Научная статья на тему 'Возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя биологии'

Возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя биологии»

Современные педагогические технологии

63

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

© Самко О.В.*

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

Ключевые слова: активизация исследовательской деятельности, проектный метод обучения, учебный эксперимент, познавательный интерес.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.

Проектная деятельность как один из методов личностно ориентированного обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений. Учащиеся постигают всю технологию решения учебных задач: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным [3].

Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место в исследовательской деятельности учащихся. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Технология проектного обучения - это метод, который развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс

* Доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности и естественных наук, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.

64

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности обучающихся и способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. По определению Е.С. Полат, метод проектов в современной педагогике - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой для учащихся проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом в виде некоего конечного продукта [5].

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [2].

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьников, их интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии [1, 6].

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала - например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а так же мотивировать успешного ученика неординарным заданием - например, провести исследование на базе медиа-лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты исследования. Элементы исследовательской деятельности на уроках биологии можно вводить уже в 5-х классах. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников.

Современные педагогические технологии

65

Данная система поэтапного приобщения обучающихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех [4, 7, 8].

В ходе работы над учебным исследованием целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

При организации исследовательской деятельности обучающихся можно использовать следующие виды исследований:

1. Экспресс-исследование.

По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований: какие птицы живут в микрорайоне, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города и др.

2. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.

Обучающиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении темы «Приспособленность растений к условиям окружающей среды» ребята, используя материалы учебника и дополнительную литературу, знакомятся с тем, как приспособлены растения к обитанию в засушливых условиях, в условиях низких температур, в водной среде.

Возможная тематика исследований: «Особенности насекомоядных растений», «Приспособления растений к опылению», «Приспособления животных к условиям обитания в водной среде». По результатам исследований учащиеся делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.

В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке,

66

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.

3. Проведение учебного эксперимента.

Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.

При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных.

В 6 классе при проведении лабораторных работ можно организовать небольшие исследования с помощью микроскопа.

Например, изучение строения плесневого гриба мукора в начальный период развития и в период созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа. Учебный эксперимент - один из продуктивных методов обучения.

4. Исследования-соревнования.

Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Для учащихся 11 классов заранее готовится текст по темам, которые имеют большой объем научного материала «Гипотезы происхождения жизни на Земле», «Происхождение видов», «Основы цитологии» и др. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, обучающиеся стараются выбрать те данные, которые являются главными, основополагающими в предложенной теме. Отдельные фрагменты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит обучающихся смысловому чтению, выделять главное, делать выводы.

5. Нетрадиционные уроки (урок-дискуссия «Происхождение человека», урок-конференция «Генно-модифицированные продукты»).

К таким урокам обучающиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и научную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто выискивают «каверзные» вопросы для участия в обсуждении.

6. Исследовательские проекты.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности обучающихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, обучающиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным мето-

Современные педагогические технологии

67

дикам. Проекты могут быть короткосрочными, долгосрочными, сезонными. Также исследовательский характер могут носить домашние задания:

1. Описание растений и животных по плану (жизненная форма, продолжительность жизни, строение организма, жизненный цикл т.д.).

2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на смену времени суток и др.).

3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на смену времени суток и др.).

4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

5. Творческие задания - стихи, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по организму», кроссворды, викторины, презентации.

Формирование исследовательских навыков учащихся осуществляется и во внеурочное время, которое является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Здесь формы проводимых работ еще более разнообразны:

1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии и экологии.

2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом - Земля», «Помоги зимующим птицам» и другие.

3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсии по экологической тропе в заповеднике «Комсомольский», знакомство с историей и бытом жителей нанайской деревни с. Верхняя Эконь).

4. Участие в работе кружка «Юный эколог».

5. Написание творческих работ.

6. Создание буклетов, презентаций, моделей («Раннецветущие растения», «Охраняемые и редкие растения и животные», модели цветковых растений различных семейств).

7. Выполнение мини-исследований («Моё любимое дерево», Моё любимое животное»).

8. Оформление альбомов («Я изучаю природоведение» - 5 класс; «Я изучаю биологию» - 6 класс, «Анализаторы» - 8 класс, «Эволюция человека» - 9 класс).

