УДК 372.881.1
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОСЕНСОРНЫХ ТЕХНИК НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО
© 2011 М.В.Мельников
Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 03.05.2011
В данной статье автор предлагает использовать нейро-лингвистическое программирование для повышения эффективности образовательного процесса обучающихся с разными ведущими репрезентативными системами восприятия и переработки информации. Для описания способов познания, свойственных обучаемым, автор использует такие термины, как «зритель», «слушатель», «деятель». Приводятся их характерные особенности, знание которых способствует успешности обучаемых не только в учебном процессе, но и в жизни в целом.
Ключевые слова: иностранный язык; «личностно-ориентированный процесс»; лингвистика и психолингвистика; репрезентативные системы восприятия и переработки информации; техники и приемы нейро-лингвистического программирования; слуховые, зрительные и деятельностные навыки обучаемых; особенности «деятеля», «слушателя», зрителя», их учет в процессе преподавания иностранного языка.
Как известно, долгое время личность в нашем обществе, а, следовательно, и в образовании, выполняла роль средства достижения «высших целей» и рассматривалась как то, «... что нужно активизировать», направить на выполнение планов и программ. Этим можно объяснить господство в период нескольких десятилетий в общественном образовании в целом и в методике обучения иностранному языку, в частности, идеи «активизации» учения, в соответствии с которой в центре учебного процесса находилась не личность, а продукт, планируемый в результате выполнения ее деятельности по овладению знаниями, навыками и умениями. Исторически сложился образовательный механизм, ориентированный на передачу и закрепление определенного объема общей и специальной информации, обладание которой и обеспечивало тот или иной социально-профессиональный статус личности. Следовательно, речь идет о том, что старая образовательная идеология абсолютизировала и гиперболизировала роль знаний и социальных требований к поведению студента, отводя последнему пассивному (по отношению к преподавателю) роль слушателя, наблюдателя, накопителя знаний. В настоящее время исходным во взаимоотношениях между государством и личностью является понимание последней как субъекта истории, активного деятеля. Общество конституционно провозглашает приоритетность своих граждан как субъектов социальной жизнедеятельности. Новая парадигма отношений между государством и личностью обуславливает внедрение новой философии образования, требующей в свою оче-
Мельников Максим Владимирович, старший преподаватель. E-mail: [email protected]
редь, проведения новой образовательной политики1. В соответствии с этой идеологией качество образования определяется не только неким объектом знаний, но и особыми личностными характеристиками, делающими человека способным к постоянному возобновлению информативного диалога с окружающей его социальной средой, мобильным и свободным в своих поступках, ответственным за принимаемые решения. Иными словами, на смену педагогике целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью обучения и воспитания последнего пришла новая, личностно ориентированная концепция образования. В соответствии с данной концепцией образование из способа просвещения индивида должно быть трансформировано в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.
Личностно ориентированная образовательная концепция позволяет поставить в центр образовательной системы обучаемого, интересы его развития, личностные структуры сознания. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что система образования, базируясь на личностно ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в «заданном русле» (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Под личностно-ориентированной парадигмой образования понимается исходная кон-
1 Зимняя И.А. Психологические особенности овладения иностранным языком // Зимняя И.А., Леонтьев А. А. Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы. - М.: 1969. - С. 148 - 156.
цептуальная модель (концепция) постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность каждого обучаемого и индивидуальность его образовательной траектории. Система образования, базируясь на личностно ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в «заданном русле» (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы.
Нужно согласиться с А.А.Леонтьевым2 в том, что личностно ориентированная направленность образования коренным образом меняет его (образования) содержание, которое должно: способствовать усвоению студентом социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме; стимулировать способность студента к свободному и креативному мышлению; формировать у студента мировоззрение, создавать целостную картину мира; развивать умение осознанно планировать свое развитие, понимать динамику последнего и самостоятельно учиться; развивать в обучаемом систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию, системные знания как средство контроля сформиро-ванности картины мира и др.
Поскольку система обучения иностранному языку - один из элементов профессиональной системы образования, то все выше сказанное имеет отношение и к ней. Следовательно, основным принципом обучения иностранному языку является его (обучения) личностно ориентированная направленность, направленность на языковую личность обучаемого. В связи с этим еще раз подчеркиваем, что выдвижение концепта языковой личности/ вторичной языковой личности в качестве системообразующего фактора современной методической теории и практики представляется весьма актуальным и созвучным образовательной идеологии. Языковая личность редуцируется и представляет как генетически обусловленная предрасположенность к созданию и манипулированию знаковыми системами, как «человеческий» коррелят Языка с большой буквы.
