Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в системе последипломного образования'

Инновационная деятельность в системе последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEACHING ADULTS / INNOVATION TECHNOLOGIES / POST-GRADUATION EDUCATION / A FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Татьяна Георгиевна

Рассматриваются инновационные подходы к обучению взрослых иностранным языкам. Показано, что использование инновационных технологий способствует повышению коммуникативной мотивации взрослых обучаемых, а внедрение информационных технологий в учебный процесс создает условия для самостоятельной работы, способствует интенсификации учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation activities in the post-graduation educational system

In the article some innovation approaches to teaching foreign languages to adults are considered. It is shown that the use of innovation technologies stimulates communicative motivation of adult students. The application of information technologies to the learning process enriches didactic opportunities, heightens students' activity, creates favourable conditions for self-instruction, intensifies the learning process

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в системе последипломного образования»

Т. Г. Дементьева

(Минск)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ Ь В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются инновационные подходы к обучению взрослых иностранным языкам. Показано, что использование инновационных технологий способствует повышению коммуникативной мотивации взрослых обучаемых, а внедрение информационных технологий в учебный процесс создает условия для самостоятельной работы, способствует интенсификации учебного процесса

В последние годы на страницах многих научных изданий и в общественной печати часто используются ставшие уже «модными» термины: инновации, инновационная деятельность, инновационная культура и т.д. Следует отметить разнообразие методологических и практических способов в определении содержательного наполнения данных явлений и методов реализации инновационных процессов. В науке и практике под инновацией понимают такое нововведение, которое находится в русле общественных устремлений, но для своего внедрения требует принципиально новых методов, часто выходящих за пределы принятых норм и правил [3].

Здесь возникают определенные противоречия, поскольку внедрение каждого нового принципа обучения, образовательной технологии требует существенного пересмотра существующих норм и правил организации учебного процесса в современном образовательном учреждении; и только университетское, а также последипломное образование сохраняют исследовательские традиции.

Инновационное образование сегодня необходимо рассматривать как системную совокупность образовательных процессов, основанную на активном применении новейших информационных и организационно-педагогических технологий, предполагающую применение теоретических, практических и педагогических инноваций [6]. Спецификой инновационного образования является производство конкурентоспособной профессиональной модели специали-

ста на рынке образовательных услуг, а также формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сферах общественной жизни [8].

Образование есть область гуманитарной практики, в которой принимает участие абсолютно каждый человек. Фактически, это сфера жизнедеятельности взрослого человека, включающая контекст культурных достижений и многообразие форм социально-профессиональной деятельности людей [2, с. 4].

Более того, образовательное пространство сегодня определяется как сосредоточение взаимодействия всех людей, как движение исторического процесса, в котором образовывается и образуется сам человек при помощи собственных эмоционально-духовных и интеллектуально-волевых усилий.

Образование взрослых в современном обществе - это важнейшее условие творческого развития личности, без которого невозможно эффективное функционирование человека в динамично развивающемся мире. На современном этапе развития общества особую значимость приобретает иноязычное образование взрослых. Ориентация современного образования на формирование личности, обладающей экологически развитым сознанием и мировоззрением, на процессы гуманизации и культуроло-гизации, способствовала утверждению нового взгляда на иностранный язык, который стал рассматриваться как средство познания сокровищ общечеловеческой культуры, как инструмент развития личности в

диалоге (полилоге) культур [11, с. 13]. Существует объективная необходимость поиска оптимальной методики обучения иностранному языку в системе последипломного непрерывного образования специалистов, специфической организации учебного процесса, что обусловлено возрастом обучаемых, характером их реальной или потенциальной профессиональной и социальной деятельности, личностными ориентациями, мотивами и интересами.

Знание иностранного языка и стоящей за ним культуры не только позволяет человеку свободно ориентироваться в открытом для сотрудничества мире, но и способствует взаимопониманию между представителями разных лингвокультур и их сближению. С этих позиций формирование иноязычной коммуникативной компетенции специалистов (взрослых обучающихся) является приоритетной целью последипломного образования.

Исследования по вопросам языковой политики и повседневная реальность свидетельствуют о возросшем статусе и роли иностранного языка в жизни взрослых людей. Профессиональные и личные контакты, участие в работе международных организаций, выступления с докладами на международных научных конференциях, командировки и стажировки в зарубежных странах, развитие международного туризма определили исключительную важность обучения взрослых межкультурному иноязычному общению, а перед преподавателями, работающими в системе последипломного образования, поставили задачу формирования поликультурной многоязычной личности, способной достойно представлять свою страну за рубежом.

