Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Т.В.

Цифровая трансформация образования рассматривается как системное обновление требуемых образовательных результатов, содержания, организационных форм и методов образовательной деятельности в условиях быстро развивающейся цифровой образовательной среды. Оно ориентировано на подготовку обучающихся к жизни и деятельности в условиях цифрового общества и на использование потенциала цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AS A MEANS OF MODERNIZING THE EDUCATIONAL PROCESS AND ACHIEVING QUALITATIVE CHANGES IN VARIOUS ASPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The digital transformation of education is considered as system-wide upgrade of the required educational results, content, organizational forms and methods of educational activity in the context of rapidly developing digital educational environment. It is targeted at preparing students for life and activity in digital society and using the potential of digital technologies to increase the e ciency of the educational process

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья © Малкова Т.В., 2023

NIION: 2010-0082-1/23-122 УДК 378.147:004

MOSURED: 77/27-006-2023-01-141

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татьяна Вячеславовна Малкова

Санкт-Петербургский университет МВД России tatyanamalkova@gmail.com

Аннотация. Цифровая трансформация образования рассматривается как системное обновление требуемых образовательных результатов, содержания, организационных форм и методов образовательной деятельности в условиях быстро развивающейся цифровой образовательной среды. Оно ориентировано на подготовку обучающихся к жизни и деятельности в условиях цифрового общества и на использование потенциала цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая трансформация, информационные технологии, эффективность, педагогическая практика, цели обучения

Для цитирования: Малкова Т.В. Цифровая трансформация как средство модернизации образовательного процесса и достижения качественных изменений в различных аспектах образовательной деятельности // Современная наука. 2023. № 1. С. 46-48.

Original article

DIGITAL TRANSFORMATION AS A MEANS OF MODERNIZING THE EDUCATIONAL PROCESS AND ACHIEVING QUALITATIVE CHANGES

IN VARIOUS ASPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Tatiana V. Malkova

Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia tatyanamalkova@gmail.com

Abstract. The digital transformation of education is considered as system-wide upgrade of the required educational results, content, organizational forms and methods of educational activity in the context of rapidly developing digital educational environment. It is targeted at preparing students for life and activity in digital society and using the potential of digital technologies to increase the efficiency of the educational process.

Keywords: digital transformation, information technology, efficiency, pedagogical practice, learning goals

For citation: Malkova T.V. Digital transformation as a means of modernizing the educational process and achieving qualitative changes in various aspects of educational activity // Modern science. 2023. № 1. P. 46-48.

В настоящее время доминантой развития всех уровней профессионального образования является его цифровая трансформация, обусловленная стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и их активным использованием в образовательном процессе. Циф-ровизация образования способствует повышению эффективности деятельности образовательных организаций, созданию условий для постоянного обновления знаний и компетенций обучающихся, реализации принципа непрерывного образования. Благодаря развитию цифровой образовательной среды становится возможным на новом уровне решать вопросы повышения качества обучения и воспитания. Сегодня речь идет не только о доступности средств обеспечения процесса обучения в любом месте и в любое время, но и о возможности быстрого распространения успешной практики обучения [3].

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образование позволяет получить доступ к качественному цифровому учебному контенту, комплексным инструментам для управления обучающимися и процессом обучения, интерактивным системам и гибким инструментам оценивания учебных достижений и механизмам осуществления оперативной обратной связи. Суть цифровой трансформации образования заключается в достижении необходимых образовательных результатов

и движении к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий [4, 2].

Стратегия цифрового обучения зависит от различных факторов, таких как цели обучения, индивидуальные особенности обучающихся, их образовательные потребности, методы обучения, используемые цифровые инструменты и т.д. Для того чтобы разработать эффективную стратегию цифрового обучения, необходимы детальные исследования всех факторов. Таким образом, стратегия является результатом использования данных исследования, сопоставленных с реальными требованиями, то есть подхода «проблема - решение».

Благодаря современным технологиям для преподавателей открываются практически неисчерпаемые возможности для реализации педагогического творчества, создания собственного учебного контента, максимально отвечающего образовательным целям того или иного этапа обучения, распространения авторских цифровых продуктов, обмена информацией и ресурсами для разработки инновационных цифровых решений.

Технологические инновации в педагогической деятельности приводят к изменению организационной культуры обучения и образа мышления, создают условия для перехода от традиционных систем к гибридному и более гибкому подходу.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2023. № 1.

Цифровой подход позволяет эффективно управлять процессом обучения и контролировать его, а в случае необходимости адаптировать в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями обучающихся.

Информационные технологии предоставляют широчайшие возможности для непрерывного самообучения и саморазвития преподавателей, роста их педагогического мастерства, содержательного сотрудничества и обмена креативными идеями и передовым опытом с представителями профессиональных сообществ педагогических работников. В фокусе внимания находится целенаправленное формирование системного представления о тех навыках и компетенциях, которыми должен обладать преподаватель для совершенствования своей практики преподавания с целью достижения обучающимися планируемых результатов обучения. Кроме того, большое внимание уделяется научно-практическим исследованиям, направленным на выявление наиболее совершенных подходов и инновационных педагогических практик, ориентированных на достижение результата, и их последовательному внедрению в педагогическую деятельность.

