_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 004.773
Иванько Александр Федорович, профессор, к.т.н., Иванько Михаил Александрович, доцент, к.т.н, Некрасова Мария, студент.
Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского Политеха. e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Рассматриваются проблемы использования информационных технологий в учебном процессе, отмечены преимущества и недостатки использования социальных сетей как средства обучения, изложен результат практического применения социальной сети «ВКонтакте» в качестве средства учебного процесса.
Ключевые слова
Компьютерные сети, информационные технологии, дистанционное обучение.
1. Предпосылки использования социальных сетей в образовательном процессе.
Сегодня вопрос о применении информационных технологий в процесс обучения очень активно обсуждается как с положительной, так и с отрицательной стороны. Это вызвано всё большей компьютеризацией образования (что в принципе логично и обусловлено развитием информационного общества).
Однако, стоит обратить внимание, на то, что сам процесс внедрения ИТ в сферу образования в России протекает медленно, в сравнении со странами Европы и США и в значительной степени отстает от скорости развития самих компьютерных технологий. Одним из средств, способным поправить указанные выше недостатки, может быть использование в качестве дополнительного метода обучения привычной для учащегося среды общения — социальных сетей.
Факторы, обуславливающие полезность и прогрессивность использования социальных сетей в образовательном процессе:
• Популярность социальных сетей , большинство учащихся зарегистрированы в одной или нескольких их них;
• Учащим представляется уникальная возможность совместить процесс развлечения и общения с учебой;
• Мгновенная передача информации и, как следствие, доступность отчетов и заданий для изучения; экономия времени ,что увеличивает количество сделанных заданий;
• Доступность всех версий одновременно и преподавателю и учащемуся.
Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых основными видами работ являются: рефераты; семинары; лабораторные работы; курсовые работы; выпускная квалификационная работа.
При помощи социальных сетей преподавателю предоставляется возможность более простого выполнения следующих процедур: информирование студентов; предоставление методических пособий; доведение до студентов дополнительных инструкций; прием работ в электронном виде для проверки; простейший способ резервного копирования.
2. Примеры практического использования социальных сетей в образовательном процессе.
В качестве первого примера хочу привести сообщество учебной группы ДКидБ-3-5 Московского политехнического университета в социальной сети «Вконтакте» (рис. 1). «Паблик» (название сообщества на интернет - сленге) является удобным средством коммуникации касательно учебы. Как мы можем видеть, закрепленной записью является расписание занятий настоящего семестра. Предоставляет возможность быстрого контакта со всеми членами группы без данных сотовой связи или электронной почты.
Рисунок 1
На «стене» паблика староста публикует новости касательно занятий, мероприятий в университете, связи с преподавателями, заданием на дом (рис. 2). У группы есть возможность для различных дискуссий касательно учебы и обмена файлами. Обсуждения разделены на предметы.
©
Рисунок 2
Внутри каждой вкладки на скриншоте (рис. 3) староста выписывает информацию о задании по конкретному предмету, контакты преподавателя, сроки дедлайнов, подробности о контрольных точках и другую информацию. Очень удобно обмениваться материалом для учебы. Например, в обсуждении предмета «Художественные стили и направления в искусстве» студенты скидывают индивидуальные презентации по темам, которые всем понадобятся для зачета.
Помимо сообщества существует ещё общая беседа группы в формате диалога с конкретным
пользователем. Диалог существует для обсуждения менее серьезных вопросов, чем в группе (хотя в него также можно скидывать ссылки на новости для привлечения внимания). Сообщения, поступающие в диалог, обязательно просматривают все участники.
У "'"'Ii 01 j] к ||^м.1:>п<-лппе X ~
Рисунок 3
Возможности: поиск контактов преподавателей, обсуждение заданий, обмен материалами, самая популярная функция диалога - предупреждения об опоздании, либо болезни. Результаты использования социальной сети «Вконтакте»: Охват учащихся (на новости группы подписаны все её студенты); Систематизация материала (обсуждения);
Все студенты обеспечены свежей информацией по организации учебного процесса в кратчайший срок; Мгновенный обмен файлами без физических носителей;
Работы иди учебные материалы, присланные через сайт, не могут быть потеряны в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.
Рисунок 4
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Приведенный пример показывает , что социальные сети являются очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Чтобы проиллюстрировать непосредственно образовательную функцию социальных сетей приведем в пример другое сообщество «Вконтакте» (рис. 4). Данный ресурс предназначен для подготовки к Единому Государственному экзамену школьников в 2017. Учащиеся имеют доступ к материалам по различным предметам (а так же ссылки на паблики по конкретному предмету, например, «ЕГЭ. Русский язык»), тестам онлайн, конспектам. Также прямо на странице расположен чат для общения.
3. Перспективы развития социальных сетей в образовательном процессе.
Если рассматривать образовательную систему, как постоянно трансформирующуюся и развивающуюся, то информационные технологии в целом являются очередной ступенью в её развитии, а включение в образовательный процесс социальных сетей - это новый шаг в развитии. Использование социальных сетей в учебном процессе можно рассматривать как один из новых способов развития педагогической деятельности, а также процесса самообразования.