При определении целей и задач обучения взрослых необходимо исходить из того, что иностранный язык является для них источником получения новой информации в сфере профессиональной деятельности, средством общения с представителями различных стран, возможностью комфортно ощущать себя в условиях интернационализации общественной жизни. Обучение иностранному языку взрослых специалистов (без отрыва от основной работы) требует

применения эффективных приёмов, методик, инновационных технологий, обеспечивающих ускоренное овладение языком.

Цели обучения взрослых иностранным языкам, как правило, конкретны, тесно связаны с определенными социально-психологическими, профессиональными, личностными проблемами. Условия обучения взрослых детерминированы временными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами, которые могут способствовать успешному обучению, но часто усложняют учебную деятельность обучаемых.

Система обучения профессиональному иноязычному общению может быть эффективной, если она основывается на современных методических подходах, предполагающих усиление коммуникативной направленности, использовании игровой деятельности обучаемых, психолого-педагогических приемов, оптимизирующих руководство учебной деятельностью взрослых учащихся. Использование инновационных технологий, например, активных методов проблемного обучения (метода анализа конкретных ситуаций, методов мозговой атаки и «круглого стола», дискуссий, деловых и ролевых игр и т.п.) способствует повышению коммуникативной мотивации взрослых обучаемых. Внедрение информационных технологий (компьютерных обучающих программ, видеотехнологий, дистанционного обучения иностранным языкам и т.п.) в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, повышает активность обучаемых, мотивацию учения, создает условия для самостоятельной работы, способствует интенсификации учебного процесса, вызывает интерес к изучению иностранного языка.

Одна из важнейших проблем обучения иностранным языкам взрослых заключается в создании на занятии условий, при которых учащиеся испытывают потребность в общении на иностранном языке. Решение этой проблемы непосредственно связано с формированием у взрослых обучаемых коммуникативной мотивации, которая

обеспечивает их инициативное участие в общении как на занятии, так и вне его. Эффективным средством формирования коммуникативной мотивации могут служить активные методы проблемного обучения.

Обратимся к характеристике некоторых активных методов проблемного обучения, применяемых на кафедре интенсивного обучения иностранным языкам специального факультета по переподготовке руководящих работников и специалистов отраслей экономики и социальных сфер Республики Беларусь ИПКиПК УО «Минский государственный лингвистический университет».

В ряду важнейших средств активизации познавательной деятельности первое место принадлежит дискуссии, которая является важнейшим средством усвоения и закрепления знаний. Она позволяет выявить и развить разнообразные качества обучаемых (самостоятельность мышления, умение оценить и изложить различные точки зрения и др.). Различают фрагментарные дискуссии («минидискуссии»), предназначенные для обсуждения какого-то узкого вопроса и занимающие только часть занятия, и развернутые, посвященные изучению темы в целом и охватывающие одно или несколько занятий. Организация дискуссии включает следующие процедуры: подготовка дискуссии, проведение дискуссии и анализ ее итогов.

Целенаправленная подготовка дискуссии начинается задолго до ее проведения. Она включает выбор темы, определение ее предмета и задач. На занятии в кратком вступительном слове необходимо охарактеризовать его цель, разъяснить, почему для ее достижения избран именно метод дискуссии. Следует предупредить дискутантов о необходимости соблюдения правил дискуссии (доказательность выступления, привлечение хорошо проверенных фактов, точность в определении понятий, уважение к противоположной точке зрения, доброжелательная, объективная критика и др.).

Как правило, темы для дискуссий имеют страноведческий характер, например, «Эффективность системы образования в

Беларуси и во Франции», «Экологические проблемы и пути их решения» и т.д. Подготовка дискуссии включает также изучение отдельных текстов из учебников по страноведению Франции. Слушатели могут воспользоваться материалами из Интернета, а также из других информационных источников.

Принципиальное значение имеет создание благоприятного психологического климата, атмосферы благожелательности, терпимости и в то же время требовательности, а также поддержание оптимального напряжения и темпа дискуссии. Ведение дискуссии требует определенного регламента.

Ролевая игра, имея основной целью обучение, воспроизводит определенный фрагмент объективной действительности в условных ситуациях. При этом она функционирует как реальный процесс через взаимодействие ролей, адекватных человеческой деятельности, которые исполняются слушателями. Игра вовлекает всех участников в совместную коллективную деятельность, учит опыту выработки и принятия решений. В ситуации игры усвоение знаний и приобретение умений, навыков закрепляются личным переживанием.