В таком понимании языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовности к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, включающих выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием личности, ее поведением, управляющих ее текстопроизводством и, в конечном итоге, опре-
2 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. -М.: 1981.
деляющих иерархию смыслов и ценностей в языке модели мира3.
Принцип ориентации обучения иностранному языку на формирование в обучаемом черт вторичной языковой личности самым естественным образом делает актуальной задачу не просто научить студента вести себя (с помощью иностранного языка) как носителя изучаемого языка, но и развить у него (студента) способность и готовность осуществлять текстовую деятельность на изучаемом языке, способность к адекватному взаимодействию с представителями иных культур, наук и социумом (на разных уровнях).
Совершенно очевидно, что реализовать это положение возможно лишь в том случае, если система обучения предмету будет максимально ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития. Поэтому в качестве производного из названного выше принципа может быть следующее: построение учебного процесса должно осуществляться не с позиции логики и системности предмета усвоения, а с точки зрения логики развития личности студента, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка. При этом для успешного усвоения иностранного языка важны не дисциплина и прилежание, а проявления студентом собственной активности, удовлетворенность от общения субъектов учебного процесса друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на занятиях.
Личностно ориентированный характер обучения иностранному языку диктует необходимость переосмысливать как обучающую деятельность преподавателя, так и деятельность, позицию студента по усвоению языка. Студент становится главным субъектом учебного процесса. Преподаватель выступает не просто в роли модератора, создающего стимулы, побуждающие студента к усвоению содержания обучения, - он является помощником и организатором общения на изучаемом языке и с его (языка) помощью. Учебный процесс строится не с точки зрения приоритетов учебного материала: исходным является студент как субъект учебно-воспитательного процесса. Чтобы реализовать это положение, необходимо внедрять в практику и дидактико-методические технологии, «целью которых (на всех этапах обучения) является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации и са-
3 Гальскова Н.Д., Соловцева Э.И. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // Иностранные языки в школе. - 1991. - №
3. - С. 31 - 35.
мореализации личности каждого студента»4. Иными словами, речь идет о поиске выхода за узкие рамки языковых аспектов обучения иностранному языку в области личностных отношений и интересов субъектов педагогического процесса.
Поскольку и лингвистика, и психолингвистика рассматривают язык не как определенную систему языковых средств, а как один из аспектов человеческой деятельности - социальный (речевая деятельность есть умственная и творческая деятельность), то обучение иностранному языку, нацеленное на формирование у обучаемых черт вторичной языковой личности, представляет собой сознательный (когнитивный) и творческий процесс, а не «запрограммированное поведение».
Когнитивность, по справедливому замечанию А.А.Леонтьева5, связана с тем, что студент не просто овладевает еще одним средством общения. Поскольку язык сам по себе не выражает никаких смыслов, существующих независимо от концептуальных систем, то усвоение языка есть не только обретение средствами кодирования концептов, сколько формирование картины мира студента, состоящей, как мы уже отмечали, как из вербальных, так и предметных знаний. Поэтому иностранный язык не должен преподаваться как «формальная система».
Обучать языку - значит обучать культуре, имея в виду взаимосвязанные коммуникативное и социокультурное развитие студента. Усвоение языка есть усвоение соответствующих различий в мире - концептуальных систем. Что касается языковых средств, то овладение ими должно служить тому, чтобы студент осознанно мог управлять процессом выбора соответствующих средств в ходе общения и процессом индивидуального усвоения языка. В связи со сказанным выше особую значимость приобретает проблема аутентичности репрезентируемой с помощью языка «картины мира». Процесс обучения иностранному языку должен опираться на аутентичный инофонный текст как единицу коммуникации (продукт текстовой деятельности), в котором представлены признаки другой (иноязычной) языковой общности. При этом речь должна идти о социально значимой, культурологически специфической информации, овладевая которой обучаемый будет приобщаться на определенном уровне к лингвокогнитивным характеристикам представителя иной этнокультурной общности и, интерпретируя его текстовую деятельность, лучше осознавать свою родную культуру. В связи с этим важно, чтобы процесс обучения исключил мало-
4 Давиденко Е.С. Личностно-ориентированный подход к обучению понимания смысла иноязычного художественного текста (английский язык, неязыковой вуз): Дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог: 2003.
5 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики ..
