СИСТЕМА ТРЕНИНГОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ...__________
УДК 377.81
М. Л. Паутова
СИСТЕМА ТРЕНИНГОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Коммуникативная компетентность является важным качеством, обусловливающим высокий профессионализм выпускников экономических вузов. Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля (экономистов, менеджеров, банковских работников и др.) осуществляется в условиях постоянного делового общения с клиентами, сотрудниками. Изучение опыта подготовки специалистов данного профиля в плане коммуникации ведущих российских и иностранных компаний показывает, что качество ее тем лучше, чем больше она связана с повседневной практической деятельностью.
Подготовка студентов в вузах основывается на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В разрезе специальностей рассматриваются основные положения и определяются необходимые навыки по формированию коммуникативной компетентности при изучении следующих дисциплин: иностранный язык, культурология, психология и педагогика, русский язык и культура речи, философия, концепции современного естествознания, менеджмент и деловое общение.
Понимание сущностных характеристик коммуникативной компетентности находится во взаимосвязи с психологическими исследованиями в области общения, которое выступает в качестве междисциплинарного предмета познания.
Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет сформулировать ряд важных качеств, которыми должен обладать специалист экономического профиля (рис.1):
1. Способности. Сбалансированное сочетание профессиональных способностей с личностными качествами. Каждый является членом «команды» и залогом успеха служит гармоничная деятельность.
2. Энтузиазм. Он может сделать для расширения компетентности и знаний больше, чем множество курсов.
3. Инициатива. Специалист самостоятельно отыскивает задачи для исследования и решения, первым выступает с новыми предложениями, обладает чувством времени для такой инициативы.
4. Безотказность и надежность. Руководители считают, что специалист должен заработать право на свободу и независимость. Если экономист «попотеет» на малозначительной работе год, то он в дальнейшем получит реальные преимущества.
5. Творчество. Важно не только предлагать новые идеи и решения, но и рекомендовать творческие пути реализации идей и расширение области применения новшеств.
6. Коммуникабельность. Специалист должен просто и ясно излагать нетривиальные мысли, результаты сложнейших работ (как письменно, так и устно), свободно и убедительно подавать свои идеи руководству и получать поддержку коллег для их воплощения.
Рис. 1. Важнейшие качества специалиста
Подготовка специалистов в любых областях требует широкого использования активных форм обучения, приближающих педагогический процесс к организационно-производственным ситуациям. Нами установлено, что в процессе обучения пригодны в первую очередь те методы, при которых студенты идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения, один из которых - тренинг.
Понятие «тренинг» (англ. train - тренироваться) имеет ряд значений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка. В психологии, педагогике, социологии, управлении персоналом и ряде других областей науки и практической деятельности термин «тренинг» приобрел свою специфику. Обычно его связывают с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. В более широком контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы.
Теоретико-методологический анализ тренинга рассматривали К. Левин [4], Л. А. Петровская, Ю. М.Жуков, П. В. Растянников [2], Ю. Н. Руденский [7], А. П. Ситников [8], С. И. Макшанов [5], Т. В. Зайцева [3], Дэвид Ли [1], В. Э. Пахальян [6] и др. Однако все исследования отражают обобщенные данные по методологии тренинга. Мало и вне контекста единой системы исследований изучались конкретные тренинговые программы по формированию коммуникативной компетентности в системе тренингов. Соответственно невозможно осуществить прогноз изменений тренингов и построить стратегию коррекции этих изменений. Это послужило предпосылкой проведения нами исследований по разработке системы тренингов для формирования коммуникативной компетентности студентов экономического профиля.
Под системой тренингов мы понимаем комплекс взаимосвязанных тренингов, образующих единое целое, который позволяет решать различные педагогические задачи, направленные на формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
В процессе обучения студентов мы разработали научный подход, дающий возмоэ/сность выбрать оптимальную структуру системы тренингов. В ходе его разработки мы опирались на культурно-историческую теорию развития психики и деятельностный подход, которые вооружили нас необходимым теоретическим и практическим инструментарием для осмысления выделенной проблематики, поиска адекватных методологических путей ее решения. Система тренингов представлена на рис. 2.
Рис. 2. Система тренингов формирования коммуникативной компетентности студентов
экономического профиля
Цель системы тренингов - обеспечить эффективное деловое и межличностное общение студентов. Для ее достижения необходимо научить участников применять в своей повседневной деятельности определенные техники и технологию общения, основанные на знании психологических и поведенческих мотивов действий. Система тренингов имеет направленность на исследование межличностных отношений, личностный рост и коммуникативное развитие участников. В результате обучения через систему тренингов у студентов формируются личностные качества, требующиеся в профессиональной практике. Это способствует интеграции обучения в профессиональную практику и сокращает сроки адаптации выпускника на конкретном рабочем месте.
Система тренингов направлена на решение следующих задач.
1. Закрепление знаний о коммуникационных процессах.
2. Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешной коммуникативной деятельности.
3. Развитие способности адекватного познания себя и других людей.
4. Коррекция и развитие отношений личности.
Система тренингов выполняет следующие функции (рис. 3):
- развитие коммуникативных знаний, умений и навыков;
- передача информации, помогающей студентам ориентироваться в образовательной и внешней среде;
- изменение установок студентов и повышение их учебной мотивации;
- совершенствование моделей межличностных коммуникаций, взаимодействия участников общения.
Рис. 3. Основные функции системы тренингов
Принципы построения системы тренингов по своей сущности представляют систему дидактических требований, соблюдая которые, можно обеспечить эффективность функционирования педагогического процесса. Требования определяют социологические, гносеологические, общенаучные и психолого-педагогические обоснования системы тренингов, а также практически направленные рекомендации. Все принципы взаимосвязаны и представляют собой единую систему, в которой каждый из принципов необходим, а взятые вместе, они являются достаточными, чтобы их реализация способствовала решению поставленных задач. В основу выделения принципов положен личностно-деятельностный подход и концепция целостности процесса обучения.
Для формирования коммуникативной компетентности на основе системы тренингов используются следующие принципы (рис.4): активности и самостоятельности, целеустремленности, обратной связи, интеграции, исследовательской позиции, партнерского общения.
Рис. 4. Принципы системы тренингов формирования коммуникативной компетентности
Системообразующим принципом является принцип активности и самостоятельности в обучении, так как процесс формирования коммуникативной компетентности идет при активной самостоятельной и групповой деятельности обучающихся.
Принцип целенаправленности разрешает противоречие между познавательными и практическими задачами, которые должны решать обучающиеся и уровнем их знаний, умений, уровнем их умственного, волевого, эмоционального и социального развития.
Понятие цели в системе тренингов рассматривается с разных позиций: обучающего и обучающегося. Первая из них - это образовательная цель,
поставленная педагогом или тренером, с которой впоследствии сопоставляются достигнутые результаты. Она связана с проектировочной функцией педагога при проектировании им дидактических условий образовательного процесса, адекватных поставленной цели. Принцип исследовательской позиции объясняется тем, что обучающиеся в ходе работы в тренинге осознают, убеждаются в работе идей, закономерностей, давно доказанных психологией, а также раскрывают личностные ресурсы и особенности. Благодаря данному принципу преподаватель, тренер проводит такие занятия, в которых обучающиеся могут апробировать и тренировать новые способы деятельности и поведения [9].
Принцип обратной связи обеспечивает возможность каждому обучающемуся получить информацию о своем поведении, развитии коммуникативных умений и навыков от членов тренинговой группы и на основании поученных данных их корректировать.
Принцип партнерского общения основан на субъект-субъектном общении, при котором учитываются интересы других обучающихся, их чувства, эмоции, признается ценность и уникальность личности каждого. Благодаря реализации данного принципа создается атмосфера доверия, благодаря которой обучающиеся могут экспериментировать с новыми формами поведения, не стесняясь допускаемых ошибок.
Условия построения нашей системы тренингов определяются спецификой профессионального образования. К этим условиям относятся:
- соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
- организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
- связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
- опора на базовые общеобразовательные знания и умения, жизненный опыт.
Условия отражаются в сценарии проведения тренингов, организации аналитической работы после проведения тренингов.
Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов нами разработаны критерии:
- в мотивационном компоненте - наличие положительного интереса к коммуникативной деятельности, осознание и эмоциональное переживание необходимости выполнения коммуникативных функций;
- в содержательном компоненте - сформированность у студента цели коммуникативной деятельности; наличие представления о базовых понятиях коммуникации и умение их применять; степень усвоения коммуникативных знаний и умений;
- в оценочном - соответствие самоанализа и самооценки анализу и оценке преподавателя, тренера и сокурсников, степень удовлетворенности студента собственным уровнем развития коммуникативных умений и навыков.
Разработанная нами система тренингов направлена на развитие следующих социально-психологических умений:
- психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение;
- поддерживать общение, стимулировать активность партнера;
- психологически точно определять «точку» завершения общения;
- прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
- прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
- овладевать и удерживать инициативу в общении;
- провоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
- формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении.
Для проверки полезности системы тренингов мы разработали методику ее реализации в реальной образовательной практике. Основу системы составляет цикл тренингов, проводимых с первого по третий курсы института. Состав обучающихся - подгруппы студентов, в количестве от 10 до 16 человек. Целью первого тренинга (I курс) «Коммуникативный тренинг» является сплочение учебных групп, социально-психологическая адаптация обучающихся и обучение базовым коммуникативным навыкам и практическим основам коммуникативного взаимодействия.
