Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-РЕСУРСОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС / ЧТЕНИЕ / ВЕБ-РЕСУРС / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY / VOCABULARY / READING / WEB RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием иноязычной коммуникативной компетенции средствами информационно-коммуникационных технологий. Проведено исследование возможностей ресурса Rewordify.com, способствующих активному пополнению словарного запаса, а также совершенствованию у обучающихся навыков во всех видах иноязычной речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION: INCREASE OF VOCABULARY BY USING WEB RESOURCES

The article deals with the issues related to the formation of foreign language communicative competence through the use of information and communication technologies. It describes the capabilities of Rewordify.com that contribute to the active vocabulary build-up, as well as improving the skills of students in all types of foreign language activity.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-РЕСУРСОВ»

УДК 378:372.881.111.1:004

173

Т.В. Малкова

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-РЕСУРСОВ

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION: INCREASE OF VOCABULARY BY USING WEB RESOURCES

ТУстатье рассматриваются вопросы, связанные с формированием иноязычной ком-MJ муникативной компетенции средствами информационно-коммуникационных технологий. Проведено исследование возможностей ресурса Rewordify.com, способствующих активному пополнению словарного запаса, а также совершенствованию у обучающихся навыков во всех видах иноязычной речевой деятельности.

Ключевые слова: иноязычное обучение, информационные технологии, лексический запас, чтение, веб-ресурс

Для цитирования: Малкова Т.В. Современные информационные технологии в профессиональном образовании: расширение лексического запаса с помощью веб-ресурсов // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. № С. 173 -177.

The article deals with the issues related to the formation of foreign language communicative competence through the use of information and communication technologies. It describes the capabilities ofRewordify.com that contribute to the active vocabulary build-up, as well as improving the skills of students in all types of foreign language activity.

Key words: foreign language training, information technology, vocabulary, reading, web resource For citation: Malkova T. V. Modern Information Technologies in Professional Education: Increase of Vocabulary by Using Web Resources // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. No P. 173 -177.

173

В условиях цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека особое внимание уделяется применению информационных технологий в образовании, где они представляют собой не только технические средства обучения, но и новые современные подходы к образовательному процессу. Основной целью иноязычного обучения является формирование и развитие у обучающихся коммуникативных навыков, коммуникативной культуры, практическое овладение иностранным языком для решения служебных задач в ходе осуществления профессиональной деятельности, взаимодействия с представителями

различных культур, дальнейшего саморазвития и самообразования.

Активное использование современных информационных технологий в иноязычном обучении позволяет преподавателям в полной мере раскрыть их потенциальные образовательные возможности, создать благоприятные условия для развития познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, интенсификации учебно-познавательной деятельности, для реализации их творческого потенциала, активизации скрытых резервов личности, расширения общего и профессионального кругозора.

Практически безграничные возможности информационных технологий используются сегодня преподавателями иностранных языков образовательных организаций системы МВД России для работы над грамматическим и лексическим материалом, для обучения письму и аудированию, освоения навыков монологической и диалогической речи, проведения тестирований и т.д. Обучающиеся активно применяют интернет-ресурсы для проведения исследовательских работ, знакомства со спецификой работы правоохранительных органов зарубежных стран. Информационные технологии позволяют преподавателям осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, а обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию, что способствует формированию самостоятельности, инициативности, от-174 ветственности за результаты обучения. Благодаря интеграции информационных технологий в образовательный процесс происходит расширение междисциплинарных связей, создаются реальные условия для самообучения и самосовершенствования, происходит осознание обучающимися важности и необходимости владения иностранным языком как конкурентным преимуществом современного специалиста в сфере правоприменения.

Необходимым условием овладения всеми видами иноязычной речевой деятельности является постоянное расширение словарного запаса наряду с умением им пользоваться. Существует множество способов наращивания вокабуляра, среди которых наиболее эффективным является чтение, в ходе которого происходит освоение лексического материала в контексте. При этом следует отметить, что чтение иноязычных источников в большей степени происходит в процессе самостоятельной работы обучающихся и оценивается ими как достаточно трудоемкий процесс. В связи с этим встает

вопрос о том, какими средствами можно сделать этот вид деятельности более привлекательным, как облегчить обучающимся запоминание нового лексического материала и каким образом преподавателю осуществлять контроль его усвоения.

