Научная статья на тему 'Формирование технологической культуры обучающихся в сельской малокомплектной школе'

Формирование технологической культуры обучающихся в сельской малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / CULTURE / TECHNOLOGICAL CULTURE / COMPETENCE / CREATIVE SKILLS / TECHNOLOGIES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакова Н. Н., Куровский Василий Николаевия, Румбешта Елена Анатольевна

Данная статья посвящена формированию технологической культуры школьников в сельской малокомплектной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакова Н. Н., Куровский Василий Николаевия, Румбешта Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS AT RURAL UNGRADED SCHOOL

The article is devoted to formation of technological culture of pupils in rural ungraded schools.

Текст научной работы на тему «Формирование технологической культуры обучающихся в сельской малокомплектной школе»

УДК 373.1.013

Н. Н. Жевлакова, В. Н. Куровский, Е. А. Румбешта

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Данная статья посвящена формированию технологической культуры школьников в сельской малокомплектной школе.

Ключевые слова: культура, технологическая культура, компетенция, социально-трудовые компетенции, творческие способности, технологии обучения.

Образование является составной частью культуры человека и общества.

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [1, с. 486].

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой понимается уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [2, с. 146].

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности, а также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний в условиях профильного обучения.

В настоящее время нельзя считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основами и конкретными примерами современных технологических процессов, которые пронизывают инфраструктуру общества, без привития основ технологической культуры, которой не хватает трудовым ресурсам России.

Особое место в педагогике отводят урокам технологии. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении, как в городской общеобразовательной, так и в сельской малокомплектной школе, способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющей работу рук с работой головы.

Образовательные учреждения сельской местности являются уникальной образовательной сферой знаний и культуры. Школу следует рассматривать как первичную форму освоения культурных норм, ценностей, идей, на которых формируется индивидуальная культура сельского школьника -сельского жителя. Школа на селе является не только учреждением образования, но и социальным центром села. В ней проводятся многие культурные мероприятия: вечера отдыха, праздники, дискотеки, выпускные балы, встречи выпускников, выборы всех уровней, сходы граждан. Нередко в здании школы находится библиотека, которая обслуживает детей и жителей деревни. Таким образом, сельская малокомплектная школа - это не только источник знаний для детей, культуры и грамоты сельской жизни, но и потенциально активный участник реформирования сельской экономики и развития села в целом. Именно в стенах школы обучающиеся получают знания, развиваются творчески, формируют свою культуру, в том числе и технологическую.

Проблемам формирования технологической культуры уделяли большое внимание А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Труд должен быть специальным предметом изучения, так как он имеет огромное воспитательное значение, формирует черты личности, характер, волю. «Трудовая школа, - говорил он в лекции “О классовой школе”, - должна всех научить трудить-

ся. Значит, мы не только должны заботиться, чтобы учебные предметы воспринимались через труд, но надо научить детей самому труду» [3, с. 56]. Обучение труду предполагает обучение технологии его выполнения, то есть формирование технологической культуры.

Формирование технологической культуры в сельской малокомплектной школе отличается от этого процесса в крупных школах тем, что очень часто он осуществляется в разновозрастных группах, а основная часть работы на уроке технологии отводится на самостоятельное работу обучающихся. В то время как ученики одного класса (или нескольких) самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новый материал, проводит опрос - занимается с обучающимися другого класса. Такой урок представляет собой завершенные этапы: работа с учителем - самостоятельная деятельность обучающихся - работа с учителем.

Для формирования технологической культуры обучающихся в сельской малокомплектной школе используются следующие технологии обучения:

1. Коллективный способ обучения - обучение в команде. Например, при создании коллективной творческой работы по изготовлению настенного панно обучающиеся выполняют его вместе. В итоге работы школьники видят результат своей творческой деятельности. Особенно хорошо применять данную технологию при изучении темы «Моделирование» в 5-7-х классах на уроках обслуживающего труда. Учпщиеся выступают как бы в роли моделей со своими изделиями.

2. Модульная технология (ориентирована главным образом на самостоятельную работу обучающихся). Данная технология дает обучающимся возможность работать с учебником самостоятельно, находить необходимую информацию, выделять из текста главное и умение работать с литературными источниками.

Модульная технология имеет ряд недостатков: ограниченные контакты ученика с учителем и другими учениками в классе; со стороны обучающихся требуется большая организационная способность.

