Научная статья на тему 'Возможности интерактивных технологий при изучении гуманитарных дисциплин в медицинском вузе'

Возможности интерактивных технологий при изучении гуманитарных дисциплин в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москалева Ю. А., Чижкова М. Б., Чернуха В. В.

В статье рассматриваются вопросы практической реализации интерактивных технологий в образовательном пространстве медицинского вуза при изучении дисциплин гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности интерактивных технологий при изучении гуманитарных дисциплин в медицинском вузе»

Объем знаний, необходимый для получения как минимум 36 баллов ЕГЭ (в частности, именно таким был проходной балл в 2015 году) и прохождения конкурсного отбора при поступлении в вуз, в реальности часто бывает недостаточным для дальнейшего успешного обучения. Это подтверждает высокий процент отчисления студентов начальных курсов. Специфика изучения дисциплины в вузе существенно отличается от школьного обучения и по объему и по темпу изложения материала. Чтобы помочь будущим студентам в освоении изучаемого предмета, в излагаемый материал вводятся темы и понятия, которые не являются строго необходимыми для сдачи ЕГЭ, но, как показывает опыт, помогающие понять суть многих заданий. В качестве примера можно привести правила Кирхгофа для расчета электрических цепей, применение понятия оптической длины пути световой волны для анализа интерференционных явлений, использование дифференциального аппарата, решение задач в неинерциальных системах отсчета и в системе центра масс. К сожалению, эти темы и понятия не всегда рассматриваются даже в профильных классах. Будучи вкратце изложенными на подготовительных курсах, они позволяют, во-первых, в некоторых случаях справиться с экзаменационным заданием, если авторское "простое" решение не столь очевидно, и, во-вторых, позволяют легче адаптироваться к изучению программы вуза.

Формирование технического мышления - долгий и кропотливый процесс. Изучение физики способствует его успешному развитию. Освоение вузовской программы по физике является серьезным этапом в этом процессе, но не стартовым. Начало развития технических способностей будущих студентов инженерных специальностей должно быть положено в школе, а дополнительные занятия по физике на подготовительных курсах в вузе являются адаптацией к программным требованиям высшей школы. Список использованной литературы:

1. Демидова, М.Ю. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания физики. - М.: ФИПИ, 2013. - 20 с.

2. Нефедьева, В.С., Верпатова, О.Ю., Алексеева, Н.А. Цели, задачи и направления деятельности центра довузовской подготовки Тверского государственного технического университета // Образование в XXI веке / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь: Изд-во ООО «Купол», 2010. - 252 с.

3. Нефедьева, В.С., Лузикова, С.Н. Инновационные процессы в организации работы центра довузовской подготовки // Инновационная наука. - 2016. - № 3. - С. 162-165.

4. Нефедьева, В.С., Лузикова, С.Н. Организация работы подготовительных курсов: опыт и перспективы довузовского обучения // Научная перспектива. - 2015. - № 12. - С. 16-17.

© Мишина А.В., Лузикова С.Н., 2016

УДК 378.147.34

Ю.А. Москалева

К.п.н., доцент, ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России

М.Б. Чижкова

К.псх.н, доцент, ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России

В.В. Чернуха

Ассистент, ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России г. Оренбург, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ

ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы практической реализации интерактивных технологий в

образовательном пространстве медицинского вуза при изучении дисциплин гуманитарного профиля.

Ключевые слова Интерактивные технологии, медицинский вуз, гуманитарные науки.

В настоящее время в современном образовании накоплен достаточный практический опыт с хорошим научным обоснованием применения интерактивных технологий обучения студентов. Кроме того федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нормативно закрепили необходимость практического внедрения данных технологий в учебный процесс медицинского вуза. К примеру, по специальности «Лечебное дело» удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее 5% аудиторных занятий.

В современной психолого-педагогической литературе отсутствует однозначное толкование понятия «интерактивная образовательная технология». В тоже время, при использовании термина интерактивность, акцент делается на высокую степень активности всех субъектов образовательного взаимодействия, организатором которого выступает преподаватель [1, с. 1-2].

