Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССВОРД / ПОИСК СЛОВ / ГЕНЕРАТОР / ИНТЕРАКТИВНЫЙ / ЛЕКСИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

В статье рассматривается важная проблема современного образования - применение информационно-коммуникационных технологий для эффективного усвоения обучающимися иноязычной лексики. Приводятся преимущества их использования в качестве средства для разработки авторских учебных материалов, ориентированных на достижение стоящих перед преподавателями образовательных целей. Описываются возможности создания интерактивного учебного контента с помощью многофункциональных онлайн-конструкторов с целью их интеграции в процесс языковой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON USING INFORMATION TECHNOLOGIES AS A TOOL TO ENHANCE VOCABULARY

The article considers an important problem of modern education: the use of information and communication technologies for effective foreign-language vocabulary acquisition. The advantages of their use as a tool for the development of author’s teaching materials focused on the achievement of educational goals are presented. The possibilities of creating interactive educational content with the help of multifunctional online generators to integrate them into the language training process are described.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ»

УДК 378.147:004

Т. В. Малкова

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье рассматривается важная проблема современного образования — применение информационно-коммуникационных технологий для эффективного усвоения обучающимися иноязычной лексики. Приводятся преимущества их использования в качестве средства для разработки авторских учебных материалов, ориентированных на достижение стоящих перед преподавателями образовательных целей. Описываются возможности создания интерактивного учебного контента с помощью многофункциональных онлайн-конструкторов с целью их интеграции в процесс языковой подготовки.

Ключевые слова: кроссворд; поиск слов; генератор; интерактивный; лексика; преподавание иностранного языка; информационные технологии; мотивация.

Для цитирования: Малкова Т. В. Возможности использования информационных технологий как средства активизации работы с лексическим материалом // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1 (21). С. 34-40.

T. V. Malkova

ON USING INFORMATION TECHNOLOGIES AS A TOOL TO ENHANCE VOCABULARY

The article considers an important problem of modern education: the use of information and communication technologies for effective foreign-language vocabulary acquisition. The advantages of their use as a tool for the development of author's teaching materials focused on the achievement of educational goals are presented. The possibilities of creating interactive educational content with the help of multifunctional online generators to integrate them into the language training process are described.

Keywords: crossword; word search; generator; interactive; vocabulary; foreign language teaching; information technology; motivation.

For citation: Malkova T. V. On using information technologies as a tool to enhance vocabulary. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2023, no. 1 (21), p. 34-40.

© Малкова Т. В., 2023 © Malkova T. V., 2023

Значение современных технологий в иноязычном обучении, в воспитании и развитии языковой личности трудно переоценить. Велика их роль и в вопросах повышения мотивации к обучению, формировании самостоятельного, инициативного, творческого индивида. Особый интерес информационные технологии представляют с точки зрения создания условий для активного включения студентов в процесс собственного обучения, формирования осмысленного отношения к его целям и результатам.

Информационные технологии являются важным инструментом современной образовательной деятельности и применяются для оптимизации процесса иноязычного обучения, в том числе как средство, способствующее расширению лексического запаса и эффективному усвоению лексики. Формирование лексических навыков является значимой предпосылкой развития речевых умений, в связи с этим обучение лексической стороне речи рассматривается как средство обучения всем видам речевой деятельности. Разнообразие ресурсов и технологий, которые преподаватели могут применять в ходе обучения, позволяет решать множество задач, в том числе дидактические, развивающие, воспитывающие и социализирующие. Сочетание информационных и игровых технологий при работе с лексикой способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, в результате чего происходит эффективное усвоение самого разнообразного материала, в том числе терминологического.

Работе со специальной лексикой в образовательных организациях высшего образования уделяется значительное внимание, поскольку знание терминов является основой и условием успешной

иноязычной профессиональной коммуникации. В этой связи поиск средств для развития иноязычной терминологической компетенции приобретает особое значение. Наряду с комплексами упражнений, направленных на запоминание слов, их семантики, синтагматических и прагматических связей, одним из эффективных и удобных в использовании способов запоминания слов являются лексические игры, в том числе с использованием информационных технологий, которые могут быть органично и продуктивно интегрированы в обучение.

