Научная статья на тему 'Возможности использования элементов игровых технологий в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин'

Возможности использования элементов игровых технологий в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрина Ирина Валентиновна

Проанализированы возможности использования игровых технологий в учебном процессе. На конкретном примере показана эффективность применения активных методов обучения, направленных на формирование у студентов профессиональных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования элементов игровых технологий в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.14

И.В. Кондрина

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Проблема качества специа-листа-выпускника вуза остается актуальной и по сей день в связи с тем, что запрос общества на «качество» постоянно растет. Поиск путей повышения «качества» приводит к тому, что как теоретическая, так и практическая педагогика разрабатывают различные методы и технологии, повышающие эффективность учебного процесса в учебных заведениях, в частности, в вузах. Так, модульная технология, предлагающая объединение учебной информации в блоки-модули, помогает студентам усваивать знания логически завершенными порциями и поэтапно в строго индивидуальном режиме совершенствовать свои умения и навыки. Наличие у каждого студента пакета с обучающей программой, мобильность и индивидуальная скорость усвоения, рейтинговая система оценки знаний стимулирует познавательную активность студентов.

Технология знаково-

контекстного подхода в обучении (автор А.А. Вербицкий) предполагает максимальное приближение учебного процесса в вузе к будущей профессиональной деятельности. Это достигается созданием конкретных производственных ситуаций на занятиях практического цикла, решением производственных задач, повышением роли производственной практики и научных исследований. По утверждению А.А.Вербицкого, использование активных форм и методов обучения воссоздает не только предметное, но и соци-

альное содержание будущей профессиональной деятельности, а также формирует профессиональное мышление.

Эти и другие технологии предполагают максимальную подготовку педагогов в плане научных знаний и практических навыков внедрения технологий в учебный процесс. Кроме того, процесс технологизации влечет за собой изменения в организации, структурировании и планировании учебного процесса, что довольно проблематично. Хотелось бы отметить, что обучение в техническом вузе носит отчасти стандартизированный характер. Вероятно, это объясняется тем, что в рамках той или иной технической специальности специалист должен обладать совершенно определенным уровнем сформирован-ности профессиональных умений и навыков, а также четкими представлениями осуществления того или иного технологического процесса. Противоречивость данной ситуации в том, что на сегодняшний день одно из требований, предъявляемых производством, - это творческий подход к делу. Творче-скость предполагает гибкость, критичность, скорость реагирования на нестандартную ситуацию. Совершенствовать это личностное качество, которое должно стать профессиональным, студент может уже в процессе обучения в вузе. Создание условий, в которых учащиеся получают возможность самопознания, самоактуализации и самореализации, реально происходит на практических заня-

тиях по психолого-педагогиче-ским дисциплинам.

Учитывая все трудности технологизации всего педагогического процесса, а также, принимая во внимание все реальные условия (традиционная академическая форма обучения), становится возможным использование лишь отдельных компонентов той или иной педагогической технологии. Так в рамках «Психологического практикума» на специальности «Социально-культурный сервис и туризм» преподаватель имеет возможность использовать упражнения тренингового плана, направленные на формирование профессиональных умений -эффективное взаимодействие с клиентом и заказчиком.

Являясь структурным компонентом в классификации игровых технологий (по характеру педагогического процесса), предложенной Г.К.Селевко, тренинг может выступать как форма обучения. Это особо организованное взаимодействие членов малой группы, построенное на принципах:

- доверия (чувство сопричастности к миру другого человека);

- активности (обязательная вовлеченность всех без исключения членов группы в занятие через правило: «Будь активен и ты узнаешь себя! );

- равенства позиций (партнерские отношения в группе, признание ценности каждого, его интересов; преподаватель -организатор, координатор и источник новых знаний);

- обратной связи (открытое,

Педагогика высшей школы

147

аргументированное и конструктивное высказывание всеми членами группы по поводу различных ситуаций в ходе занятий);

- закрытости группы (сохранение участниками информации друг о друге, которая не выносится и не обсуждается за пределами группы).

Отличительной особенностью тренинга является то, что усвоение учащимися теоретических знаний идет через их активное участие в практических действиях, приобретая тем самым личностную значимость. С целью активизации познавательной деятельности студентов в тренинге акцент делается на применение активных методов обучения: групповая дискуссия, деловая игра, ролевая игра, анализ конкретных ситуаций и др. Особые требования в проведении тренинга предъявляются и к специфике размещения его участников. Все члены группы рассаживаются в круг так, чтобы был доступным визуальный контакт с каждым участником. Важно отметить, что, когда в круге находится преподаватель-тренер, создается совершенно

иное восприятие студентами личности преподавателя. Взаимодействие на основе принципа партнерских отношений оказывает влияние не только на формирование индивидуальных позиций каждого студента, но и влечет за собой изменение и развитие самого преподавателя, что очень важно для педагогического мастерства, но не всегда приветствуется самими педагогами (именно теми, которые верят в незыблемость своих личностных характеристик).

При такой системе взаимоотношений роль педагога с «вещателя догм» меняется на «консультанта, диагноста, помощника». Не менее важным в процессе тренинга является и коррекционная сторона. При получении обратной связи преподаватель может корректировать отношение, поведение, реакцию участников на ту или иную си-

туацию, вводя необходимый блок теоретической информации. Но что еще более важно, он может корректировать и свою дальнейшую деятельность, опираясь на оценку и состояние группы. Как показывает практика, именно занятия-тренинги позволяют учащимся хотя бы частично раскрыться, оценить свой потенциал, увидеть свои сильные и слабые стороны и наметить перспективы дальнейшего профессионального совершенствования.