осознанную активность студентов на уровне речевого поведения и, следовательно, развить способность осуществлять коммуникативную деятельность самостоятельно. Последнее дает возможность внести в процесс обучения «неуправляемое усвоение» и тем самым приблизить его по основным своим параметрам к процессу овладения вторым языком в естественной языковой ситуации. Отсюда неизбежен отказ от имитационных технологий в пользу творческих, социальных форм и приемов обучения, акцентирующих содержательные аспекты учебного процесса и делающих значимыми «смысловые нагрузки».
Студент должен быть приближен к пониманию смысловых механизмов социального взаимодействия людей стран(ы) изучаемого языка; при этом под смыслом понимается «.в самом упрощенном варианте психологическое отражение некоего (референтного) фрагмента действительности, продуцируемое соответствующим фрагментом устноязычной текстовой деятельности». Поскольку речевая деятельность является, в сущности, речевым мышлением, и язык для студентов есть средство выражения собственных намерений, то такое использование языка является творческим, а не имитационным и обучение языку должно быть связано с развитием творческого мышления и фантазии обучаемых. Научить творчески пользоваться языком можно только в ходе активного общения (взаимодействия) обучаемых на этом языке. Поэтому способы обучения, направленные в первую очередь на усвоение системы языка, должны быть заменены новыми, интерактивными формами обучения, объединяющими студентов - субъектов учебного процесса и придающими процессу обучения деятельный характер.
Деятельностная основа обучения предмету -еще один принцип преподавания и изучения иностранного языка - выражается во внешней и внутренней (умственной) активности студента. Это значит, что традиционная фронтальная работа, при которой речевую активность проявляет преподаватель, а студенты активны только в том случае, если их спрашивают, сокращается в пользу самостоятельных форм обучения. Практика показывает, что, к сожалению, нередко студент выступает «как сторонний наблюдатель, холодно фиксирующий происходящее или находящееся вокруг него (когда он делает это не холодно, а с улыбкой, это уже считается методическим достижением)». Это не способствует успешности усвоения языка. Последняя в полной мере зависит от того, вызывает ли деятельность по овладению языком у студента положительное к ней отношение и моделируются ли в учебном процессе ситуации, в которых обучающийся действует самостоятельно (автономно).
Таким образом, процесс овладения студентами иностранным языком в учебных условиях будет успешным при условии, если он: направлен на личность студента, его реальные потребности и мотивы, социокультурные, индивидуальные программы развития; осознан обучаемыми как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от них самих; обеспечен умениями преподавателя выявлять мотивацию к обучению у каждого обучающего и направлять ее на успешное овладение языком; имеет деятельностный, когнитивный, творческий характер; ориентирован не на логику и системность предмета усвоения, а на логику развития личности студента, его субъективного внутреннего состояния; стимулирует проявление собственной активности студентов, удовлетворения от общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на занятиях; учитывается, прежде всего, индивидуальные предпосылки обучения и условий обучения, а не различия между системами родного и иностранного языков.
В личностно ориентированном образовании в качестве средств, помогающих успешно взаимодействовать с другими людьми, быть эффективным не только в учебной, но и в профессиональной деятельности, рассматриваются и некоторые техники и технологии из различных направлений психотерапии. Одним из таких направлений является нейро-лингвистическое программирование (НЛП). С момента основания (1972 г.) до широкого применения НЛП прошло более 30 лет. За этот период НЛП стало использоваться в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Изучением и использованием НЛП в России стали заниматься в начале 90-х годов прошлого столетия, когда на базе учебных центров и институтов практической психологии стали организовываться курсы по обучению НЛП, которые вели зарубежные специалисты (М.Аткинсон, Я.Ардуй, П.Врица, Р.Дитлс, Э.Росси, Б.Э.Эриксон и др.) и отечественные ученые и практики (М.С.Гринфельд, Е.Виль-Вильямс, Н.И.Голосова, Л.Кроль, Е.Л.Михайлова, В.В.Семенов, А.Н.Ситников, В.К.Зарецкий и др.). Среди первых отечественных учебных пособий по использованию НЛП в обучении, вышедших в России, необходимо назвать пособие М.А.Павловой (1997 г.), в котором была представлена система работы по интенсивному повышению практической грамотности, развитию внимания, памяти, мышления и речи, а также использовались элементы психокоррекции6. Проблемами использования НЛП в образовании занимаются К.Андреас, А.Д.Барбитова, Дж. Грин-дер, Р.Дилтс, С.В.Ковалев, Л.Ллойд, Дж.