3. Проектная технология. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа. На таких уроках эффективно осуществляется профессиональное самоопределение детей. Именно при выполнении творческого проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что они способны, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

Обучение проектным методом развивает социальные качества личности за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере домашнего хозяйства и экономики семьи [4, с. 6].

4. Компьютерные технологии. В условиях МКШ возможна организация самостоятельной работы с использованием технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска, сканер, проектор). Учебные кабинеты даже в малокомплектных школах нередко оснащены лингафонным оборудованием, приспособлением для демонстраций экранных пособий, специальными фильмами и учебными звукозаписями. Учебные звукозаписи в значительной мере имитируют беседу педагога с обучающимися и строятся следующим образом: дается информация и указание о способах ее переработки, после чего вводится пауза, во время которой учащиеся фиксируют результаты своей деятельности в тетради. Затем следует подкрепление для самопроверки, после этого дается новое задание. Такое построение учебной звукозаписи обеспечивает непрерывность самостоятельной работы каждого ученика.

Обеспечить в работе индивидуальный подход к каждому обучающемуся, организовать учебную деятельность с учетом его индивидуальных особенностей в малокомплектной сельской школе педагогу позволяют его знания особенностей личности каждого ребенка и его бытовых условий жизни. Для уроков, построенных на основе индивидуального подхода в малокомплектной школе, свойственны камерность, меньшая организованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины, педагоги больше уделяют внимания учащимся. Казалось бы, в таких условиях учебные успехи детей должны быть выше. Однако исследования показывают, что на таком уроке мотивация обучения в малых группах слабее формирует познавательные интересы сельских школьников [5, с. 66].

Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов и школы, что создает ряд проблем:

- отсутствие духа соревнования на уроках и в целом учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

- ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию умений общаться, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;

- психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика; напряжение от того, что ученик постоянно ожидает вопрос учителя по содержанию занятия;

- ограниченные возможности для выбора предметов, знаний, педагогов, общения и т. д.;

- однообразие обстановки, контактов, форм общения.

Все эти проблемы освещены в содержании и методике обучения сельских школьников.

В то же время на селе складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить способы деятельности учащихся, снять излишнюю напряженность в школьной жизни ребенка. Есть возможность разнообразить и место проведения занятий. В ряде школ, где нет соответствующей базы, уроки технологии проводятся на природе, особенно при изучении раздела «Сельскохозяйственный труд». Сельское хозяйство носит конкретный характер, поэтому будущему труженику полей и ферм требуются такие знания и умения, которые бы помогали плодотворно и творчески трудиться с учетом ближней и дальней перспективы. Смена обстановки позволяет активизировать внимание детей, развивает их познавательные интересы, творческие способности.

Любой производительный труд должен быть трудом творческим. Для обеспечения этого требования в программу сельскохозяйственного труда включены опыты с растениями. Обучающиеся не просто овладевают приемами выращивания определенных видов растений, но и выясняют значение каждого технологического приема. В процессе такой работы достигается интенсивное развитие логического мышления школьников, наблюдательности, воображения, памяти и других психических процессов.

В педагогической практике нередко организуются занятия с обучающимися нескольких малокомплектных школ. Учебные занятия с учащимися разных школ - это, как правило, яркое событие для педагогов и детей. Они проводятся в нетрадиционной форме. У школьников появляется возможность проявить себя в новой обстановке, сравнить свои достижения с достижениями обучающихся других школ. Поэтому занятия с учащимися нескольких школ часто проводятся в виде конкурсов и соревнований.

В чем преимущества разновозрастного обучения? Что дает такое обучение ребенку?

Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты. Круг общения детей в классе малочисленной школы, где порой обучается 2-5 человек, весьма ограничен, это создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение обучающихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит их общение, эмоциональность атмосферы,

позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую отчужденность ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик, оказываясь в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторскую функцию. Старшие получают возможность выполнять роль взрослого, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. В среде сверстников лишь некоторые ребята способны пробиться в организаторы, лидеры. На занятиях разновозрастной группы старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве. При организации совместной деятельности происходит взаимообогаще-ние школьников разного возраста.

Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут активизироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях одновозрастного класса остались бы незамеченными: деловитость, ответственность, инициативность, забота об одноклассниках. У младших также повышается заинтересованность, активность. Разновозрастные занятия в больше степени, чем традиционные, развивают мотивацию урока, познавательные интересы детей. На таких занятиях развиваются ценностно-смысловые, общекультурные, ключевые и другие компетенции.