Цифровая трансформация обучения невозможна без цифровой и информационной грамотности, критического мышления, креативности, способности к самоуправляемому обучению. Говоря о последнем, важно отметить, что речь идет обо всех участниках образовательного процесса, перед которыми благодаря современным технологиям открываются широкие возможности для самореализации, приобретения уникального учебного опыта в результате непрерывного обучения. Самостоятельное или саморегулируемое обучение рассматривается как ключевая компетенция специалиста XXI века. Способность преподавателя реагировать на изменения, адаптироваться к новым условиям окружающей его действительности зависит от того, насколько хорошо у него развиты навыки саморегулируемого обучения, насколько эффективно он может воспользоваться доступной ему информацией для собственного развития, для профессионального и личностного роста.

В настоящее время особенно востребованы специалисты, способные самостоятельно находить, обобщать, анализировать информацию и преобразовывать ее в необходимые им знания и навыки, то есть обучаться и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Одна из основных целей непрерывного обучения - вооружить навыками и компетенциями, которые позволят учиться самостоятельно. Таким образом, самостоятельное обучение является одновременно смыслом и результатом непрерывного обучения [1].

Говоря о цифровой трансформации образования, важно понимать, что она заключается не в оснащении образовательных организаций компьютерными классами, повсеместном подключении к интернету, замене тетрадей цифровыми устройствами, переходе к виртуальному общению с обучающимися, автоматизации всех видов работы с информацией. Использование технологий не может рассматриваться как трансформирующий фактор. Цифровая трансформация - это создание, развитие и распространение новых моделей деятельности образовательных организаций на основе

использования цифровых технологий с целью достижения необходимых образовательных результатов. Цифровая трансформация образования должна привести к качественному изменению образовательной деятельности и быть направлена на то, чтобы воспитать у каждого человека способность плодотворно трудиться, полностью реализуя свой потенциал, непрерывно работать над собственным образованием, адаптируясь к новым обстоятельствам в условиях общественных изменений.

Таким образом, для успешной реализации цифровой трансформации образования необходимо применение современных цифровых инструментов, информационных источников и сервисов, формирование инновационных педагогических практик, реализуемых в образовательной среде с помощью цифровых технологий, и непрерывное профессиональное развитие педагогов, их готовность к инновационной деятельности и способность реализовать эти практики в цифровой образовательной среде [2].

Цифровая трансформация - это глубокое и масштабное преобразование как образования и процессов, его составляющих, так и обязанностей его участников, их функций и моделей деятельности. Однако следует учитывать еще один не менее важный фактор, а именно наличие организационных и инфраструктурных условий для достижения поставленных целей в процессе цифровой трансформации образования.

Речь идет о поддержке руководством образовательных организаций педагогических работников при освоении ими новых ролей и методов педагогической деятельности с использованием современных технологий, создании благоприятных условий для апробации и реализации высокорезультативных образовательных практик, преодолении возможной ригидности, формировании соответствующего настроя в педагогических коллективах, стимулирующего и содействующего процессу цифровых перемен.

Задача руководителей заключается в том, чтобы оценить влияние цифровых технологий и инновационный опыт их применения на цифровую экосистему организаций и эффективность их деятельности, а также предусмотреть освоение инновационных методик в перспективных планах развития цифровой информационной среды образовательных организаций. Это требует значительных организационных усилий, управленческой гибкости, совершенствования правового пространства образовательных организаций, создания систем мониторинга и поддержки распространения передовых эффективных моделей образовательной работы, комплексного подхода с учетом интересов конкретной образовательной организации.

В основе развития содержания и методов современного образования лежит распространение цифровых технологий. Основанная на их применении инновационная педагогическая практика преобразует и обогащает образовательный процесс, создает условия для его совершенствования, способствует повышению качества обучения и достижению обучающимися высоких академических и образовательных результатов.

Таким образом, успешность цифровой трансформации образования зависит от совокупности неразрывно связанных между собой двух факторов:

ПЕДАГОГИКА

47

с одной стороны, от конкретизации целей обучения и детализации образовательных результатов, а с другой - от создания и исследования инновационных педагогических инструментов и совершенствования педагогических практик с использованием современных цифровых технологий.

Список источников:

1. Баранов А.Ю., Малкова Т.В. К вопросу о повышении готовности обучающихся к саморегулируемому обучению // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2. С. 122-126.

2. Глотова М.И. Проблемы университетского образования в условиях цифровизации // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 3205-3209.

3. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации // Современная аналитика образования. 2019. № 2(23). С. 12-102.

4. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2019. 343 с.

References:

1. Baranov A.Yu., Malkova T.V On increasing student's readiness for self-regulated learning // Vestnik of St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 3: Economic, humanitarian and social sciences. 2021. № 2. P. 122-126.

2. Glotova M.I. Problems of university education in the context of digitalization / University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian Scientific and Methodical Conference. 2020. P. 3205-3209.

3. Gaible E. Children education: International experience, trends, global recommendations // Modern Education Analytics. 2019. № 2(23). P. 12-102.

4. Uvarov A.Yu., Gable E., Butler I.V. et. al. Difficulties and prospects of digital transformation of education. M.: Publishing House of the Higher School of Economics. 2019. 343 p.

Информация об авторе

Т.В. Малкова - доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России Контакты: ул. Лётчика Пилютова, д. 1, Санкт-Петербург, Россия, 198206

Information about the author

T. V. Malkova - Assistant professor at the department of foreign languages of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: ul. Letchika Pilyutova, d. 1, Saint-Petersburg, Russia, 198206

Статья поступила в редакцию 18.01.2023; одобрена после рецензирования 24.01.2023; принята к публикации 31.01.2023. The article was submitted 18.01.2023; approved after reviewing 24.01.2023; accepted for publication 31.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.