Посредством социальных сетей, учащимся представлен очень широкий спектр образовательных возможностей (материалы с книгами, учебниками, конспектами, видео-ролики, опросы, форумы и др.),
Стоит отметить, наличие положительной динамики, статистики и примеров использования соцсетей в образовании. К примеру, исследователь Р. Лейбанов обращает свое внимание на то, что школьник или студент (пользователь соц. сети), который вступил в группы, изучающие иностранные языки и выкладывающий аудио и видео на иностранном, существенно увеличит словарный запас и в скором времени, возможно, без акцента заговорит на иностранном языке.
В результате использования социальных сетей возможно взаимодействие преподавателей и студентов (если преподаватель имеет аккаунт) в учебном и воспитательном процессах. В России эта практика пока не набрала высокой популярности, однако, за рубежом преподаватели и учащиеся свободно общаются в Facebook и других соц. сетях, ведут дискуссии по учебе, оказывают помощь в выполнении работ, дают советы личного характера.
Использование социальных сетей позволяет наладить построение образовательного процесса (содержания, формы и технологии) с ориентацией на человека, его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, созданием условий для раскрытия всех его потенциальных возможностей, для его самореализации и самосовершенствования.
Ценность социальных сетей для обучения и саморазвития еще не подвергалась оценке и исследованиям в необходимой степени: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, поскольку в сознании большинства людей социальные сети укрепились как среда для проведения свободного времени и развлечения. Но сегодня в педагогической деятельности возможности социальных сетей позволяют решать множество различных задач: эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.
Чтобы оптимально решать вышеперечисленные проблемы необходимо создавать условия для повышения квалификации преподавателей, предоставлять педагогам материальные и моральные поощрения, более активно использовать новые технологии в школах и вузах в обязательном порядке, разрабатывать новые эффективные методики использования социальных сетей в образовательном пространстве.
Список использованной литературы:
1. Иванько А.Ф., Иванько М.А. Информационные технологии в издательском деле. Учебное пособие. Москва-МГУП им. Ивана Федорова, 2013, -136с.
2. Зайнудинов С., Землянский А.А., Тинякова В.И., Иванько А.Ф., Иванько М.А. Прикладные аспекты информационных технологий. Учебное пособие., М: Издательство РГАУ-МСХА им. Тимирязева, 2014.-324с.
3. Социальная сеть ВКонтакте https://vk.com/.
4. 9 соцсетей для изучения и общения на иностранных языках. - URL:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
5. http://www.molparlam.ru/media/articles/9-socsetey-dlya-izucheniya-i-obshcheniya-na-inostrannyh-yazykah/ (дата обращения: 10.11. 2015).
© Иванько А.Ф., Иванько М.А., Некрасова М., 2016
УДК 681.511
Каюмова Виктория Эдуардовна
магистрант кафедры АСУ, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»
г. Магнитогорск E-mail: [email protected] Мухина Елена Юрьевна ст. преподаватель кафедры АСУ, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»,
г. Магнитогорск
АНАЛИЗ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МНОГОЗОННЫХ ПРОТЯЖНЫХ ПЕЧЕЙ
Аннотация
Рассматриваются проблемы создание математической модели для решения задач выбора и поддержания запрограммированного режима работы АНГЦ, способной адекватно в реальном времени описывать протекающие в печи и на агрегате динамические процессы
Ключевые слова
Агрегат непрерывного горячего цинкования, отжиг, нагрев, протяжная печь для отжига полосы,
математическая модель
Так как многозонные печи являются тепловыми объектами с распределенными параметрами, то модель динамики должна отражать изменение температуры во времени в каждой точке печи.
Задачам выбора и синтеза математических моделей, определяющих тепловую работу печей проходного типа и процессов, протекающих в них, посвящено большое число научных работ [1, 2, 3].
В работах [1, 4] представлен частный случай создания математических моделей, и в работе [4] изложена подробная методика создания математической модели тепловой работы протяжной печи. В основу положены уравнения теплового баланса зон нагрева:
dqm dl
= 10-8 Cnp (Тп - + «пр (Тп - Тм )
dE,
dE,
dl
dl
(1) ^Им = WM — ; dl dl
Q =—J ^,
Лк.и.m. l dl
(2) (3)
dq
где —— - среднее значение приведенного коэффициента излучения в зоне на металл или от металла, dl
Дж/ч м2;
апр - среднее значение приведенного коэффициента конвективной теплопередачи;
Тп, Тм - абсолютные температуры печи и металла, оС;
Fм - тепловоспринимающая или теплоотдающая поверхность металла, м2;
Жм - водяной эквивалент движущегося через печь металла, Дж/ч оС;
7!кищ - коэффициент использования тепла в зоне;
I - длина ленты в зоне, м.
Уравнения (1) и (2) связывают передачу тепла в зоне с теплопотреблением или тепловыделением