Как известно, эффективность освоения лексики можно значительно повысить, если использовать не механическое, а логическое запоминание. Кроме того, на запоминание лексики среди прочего (языковой подготовки обучающихся, грамматических трудностей текста, его характера и содержания) влияют такие факторы, как соотношение в тексте знакомых и незнакомых слов, повторяемость слов, характер каждого слова и всей группы слов в изучаемом тексте и т.д. [1].

Для решения вышеперечисленных задач целесообразно использовать возможности такого сайта, как Rewordify. com1. Этот веб-ресурс представляет со- 174 бой программу, которая способна облегчить чтение сложных англоязычных текстов, повысить эффективность обучения и оптимизировать процесс преподавания английского языка. Принцип работы заключается в том, что программа мгновенно преобразует текст любой сложности в более понятный, заменяя сложные слова более простыми, подходящими по смыслу словами и словосочетаниями. Следует подчеркнуть, что эта программа не просто заменяет слова их синонимами. Rewordify.com - это сложная система обработки естественного языка, которая анализирует и учитывает правила употребления слов и построения предложений и производит редактирование текста на основе контекстного анализа. Использование обучающимися данного ресурса способствует активному освоению ими новой лексики и расширению словарного запаса, делает самостоятельную работу более интересной. Кроме того, этот ресурс является существенной поддержкой и для преподавателей, помогая экономить время при подготовке к занятиям,

1Rewordify.com. URL: https://rewordify.com/index.php (дата обращения 13.07.2020).

при организации и осуществлении контроля и оценивания результатов работы обучающихся, а также делает практические занятия более увлекательными, то есть способствует повышению результатов обучения.

Рассмотрим более подробно принцип работы и основные возможности этого ресурса.

1. Чтение сложных текстов. Для эффективного развития навыков чтения с помощью Rewordify.com необходимо вставить в желтое поле ввода выбранный для чтения текст или фрагмент текста и нажать на кнопку Rewordify text. В результате за доли секунды перед обучающимся появляется отредактированный упрощенный текст, в котором цветом выделены те слова, которые программа сочла сложными и заменила более простыми для понимания текста лексиче-175 скими единицами. Кликая мышкой на выделенные цветом фрагменты текста, обучающийся видит, какие именно слова были заменены, а также может прослушать, как они произносятся. Кроме того, с помощью одного клика на любое слово в тексте можно узнать его значения, которые появляются в виде всплывающих окон.

Изначально количество замененных в тексте слов соответствует заданным по умолчанию установкам, однако этот параметр может быть отредактирован во вкладке Settings в соответствии с выбором пользователя и сложностью изучаемого текста:

• Rewordifying level - предлагает выбрать один из шести уровней сложности слов, которые программа заменит более простыми (начиная с уровня Easiest, когда заменяется максимальное количество лексических единиц, заканчивая уровнем Hardest, с наименьшей поддержкой пользователей, когда замене подвергаются действительно очень сложные или редко встречающиеся слова).

Хотелось бы обратить внимание на то, что ресурс определяет сложность слова

на основе того, как часто оно используется в корпусе текстов, включающем в себя 450 000 000 слов, используемых в современном устном и письменном английском языке.

Помимо этого, во вкладке Settings существует возможность изменить еще два параметра:

• Display mode - предлагает выбрать желаемый режим визуального отображения преобразования сложных фрагментов текста (Reword hard words; Click/tap to see original, Don't reword words; Click/ tap to see definitions, Display hard word and easier word inline, Display original / rewordified in two columns, Display original with vocabulary column);

• Highlighting mode - позволяет установить один из пяти режимов выделения отредактированного текста (различные цвета, подчеркивание или отсутствие выделения). 175

2. Расширение словарного запаса. Ресурс Rewordify.com помогает осваивать новые слова с помощью поэтапной работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо). Создав свой личный аккаунт и пройдя по вкладке Learning Session, каждый обучающийся получает доступ к сохраненным программой сложным словам из каждого прочтенного текста и выбирает, какие из них он хочет выучить. Отработку лексики можно осуществлять многократно, пока слово не будет освоено, после чего программа отмечает его как выученное и в дальнейшем при чтении обучающимся новых текстов больше не заменяет эту лексическую единицу более простым аналогом. Система освоения лексики представляет собой набор заданий, в процессе которых обучающемуся предъявляется:

• сложное слово из текста и его толкование;

• произношение слова из текста и его толкования;

• пример использования слова в контексте;

• ссылка на словарную статью с более развернутым анализом слова и его употребления;

• задание напечатать слово (при этом обучающийся видит это слово);

• задание напечатать слово (при этом обучающийся слышит произношение слова, но видит лишь написание его толкования);

• задание на выбор правильного значения изучаемого слова из пяти предложенных вариантов.

