Научная статья на тему 'К вопросу о сетевом взаимодействии преподавателей и обучающихся'

К вопросу о сетевом взаимодействии преподавателей и обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIAL NETWORKS / INTERACTION / EDUCATION / TEACHING / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием информационных технологий в обучении, возрастающей популярностью социальных сетей и возможностью их применения в учебно-воспитательном процессе. Описан опыт интерактивного общения преподавателей и обучающихся посредством социальных сетей в ходе иноязычного обучения в Санкт-Петербургском университете МВД России. Представлен вывод об эффективности сетевого взаимодействия для достижения как учебных, так и воспитательных целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the network interaction between teachers and students

The article deals with the use of information technology in education, the increasing popularity of social networks and the possibility of their use in the educational process. The article described the experience of interactive communication between teachers and students through social networks during foreign language teaching at St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. The experience allows for the conclusion about the effectiveness of network interaction in achieving both teaching and educational objectives.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сетевом взаимодействии преподавателей и обучающихся»

7. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебное пособие. — 2-е изд., пе-рераб. — М.: Высшая школа, 2007.

8. Шаталов, В. Ф. Трудных детей не бывает. — М.: Школа Шаталова В. Ф., 2009.

Сведения об авторе

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: kundozerova@gmail.com

Information about the author

Kundozerova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: kundozerova@gmail.com

УДК 378:372.881.2:004

© Малкова Т. В., 2019

К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием информационных технологий в обучении, возрастающей популярностью социальных сетей и возможностью их применения в учебно-воспитательном процессе. Описан опыт интерактивного общения преподавателей и обучающихся посредством социальных сетей в ходе иноязычного обучения в Санкт-Петербургском университете МВД России. Представлен вывод об эффективности сетевого взаимодействия для достижения как учебных, так и воспитательных целей обучения.

Ключевые слова: информационные технологии; социальные сети; взаимодействие; воспитание; обучение; эффективность.

© Malkova T. V., 2019

ON THE NETWORK INTERACTION BETWEEN TEACHERS

AND STUDENTS

The article deals with the use of information technology in education, the increasing popularity of social networks and the possibility of their use in the educational process. The article described the experience of interactive communication between teachers and students through social networks during foreign language teaching at St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. The experience allows for the conclusion about the effectiveness of network interaction in achieving both teaching and educational objectives.

Keywords: information technology; social networks; interaction; education; teaching; effectiveness.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях системы МВД России является одним из средств повышения его эффективности. Бесспорно, огромное многообразие аутентичных и учебно-аутентичных материалов, интернет-ресурсов для самообразования, электронных тестирующих программ, учебников и тренажеров позволяет существенно повысить качество иноязычного образования, способствует повышению мотивации обучающихся и влияет на интенсификацию учебной деятельности.

Под информатизацией учебного процесса понимается не только использование современных технических средств и технологий, но и внедрение новых форм и методов преподавания дисциплины «Иностранный

язык», формирование нового подхода к процессу иноязычного обучения в целом. Использование информационных технологий обеспечивает мобильность обучающихся, так как они имеют доступ к информации в любое время и в любом месте.

В последние годы в мировом педагогическом сообществе активно обсуждаются вопросы применения в образовании социальных сетевых сервисов, дающих возможность работы в интерактивной среде и обеспечивающих прямую коммуникацию между участниками образовательного процесса. Под социальным сетевым сервисом понимается «виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет), и сети документов (Всемирной паутины) [1]».

Информационное пространство социальных сетей как одного из видов сетевых сервисов представляет собой некую область, которая не управляется ни преподавателем, ни обучающимся, т. е. происходит трансформация традиционной иерархии взаимоотношений «преподаватель ^ обучающийся». Социальные сети дают возможность выйти за рамки учебного процесса и привычных методик, они становятся инструментом, позволяющим расширить образовательное пространство.

«На начало 2019 года количество пользователей социальных сетей во всем мире почти достигло 3,5 миллиардов — это данные по самым популярным социальным платформам в более чем 230 странах и территориях. [5]». Такой рост интереса к социальным сетям объясняется тем, что они рассматриваются не просто как средство для общения и развлечения, а как важный ресурс для получения образования, обмена опытом и достижениями, как средство доступа к информации и финансовым услугам, возможность трудоустройства и расширения прав и возможностей. Российская аудитория социальных сетей составляет 49 % от общей численности населения, т. е. количество активных пользователей соцмедиа в России составляет 70 млн человек [5].

GlobalWebIndex [4], компания по исследованию рынка, которая предоставляет данные о профилировании потребителей, сообщает, что «сегодня средний пользователь (в мире и в России) проводит на социальных платформах 2 часа 16 минут каждый день (в прошлом году этот показатель составлял 2 часа 15 минут). Это примерно треть от общего времени в интернете и одна седьмая от всего времени бодрствования [5]».

ВКонтакте — крупнейшая в Рунете социальная сеть, в которой зарегистрировано более 510 млн пользователей. Это самый посещаемый сайт в Рунете, куда в день заходят более 30 млн человек [3].

Согласно проведенным еще в 2015 г. опросам практически 100 % курсантов 1 и 2 курса Санкт-Петербургского университета МВД России активно пользовались и продолжают пользоваться этой социальной сетью. Поэтому интеграция сетевого взаимодействия в процесс иноязычного обучения оказалась естественной и весьма эффективной.