Например, на занятии по обучению слушателей говорению на основе 100 актов коммуникации учебника А. Шамберлена и Р. Стил «Практический гид коммуникации» [12] предлагается ситуация, предполагающая умение начать и продолжить разговор. Вначале дается ссылка на соответствующие реплики по данной теме в учебнике. Далее преподаватель объясняет правила игры и распределяет роли, например:

В город приехала известная театральная труппа, которая дает единственное представление в пятницу вечером. Вы купили себе билет. Но, вернувшись домой, вы столкнулись с проблемой: вам позвонила ваша приятельница и сообщила, что она может приехать в пятницу, чтобы сходить на спектакль известных актеров. Вы возвращаетесь в театр, но, к сожалению, осталось очень мало билетов в кассе театра. Вы покупаете билет, где указано место в 7-ом ряду, тогда как у вас место в 4-ом. Вече-

ром в пятницу вы идете в театр с вашей подругой и стараетесь сесть рядом. Для этого вам надо поменяться с кем-нибудь местом в 7-ом ряду или в 4-ом ряду. Рядом с вами, в 4-ом ряду, сидит одинокая пожилая женщина. В 7-ом ряду, слева от вас сидит 50-летний мужчина, а справа - девушка, разговаривающая со своим соседом. Слушатели предлагают также и свои варианты.

Условия проведения подобных ролевых игр можно найти в учебно-методическом пособии Т. Г. Дементьевой «Речевой акт в упражнениях и диалогах» [4].

Метод «мозговой атаки» является одной из разновидностей учебных игровых занятий. Он возник как способ генерирования идей. Все участники игры не терпят авторитетов, никому не подчиняются. Идеи льются потоком. В учебном процессе метод «мозговой атаки» способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-то узкой актуальной цели. Например, метод «мозговой атаки» можно использовать на занятии по теме «Модели современной семьи. „За" и „против" свободных браков».

Приведем в качестве примера занятие, которое является иллюстрацией метода «круглого стола».

Тема занятия: «Политические партии Франции. Накануне президентских выборов 200... года». Из числа претендентов на пост президента Франции были отобраны 5 кандидатов, представлявших различные партии, между которыми завязалась дискуссия о будущем Франции. Каждый кандидат представлял свою программу. Ведущий задавал вопросы всем присутствующим, уточняя отдельные положения предвыборных платформ претендентов.

Все материалы для «круглого стола» были взяты из Интернета, из французских газет и теленовостей «ТУ-3».

Главная функция проблемного обучения заключается в развитии творческих потенций личности, формировании познавательной самостоятельности обучаемых. Использование активных методов проблем-

ного обучения способствует повышению коммуникативной мотивации специалистов - взрослых обучаемых.

Развитие психических функций (а вместе с ними и в том числе речи), а также свойств личности связано как с врожденными задатками, так и с внешними факторами (взаимодействием человека со средой, воздействием на него при помощи особых технологий), но не заканчивается с завершением возрастных изменений, а может, при благоприятных условиях, продолжаться всю жизнь [9, с.71]. Именно эту задачу - формирование иноязычной коммуникативной компетенции у взрослого человека - решает преподаватель-андра-гог, образуя в группе обучаемых небольшую модель общества, в котором созданы все условия для всестороннего совершенствования и развития личности и, следовательно, для обретения человеком иноязычной речи.

Коммуникативная компетенция, включающая в себя лингвистическую, речевую, социокультурную, социальную, стратегическую и др., означает способность решать средствами иностранного языка актуальные задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни, умение пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения [1, с.109].

Компетенции могут формироваться не на основе «готовых» знаний, умений и навыков, а лишь путем креативной деятельности. Коммуникативная компетенция и ее составляющие наиболее эффективно формируются посредством технологий проблемно-модульного обучения, проектных, коммуникативных, игровых и др., в рамках которых взрослые обучаемые участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, моделирующих профессиональные проблемы и задачи [5, с.24], а также ситуации межкультурной коммуникации.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, вовлечение обучаемых в креативную деятельность на занятиях по иностранному языку невозможно без создания условий, при которых они испытывали бы потребность в общении на иностранном языке. Речь идет о коммуника-

тивной мотивации, которая должна играть особо важную роль при обучении взрослых иностранным языкам. Решающее влияние на степень овладения иностранным языком оказывает «входящая» мотивация, с которой начинают курс обучения и которая включает в себя отношение к предмету изучения и к процессу его усвоения, которое было сформировано в прошлом опыте обучаемого.

Довольно часто взрослые люди имеют отрицательный опыт в изучении иностранного языка в школе и вузе. Однако конкретные целевые установки в области изучения иностранных языков, связанные с профессиональной деятельностью обучаемых, их возможным карьерным ростом являются серьезной предпосылкой создания прочной внешней мотивации, которая, однако, не способна поддерживать познавательную активность обучаемых на протяжении всего учебного процесса. Возникает необходимость формирования внутренней мотивации, создания положительного отношения к самому процессу овладения иностранным языком [7, с. 43-44].

