Научная статья на тему 'Возможности использования измерительных устройств в двигательной реабилитации'

Возможности использования измерительных устройств в двигательной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / ЭЛЕКТРОЕМКОСТНАЯ СТЕЛЬКА / ПАТОЛОГИИ В ФУНКЦИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / PODOMETRIC MEASUREMENT / ELECTRICAL CAPACITIVE INSOLE / PATHOLOGY IN THE FUNCTIONS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / BIOMECHANICAL CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрунина С. В., Хабарова С. М., Кирюхина И. А., Соломатина Г. А.

В работе показана возможность использования подометрических исследований с помощью электроемкостной стельки, что позволяет отслеживать биомеханические изменения в двигательной раебилитации людей с патологиейопорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрунина С. В., Хабарова С. М., Кирюхина И. А., Соломатина Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF USING OF MEASURING DEVICES IN MOTOR REHABILITATION

The paper shows the possibility of using podometric studies using electro capacitive insole that allows you to track changes in the biomechanical motor raebilitatsii people with disorders of the musculoskeletal system.

Текст научной работы на тему «Возможности использования измерительных устройств в двигательной реабилитации»

Виходячи з вищезазначеного, вольовi якост ввдгграють важливу роль у npoMBi мотивацшно! сфери людини. Найбiльш сприятливий вж для формування як вольових якостей, так i мотиву досягнення припадае на пiдлiтковий вж, коли ввдбуваються психiчнi змiни дитини.

Для визначення ргвня вольових якостей нами було про анкетовано 158 учнiв 7-х клаав загальноосвiтнiх шкш мiста Черкаси. Учням пропонувалось 12 тверджень на кожне з яких вони мали три варiанти вiдповiдi: «так», «школи», «нi». Кожна вiдповiдь «так» оцшювалась в 2 бали, вiдповiдь «школи» - в 1 бал, а «т» - 0 балiв. Таким чином, кшьюсть балiв вiд 0 до 14 свiдчила про низький рiвень сформованостi вольових якостей, ввд 15 до 19 балiв - середнш ргвень та вiд 20 до 24 балiв - високий рiвень.

Також було визначено рiвнi сформованостi мотиву досягнення в цих учнiв. При цьому розглядались три структурш компоненти мотиву досягнення: когнгтивний компонент, що полягае в здатност до розумового сприйняття тле! чи шшо! дiяльностi (в нашому випадку дiяльностi, яка приведе до устху чи до уникнення невдачi), емоцшно-цшшсний компонент, який пояснюе причину дiяльностi та дiяльнiсно-поведiнковий компонент, який безпосередньо пов’язаний з виконанням дiяльностi. Показниками когнитивного компоненту були визначенi: знання, як форма iснування i систематизацй результата тзнавально! дiяльностi людини, умшня, як здатнiсть належно виконувати певш дц, заснована на доцiльному використанш людиною набутих знань i навиюв, та вольовi якостi. До емоцшно-цшшсного компоненту ми внесли: самооцiнку, штерес та задоволенiсть результатами власно! дiяльностi. Дiяльнiсно-поведiнковий компонент включав в себе: тзнавальну активнiсть, практичну реалiзацiю шдив^ально-психологiчних можливостей, самостiйнi заняття [1]. Результати експерименту представленi в таблиц 1.

Таблиця 1

Показник Рiвнi сформованоста

Низький Середнш Високий

Вольовi якоси 38,7 % 51,6 % 9,7 %

Мотив досягнення 35,3 % 52,8 % 11,9 %

PiBHi сформованостi вольових якостей та мотиву досягнення в учшв 7-х клаав, %

Результати доолдження показали, що переважна частина дослщжуваних мають середнш ргвень сформованостi як вольових якостей (51,6 %) так i мотиву досягнення (52,8 %), тобто рiзниця складае всього 1,2 %. Рiзниця мiж показниками низького рiвня складае 3,4 %, а високого - 2,2 %, тобто результати мають невелию розбiжностi. До того ж, в 95 % учшв рiвень прояву вольових якостей на пряму залежить вiд рiвня сформованостi мотиву досягнення.

В тдтвердження цьому варто згадати думку I. Сеченова, який ввдзначив, що просто так, без ще!, без будь-якого смислу напружена дiяльнiсть, яка потребуе значних психiчних та фiзичних зусиль виконуватись не буде. Довiльна регулящя та пов’язанi з нею зусилля потребують певного управлiння, для чого служить мотив. Саме наявшсть мотиву вщображае свiдомий i навмисний характер регуляцп, яка називаеться довiльною. В свою чергу, в осшж будь-яко! довшьно! ди на всiх !! етапах знаходиться свiдомiсть лбдини, чгтке уявлення мотиву - мети майбутньо! дiяльностi, здатнiсть до роздумiв, до аналiзу iнформацi!, яка необхдаа для визначення ще! мети [6].

Не випадково, мотив i мотивацию А. Леонтьев [7] називае внутрiшньою складовою дi!, складним механiзмом, що сшввдаосить вплив зовнiшнiх для особистостi чинниюв дiяльностi з внутрiшнiми властивостями та можливостями людини. В. Селгванов [8] характеризуе мотив як внутрiшнi спонукання до дiяльностi , що визначае спрямовашсть дiяльностi людини, ставлення людини до конкретно! справи, рiвень прояву вольових i фiзичних зусиль.