Использование интерактивных технологий на кафедрах гуманитарного профиля позволяет создавать условия для формирования у студентов общекультурных компетенций, через развитие личностно-социальной позиции, проявления своей индивидуальности в интеллектуальной и познавательной деятельности. По мнению В.В. Краевского, главная функция гуманитарных наук - получать научное знание о человеке в разных аспектах [2]. Так, гуманитарные науки помогают культурному и нравственному развитию будущего специалиста, формируют его активную жизненную, а следовательно, и профессиональную позицию в обществе. Это тесно переплетается с основной задачей врача направленной на предупреждение и профилактику различных заболеваний, где на первое место выступает умение вести диалог с учетом ценностно-смыслового равенства, умение устанавливать доверительные взаимоотношения с пациентом, аргументировать свою точку зрения тем самым мотивируя пациента на поддержание своего здоровья. Научиться такому взаимодействию возможно только при погружении в атмосферу сотрудничества, став равноправным и активным участником учебного процесса. Поэтому в учебном процессе наибольшее применение нашли такие интерактивные технологии как, работа в малых группах, метод разбора конкретных ситуаций на основе имеющегося опыта, проведение дискуссии и деловой игры.

Работа в малых группах позволяет организовать внутригрупповую и межгрупповую совместную деятельность, при которой осуществляется непосредственное взаимодействие всех участников учебного процесса. При этом отрабатываются навыки межличностного общения, поиска новых и нестандартных решений, формируется направленность личности на кооперативное достижение результата с учетом личного вклада каждого участника в достижении поставленной цели.

Деловая игра позволяет студентам уже с первого курса погрузиться в профессиональные ситуации и выстроить взаимоотношения с учетом имеющегося жизненного опыта. При этом усвоенные знания приобретают системный характер и помогают закрепить внутрипредметные и межпредметные связи. В деловой игре происходит интерактивное взаимодействие, где внимание переносится на партнерство и соуправление, что важно для профессии врача.

Метод разбора конкретных ситуаций, помогает творчески подойти к решению задачи [1, с. 6] и раскрыть внутренний потенциал студента, Данный метод снижает противоречие между личностно значимым опытом студента, полученным в течение жизни, и предметным опытом, накопленным обществом и наукой в течение тысячелетий.

Дискуссия обеспечивает активное включение студента в поиск истины, создает открытое пространство для выражения мыслей и чувств, помогает лучше понять других и показывает направления для личного и профессионального саморазвития личности будущего врача. Групповая дискуссия хорошо сочетается с традиционными подходами в обучении, дополняя и расширяя их образовательные и воспитательные возможности.

Таким образом, именно интерактивные технологии позволяют в полной мере реализовать практико-

ориентированный подход к обучению будущего врача при изучении дисциплин гуманитарного профиля. Список использованной литературы:

1. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Электронный ресурс] // Психологический журнал. - 2012. - №°2. - С. 1-18. URL: http://psyanima.Su/journal/2012/2/index.php (дата обращения: 11.03.2016).

2. Краевский, В.В. Роль гуманитарных наук в развитии общества [Электронный ресурс]. URL: http://kraevskyvv.narod.ru/papers/gum_nauki.htm (дата обращения: 10.03.2016).

© Москалева Ю.А., Чижкова М.Б., Чернуха В.В., 2016

УДК 37

М.Р. Москаленко,

к.и.н., доцент

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной работе рассматриваются вопросы воспитания патриотизма у учащихся в системе уровневого профессионального образования. Изучаются основные педагогические принципы развития данных мировоззренческих позиций.

Ключевые слова

Патриотическое мировоззрение, профессиональное образование

Воспитание патриотизма учащихся имеет большое значение как в системе общего, так и профессионального образования. Уважение к культурной и исторической традиции Отечества очень важно для мировоззрения человека, и от этого может напрямую зависеть его профессиональная деятельность -особенно это касается сфер государственной гражданской и военной службы, всех уровней управления, образования и педагогики, политической деятельности, и ряда других.

Следует отметить, что в российском обществе существуют определенные проблемы и сложности, связанные с воспитанием у учащихся патриотизма, которые связаны с влиянием самых разнородных факторов:

- социальные противоречия в обществе, высокая степень социального расслоения и недоверия друг к другу различных слоев населения;

- противоречивая оценка многих значимых исторических событий и личностей, затрудняющая формирование морально-нравственных позиций учащихся;

- серьезное негативное влияние на общее социальное самочувствие россиян таких факторов, как: агрессивная информационно-психологическая среда, обилие информации негативного плана, разрушающе действующей на психику; психологическая напряженность в обществе, множество конфликтных ситуаций в быту, на работе и часто в семьях; низкая бытовая культура населения [1, с. 44]

Следует отметить большую значимость патриотизма и национального самоуважения для социальной стабильности в обществе. Так, например, ориентация на служение Отечеству, характерная для российского дворянства, не успела сформироваться у бывших крепостных в период после отмены крепостного права [2, с. 260], и, естественно, это не лучшим образом повлияло на социальную стабильность российского общества в начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.