Трудовая деятельность становится источником формирования ключевых компетенций, в том числе и социально-трудовых, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности. Данные компетенции формируются у обучающихся в процессе профильного обучения на старшей ступени, а на средней ступени - в рамках дополнительного образования.

Дополнительное образование способствует развитию творческого мышления обучающихся, формированию эстетического и художественного вкуса, которые являются фундаментом подготовки будущих творческих кадров не только для производства, но и для науки [6. с. 56].

Занимаясь декоративно-прикладным, техническим творчеством на базе школы, учащиеся получают возможность раскрыть свои творческие способности и проявить себя с лучшей стороны, изменить мнение о них учителей, одноклассников и родителей, что совсем немаловажно: получив возможность самореализации, ребенок начинает по-новому ощущать себя в обществе, осознавать свою значимость и свое место в жизни.

Для внеклассной деятельности школьников характерен постоянный поиск, эксперимент, проектная и исследовательская работа, решение творческих задач с обязательным обращением к источникам информации и овладением новыми методами познания, опорой на глубокие теоретические знания и непрерывное совершенствование практических умений и навыков в данных предметных областях.

Так, автором была разработана экспериментальная программа кружка «Декоративно-прикладное творчество». Программа рассчитана на 3 года обучения, возраст обучающихся 10-15 лет. Целью кружка является формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.

Задачи кружка:

Обучающие: научить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами; углубить и расширить знания о видах декоративно-прикладного искусства; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные: привить интерес к культуре своей Родины, истокам народного творчества; воспитать нравственные качества детей; формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности; формировать эстетический и художественный вкус; содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Программа состоит из следующих модулей: аппликация из мешковины; мозаика из пайеток, бисера; декупаж; соломенная мозаика; макраме; аппликация из бересты; художественная роспись ткани; узоры на бересте; флористика; чудеса из кожи.

Обучение кружка построено по принципу «от простого к сложному». С каждым занятием сложность изготовления изделий увеличивается.

Школьники вовлекаются в творческую внеурочную деятельность, им интересен как сам процесс работы, так и ее результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера для себя и своих близких. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на их дальнейшее обучение на старшей ступени.

Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к предметам основной школы, а главное — создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности. Необходимо формирование у каждого обучающегося нравственных ценностей и включение их в культурно-творческую деятельность средствами приобщения к традициям народной культуры.

Таким образом, описанные методики формирования технологической культуры сельских школьников авторами были апробированы на базе Нови-ковской средней общеобразовательной школы Аси-новского района Томской области. В эксперименте были задействованы обучающиеся 5-7-х классов, на конкурсных мероприятиях участвовали педагоги и обучающиеся сел Тихомировка, Новиковка, Светлый, Моисеевка. В результате проделанной работы у обучающихся выработались навыки выполнения технологических операций по выращиванию комнатных растений, уборке территории; они научились читать инструкционно-технологические карты, выполнять изделия из природных материалов. У них развились информационные, познавательные, общеобразовательные, ценностно-смысловые, коммуникативные и социально-трудовые компетенции. Полученные теоретические знания обучающиеся смогли закрепить на практике, что дало им возможность ознакомиться с азами профессий, которые актуальны в сельской местности (растениевода, агронома и др.).

Таким образом, формирование технологической культуры дает возможность каждому сельскому школьнику раскрыть свои творческие способности, повысить их конкурентоспособность в профессиональных учебных заведениях и на рынке труда.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Ред. В. В. Давыдов. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993. Т. 1. С. 604.

2. Профильное обучение: новые подходы: практическое пособие для рук. системы образования, слушателей ИПК. Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2004. С. 278.

3. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева и др. М., 1976. 234 с.

4. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2007. 204 с.

5. Суворова Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной начальной школе. М.: Педагогика. 1980. 88 с.

6. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 56.

Жевлакова Н. Н., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: gevlakova@sibmail.com

Куровский В. Н., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Румбешта Е. А., профессор ТГПУ.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 19.08.2010.

N. N. Zhevlakova, V. N. Kurovskiy, E. A Rumbeshta FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS AT RURAL UNGRADED SCHOOL

The article is devoted to formation of technological culture of pupils in rural ungraded schools.

Key words: culture, technological culture, competence, creative skills, technologies of training.

Zhevlakova N. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. ffiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: gevlakova@sibmail.com

Kurovskiy V. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. ffiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Rumbeshta E. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. ffiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.