6 Павлова М.А Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. Учебное пособие. - М.: 1997.
О'Коннор, Дж. Сеймор, Ф.Пуселик, Б.Люис и др. Один из специалистов НЛП в обучении М.Гриндер, анализируя уровни школьного образования во взаимосвязи со сменой способов обучения, выделяет несколько уровней обучения с учетом особенностей видов процесса восприятия (зрительного, слухового, кинестетического, осязательного, обонятельного, вкусового)7.
С проникновением нейро-лингвистического программирования (НЛП) (НЛП - аббревиатура нейро-лингвистического программирования, принятого в русском языке, в международной практике используется аббревиатура - ЫЬР) в сферу образования появилась возможность использовать в образовательном процессе при работе с учащимися приемы, техники и технологии, направленные на формирование, развитие и достижение успеха. НЛП можно использовать как при работе с каждым обучаемым, с группой, так и с учетом специфики образования. Преподаватель, отследив установившиеся шаблоны успешного поведения в группе, может создать модель успеха для себя и для обучаемых и использовать её для более эффективного учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, применение техник и приемов НЛП дает возможность учителям школ и преподавателям профессиональных образовательных учреждений оказывать помощь и педагогическую поддержку ученикам и студентам в обучении (повысить эффективность обучения), в воспитании (взаимодействовать на уровне сотрудничества, способствовать развитию у них процессов самоопределения, самовоспитания, саморазвития), в общении (достигать особого состояния успешной коммуникации между субъектами взаимодействия); в профессиональной деятельности (развивать профессиональную компетентность специалиста), в профилактике профессионального выгорания (управлять стрессом, уметь использовать свой потенциал и внутренние ресурсы).
Использование техник и приемов НЛП поможет педагогам эффективно формировать у обучаемых умение учиться, определить целесообразные для них дополнительные курсы, глубже понять, как стили обучения влияют на восприятие и успешность в учебной деятельности, усилить сохранение содержания обучения. С точки зрения представителей НЛП, неуспевающие по учебной программе обучаемые появляются тогда, когда обучение направлено на содержание, при котором у них не развивается отстающая модальность восприятия (под модальностью восприятия понимается ведущий вид восприятия, с помощью которого мозгом ведется отбор получаемой информации для того, чтобы ввести ее в сферу сознания). В этом случае для эффективного обучения
7 Гриндер М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике. - М.: 1995.
педагог должен использовать многосенсорные техники, тогда каждый учащийся может сам выбрать привычный для него учебный стиль. Под учебным стилем понимается такой способ переработки информации, в основе которого лежит вид восприятия окружающего мира, используемый учеником. Учитывая вышесказанное можно сделать выводы о том, что эффективность образовательного процесса зависит от: ведущего вида восприятия человека; от стиля обучения педагога и стиля учения обучаемого; от особенностей направленности обучения.
Можно согласиться с мнением, что ориентированная на обучаемого система преподавания, требующая от педагога внимательного отношения к стилям обучения, выходит за рамки метода, за рамки учебника, за рамки классной комнаты или аудитории и даже за рамки педагога, т.к. ориентирована на источник успеха или неуспеха в обучении - на самого обучаемого. Принимая такую точку зрения специалистов по НЛП в обучении, важно еще раз обозначить, что сложно найти универсальные методы помощи обучаемым, но есть приемы, техники и технологии, с помощью которых, если потратить время на их освоение, применяя деятельностный подход, можно получить поразительные результаты, как для педагогов, так и для обучаемых. Такими возможностями обладает нейро-лингвистическое программирование. Знание и применение НЛП помогут педагогу устранить конфликт между стилем преподавания педагога и стилем учения обучаемого, который мешает реализации способности эффективно и успешно учиться.
Существуют техники нейро-лингвистического программирования, которые можно использовать для повышения эффективности образовательного процесса обучающихся с разными ведущими репрезентативными системами восприятия и переработки информации. Репрезентативная система
- это способ, с помощью которого в мозге кодируется информация в одной или нескольких сенсорных системах: визуальной, аудиальной и кинестетической. Действительно, на протяжении жизни человек познает окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинестетическую, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию - глазами, ушами или посредством осязания. Исследования показали, что существует определенная связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками - теми, что позволяют человеку направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию,
- и успешной учебной деятельностью, а также
умением общаться. Поэтому для описания способов познания, свойственных обучаемым, часто используются такие термины, как «зритель», «слушатель», «деятель».