Висновок. Аналiз психолого-педагогiчно! лгтератури засвiдчив, що вольовi якостi вiдiграють важливу роль в досягненш цiлi. В результата дослщження можна стверджувати, що рiвень прояву вольових якостей учнiв 7-х клаав визначаеться рiвнем сформованостi мотиву досягнення. 52,8 % учшв мають середнш рiвень сформованост мотиву досягнення i 35 % - низький, що свiдчить про необхдажть розробки та впровадження педагогiчних умов формування мотиву досягнення.

Лттература

1. Артюшенко О.Ф. Мотив досягнення та теоретичне обгрунтування його структурних компонентiв. Слобожанський науково-спортивний вiсник, 2014 - №5 - с. 25-28

2. Висоцький O.I. Волевая активность школьников и методика ее изучения.-Рязань - 1979.

3. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл. 2002. С. 47-102.

4. Дудник I.O. Формування у шдлгтюв готовност до вольових напружень у процеа занять фiзичною культурою: автореф.дис.к.п.н. - К., 2012. - 19с.

5. Дудник I.O. Педагопчш умови формування вольових якостей шдлгткгв у процесi фiзичного виховання в загальноосвгтнш школi. Вiсник Черкаського нац. ушвер. iм. Богдана Хмельницького. - Серiя: Пед. науки. - Черкаси, 2012. - Вип. 10 (223). - С. 1420.

6. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. - 512 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

8. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. Психол. журн. - 1982. - Т.З.-№4.-013-25.

9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения: Пер. с англ. СПб: Речь, 2001. - 238 с.

Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина И.А.3, Соломатина Г.А.4

1 ^ 4 Кандидат педагогических наук, доцент, 3доцент, Пензенский государственный университет, Россия ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация

В работе показана возможность использования подометрических исследований с помощью электроемкостной стельки, что позволяет отслеживать биомеханические изменения в двигательной раебилитации людей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: подометрические измерения, электроемкостная стелька, патологии в функциях опорно-двигательного аппарата, биомеханические показатели.

Petrunina S.V. *, Khabarova S.M. 2,Kiryuhina LA 3, Solomatina G.A.4

1,2 PhD assistant professor, 3,4 assistant of professor Penza State University, Russia POSSIBILITY OF USING OF MEASURING DEVICES IN MOTOR REHABILITATION

Abstract

The paper shows the possibility of using podometric studies using electro capacitive insole that allows you to track changes in the biomechanical motor raebilitatsii people with disorders of the musculoskeletal system.

Keywords: podometric measurement, Electrical capacitive insole, pathology in the functions of the musculoskeletal system, biomechanical changes

53

В научно-исследовательской лаборатории кафедры легкой атлетики для проведения подометрических исследований разработана электроемкостная стелька (рис.1).

2S

Принцип ее работы заключается в следующем. Известно, что емкость плоского конденсатора C =—s , где

d

S — площадь обкладки конденсатора;

d — расстояние между обкладками;

s — диэлектрическая постоянная материала, находящегося между обкладками.

Анализируя это выражение, несложно заметить, что с увеличением расстояния между обкладками емкость между ними уменьшается, а с уменьшением — увеличивается.

Очевидно, что при опоре (период опоры) спортсменом на стельку она будет сжиматься, а при снятии с нее веса (период полета) толщина ее восстановится. В случае, если на верхней и нижней стороне резиновой стельки обуви спортсмена расположить обкладки, например, мелко ячеистую сетку, получится электроемкостной датчик для подометрии. При этом период опоры бега приведет к увеличению емкости, а период полета - к возвращению ее к начальному значению.

Основными достоинствами стельки являются простота, высокая надежность, хорошие метрологические характеристики.

Использование вычислительной техники позволяет автоматизировать контроль за биомеханическими параметрами шага во время ходьбы и бега на тредбане. При этом выход преобразователя может подключатся непосредственно к компьютеру, который будет регистрировать все необходимые характеристики. В этом случае принцип определения временных опорно-полетных периодов движения спортсмена осуществляется следующим образом. Когда подается на один из разрядов параллельного порта компьютера сигнал, поступающий с одного электроемкостного датчика, фиксируется время (tl), соответствующее моменту начала периода опоры одной из ног, и время (t2 ), которое соответствует моменту потери контакта стопы с лентой тредбана. Информационный сигнал, поступающий со второго электроемкостного датчика, подается на второй разряд внешнего порта компьютера. При этом, тестируя значения этого разряда порта, определяются время t3 — момент постановки стопы другой ноги на

опору и время t4 — момент потери контакта с дорожкой.

Рис. 1. Схема электроемкостной стельки

Используя зафиксированные переменные t4, t2 , t3 и t4 , программным способом определяются значения продолжительности опор правой и левой ног, время полета (в случае перехода спортсменом на бег) или время двойной опоры (если спортсмен переходит на шаг), частота шагов.

Очевидно, что, например, время опоры одной ноги определится из выражения t2 - tl, а другой — t4 -13, время полета (в случае выполнения бега спортсменом) будет пропорционально, соответственно, временному интервалу t3 -12 и t4 -14, время двойной опоры (при выполнении шага) будет равно интервалу времени t2 -13 и t4 - tl, частота шага может быть определена из выражений

1

t3 - t1

1

и---------

t4 - t2

Литература

1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39

2. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.

Потепалов Д.В. 1

Старший преподаватель, Российский государственный профессионально-педагогический университет ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В работе рассмотрено - формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их специфика и перспективы.

Ключевые слова: дети-сироты, детские дома, усыновление.

Potepalov D.V.

Starshy teacher, Russian State Vocational Pedagogical University PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.