Научная статья на тему 'К вопросу о мониторинге деятельности научно-педагогических работников'

К вопросу о мониторинге деятельности научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЙТИНГ / СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРЫ / MONITORING / ACTIVITY / EFFICIENCY / EDUCATIONAL PROCESS / QUALITY OF EDUCATION / COMPETENCE / RATING / STIMULUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Баранов Андрей Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с системой оценки качества деятельности образовательной организации, составной частью которой является мониторинг деятельности научно-педагогических работников. Мониторинг обеспечивает долговременное непрерывное диагностирование образовательного процесса в целом и его отдельных структур. На основе его результатов разрабатываются меры по оптимизации педагогической деятельности организации и повышению качества обучения. Мониторинг деятельности научно-педагогических работников представляет собой внутренний аудит, самообследование, сбор и контроль статистических данных, зафиксированных преподавателями по всем видам деятельности, и направлен на стимулирование роста профессионализма и продуктивности работы научно-педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Баранов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MONITORING OF THE ACADEMIC STAFF ACTIVITY

The article discusses the issues related to the system of assessing the quality of educational organization, an integral part of which is the monitoring of the activity of research and teaching staff. Monitoring provides long-term continuous diagnosis of the educational process as a whole and its separate structures. On the basis of its results measures are developed to optimize the educational activity of the organization and to improve the quality of education. Monitoring of the academic staff activity is an internal audit, self-examination, collection and control of statistical data recorded by teachers on all types of activities, and is aimed at stimulating the growth of professionalism and effectiveness of work of research and teaching staff.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мониторинге деятельности научно-педагогических работников»

психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: olly1309@yandex.ru

Information about the author

Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru

УДК 378:37.012

© Малкова Т. В., Баранов А. Ю., 2020

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с системой оценки качества деятельности образовательной организации, составной частью которой является мониторинг деятельности научно-педагогических работников. Мониторинг обеспечивает долговременное непрерывное диагностирование образовательного процесса в целом и его отдельных структур. На основе его результатов разрабатываются меры по оптимизации педагогической деятельности организации и повышению качества обучения. Мониторинг деятельности научно-педагогических работников представляет собой внутренний аудит, самообследование, сбор и контроль статистических данных, зафиксированных преподавателями по всем видам деятельности, и направлен на стимулирование роста профессионализма и продуктивности работы научно-педагогических работников.

Ключевые слова: мониторинг; деятельность; эффективность; образовательный процесс; качество образования; компетентность; рейтинг; стимулирующие меры.

© Malkova T. V., Baranov A. Iu., 2020 ON THE MONITORING OF THE ACADEMIC STAFF ACTIVITY

The article discusses the issues related to the system of assessing the quality of educational organization, an integral part of which is the monitoring of the activity of research and teaching staff. Monitoring provides long-term continuous diagnosis of the educational process as a whole and its separate structures. On the basis of its results measures are developed to optimize the educational activity of the organization and to improve the quality of education. Monitoring of the academic staff activity is an internal audit,

self-examination, collection and control of statistical data recorded by teachers on all types of activities, and is aimed at stimulating the growth of professionalism and effectiveness of work of research and teaching staff.

Keywords: monitoring; activity; efficiency; educational process; quality of education; competence; rating; stimulus.

Мониторинг в сфере образования проводится с целью системного анализа и оценки состояния, а необходимость его проведения установлена ст. 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Ст. 2 Закона определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

Составной частью системы оценки качества образования, которая осуществляется в отношении способности образовательной организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг, является система мониторинга качества деятельности научно-педагогических работников.

Мониторинг — это систематическое отслеживание процессов, резуль-

татов и достижений, а также иных характеристик педагогических работников для выявления степени их соответствия стоящим перед ними задачам. В ходе мониторинга осуществляется сбор, обработка и последующий анализ информации, которая свидетельствует о результатах работы научно-педагогических работников, полученных ими в процессе осуществления профессиональной деятельности за отчетный период, позволяет судить о ее эффективности и является компонентом информационного обеспечения управления качеством работы образовательной организации.

В настоящее время мониторинг выполнения научно-педагогическими работниками целевых показателей деятельности образовательной организации является неотъемлемой составляющей ее функционирования, отражающей степень соответствия достигнутых ими результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Мониторинг осуществляется на основе рейтинговой оценки деятельности по индексу активности и направлен на принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образовательного процесса. Мониторинг педагогической деятельности

работников создает организационные и мотивационные предпосылки для повышения эффективности деятельности образовательной организации по приоритетным направлениям развития, условия для профессионального роста и развития творческой активности преподавателей. Посредством мониторинга осуществляется внутренний аудит эффективности деятельности как всей образовательной организации и ее структурных подразделений, так и каждого научно-педагогического работника.