Насколько эффективным является использование тренинговых упражнений в рамках преподавания дисциплин пси-холого-педагогического цикла можно судить по результатам проведенного упражнения «Са-мопрезентация» со студентами специальности «Социально-

культурный сервис и туризм» на занятиях «Психологического

практикума».

Коротко рассмотрим особенность и процесс этого упражнения. Во-первых, необходимость рассмотрения проблемы самопрезентации вызвана ее актуальностью. Негарантиро-ванность обеспечения молодых специалистов стабильными рабочими местами влечет за собой конкуренцию среди выпускников. Как показывает практика, в конкурсном отборе при прочих равных условиях выигрывает тот, кто грамотно сумеет себя преподнести. Успех в профессиональной деятельности обеспечивается не только профессиональной компетентностью, но и личностным потенциалом, связанным с выработкой уверенности в себе. Находясь на студенческой скамье, студенту довольно трудно детально представить себя в роли специалиста. Та непродолжительная практика в процессе обучения не может дать полного представления о профессии, тем более, что сегодня абсолютно реальна возможность устройства на работу и не по специальности. Поэтому наряду с профессионально-важными качествами

необходимо совершенствовать и те, которые помогут будущему специалисту чувствовать себя более уверенно и при устройстве на работу. Печальная статистика такова, что много хороших профессионалов не смогли реализовать себя на приемлемых для них рабочих местах именно из-за неумения зарекомендовать себя при устройстве на работу. Трудность здесь заключается в том, что срабатывают внутренние механизмы защиты в нестандартных ситуациях. Их возникновение вызвано неуверенностью, неумением выражать свои мысли, отсутствием культуры внутренней саморегуляции.

Оказавшись в нестандартной для себя ситуации на занятии по самопрезентации, студент получает возможность, как ощутить свои трудности, так и перспективу выхода из этой ситуации, что формирует определенный опыт реагирования на подобные ситуации. Заранее студенты готовят информацию о себе согласно условиям конкурсного отбора (организация и должность, предварительное заполнение опросного листа и др.). Формально участнику упражнения следует ответить на вопрос: «Расскажите о себе». Именно это чаще всего и вызывает замешательство. Когда такой вопрос возникает на занятии, то в ответ от студентов можно услышать: «Как я могу хвалить себя», «Со стороны видней», «Когда буду работать тогда и увидите». В таком случае педагогу главное убедить студентов в том, что успех будет зависеть именно от того, как они расскажут о себе. Хороший эффект дает сопровождение выступления студентов видеозаписью, так как это помогает студенту посмотреть на себя со стороны глазами стороннего слушателя и ответить на вопрос: «Сам себя ты принял бы на работу? Если «да», то почему? Если «нет», то почему?». Следующий за выступлением анализ отражает как его вербаль-

ную, так и невербальную стороны. Выявив противоречия в выступлениях студентов, преподаватель вводит теоретическую информацию, необходимую для дальнейшего их совершенствования.

О том, что тренинг является эффективной формой обучения, говорят не только эмоционально-положительный настрой

студентов и партнерские отношения между студентами и преподавателем, но и высокое качество усвоения материала (более уверенное поведение студентов в других нестандартных ситуациях), а также положительные отзывы, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей.

Дальнейшая проработка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

проблемы использования элементов игровых технологий в учебном процессе связана с рассмотрением возможности применения их не только в рамках психолого-педагогических дисциплин, но и других, как гуманитарных, так и общеобразовательных дисциплин.

1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.

2. Рамедник Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. - М.: Мастерство, 2002.- 160 с.

3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.

□ Автор статьи:

Кондрина Ирина Валентиновна

- канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики

УДК 378.14 Е.Б. Матвиенко

ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ВИД ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свою профессиональную деятельность можно выбирать в зависимости от обстоятельств (интерес к ней, общественный престиж и др.), но важно принимать во внимание, насколько выбранная деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Для ощущения удовлетворенности важно, чтобы каждый человек занял в профессиональной структуре свое место. Чем больше соответствие между требованиями профессии и индивидуальными качествами человека, тем выше у него удовлетворенность работой, уверенность в своих силах, больше возможности самоутвердиться, сильнее стремление к профессиональному, общекультурному, личностному росту, самосовершенствованию,

самовоспитанию.

Инженерную деятельность

по своему характеру можно условно разделить на несколько основных групп.

Деятельность специалистов первой группы можно охарактеризовать как разработку и изучение новых методов и способов получения материалов и веществ, контроля и испытания промышленных изделий, новых принципов создания машин и аппаратов, функционирования новых технических устройств. Все это осуществляют инженеры- исследователи. Их деятельность примыкает к научной работе.

Вторая группа связана с проектированием и конструированием новых сооружений,

приборов и аппаратов. Здесь требуется склонность к конструкторским и графическим работам, хорошее пространственное воображение, определенные

задатки изобретательской деятельности, умение оптимально выбрать материалы и режимы работы.

В третью группу входят инженеры, осуществляющие монтаж и наладку, надзор за правильной эксплуатацией, горного, металлургического оборудования, различных устройств и средств, управление машинами и приборами, работающими в различных отраслях промышленности, транспорта. Такие специалисты- инженеры- эксплуатационники отвечают за правильную безопасную работу оборудования и персонала, эффективное и экономичное функционирование основных систем производства.

Представители четвертой группы берут на себя обязанности по организации, планированию и координации производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.