based on the initiatives "from below", is part of non-profit organizations (NPOs), the degree of integration of the population about their activities, the amount and nature of social capital NGOs. The purpose of this article is to determine the nature of the interaction between non-profit organizations with social groups, identifying productive ways to improve communication structures of civil society. In paper presents an analysis of the problems of social integration in modern Russia, considered its structural characteristics. From the author's position clear on the role of non-profit organizations in strengthening the social integration of the population. We consider the concept of social integration as a process of systematic inclusion of the population in the socio-cultural relations through non-profit organizations to address socially important problems. As part of this inclusion, the formation of common interests, shared values, which in the future will make the foundation of social and integration process of the formation of social cohesion. The need to strengthen the role of non-profit organizations in the implementation of patriotic education, which is the moral basis of the viability of the state and acts as an important internal mobilizes resources development of the Russian society, active citizenship personality, its readiness for selfless service to his country. Patriotism as a social phenomenon must become a cementing basis for the existence and development of all peoples of Russia. The non-profit organizations need to develop vertical relationship based on a hierarchical structure of Russian society, which allow uniting representatives of different strata and classes around the significant regional and national ideas in social networks, fastened civil obligations.
Keywords: the non-profit organizations, social integration of the population, civil society, citizenship and patriotism.