Таким образом, мониторинг обеспечивает диагностирование образовательного процесса в целом и его отдельных компонентов, на основе чего разрабатываются меры по оптимизации педагогической деятельности организации и повышению качества обучения. Итоги рейтинговой оценки деятельности научно-педагогических работников являются основой системы стимулирующих мер в рамках реализации эффективного контракта. Также они могут учитываться при проведении плановых и внеплановых аттестаций научно-педагогических работников и конкурсных процедур на замещение вакантных должностей, при расстановке приоритетов в распределении денежных средств на поощрение, на приобретение оборудования, проведение научных исследований, поездки на конференции, стажировки и в иных случаях, связанных с оценкой результатов профессиональной деятельности работников.

Основой мониторинговых оценок является стремление выйти на уровень личной заинтересованности научно-педагогических работников в повышении не только своего квалификационного уровня, но и конкурентоспособности образовательной организации в целом, оценка и приумножение интеллектуального потенциала организации.

Рейтинговая оценка строится на основе многофакторной модели деятельности научно-педагогических работников и охватывает показатели достигнутого квалификационного потенциала, учебной, методической, воспитательной работы и научно-исследовательской деятельности

каждого преподавателя, т. е.

обеспечивает интегральный характер оценки.

Проведение мониторинга призвано решать следующие задачи: демонстрация научно-педагогическим работником своего профессионального уровня, представление достижений в области профессиональной деятельности, оценка собственных индивидуальных достижений, а также достижений обучающихся под его руководством, получение информации об условиях и результатах функционирования образовательной системы, установление факторов и предполагаемых причин, которые влияют на качество образования.

Результаты мониторинга деятельности научно-педагогических работников показывают уровень их компетентности, вклад в развитие учебного,

методического и научного потенциала образовательной организации, иллюстрируют траекторию их профессионального развития. В ходе мониторинга выявляются сферы их профессиональных интересов, определяется степень вовлеченности в профессиональную деятельность. Для разработки мер по оптимизации педагогической деятельности и повышению качества обучения оценивается также осуществление работы с обучающимися, направленной на повышение их познавательной активности, привлечение их к научно-исследовательской деятельности, участию в научно-представительских, конкурсных и творческих мероприятиях.

Каждая образовательная организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники, наряду с выполнением возложенных на них функций обучения, воспитания и развития обучающихся, активно занимались саморазвитием и самообразованием, повышением квалификации, освоением смежных отраслей знаний и дисциплин. Развитие межпредметных связей и профессионализация обучения являются сегодня требованием времени и отражают основную цель обучения в образовательных орга-

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 13.12.2019).

Сведения об авторах

Малкова Татьяна Вячеславовна: ФГКОУ ВО Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), доцент кафедры иностранных языков. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com

низациях высшего образования, которая заключается в подготовке всесторонне развитого, образованного, самостоятельно мыслящего профессионала, готового к решению разнообразных задач.

Таким образом, мониторинг деятельности научно-педагогических работников как метод определения индивидуального рейтинга преподавателей и места кафедр в деятельности по выполнению лицензионных, аккредитацион-ных и аттестационных показателей образовательной организации направлен на стимулирование роста профессионализма и продуктивности работы научно-педагогических кадров. Мониторинг является критерием оценивания степени профессиональной и жизненной активности научно-педагогических работников и ключевым показателем их конкурентоспособности. Мониторинг позволяет получить достоверную и объективную информацию об условиях, организации и результатах образовательного процесса, отразить в динамике эффективность деятельности образовательной организации, ее структурных подразделений и научно-педагогических работников.

Баранов Андрей Юрьевич: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), доцент кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа, кандидат технических наук, доцент. E-mail: bara-novspb@mail.ru

Information about the authors

Malkova Tatiana Viacheslavovna: St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia (St. Petersburg, Russia), assistant professor at the Chair of Foreign Languages. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com Baranov Andrei Iurevich: St. Petersburg State University of Industrial Technology and Design (St. Petersburg, Russia), associate professor at the Knitting Chair, candidate of technical sciences, associate professor. E-mail: baranovspb@mail.ru

УДК 372.881.111.22

© Поддубная Н. Н., 2020

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в вузах МВД России, причины возникновения ошибок в речи курсантов, механизмы их предотвращения и способы исправления. Анализируется классификация ошибок по типу интерференции, даются рекомендации по исправлению ошибок, указываются основные приемы коррекции. Отмечается, что при правильной организации коррекция ошибок может внести существенный вклад в обучение иностранному языку.

Ключевые слова: изучение иностранного языка; причины возникновения ошибок; интерференция; виды ошибок; коррекция ошибок.

© Poddubnaya N. N., 2020

CAUSES AND CORRECTION OF MISTAKES BY FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In this article the problems of methods offoreign language teaching in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the causes of mistakes in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.