Интерактивное взаимодействие в процессе иноязычного обучения преподавателя с курсантами и курсантов между собой направлено на решение таких учебных вопросов, как, например:

- обмен учебными материалами в текстовой и графической форме;

- выполнение индивидуальных заданий для самостоятельной работы, в том числе поиск и обработка информации, подготовка проектных заданий, сообщений, переводов, обсуждение и корректировка которых осуществляется эффективно и оперативно;

- участие в олимпиадах и конкурсах, редактирование подготовленных материалов, их обсуждение в онлайн режиме, как с преподавателем, так и между собой, что значительно сокращает время подготовки конкурсных работ;

- задания для слабоуспевающих курсантов с возможностью контроля за их выполнением и дополнительного консультирования во внеучебное время, что, соответственно, значительно экономит учебное время;

- совместная работа над творческими проектами с возможностью получения онлайн-консультаций у преподавателя;

- возможность контроля за самостоятельной учебной деятельностью курсантов, которые по болезни или иной причине не посещают учебные занятия, что позволяет не допускать значительного отставания от учебного плана и, соответственно, корректировать ход учебного процесса, выстраивая для них индивидуальную образовательную траекторию;

- диагностика и контроль знаний обучающихся с помощью проведения онлайн тестирований и т. д. [2]

Необходимо упомянуто еще и о том, что в этой социальной сети зарегистрировано большое количество групп и сообществ для изучающих иностранные языки, которые также могут эффективно использоваться курсантами для самостоятельной работы по развитию всех видов речевой деятельности. На страницах таких сообществ языковой материал представлен в наглядной форме, что способствует активизации познавательной деятельности курсантов. Знакомство с новыми образцами высказываний и новыми лексическими единицами современного иностранного языка благодаря визуализации и интерактивности повышает интерес к самостоятельному изучению языка, стимулирует к самообразованию.

Кроме того, не следует забывать о воспитательном потенциале использования социальных сетей и их эффективности в решении разнообразных организационных вопросов. Хотелось бы отметить, что сетевое взаимодействие как средство поддержки и развития социальных контактов позволяет обучающимся преодолеть неуверенность в себе, получить ответы на вопросы, которые они не смогли задать в аудитории, а преподавателю — осуществить взаимодействие, которое

порой невозможно в условиях образо-

" ТЛ "

вательной организации. В такой атмосфере учащиеся способны не только максимально полно освоить необходимые знания, умения и навыки, но и приобрести необходимый опыт личностно-ценностного отношения к миру и продуктивной социальной кооперации.

При грамотно выстроенном преподавателем интерактивном взаимодействии у курсантов появляется уверенность в себе, растет доверие к преподавателю, повышается мотивация к изучению дисциплины, возникает чувство собственной языковой компетентности. Таким образом, с помощью сетевого взаимодействия преподаватель реализует личностно ориентированный подход в обучении.

Профиль пользователя в социальных сетях иногда по-новому раскрывает характер и личностные особенности обучающихся, позволяя преподавателю узнать их интересы и на основе полученной информации выстроить межличностные отношения. Как воспитатель, преподаватель может помочь обучающимся наладить общение с сокурсниками, найти выход из возможной конфликтной ситуации.

Важно помнить, что общение в социальных сетях не должно носить

облигативного характера; замкнутые и плохо социально адаптированные курсанты могут испытывать неловкость и сопротивление, если контакт со стороны преподавателя будет излишним. Всем участникам образовательного процесса необходимо соблюдать нормы этики и поведения в информационном пространстве и помнить, что виртуальное общение при всех его плюсах все же не сможет заменить общения реального. Кроме того, преподаватель должен рекомендовать курсантам не размещать в сети информацию личного характера или такую информацию, которая в дальнейшем могла бы нанести урон их репутации или скомпрометировать их или их близких.

Таким образом, социальные сетевые сервисы как интерактивная образовательная среда влияют на эффективность учебно-воспитательного процесса и в сочетании с традиционными формами обучения могут быть использованы в качестве средства оптимизации обучения, а также как образовательный инструмент, предоставляющий курсантам дополнительные возможности получения знаний более интересным и интерактивным способом.

Литература

1. ИнтеВики. — URL: https://wiki.iteach.ru/ (дата обращения: 30.04.2019).

2. Малкова, Т. В. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — Т. 2.

3. Сетевой проект ВКонтакте. — URL: https://online-vkontakte.ru/2018/10/skolko-lyudej-zaregistrirovano-v-vk.html (дата обращения: 30.04.2019).

4. GlobalWebIndex. — URL: https://www.globalwebindex.com/ (дата обращения: 30.04.2019).

5. WebCanabe — URL: https://www.web-canape.ra/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 30.04.2019).

Сведения об авторе

Малкова Татьяна Вячеславовна: ФГКОУ ВО Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), доцент кафедры иностранных языков. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com

Information about the author

Malkova Tatiana Viacheslavovna: St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia (St. Petersburg, Russia), assistant professor at the Chair of Foreign Languages. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com

УДК 378.14

© Морозов А. С., 2019

К ВОПРОСУ О ЕДИНООБРАЗИИ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ И КУРСОВЫХ РАБОТ ОБУЧАЕМЫХ

В статье рассматривается методика улучшения качества курсовых и выпускных квалификационных работ посредством приведения их тем к единообразию. При определении тем курсовых работ автором предлагается исходить из конечной цели научной деятельности обучаемого — выпускной квалификационной работы. Делается вывод о необходимости формирования для обучаемых единого списка тем курсовых работ по различным дисциплинам, которые направлены на раскрытие итоговой темы выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: курсовая работа; дипломная работа; выпускная квалификационная работа; плагиат; методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.