Рассмотрим использование кроссворда, суть которого заключается в разгадывании слов по предложенным определениям, как игровую методику для развития терминологической грамотности. Составление кроссвордов традиционно используется в обучении. Кроссворды помогают вызвать интерес к изучаемой теме, лучше усвоить терминологический аппарат дисциплины, организовать самостоятельную работу обучающихся, активизировать внимание, память, логическое мышление. Учитывая, что кроссворд предполагает однозначность и лаконичность определений разгадываемых лексических единиц/терминов, запоминание терминов и их значений достигается с гораздо большей эффективностью. В эпоху бумажных носителей информации составление кроссвордов требовало от преподавателя существенных затрат времени и сил. Однако благодаря современным технологиям этот процесс отнимает минимальное количество ресурсов. Речь идет о специальных компьютерных программах, предназначенных для автоматизированной генерации кроссвордов.

В качестве примера приведем ресурс MyCrosswordMaker [1] — онлайн-

конструктор кроссвордов с лаконичным и простым в использовании интерфейсом. С его помощью за незначительное количество времени можно создавать кроссворды любого лексического наполнения и любой степени сложности в зависимости от стоящих перед преподавателем учебных задач. Генератор поддерживает кириллицу, что делает работу с ним еще более привлекательной, поскольку при составлении кроссвордов появляется

возможность учитывать уровень языковой подготовки целевой аудитории.

Для создания кроссворда необходимо в соответствующие поля ввести слова/термины и их определения и настроить параметры сетки кроссворда, в частности, задать желаемый размер (предложены варианты от 15x15 до 25x25). Редактирование кроссворда, т. е. добавление и удаление заданий, корректировка их формулировок, происходит в режиме реального времени (рис. 1).

Рис. 1. Шаблон для создания кроссворда с помощью генератора

MyCrosswordMaker

Кроме того, с помощью опций "Undo" и "Redo" можно сгенерировать кроссворды с идентичным содержанием, но разной конфигурации, что позволяет преподавателю получить несколько вариантов одинакового по сложности задания. Закончив лексическое наполнение кроссворда, необходимо активировать клавишу "Save now" в правом верхнем углу, после чего на экране появляется готовый к работе кроссворд.

Необходимо отметить, что бесплатная подписка позволяет с незначительными ограничениями пользоваться генератором в течение 30 дней. Платная подписка предоставляет право создания нелимитируемого количества кроссвордов, просмотра и работы над ними с любого компьютера, возможность их распечатывать в качестве рабочих листов. Платная учетная запись необходима для последующего доступа к созданным и сохраненным в облаке кроссвордам и позволяет разгадывать

кроссворды онлайн, направлять обучающимся ссылки на них, встраивать готовые кроссворды в собственный сайт или блог. Для того чтобы посмотреть сохраненные кроссворды, необходимо войти в систему и пройти по ссылке "My Puzzles", в результате чего преподаватель увидит как кроссворды, над которыми еще продолжается работа, так и все опубликованные кроссворды. В случае необходимости кроссворду может быть назначен пароль, и тогда доступ к нему получат лишь назначенные преподавателем пользователи.

Чуть менее разнообразны, но лишь с точки зрения оформления готового

продукта, опции ресурса для создания кроссвордов (а также других языковых игр) ProProfs [2]. Однако отсутствие платной регистрации делает его незаменимым помощником преподавателя для работы с лексическим материалом. Алгоритм действий чрезвычайно прост и заключается лишь в том, чтобы в выделенные поля ввести название кроссворда, его описание, задания и ключи к ним (рис. 2). Нажатием кнопки "Create My Game" работа преподавателя завершается, и генератор выводит на экран интерактивный кроссворд с установленным таймером, который можно начинать разгадывать онлайн.

Рис. 2. Шаблон для создания кроссв

Данный ресурс тоже поддерживает кириллицу, готовые кроссворды можно распечатывать, делиться с другими пользователями ссылкой на них или QR-кодом, публиковать в социальных сетях, встраивать в блог или размещать на сайте. Помимо кроссвордов с помощью данного ресурса можно совершенно бесплатно создавать и приме-

)а с помощью генератора ProProfs

нять в педагогической деятельности такие игры, как "Word Search", "Hangman" и другие, хорошо известные преподавателям иностранных языков и традиционно используемые при обучении.