Обучаемые должны получать удовольствие от изучения иностранного языка, испытывать положительные эмоции от общения с преподавателем и коллегами по учебной группе. Одним из таких приемов обучения иностранному языку, который способствует развитию творческих потенций взрослых обучаемых является постановка спектаклей на иностранном языке, подготовка тематических show, посвященных новогодним праздникам, с активным участием всех учащихся учебной группы, с музыкальным сопровождением, с костюмами, декорациями и т.п.

Постановка спектакля - это прекрасная мотивация в работе над иностранным языком. В ходе репетиций оттачиваются звуки и интонация, отрабатываются выразительность и темп речи. Успех спектакля зависит от каждого участника, от слаженной работы всех и каждого. Выбор темы спектакля, написание сценария, распределение ролей, репетиционный период, подготовка декораций, подбор музыкального фона - все это сближает, увлекает, стимулирует... Очень

важна роль преподавателя в организации группы, вовлечении всех обучающихся в творческий процесс. Эта работа требует энтузиазма, большого эмоционального накала... и немало физических усилий и временных затрат. Результат, как правило, превосходит все ожидания, подтверждением чего является видеосъемка. В качестве примера можно привести постановки спектаклей «Cendrillon» («Золушка»), «La Blanche-Neige et sept nains» («Белоснежка и семь гномов»), «La Belle au bois dormant» («Спящая красавица») в группах 331, 431, 631 отделения французского языка кафедры интенсивного обучения иностранным языкам МГЛУ.

Чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное внедрение информационных технологий в учебный процесс дает новые дидактические возможности, обеспечивает наглядность, аудио- и визуальную поддержку обучения, удобный контроль, способствует повышению как уровня преподавания, так и мотивации к изучению иностранного языка со стороны слушателей.

Новые информационные технологии открывают практически неограниченные возможности для совместной творческой деятельности слушателей и их преподавателей. Между педагогами и обучаемыми появляется партнер - компьютер, требующий изменения сложившихся отношений между ними. Достоинства информационных технологий обучения общеизвестны -это активизация когнитивной деятельности учащихся, индивидуальный характер обучения, разгрузка преподавателей от контроля и консультирования [10]. Компьютер на занятиях по иностранному языку позволяет индивидуализировать и интенсифицировать обучение. Он повышает активность обучающихся, мотивацию учения, создает условия для самостоятельной работы, способствует выработке самооценки у обучаемых, создает комфортную среду обучения.

Иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки специалистов, так как он дает

возможность специалисту-профессионалу изучать и использовать новейшие достижения мировой практики, а также вносить свой вклад в разработку тех или иных проблем с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта. Задача преподавателей, работающих в системе последипломного образования, состоит в использовании современных инновационных технологий

при обучении взрослых иностранным языкам с целью повышения их заинтересованности в успехе учебного процесса и активизации их учебной деятельности, то есть повышения коммуникативной мотивации, и с целью интенсификации и оптимизации процесса обучения взрослых иноязычному профессионально ориентированному общению.

Литература

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков. - СПб.: Златоуст, 1999. -472 с.

2. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования : моногр. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. - 148 с.

3. Демчук М. И. Высшая школа в стратегии инновационного развития Республики Беларусь. - Минск: РИВШ, 2006. - 300с.

4. Дементьева Т. Г. Речевой акт в упражнениях и диалогах : учеб.-методич. пособие (на фр. яз.). - Минск: МГЛУ, 2001. - 121 с.

5. Жук О. Л. Компетентностный подход в стандартах высшего образования по циклу социально - гуманитарных дисциплин // Вышэйшая школа. - 2006. - №5. - С. 21-25.

6. Косинец А. Н. Инновационное образование - главный ресурс конкурентоспособной экономики государства // Советская Белоруссия. -2007. - №36.

7. Мархасев И. Р., Ржеутская С. Ю., Сокеркина О. В. Управление мотивацией как один из способов интенсификации обучения взрослых иностранному языку // Обучение взрослых иностранным языкам в контексте непрерывного образования : материалы докладов II Международной науч.-практич. конф., Минск, 18-19 мая 2005 г. - Ч.2 / отв. ред. А. В. Зубов. - Минск: МГЛУ, 2005. -С.42-46.

8. Михалев А. С., Волнистая М. Г. Традиции и новации дисциплинарно-модульного обучения в системе университетской подготовки // Вышэйшая школа. - 2007. - №6. - С.19-26.

9. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. - М.: ПЭРСЭ; Логос, 2004. - 319 с.

10. Соловов А. В. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. - М., 1997. - №4. - С.100-106.

11. Хведченя Л. В. Иноязычное образование на рубеже веков: тенденции и перспективы // Иноязычное образование: формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции : материалы докладов Международной науч. конф. / под ред. М. Н. Петровой. - Минск: БГМУ, 2003. - 236 с.

12. Chamberlain A., Steele R. «Guide pratique de la communication». - Paris: Les Editions Didier, 1985 - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.