9. Летние задания (школьникам предлагается выполнить самостоятельные задания: составить гербарий различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, либо собрать коллекцию бабочек, раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.).

В работе над проектами учащимся предлагается использовать простые, доступные методики:

68

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

1. Методика определения органических и минеральных веществ в почве.

2. Методика определения водоподъёмной способности почв.

3. Методика оценки параметров микроклимата квартиры и др.

4. Методика проведения опытов с укрывным покрытием.

Опыт работы показывает, что привлечение, как можно большего количества ребят к участию в конкурсах разных уровней способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, открывает возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, Интернетом и т.п. Особенно радует стремление большинства детей к участию во внеурочной деятельности, желание показать свои знания и умения. Основная форма проведения занятий во внеурочное время -кружок «Юный эколог», где и реализуются различные формы исследовательской работы.

Цели работы кружка:

1. Знакомить обучающихся с основными естественными процессами, которые обеспечивают устойчивую целостность природы.

2. Расширять и закреплять полученные знания на практике.

3. Формировать у школьников навыки охраны природы и культуры природопользования.

4. Выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проводить самостоятельные исследования, стимулирующие мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.

5. Развивать умение ставить цель, искать способы её достижения.

В работе кружка реализуются три направления: теоретическое, учебноисследовательское, общественно-просветительское.

Важно заметить повышенный интерес ученика к проблеме и побудить ребёнка к самостоятельному углубленному изучению предмета. В центре предлагаемых проектов лежит обращение к личному опыту юного исследователя. Для того чтобы проект был интересен ребёнку, он не должен быть слишком трудным, но и не должен быть слишком лёгким; соответствовать возрасту, интересам и возможностям ребёнка.

Обучающиеся работают по группам, что позволяет выбирать работы по возрастным показателям и умениям.

В учебно-исследовательской работе обучающихся можно выделить три уровня активности:

1) сообщения на занятиях кружка на различные темы, обязательным компонентом которых является собственное отношение к тому или иному явлению, например, «Если бы я был главным экологом края...», «Как помочь нашей реке Амур?», «Как помочь животным выжить в наших лесах?»

Современные педагогические технологии

69

2) работы, представляемые на семинары и конференции городского и краевого уровня.

3) исследовательские работы, представляемые на всероссийский уровень.

В этом году обучающиеся кружка представили шесть проектов:

1. «Изучение биоценоза пресноводного водоёма».

2. «Изучение почв окрестностей г. Комсомольска-на-Амуре».

3. «Изучение образа жизни сибирского углозуба».

4. «Заболевания аквариумных рыб».

5. «Влияние использования укрывного материала на урожайность садовой земляники».

6. «Экология жилища на примере благоустроенной квартиры».

Обучающиеся ежегодно принимают участие в школьных конференциях,

научно-практических конференциях, проводимых на базе эколого-биологического центра г. Комсомольска-на-Амуре, олимпиадах различного уровня.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий познавательный интерес учеников определяется не только уровнем качественной учебной подготовки, но и активным участием школьников в различных мероприятиях, что способствует:

- формированию общей культуры учащихся;

- активизации мыслительной познавательной деятельности обучающихся;

- развитию творческих способностей обучающихся;

- отработке навыков работы с различными источниками дополнительной информации;

- развитию навыков самостоятельной работы обучающихся, творческого подхода к решению проблем;

- созданию методической копилки пособий (в том числе презентаций), которые можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- и в результате, это приводит к повышению качества образования.

Обучающимся нравиться заниматься проектно-исследовательской деятельностью, они с большим желанием ищут необходимую литературу, предлагают свои темы для проектов. Члены кружка не только интересуются биологией, но и химией, физикой, географией, и, возможно, в будущем свяжут свою профессиональную деятельность именно с этими научными областями.

Список литературы:

1. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Раз-

70

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

витие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. -М.: Народное образование, 2001. - С. 80-88.

2. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника и педагога // Народное образование. - 2005. - № 7. - С. 103-111.

3. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 33-37.

4. Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. - 2006. - № 5. -С. 63-71.

5. Полат Е.С. Метод проектов в школе // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 2. - С. 9-56.

6. Сатбалдина С.Т. Формирование исследовательского мышления у учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 4. - С. 31-34.

7. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. - М.: Планета, 2010. - 255 с.

8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Воронеж, 2004. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.