Приведем их характерные особенности, предложенные Лорен Брэдвей и Барбарой Алберс Хил. «Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как цвет, движение, форма и размеры. Большинство «зрителей» обладают великолепной зрительно-тактильной координацией от рождения, прежде всего, стремятся рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Действительно, большинство «зрителей» выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев. «Зрители» любят рассматривать иллюстрации, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они хорошо рисуют и пишут, быстро осваивают компьютер, с легкостью запоминают графику слов, любят видео-игры. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, они легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку «зрители», как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.
«Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, «слушатели» раньше, чем другие начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. «Слушатели» легко запоминают музыку, знакомые голоса, любят петь, слушать аудиозаписи и радио, рассказывать стихи, правильно и хорошо говорят, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах, успешно обучаются иностранным языкам. В связи с тем, что основное внимание у «слушателей» приковано к языку, речи, то они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.
«Деятели» познают окружающий мир тактильным (кинестетическим) способом, то есть путем непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, актив-
ное движение, а значит, активность крупной мускулатуры - плеч, рук, ног, стоп и т.д. Большинство «деятелей» много двигаются, предпочитают активные игры, связанные с прыжками, бегом, танцевальными движениями. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску. Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходиться сталкиваться, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое, концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль -активные движения на открытом пространстве, занятия спортом. Часто они эмоционально неустойчивы - гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. Их явное предпочтение двигательного восприятия приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.
Зная о таких особенностях «деятеля», «слушателя», «зрителя», педагоги могут подобрать такие методы и способы обучения, воспитания и развития обучаемого, которые будут способствовать развитию его успешности не только в учебном процессе, но и в жизни в целом. Педагог, зная свой стиль преподавания/обучения, быстрее может заметить, какие обучаемые из группы испытывают затруднения, и провести соответствующие поправки и корректировку в их учебной деятельности. Конечно, любой компетентный педагог постарается включиться в поиск таких способов обучения / преподавания, которые помогали бы и ему и обучаемому создать баланс на занятии. В личностно ориентированном образовании в современной ситуации уже достаточно много используется таких эффективных способов, как работа обучаемых в микрогруппах, или кол-
лективный способ обучения, или такие методы как «мозговой штурм» и «метод проектов». Данные способы и методы позволяют обучаемым обмениваться теми стилями учения, которые у них наиболее предпочитаемы, и развивать те стили учения, которые ими редко используются или практически не используются. Так, например, обучаемые с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий учения, ассоциированных с каждым учебным стилем, обучаемые, выполняя смешанные задания, могут помочь друг другу увеличить количество своих учебных стратегий. Педагог, осознающий свою задачу в этой ситуации, может модифицировать задания, связанные с текстом, занятиями по учебнику, с использованием раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям учения, представленным в группе, вне зависимости от того, являются ли эти стили основными и соответствуют ли они стилю обучения / преподавания самого педагога.
Принимая точку зрения специалистов по НЛП в обучении, важно еще раз обозначить, что сложно найти универсальные методы помощи обучаемым, но есть приемы, техники и технологии, с помощью которых, если потратить время на их освоение, применяя деятельностный подход в обучении и воспитании, можно получить поразительные результаты, как для педагогов, так и для обучаемых. Такими возможностями обладает нейро-лингвистическое программирование. Знание и применение НЛП помогут педагогов устранить конфликт между стилем преподавания педагога и стилем учения обучаемого, который мешает реализации его способности эффективно и успешно учиться.
POSSIBILITIES FOR USE OF MULTISENSORY NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING TECHNIQUES IN FORMING A LINGUISTIC PERSONALITY
© 2011 M.V.Melnikov0
Institute of aviation technologies and management Ulyanovsk state technical university
The author suggests using Neurolinguistic Programming to increase the efficiency of educational process for students with different leading representative systems of perception and information processing. The author uses such terms as «spectator», «listener», «maker» to describe ways of information assimilation peculiar to various trainees and describes their features, knowledge of which promotes successful learning both for educational purposes and in everyday life.
Key words: foreign language, « personality-focused process», linguistics and psycholinguistics, representative systems of perception and information processing; techniques and methods of Neurolinguistic Programming; acoustical, visual and action skills of trainees; features of the «maker», «listener» «spectator», their consideration during teaching foreign language.
Maxim Vladimirovich Melnikov, Senior Lecturer, General Sciences Department. E-mail: mensch777@mail. ru