Задачи, решаемые в ходе данного тренинга:
- сплочение студентов в группе, формирование взаимного доверия;
- обучение студентов базовым коммуникативным навыкам установления психологического контакта с собеседником;
- формирование поведенческой гибкости;
- развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
- изменение стереотипов поведения и общения участников тренинга;
- формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации;
- повышение мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
На тренинге используются такие организационные формы, как ролевая
игра, мини-лекции, индивидуальные занятия. В ходе тренинга студенты проходят психологическое тестирование, направленное на определение типа темперамента и характера студентов, особенностей социально-психологической адаптации, поведения в конфликтных ситуациях и т. д.
В результате проведенного тренинга у студентов формируется теоретическая база знаний о коммуникационном процессе, происходит развитие эмоциональной сферы через невербальное общение, социальной наблюдательности, вербального взаимодействия, умения работать в команде. Формируется особый дух свободы, веселья и собственного достоинства.
На II курсе проводится тренинг «Деловое общение», включающий блоки: техника речи, психология общения, деловой этикет, деловой рус-
ский язык, презентация. Общая цель тренинга - совершенствование речевых техник воздействия на клиента, партнера, преодоление эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, содействие личному росту и самоопределению личности.
Основными задачами данного тренинга являются:
- ознакомление с механизмом извлечения звуков и формирования их в слова;
- выполнение упражнений на постановку правильного дыхания;
- тренировка артикуляции и выразительности произношения;
- коррекция речи.
Проведение данного тренинга эффективно для студентов экономического профиля, так как их будущая работа связана с общением и мотивацией, многие из них организуют свой бизнес, будут проводить многочисленные переговоры. В данном тренинге студенты овладевают умениями убеждать партнеров по общению, быстро и комфортно для себя и окружающих изменять поведение людей (и прежде всего - свое собственное), чтобы привести партнера к желанию совершить нужные нам действия и к их совершению.
На III курсе проводится тренинг «Основы бизнеса и экономики предприятия». Цель тренинга заключается в выявлении имеющихся знаний студентов по изученным дисциплинам и в демонстрации возможностей работы в команде при создании виртуальных предприятий и поиске новых нестандартных решений.
Задачами данного тренинга являются:
- закрепление полученных теоретических знаний изученных профилирующих дисциплин;
- приобретение практических навыков создания виртуального предприятия, организации хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
- приобретение и закрепление навыков работы с нормативно-правовыми документами;
- освоение технологий коллективных методов принятия управленческих решений;
- раскрытие и проявление личностных качеств в коллективной работе;
- формирование навыков делового общения (создание имиджа сотрудников, оформление офисов, умение вести переговоры, устанавливать деловые контакты);
- создание отчета и презентации, публичное выступление при защите в группе и на конференции.
Результаты экспериментальной работы показали, что студенты осваивают технологию коллективных методов принятия управленческих решений; раскрывают и проводят анализ личностных качеств в коллективной работе; формируют навыки делового общения (создание имиджа сотрудников, оформление офисов, умение вести переговоры, устанавливать деловые кон-
такты). Кроме того, система тренингов изменила качество и повысила уровень уже имеющихся у студентов знаний о себе и межличностных отношениях. Студенты становятся более гибкими, открытыми новому опыту, менее подвержены жестким ограничениям, видят больше возможностей изменить свою жизнь к лучшему, значительно расширяют картину мира.
В процессе проведения системы тренингов мы столкнулись с некоторыми трудностями, к которым относятся: недостаточно развитый уровень мотивации к учебной деятельности, что понижает посещаемость и в некоторой степени активность студентов на занятиях; подход «ты должен» мешает обучающемуся осознать личностный смысл будущей профессии и важность саморазвития. Данные трудности можно преодолеть с помощью моделирования проблемных ситуаций, близких к реальной жизни и отвечающих актуальным потребностям студентов. Большое значение имеет создание атмосферы взаимного доверия на занятиях, а также использование метода групповой обратной связи, благодаря которому студент может получить информацию о том, как он воспринимается другими участниками тренинга, и скорректировать свое поведение, сделав его более эффективным.
Из вышеприведенного следует, что предложенная система тренингов позволяет сформировать коммуникативную компетентность студентов экономического профиля и обеспечивает их подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Дэвид, Ли. Практика группового тренинга. - СПб.: Питер, 2001.
2. Жуков, Ю. М., Петровская, Л. А., Растянников, П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
3. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга - психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб.: Речь; - М.: Смысл, 2002.
4. Левин К. Динамическая психология: Избр. Тр. - М.: Смысл, 2001.
5. Макшанов, С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. -СПб.: Образование - 1997.
6. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2006.
7. Руденский, Ю. Н. Основы психологической технологии общения менеджера. - Кемерово, 1995.
8. Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. - М.: Технолог, шк. бизнеса, 1996.
9. Фадейкина, О. А. Психологический тренинг студентов-экономистов в контексте профессионального развития. Непрерывное профессиональное образование: Международ. сб. науч. ст.( под ред. д-ра пед. наук, проф. Э. Г. Скибицкого). -Новосибирск: СИФБД, 2007.