Регулярная работа с лексикой с помощью описанных упражнений будет способствовать ее эффективному усвоению и позволит обучающимся пополнять свой активный и пассивный словарный запас новыми лексическими единицами, развивать языковую интуицию.

3. Самоконтроль. С помощью вкладки Progress Charts обучающиеся имеют воз-

176 можность контролировать свою работу на сайте, ежедневно анализировать свой прогресс. Программа предоставляет постоянно обновляющуюся информацию по таким параметрам, как количество времени, проведенного за чтением текстов, количество слов, изученных за день, количество и характер допущенных ошибок при работе с лексикой и т.д. Самоконтроль является важным фактором, обеспечивающим самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, и значимым личностно-мотивационным ресурсом, способствующим успешности самообучения.

4. Контроль учебной деятельности. Вкладка Educator Central предназначена для преподавателей и дает им возможность анализировать аккаунты обучающихся, отслеживать их прогресс, получать подробные отчеты о ходе их учебной деятельности в виде графиков и диаграмм, вносить в процесс обучения необходимые коррективы.

5. Подготовка и распечатка материалов для проведения занятий. Rewordify. com предлагает обучающимся и преподавателям набор упражнений для контроля

и самоконтроля усвоения лексического материала по каждому тексту, прочитанному с помощью этой программы. Несомненно, каждый преподаватель оценит эту функцию, поскольку она существенно облегчает методическую подготовку к занятиям. По сути, эту функцию можно рассматривать как генератор упражнений, поскольку, введя в программу любой необходимый на конкретном этапе обучения учебный материал и пройдя по вкладке Print / Learning activities, преподаватель мгновенно получает подборку упражнений, что позволяет значительно сэкономить время и силы при подготовке к любому практическому занятию. Для каждого текста можно распечатать следующие материалы (причем к некоторым заданиям можно распечатать и ключи):

• первоначальный вариант текста;

• вариант текста, обработанный программой; 176

• список сложных слов и слов, предложенных программой в качестве их замены;

• список сложных слов с заданием самостоятельно написать их эквиваленты;

• список предложенных программой эквивалентов с заданием подобрать к ним слова из оригинального текста;

• задание на подбор эквивалентов;

• задание на выбор правильного значения слова из текста (из пяти вариантов ответа) малой степени сложности;

• задание на выбор правильного значения слова из текста (из пяти вариантов ответа) более высокой степени сложности;

• задание на заполнение пропусков в тексте и другие.

Это далеко не все, но, на наш взгляд, наиболее интересные и полезные функции ресурса Rewordify.com, которые позволят обучающимся приобрести навыки самостоятельной работы по развитию всех видов речевой деятельности, расширить свой словарный запас, активизировать учебно-познавательную деятельность, стимулировать к изучению

английского языка. Преподавателям использование возможностей данного ресурса поможет в значительной степени оптимизировать учебный процесс, понизить трудоемкость подготовки к практическим занятиям, более эффективно контролировать и корректировать учебную деятельность обучающихся, находить новые методические приемы пополнения лексического запаса.

Таким образом, анализ возможностей ресурса Rewordify.com еще раз подтверждает тот факт, что современные информационные технологии в процессе иноязычной подготовки в образовательных организациях системы МВД России должны рассматриваться не только как новые технические средства обучения, но и как источник современных подходов к образовательному процессу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леман-Абрикосов Г.А. Обучение немецкой лексике. М.: Наука, 1961. 215 с.

REFERENCES

1. Leman-Abrikosov G.A. Obuchenie nemeckoj leksike. M.: Nauka, 1961. 215 s.

Сведения об авторе:

Малкова Татьяна Вячеславовна, доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России 177 email: tatyanamalkova@gmail.com 177

© Малкова Т.В., 2020

About the author:

Malkova Tatiana V., Assistant Professor at the Department of Foreign Languages, Saint-Petersburg University of MIA of Russia email: tatyanamalkova@gmail.com

Статья получена: 20.07.2020. Статья принята к публикации: 02.11.2020. Статья опубликована онлайн: 16.11.2020.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.