Для развития лексических навыков, обеспечения естественной необходимости многократного повторения язы-

кового материала могут использоваться и другие возможности информационных технологий, например, готовые языковые игры. Если говорить об он-лайн-викторинах, доступных на ресурсе ProProfs [2] и представляющих интерес в качестве одного из средств обучения иностранному языку, нельзя не упомянуть об интерактивной игре "Word Scramble", суть которой заключается в том, чтобы расшифровать слово, скрытое среди букв, расположен-

ных в произвольном порядке. С помощью компьютерной мыши обучающимся нужно перетаскивать буквы, чтобы составить из них слова и уложиться в установленное для этого время, за что начисляется определенное количество баллов. Чем быстрее обучающиеся справятся с заданиями и завершат пять раундов игры, тем выше будет их счет. В случае затруднений у них есть возможность воспользоваться подсказкой (рис. 3).

Рис. 3. Викторина "WordScramble" на сайте ProProfs

Данная игра может быть органично интегрирована в канву занятия в качестве языковой разминки в начале работы или послужить своеобразной паузой между выполнением других видов учебных заданий. Как показывает опыт, обучающиеся с интересом и энтузиазмом включаются в этот интерактивный марафон, а возникающий при этом соревновательный эффект способствует повышению вовлеченности в

познавательную деятельность и формированию мотивации к изучению иностранного языка. Игра снабжена музыкальным сопровождением, что создает положительный эмоциональный фон и помогает обучающимся почувствовать себя более уверенно и комфортно.

Еще одним примером использования интерактивных игр на занятиях по иностранному языку является бесплат-

ная викторина "Scramble Words" на сайте WordTips [3]. В сравнении с описанной выше игрой ее отличает более высокий уровень сложности. Перед игроками стоит задача из предложенных букв составить заданное количество слов, состоящих из определенного количества букв, и уложиться в установленное время. Делается это с помощью компьютерной мыши или клавиатуры, слово вводится в игру нажатием клавиши "Enter", удалять буквы можно клавишей "Redo", удалять слова — клавишей "Delete", расположенными на игровом поле. Отгадывая слова, игрок получает не только баллы, но и бонусы в виде букв, а когда шкала бонусов заполняется полностью, в качестве

подсказок открываются бонусные буквы. Если игроку удается из заданных букв составить слово, которое не было предусмотрено программой (бонусное слово), он также получает бонусные очки и дополнительные баллы. Расположенная в левом углу игрового поля кнопка повторной сортировки букв поможет игрокам увидеть слова, которые они могли не заметить раньше. Игру в любой момент можно остановить, а затем возобновить с того же места. С помощью меню существует возможность настройки музыкального и звукового сопровождения, а также просмотра отгаданных бонусных слов (рис. 4).

Menu = Round; 1 Score: 300 Time: 04:26 II

H О L W E

Рис. 4. Викторина "Scramble

Мы рассмотрели лишь несколько примеров того, как возможности информационных технологий могут быть использованы в иноязычном обучении, в частности, для развития терминологической компетенции, расширения лексического запаса, тренировки памяти и внимания. Благодаря им создание кроссвордов, непростой для человека интеллектуальный труд, занимает совсем немного времени, и преподава-

Words " на сайте WordTips

тель может пополнить свой методический арсенал кроссвордами по самой разнообразной тематике с целью закрепления и проверки знаний обучающихся, контроля усвоения изученного материала, способа получения новых знаний. Работа с готовыми интерактивными инструментами, например, играми и викторинами, подобными рассмотренным в данной статье, также носит обучающий характер и способ-

ствует достижению определенных адаптации обучающихся к языковому учебных задач на том или ином этапе миру, создаются условия для проявле-обучения. ния творческого потенциала, а на заня-

Благодаря информационным и иг- тиях возникает атмосфера увлеченно-ровым технологиям и их корректной сти и радости, что, несомненно, благо-интеграции в процесс иноязычного творно сказывается на результатах обучения успешно решаются вопросы обучения. коммуникативно-психологической

Литература

1. MyCrosswordMaker. — URL: https://mycrosswordmaker.com/ (дата обращения: 24.01.2023).

2. ProProfs. — URL: https://www.proprofsgames.com/ (дата обращения: 24.01.2023).

3. WordTips. — URL: https://games.word.tips/games/word-scramble/ (дата обращения: 24.01.2023).

Сведения об авторе

Татьяна Вячеславовна Малкова: ФГКОУ ВО Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), доцент кафедры иностранных языков. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com

Information about the author

Tatiana V. Malkova: St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia (St. Petersburg, Russia), assistant professor at the Chair of Foreign Languages. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.